Аргентина

                                             

                                       

Герб: официально принят в 1944 г. и основан на символах, присутствующих в истории Аргентины с начала XIX века.

Щит пересечён на лазурь и серебро. Поверх всего червлёный колпак на посохе натурального цвета в столб, прикрытом в серебре двумя возникающими руками натурального цвета, соединёнными в рукопожатии. Щит обрамлён зелёным венком из соединённых снизу серебряной с лазоревой каймой лентой. Сверху щита — выходящее золотое солнце.

Фригийский колпак на посохе является известным символом борьбы за свободу. Ту же смысловую нагрузку несёт Майское солнце (Соль де Майо). Рукопожатие символизирует согласие между субъектами федерации Аргентины. Лавровый венок означает победу Аргентины в борьбе за независимость.

Флаг: согласно наиболее распространённой интерпретации значения флага, он олицетворяет небо, облака и солнце. Тем не менее, существует несколько народных преданий, объясняющих значение цветов флага по-иному.

Согласно одному из них, голубой цвет символизирует реку Ла-Плата (Río de la Plata — буквально «Река серебра»), а белый — серебро (название «Аргентина» произошло от латинского названия серебра). Есть также мнение, что расцветка флага основана на традиционных цветах фамилии Бурбонов. Согласно ещё одному варианту, голубой и белый — цвета одеяний Девы Марии.

Ежегодно 20 июня в Аргентине отмечается День флага.

  • Гимн: «Национальный гимн Аргентины» — государственный гимн Аргентины. Слова аргентинского национального гимна были написаны Висенте Лопес и Планесом, музыка — Бласом Парерой. Песня была принята в качестве национального гимна 11 мая 1813 г., три года спустя после формального провозглашения независимости от Испании. 11 мая является в Аргентине Днём Гимна.
  • Государственный язык: испанский.
  • Географическое положение: Аргентинская Республика (Аргентина) расположена в юго-восточной части Южной Америки. Граничит на севере с Боливией и Парагваем, на северо-востоке — с Бразилией и Уругваем, на западе — с Чили. На востоке страна омывается водами Атлантического океана, на западе граница проходит по горному массиву Анд. Территория страны расположена в меридиональном направлении. Наибольшая протяженность с севера на юг — 3,7 тысяч км. Территория Аргентины составляет около 2,8 миллионов кв. км, без Фолклендских (Мальвинских) островов, являющихся спорной между Аргентиной и Великобританией территорией. Территория: 2 780 400 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: В стране — 23 провинции и столичный федеральный округ — г. Буэнос-Айрес. Административная власть в провинции принадлежит губернатору, избираемому один раз в 4 года. Провинции пользуются по Конституции большой политической, экономической и административной автономией от Федерального центра.
  • Столица: Буэнос-Айрес. Крупнейшие города: Буэнос-Айрес, Кордова, Росарио.
  • Государственное  устройство: Аргентина — президентская республика с элементами парламентаризма. Политический строй демократический. Согласно действующей Конституции от 25 августа 1994 г., главой государства и правительства является президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года. Президент и вице-президент могут быть переизбраны только на один последующий срок. Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоит из Сената (72 члена) и Палаты депутатов (257 членов). Каждые 2 года Палата депутатов обновляется наполовину, Сенат — на 1/3. Палата депутатов является органом общенационального представительства; ее члены избираются от округов с примерно равным числом избирателей. Сенат формируется из трех сенаторов от каждой провинции и от города Буэнос-Айреса, избираемых в прямой и совместной форме. Председателем Сената является вице-президент. Функции исполнительной власти осуществляют федеральное правительство и президент. Кабинет министров назначается президентом. Высший орган судебной власти — Верховный суд. Аргентина является активным членом в следующих международных организациях: ООН, ВТО, МБРР, МВФ, МЕРКОСУР, МФКК, ОАГ, ЛААИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции), ЛАЭС (Латиноамериканская экономическая система).
  • Население: 43 416 755 человек. Подавляющую часть населения составляют испаноязычные аргентинцы, главным образом выходцы из Испании, Италии, стран Центральной Европы. Коренное население (индейцы), которое было в значительной степени истреблено в процессе европейской колонизации, сохранилось лишь вдоль границы с Парагваем (полукочевые племена различных языковых семей и групп: тупи-гуарани, матако-матагуайо, гуайкуру). У границ с Боливией и Чили живут метисы, сохранившие язык кечуа.
  • Религия: Христианство (92%) является господствующей религией в стране. Католики составляют 73% населения, протестанты — 9%, православные — 4%. Большинство протестантов — пятидесятники (около 3 миллионов человек), иудеев — 180 тысяч человек, мусульман — около 500 тысяч человек.
  • Национальная валюта:  аргентинское песо.
  • ВВП:  583 168 571 долларов США.
  • Часовой пояс: GMT/UTC -3.
  • Телефонный код: +54.
  • Штрих-код: 779.

Содержание:

Общая характеристика экономики

В 2015 г. Аргентина уступила Чили свое место в тройке лидеров Латинской Америки по уровню социально-экономического развития, заняв четвертое место (первые — Бразилия и Мексика). Страна располагает разнообразной минерально-сырьевой базой и в значительной степени обеспечивает себя нефтью и газом.

Традиционно важное место в экономике страны занимает агропромышленный комплекс. Аргентина полностью обеспечивает себя продовольствием и является одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются производство зерновых (пшеница, кукуруза), масличных культур (соя, подсолнечник), свежих фруктов (яблоки, груши, цитрусовые), вина, мёда, а также мясное и молочное животноводство, птицеводство.

Активно развивается горнорудная промышленность, а также машиностроение и металлообработка (производство транспортных средств, сельхозмашин, металлообрабатывающих станков, некоторых видов энергетического оборудования). Страна является одним из ведущих производителей биотоплива.

Сразу после прихода к власти новое правительство начало предпринимать ряд конкретных шагов по либерализации экономики и устранению государственного вмешательства. В частности, были сняты валютные ограничения и установлен единый рыночный курс песо к доллару, отменено предварительное декларирование импорта, сокращены государственные субсидии отдельных секторов экономики.

В марте 2016 г., Институт статистики и цензов Аргентины (ИНДЕК) опубликовал данные по росту ВВП за 2011 — 2015 гг., рассчитанные по новой методике. Исходя из этих цифр, в 2015 г. аргентинская экономика продемонстрировала рост на 2,1%, что выше показателя, опубликованного Всемирным Банком (1,7%).

В связи с ограничительными мерами, непростой экономической ситуацией, а также нестабильностью на мировом рынке продолжился стремительный спад во внешней торговле. Так, по данным ИНДЕК, в 2015 г. общий внешнеторговый Аргентины оборот сократился на 17,8% до 116,3 миллиардов долларов США, что является наихудшим показателем за последние 14 лет. При этом аргентинский экспорт сократился на 21,4% до 56,5 миллиардов долларов США, импорт — на 8,2%  до 59,8 миллиардов долларов США. Впервые с 1999 г. зафиксировано отрицательное сальдо торгового баланса в 3,3 миллиардов долларов США.

Внешняя торговля Аргентины в 2010 — 2015 гг. (миллиардов долларов США)

 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

Товарооборот

124,9

158,2

149,7

157,0

137,1

116,3

Экспорт

68,5

84,3

81,2

83,0

71,9

56,5

Импорт

56,4

73,9

68,5

74,0

65,2

59,8

Сальдо

12,1

10,4

12,7

9,0

6,7

-3,3

Источник: ИНДЕК

Основными торговыми партнерами Аргентины в 2015 г. продолжали оставаться Бразилия, Китай, США и Чили.

Внешняя торговля Аргентины с основными партнерами в 2014 2015 гг. (миллиардов долларов США)

Страна

Товарооборот

Экспорт

Импорт

2014 г.

2015 г.

Изменение в %

2014 г.

2015 г.

Изменение в %

2014 г.

2015 г.

Изменение в %

Бразилия

28,0

23,1

-17,5

13,8

10,1

-26,8

14,2

13,0

-8,4

Китай

15,5

17,2

10,9

4,8

5,4

12,5

10,7

11,8

10,2

США

12,8

10,5

-17,9

4,0

3,4

-15

8,8

7,1

-19,3

Чили

3,6

3,1

-13,8

2,8

2,4

-14,2

0,8

0,7

-12,5

 

Роль и место экономики Аргентины в мировой экономике

По оценкам Международного валютного фонда, Аргентина занимает 25 место в мире по размеру ВВП — 972 миллиардов долларов США.

По данным Всемирного банка (которые отличаются от данных ИНДЕК) рост ВВП Аргентины в 2015 г. составил 1,7%, что ниже среднего показателя по региону. Наибольший рост ВВП продемонстрировали Панама (5,9%), Доминиканская Республика (5,7%), Боливия (4%) и Никарагуа (3,9%). С отрицательным результатом закончили год Венесуэла (-8,2%), Бразилия (-3,7%), Доминика (-3%), Эквадор (-0,6%). По прогнозам, в 2016 г. ВВП Аргентины вырастет на 0,7%, в 2017 г. — на 1,9%, в 2018 г. — на 3%.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности экономики в 2015 — 2016 гг., публикуемом Всемирным экономическим форумом в Давосе, Аргентина заняла 106 место из 140, потеряв 2 позиции по сравнению с прошлым периодом и оказавшись между Бутаном и Бангладеш. Возглавляет рейтинг традиционно Швейцария, замыкает — Гвинея. Из стран Латиноамериканского региона самые высокие позиции занимают Чили (35), Панама (50), Коста-Рика (52), Мексика (57), Колумбия (61). После Аргентины следуют Никарагуа (108), Боливия (117) и Парагвай (118).

По данным издания «DoingBusiness» Всемирного Банка, по благоприятности делового климата в мире Аргентина в 2015 — 2016 гг. опустилась на 3 позиции и заняла 121 место из 185 возможных, уступив практически всем странам Латиноамериканского региона. Среди латиноамериканских стран лидируют Мексика, Чили, Перу и Колумбия, несколько лучше, чем у Аргентины, показатель у Бразилии (116 место).

Кроме того, третий год подряд Аргентина возглавляет список стран с наиболее сложными административно-юридическими проблемами для осуществления предпринимательской деятельности транснациональными компаниями, по версии консалтинговой компании «TMFGroup». Однако эксперты компании подчеркивают возможность положительных изменений в связи со сменой экономической политики в стране.

Итоги социально-экономического развития Аргентины

Внешнеэкономические связи

В 2015 г. совокупный товарооборот внешней торговли Аргентины со всеми странами составил 116,5 миллиардов долларов США, что на 12,8% меньше показателя за 2014 г. — 133,6 миллиарда долларов США. Экспорт в 2015 г. сократился на 16,7%, составив 56,8 миллиардов долларов США против 68,3 миллиардов долларов США в 2014 г. Импорт остановился на отметке 59,8 миллиардов долларов США, что означает падение на 8,3% от уровня 2014 г.  Положительное сальдо торгового баланса 2014 г. сменилось в 2015 г. на отрицательное и составило 3,0 миллиарда долларов США.

Динамика показателей внешней торговли Аргентины со всеми странами в 2009 — 2015 гг., в миллионах долларов США

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2015/2014

Экспорт

55 669

68 134

83 951

80 927

81 660

68 335

56 752

83,0%

Импорт

38 781

56 502

73 937

68 508

73 656

65 229

59 787

91,7%

Товарооборот

94 450

12 4636

15 7887

149 435

155 316

133 564

116 539

87,3%

Сальдо

16 888

11 633

10 014

12 419

8 005

3 106

-3 035

 

по данным аргентинской статистики

 

Динамика показателей внешней торговли Аргентины с основными странами в 2014 — 2015 гг., в миллионах долларов США

 

Товарооборот

Экспорт

Импорт

2014

2015

Рост в %

2014

2015

Рост в %

2014

2015

Рост в %

Бразилия

28 041

23 087

82,3%

13 881

10 081

72,6%

14 160

13 006

91,9%

Китай

15 537

17 171

110,5%

4 794

5 388

112,4%

10 743

11 783

109,7%

США

12 875

11 129

86,4%

4 041

3 423

84,7%

8 834

7 706

87,2%

Основными экспортными товарами Аргентины стали соевый шрот (11,1% от общего объема экспорта), сырая нефть (10,1%), дизельное топливо (9,5%), бензин (6,1%), соевые бобы (5,2%), соевое масло (4,5%), кукуруза (3,5%), горючее (3,1%), грузовые автомобили (2,6%), золото немонетарное (2,5%), биодизель (1,7%), авиационный керосин (1,6%) и пшеница (1,2%).

Основу товарного импорта в Аргентину составили автомобили с двигателем внутреннего сгорания (5,0% от общего объема импорта), сотовые телефоны (3,7%), сжиженный природный газ (3,3%), дизельное топливо (2,9%), компоненты для телефонных аппаратов (2,8%), электроэнергия (1,3%), телевизоры с жидкокристаллическим экраном (1,2%) и нефть сырая (1,2%).

Тенденции изменения внешней торговли услугами

По оценкам ВТО, Аргентина занимает 43 место в мире по экспорту услуг, находясь в списке между Египтом и Румынией. Она также занимает 38 место среди импортеров.

Услуги занимают около 18% в общем обороте страны, а также составляют 15% от экспорта и 23% от общего импорта.

В структуре аргентинского экспорта услуг преобладают профессиональные и технические услуги, за ними следуют информационные услуги, патенты и авторские права, культура. Профессиональные услуги на 49% состоят из юридических и бухгалтерских услуг, 26% — реклама и маркетинг, 15% — исследование и развитие, 10% — архитектура и инжиниринг. Аргентина является крупным поставщиком аудиовизуальной продукции.

Импорт услуг на 44,4% состоит из профессиональных и информационных услуг, прав и патентов, телекоммуникаций, связи, строительства. 26,2% приходится на транспорт, 29,4% — на туризм.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

Экспортно-импортные операции в Аргентине регулируются Таможенным Кодексом Аргентины, президентскими декретами, а также резолюциями Министерства промышленности и туризма и Национального таможенного управления Аргентины.

В основе Таможенного кодекса лежат положения Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных систем, подписанной в Кито в мае 1973 г. Кодекс регулирует практически все вопросы, связанные с экспортно-импортными операциями: различные таможенные режимы, сборы и налоги, ограничения и запрещения экспорта, импорта и другие вопросы.

Таможенные пошлины взимаются в соответствии с Номенклатурой таможенных сборов и тарифов. Изменение таможенного тарифа производится президентским декретом — по представлению Правительства и заинтересованных министерств и ведомств.

Таможенно-тарифная политика Аргентины призвана содействовать интеграции страны в мировую экономику и углублению торгово-экономического сотрудничества со странами-членами МЕРКОСУР.

Принимаются меры по поддержке национального экспорта, защите интересов национальных производителей при осуществлении импортных операций.

Принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Аргентине являются защита государством прав участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов национальных производителей товаров и услуг. Одновременно устанавливается единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в стране.

Согласно Таможенному кодексу различаются два основных вида импорта: для потребления, т.е. когда товар ввозится в страну на неопределенный срок, и временный, когда товар ввозится в страну на строго определенный срок, после которого он должен быть либо вывезен из страны, либо импортирован для потребления. Импорт для потребления, в отличие от временного, облагается таможенной пошлиной и другими налогами. На временный импорт, как правило, распространяются запреты экономического характера.

Помимо таможенных пошлин при импорте взимаются другие дополнительные налоги (статистический сбор, консульский сбор, налог на фрахт, взнос в фонд развития экспорта), составляющие в целом около 4% стоимости товара.

Для всех стран, включая страны-члены МЕРКОСУР, применяются единые импортные пошлины.

Резолюцией Генеральной таможенной службы Аргентины от 5 мая 2009 г. № 2603 утверждены принятые совместной Комиссией по торговле стран МЕРКОСУР «Нормы таможенного контроля в таможенных службах стран МЕРКОСУР».

Резолюцией Генеральной таможенной службы Аргентины от 5 мая 2009 г. № 2605 утверждены принятые совместной Комиссией по торговле стран МЕРКОСУР «Нормы по совершенствованию таможенного администрирования».

Кроме обычных таможенных пошлин, для защиты национального производства и внутреннего рынка могут применяться специальные пошлины, к которым относятся:

  • налог для выравнивания цены;
  • антидемпинговая пошлина;
  • компенсационная пошлина.

Кроме вышеперечисленных экономических мер регулирования импорта, в Аргентине применяются также прямые административные запреты и ограничения на импорт.

В разделе 8 Таможенного кодекса Аргентины «Запреты на импорт и экспорт» приводятся основные виды запретов, которые подразделяются на:

  • экономические и неэкономические, в зависимости от их основной цели;
  • абсолютные и относительные.

Экономическими являются запреты, применяемые в следующих целях:

  • обеспечения соответствующих доходов или борьбы с безработицей;
  • проведения денежной, обменной или внешнеторговой политики;
  • защиты или сохранения национального производства, сферы предоставления услуг, флоры и фауны;
  • стабилизации внутренних цен на соответствующем уровне или сохранения объема предложения, соответствующего потребностям внутреннего рынка;
  • удовлетворения потребностей общественных поручительств;
  • защиты прав на интеллектуальную, промышленную и коммерческую собственность;
  • сохранения коммерческого доверия для предупреждения введения в заблуждение потребителей.

Неэкономическими являются запреты, применяемые в следующих целях:

  • утверждения национальной независимости и защиты государственных политических учреждений;
  • проведения международной политики;
  • сохранения общественной и национальной безопасности;
  • сохранения общественной морали и обычаев;
  • здравоохранения, поддержания проводимой политики питания, сохранения животного и растительного мира;
  • сохранения художественного, исторического, археологического и научного достояния;
  • сохранения отдельных пород животных и сортов растений;
  • защиты окружающей среды, сохранения природных ресурсов и предупреждения их загрязнения.

Абсолютными являются запреты на импорт или экспорт определенных изделий, осуществляемые любыми лицами.

Относительными запретами являются запреты на импорт или экспорт, предусматривающие определенные исключения в пользу одного или нескольких лиц.

В целях надлежащего контроля за осуществлением экспортно-импортных операций государство устанавливает специальные дополнительные требования, условия и/или ограничения, которые применяются при поставках отдельных групп специфических товаров (дикие растения, животные и изделия из них; произведения искусства и предметы антиквариата; оружие; материалы и продукты двойного назначения; морепродукты (креветки); отдельные с/х растения; продукты питания растительного и животного происхождения; наркотические и психотропные вещества).

Введены нетарифные ограничения на ввоз на территорию Аргентины товаров бывших в употреблении, а также ряда специфических товаров.

В 1992 г. Аргентинская Республика присоединилась к соглашениям о демпинге и о субсидиях и компенсационных пошлинах ГАТТ, которые устанавливают механизм защиты национальных продуктов против незаконной практики в международной торговле.

В 2015 г. были приняты следующие решения:

  • В соответствии с Декретом Президента Аргентины № 52/2015 от 15 января 2015 г. установлена экспортная пошлина в размере 20% на следующую продукцию: гречиха, просо и семена канареечника; прочие злаки.
  • Резолюцией Федерального управления по государственным доходам Аргентины № 3760 от 6 апреля 2015 г. введена экспортная пошлина на товар, поставляемый по коду ОНМ 0409.00.00 (мед натуральный) в размере 3,8 долларов США за кг (к цене ФОБ).
  • Резолюцией Федерального управления погосударственным доходам Аргентины № 3762 от 9 апреля 2015 г. введена экспортная пошлина на товар, поставляемый по коду ОНМ 0806.10.00 (виноград свежий) в размере 1,37 — 1,8 долларов США за кг (к цене ФОБ) в зависимости от сорта и упаковки.

В соответствии с Декретом Президента Аргентины № 760/2015 от 6 мая 2015 г. с 1 июля введены новые импортные пошлины:

  • в размере 28% на молоко и сливки; молочную сыворотку и сыры;
  • в размере 35% на персики, включая нектарины, содержащие спиртовые добавки;
  • в размере 35% на детские игрушки, в том числе трехколесные велосипеды, педальные автомобили, аналогичные игрушки на колесах.

В соответствии с Декретом Президента Аргентины № 900/2015 от 20 мая 2015 г. введены временные импортные пошлины (действуют до 30 июня 2015 г.) в размере 2% на товары машиностроения, такие как:

  • турбины;
  • насосы;
  • установки для кондиционирования воздуха;
  • судовые деррик-краны;
  • автопогрузчики;
  • лифты;
  • машины печатные;
  • машины для подготовки текстильных волокон;
  • машины швейные;
  • двигатели внутреннего сгорания;
  • бинокли, монокуляры, измерительные или контрольные приборы;
  • устройства и машины и другие товары.

Резолюцией Федерального управления по государственным доходам Аргентины № 3785 от 29 июня 2015 г. введена импортная пошлина на товар, ввозимый, в том числе из России, по коду ОНМ 3907.60.00 (полиэтилентерефталат) в размере 1,5 долларов США за кг (к цене ФОБ).

Резолюцией Федерального управления по государственным доходам Аргентины № 3789 от 29 июня 2015 г. введены импортные пошлины на товары, ввозимые, в том числе из России, по кодам ОНМ 6813.81.10, 6813.81.90, 6813.89.10 — (фрикционные материалы и изделия), 8708.30.19, 8708.30.19, 8708.30.90 — (части и принадлежности моторных транспортных средств) в размере 4,25 — 15 долларов США за кг (к цене ФОБ) в зависимости от товарной позиций.

Резолюцией Федерального управления по налогам Аргентины № 3787 от 29 июня 2015 г. введена экспортная пошлина к цене ФОБ на продукцию, соответствующую коду ОНМ 0101.21.00 (чистопородные племенные животные — лошади живые). Размер пошлины за единицу составляет от 3 до 60 тысяч долларов США в зависимости от вида животного.

Декретом Президента Аргентины № 1507/2015 от 30 июля 2015 г. отменена экспортная пошлина на товар по коду ОНМ 1006.30.29 (рис).

Резолюцией Федерального управления по налогам Аргентины № 3798 от 15 сентября 2015 г. введена экспортная пошлина к цене ФОБ на продукцию, поставляемую, в том числе и в Россию, соответствующую коду ОНМ 0306.17.10 (креветки крупные «лангустины»). Размер пошлины за 1 кг продукции составляет от 4 до 7 долларов США в зависимости от веса упаковки. 

Меры государственной поддержки национального экспорта и инвестиций

В Аргентине предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты действующих налогов и сборов, увязанных с экспортом. В частности, действуют Декрет Президента №690/2002 в соответствии с которым предусмотрено полное или частичное возвращение внутренних налогов (НДС и другие налоги), которые были уплачены на различных этапах производства и реализации произведенных в стране товаров, предназначенных на экспорт.

Также действует режим «ДроуБэк» («DrawBack»). Данный режим заключается в том, что позволяет экспортерам товаров возвращать НДС и другие сборы, уплаченные при импорте продукции, которая затем была использована при производстве и сбыте экспортных товаров. Общие положения данного режима определены в Декрете Президента Аргентины № 177 от 25 января 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Декретом Президента Аргентины № 1553/2012 от 29 августа 2012 г. продлен до 31 декабря 2016 г. срок действия специального режима «DrawBack», действующий на территории стран-членов МЕРКОСУР. Указанный режим позволяет экспортерам получить возврат импортных пошлин и налога на добавленную стоимость, которые были уплачены за импортные товары, которые в свою очередь были использованы при изготовлении экспортной продукции. Режим также включает стоимость упаковки и (или) приведение в соответствие подлежащей экспорту продукции.

Общие вопросы страхования экспортных кредитов от особых и торговых рисков регулируются Законом № 20.299 от 24 апреля 1973 г. и Декретами Президента Аргентины № 3145/73 и № 1803/94.

Действующим законодательством предусматривается, что особые риски, т.е. риски, которые не страхуются работающими в Аргентине страховыми компаниями, принимает на себя государство.

Указанным законом к особым рискам относятся:

  • природные катастрофы;
  • политические события в стране-импортере (войны, революции, национализации);
  • предпринимаемые правительствами государств меры, препятствующие импортеру выполнить свои обязательства (запреты на импорт, на перевод валюты);
  • невыполнение условий платежа в случае, если импортером или его гарантом является государство или государственная компания.

В соответствии с Декретом № 1803/94 от 13 октября 1994 г. определен уполномоченный банк, на который возложены функции по страхованию экспортных кредитов. Им стал «Банк инвестиций и внешней торговли». Декрет также поручает Министерству экономики и финансов Аргентины осуществлять с уполномоченным банком взаимодействие и выработку единой политики в данном вопросе.

Страхование экспортных кредитов банком гарантирует страховое покрытие риска окончательной полной или частичной потери суммы кредита из-за неплатежеспособности импортера в порядке и в сроки, установленные в полисе.

В настоящее время банк выпускает единый страховой полис, который покрывает как особые риски (за счет государства), так и коммерческие риски. Если импортером является частная компания, то выплата страхового возмещения составляет до 95% от суммы контракта, а если государственная — до 90%.

Страховая премия банка определяется на основе оценки странового риска, риска, связанного с иностранным контрагентом, и условий отсрочки платежа.

В настоящее время обсуждается вопрос о создании в Аргентине государственной структуры, которая будет осуществлять полномочия по обеспечению функционирования системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Необходимые законопроекты планируется внести на рассмотрение после изучения соответствующего правового поля и опыта зарубежных стран.

Согласно Декрету Президента Аргентины № 929/2013 от 11 июля 2013 г. утвержден «Режим поощрения инвестиций в разработки месторождений углеводородов». Указанный Режим направлен на поощрение со стороны государства осуществление инвестиций, как национальных, так и иностранных, в разработки новых месторождений углеводородов на всей территории страны.

Будут поощряться инвестиции, которые направлены на разведку и разработку месторождений углеводородов, а также внедрение новых технологий в данной области.

В этой связи необходимо подать соответствующую заявку в «Национальный реестр по углеводородам» с представлением необходимой документации и презентации «Инвестиционного проекта для разработки месторождения углеводородов с прямыми инвестициями на сумму не менее чем 1 миллиард долларов США в течение первых пяти лет проекта».

В свою очередь государство предоставит право через 5 лет после реализации проекта продажу на внешней рынок 20% добычи нефти или газа по 0% ставки экспортных пошлин.

Одновременно инвестору предоставляются гарантии по валютному регулированию и свободному перемещению получаемых доходов, а также сроки аренды мест добычи углеводородов до 35 лет при использовании новых технологий по добычи нефти.

Важным решением стало учреждение Агентства поддержки экспорта и инвестиций. Среди основных задач Агентства — разработка конкретных мероприятий по стимулированию экспорта, развитию международной торговли, налаживанию партнерств, альянсов и связей с иностранными компаниями, а также продвижение национальных и международных инвестиций.

Особые экономические зоны, особенности их функционирования и администрирования

В соответствии с законодательством Аргентины, на ее национальной территории могут создаваться специальные зоны, на которые не распространяются положения действующего Таможенного кодекса. Их правовое регулирование осуществляется специальными законами.

К таким территориям относятся свободные зоны и специальные таможенные территории.

Таможенный кодекс Аргентины предусматривает также возможность создания специальных таможенных территорий. Главное отличие специальных таможенных территорий от свободных зон заключается, в основном, в размере взимаемых пошлин при осуществлении импортных и экспортных операций, а также в установлении особых экономических режимов, регулируемых отдельными законодательными актами, для стимулирования экспортеров.

Так, например, в соответствии с Законом № 19640 от 16 мая 1972 г. была определена территория, которая получила статус «Специальной таможенной и налоговой зоны». Согласно данному закону на национальной территории «Огненная Земля, Антарктида и Южно-Атлантические острова» была установлена система налоговых и таможенных льгот. Все импортно-экспортные операции, осуществляемые на этой территории, не облагаются пошлинами и налогами, включая налоги на морской фрахт. От национальных налогов освобождаются все физические и юридические лица. В частности, не взимаются следующие налоги:

  • налог на доходы;
  • налог на продажу (внутренняя торговля);
  • налог на прибыль;
  • налог на бесплатную передачу прав на имущество;
  • национальные  чрезвычайные налоги на земли, пригодные подсельскохозяйственную деятельность;
  • налог на продажу, покупку или обмен валюты;
  • любые другие национальные налоги, которые могут иметь место в будущем.

В соответствии с законодательством в Аргентине возможно создание следующих видов свободных зон:       

  • «промышленные»;                                
  • «торговые»;
  • «по обслуживанию»;
  • «складские», которые для целей внешней торговли не рассматриваются как национальная территория.

Однако это не означает, что ввоз товаров в свободную зону и их вывоз вообще не подлежат таможенному контролю. Данный контроль осуществляется, но в информационно-статистических целях и в целях обеспечения соблюдения режима свободной зоны.

По общему правилу, на экспорт товаров из свободной зоны и импорт товаров на ее территорию не распространяются запреты и ограничения экономического характера, действующие для остальной территории страны. В отдельных случаях, по специальному решению правительства, для свободной зоны могут быть введены запреты неэкономического характера.

Государственное регулирование деятельности свободных зон осуществлялось Министерством экономики и финансов Аргентины. Одновременно, Генеральная таможня Аргентины уполномочена регулировать и контролировать деятельность свободных зон путем издания нормативных актов, относительно ввоза и вывоза товаров, применительно к данным зонам.

В настоящее время действует Закон № 24.331 от 18 мая 1994 г., который определяет общие положения, цели, порядок деятельности и другие вопросы, касающиеся свободных зон торговли.

В соответствии с Законом, свободные зоны призваны способствовать экономическому развитию территорий на основе увеличения количества рабочих мест и привлечения капиталовложений. Их деятельность осуществляется в соответствии с торговой политикой страны, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и ее полное включение в процесс региональной интеграции.

В свободных зонах могут осуществляться складирование товаров, торговые операции, предоставление услуг, а также производственная деятельность. При этом главной целью такой деятельности является экспорт товаров.

В свободных зонах разрешается производить товары производственного назначения, не производимые на общей таможенной территории, с целью их импорта на указанную территорию.

В свободные зоны могут ввозиться все виды товаров, за исключением оружия, боеприпасов и других товаров, посягающих на мораль, здоровье, безопасность и защиту растительного, животного мира и окружающей среды.

Все товары производственного назначения проходят таможенное оформление в соответствии с общими положениями. Формами производственной деятельности могут быть: переработка, изготовление, а также любое другое преобразование и улучшение товара.

Товар, ввозимый на территорию свободной зоны, освобождается от импортных пошлин и других сборов, за исключением сборов на предоставляемые услуги. Товар, вывозимый с территории свободной зоны в другие страны, не облагается налогами, за исключением сборов на предоставленные услуги. При этом в свободной зоне товар освобождается от оплаты действующих на территории страны налогов за предоставление основных услуг (по снабжению газом, электричеством, питьевой водой, телекоммуникациям и т.д.).

В свободной зоне не устанавливаются специальные ограничения на операции с валютой, ценными бумагами и драгоценными металлами. На ее территории действуют те же финансовые и обменные законы, что и на общей таможенной территории.

Товар, ввозимый на территорию свободной зоны с общей таможенной или специальной территории, считается «товаром приостановленного экспорта». Товар, вывозимый с территории свободной зоны на общую таможенную территорию, считается «импортным товаром».

Компетентные власти Аргентины вправе выдавать разрешения на ведение розничной торговли в свободных зонах, расположенных в пограничных городах и поселках.

Одновременно запрещается потребление товара внутри свободной зоны, в случаях, когда оно не имеет ничего общего с деятельностью этой зоны. Данный запрет не касается потребления продуктов питания персоналом, работающим в свободной зоне. Запрещается жить постоянно или временно на территории свободной зоны.

Использование свободной зоны может быть личным или совместным. Создание необходимой инфраструктуры осуществляется за счет концессионера. Право на эксплуатацию свободной зоны предоставляется с помощью общественных торгов (национальных или международных), осуществляемых в соответствии с условиями, установленными Комиссией по проведению торгов.

В соответствии с законом концессионер или концессионеры имеют следующие основные права и обязанности:

  • создать инфраструктуру, необходимую для нормальногофункционирования зоны;
  • сдавать в аренду участки для строительства зданий, предназначенных для различного рода деятельности;
  • запрещается предоставление права использования всей территории зоны одному пользователю или фактическое монопольное использование зоны, независимо от количества пользователей;
  • заключать контракты, связанные со своей деятельностью;
  • проектировать и строить здания и сооружения для осуществления различного рода деятельности, разрешенной на территории зоны;
  • вносить изменения во внутренние уставы с разрешения Комитета по контролю, в соответствии с действующим законодательством;
  • обеспечивать водой, электроэнергией, газом, телекоммуникациями, теплом, а также другими услугами, требующимися для работы в свободной зоне;
  • направлять всю необходимую информацию о деятельности свободной зоны, а также статистические данные в Комитет по контролю;
  • нести ответственность за нарушение таможенного законодательства и положений свободной зоны;
  • оплачивать стоимость таможенного контроля зоны, в соответствии с правилами, установленными Комитетом по контролю и Национальной таможенной администрацией.

Пользователями свободной зоны могут быть национальные или иностранные физические или юридические лица Пользователи свободной зоны должны вести отдельную от остальной деятельности общества или лица бухгалтерию.

В настоящее время в Аргентине существуют следующие свободные зоны:

  • «Ла Плата», провинция Буэнос-Айрес;
  • «Кордоба», провинция Кордоба;
  • «Лухан-де-Куйо», провинция Мендоса;
  • «Порт Игасу», провинция Мисьонес;
  • «Хусто Даракт», провинция Сан Луис;
  • «Крус Альта», провинция Тукуман;
  • «Генерал Пико», провинция Ла-Пампа;
  • «Комодоро Ривадавия», провинция Чубут;
  • «Генерал Гуемес», провинция Сальта;
  • «Сан-Фернандо», провинция Чако;
  • «Пасо-де-лос-Либрес», провинция Корриентес;
  • «Сапала», провинция Неукен;
  • «Сьерра-Гранде», провинция Рио-Негро;
  • «Вилья Конститусьон», провинция Санта-Фе;
  • «Фриас», провинция Сантьяго-дель-Эстеро;
  • «Консепсьон-де-Уругвай», провинция Энтр-Риос,
  • Национальная территория Огненная Земля, Антарктида и Южно-Атлантические острова (специальная таможенная и налоговая территория).

Распоряжением Президента Аргентины № 164/2012 от 2 марта 2012 г. (опубликовано в газете «Бюллетин Офисиал» от 23.05.2012 г.) утвержден Регламент «технопарка 200-летия независимости». Данный парк был создан согласно Декрету Президента Аргентины № 2110 от 29 декабря 2010 г.

Регламент включает в себя порядок и время работы технопарка; наличие организаций и служб, обеспечивающих работу парка; действующие нормы безопасности на территории, а также другие критерии функционирования и жизнедеятельности парка.

Технопарки (индустриальные парки) Аргентины являются центрами инвестиционного благоприятствования, экономического роста и развития производства, которое призвано удовлетворить внутренний спрос на различные товары.

В целях развития индустриальных парков на территории провинций проводятся работы:  

  • по разработке проектов планировки территории индустриальных парков, включая схемы размещения площадок для размещения новых предприятий, объектов энергетической, инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • проектирование, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования индустриальных парков; оказание услуг инвесторам-новым резидентам индустриальных парков.

К содержанию

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Аргентинской Республикой установлены 6 ноября 1992 г. Протокол об установлении дипломатических отношений был подписан в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Постоянным представителем Республики Беларусь при ООН Геннадием Буравкиным и Постоянным представителем Аргентинской Республики при ООН Хорхе Васкесом. 

Посольство Беларуси в Аргентине открыто в марте 2000 г. Посол Беларуси в Аргентине аккредитован в январе 2014 г. Посол Аргентины в России аккредитован по совместительству в Беларуси в мае 2015 г. Визиты и встречи на высшем уровне не проводились.

В октябре 2004 г. состоялся официальный визит в Аргентинскую Республику Министра иностранных дел Беларуси Мартынова С.Н. В ходе визита достигнуты договоренности об активизации двустороннего сотрудничества на международной арене, развитии торгово-экономических связей, проработке возможности налаживания научно-технического сотрудничества. Подписаны межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, а также соглашение о сотрудничестве между министерствами иностранных дел и соглашение о сотрудничестве в области стандартизации и сертификации.

В 2005 г. в Нью-Йорке в рамках 2-й Всемирной конференции руководителей парламентов Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Коноплев В.Н. встретился с заместителем Председателя Палаты депутатов Национального конгресса Аргентины Э. Ариэлем Арнольдом.

В 2009 г. в г. Буэнос-Айрес состоялись консультации внешнеполитических ведомств Беларуси и Аргентины. В 2012 г. Посол Аргентинской Республики в Российской Федерации был аккредитован по совместительству в Республике Беларусь.

В 2014 г. состоялся визит в Аргентину заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.Е. Гурьянова. На встречах в Министерстве иностранных дел обсуждались перспективные направления активизации двустороннего сотрудничества. Одновременно проведен ряд встреч в министерствах науки и технологий, сельского хозяйства, национальной обороны, региональной власти и бизнеса, в ходе которых подчеркивалась важность необходимости углубления экономического взаимодействия с обязательным совершенствованием договорно-правовой базы, как основы дальнейшего развития отношений между нашими странами.

В январе 2015 г. в ходе торжественных мероприятий, посвященных вступлению в должность Президента Боливии Эво Моралеса, состоялась встреча Управляющего делами Президента Республики Беларусь Шеймана В.В. с Вице-президентом Аргентинской Республики Амадо Буду.

В мае 2015 г. состоялся визит делегации МИД Аргентины (на уровне начальников управлений) в Минск для обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества в политической и экономической сферах.

В сентябре 2015 г. в Буэнос-Айресе состоялось первое заседание Белорусско-Аргентинской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках Комиссии заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Гурьянов А.Е провел переговоры с Субсекретарем по внешней политике МИД Аргентины Марией Каролиной Перес Кольман и руководством законодательного собрания г. Буэнос-Айрес.

В апреле 2016 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси Макея В.В. с Министром иностранных дел Аргентины Сюзанной Малькорра.

В октябре 2016 г. состоялся визит в Минск заместителя Министра иностранных дел Аргентинской Республики Карлоса Марио Форадори. В ходе его проведения было подписано соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан.

О развитии договорно-правовой базы

В 2004 г. подписаны межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам.

Также в это время подписаны соглашения о сотрудничестве между министерствами иностранных дел, о сотрудничестве в области стандартизации и сертификации, о сотрудничестве между Белорусской торгово-промышленной палатой и Торгово-промышленной палатой Аргентины.

В 2010 г. подписаны соглашения о сотрудничестве БелТПП с Торгово-промышленной палатой Аргентинской Республики и Аргентинской торговой палатой.

В сентябре 2015 г. подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере сельского хозяйства между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства, животноводства и рыболовства Аргентинской Республики.

В 2016 г. подписано соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. Стороны ведут работу над проектом соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Продолжается согласования межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. Проведены консультации с МИД Аргентины по проекту Соглашения по обмену информацией по налоговым вопросам.

Обзор состояния и перспектив развития торгово-экономических отношений Беларуси и Аргентины

По данным белорусской таможенной статистики белорусско-аргентинский товарооборот в 2015 г. составил 66,6 миллионов долларов США, что на 90,8 миллионов долларов США ниже показателя 2014 г. — 157,4 миллионов долларов США. Экспорт из Беларуси в Аргентину за 2015 г. вырос на 201,7% по сравнению с годом ранее и составил 9,7 миллионов долларов США, в то время как аргентинских товаров было ввезено в Беларусь в рассматриваемый период на сумму 56,9 миллионов долларов США, что свидетельствует о падении на 62,7%.

Основные товары в структуре экспорта из Беларуси в Аргентину в 2015 г.:

  • удобрения азотные и калийные (на сумму 7,4 миллионов долларов США);
  • машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур (1,9 миллионов долларов США);
  • передаточные механизмы машин, оборудования и транспортных средств (0,1 миллионов долларов США);
  • товары для развлечений, настольные или комнатные игры (0,03 миллионов долларов США; 5,6%).

Основные товары в структуре импорта из Аргентины в Беларусь в 2015 г.:

  • соевый шрот (на сумму 37,8 миллионов долларов США);
  • яблоки, груши (3,3 миллиона долларов СШАА);
  • кишки, пузыри и желудки животных (2,7 миллионов долларов США);
  • арахис (2,3 миллионов долларов США).

Оценка перспективных высокотехнологичных товаров для поставки в Беларусь

Сравнительный анализ состояния и уровня развития различных отраслей белорусской и аргентинской промышленности, показывает, что наиболее перспективными аргентинскими высокотехнологичными товарами и услугами для поставки в Беларусьмогут стать (с указанием кода ТН ВЭД ЕЭС):

  • сеялки прямого сева (8432);
  • фармацевтическая продукция (30) и/или технологии ее производства.

Перспективы экспорта белорусских товаров и услуг, в том числе высокотехнологичных, в Аргентину

Основными товарами белорусского экспорта на аргентинский рынок являются минеральные удобрения. Особенности аргентинской официальной статистики не позволяют определить внутреннее потребление этих продуктов и, как следствие, долю участия белорусских компаний.

С большой вероятностью на аргентинском рынке будут востребованы белорусские товары с высокой добавленной стоимостью:

  • кормоуборочные комбайны (8433);
  • акриловый жгут (5501);
  • стекловолокно (7019);
  • сельскохозяйственная техника (8432).

Однако для поставок данной продукции важное значение имеет привлечение экспортного финансирования.

Важным условием для выхода на аргентинский рынок с машиностроительной и высокотехнологичной продукцией является наличие местного профильного партнера для продвижения продукции и/или организации совместного производства: на первом этапе — сборочного с последующим повышением локализации и передачей технологии.

Инвестиционная политика Аргентины и иностранные инвестиции

По информации Субсекретариата по развитию инвестиций и стимулирования торговли Аргентины, в настоящий момент наиболее привлекательными и перспективными для иностранных инвесторов являются следующие сектора аргентинской экономики:

  • Производство продуктов питания и напитков. Продукция этого сектора составляет значительную часть аргентинского экспорта;
  • Биотехнологии. Страна обладает развитым фармацевтическим сектором, современным оборудованием и технологиями, квалифицированным персоналом;
  • Программное обеспечение и информатика. В стране насчитывается около 1600 компаний данной направленности, что позволяет Аргентине занимать одно из лидирующих позиций в мире в этой сфере;
  • Виноделие. Является одним из перспективных секторов экономики за счет высокого внутреннего спроса и известности аргентинских вин на мировом рынке.

Вследствие текущей экономической ситуации Аргентина не входит в число стран-доноров иностранных инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование иностранных инвестиций в Аргентине осуществляется Законом «Об иностранных инвестициях» № 21382 от 13 августа 1976 г. (в редакции Декрета № 1853 от 2 сентября 1993 г.), а также соответствующими межправительственными соглашениями в области поощрения и защиты капиталовложений.

В соответствии с указанным Законом, национальные и иностранные инвесторы обладают одинаковыми правами и обязанностями в производственной и кредитно-финансовой областях, а также в юридической и налоговой сферах.

Капиталовложения могут осуществляться в следующих формах:

  • свободно конвертируемая иностранная валюта;
  • средства производства, запасные части и комплектующие;
  • реинвестирование иностранным инвестором полученной в стране прибыли;
  • капитализация внешних кредитов;
  • интеллектуальная собственность (лицензии, патенты, ноу-хау, торговые марки и т.д.).

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный национальным инвесторам.

Нет ограничений на осуществление иностранных капиталовложений в аргентинские ценные бумаги, выпускаемые государством и частными компаниями в порядке открытой подписки или котирующиеся на бирже.

Единственным условием для таких капиталовложений является то, что ценные бумаги должны быть приобретены в соответствии с действующими нормами Центрального Банка, регулирующими обмен валюты и передачу ценных бумаг.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в любых формах, начиная от заключения контрактов на оказание услуг до открытия филиалов, учреждения местных коммерческих компаний иностранного капитала или участия в национальных коммерческих компаниях.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в Торговом регистре при Главной правовой Инспекции Аргентины в порядке, который предусмотрен Законом № 19550 «О торговых обществах» и Законом № 22315 «О Главной правовой инспекции».

В соответствии с Законом № 2592 от 2 сентября 2004 г. в Аргентине действует временный режим налоговых льгот для поощрения экспорта и привлечения инвестиций в новые основные фонды (за исключением автомобилей) и инфраструктуру (за исключением гражданских работ). В соответствии с установленным режимом, предоставляются льготы в виде досрочного возврата НДС с соответствующих основных средств и инфраструктурных работ, а также в случае ускоренной амортизации основных средств при расчете налога на прибыль. Данным режимом могут пользоваться физические лица, проживающие на территории Аргентины, и юридические лица, учрежденные на национальной территории.

С января 2005 г. Правительством Аргентины были введены налоговые льготы для частных компаний (возврат налога на прибыль или возврат НДС), осуществляющих инвестиции в развитие инфраструктуры и производственных мощностей.

Механизмы и институты государственной поддержки инвестиций Аргентины

Вопросы привлечения иностранных инвестиций входят в компетенцию Субсекретариата по развитию инвестиций и стимулированию торговли Секретариата по внешнеэкономическим связям Министерства иностранных дел и культа Аргентины.

Субсекретариат оказывает следующие виды услуг потенциальным инвесторам:

  • предоставление информации для оценки инвестиционной привлекательности объектов;
  • консультации по юридическим вопросам, особенностям национального и регионального инвестиционного и налогового законодательства, юридическим формальностям ведения бизнеса;
  • предоставление детальной информации в отраслевом и географическом разрезе по объектам инвестирования, программам поддержки инвестиций;
  • анализ возможностей инвестирования в стратегические отрасли экономики через механизмы Банка данных инвестиционных производственных проектов (BaPIP);
  • облегчение процесса инвестирования на всех этапах реализации проекта;
  • установление связей между иностранными инвесторами и местными компаниями.

С целью упрощения доступа иностранных инвесторов к информации об объектах инвестирования Субсекретариат формирует и поддерживает Банк данных инвестиционных производственных проектов (информация доступна на испанском языке). Банк данных представляет собой электронный портал, информацию на котором может размещать как сама компания, так и частные посредники или региональные органы власти.

Работа с потенциальными инвесторами ведется на персональной, конфиденциальной и безвозмездной основе на протяжении всего времени, начиная от выбора проекта и до его завершения.

Политика Аргентины в области привлечения иностранных инвестиций (инвестиционный режим)

Правительство Аргентины проводит политику улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций, используя следующие механизмы:

Стимулирование инвестиций в средства производства и инфраструктуру:

  • снижение таможенных пошлин на товары производственного назначения, не производимые в стране до 2%;
  • снижение налога на добавленную стоимость на покупку средств производства и оборудования для информатики и телекоммуникаций;
  • стимулирующий режим для производителей средств производства и сельскохозяйственных машин;
  • облегчение временного ввоза средств производства.

Специальные стимулирующие режимы отдельных секторов:

  • автомобильного;
  • горнодобывающего и нефтяного;
  • лесного;
  • разработки программного обеспечения;
  • современных биотехнологий;
  • производства биотоплива;
  • строительства инфраструктурных объектов;
  • использования альтернативных источников энергии.

Стимулирующие региональные режимы и особые экономические зоны:

Фонды по развитию инноваций и высоких технологий:

  • Технологический фонд Аргентины (FRONTAR);
  • Кредитный фонд стимулирования индустрии программного обеспечения (FONSOFT);
  • Фонд научных и технологических исследований (FONCYT);
  • Федеральный совет по науке и технологиям (COFECYT).

Стимулирование создания рабочих мест:

  • программа по стимулированию и защите официальной занятости;
  • программа поддержки молодежной занятости;
  • программы стимулирования повышения квалификации персонала.

Финансирование инвестиций через следующие механизмы:

  • кредитные линии национального банка;
  • программа финансирования производства «Двухсотлетие независимости»;
  • кредитные линии Банка инвестиций и внешней торговли;
  • кредитные лини Федерального совета по инвестициям;
  • кредиты по льготным процентным ставкам для малых и средних предприятий;
  • национальный фонд развития малых и средних предприятий (FONAPyME);
  • национальная программа развития технопарков «Двухсотлетия независимости».

Динамика, объемы, отраслевая и региональная структура, источники иностранных инвестиций, их роль в экономике Аргентины

По данным ежегодного аналитического сборника «Тенденсиас экономикас и финансьерас. Ануарио 2015» общий объем инвестиций в 2015 г. вырос более, чем в два раза и составил 40 миллиардов долларов США. При этом утроились инвестиции в энергетический сектор.

Основные направления инвестиций (по заявлениям компаний)  в миллионах долларов США

Сектор

2014 г.

% к итогу

2015 г.

% к итогу

изменение в %

Сельское хозяйство

73,5

0,4

15,2

0

-79,3

Энергетика

8632,7

45,2

26496,0

65,9

206,9

Горнодобыча

1247,0

6,5

1032,3

2,6

17,2

Строительство

1879,0

9,8

955,0

2,5

-47,0

Производство

2355,3

12,3

3836,1

9,5

62,9

Торговля и гостиничное дело

356,2

1,9

189,8

0,5

-46,7

Банки и страхование

52,9

0,3

47,5

0,1

-10,2

Транспорт и связь

4504,4

23,6

7597,9

18,9

68,7

Прочее

0

0

12,1

0

н/д

Итого

19101,1

100

40221,8

100

110,6

                                                                                                                                                                                                   Источник: «Тенденсиас экономикас и финансьерас. Ануарио 2015»
 

По данным СЕПАЛ, за первое полугодие 2015 г. (последние опубликованные данные) приток прямых иностранных инвестиций в Аргентину составил 5,3 миллиардов долларов США, что примерно равно сумме инвестиций, поступивших за весь 2014 г., когда ситуация в стране резко ухудшилась вследствие национализации в 2012 г. испанской компании «Репсоль». В целом за указанный период общий приток капиталов в Латиноамериканский регион сократился на 21%.

В конце 2015 г. правительство начало активную деятельность по привлечению инвестиций крупных транснациональных компаний, таких, как «Dow Chemical», «Coca-Cola», «Renaut». По ожиданиям, в 2016 г. общая сумма вложений крупных транснациональных компаний в аргентинскую экономику может достичь 25 миллиардов долларов США.

Основные направления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства

Малые и средние предприятия играют значительную роль в экономике Аргентины. Они представляют 99% из всех зарегистрированных в Аргентине компаний, в них работают более 60% занятого населения и на их долю приходится 45% всех продаж. Малый и средний бизнес обеспечивает около 38% ВВП страны.

На данный момент в стране зарегистрировано 603 тысяч малых и средних предприятий, причем за последнее десятилетие создано 229 тысяч новых малых и средних предприятий, 10% из которых являются производственными предприятиями.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с Законом № 24.467 от 23 марта 1995 г. «О малых и средних предприятиях», издаваемыми на его основе иными законами, декретами Президента Аргентины, резолюциями Министерств и ведомств, а также нормативными правовыми актами провинций Аргентины.

Специальных (льготных) режимов налогообложения к субъектам малого предпринимательства в Аргентине не применяется.

Ставки налогов устанавливаются в зависимости от видов деятельности, получаемой прибыли и других факторов. Вместе с тем, существует упрощенный режим налогообложения для малых налогоплательщиков, который применяется при общем доходе предприятий до 144 тысяч песо (около 10 тысяч долларов США) в год. При превышении этого показателя предприятие должно изменить свой налоговый режим.

Основные программы поддержки МСП следующие:

  • «ПроАргентина»

Под эгидой Секретариата по вопросам малых и средних предприятий Министерства промышленности Аргентины действует программа «ПроАргентина», которая направлена, в том числе на поддержку предприятий МСП, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

В рамках Программы малые и средние предприятия-экспортеры получают доступ к базам данных о порядке проведения экспортных операций, информации о конъюнктуре и состоянии зарубежных рынков.

Осуществляется льготное кредитование МСП-участников выставочно-­ярмарочных мероприятий за рубежом, которое может покрывать до 70% расходов. Возврат кредита осуществляется в течение двух лет, процентная ставка устанавливается по договору с кредитующим банком.

В настоящее время под эгидой «ПроАргентина» действуют следующие подпрограммы:

  • поддержка нового экспортера, направленная на привлечение большого числа малых и средних предприятий в ряды экспортеров;
  • организация объединений из числа малых и средних экспортеров по видам деятельности;
  • сотрудничество с университетскими центрами в проведении специальных исследований в области внешней торговли;
  • подготовка специалистов в области ВЭД.

В рамках проекта «ПроАргентина» проводятся многочисленные исследования и публикуются доклады по вопросам анализа региональных рынков, секторов экономики, продуктов, которые призваны помочь аргентинским экспортерам с выходом на внешние рынки или определить возможности увеличения его объемов.

  • «ЭкспортАр» (в 2016 г. преобразован в Агентство поддержки экспорта и инвестиций)

При МИДе Аргентины действовал Фонд «ЭкспортАр», на который возлагалось решение практических задач по оказанию информационной и консультационной поддержки аргентинским малым и средним предприятиям-экспортерам.

С марта 2016 г. вместо «ЭкспортАр» учреждено Агентство поддержки экспорта и инвестиций, ответственное за разработку конкретных мероприятий по стимулированию экспорта, развитию международной торговли, налаживанию связей с иностранными компаниями, а также привлечение инвестиций.

Агентство может осуществлять следующие виды деятельности:

  1. Поддержка экспорта: организация ярмарок, выставок и торговых бизнес-миссий за рубежом; участие в промо-компаниях конкретных продуктов; создание информационной системы, обеспечивающей взаимодействие экспортеров, Фонда и аргентинских посольств за рубежом; предоставление статистической информации по внешней торговле; организация семинаров для экспертов по вопросам, касающимся внешней торговли; развитие международной электронной коммерции;
  2. Содействие инвестициям: организация визитов потенциальных инвесторов; участие в бизнес-миссиях, выставках, семинарах, форумах для привлечения иностранных инвесторов; установление контактов с государственными структурами, экономическими группами, предпринимателями, финансовыми институтами, исследовательскими центрами и другими заинтересованными сторонами в целях привлечения иностранных инвестиций в Аргентину; индивидуальная помощь инвесторам.

Кроме того, в задачи Фонда входит сбор и обобщение данных о зарубежных рынках конкретной продукции, анализ спроса, мировых цен и т.п., а также распространение информации об инвестиционном потенциале Аргентины.

  • Программа интернационализации малого и среднего бизнеса

Реализуется Программа интернационализации малого и среднего бизнеса, которая предусматривает оказание всесторонней поддержки экспортерам товаров и услуг, начиная от помощи в создании интернет-страниц и заканчивая участием в международных выставках. На реализацию этой программы Межамериканский банк развития (МАБР) выделил кредит в размере 14 миллионов долларов США.

  • Программа поддержки локальных производственных систем

Под эгидой Министерства промышленности действует программа поддержки локальных производственных систем, направленная на техническое и экономическое содействие кооперативам и группам малого и среднего предпринимательства.

Работа ведется по 4 направлениям:

  • Субсидия на наём куратора, который подготовит бизнес и инвестиционный планы и будет следить за их выполнением. Контракт заключается сроком на 1 год. Первые 6 месяцев работы куратора оплачиваются полностью за счет фондов программы, остальные полгода — на 50%. В случае, если по оценкам специалистов, реализация проекта требует более долгих сроков, то возможно продление контракта до 18 месяцев. В таком случае первые 6 месяцев расходы на зарплату возмещаются полностью, еще 6 месяцев —  на 75% и последние 6 месяцев —  на 50%.
  • Группы МСП могут представить план инвестиций в новый проект для получения дополнительных субсидий, которые должны достигать от 30% до 40% стоимости проекта при учете вклада МСП собственных средств в размере от 400 до 600 тысяч песо.
  • Группы МСП могут представить план укрепления и развития текущего проекта.
  • Программа скорейшего запуска научных предприятий и лабораторий в индустриальных парках, которая предусматривает компенсацию до 40% расходов на открытие проекта.

Участие Аргентины в многосторонних международных и региональных экономических организациях, интеграционных и преференциальных торговых соглашениях

Аргентина является членом регионального торгово-экономического блока МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur).

В течение 2015 года в организации временно председательствовали Бразилия и Парагвай. Важнейшим событием в деятельности организации стало подписание в Бразилии на 48-ом саммите глав государств-членов МЕРКОСУР 17 июля 2015 г. Протокола о присоединении Боливии в качестве полноправного члена. При этом Боливия получила переходный период продолжительностью 4 года для приведения внутреннего законодательства и норм в соответствие с нормами МЕРКОСУР.

Аргентина продолжает активно использовать данную многостороннюю переговорную площадку для продвижения собственных политико-экономических интересов.

Аргентина является одним из активных участников региональной политической и экономической организации — Союза южноамериканских наций УНАСУР (Union de Naciones Suramericanas). По оценкам специалистов, на долю стран УНАСУР приходится 40%, населения мира, 40% мирового товарооборота и 30% в мировой экономики.

Аргентина входит в Ассоциацию Латиноамериканской Интеграции (АЛАДИ), целью которой является создание общего рынка. Несмотря на то, что в практическом плане это объединение потеряло свою значимость, Аргентина в рамках АЛАДИ предпринимает шаги по активизации ее участия в развитии интеграционных процессов в регионе, ведет поиск возможностей более полного использования потенциала Ассоциации в качестве вспомогательного механизма, форума обсуждения состояния и перспектив интеграции на континенте.

Аргентина является одним из наиболее активных участников Всемирной Торговой Организации (ВТО).

В рамках ВТО Аргентина входит в состав Кернской группы по сельскому хозяйству, группы по торговле промышленными товарами NAMA, в «двадцатку» развивающихся стран G-20, группу по рыболовству (Friends of Fish-FoFs), выступающую за снятие субсидий в рыбной промышленности; группу по интеллектуальной собственности — Joint proposal in intellectual property.

Аргентина активно использует механизмы ВТО для защиты своих национальных интересов. В частности, страна достаточно часто инициирует антидемпинговые расследования против зарубежных поставщиков металлов, удобрений, продовольственных и потребительских товаров.

В начале 2015 года апелляционный орган ВТО отказал Аргентине в их апелляции против иска Европейского Союза, Японии и США по вопросу о принятии аргентинского закона об импорте, который обязывал иностранные фирмы покупать аргентинскую продукцию. Орган по разрешению споров постановил, что препятствия которые создает правительство Аргентины нарушают международные правила торговли и призвал Буэнос-Айрес уважать нормы ВТО. Торговые представители Евросоюза, США и Японии пожаловались на то, что Аргентина нарушила подписанные ранее договоренности и обязала предпринимателей, экспортирующих свою продукцию в Аргентину, покупать на местном рынке и импортировать в свои страны аргентинские товары в соотношении 1 доллар США импорта на 1 доллар США экспорта.

Вместе с тем, 24 июля 2015 г. ВТО постановила, что запрет на ввоз мяса из Аргентины на американский рынок был не совместим с положениями соглашения организации о применении санитарных и фитосанитарных мер. В связи с этим США были вынуждены снять запрет на импорт говядины с севера Аргентины.

Кроме того, аргентинская делегация приняла активное участие в работе 10-й Министерской конференции ВТО в Найроби, на итоги которой возлагаются большие надежды в части вопроса создания благоприятных условий для добросовестной экспортной конкуренции в сельском хозяйстве.

Аргентина не является членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), но заявила о намерении вступить в организацию.

О белорусской диаспоре в Аргентине
 
В Аргентине проживает около 2 тысяч соотечественников. Их большая часть принимает участие в работе 15 славянских (белорусско-русско-украинских) клубов и центров, представляющих культуру самобытность трех народов. Так, в провинции Буэнос-Айреса находятся 5 крупных клубов соотечественников с активом от 50 до 150 членов каждый.

На базе клубов в провинции Буэнос-Айрес: «Днипро» (г. Ллавальол), «Восток» (г. Бериссо), «В. Белинский» (г. Сан-Мартин), «М.Маяковский» (г. Бернау), «Н.Островский» (г. Ланус Оэсте) и Центра белоруской культура им. К.Калиновского (г. Ллавальол) регулярно проводятся культурные мероприятия. Клубы «Восток» и «В. Белинский» с представлением белорусской культуры и кухни ежегодно участвуют в мероприятиях, посвященных празднованию Национального дня иммигранта.

Природные условия и ресурсы

Территория Аргентины расположена в тропическом, субтропическом и умеренном географических поясах Южного полушария. В рельефе Аргентины четко выделяются равнины и низменности на северо-востоке, Патагонское плоскогорье на юге, горные цепи Анд на западе. Наивысшая точка западного полушария расположена в аргентинских Андах — гора Аконкагуа (6960 м). Главными полноводными и судоходными реками Аргентины являются Парана, Парагвай и Уругвай. В Андах много ледниковых озер, крупнейшие из которых Науэль-Уапи, Буэнос-Айрес, Сан-Мартин, Вьедма, Лаго-Архентино. В Прекордильерах находятся минеральные и термальные источники.
 
Главные полноводные и судоходные реки Аргентины — Парана, Парагвай и Уругвай. На р. Игуасу расположен самый живописный на Земле водопад Игуасу, общая высота падения воды которого 72 м.
 
Аргентина располагает разнообразной минерально-сырьевой базой, однако залежей мирового масштаба (как в других странах Латинской Америки) здесь почти нет. Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют природный газ и нефть. В Патагонии есть небольшие запасы бурых углей. В западных районах имеются рудные полезные ископаемые (урановые, марганцевые, медные, свинцово-цинковые, вольфрамовые, железные руды, бериллий). Страна выделяется запасами неметаллических ископаемых, в том числе серы. Довольно многочисленны залежи различного строительного сырья (мрамор, гранит и др.).
 
Для страны характерен умеренный климат, кроме небольшого тропического района на северо-востоке и субтропического на севере. На северо-востоке климат влажный и жаркий (средняя температура января — +28 °С, июля +18 °С), для Патагонии характерен полупустынный и прохладный (возможны морозы до -33 °С). Южные холодные ветры памперо приносят заморозки на севере страны.

Достопримечательности

Аргентина — страна с большим количеством природных и исторических памятников, сохранение которых является важной задачей государственной власти этой южноамериканской страны, их важность для мировой культуры также признана ЮНЕСКО. В частности, в Список ЮНЕСКО попали Национальный парк Игуасу, доисторическая Пещера рук, Национальный парк Лос-Гласиарес, Миссия Иезуитов и другие.
 
Природные достопримечательности страны очень разнообразны. Это живописные озера в районе Барилоче, ледник Перито Морено, водопад Игуасу, уникальная природа Огненной Земли, солончаки Салинас-Грандес, горная долина Талампайя, озеро Трафул, Исчигуаласто (Лунная Долина) и многие другие. Известен природными достопримечательностями север страны, где в провинции Сальта проложена извилистая дорога длиной 219 км на четырехкилометровой высоте. Поезд проезжает многочисленные туннели и мосты среди плоскогорий, ущелий и скалистых гор. В центре страны можно увидеть наскальную живопись древних индейских племен, старые иезуитские кварталы и поселения. А в Патагонии — Пещеру рук, где сохранились отпечатки ладоней и наскальные рисунки, возраст которых насчитывает более девяти тысяч лет.
 
Представить Аргентину, особенно ее столицу, невозможно без танго. В Буэнос-Айресе существует несколько театров танго, рестораны танго, целый район столицы Сан-Тельмо связан с историей этого поистине национального увлечения. Историю Аргентины и ее фольклор, нельзя также представить без гаучо. Немалое значение в жизни современной Аргентины занимает футбол. В столице несколько больших стадионов и знаменитые футбольные клубы. Есть музеи естественных наук, изящных искусств, Музей танго, частный Музей мате, Музей Ла-Платы и многие другие.
 
Буэнос-Айрес — один из самых европеизированных городов Южной Америки. Это очень стильный город с большим количеством интересных построек, датируемых XIX веком. Город также известен как южно-американский Париж, это название он получил за свою архитектуру и стиль. В Буэнос-Айресе рекомендуется посетить район Сан-Тельмо. Дома на вымощенных улочках построены в роскошном колониальном стиле XIX века: когда-то в этих домах жила испанская аристократия. Среди других достопримечательностей — ратуша Кабильдо, Собор Метрополитана, площадь Пласа-дель-Конгрессо с уникальным фонтаном Лос-дос-Конгессос, церковь Эль-Пилар и другие не менее значимые и интересные места.
 
Мендоса — самый примечательный город на западе Аргентины, являющийся столицей одноименной провинции. Он расположен у подножия Анд, на высоте 760 м над уровнем моря. Город был основан в 1561 г. Педро дель Кастилло. Именно здесь Хосе де Сен Мартин создал армию, с которой отвоевал независимость от Чили и Перу. Вокруг Мендосы находятся винодельческие заводы. Каждый год в Мендосе проводится фестиваль Виндимия, посвященный сбору урожая винограда.
 
Город Сальта расположен в долине Лерма, на гористой местности на северо-западе Аргентины. Город известен обилием особняков и церквей, построенных в колониальном стиле. Площадь 9 Июля расположена в самом центре города, на ней находится собор, возведенный в 1850-х годах и здание ратуши Кабильдо (городской совет). К востоку от центра города возвышается гора Сан-Бернардо, на которую можно подняться по канатной дороге. С горного склона открывается прекрасный вид на город. Помимо всего прочего, в городе открыто несколько музеев. Еще одной особенностью Сальты является сохранение традиционного испанского наследия, что проявляется и в приготовлении национальной пищи, и в архитектуре, в музыке и танцах.
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Респулики Беларусь в Аргентинской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Аргентины и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by