Армения

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: армянский.
  • Географическое положение: Республика Армения расположена в южной части Закавказья на Армянском плато, средняя высота которого составляет около 1 800 метров над уровнем моря. Через страну проходят многочисленные горные цепи Малого Кавказского хребта. На востоке и юго-востоке граничит с Азербайджаном, на юге — с Ираном, на севере — с Грузией, на западе и юго-западе — с Турцией. Выхода к морю не имеет. Территория: 29 743 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Области (10), общины, имеющий статус области город Ереван и его квартальные общины. 
  • Столица: г. Ереван (свыше 1,2 миллиона жителей).
  • Государственное и политическое устройство: парламентская республика в соответствии с принятыми 6 декабря 2015 г. изменениями в Конституцию.
  • Население: 3 000 000 человек. Этнический состав: 96% армяне, 4% русские, езиды, курды, ассирийцы, греки, украинцы, евреи и другие.
  • Национальная валюта: драм (ISO код AMD, денежный знак).
  • ВВП: 12,6 миллиарда долларов США (2021).
  • Часовой пояс: UTC +4.
  • Телефонный код: +374.
  • Штрих-код: 485.

Содержание:

Социально-экономическое положение Республики Армении

Основные экономические показатели Армении за 2021 г.:

  • ВВП — 12,65 миллиарда долларов США;
  • рост ВВП — 5,7%;
  • ВВП на душу населения— 4 680 долларов США;
  • инфляция — 7,7%;
  • экспорт — 3,0 миллиарда долларов США;
  • импорт — 5,4 миллиарда долларов США;
  • основные статьи экспорта: руды и концентраты драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия, готовая пищевая продукция, алкогольные напитки, текстильная продукция;
  • основные статьи импорта: машины, оборудование и механизмы, минеральные продукты, продукты питания, продукты химической промышленности.

Рост ВВП в 2021 г. исходил в основном от сферы услуг — на 7,8%, торгового сектора — на 7,5% и сферы строительства — на 7,4%, и в меньшей степени от промышленного сектора — на 3,3%. Энергокомплекс и агросектор снизились на 0,6% и 1,1% соответственно.

Объем денежных переводов в Армению в пользу физических лиц из-за рубежа (важный источник поступления валюты в страну) в 2021 г. увеличился на 14,5 процента по сравнению с 2020 г. и составил 2,1 миллиарда долларов США.

В сфере услуг лидерами являются оптовая и розничная торговля, включая ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов; операции с недвижимым имуществом; строительство; искусство, развлечения и отдых; финансовая и страховая деятельность.

Армения является страной со средним уровнем ВВП на душу населения по сравнению с другими странами Содружества Независимых Государств. На основе валового национального дохода (ВНД) на душу населения в 2020 г. Армения классифицируется Всемирным банком в группу стран с уровнем дохода выше среднего.

Армения имеет диверсифицированную структуру ВВП, которая имеет хорошие возможности для устойчивого роста. Основными источниками доходов являются сфера услуг (туризм и розничная торговля), а также горнодобывающая промышленность. В последние годы ускоренными темпами развивается строительный сектор благодаря принятой благоприятной политике.

Правительство Армении уделяет приоритетное внимание непрерывности комплексных реформ деловой среды, обеспечивая благоприятные инвестиционные и деловые возможности для иностранных инвесторов. За последнее десятилетие Армения провела серьезные реформы в сфере регистрации собственности, налогообложения, внешней торговли и подключения к электросетям с целью улучшения благоприятного инвестиционного климата и деловой среды в стране.

Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020», Армения занимает 47-е место среди 190 стран по своим благоприятным условиям для ведения бизнеса, занимает 32-е место в Индексе экономической свободы (2021), выпущенном Heritage Foundation, а также вошла в десятку самых свободных экономик в 70 странах, включая все страны ОЭСР и G20.

Армения имеет ряд конкурентных преимуществ, включая экономичную, квалифицированную, образованную рабочую силу, низкие затраты на ведение бизнеса, благоприятное инвестиционное законодательство и доступ к основным рынкам.

Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что создает ряд возможностей доступа к единому рынку ЕАЭС с населением в более 180 млн. человек с правом перемещения товаров при взаимной торговле между государствами-членами ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, нетарифных мер и технических торговых барьеров, что приводит к сокращению временных и финансовых затрат для бизнеса.

Договором о ЕАЭС также предусмотрено создание единого рынка услуг.

Армения предлагает инвесторам широкий спектр льготных торговых режимов.

  • Армения пользуется преимуществами Всеобщей системы преференций (GSP) с Канадой, Швейцарией, Японией, Норвегией и США, а также Всеобщей системы преференций плюс (GSP+) с ЕС. Это означает, что в этих странах применяются нулевые или значительно сниженные ставки таможенных пошлин на некоторые экспортируемые товары армянского происхождения.
  • Еще одна возможность — это Рамочное соглашение о торговле и инвестициях, подписанное между Правительством Республики Армения и Правительством США, которое создает благоприятные условия для инвестиций, продвижения товаров и торговли между двумя странами.
  • С 1 января 2018 г. Армения присоединилась к европейской системе REX (Registered Exporter System), которая предлагает армянским предприятиям дополнительные возможности для экспорта в страны ЕС на льготных и облегченных условиях.
  • Армения заключила соглашения о свободной торговле с большинством стран СНГ.

Армения углубляет сотрудничество с Европейским Союзом: 1 марта 2021 г. вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией (CEPA).
 

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Армения

Политические отношения

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Армения установлены 11 июня 1993 г. Посольство Республики Армения в г. Минске открылось в 1993 г. В сентябре 2001 г. в г. Ереване открыто Посольство Республики Беларусь.

Белорусско-армянский политический диалог традиционно развивается в дружественной и конструктивной атмосфере. Поддержанию высокого уровня двусторонних отношений способствуют многочисленные взаимные контакты руководителей двух государств, правительств, органов государственного управления. Свой позитивный вклад в раскрытие потенциала взаимодействия вносят также межпарламентские связи.

Активная работа обеих стран в таких региональных организациях, как ОДКБ, СНГ и ЕАЭС, предопределяют их дальнейшую нацеленность на укрепление взаимовыгодного сотрудничества.

Договорно-правовая база двусторонних отношений

Договорно-правовая база двусторонних отношений Республики Беларусь и Республики Армения включает в себя около 70 международных договоров (на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях), которыми в достаточной мере урегулированы наиболее важные и приоритетные сферы взаимодействия обоих государств.

Договорно-правовая база белорусско-армянских отношений

№ п/п

Название международного договора

1.

Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством Республики Беларусь о принципах торгово-экономического сотрудничества (подписано 30 декабря 1991 г. в г. Ереване; вступило в силу 1 января 1992 г.)

2.

Протокол об установлении дипломатических отношений между Республики Беларусь и Республикой Армения (13 июня 1993 г., г. Афины; 13 июня 1993 г.)

3.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о торгово-экономическом сотрудничестве (24 декабря 1993 г., г. Ашхабад; 28 июля 2003 г.)

4.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о неторговых платежах (26 мая 1995 г., г. Минск; 31 июля 1996 г.)

5.

Соглашение между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Республики Армения об организации расчетов (9 августа 1996 г., г. Минск; 9 августа 1996 г.)

6.

Дополнительное Соглашение к Соглашению между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Армении об организации расчетов от 9 июля 1996 г. (20 сентября 1996 г., г. Ереван; 20 сентября 1996 г.)

7.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле (18 января 2000 г., г. Минск; 28 июля 2003 г.)

8.

Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства Республики Армения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (19 июля 2000 г., г. Минск; 28 декабря 2000 г.)

9.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (19 июля 2000 г., г. Минск; 19 ноября 2001 г.)

10.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 19 июля 2000 г., г. Минск; 27 февраля 2001 г.)

11.

Соглашение между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Республики Армения о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций (19 июля 2000 г., г. Минск; 19 июля 2000 г.)

12.

Соглашение между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Республики Армения о сотрудничестве (19 июля 2000 г., г. Минск; 19 июля 2000 г.)

13.

Соглашение между Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством финансов и экономики Республики Армения о сотрудничестве (19 июля 2000 г., г. Минск; 19 июля 2000 г.)

14.

Соглашение о сотрудничестве между Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и Национальной статистической службой Республики Армения (20 сентября 2000 г., г. Киев; 20 сентября 2000 г.)

15.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) (31 октября 2000 г., г. Ереван; 20 марта 2001 г.)

16.

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Армения (26 мая 2001 г., г. Ереван; 14 марта 2002 г.)

17.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (26 мая 2001 г., г. Ереван; 10 февраля 2002 г.)

18.

Соглашение о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Армения (14 марта 2002 г., г. Минск; 14 марта 2002 г.)

19.

Протокол между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 18 января 2000 г. (6 июня 2002 г., г. Минск; 1 августа 2003 г.)

20.

Протокол между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения об отмене изъятий из режима свободной торговли, введенных Протоколом между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения об изъятиях из режима свободной торговли от 6 июня 2002 г. к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 18 января 2000 г. (3 мая 2005 г., г. Минск; 23 июня 2006 г.)

21.

Протокол о порядке взаимодействия Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета при Правительстве Республики Армения при сопоставлении данных таможенной статистики взаимной торговли Республики Беларусь и Республики Армения (23 октября 2006 г., г. Ереван; 7 мая 2007 г.)

22.

Меморандум о сотрудничестве между Министерством экономики Республики Армения и Министерством финансов Республики Беларусь в ювелирной отрасли (апрель 2012 г., г. Ереван)

В 2021 г. взаимный товарооборот между Беларусью и Арменией составил 97,2 миллиона долларов США (118,1% к 2020 г.), экспорт Беларуси в Армению — 68,3 миллиона долларов США (118,8%), импорт из Армении — 28,9 миллиона долларов США (116,5%). Положительное сальдо внешней торговли было положительным для Беларуси в размере 39,4 миллиона долларов США.

Экспорт в 2021 г. осуществлялся по 415 наименованиям (в 2020 г. — по 389 наименованиям). Благодаря 75 новым позициям экспорт вырос на 1,2 миллиона долларов США. Поставки по 57 позициям были прекращены.

В номенклатуре экспорта из Беларуси в Армению в 2021 г. преобладали поставки молока и сливок сгущенных и сухих (13,0 миллионов долларов США), мебели прочей и ее частей (3,1 миллиона долларов США), лекарственных средств (2,3 миллиона долларов США), трансформаторов электрических (2,3 миллиона долларов США), вычислительных машин для автоматической обработки информации (1,9 миллиона долларов США), проводов изолированных, кабелей (1,7 миллиона долларов США), плит древесно-волокнистых (1,6 миллиона долларов США), бумаги и картона немелованных прочих (1,4 миллиона долларов США), прутков и профилей алюминиевых (1,3 миллиона долларов США), масла сливочного (1,2 миллиона долларов США).

В номенклатуре импорта Беларуси из Армении преобладали крепкие алкогольные напитки (17,7 миллиона долларов США), медные отходы и лом (1,8 миллиона долларов США), свинец необработанный (0,8 миллиона долларов США), предметы гигиены (0,7 миллиона долларов США), игрушки и головоломки (0,5 миллиона долларов США).

В 2021 г. заметно выросли поставки молока и сливок сгущенных и сухих (13,0 миллионов долларов США, 103,3% к уровню 2020 г.), специфических товаров (9,7 миллиона долларов США, 146,8%), мебели прочей и ее частей (3,1 миллиона долларов США, 156,9%), трансформаторов электрических (2,3 миллиона долларов США, в 43,4 раза), вычислительных машин для автоматической обработки информации (1,9 миллиона долларов США, в 8,1 раза), плит древесно-волокнистых (1,6 миллиона долларов США, 166,5%), бумаги и картона немелованных прочих (1,4 миллиона долларов США, в 2,9 раза), прутков и профилей алюминиевых (1,3 миллиона долларов США, в 5 раз).

Товаропроводящая сеть белорусских предприятий в Армении составляет более 80 субъектов. Функционируют четыре предприятия с участием белорусского капитала: ООО «Армяно-Белорусский торговый дом «Ар-Бе», ЗАО «Торговый дом «БелАр», ООО «БелАЗ Кавказ Транс Сервис» и ООО «Ар-Бе ритейл».

ТОП-20 перспективных товарных позиций белорусского экспорта в Республике Армения

Код ТН ВЭД

Название товара

0402

Молоко и сливки сгущенные и сухие

9403

Мебель прочая и ее части

3004

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

8504

Трансформаторы электрические

8471

Вычислительные машины для автоматической обработки информации

8544

Провода изолированные, кабели

4411

Плиты древесно-волокнистые

4805

Бумага и картон немелованные прочие

7604

Прутки и профили алюминиевые

0405

Масло сливочное

3822

Реагенты диагностические

6115

Чулочно-носочные изделия

2301

Мука и гранулы из мяса, мясных субпродуктов и рыбы

2208

Крепкие спиртные напитки

3923

Тара пластмассовая

0406

Сыры и творог

8516

Бытовые и прочие электронагревательные приборы, электроплиты

5211

Ткани хлопчатобумажные с добавлением химических волокон с плотностью более 200 г/м2

1602

Готовые или консервированные продукты из мяса

3920

Плиты, листы, пленка из пластмасс непористые, неармированные, неслоистые, без подложки

Внешняя торговля услугами

В 2021 г. оборот взаимной торговли услугами составил 15,7 миллиона долларов США и по сравнению с 2020 г. снизился на 25,1 процента, экспорт услуг — 13,2 миллиона долларов США (сократился на 27,1 процента), импорт услуг — 2,5 миллиона долларов США (сократился на 12,3 процента). Сальдо положительное — 10,8 миллиона долларов США.

Инвестиционное сотрудничество

В Беларуси действует 46 предприятий с армянским капиталом, в том числе 11 совместных и 35 иностранных организаций.

Армянским концерном «Мульти Груп» и РУПТУП «Беларусьторг» в июле 2012 года в г. Минске открыто совместное производство по розливу высококачественных армянских коньяков — СООО «Армянский стандарт».

Перспективные направления белорусско-армянского торгово-экономического сотрудничества

Несмотря на ряд объективных факторов, осложняющих поступательное развитие двусторонних торгово-экономических связей между Беларусью и Арменией (небольшая емкость армянского рынка; затратная и сложная логистика доставки грузов; транспортная и экономическая блокада со стороны ряда соседних стран и т.д.), существует значительный потенциал для наращивания поставок многих белорусских товаров в Армению, особенно с учетом ее присоединения с 2015 г. к Евразийскому экономическому союзу.

В последние годы наиболее значимыми позициями экспорта Беларуси в Армению являлись продукция пищевой промышленности, автотракторная техника, карьерные самосвалы, шины, провода изолированные и кабели, лекарственные средства, продукция деревообработки, бумага и картон, полиацетали и полиэфиры, чулочно-носочные изделия, продукты питания.

Беларусь и Армения имеют хорошие перспективы для дальнейшего расширения взаимодействия в сфере промышленности, сельского хозяйства, энергетики, ювелирной отрасли, науки и информационных технологий.

Серьезный интерес могут представлять реализуемые и планируемые к реализации крупные проекты в энергетической сфере, в частности, строительство нового энергоблока Армянской АЭС (с 2027 г.), строительство новых линий электропередач Армения — Грузия и Армения — Иран в рамках проекта по созданию энергетического коридора «Север — Юг» между Ираном, Арменией, Грузией и Россией. Более подробная информация — на сайте Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения.

Также имеются возможности активизации сотрудничества в рамках планируемых проектов по совершенствованию транспортной инфраструктуры столицы — г. Еревана. Это, в первую очередь, касается проектов расширения и обновления парка пассажирской (автобусной и троллейбусной) техники.

Перспективными проектами белорусско-армянского сотрудничества в сфере сельского хозяйства могут стать создание сборочных производств белорусской сельскохозяйственной техники, а также машинотракторных станций, центров капитального ремонта сельскохозяйственной техники на базе действующих армянских предприятий.

К содержанию

Условия доступа на рынок Армении, особенности регулирования внешнеэкономической деятельности

Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность

Торговая политика Республики Армения строится на основе Конституции Республики Армения, законов и иных нормативных правовых актов Республики Армения, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Армения.

В соответствии с подписанным в октябре 2014 г. Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Республика Армения со 2 января 2015 г. официально является членом ЕАЭС и применяет положения его нормативно-правовой базы в части регулирования целого ряда сфер.

Таможенно-тарифное регулирование

Республика Армения, как член ЕАЭС, применяет положения нормативно-правовой базы Союза в части таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

При ввозе товаров в Армению применяются ставки единого таможенного тарифа ЕАЭС, за исключением товаров, чувствительных для экономики Армении, в отношении которых, согласно положениям Договора о присоединении Республики Армения к ЕАЭС, в течение переходного периода применяются ставки ввозных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ЕАЭС, либо предусматриваются отдельные льготы.

«Комфортные» для Армении ставки ввозных таможенных пошлин (0% либо 10%) сохранены по таким товарным группам, как оборудование и механизмы, моторные и транспортные средства, пищевые продукты, фармацевтика, нефтепродукты и удобрения. От ввозной таможенной пошлины освобождаются продукция военного назначения, а также гражданские самолеты и вертолеты. В частности, в течение 5 лет после вступления в силу договора на прежних условиях можно будет ввозить в Армению автомобили для личного пользования. Срок действия изъятий — от одного года до 7 лет.

На единой территории ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров.

В то же время, в соответствии с Договором, Республика Армения обязана обеспечить использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин Единого Таможенного Тарифа ЕАЭС, либо ввезенных с применением тарифных льгот, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС.

С 2002 г. Армения является членом Всемирной торговой организации.

В рамках Содружества Независимых Государств Армения также имеет режим свободной торговли с Украиной, Молдовой, Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Грузией.

В настоящее время Армении предоставлена возможность использования общих систем преференций (GSP) США, Канады, Швейцарии, Японии и Норвегии. Армения одна из немногих стран, имеющих возможность использования улучшенного режима Генерального соглашения о льготах («Generalised Scheme of Preferences» GSP+) со странами Евросоюза.

Вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, правил определения страны происхождения товаров, технического регулирования; связанные с применением санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций, охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Армении, главным образом, также регулируются в соответствии с нормативно-правовой базой ЕАЭС.

К содержанию

Участие в государственных закупках в Армении

В соответствии с законодательством о государственных закупках Армении, центральные и местные органы государственного управления в обязательном порядке осуществляют закупки для собственных нужд через использование электронных порталов госзакупок Министерства финансов Республики Армения.

Тендерные объявления также размещаются на сайтах профильных министерств, муниципальных образований, организаций.

Необходимо отметить, что тендерная информация (документация) в Армении предоставляется, как правило, на армянском языке, в связи с чем для эффективного участия в госзакупках целесообразно подключение к ним компаний, представляющих интересы отечественных предприятий на местном рынке.

Процедура регистрации и дальнейшее участие в системе бесплатное (за исключением отдельных, как правило, переводческих услуг).

Для участия в электронных закупках в Армении предприятию необходимо:

1. Создать профиль предприятия на платформе ARMEPS (по ссылке «Register as a Supplier»). Процедура регистрации включает в себя три шага, в том числе в ходе последнего — присвоение логина и пароля. После этого на указанный электронный адрес поступит подтверждение о регистрации на портале ARMEPS;

Система выделяет два уровня участников электронных закупок (экономических операторов):

  • участвующих в конкурсах по открытой/упрощенной процедуре (все компании не входящие в следующий подпункт). В данном случае дополнительных действий после регистрации не требуется;
  • участвующих в конкурсах по определенным видам деятельности.

В данном случае необходимо дополнительно направить в ГНКО «Центр содействия закупкам» (по адресу г. Ереван, пр. Комитаса 54б) следующие документы на бумажном носителе:

  • копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования;
  • копия документа, удостоверяющего личность руководителя субъекта хозяйствования;
  • заявление о регистрации по установленной форме.

2. Осуществлять поиск объявлений о закупках товаров, работ и услуг, участвовать в тендерах. При этом существуют особенности участия в электронных закупках на портале ARMEPS в зависимости от типа объявленного тендера:

2.1. Для участия в конкурсах, указанных в подпункте 1) пункта 1, предприятие должно самостоятельно осуществлять поиск тендерных объявлений на портале и направлять свои заявки об участии по установленным формам;

2.2. Для участия в конкурсах, указанных в подпункте 2) пункта 1, действует следующий порядок:

  • зарегистрированный экономический оператор получает электронные сообщения от ARMEPS об объявлении определенного тендера;
  • после этого предприятию необходимо заполнить типовые образцы заявлений об участнике (в зависимости от вида предоставляемых товаров, работ, услуг) для прохождения процедуры квалификации;
  • в случае соответствия предъявляемым требованиям предприятию присваивается статус «квалифицированного участника», что дает ему право участвовать в текущем тендере, а также в дальнейших тендерах по данному направлению деятельности без прохождения процедуры, указанной в подпункте 2) настоящего пункта;
  • заполнить прилагаемые к объявлению о тендере документы, необходимые для участия в нем.

Следует отметить, что, как правило, рассылаемая информация и документы о тендерах (приглашения, образцы документов для заполнения и так далее) предоставляются на армянском языке, для получения их русско- или англоязычных версий потребуется дополнительная оплата на расчетный счет ГНКО «Центр содействия закупок».

К содержанию

Государственный учет индивидуальных предпринимателей в Республике Армения

Одной из форм занятия предпринимательской деятельностью является учет в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязательным предусловием статуса индивидуального предпринимателя является наличие государственного учета в установленном законом порядке, в результате чего лицо получает возможность на свой риск, от своего имени и на собственные средства заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.

Положительными сторонами учета индивидуального предпринимателя являются: быстрое осуществление процесса учета с минимальными требованиями документов, неимение баланса, обложение ежегодным подоходным налогом и т.д.

Недостаток статуса индивидуального предпринимателя заключается в том, что он отвечает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законом не распространяется взыскание.

Индивидуальным предпринимателем может быть любое дееспособное лицо (гражданин Республики Армения, иностранный гражданин либо лицо, не имеющее гражданства), чье право заниматься предпринимательской деятельностью не ограничено законом. В частности, лицо не может быть поставлено на учет в качестве индивидуального предпринимателя, если оно в судебном порядке было лишено права заниматься предпринимательской деятельностью, и судимость не снята или не погашена в установленном порядке или лицо было признано банкротом в судебном порядке, и на момент представления заявления о государственном учете не осуществило свои обязанности, послужившие основанием для признания банкротом.

Государственный учет индивидуального предпринимателя осуществляется любым офисом обслуживания Агентства государственного регистра юридических лиц Аппарата Министерства юстиции Республики Армения (далее – Агентство), независимо от места деятельности индивидуального предпринимателя.

Для государственного учета индивидуальный предприниматель представляет в Агентство

– паспорт (после идентификации лица паспорт возвращается) и его копию,

– документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины (квитанция об уплате, платеж, произведенный через электронную систему платежей e-payments.am и т.д.).

Необходимое заявление для государственного учета индивидуального предпринимателя составляется сотрудником Агентства, принимая за основание представленные лицом сведения и документы. Если лицо имеет электронную подпись, то учет может быть осуществлен по интернету – посредством официального сайта https://www.e-register.am.

Постановка на учет лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется непосредственно в момент представления необходимых документов. Лицо считается поставленным на учет в качестве индивидуального предпринимателя с момента совершения в Едином государственном реестре записи сведений, установленных настоящим Законом. Пошлина государственного учета индивидуального предпринимателя составляет 3000 (три тысячи) армянских драмов, которые необходимо уплатить на следующий казначейский счет 900005160750.

В учете лица в качестве индивидуального предпринимателя отказывается, если:

а) оно уже состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя;

б) представленные им документы или информация не являются полными;

в) оно в установленном законом порядке было лишено права заниматься предпринимательской деятельностью, и судимость не снята или не погашена в установленном порядке.

Отказ в учете лица в качестве индивидуального предпринимателя по мотиву нецелесообразности не допускается.

Отказ в государственном учете, уклонение от осуществления государственной регистрации, а также уклонение от предоставления информации могут быть обжалованы в вышестоящем порядке Министру юстиции Республики Армения или в суд.

Индивидуальный предприниматель может быть снят с учета по своему заявлению (заявлению уполномоченного лица) или в случае смерти индивидуального предпринимателя, признания индивидуального предпринимателя в судебном порядке безвестно отсутствующим или банкротом.

Снятие индивидуального предпринимателя с учета осуществляется любым офисом обслуживания Агентства, независимо от места деятельности индивидуального предпринимателя.

Снятие индивидуального предпринимателя с учета производится по заявлению лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или уполномоченного им лица, с приложением к заявлению справки об исполнении требований части 6 статьи 20 Закона Республики Армения «Об архивном деле», а если заявление представляется уполномоченным лицом, то должны быть представлены также соответствующая доверенность и паспорт.

В случае смерти индивидуального предпринимателя, заявление о снятии с учета может представить любое заинтересованное лицо, представляя документ, удостоверяющий факт смерти, а в случае признания в судебном порядке индивидуального предпринимателя безвестно отсутствующим – копию решения суда.

Если индивидуальный предприниматель был признан банкротом, то вместе с заявлением о снятии с учета представляется копия вступившего в законную силу решения суда и своя справка об исполнении требований части 6 статьи 20 Закона Республики Армения «Об архивном деле».

Для снятия индивидуального предпринимателя с учета государственная пошлина не взимается. При этом снятие индивидуального предпринимателя с учета не освобождает его от исполнения налоговых обязанностей, а также ответственности, установленной в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения.

Индивидуальный предприниматель считается снятым с учета с момента представления заявления, за исключением тех случаев, когда лицо, состоящее на учете в качестве индивидуального предпринимателя, включено Государственной комиссией по защите экономической конкуренции Республики Армения в перечень хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение. В таком случае Агентство в трехдневный срок после получения заявления направляет в Комиссию запрос о подтверждении отсутствия возбужденного и незавершенного административного производства в отношении данного индивидуального предпринимателя, а также отсутствия его обязательств в отношении Комиссии. Агентство на основании запроса снимает или отказывает в снятии с учета индивидуального предпринимателя, принимая за основание предоставленную Комиссией справку.

В случае представления индивидуальным предпринимателем вышеуказанной справки необходимость направления запроса отпадает.

Лицо вправе обжаловать предоставленную Комиссией справку в административном порядке – в Комиссию или в судебном порядке – в Административный суд Республики Армения.

В случае удовлетворения жалобы или завершения незавершенного административного производства и выполнения всех обязательств в отношении Комиссии лицо может вновь обратиться в Агентство для снятия с учета.

К содержанию

Государственная регистрация юридических лиц в Республике Армения

Для приобретения статуса юридического лица организация подлежит обязательной государственной регистрации. Юридическое лицо выступает от собственного имени, имеет имущество, принадлежащее ему на праве собственности, и отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Государственная регистрация позволяет юридическому лицу приобретать права, брать на себя обязательства, выступать в отношениях с третьими лицами, защищать свои права и законные интересы, а также служить целям своего создания.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется Агентством государственного регистра юридических лиц (далее – Агентство) Аппарата Министерства юстиции Республики Армения, за исключением организаций, зарегистрированных Центральным банком Республики Армения (банки, кредитные организации, страховые компании, договорные инвестиционные фонды и другие финансовые организации, в том числе их филиалы, представительства и учреждения).

Заявление о регистрации коммерческих юридических лиц может быть представлено в любой офис обслуживания Агентства, независимо от места деятельности юридического лица, а регистрация некоммерческих юридических лиц осуществляется офисом обслуживания Агентства города Еревана.

Право на заявление для государственной регистрации юридического лица имеют:

а) учредитель (учредители) юридического лица;

б) руководитель исполнительного органа юридического лица, выбранный учредителями;

Обратиться может также любое лицо, уполномоченное лицами, имеющими право на подачу заявления.

Заявитель представляет в Агентство для государственной регистрации юридического лица:

а) решение учредителей или протокол учредительного собрания (съезда или иного установленного законом органа) об учреждении юридического лица, подписанный всеми учредителями или
в установленных законом случаях председателем и секретарем собрания;

б) устав юридического лица, утвержденный учредителем (учредителями) или учредительным собранием (съездом или иным установленным законом органом);

в) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (квитанция об уплате, платеж, произведенный через электронную систему платежей e-payments.am и т.д.);

д) сведения о руководителе исполнительного органа юридического лица или лица, временно исполняющего обязанности руководителя; паспортные данные и номер социальной карты или отметка об отказе лица от социальной карты и номер соответствующей справки, адрес электронной почты.

Для юридических лиц, имеющих отдельную организационно-правовую форму (общественные организации, партии и т.д.), специальными законами могут быть предусмотрены также и другие документы, подлежащие обязательному представлению для государственной регистрации. Заявление о государственной регистрации юридического лица составляется на месте сотрудником Агентства, на основании представленных ему соответствующих документов и сведений.

Необходимые для государственной регистрации юридического лица документы заявитель представляет в Агентство лично или через уполномоченное лицо на бумажном носителе. Если лицо имеет электронную подпись, то регистрация может быть осуществлена по интернету — посредством официального сайта https://www.e-register.am.

В случае регистрации общества с ограниченной ответственностью, если лицо (лица) желает пользоваться типовыми документами, утвержденными для регистрации ООО, то оно обращается в соответствующий офис обслуживания Агентства, имея при себе документ, удостоверяющий личность, сообщая сотруднику Агентства необходимые для регистрации сведения.

Не позднее чем через два рабочих дня после представления в Агентство всех необходимых документов, Агентство должно произвести необходимую государственную регистрацию. Государственная регистрация осуществляется сразу на основании типовых документов общества с ограниченной ответственностью. Для юридических лиц, имеющих отдельную организационно-правовую форму, соответствующими законами или иными законами могут быть установлены иные сроки государственной регистрации.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо считается зарегистрированным в Едином государственном реестре с момента внесения сведений, установленных законом. Для государственной регистрации коммерческих организаций государственная пошлина не взимается. Пошлина государственной регистрации некоммерческих организаций, за исключением партий, составляет 10000 (десять тысяч) драмов РА, которые необходимо уплатить на следующий казначейский счет 900005160727.

Основания для отказа в регистрации юридического лица:

а) нарушение установленного законом порядка образования юридических лиц;

б) непредставление установленных законом документов;

в) несоответствие представленных документов закону или другим документам, представленным юридическим лицом;

г) наличие сведений о лишении учредителя, а также руководителя исполнительного органа вновь регистрируемой (создаваемой) коммерческой организации права заниматься предпринимательской деятельностью, и о судимости, не снятой или не погашенной
в установленном порядке;

д) несоответствие фирменного наименования требованиям, установленным законом, если в регистрации фирменного наименования было отказано, и лицо не представило другое наименование.

Несоответствие устава коммерческих организаций закону не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации юридического лица по мотиву нецелесообразности его создания не допускается.

Случаи отклонения государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации, а также уклонения от предоставления информации могут быть обжалованы в вышестоящем порядке Министру юстиции Республики Армения или в суд.

Существование юридического лица прекращается с его ликвидацией, без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства. Процесс ликвидации юридического лица завершается обязательной государственной регистрацией.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется Агентством, за исключением случаев ликвидации юридических лиц, зарегистрированных Центральным банком Республики Армения (банки, кредитные организации, страховые компании, договорные инвестиционные фонды и пр.).

Прежде чем осуществить государственную регистрацию ликвидации юридического лица руководитель исполнительного органа юридического лица или уполномоченный для этой цели законом или уставом орган или уполномоченное ими лицо информируют Агентство о процессе ликвидации, прилагая решение о ликвидации юридического лица, выданное компетентным органом. Агентство, принимая за основание сведения, представленные юридическим лицом, на официальном интернет-сайте публичных уведомлений Республики Армения по адресу http://www.azdarar.am размещает объявление о ликвидации юридического лица и порядке и сроках предъявления требований кредиторами.

Причем этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования объявления о ликвидации, после которого следует государственная регистрация ликвидации юридического лица в установленном порядке. Заявление о нахождении юридического лица в процессе ликвидации составляется на месте, на основании представленных сотруднику Агентства соответствующих документов и сведений или в электронном виде — посредством интернета. Таким же образом представляется заявление о ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

а) по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это уставом, в том числе по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, или по достижении цели, с которой оно было создано;

б) в случае признания судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями закона;

в) по решению суда – в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) либо запрещенной законом, неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, периодического осуществления общественным объединением или фондом противоречащей их уставным целям деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо ликвидируется также вследствие банкротства.

Необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица документы заявитель представляет в Агентство лично или через уполномоченное лицо на бумажном носителе. Если лицо имеет электронную подпись, то заявление для государственной ликвидации регистрации может быть представлено по интернету – посредством официального сайта https://www.e-register.am.

После получения от включенного в перечень имеющих монопольное или доминирующее положение хозяйствующих субъектов юридического лица заявления о ликвидации Агентство в течение трех дней направляет в Государственную комиссию по защите экономической конкуренции Республики Армения запрос о заверении отсутствия возбужденного Комиссией и незавершенного административного производства в отношении данного юридического лица, а также отсутствия обязательств в отношении Комиссии. Комиссия отвечает на запрос в течение 10 дней со дня его отправки. Отсутствие ответа на запрос в установленный срок рассматривается в качестве заверения в отсутствии возбужденного Комиссией и незавершенного административного производства в отношении данного юридического лица, а также обязательств в отношении Комиссии.

После получения заявления о регистрации ликвидации Агентство в течение одного рабочего дня направляет запрос в налоговый орган о заверении в отсутствии обязательств юридического лица по части государственного бюджета и социального страхования. Налоговые органы отвечают на запрос в течение 20 дней со дня его получения. Отсутствие ответа от налоговых органов или отправка ими другого ответа (кроме наличия обязательств и их точных размеров) на предусмотренный настоящим пунктом запрос в установленные сроки рассматривается в качестве заверения в отсутствии обязательств ликвидируемого юридического лица по части государственного бюджета и социального страхования.

Если обратившееся для ликвидации лицо вместе с документами также представляет выданную налоговым органом справку об отсутствии налогов по части государственного бюджета и обязательств по части социального страхования, то вышеуказанный запрос не отправляется в налоговый орган и регистрация ликвидации осуществляется сразу. В случае невыявления оснований для отказа государственной регистрации ликвидации после проверки необходимых документов и получения соответствующих заверений ликвидация юридического лица считается зарегистрированной и в течение одного рабочего дня сведения о ликвидации вносятся в Агентстве в Единый государственный реестр.

Юридическое лицо считается ликвидированным, а его существование прекращенным с момента государственной регистрации. В случае ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина в размере 10 тысяч армянских драмов.

Основания для отклонения регистрации ликвидации юридического лица:

а) нарушение установленного законом порядка ликвидации юридических лиц;

б) непредставление установленных законом документов;

в) несоответствие представленных документов требованиям закона;

г) получение точного ответа об обязательствах юридического лица по части государственного бюджета и социального страхования или о возбужденном Комиссией и незавершенном административном производстве в отношении юридического лица.

Случаи отклонения государственной регистрации ликвидации, уклонения от государственной регистрации, а также уклонения от предоставления информации могут быть обжалованы в вышестоящем порядке Министру юстиции Республики Армения или в суд.

Тендерные площадки государственных органов Республики Армения:

  • www.gnumner.am; www.procurement.am; www.tender.am — официальные веб-сайты системы государственных закупок Министерства финансов Республики Армения (информация доступна на армянском и английском языках);
  • www.armeps.am/epps/home.do — официальный сайт Центра содействия закупок Министерства финансов Республики Армения (информация о закупках доступна преимущественно на армянском языке, интерфейс переведен на русский и английский языки);
  • www.minenergy.am/ru/page/439 — официальный сайт Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения, раздел информации о закупках в отраслях энергетики и добычи полезных ископаемых (информация доступна преимущественно на армянском языке);
  • www.minagro.am/ru/pdf-pages/объявление-закупок/ — официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Армения, раздел закупок (информация раздела доступна только на армянском языке);
  • www.mtcit.am/main.php?lang=3&page_id=585 — официальный сайт Министерства транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения, раздел тендеров, закупок и объявлений (информация раздела доступна на английском и армянском языках).

Тендерные площадки международных организаций-доноров, присутствующих/реализующих проекты в Республике Армения:

  • www.am.undp.org/content/armenia/en/home/operations/procurement.html — официальный сайт ПРООН в Армении, раздел о закупках (информация доступна на английском языке);
  • www.projects.worldbank.org/procurement/procurementsearch?lang=en&qterm=Armenia&srce=both, www.projects.vsemirnyjbank.org/procurement/procurementsearch?lang=ru&&qterm=Armenia&srce=both — официальный сайт Всемирного банка, раздел о закупках (информация доступна на английском и русском языках);
  • www.tenders.afd.dgmarket.com/tenders/brandedNoticeList.do — официальный сайт Французского агентства развития, раздел о закупках (информация доступна на английском языке).

Защита прав экспортеров в Армении, маркетинговые исследования рынка, проверка деловой репутации партнеров

Коммерческие споры решаются в арбитражном суде ТПП Армении. Юридическую помощь можно получить в профильных компаниях, в числе которых:

  • Адвокатское бюро «Давтян и партнеры»;
  • Адвокатская контора № 1;
  • Армянская адвокатская компания «Ваш юрисконсульт»;
  • Правовое экономическое объединение «ЛЕВ ГРУП»;
  • Юридическая фирма «АМ»;
  • Юридическая фирма ELL PARTNERSHIP (ELL.P);
  • Юридическая фирма «ПРУДЕНС».

Проверку деловой репутации армянских компаний можно осуществить через СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении». Ориентировочная стоимость запроса составляет 50 евро.

Информацию о финансовом состоянии компании можно получить от армянского кредитного бюро в случае, если запрос поступает от члена кредитного бюро «ACRA Credit Reporting».

К содержанию

Регистрация компаний в Армении и типы бизнеса

В Армении с 2011 г. действует универсальный центр Business Entry при Министерстве юстиции. Компании и индивидуальные предприниматели могут одновременно получать резервирование имени, регистрацию бизнеса и налоговый идентификационный номер в одном месте. Электронная регистрация также доступна на сайте www.e-register.am, для чего требуется электронная подпись. Регистрация коммерческих организаций производится незамедлительно при подаче документов в электронном виде или при использовании утвержденных шаблонов необходимых документов. В остальных случаях процесс может занять до 2 рабочих дней.

Существуют следующие правовые варианты открытия бизнеса (коммерческой деятельности) в Республике Армения:

  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Индивидуальное предпринимательство — простейшая форма корпоративной организации. Оно представляет собой коммерческую организацию, которой владеет и управляет только одно лицо. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица при регистрации в качестве частного предпринимателя. Частные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им личным имуществом, что означает, что гражданин несет личную ответственность по любым обязательствам, возникающим в результате коммерческой деятельности.

  • ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Общество с ограниченной ответственностью — наиболее распространенная корпоративная форма в Армении. Это компания, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которых разделен на доли владения в размерах, определенных уставом. Участники общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по своим обязательствам; они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости сделанных ими вкладов. Прибыль распределяется между учредителями в соответствии с положениями устава.

  • АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Акционерное общество — это юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Учредители устанавливают номинальную стоимость акций. Их ответственность ограничивается стоимостью принадлежащей им доли. Открытое акционерное общество отличается от закрытого наличием акций, выставленных на продажу населению. Закрытое АО функционирует так же, как обычное АО, с уставным капиталом, разделенным между акционерами, с определенной номинальной стоимостью одной акции и ограниченной ответственностью для каждого акционера.

  • ПАРТНЕРСТВО

Партнерство может быть зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо или создано по соглашению между партнерами. В целом партнерства являются менее регулируемыми и предлагают большую гибкость. В отличие от ООО или АО, где компанией управляет один директор, партнерство может активно управляться несколькими партнерами.
Вы можете создать партнерство с полной или ограниченной ответственностью. Генеральные партнеры несут личную ответственность по долгам бизнеса, в то время как ограниченные партнеры являются пассивными инвесторами, которые не могут потерять больше, чем их вложения. Договорное партнерство не подлежит регистрации, однако о его создании необходимо уведомить налоговую инспекцию.

  • КООПЕРАТИВ

Кооператив — это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства для удовлетворения финансовых и других потребностей участников, объединение, осуществляемое путем объединения имущественных паевых взносов его членов.

  • ФИЛИАЛ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ

Филиал иностранной компании - территориальное подразделение иностранной компании в Армении. Иностранная компания может выбрать один из нескольких вариантов выхода на армянский рынок. Возможно создание дочерней компании — отдельного юридического лица (например, ООО или АО), которое полностью или частично принадлежит иностранной компании. Иностранная компания может также принять решение об осуществлении коммерческой деятельности в Армении через филиал.

  • НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Некоммерческие организации — это добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Имущество, переданное организации ее учредителями или участниками, является собственностью общественного объединения. Организация использует это имущество для целей, определенных в ее уставе.
В Армении некоммерческие организации обычно создаются в форме фонда или общественного объединения. Общественное объединение - это организация, основанная на членстве, которая в первую очередь удовлетворяет потребности своих членов. Фонды не имеют членов и сосредоточены в первую очередь на финансировании благотворительных проектов, которые приносят пользу определенным классам людей или обществу в целом. Как фонды, так и общественные объединения могут напрямую заниматься предпринимательской деятельностью.

  • ФОНД ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Фонд прямых инвестиций — это организация, используемая для инвестирования в недвижимость, ценные бумаги и другие активы. Фонд прямых инвестиций зарегистрирован Центральным банком Армении и имеет значительные налоговые льготы.

Налогообложение в Республике Армения

Налоговые отношения в Республике Армения регулируются Конституцией Республики Армения, ратифицированными международными договорами Республики Армения, Налоговым кодексом Республики Армения от 1 ноября 2016 г. № ЗР-165, законами Республики Армения о платежах, подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на их основании и с целью их реализации.

Налоговая система Армении включает два уровня: государственные и местные налоги.На

Название

Ставка

Особенности

Налог на прибыль предприятий
(государственный налог)

20%

Плательщики — юридические лица.

Объект налогообложения — прибыль, полученная на территории Армении (для резидентов и нерезидентов), а также за её границей (для резидентов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)
(государственный налог)

20%

Плательщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Объект налогообложения — стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. Уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны.

Подоходный налог
(государственный налог)

10 — 23%

Плательщики — физические лица (резиденты и нерезиденты).

Объект налогообложения — доходы, полученные как на территории страны (резиденты/нерезиденты), так и за ее границей (резиденты). Размер налога равен 23% вне зависимости от размера заработной платы. К 2023 г. предполагается поэтапное снижение подоходного налога до 20%. Подоходный налог в части дивидендов, полученных иностранными гражданами и лицами без гражданства, исчисляется по ставке 10%, а гражданами Армении — по ставке 5%. Подоходный налог с роялти и процентов рассчитывается по ставке 10%.

Акцизный налог
(государственный налог)

10 — 55%

Выплачивается исключительно от операций с группами товаров, подпадающих под акциз. Ставка варьируется в зависимости от объекта налогообложения (табачные изделия, алкогольная продукция, нефтепродукты).

Налог на имущество
(местный налог)

прогрессивная

Плательщики — собственники имущества, подпадающего под налогообложение.

Объекты налогообложения — недвижимость разных видов и транспортные средства. Для недвижимости ставка зависит от стоимости имущества. Если оценочная стоимость недвижимости ниже 3 млн. драмов, то владелец не облагается налогом. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный
(местный налог)

0,5 — 1%

Плательщики — законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения — кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения:

0,5% — для участков, расположенных за пределами населенного пункта;

1% — для участков, расположенных в населенных пунктах

Порядок регистрации представительства или филиала 

Регистрация представительства или филиала иностранного юридического лица в Армении предусматривает оплату государственной пошлины в размере 12 000 драмов РА и представление нотариально заверенных переводов на армянский язык следующих документов: 

  • заявление руководителя исполнительного органа или уполномоченного лица;
  • государственный регистрационный номер учредителя;
  • реквизиты руководителя подразделения (паспортные данные и сведения о социальном страховании, подтверждение адреса проживания, контактная информация, адрес электронной почты;
  • решение о создании подразделения и утверждении его устава, а также о назначении руководителя подразделения;
  • копия устава;
  • документ (квитанция), подтверждающий уплату государственной пошлины.

Основные законодательные акты

  • Гражданский Кодекс Республики Армения от 28 июля 1998 года № ЗР-239.
  • Закон Республики Армения от 27 октября 2001 года №ЗР-232 «Об акционерных обществах».
  • Закон Республики Армения от 26 апреля 2001 года №ЗР-169 «О государственной регистрации юридических лиц, государственном учете выделенных подразделений, учреждений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательство об иностранных инвестициях

Законом Республики Армения от 31.07.1994 № ЗР-115 «Об иностранных инвестициях» установлен равный национальный режим для иностранных инвестиций.

Основными принципами инвестиционной политики Армении являются применение эффективных подходов стимулирования экономической деятельности в инвестиционной сфере, обеспечение привлекательности и стабильности законодательства, регулирующего инвестиции, обеспечение равных, не дискриминационных экономических условий для иностранных и внутренних инвесторов, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвесторам и инвестициям и обеспечение защиты законных интересов инвесторов и инвестиций. 

 Для инвесторов законодательно установлен ряд существенных гарантий:

  • полная защита активов от национализации;
  • в случае отчуждения имущества по суду, компенсация инвесторам выплачивается до перехода активов другому лицу;
  • возмещение упущенной выгоды, убытков и потерь, возникших по вине неправомерных действий государственных органов;
  • участие в любой сфере экономической деятельности;
  • полное отсутствие препятствий на владение долей в бизнесе резидентов Армении;
  • возможность покупки коммерческой и жилой недвижимости в армянской юрисдикции (за исключением земли) и удаленное приобретение объектов;
  • отсутствие ограничений на репатриацию капитала, конвертирование валюты, денежных трансферов, прибыли, дивидендов, роялти, процентов и пр.

К содержанию

Внешняя торговля Республики Армения

Внешняя торговля Армении в 2021 г. сложилась с отрицательным сальдо — 2,3 миллиарда долларов США (в 2 раза больше, чем в 2020 г.). Экспорт составил 3,0 миллиарда долларов США (увеличение на 19,1 процента), импорт — 5,4 миллиарда долларов США (увеличение на 16,9 процента).

На долю стран ЕС пришлось около 21,7 процента всего экспорта Армении (656,1 миллиона долларов США). Основными партнерами выступили Болгария, Нидерланды и Германия.

На долю стран СНГ (включая ЕАЭС) пришелся 31 процент всего экспорта Армении (936,2 миллиона долларов США). Основные партнеры (кроме стран ЕАЭС) — Украина, Туркменистан и Узбекистан.

Поставки в страны ЕАЭС в 2021 г. занимают в общем объеме армянского экспорта — 29,4 процента (888,8 миллиона долларов США). Наибольшая доля принадлежит России, Беларуси и Казахстану.

Импорт товаров в Армению из стран ЕС в 2021 г. составил 1 миллиард долларов США (доля стран ЕС в импорте — 19,2 процента). Основные партнеры — Германия, Италия и Нидерланды.

Импорт товаров в Армению из стран СНГ (включая ЕАЭС) в 2020 г. составил 2,2 миллиарда долларов США (доля стран СНГ в импорте — 41,8 процента). Основные партнеры (кроме стран ЕАЭС) — Украина, Туркменистан и Узбекистан.

Импорт товаров из стран ЕАЭС за 2021 г. составил 2,1 миллиарда долларов США (доля стран ЕАЭС в импорте — 38,7 процента). Основные партнеры — Россия, Беларусь и Казахстан.

Географическая структура внешней торговли Армении (тысяч долларов США)

Страна

Экспорт

Импорт (по стране отправления)

 

январь декабрь 2020

январь декабрь 2021

темп роста, %

январь декабрь 2020

январь декабрь 2021

темп роста, %

ВСЕГО:

2 536 993,5

3 022 408,9

119,1

4 583 273,9

5 356 825,3

116,9

из них

 

 

 

 

 

 

СТРАНЫ СНГ

744 372,3

936 176,7

125,8

1 867 872,3

2 236 199,1

119,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

СТРАНЫ ЕАЭС 

709 895,1

888 799,2

125,2

1 721 922,3

 2 072 943,3

120,4

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

680 357,2

847 251,4

124,5

1 654 923,6

1 993 902,2

120,5

Беларусь

21 315,6

28 391,8

133,2

59 912,3

69 930,6

116,7

Казахстан

6 606,7

10 537,1

159,5

6 584,8

8 928,5

135,6

Кыргызстан

1 615,7

2 618,9

162,1

501,7

182,0

36,3

ДРУГИЕ СТРАНЫ СНГ

34 477,2

47 377,5

137,4  

145 950,0 

163 255,8 

111,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Украина

26 438,4 

25 662,7

97,1 

128 015,8

147 572,1

115,3

Туркменистан

1 872,1

8 140,0

4.3 раз

1 886,2

3 386,9

179,6

Узбекистан

2 970,2 

3 007,9

101,3

4 662,8

10 428,9

2.2 раз

Прочие страны СНГ

3 196,6

10 566,9

 3.3 раз

11 385,2

1 867,8

16,4

СТРАНЫ ЕС

429 125,7

656 081,4

152,9

935 506,5

1 029 586,0

110,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Австрия

3 850,3 

2 002,6

52,0

27 036,9

22 883,1

84,6

Бельгия

36 563,4

51 917,6

142,0

51 125,8

56 072,9

109,7

Болгария

150 799,8

198 441,4

131,6

26 227,5

32 197,9

122,8

Дания

173,8 

823,7

4.7 раз

5 041,7

14 392,1

2.9 раз

Финляндия

94,5

104,2

110,3

25 402,5

16 896,6

66,5

Франция

5 827,0

10 676,0 

183,2

67 148,0

68 386,8

101,8

Германия

56 472,3

77 577,7

137,4

242 851,8 

222 847,7

91,8

Греция

43,9

97,0

 2.2 раз

20 094,9

21 157,3

105,3

Венгрия

533,6

632,5

118,5

18 858,8

20 742,6

110,0

Италия

40 970,5

63 509,0

155,0

166 125,6

195 071,3

117,4

Польша

12 015,6

20 342,7

169,3

48 678,5

60 898,9

125,1

Румыния

107,9

159,4

147,7

9 075,3

17 260,4

190,2

Нидерланды

97 772,7

191 248,2

195,6

66 259,3

85 081,3

128,4

Португалия

60,1

503,1

8.4 раз

6 212,1

5 259,5

84,7

Испания

3 562,4

7 268,9

2.0 раз

34 250,4

51 331,3

149,9

Кипр

16,0

281,2

17.6 раз

3 636,3 

4 551,1

125,2

Чешская Республика  

2 730,8

2 485,9

91,0

41 438,3

43 194,3

104,2

Литва

2 977,9

5 058,6

169,9

23 413,2

35 942,2

153,5

Словакия

8 312,8

14 302,1 

172,0

14 866,7

19 632,7

132,1

Швеция

523,6

388,5

74,2

10 182,1

9 484,8

93,2

Прочие страны ЕС

5 716,8

 8 261,1

144,5

27 580,8

26 301,2 

95,4

ДРУГИЕ СТРАНЫ

1 363 495,4

1 430 150,8

104,9

 1 779 895,0

2 091 040,2

117,5

в том числе:

           

Республика Корея

907,8

5 142,7

5.7 раз

29 210,6

27 978,8

 95,8

США

67 868,5

81 873,6

120,6

77 986,0

137 227,6

176,0

ОАЭ

95 924,6 

74 430,2

77,6

 95 390,7

121 044,3

126,9

Иран

84 557,2

65 519,2

77,5

317 764,9

438 919,3

138,1

Швейцария

453 953,3

359 641,2

79,2

29 799,7

33 595,2

112,7

Китай

289 825,9

393 183,1

135,7

437 285,1

551 461,6

126,1

Бразилия

2,1

35,9

17.1 раз

36 463,8

31 056,7

85,2

Япония

1 363,9

1 683,6

123,4

12 366,8

9 380,7

75,9

Ирак

163 826,8

177 313,6

108,2

2 216,5 

4 560,9

2.1 раз

Соединенное Королевство

5 449,4

 7 645,7

140,3

20 839,1

22 986,3

110,3

Канада

3 457,2

5 582,8

161,5

9 430,2

13 446,9

142,6

Грузия

57 450,0

68 309,2

118,9

322 269,5

354 214,7

109,9

Прочие страны

138 908,9

189 789,9

136,6

388 872,2

 345 167,3

88,8

Объемы экспорта и импорта по товарным разделам (тысяч долларов США)

Страна

Экспорт

Импорт (по стране отправления)

 

январь декабрь 2020

январь декабрь 2021

темп роста, %

январь декабрь 2020

январь декабрь 2021

темп роста, %

ВСЕГО:

2 536 993,5

3 022 408,9

119,1

4 583 273,9

5 356 825,3

116,9

из них

 

 

 

 

 

 

живые животные и продукты животного происхождения     

78 271,4

107 067,7

136,8

131 569,7

166 908,3

126,9

продукты растительного происхождения

136 210,6

186 565,3

137,0

255 755,1

289 327,3

113,1

жиры и масла животного или растительного происхождения

73,1

78,5

107,4

52 623,0

 72 407,2

137,6

готовые продукты питания

562 943,1

623 968,0

110,8

397 609,9

434 288,6

109,2

минеральные продукты

814 733,4

982 250,9

120,6

746 851,5

937 089,0

125,5

продукты химической и связанных с ней отраслей промышленности

29 590,7

41 414,7

140,0

417 289,3

454 973,8

109,0

пластмассы и изделия из них, каучук и резиновые изделия

15 557,1

19 703,2

126,7

196 684,3

234 346,4

119,1

кожевенное сырье, кожа, меха и изделия из них

5 166,5

5 878,9

113,8

15 340,9

24 185,4

157,7

древесина и изделия из нее

606,9

1 117,4

184,1

53 654,7

72 240,0

134,6

бумага и изделия из нее

1 256,9

1 690,2

134,5

87 233,5

87 351,5

100,1

текстиль и изделия из него

133 532,6

183 498,7

137,4

245 183,4

301 547,0

123,0

обувь, головные уборы, зонты, трости, обработанные перья и изделия из них

3 012,5

4 697,1

155,9

45 199,0

59 838,2

132,4

изделия из камня, гипса, цемента

20 124,5

20 273,8

100,7

93 633,9

109 322,4

116,8

драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них

369 235,2

333 049,5

 90,2

143 701,1

248 473,7

172,9

недрагоценные металлы и изделия из них

229 198,6

364 445,8

159,0

360 824,8

390 833,5

108,3

машины, оборудование и механизмы

42 359,3

59 494,8

140,5

878 361,4

898 228,3

102,3

средства наземного, воздушного и водного транспорта

14 057,1

38 697,8

2.8 раз

198 564,3

306 544,4

154,4

приборы и аппараты

61 681,3

34 292,4

55,6

112 847,5

123 360,7

109,3

разные промышленные товары

18 802,8

13 236,0

70,4

150 034,4

145 287,2

96,8

произведения искусства

580,0

988,0

170,3

312,2

272,2

87,2

Полезные ссылки:

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Армения, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Армении и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя