bevalex
    Поиск:    
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Эффективные методики
Изи Штандарт
Продэкспо
Место для красивого и яркого баннера!
Место для красивого и яркого баннера!
Место для красивого и яркого баннера!
Место для красивого и яркого баннера!
Место для красивого и яркого баннера!
РА  iXBT
Конъюнктура рынков » Казахстан » Рынок пива Казахстана


Рынок пива Казахстана


Рынок пива появился в Казахстане во второй половине IX в., когда были построены первые заводы. Во времена СССР в стране производилось около 30 млн. дал пива. В 90-е гг. прошлого века в результате экономического спада объемы производства пива сократились в пять раз. Пивоваренная промышленность отставала в техническом обеспечении технологии приготовления пива, заводы не могли производить пиво хорошего качества, удовлетворяющее потребностям рынка. В связи с этим произошло замещение местного пива импортным. На рынок Казахстана вышли новые марки пива из России, Германии, Голландии, Англии, США, Чехии и др. стран.

В конце 90-х гг. в Казахстане наблюдается возрождение пивоваренной промышленности, переоснащаются и реконструируются основные пивоваренные заводы: ОАО «Первый пивоваренный завод» и ОАО «Сусындар» в г.Алматы, ЗАО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод», ОАО «Роса в г. Павлодаре, Рудненский филиал ТОО «Фирма «Арасан», ТОО «Шымкентпиво», ОАО «Нуржанар в г.Уральске, ТОО «Фирма «Арасан» в г.Кустанае, ЗАО «Усть-Каменогорский пивзавод».

Через несколько лет было построено несколько новых заводов с современным оборудованием лучших мировых фирм Германии, Дании, Чехии, США - Steinecker, KHS, Krones, Huppmann, Meura, Danbrew. С 1998 г. по 2002 г. в Алматы появились пивоваренные производства ТОО «Динал», ТОО «Пивоваренная компания «DERBES», ТОО СП «Ирбис», ЗАО «Арай» в г. Лисаковске, ТОО « Ак-Арлан» в г.Астана, ЗАО «Семей су», ТОО «Асер» в г.Семипалатинске, ТОО «Атамекен и К» в г.Актюбинск. В августе 2003 г. компания «Эфес Караганда пивоваренный завод» открыла производство в г. Алматы.

Пивной рынок Казахстана вот уже несколько лет является лидером по объему производства и темпам роста среди стран СНГ. Однако это происходит в основном за счет импортных брендов, которые ведут агрессивную маркетинговую политику. По данным экспертов, доля казахстанского пива (бутилированного и баночного) в первом полугодии 2006 г. составила 67% против 33% импортируемого в республику пива. За аналогичный период 2005 г. местное пиво занимало 75% от всего объема продаж. Импорт пива в Казахстан постоянно увеличивается. Если в 2001 г. он составлял всего 2% от общего объема, то уже к концу 2006 г. доля импорта составляла 19%, а в 2007 г., по некоторым оценкам, - 26%.

Объем рынка, по разным оценкам, составляет от 60 до 67 млрд. тенге. Начиная с 2000 г. средний показатель роста рынка составлял 25–30% в год. Ведущую роль на рынке пива Казахстана, на котором работают около 80 пивоваренных заводов, играют 4 игрока: ТОО «Пивоваренная компания «Дербес», АО ИП «Эфес Караганда», Baltic Beverages Holding и ТОО «Шымкентпиво». Тем не менее, их объемов производства не хватает для удовлетворения растущего спроса, что приводит к росту импорта. На сегодняшний день в Казахстане действуют более 60 минипивзаводов, которые производят от 200 до 1000 л пива в сутки, а производственный потенциал по выпуску пива составляет 60 млн. дал в год. Производство пива, по сравнению с серединой 90-х гг. прошлого века, возросло в 5 раз (Рис. 1). В целом, с 2002 г. производство пива было соизмеримо с увеличением ВВП.


 
Рис. 1. Производство пива в Казахстане в 1990-2004 гг., млн. дал

 

 

В последние несколько лет на пивной рынок страны со своими инвестиционными программами пришли мировые лидеры пивного бизнеса: Heineken, Efes Beverage Group и Вaltic Вeverage Нolding (BBH).

Фирму Heineken (Голландия) представляет ТОО «Динал» (г. Алматы) с торговыми марками пива «Тянь-Шань», «Амстел», «Бочкарев».

Компания Efes Beverage Group (Турция) представлена иностранным предприятием ЗАО «Эфес Караганда пивоваренный завод» (г. Караганда), а также пивоваренным заводом в г. Алматы с торговыми марками пива «Карагандинское» и «Старый мельник», «Эфес Пилсенер».

Вaltic Вeverage Нolding приобрел осенью 2002 г. пивоваренный завод ТОО СП «Ирбис», а в 2003 г. - ТОО "Пивоваренная компания «DERBES» (г. Алматы) с торговыми марками «Ирбис», «Дербес», «Алма-Ата».

10 ведущих брендов - «Балтика», «Дербес», «Ирбис», «Карагандинское», «Клинское», «Тянь-Шань», «Павлодарское», «130», «Шымкентское» и «Алма-Ата» - занимают почти весь рынок пива Казахстана (около 80% объема продаж). В 2003 г. результаты маркетингового исследования показали предпочтения казахов в сортах пива (Табл. 1). Первые два места занимают пиво торговой марки «Дербес» (36% всех опрошенных) и «Жигулевское» (23%).

 

 
Табл. 1. Предпочтения жителей Казахстана в сортах пива, 2003 г., % от всех опрошенных

 

Дербес
36,2
Жигулевское
23,4

Тянь-Шань

15,6
Балтика
14,2

Ирбис

7,1

Старый Мельник

7,1
Амстел
6,4

Южная Столица

5,0
Карагандинское
4,3
Шымкентское
2,8

Хайнекен

2,1
Павлодарское
1,4
Хугарден
1,4

Cемь Бочек

0,7
Миллер
0,7

Сибирская Корона

0,7

Стелла Артуа

0,7
Будвайзер
0,7

Клалт Халер

0,7

Алма-Ата

0,7
Маршал
0,7

Корона Экстра

0,7
Казахстанское
0,7
Беккер
0,7
Олстен
0,7

Затрудняюсь с ответом

1,4

В сентябре 2008 г. Efes и Heineken достигли соглашения о создании совместной компании в Казахстане. Efes получит 72% акций нового предприятия, Heineken – 28%. Создание СП будет завершено после одобрения сделки регулирующими органами. На начало 2008 г. Efes был вторым по величине производителем пива в Казахстане с 25%-ной долей рынка. Два принадлежащих компании пивоваренных завода производят 2,1 млн. гектолитров пива в год. Heineken занимал пятое место по объему выпуска пива в Казахстане, его производственные мощности составляли 0,4 млн. гектолитров.

Все остальные крупные и средние производители пива работают за счет отечественных инвестиций: АО «Первый пивоваренный завод» - торговые марки «130», «1874» и «Жигулевское», АО «Роса» (г. Павлодар) - торговые марки «Павлодарское», «Кочевник», АО «Нуржанар» (г. Уральск) - торговые марки «Нуржанар» и многие другие.

Вместе с объемом производства возросло и среднедушевое потребление пива в Казахстане. Если в 1996 г. оно составляло 4,6 л в год на человека, то в 2003 г. - 17,5 л. В 2007 г. потребление пива на душу населения оценивалось уже в 35–36 л. По прогнозам экспертов, рост в ближайшие 2–3 года будет составлять 15–17% в зависимости от характера регулирования отрасли. Рынку есть куда расти: в Европе среднее потребление пива составляет 80–85 л в год. Как и в странах  Европейского Союза, уровень потребления пива в Казахстане зависит от уровня ВВП и покупательной способности населения.

Сдерживает развитие пивной отрасли в Казахстане законодательная база страны. В апреле 2007 г. увеличился акциз на пиво с 8 до 10 тенге (это не коснулось других алкогольных напитков).

В последнее время потребители пива в Казахстане выдвигают повышения требований к качеству напитка. Прослеживается прямая зависимость между ростом доходов населения, повышением уровня потребления пива и предпочтением более дорогого брендированного продукта. С 2003 г. по 2006 г. продажи пива нижнего ценового сегмента сократились ровно вдвое (с 40 до 20% от общих продаж). В то же время продажи пива среднего ценового сегмента  увеличились с 55% до 69%, пива класса «премиум» - с 5% до 10%, пива класса – с 0,5% до 1%.

Однако после присоединения страны к ВТО и появлением на рынке пива в пластиковой таре ситуация может измениться и экономсегмент вновь может отвоевать свои позиции. Казахстан – одна из редких стран, где запрещен разлив пива в ПЭТ-упаковку, поэтому с появлением такого товара на рынке большой объем продукции перейдет из разливного сегмента в ПЭТ. По мнению экспертов, данный запрет значительно тормозит развитие рынка напитков вообще и пивного рынка в частности.

Основной экспортер пива на рынок Казахстана – Российская Федерация. Европейские производители пива считают, что местный рынок не представляет интереса в плане экспортного потенциала. Лидером среди компаний-экспортеров последние несколько лет является торговая марка «Балтика» (80% всех экспортных поставок), которая принадлежит скандинавскому пивоваренному концерну Baltic Beverages Holding. Главная причина лидерства состоит в том, что «Балтика» производит широкую линейку брендов, представленных в Казахстане, и может позволить себе расширять эту линейку. ВВН принадлежит более чем пятая часть всего казахстанского рынка (38,5 млн. л по итогам 2005 г.) и постоянно повышает объемы экспортируемой в Казахстан продукции.

 

 

Источник: РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"

 
Предлагаем Вашему вниманию готовые маркетинговые исследования и обзоры рынка, выполненные ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в 2006-2008 гг.
 
Вы сможете заказать готовые маркетинговые исследования и обзоры рынка, написав нам письмо на электронный адрес market@icetrade.by, или позвонив по телефону +375 17 203 58 10. 
 
Если же нужного информационно-аналитического продукта нет в базе - Вы можете заказать его проведение.

 

ixbt.biz



Все права защищены © НЦМиКЦ 2000-2012
дополнительная информация по тел.: 375 (17) 306 34 78