Азербайджан

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: азербайджанский.
  • Географическое положение: Азербайджанская Республика (Азербайджан) — государство в Закавказском регионе на западе Азии. На севере граничит с Россией, на северо-западе — с Грузией, на западе — с Арменией, на юге — с Ираном и Турцией. На востоке омывается водами Каспийского моря. Территория: 86 600 кв. км. 
  • Административно-территориальное деление: Азербайджан делится на 66 районов, автономное территориальное образование Нахичеванская Автономная Республика. Столица — г. Баку (около 2,3 миллионов жителей). 
  • Столица: Баку.
  • Государственное устройство: Азербайджан — президентская республика; действует Конституция 1995 г. с изменениями 2002, 2009, 2016 гг. Главой государства является Президент. Законодательная власть — однопалатный парламент (Милли Меджлис) в составе 125 депутатов. Исполнительная власть осуществляется Президентом, который формирует Кабинет Министров. 
  • Население: 10,2 миллионов человек.
  • Национальная валюта: азербайджанский манат.
  • ВВП: 78,7 млрд. долларов США (2022).
  • Часовой пояс: GMT +4.
  • Телефонный код: +994.
  • Штрих-код: 476.

Содержание:

Социально-экономическое положение Азербайджанской Республики

Основными отраслями промышленности являются: нефтегазодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая (минеральные удобрения, синтетический каучук, шины), пищевая промышленность (в том числе консервная, чайная, винодельческая), металлургия и машиностроение (в том числе химическое и нефтяное), электротехническая и радиоэлектронная промышленность, судоремонтная, которые в последние годы характеризуются относительно высокими темпами роста. Сельскохозяйственные угодья в Азербайджане занимают около 4,8 миллионов гектаров, в том числе пашни — 2 миллиона гектаров, сенокосы и пастбища — 2,4 миллиона гектаров, плодовые сады и виноградники — более 300 тысяч гектаров.

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Азербайджанской Республикой

Сотрудничество Беларуси и Азербайджана в торгово-экономической сфере носит стратегический характер. Активно работает Межправительственная белорусско-азербайджанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 15 мая 2023 г. в г. Баку.

В Азербайджане создано 5 собственных субъектов товаропроводящей сети и 45 дилеров, представляющих более 50 белорусских предприятий.

С 2017 г. в г. Минске (ул. Франциска Скорины, 2) действует Торговый дом Азербайджана, которому по решению Президента Республики Беларусь предоставлен льготный режим по поставке продовольственной группы товаров на белорусский рынок.

В Азербайджане на базе ПО «Гянджинский автомобильный завод» действует совместное сборочное производство тракторной техники.

В 2022 г. основными статьями белорусского экспорта в Азербайджан стали лесоматериалы продольно распиленные, тракторы и седельные тягачи, плиты древесноволокнистые, лекарственные средства, трансформаторы электрические, машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, сливочное масло, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, плиты древесностружечные.

В 2022 г. из Азербайджана импортировались нефть, томаты, полимеры этилена, нефтепродукты, свежие фрукты и овощи, провода изолированные и кабели, глины, картофель (ранний).

ТОП-20 перспективных позиций белорусского экспорта в Азербайджан

Код ТН ВЭД

Наименование

4407, 4409

Лесоматериалы продольно распиленные, пиломатериалы

4411, 4410, 4412

Плиты древесноволокнистые, плиты древесностружечные, фанера клееная

8701

Тракторы и седельные тягачи

3004

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

0402

Молоко и сливки сгущенные и сухие

0701

Картофель

9403

Мебель и ее части

0405

Масло сливочное

8504

Трансформаторы электрические

0201

Говядина свежая или охлажденная

0406

Сыры и творог

4814

Обои и аналогичные настенные покрытия

8544

Провода изолированные, кабели

0207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы

7213, 7214

Прутки горячекатаные в бухтах из нелегированной стали, прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

8606

Вагоны грузовые железнодорожные или трамвайные

5515

Ткани синтетические с добавлением прочих волокон

0407

Яйца

8523

Носители информации

8502

Электрогенераторные установки

О проводимых в Азербайджанской Республике тендерах и условиях участия в них можно узнать на сайтах https://tender.az, https://etender.gov.az.

К содержанию

Условия доступа на рынок Азербайджана

Основными организационно-правовыми формами предприятий в Азербайджане являются ООО и акционерные общества. Компания может начать работать с момента государственной регистрации. Без официальной регистрации в Министерстве налогов Азербайджана компания не может открыть банковский счет, производить таможенное оформление грузов и тому подобное.

После сдачи необходимых документов в течение 3 рабочих дней Министерство налогов выдает выписку из государственного реестра и налоговый идентификационный номер. В стране отсутствуют какие-либо дополнительные требования для создания компаний иностранцами, кроме обычных требований по легализации и переводу.

В законодательстве также отсутствуют ограничения касательно доли иностранного участия в совместных предприятиях или инвестициях.

В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 21 декабря 2015 г. № 713 «О некоторых мерах в сфере лицензирования» импорт, экспорт, транзитная перевозка и производство прекурсоров, импорт и производство средств защиты растений и агрохимических веществ подлежат лицензированию. В соответствии с данным Указом все виды лицензий выдаются Министерством экономики Азербайджана через Центр ASAN Xidmət.

Налогообложение юридических лиц в Азербайджанской Республике регулируется Налоговым кодексом по следующим видам налогов:

Налог на прибыль. Все предприятия-резиденты и нерезиденты в Азербайджане являются плательщиками налога на прибыль. Прибыль предприятия облагается налогом по ставке 20%. Объектом налогообложения для предприятия-резидента является прибыль, полученная из источников как в Азербайджане, так и за его пределами. Объектом налогообложения для предприятий-нерезидентов является только прибыль, полученная из источников в Азербайджанской Республике. Отчетным периодом по налогу на прибыль является календарный год. Налогоплательщики не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, должны подать декларацию в налоговые органы. Налогоплательщики до окончания срока, определенного для подачи декларации за налоговый год, должны произвести окончательный расчет и уплатить налог.

Налог на добавленную стоимость. Ставка НДС составляет 18% стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого ввоза. Плательщиками НДС считаются следующие резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица):

  • лица, вставшие или обязанные встать на учет в качестве плательщиков НДС;
  • лица, ввозящие в Азербайджан товары, подлежащие обложению НДС по таким ввозимым товарам;
  • лицо-нерезидент, которое выполняет работы или оказывает услуги без постановки на учет для целей НДС и подлежит налогообложению по указанным работам или услугам;
  • производители подакцизных товаров, а также лица, занимающиеся жилищным строительством.

Акцизы. К подакцизным товарам относятся:

  • пищевой спирт, а также все виды спиртных напитков;
  • табачные изделия;
  • нефтепродукты;
  • легковые автомобили (за исключением автотранспортных средств специального назначения, оснащенных специальными знаками и оборудованием);
  • яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей;
  • ввозимая платина, золото, изготовленные из него ювелирные и другие бытовые изделия, обработанные, сортированные, вставленные в оправу и закрепленные алмазы.

Налогоплательщиками являются:

  • производители подакцизных товаров в Азербайджанской Республике;
  • импортеры подакцизных товаров;
  • резиденты Азербайджанской Республики, производящие непосредственно сами или через подрядчика подакцизные товары за пределами Азербайджана и не состоящие на учете в качестве налогоплательщиков по месту производства таких товаров.

Производители подакцизных товаров должны уплачивать в государственный бюджет акцизы по налогооблагаемым операциям за каждый отчетный период не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Упрощенный налог. Плательщиками упрощенного налога могут стать следующие лица:

  • юридическое лицо, у которого объем налогооблагаемых операций в течение 12-месячного периода составляет 200 тысяч манат и менее (около 115 тысяч долларов США);
  • лица, занимающиеся торговой деятельностью и (или) деятельностью по организации общественного питания, у которых объем налогооблагаемых операций в течение любого месяца (месяцев) последовательного 12-месячного периода превышает 200 тысяч манат (около 115 тысяч долларов США). Упрощенный налог исчисляется по следующим ставкам: торговая деятельность — 6%; деятельность по организации общественного питания 8%;
  • лица, занимающиеся строительством.

Юридическое лицо, уплачивающее упрощенный налог, не является плательщиком НДС, налога на прибыль и имущественного налога, а физическое лицо плательщиком подоходного налога и НДС.

Упрощенный налог подсчитывается с суммы средств, полученной от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг плательщиками этого налога, и с внереализационных доходов по следующей ставке: по городу Баку 4%; по другим городам и районам Азербайджана, Нахчыванской Автономной Республике 2%.

Промысловый налог. Плательщиками промыслового налога являются физические лица и предприятия, добывающие полезные ископаемые на территории Азербайджана (включая принадлежащий стране сектор Каспийского моря). Промысловый налог на сырую нефть, природный газ и рудные полезные ископаемые, добываемые из недр земли, исчисляется от оптовой цены на них.

Дорожный налог. Предприятия-нерезиденты, владеющие автотранспортом и (или) использующие его для перевозки пассажиров и грузов, являются плательщиками дорожного налога за пользование автомобильными дорогами страны. Налог с автотранспортных средств устанавливается в зависимости от видов автотранспортных средств, грузоподъемности, пробега на территории Азербайджана, а также объема двигателей автотранспортных средств. Физические лица, имеющие в собственности или использовании автотранспортные средства на территории Азербайджанской Республики, уплачивают годовой дорожный налог в государственный бюджет во время техосмотра автомобилей. Юридические лица, имеющие в собственности или использовании автотранспортные средства на территории Азербайджанской Республики по состоянию на конец календарного года, предоставляют в налоговый орган годовую декларацию о дорожном налоге не позднее 31 марта следующего после отчетного года и перечисляют начисленный до этого срока налог в государственный бюджет.

Налог на имущество. Предприятия-резиденты и предприятия-нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Азербайджанской Республике через свое постоянное представительство, имеющие объект налогообложения, являются плательщиками налога на имущество. Предприятия уплачивают налог на имущество по ставке 1% среднегодовой остаточной стоимости основных средств.

Земельный налог. Земельный налог уплачивается предприятиями за земельные участки на территории Азербайджана, находящиеся в их собственности или пользовании. При этом за основу берутся документы, подтверждающие право собственности или пользования земельными участками.

К содержанию

Регистрация субъектов хозяйствования в Азербайджанской Республике

Основными организационно-правовыми формами ведения бизнеса в Азербайджане, которые могут применяться белорусскими экспортерами, являются:

  • ООО - Общество с ограниченной ответственностью (с участием резидентов или нерезидентов Азербайджана);
  • АО - Акционерное общество (с участием резидентов или нерезидентов Азербайджана);
  • Представительство или Филиал

Для ведения бизнеса в Азербайджане компания должна пройти процедуру государственной регистрации и внесения в государственный реестр в соответствии с Законом Азербайджанской Республики
от 12 декабря 2003 года №560-IIQ «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» (в редакции Законов Азербайджанской Республики от 03.12.2004 г. №793-IIQD, 28.06.2005 г. №970-IIГД, 30.12.2005 г. №45-IIIГД, 07.02.2008 г. №543-IIIГД, 12.02.2010 г. №952-IIIQD, 30.12.2011 г. №
284-IVQD, 12.06.2012 г. №382-IVQD, 22.11.2013 г. №820-IVQD, 17.12.2013 г. №848-IVQD, 20.06.2014 г. №991-IVQD, 17.10.2014 г. №1078-IVQD, 28.11.2014 г. №1116-IVQD, 06.10.2015 г. №1352-IVQD, 05.04.2016 г. №190-VQD, 30.09.2016 г. №324-VQD, 14.04.2017 г. №619-VQD, 14.04.2017 г. №586-VQD, 02.10.2017 г. №796-VQD, 30.10.2018 г. №1303-VQD, 18.12.2018 г. №1393-VQD (вступ. в силу 07.02.2019 г.), 18.12.2018 г. №1396-VQD (вступ. в силу 27.01.2019 г.), 28.12.2018 г. №1404-VQD (01.02.2019 г.), 28.12.2018 г. №1447-VQD, 30.05.2019 г. №1596-VQD, 09.07.2019 г. №1641-VQD, 19.05.2020 г. №99-VIQD, 30.06.2020 г. №156-VIQD, 30.09.2020 г. №172-VIQD, 06.10.2020 г. №185-VIQD, 03.12.2021 г. №413-VIQD, 29.06.2022 г. №575-VIQD, 29.11.2022 г. №645-VIQD, 20.12.2022 г. №726-VIQD (вступил в силу 09.02.2023 г.), 30.12.2022 г. №785-VIQD, 02.05.2023 г. №865-VIQD, 06.07.2023 №957-VIQD)

В соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 25 октября 2007 года № 2458 года «О мерах по обеспечению организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности по принципу «единого окна» государственная регистрация осуществляется Департаментом Регистрации коммерческих юридических лиц Государственной налоговой службы при Министерстве экономики Азербайджанской Республики.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 12 декабря 2003 года № 560-IIQ «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» государственная регистрация коммерческих структур, включая представительства или филиалы иностранных юридических лиц, осуществляется в течение трех дней.

После сдачи всех необходимых документов Государственная налоговая служба при Министерстве экономики Азербайджанской Республики в течение 3 рабочих дней выдает выписку из государственного реестра и налоговый идентификационный номер.

В государственный реестр юридических лиц вносится общая информация о юридических лицах и их учредителях. Согласно положениям Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, государственный реестр юридических лиц является открытым.

В стране отсутствуют какие-либо дополнительные требования для создания компаний иностранцами, а также в законодательстве отсутствуют ограничения касательно доли иностранного участия в совместных предприятиях или инвестициях.

Для участников из стран СНГ апостилизация и легализация документов не требуется в соответствии с Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (от 23 января 1993 года) (имеются исключения в зависимости от различных юридических действий).

Свидетельство о государственной регистрации или выписка из государственного реестра является основным документом для изготовления печати, штампа, фирменного бланка, товарного знака, а также открытия банковского счета и регистрации его в соответствующих органах исполнительной власти Азербайджанской Республики, никакого дополнительного документа для этого не требуется.

Документы на регистрацию можно подать в электронном виде. Электронный адрес услуги:

https://www.e-gov.az
https://www.e-taxes.gov.az

Документы, необходимы для регистрации ООО, АО в Азербайджане:

• Учредительные документы (устав) - утвержденный учредителем (учредителями) или его (их) полномочным представителем устав структуры, желающей получить статус юридического лица - оригинал.

• При назначении законного представителя - копия документа, удостоверяющего личность - оригинал.

• Документ, подтверждающий оплату уставного капитала в фондах - оригинал.

• Заявление (если учредителем (учредителями) является физическое лицо - его (их) фамилия, имя, отчество, место жительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность; если учредителем (учредителями) является юридическое лицо - его (их) название, местонахождение и регистрационный номер) - нотариально заверенный оригинал.

• Решение об учреждении структуры, желающей получить статус юридического лица - оригинал.

• Решение об утверждении устава структуры, желающей получить статус юридического лица - оригинал.

• Решение о формировании органа управления структуры, желающей получить статус юридического лица - оригинал.

• Документ об уплате государственной пошлины - оригинал.

• Если учредителем (учредителями) является юридическое лицо - устав - нотариально заверенная копия.

• Если учредителем (учредителями) является юридическое лицо - свидетельство о государственной регистрации (выписка из государственного реестра) - нотариально заверенная копия.

• Если учредителем является физическое лицо - документ, удостоверяющий личность - копия (в бумажной форме).

• Документ, подтверждающий юридический адрес структуры, желающей получить статус юридического лица (информация о местонахождении органа, осуществляющего постоянную деятельность) - оригинал.

Регистрация Филиала и Представительства в Азербайджане

Представительство и Филиал в Азербайджане - это обособленные подразделение иностранной компании, которые не являются самостоятельными юридическими лицами.

Филиал осуществляет функции иностранного юридического лица, а также представляет и защищает его интересы.

Представительство создается исключительно для представления интересов иностранной компании и их защиты.

Государственный контроль за созданием Филиала, открытием Представительства, а также прекращением их деятельности осуществляет Департамент Регистрации коммерческих юридических лиц Государственной налоговой службы при Министерстве экономики Азербайджанской Республики.

Необходимые документы:

  • Учредительные документы компании;
  • Выписка из торгового реестра;
  • Справка о резидентстве из налогового органа;
  • Решение иностранного юридического лица о создании иностранного Филиала, Представительства на территории Азербайджана;
  • Положение об иностранном Филиале, Представительстве;
  • Доверенность о наделении руководителя иностранного Филиала, Представительства полномочиями;
  • Заявление по установленной форме;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Несмотря на действующий механизм «одного окна» и прозрачную нормативно-правовую базу с целью оптимизации процесса создания и организации эффективной работы собственных субъектов товаропроводящей сети в Азербайджане белорусским экспортерам целесообразно использовать услуги международных консалтинговых компаний, работающих в стране, а также взаимодействовать с азербайджанскими бизнес-партнерами.

К содержанию

Защита прав экспортеров и проверка деловой репутации

В Азербайджане правовая защита предпринимательской деятельности гарантирована Конституцией, нормы которой обладают высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.

Гражданский кодекс Азербайджанской Республики определяет правовое положение субъектов гражданских правоотношений, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, регулирует договорные и иные обязательственные отношения, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Процессуальный порядок разрешения экономических споров сторон, с учетом досудебного (претензионного) регулирования, регламентирован Гражданским процессуальным кодексом Азербайджанской Республики.

Кроме того, законом Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций», наряду с определением их правовых и экономических стимулов привлечения, предусмотрена соответствующая защита прав иностранных инвесторов.

Коллегия адвокатов Азербайджанской Республики

  • Адрес: AZ1000, Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. С.Вургуна, д.32
  • тел. +994 12 567 14 95, +994 12 594 08 70
  • E-mail:office@barassociation.az

Организации, занимающимися проверкой деловой репутации

Название: «Expert-SM» Law & Consulting Company

Адрес: г. Баку, ул. Р. Бейбудова, 59

Представитель: Субхан Маммадов (директор)

Teл.: (+99412) 49355 56;

Моб. тел.: (+99412) 493 55 56

E-mail: info@expertsm.com

Web: www.expertsm.com

Название: «Baku Law Centre» LLC

Адрес: г. Баку, ул. Физули, 49, «SKS» Plaza, 7-й этаж

Представитель: Анар Багиров

Тел.: (+99412) 480 00 88; 492 28 83; 492 03 57

Факс: (+99412) 447 42 71

E-mail: office@bhm.az

Web: www.bhm.az

К содержанию

Государственное регулирование экспортно-импортных операций

Между Беларусью и Азербайджаном действует Соглашение о свободной торговле от 31 марта 2004 г., в рамках которого стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта и импорта товаров, предназначенных для таможенной территории друг друга. В данной связи во взаимной торговле стороны применяют нулевую ставку пошлины.

При ввозе импортной продукции на таможенную территорию иностранных государств также уплачивается НДС. В Азербайджане стандартная ставка НДС составляет 18%.

Согласно Правилам регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике, утвержденным Указом Президента АР от 24 июня 1997 г. № 609 «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике» (с изменениями и дополнениями), при импорте товаров лица предоставляют в таможенные органы следующие документы:

  • заключенный договор;
  • таможенную грузовую декларацию;
  • документ, определяющий товарную стоимость импортируемых товаров (инвойс);
  • дорожно-транспортные документы;
  • документ, подтверждающий происхождение товара;
  • сертификат соответствия товара;
  • фитосанитарный, ветеринарный, гигиенический сертификат на подконтрольную продукцию.

Азербайджан является стороной Соглашения о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации от 4 июня 1992 г., согласно положениям которого в республике признаются сертификаты и знаки соответствия государств-участников СНГ.

Процедура признания сертификатов соответствия в государствах-участниках СНГ установлена Правилами по межгосударственной сертификации ПМГ 36-2001 «Порядок признания сертификатов соответствия в государствах-участниках Содружества независимых государств».

В общем случае процедура признания сертификатов соответствия на продукцию включает в себя:

  • подачу заявки на признание иностранного сертификата соответствия и документов, прилагаемых к ней;
  • анализ заявки и прилагаемых документов (устанавливается их подлинность и сопоставимость данных);
  • идентификацию продукции (товара), на которую оформлен сертификат соответствия;
  • проверку наличия информации для потребителя (маркировка, инструкции по эксплуатации и требования по безопасности) на государственном языке;
  • принятие решения о возможности признания иностранного сертификата соответствия или обоснование отказа и изложение предлагаемых процедур сертификации.

В стране присутствуют и дополнительные издержки — такие, как сборы за таможенное оформление. Полный перечень дополнительных сборов, а также их ставки приведены на сайте Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики https://customs.gov.az/.

В связи со вступлением в силу 1 января 2023 года Закона Азербайджанской Республики «О пищевой безопасности» и введенными этим законом новыми правилами по порядку ввоза пищевой продукции в страну, на таможенную территорию Азербайджанской Республики допускается пищевая продукция предприятий, включенных в Реестр безопасности пищевой продукции Азербайджанской Республики. Включение в Реестр осуществляется по результатам инспектирования предприятия Агентством пищевой безопасности Азербайджанской Республики на основании договора оказания услуг на возмездной основе между белорусскими предприятиями или азербайджанскими импортерами (дилерами белорусских экспортеров) и Институтом пищевой безопасности Азербайджана на проведение инспектирования на предмет соответствия требованиям пищевой безопасности Азербайджанской Республики. Сайт Агентства пищевой безопасности Азербайджанской Республики – https://afsa.gov.az/; сайт Азербайджанского института безопасности пищевых продуктов – https://afsi.gov.az/ru.

К содержанию

Особенности деловой практики 

Культура и традиции Азербайджана оказали непосредственное влияние на особенности деловой практики в этой стране, среди которых можно отметить следующие:

  • Необходимость выстраивания личных отношений. Несмотря на отдельные подвижки в сторону западной корпоративной культуры (под влиянием западного образования, корпоративных стандартов инвесторов и т.д.) бизнес остается личным (часто семейным) делом. Успех проведения коммерческих переговоров будет в значительной степени зависеть от способности выстроить личные эффективные взаимоотношения с партнером.
  • Решения в бизнесе принимаются долго, практически всегда на уровне высшего руководства (при этом последней инстанцией может быть, как правило, даже не директор, а владелец бизнеса). Движение к договоренностям осуществляется осторожно, очень медленно. Как правило, обязательным является проведение очного этапа переговоров. Без личной встречи начало поставок продукции проблематично. Несколько ускорить процесс может предложение содействия партнеру по расчету экономического эффекта от сделки, разработке бизнес-плана, оказанию содействия по подбору ассортимента, формированию партии отгрузки при поставках широкого ассортимента продукции и прочее.
  • Установление контактов проходит в несколько этапов. Первая встреча – знакомство деловых партнеров, презентация компаний, определение возможного предмета взаимных интересов. Вторая встреча – переход к более конкретному содержанию деловых вопросов (при условии установления личного контакта). Может потребоваться несколько контактов, чтобы перейти непосредственно к обсуждению поставок товаров и условий сделки. По некоторым проектам переговоры могут занимать месяцы и даже годы.
  • В процессе переговоров о поставках продукции партнеры ожидают обязательного этапа снижения цены с предоставлением скидки. Часто используется тактика затягивания с ответом на коммерческое предложение с целью снижения уровня первоначального предложения. В ходе переговоров помимо прибыльности предложения, учитываются акценты на чести, уважении, дружбе, которые играют важную роль в ходе принятия окончательного решения.

Типичные ошибки белорусских экспортеров:

  • Ориентация в работе на письменные обращения, телефонные переговоры.

Белорусским экспортерам целесообразно широко использовать участие в выставках, визиты, приглашение посетить предприятие. Важно также учитывать необходимость установления контактов (пусть даже протокольных) на уровне лиц, принимающих решение. Большое значение для дальнейших контактов имеют «внешние эффекты»: качество презентации продукции, наличие хорошо оформленных стендов, красочных каталогов, делового стиля одежды, уровня представительства компании и т.д.

  • Ожидание быстрого ответа на предложение, прессинг в побуждении к принятию решения.

Традиционно получить ответ на коммерческие предложения в короткие сроки в Азербайджане крайне сложно (при этом отсутствие ответа не означает отсутствие заинтересованности). Экспортерам не рекомендуется использовать тактику прессинга к принятию решения (постоянные напоминания, установление крайних сроков перед партнерами и т.д.) – это часто вызывает обратный эффект. Особенно негативно на дальнейшем сотрудничестве сказывается тактика практически ежедневного «названивания», часто без соблюдения установленной корпоративной иерархии. Нормальной практикой является ненавязчивое напоминание о себе, в т.ч. по таким поводам как поздравления по случаю профессиональных и государственных праздников, дней рождения, памятных дат, а также приглашения потенциальных и действующих партнеров на важные для компании мероприятия и т.д.

  • Широкое использование в работе различных планов, протоколов, меморандумов.

Органы госуправления и организации Азербайджана относятся к различным планам работы и мероприятиям достаточно свободно и не воспринимают их как обязывающие документы. Более того, планы, протоколы совещаний, письма в части указания конкретных сроков реализации не только не дают ожидаемого эффекта, но даже раздражают. Часто за достижением «парадных» договоренностей не следуют практических действий. Данный факт объясняется традицией никогда не говорить «нет» в ходе переговоров. Даже в случае незаинтересованности в реализации проекта, он может быть формально поддержан, но впоследствии не реализован «по ряду объективных причин». В тоже время при наличии заинтересованности партнеры обязательно перейдут к практическим действиям.

  • Предложение цены «по прайсу» без дальнейших переговоров и скидок.

Снижение цены в процессе сделки является практически обязательным этапом и определяется рядом факторов:

  • вековые традиции торговли – торг является частью культуры, неотъемлемым атрибутом заключения сделок;
  • переговоры по отдельным товарам ведутся уполномоченными менеджерами, которые традиционно должны информировать руководство о дополнительном доходе за счет полученных скидок.

Рекомендуется при проведении переговоров изначально предусматривать возможность предоставления скидки. При проведении торгов использовать в т.ч. эмоциональные мотивы (только для вас с учетом установившихся хороших отношений, хотя отдаем практически по себестоимости и т.д.).

  • Ориентация в продвижении продукции на государственный заказ, договоренности на различных уровнях.

В связи с преобладанием в Азербайджане частных компаний в реальном секторе экономики традиционная ориентация белорусских экспортеров при продвижении продукции на административный ресурс или государственный заказ не приносит результата. Успешные поставки можно обеспечить только в конкурентной борьбе за покупателя.

  • Частое изменение цен на продукцию.

Изменение цен экспортера после достижения договоренностей о поставке негативно отражается на репутации и часто приводит к отказу от реализации контракта. Экспортерам рекомендуется при наличии возможности фиксировать экспортные цены на более длительный срок. При заключении контрактов наиболее выгодным вариантом поставки будет являться тот, при котором таможенное оформление и все операции, связанные с разрешительной системой страны-импортера, будет выполнять компания-импортер.

  • Не учет в работе специфики дистрибуции товаров на рынке.

При принятии решения о способах продвижения товара на рынке Азербайджана экспортерам необходимо учитывать, что розничная сеть, как правило, не занимается поставками по импорту, предпочитая получать очищенный на таможне товар у крупных компаний-импортеров, в т.ч. владеющих складскими помещениями, транспортом. На рынке также отмечается наличие монополии по отдельным товарам, как правило, возникают сложности в продвижении продукции без промежуточного импортера.

В связи с изложенным экспортерам рекомендуется:

  • осуществлять поставки продукции с использованием местного субъекта ТПС, ориентироваться на крупные оптовые компании;
  • по товарам, имеющим монопольные признаки, наиболее перспективным является установление контакта с доминирующей на рынке компанией, либо с компанией, обладающей значительной долей рынка.

В этой связи необходимо учитывать еще одну особенность местного рынка: поставщики продукции очень чувствительны к вопросам так называемой «двойной дистрибуции». Импортеры очень негативно относятся к расширению ТПС за счет привлечения других партнеров в Азербайждане. На практике данный метод продвижения часто оборачивается падением объемов продаж за счет ухода прежнего партнера, а новый на практике часто не способен повторить даже объемы продаж, достигнутые прежним дилером.

Экспортерам необходимо внимательно и взвешенно подходить к увеличению числа импортеров по одному товару, чтобы не нарушить сложившуюся работу ТПС (даже в случаях, когда дилер не обеспечивает желаемой динамики роста продаж).

  • Преобладание в процессе переговоров акцентов на формальные основания (контракты, нормативные акты и т.д.).

Необходимо учитывать, что импортеры страны пребывания воспринимают устные договоренности с партнером как не менее, а часто и более важные условия, чем положения внешнеторговых договоров. Часто возникают ситуации, когда в устной беседе экспортером была сделана оговорка, что в контракте указан максимальный срок поставки (например - 60 дней), но на практике мы поставляем за 30 дней. В дальнейшем для восточного партнера невыполнение устного обещания является серьезным сигналом о ненадежности контрагента и может привести даже к потере последующих поставок. Экспортерам рекомендуется не давать устных обещаний, идущих в разрез с положениями контракта.

  • Сохраняющееся у некоторых экспортеров отношение к рынку Азербайджана, как к рынку с менее высокими требованиями к качеству продукции при наличии «лишних» финансовых ресурсов.

Рынок Азербайджана не испытывает недостатка предложения практически по всем товарным позициям. В каждой нише представлены бренды ведущих мировых производителей, отлажена система сервиса. На сегодня в Азербайджане создан позитивный имидж общего бренда «сделано в Беларуси» как качественных товаров. При этом каждый факт поставки некачественной продукции очень негативно отражается не только на репутации поставщика, но и на поставках всех белорусских товаров. Еще одной иллюзией является мнение о том, что азербайджанские партнеры не испытывают недостатка в деньгах, и можно предлагать товары без учета рыночной конъюнктуры цен. На практике отношение к финансовым ресурсам более чем строгое. При этом фактор цены и возможной экономии является одним из доминирующих как в частном бизнесе, так и при государственных закупках.

К содержанию

Применяемая система сертификации товаров

В Азербайджане действуют более 20 тысяч межгосударственных и национальных стандартов.

Ведется работа по гармонизации национального законодательства и существующих стандартов в соответствии с директивами ЕС. В частности, разрабатывается национальная программа повышения качества и безопасности пищевой продукции на основе стандартов Codex Alimentarius.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О стандартизации» не допускаются производство, импорт, продажа, использование и изготовление продукции (работ, услуг), не соответствующих требованиям национальных стандартов или официально признанных на территории страны международными, региональными (бассейновыми), межгосударственными стандартами или стандартами другого государства, а также опасными для жизни, здоровья, имущества человека и окружающей среды.

В соответствии с Указом Президента Азербайджана от 24 июня 1997 г. № 609 об утверждении Правил регулирования импортно-экспортных операций в АР по импортным операциям требуется представить в таможенные органы сертификат соответствия товара.

Перечень товаров, подлежащих сертификации, регулируется постановлением Кабинета Министров АР от 1 июля 1993 г. № 343 «О поэтапном применении сертификации продукций (работ и услуг)» с внесенными изменениями от 12 мая 2015 г.

В соответствии с Указом Президента АР от 24 июня 1997 г. № 609 об утверждении Правил регулирования импортно-экспортных операций в АР в зависимости от особенностей импортируемых товаров требуется предоставить в таможенные органы ветеринарные, фитосанитарные и гигиенические сертификаты.

В плане подготовки Азербайджана к вступлению во Всемирную торговую организацию принят ряд международных стандартов в области информационных технологий, строительных материалов, агропромышленного комплекса, туризма и некоторых других сферах. Так, в соответствии с принятым Госстандартом Азербайджана AZS 635-2012 «Порядок проведения сертификации колесных транспортных средств, предметов их оборудования и частей» с 1 мая 2012 г. прекращается импорт легковых автомобилей, не оснащенных системой ABS и хотя бы одной подушкой безопасности. Указанное решение принято с целью улучшения в стране ситуации с экологией и обеспечением безопасности дорожного движения.

К содержанию

Пребывание в Азербайджане

Граждане Республики Беларусь могут въезжать без виз на территорию Азербайджанской Республики при наличии действительного паспорта, оформленного для выезда за границу.

В соответствии с законодательством, временно пребывающие в Азербайджанской Республике более 14 дней иностранные граждане и лица без гражданства должны быть зарегистрированы по месту пребывания.

Для этого администрация места пребывания иностранного гражданина или владелец жилого помещения должны в течение 10 дней со дня въезда иностранного гражданина в страну отправить посредством информационного Интернет-ресурса Государственной Миграционной Службы Азербайджанской Республики по почте, электронной почте (qeydiyyat@migration.gov.az) или непосредственно представить в Государственную Миграционную Службу заявление-анкету о регистрации по месту пребывания и копию паспорта (иного проездного документа) данного лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства также могут самостоятельно обращаться для регистрации по месту пребывания в вышеуказанном порядке.

Иностранцы, получившие уведомление о регистрации, считаются прошедшими регистрацию по месту пребывания. Срок рассмотрения документов в миграционных органах три дня. Иностранцы, прибывшие из стран, с которыми у Азербайджана установлен безвизовый режим, регистрируются на срок до 90 дней, а прибывшие по визе на срок действия визы. Государственная пошлина за регистрацию не взимается.

Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие временно проживать на территории Азербайджанской Республики, должны получить соответствующее разрешение.

Разрешение на временное проживание на территории Азербайджанской Республики выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства Государственной Миграционной Службой Азербайджанской Республики.

Разрешение на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается в случаях (следующим категориям иностранных граждан и лиц без гражданства):

  • наличия близких родственных отношений с гражданами Азербайджанской Республики;
  • инвестирования в экономику страны суммы не менее 500 000 манат;
  • наличия на территории Азербайджанской Республики недвижимости на сумму не менее 100 000 манат;
  • наличия вклада на сумму не менее 100 000 манат в банках Азербайджанской Республики по договору срочного вклада;
  • высококвалифицированным специалистам в экономической, промышленной, военной, научной, культурной, спортивной и прочих областях;
  • специалистам по категориям, утвержденным Президентом Азербайджанской Республики, приглашенным гражданами Азербайджанской Республики или учрежденными в Азербайджанской Республике юридическими лицами для осуществления работ или оказания услуг в сферах деятельности, определенных Президентом Азербайджанской Республики;
  • членам семьи иностранцев или лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики;
  • руководителям филиала и представительства иностранного юридического лица в Азербайджанской Республике и его заместителям;
  • руководителям и заместителям руководителя юридического лица, учрежденного в Азербайджанской Республике, учредитель или как минимум один из учредителей которого является иностранным юридическим или физическим лицом;
  • занятия предпринимательской деятельностью в Азербайджанской Республике (случай считается основанием для выдачи разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики, если данные лица фактически функционируют на основе заключения трудового договора с не менее 5 лицами в условиях полного рабочего времени или с 10 лицами в условиях неполного рабочего времени. В этом случае не менее 80% работников должны составлять граждане Азербайджанской Республики);
  • лицам, привлеченным на работу соответствующими органами исполнительной власти;
  • военнослужащим и специалистам, приглашенным на службу или работу в Вооруженные Силы Азербайджанской Республики и другие вооруженные соединения, сформированные в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики;
  • аккредитованным в Азербайджанской Республике сотрудникам средств массовой информации;
  • морякам;
  • профессорско-преподавательскому составу и лекторам, приглашенным для чтения лекционных курсов в высших учебных заведениях;
  • работникам искусства, тренерам и спортсменам, приглашенным на работу в спортивные клубы, прошедшие государственную регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти;
  • лицам, привлеченным к трудовой деятельности в случаях, установленных соответствующим органом исполнительной власти;
  • лицам, получившим разрешение на работу для занятия оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики в порядке, установленном Миграционным Кодексом;
  • очного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и обучение в общеобразовательных учреждениях Азербайджанской Республики;
  • занятия профессиональной религиозной деятельностью в религиозных структурах, прошедших государственную регистрацию;
  • лицам, пострадавшими от торговли людьми;
  • лицам, оказывающим помощь органам уголовного преследования;
  • в других случаях, при наличии оснований, предусмотренных международными договорами Азербайджанской Республики.

При предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики, данным лицам Государственной Миграционной Службой выдается удостоверение разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики.

При наличии оснований для выдачи разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики иностранцы и лица без гражданства должны обратиться в Государственную Миграционную Службу Азербайджанской Республики не позднее 30 дней до истечения срока их временного пребывания либо временного проживания на территории Азербайджанской Республики.

Разрешение на временное проживание на территории Азербайджанской Республики выдается на указанный в обращении заявителя срок, но не превышающий более 1 года, и при наличии соответствующего основания может быть продлено каждый раз на срок не более 2 лет.

Иностранцу при инвестировании в экономику страны суммы не менее 500 000 манатов разрешение на временное проживание на территории Азербайджанской Республики выдается на указанный в обращении заявителя срок, но не превышающий более 3 лет, и при наличии соответствующего основания может быть продлено каждый раз на срок не более 3 лет.

Для получения (продления срока) разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики иностранцы и лица без гражданства должны представить нижеследующие документы:

  • заявление-анкета, образец которой утвержден Кабинетом Министров Азербайджанской Республики;
  • копия паспорта или иного документа для пересечения границы (срок действия паспорта или иного документа должен минимум на три месяца превышать дату истечения срока предусмотренного для выдачи разрешения на временное проживание);
  • нотариально заверенная копия свидетельства о рождении или иного равнозначного ему документа (для не имеющих паспорта лиц, не достигших 18 лет);
  • документ, в нотариальном или приравненном к нему порядке, подтверждающий наличие обстоятельств, являющихся основанием для выдачи разрешения на временное проживание;
  • в связи с выдачей разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства по основаниям, указанным в статьях 45.1.1 (если они находятся в близких родственных отношениях с гражданами Азербайджанской Республики) и 45.1.5 (если они являются членами семей иностранцев и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики) Миграционного Кодекса, нотариально заверенное заявление согласия члена семьи или близкого родственника, предусмотренного в этих статьях;
  • справка о том, что лицо не является носителем вируса заболевания, которое предусмотрено в перечне опасных инфекционных заболеваний, утвержденном соответствующим органом исполнительной власти;
  • копия документа, предоставляющего право на временное пребывание или временное проживание на территории Азербайджанской Республики;
  • обоснованное ходатайство управления, учреждения и организации, которые приглашают в Азербайджанскую Республику иностранцев и лиц без гражданства, являющихся высококвалифицированными специалистами в экономической, промышленной, военной, научной, культурной, спортивной и других областях;
  • две фотографии размером 3,5x4,5 см;
  • документ жилого помещения, куда лицо будет зарегистрировано (выписка из государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности, ордер, договор об аренде (съеме) или иной документ, предусмотренный законодательством Азербайджанской Республики);
  • заявление лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение);
  • копия документа, удостоверяющего личность лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение);
  • документ об уплате государственной пошлины. Документ об уплате государственной пошлины предъявляется во время вручения иностранцам и лицам без гражданства удостоверения разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики. При неуплате государственной пошлины соответствующий орган исполнительной власти аннулирует разрешение на временное проживание.

За выдачу разрешения на временное проживание лицам, пострадавшими от торговли людьми или оказывающим помощь органам уголовного преследования, оплата государственной пошлины не требуется.

При обращениях, при прекращении в период пребывания на территории Азербайджанской Республики гражданства Азербайджанской Республики у лица, обладающего наравне с гражданством Азербайджанской Республики гражданством другого государства (государств), лицо обязано покинуть страну в течение 30 дней с даты получения официальной информации об этом, либо при наличии соответствующих оснований обратиться в соответствующий орган исполнительной власти для получения разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики. В период рассмотрения такого обращения лицо считается временно пребывающим на территории Азербайджанской Республики на законных основаниях, у лица не требуется копия документа, предоставляющего право на временное пребывание или временное проживание на территории Азербайджанской Республики.

Разрешение на временное проживание на территории Азербайджанской Республики выдается иностранцам и лицам без гражданства, считающимся пострадавшими от торговли людьми, или оказывающим помощь органам уголовного преследования, на основании ходатайства органа уголовного преследования. В этом случае, не требуется представление: документов в нотариальном или приравненном к нему порядке подтверждающий наличие обстоятельств, являющихся основанием для выдачи разрешения на временное проживание; копии документа, дающего право на временное пребывание или временное проживание на территории Азербайджанской Республики, документа жилого помещения, где он будет зарегистрирован (выписка из государственного реестра недвижимого имущества о государственной регистрации права собственности, ордер, договор аренды (найма) или иной документ, предусмотренный законодательством Азербайджанской Республики); заявления лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение)); копии документа, удостоверяющего личность лица, которое предоставляет жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение) Миграционного Кодекса. Регистрация этих лиц по месту проживания проводится по адресу размещения органа уголовного преследования.

Копия паспорта или иного документа для пересечения границы, документ жилого помещения, куда будет зарегистрирован иностранец или лицо без гражданства (выписка из государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности, ордер, договор об аренде (съеме) или иной документ, предусмотренный законодательством Азербайджанской Республики), а также копия документа, удостоверяющего личность лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение) представляются вместе с их оригиналами. После проведения сверки оригиналы документов возвращаются представившему их лицу.

Иностранцы и лица без гражданства, непрерывно в течение последних 2 лет временно проживающие на территории Азербайджанской Республики на основе соответствующего разрешения по нижеследующим основаниям, могут подать ходатайство для получения разрешения на постоянное проживание на территории Азербайджанской Республики (за исключением лиц, получивших разрешение на временное проживание будучи членами семьи иностранцев или лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание на территории Азербайджанской Республики):

  • близкая родственная связь с гражданином Азербайджанской Республики;
  • инвестирование в экономику страны суммы не менее 500 000 манатов;
  • наличие на территории Азербайджанской Республики недвижимости на сумму не менее 100 000 манатов;
  • наличие вклада на сумму не менее 100 000 манатов в банках Азербайджанской Республики по договору срочного вклада;
  • высококвалифицированным специалистом в экономической, промышленной, военной, научной, культурной, спортивной и прочих областях;
  • специалистам по категориям, утвержденным Президентом Азербайджанской Республики, приглашенным гражданами Азербайджанской Республики или учрежденными в Азербайджанской Республике юридическими лицами для осуществления работ или оказания услуг в сферах деятельности, определенных Президентом Азербайджанской Республики;
  • членам семьи иностранцев или лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики;
  • руководителям филиала и представительства иностранного юридического лица в Азербайджанской Республике и его заместителям;
  • руководителям и заместителям руководителя юридического лица, учрежденного в Азербайджанской Республике, учредитель или как минимум один из учредителей которого является иностранным юридическим или физическим лицом;
  • лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью в Азербайджанской Республике.

Срок временного проживания на территории Азербайджанской Республики считается непрерывным в том случае, если лицо не находится за пределами территории Азербайджанской Республики на срок более 90 дней в течение 180 дней.

При наличии оснований для получения разрешения на постоянное проживание в Азербайджанской Республике, иностранцы и лица без гражданства должны обратиться в Государственную Миграционную Службу Азербайджанской Республики не позднее 3 месяцев до истечения срока разрешения на временное проживание на территории Азербайджанской Республики.

Ходатайство лица о получении разрешения на постоянное проживание в Азербайджанской Республике рассматривается после уплаты госпошлины.

Разрешение на постоянное проживание в Азербайджанской Республике выдается сроком на 5 лет. На основании обращения иностранцев и лиц без гражданства, поданного не позднее 3 месяцев до истечения данного срока, выданное разрешение на постоянное проживание может быть продлено на 5 лет. Количество продлений не ограничено.

При рассмотрении обращений иностранцев и лиц без гражданства о выдаче разрешения на постоянное проживание в Азербайджанской Республике, комиссией, в состав которой входят специалисты Государственной Миграционной Службы, Министерства Юстиции и Министерства Образования, проверяются знания ими своих прав и обязанностей, предусмотренных законами Азербайджанской Республики, а также государственного языка. Этот случай не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, не достигших 18 лет, в возрасте свыше 65 лет или инвалидов I группы (при предоставлении соответствующего подтверждающего документа).

Для получения (продления срока) разрешения на постоянное проживание на территории Азербайджанской Республики иностранцы и лица без гражданства должны представить нижеследующие документы:

  • заявление-анкета, образец которой утвержден Кабинетом Министров Азербайджанской Республики;
  • копия паспорта или иного документа для пересечения границы;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о рождении или иного равнозначного ему документа (для не имеющих паспорта лиц, не достигших 18 лет);
  • справка о том, что лицо не является носителем вируса заболевания, которое предусмотрено в перечне опасных инфекционных заболеваний, утвержденном соответствующим органом исполнительной власти;
  • документ о наличии у иностранцев и лиц без гражданства и прибывших с ними членов семьи средств, достаточных для обеспечения их минимальных потребностей (за исключением случаев, когда приходящийся близким родственником гражданин Азербайджанской Республики, или лицо, получившее разрешение на постоянное проживание в Азербайджанской Республике, берет на себя их обеспечение во время пребывания в стране);
  • копия удостоверения разрешения на временное или постоянное проживание в Азербайджанской Республике;
  • нотариально заверенные копии документов, доказывающих не устранение обстоятельств, которые послужили основанием для получения разрешения на временное проживание в Азербайджанской Республике;
  • две фотографии размером 3,5х4,5 см;
  • нотариально заверенное согласие детей в возрасте 14-18 лет;
  • документ жилого помещения, куда лицо будет зарегистрировано (выписка из государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности, ордер, договор об аренде (съеме) или иной документ, предусмотренный законодательством Азербайджанской Республики);
  • заявление лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение);
  • копия документа, удостоверяющего личность лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение);
  • документ об уплате государственной пошлины.

Документ об уплате государственной пошлины предъявляется во время вручения иностранцам и лицам без гражданства удостоверения разрешения на постоянное проживание на территории Азербайджанской Республики. При неуплате государственной пошлины соответствующий орган исполнительной власти аннулирует разрешение на постоянное проживание.

Документ о наличии у иностранцев и лиц без гражданства и прибывших с ними членов семьи средств, достаточных для обеспечения их минимальных потребностей (за исключением случаев, когда приходящийся близким родственником гражданин Азербайджанской Республики, или лицо, получившее разрешение на постоянное проживание в Азербайджанской Республике, берет на себя их обеспечение во время пребывания в стране), не требуется от лиц, инвестировавших в экономику Азербайджанской Республики сумму не менее 500 000 манатов.

Копия паспорта или иного документа для пересечения границы, документ жилого помещения, куда будет зарегистрирован иностранец или лицо без гражданства (выписка из государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности, ордер, договор об аренде (съеме) или иной документ, предусмотренный законодательством Азербайджанской Республики), а также копия документа, удостоверяющего личность лица, предоставляющего жилое помещение иностранцу или лицу без гражданства (за исключением случаев, когда иностранец или лицо без гражданства имеет в собственности жилое помещение) представляются вместе с их оригиналами. После проведения сверки оригиналы документов возвращаются представившему их лицу.

К содержанию

 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Азербайджанской  Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Азербайджана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя