Вместе на новые рынки

Азербайджан и Беларусь совместно решают задачи по увеличению экспорта в третьи страны автомобильной и сельскохозяйственной техники, произведенной на Гянджинском автомобильном заводе. Об итогах 10-летнего сотрудничества с белорусскими коллегами, о степени локализации производства и об освоении турецкого рынка рассказал председатель наблюдательного совета ПО «Гянджинский автомобильный завод» Ханлар Фатиев.

— Ханлар Нуриевич, какой ассортимент белорусской техники производится на Гянджинском автомобильном заводе и в каких объемах? Какова локализация производства?

— Начну с истории создания сборочного производства. Идея возникла в 2006 г. В это время состоялся первый официальный визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Беларусь. В ходе официальных переговоров президентов двух государств и было принято решение о создании производства белорусской техники в нашей стране. Между Гянджинским автомобильным заводом, МТЗ и МАЗом были заключены договоры, и уже в марте 2007 г. с конвейера завода сошли первые тракторы «Беларус-Гянджа», а через месяц и первые автомобили МАЗ «Пехливан».

За 10-летний период тесного сотрудничества с белорусскими партнерами нашими инженерами и рабочим коллективом было освоено сборочное производство 10 моделей тракторов (в том числе дорожно-строительной и коммунальной техники) и 20 моделей автомобилей МАЗ. Если говорить о количестве произведенной техники, то Гянджинский автомобильный завод выпустил около 9,7 тысячи тракторов «Беларус» различных модификаций и специальной техники на их базе, а также более 3,8 тысячи автомобилей, автобусов и прицепов МАЗ.

Уровень локализации производства повышается с каждым годом. Так, на сегодняшний день локализация в производстве автомобилей МАЗ достигает 40 — 50%. Все оборудование, которое устанавливается на шасси МАЗ, производится непосредственно в Гяндже. В то же время производство прицепов полностью обеспечивается внутренними силами. То есть работа в этом направлении ведется серьезная. Такую задачу поставил перед нами и Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время посещения Гянджинского автомобильного завода в феврале 2016 г. Также сейчас ведется работа по производству прицепов к хлопковым тракторам.

— Азербайджан и Беларусь работают в направлении увеличения экспорта автомобильной и тракторной техники в третьи страны. Куда уже идет отгрузка? Какие страны рассматриваются в качестве потенциальных рынков сбыта?

— Наращивание экспорта продукции в третьи страны — второе направление, которое задал нам глава государства во время посещения предприятия. В состав Гянджинского автомобильного завода входит ООО «Маркетинг и сервисное обслуживание», которое с 2011 г. занимается также и изучением рынков сбыта сельхозтехники в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Грузия, Иран и Турция.

В этом направлении у нас уже имеются определенные успехи. В частности, налажена экспортная связь с Грузией — туда поставлено тракторов на сумму около 500 тысяч азербайджанских манатов. В стране на протяжении трех лет действует представительство нашего предприятия. Мы активно участвуем в проводимых там тендерах на закупку автомобильной и тракторной техники. В прошлом году приступило к работе представительство завода в Турции. За короткий период стала очевидной необходимость открытия сборочного производства тракторов в этой стране, что создаст дополнительные возможности для выхода продукции на зарубежные рынки.

Полную версию статьи читайте в журнале «Конъюнктура рынков». Вышедшие выпуски журнала можно приобрести в редакции.