bevalex
    Поиск:    
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Кастом-Сервис
 Индустриальный парк  Great Stone
Место для красивого и яркого баннера!


Транзитный потенциал Беларуси и Литвы — основа взаимодействия

Литва является одним из стратегических партнеров нашей республики. Взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической и инвестиционной сферах между двумя странами динамично развивается на протяжении всей истории суверенной Беларуси. По итогам 2010 года двухсторонний оборот товаров и услуг достиг рекордной отметки в $ 1,1 млрд. Размер литовских инвестиций в белорусскую экономику составил $ 50 млн. Способствовать реализации новых совместных проектов станет Единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана, которое начнет функционировать с 1 января 2012 г.

Динамика развития взаимной торговли
На протяжении последних лет Литва входит в число стран — ведущих торговых партнеров Беларуси. В 2009 г. двухсторонний товарооборот составил почти $ 566 млн при объеме белорусского экспорта в размере более чем $ 370 млн. За 10 месяцев 2010-го он увеличился на 26,1% к соответствующему периоду 2009-го — до $ 555,2 млн. В том числе экспорт — на 28,4%  — до $ 367 млн, а импорт — на 21,9% — до $ 188,2 млн. Опережающий темп роста экспорта над импортом способствовал увеличению положительного сальдо взаимной торговли для белорусской стороны.
Подобная тенденция сохраняется и в текущем году. Так, за январь—апрель 2011 г. объем двухсторонней торговли между Беларусью и Литвой составил более $ 324 млн — 168,7% к уровню за аналогичный период прошлого года. Белорусский экспорт при этом увеличился почти в 1,8 раза.  
В Литву поставляется широкий ассортимент отечественной продукции, насчитывающий более 500 товарных позиций. Около 60% всей номенклатуры белорусского экспорта составляют промежуточные товары, 17—20% — сырьевой экспорт, 20—23% — готовая продукция, продовольственные товары и товары народного потребления. Востребованы на литовском рынке отечественные продукты нефтепереработки, металлопрокат, минеральные удобрения, торф, топливная древесина,  товары легкой и пищевой промышленности, различные стройматериалы, техника и многое другое. Литва ежегодно закупает более 1 тыс. тракторов МТЗ. Две трети из 160 тыс. тракторов на литовских полях — белорусского производства. Поставки отечественной технической соли занимают 80% рынка Литвы.  
Для литовских потребителей белорусская продукция привлекательна по соотношению цены и качества. В целом в Литве сегодня работают более 200 предприятий с участием белорусского капитала. Они выступают в качестве платформы для наращивания двухсторонней торговли и продвижения белорусской продукции на рынок ЕС. В этих целях в 2010 г. отечественный бизнес инвестировал в литовскую экономику более $ 60 млн.
Среди наиболее крупных совместных белорусско-литовских предприятий можно отметить:
- ЗАО «ТД БМЗ-Балтия», созданное РУП «Белорусский металлургический завод» с долей белорусских инвестиций в уставном фонде предприятия 55%;
- ЗАО «Белверди», в котором ЗАО «Пинскдрев» владеет 51% акций;
- компания «Балткалис», учредителем которой является РУП ПО «Беларуськалий» (40% акций);
- ЗАО «Моготекс - Балтик» в г. Вильнюсе, созданное ОАО «Моготекс», с долей белорусских инвестиций 51%;
- ООО «Белтайер», которое представляет интересы ОАО «Белшина» (51%);
- ЗАО «Трансхема», созданное УП «Белорусский нефтяной торговый дом» (51%).
Последняя компания работает на рынке Литвы с 2006 года и успешно продвигает продукцию нефтехимической отрасли Беларуси на рынки Литвы  и в страны ЕС. Кроме того, оказывает комплексные услуги по экспедированию белорусских грузов в Литве. Названные белорусские компании демонстрируют успешную работу товаропроводящей сети в этой стране.

Сотрудничество в области транспорта и транзита
Экономическая политика страны направлена на интеграцию в европейские структуры и дальнейшее осуществление рыночных реформ. В структуре литовской экономики, как и в большинстве развитых стран мира, значительную долю занимает сфера услуг. На сельское хозяйство приходится всего 6,1% ВВП, на промышленность — 31,3 % ВВП, остальное — на сферу услуг. Как и Беларусь, Литва с выгодой для себя использует свое географическое положение и развитую инфраструктуру.
Комиссия ЕС по вопросам транс¬порта включила два транспортных коридора, пересекающих Литву (ав¬томагистраль «Север — Юг» и железнодорожную линию, соединяющие Скандинавию с Центральной Европой, а также магистраль «Восток — Запад», связывающую восточные рынки с остальной частью Европы), в число десяти важнейших в Европе.
Мощным связующим звеном на пути мировых товарных потоков  с запада на восток и в обратном направлении стал Клайпедский морской порт — самый северный незамерзающий порт на восточном побережье Балтики. Отсюда ежедневно отправляются суда с грузами в европейские страны, а также на американский и азиатский континенты.
Транспортировка белорусских товаров занимает значительную долю в общем объеме транзита грузов через данный морской порт, и наши партнеры заинтересованы в привлечении сюда большего объема грузопотоков. С этой целью литовцы стремятся предоставить наиболее благоприятные условия их перевалки с территории порта. Отечественные экспортеры оценили предоставленные им возможности.
В 2010 г. Клайпеда заняла первое место по объему перевалки белорусских грузов среди всех портов, с которыми работает наша республика. Через Клайпедский морской порт было перевалено более 8 млн т белорусских грузов (на 22,7% больше, чем в 2009 году). Для сравнения: через латвийские порты (Вентспилс) — 6,5 млн т, а через украинские (Николаев) — 2 млн т соответственно. Зарубежным заказчикам через Клайпеду были отправлены минеральные удобрения,  нефтепродукты и торф.
Доля белорусских грузов составила 26% от общего объема всех грузов, обработанных в Клайпеде. По этому показателю отечественные бизнесмены опередили российских, украинских, казахстанских коллег.
В первые пять месяцев текущего года также отмечается положительная динамика работы с Клайпедским портом. Объем перевалки белорусских товаров в Клайпеде за этот период увеличился на 20,5% и составил 3,8 млн т. По железнодорожным путям Беларуси и Литвы за январь — май 2011 г. перевезено 8,2 млн т грузов (на 22% больше).
Еще один пример успешного сотрудничества Беларуси и Литвы в области транспорта — осуществление транспортировки грузов между Балтийским и Черным морями по маршруту Клайпеда — Минск — Ильичевск комбинированным поездом «Викинг». Вообще для Белорусской железной дороги сотрудничество с АО «Литовские железные дороги» является одним из приоритетных направлений. Так, еще одним стратегически важным проектом может стать реализация инициативы Литвы по созданию нового контейнерного поезда по маршруту Литва — Беларусь — Россия — Казахстан — Китай. Основанием для этого служит декларация о создании такого сухопутного транзитного коридора. Она была подписана министрами транспорта Беларуси, Литвы и Китая в ходе проведения первого Евроазиатского транспортного форума ASEM. Данное мероприятие состоялось в Вильнюсе в октябре 2009 г. По сути, проект может стать альтернативой морскому коридору Азия — Европа.
По оценкам экспертов, его реализация позволит сократить время перемещения грузов по сравнению с морским путем почти втрое, в конечном счете — значительно увеличить объем транзитных грузов по территории Беларуси. Белорусская сторона поддерживает данную инициативу. Тем не менее для старта международного транспортного проекта необходима поддержка всех государств-участников. В том числе России и Казахстана. Литовская сторона готова финансировать этот проект в целях выхода на новые рынки сбыта своей продукции в азиатском регионе.

Инвестиции в будущее
В той же мере литовский бизнес заинтересован во вложении финансовых средств в экономику Беларуси, так как это создает хорошие предпосылки для выхода на рынки стран СНГ — России, Казахстана, Украины и других. Инвестиционный климат нашей республики для литовского бизнеса является привлекательным. Это подтверждается тем, что по состоянию на 1 января 2010 г. в нашей стране зарегистрированы 410 организаций с участием литовского капитала: 207 совместных и 203 иностранных предприятия с общим уставным фондом в $44,3 млн.
Объем литовских инвестиций в Беларусь в последние годы стабильно растет. Так, в 20008 г. в республику их было привлечено на сумму в $ 16,3 млн, в 2009 г. – $ 33 млн, в 2010 г. – $ 49,5 млн.
Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов, реализованных с участием литовской компании ЗАО «Senukai», можно назвать открытие в Минске в 2010 г. первого строительного гипермаркета «ОМА»  площадью 8 тыс. м2. Инвестиционная стоимость проекта составила 9,5 млн евро. Аналогичные торговые центры литовцы планируют открыть в областных центрах Беларуси. В прошлом году с участием иностранного капитала началась реализация проекта строительства транспортно-логистического терминала площадью 40 тыс. м2 в г. п. Раков (Воложинский район). 
За три месяца текущего года литовские инвестиции в Беларусь составили уже $ 28,7 млн и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,7 раза.  При этом литовские инвесторы заявляют о том, что они готовы расширить сферу своих финансовых вложений. Обсуждение будущих инвестиционных проектов состоялось на встрече руководителя белорусского правительства Михаила Мясниковича  с делегацией деловых кругов из этой страны в конце июня текущего года. На встрече иностранные бизнесмены высказали намерение инвестировать в проекты в сфере возобновляемой энергетики, банковское дело, страхование, переработку сельхозпродукции. Дополнительным стимулом к действию послужит  принятое руководством страны решение о распространении принципов и условий ведения бизнеса, действующих в свободных экономических зонах, на всю территорию Беларуси. 
Кроме того, литовские бизнесмены подтвердили готовность участвовать в приватизации белорусских предприятий и хотят приобрести одно из предприятий по переработке молока. По словам президента компании «Жабонис и партнеры» Альвидаса Жабониса, объявленные к приватизации в нашей республике объекты привлекают внимание предпринимателей из Литвы. «Те предприятия, в которые мы здесь инвестировали, радуют своей динамикой, — отметил литовский бизнесмен. — Мы ждем стабилизации ситуации на валютном рынке Беларуси, что может открыть нам новые пути для привлечения инвестиций в вашу страну».
В свою очередь это позволит ускорить решение и задачи увеличения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику. За 5 месяцев 2011 г. Беларусь привлекла $ 743 млн. Фактически эта сумма составляет три четвертых от их объема по итогам 2010 г., однако этого недостаточно для выполнения задания нынешнего года — $ 6,5 млрд.

Визитка страны

Литва (Литовская Республика) — государство в Европе, расположенное на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на востоке — с Беларусью, на юго-западе — с Польшей и Калининградской областью России.
Площадь: 65,2 тыс. м2.
Население: более 3,3 млн человек (2010 г.).
Столица: г. Вильнюс.
Государственный строй: парламентская республика.
Официальный язык: литовский.
Денежная единица: лит.
ВВП: более $ 48 млрд (оценка 2008 г.)
ВВП на душу населения: почти $ 14 300.

Источник: Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен


 





Все права защищены © НЦМиКЦ 2000-2016
дополнительная информация по тел.: 375 (17) 306 34 78