Белорусские товары на рынке Казахстана

Многие годы торгово-экономические отношения между Беларусью и Казахстаном динамично развивались. В последнее время по ряду объективных причин, связанных с экономикой, товарооборот уменьшился. Сейчас страны ищут новые возможности для его повышения. О том, какие белорусские товары востребованы на рынке Казахстана, о производственной кооперации и влиянии межрегиональных связей на развитие двусторонних отношений рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан Анатолий НИЧКАСОВ.

— Анатолий Иванович, как развивается торговля Беларуси с Казахстаном на фоне кризисных явлений в мировой экономике?

— За пятилетний межкризисный период (2009 — 2014 гг.) товарооборот между нашими странами вырос в 2,5 раза — до 1 миллиарда долларов США. В последующие два года под влиянием как внешних, так и внутренних негативных факторов объем взаимной торговли сократился наполовину. Полагаю, что, если бы не наши союзнические отношения в рамках ЕАЭС, сокращение могло бы быть еще более значительным.

За 2016 г. товарооборот Беларуси с Казахстаном сложился в размере 419,1 миллиона долларов США и сократился по сравнению с 2015 г. на 27,1%. При этом экспорт товаров составил 363,7 миллиона долларов США и сократился на 30,7%, импорт — 55,4 миллиона долларов США при росте на 12,1%. Сальдо положительное в пользу Беларуси — 308,3 миллиона долларов США.

Итоги первых четырех месяцев этого года свидетельствуют о наметившейся тенденции к увеличению объема двустороннего товарооборота. Так, за январь — апрель товарооборот сложился в размере 176,8 миллиона долларов США и увеличился по сравнению с январем — апрелем 2016 г. на 70,9%. При этом экспорт товаров составил 143,2 миллиона долларов США и увеличился на 50,3% , импорт — 33,6 миллиона долларов США при росте в 4,1 раза. Сальдо положительное в пользу Беларуси — 109,6 миллиона долларов США. То есть уже в этом году есть возможность наверстать упущенное и пойти еще дальше. Но для этого, разумеется, обеим странам необходимо приложить определенные усилия. Если говорить о Беларуси, то мы заинтересованы в реализации крупных двусторонних экономических проектов, отвечающих интересам двух государств.

— Хотелось бы подробнее узнать, какую именно продукцию мы поставляем на рынок Казахстана и как местные жители оценивают качество наших товаров.

— В Казахстане белорусскую продукцию знают, ценят и охотно ее приобретают. В том числе товары таких новых брендов, как «Санта Бремор», «Марко», «Марк Формель», «Конте», «ЗОВ», и многие другие. Белорусский продукт здесь априори считается качественным.

Если говорить предметнее о наших экспортных поставках, то они включают более 650 товарных позиций. Их основу составляют тракторы и седельные тягачи (34,9 миллиона долларов США, или 9,6% в общем объеме экспорта), молоко и молочные продукты (37,5 миллиона долларов США, или 10,3%), машины и механизмы для уборки и обмолота сельхозкультур (22,2 миллиона долларов США, или 6,1%), грузовые автомобили (20,2 миллиона долларов США, или 5,6%), мебель (18,3 миллиона долларов США, или 5%). Позитивная динамика экспорта отмечена в прошлом году по поставкам строительных кирпичей, блоков для полов и аналогичных изделий из керамики (в 9 раз больше по сравнению с 2015 г.), игрушек (в 4,2 раза), полиацеталей и полиэфиров простых прочих, эпоксидных смол (в 4,9 раза), крепких спиртных напитков (в 2 раза), а также древесно-стружечных плит (в 1,7 раза).

Сохраняется положительная динамика по экспорту мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, солода, крахмала, колбас и аналогичных продуктов из мяса, спичек, пластмассовой тары, древесно-волокнистых плит, подшипников, воздушных или вакуумных насосов, компрессоров и вентиляторов, керамической глазурованной плитки.

Наиболее значимыми новыми позициями белорусского экспорта в Казахстан стали:

  • рельсы;
  • никелевые трубы, трубки и фитинги для них;
  • карбоновые кислоты с дополнительной кислородсодержащей функциональной группой, их производные;
  • растения, используемые в парфюмерии или фармации;
  • панели, плиты, плитка, блоки; изделия из растительных волокон.

Полную версию статьи читайте в журнале «Конъюнктура рынков». Вышедшие выпуски журнала можно приобрести в редакции.