Бразилия

Герб
 Флаг
 

Герб: состоит из центральной эмблемы, обрамлённой ветвями кофейного дерева с левой стороны и табака с правой, это важные сельскохозяйственные культуры Бразилии. В голубом круге в центре изображено созвездие Южный крест. 27 звёзд возле него означают 26 штатов Бразилии и Федеральный округ.

Голубая лента содержит полное официальное название государства (República Federativa do Brasil — Федеративная Республика Бразилия) в первом ряду. Во втором указана дата основания федеративной республики (15 ноября 1889 г.).

Флаг: представляет собой прямоугольное зелёное полотнище с жёлтым горизонтальным ромбом в центре. Внутри ромба находится тёмно-синий круг с двадцатью семью белыми пятиконечными звёздами пяти размеров, сгруппированных в девять созвездий. Круг пересечён изогнутой вверх в виде арки белой лентой с национальным девизом Бразилии, написанным зелёными буквами, — «Порядок и прогресс» (порт. Ordem e Progresso).

Созвездия показаны на флаге так, как если бы их видел в небе над городом Рио-де-Жанейро наблюдатель, находящийся за пределами небесной сферы, в 8 часов 30 минут утра (12 часов звёздного времени) 15 ноября 1889 г. — в день провозглашения Бразилии республикой. Каждому из 26 штатов и федеральному округу соответствует своя звезда.

 
  • Гимн: «Hino Nacional Brasileiro». Современный текст гимна был утверждён 6 сентября 1922 г. накануне сотой годовщины провозглашения независимости Бразилии. 
  • Государственный язык: португальский.
  • Географическое положение: Федеративная Республика Бразилия (Бразилия) — государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную части материка. Наибольшая протяженность с севера на юг — 4 320 км, с востока на запад — 4 328 км. Граничит с Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой, Колумбией, Перу, Боливией, Парагваем, Аргентиной, Уругваем. Протяженность сухопутных границ — около 16 тысяч км. С востока омывается Атлантическим океаном. Владеет несколькими островами. Протяженность береговой линии — 7,4 тысяч км. Территория: 8 511 965 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Бразилия состоит из 26 штатов и одного федерального округа, где расположена столица страны — Бразилиа. Крупнейшие города Бразилии: Бразилиа (2,46 миллиона человек), Рио-де-Жанейро (6,1 миллиона человек), Сан-Паулу (10,9 миллиона человек).
  • Столица: Бразилиа.
  • Государственное и политическое устройство: Бразилия — федеративная республика. Последняя, восьмая редакция Конституции (1988) закрепила в стране гражданскую форму правления. Глава государства, правительства (исполнительная власть) и главнокомандующий вооруженными силами — Президент, избираемый прямым всеобщим голосованием на 4 года. С 31 августа 2016 г. этот пост занимает Мишел Темер. Одновременно с президентом избирается вице-президент. Президент самостоятельно назначает министров (согласие Федерального сената не требуется), руководит всей федеральной администрацией, подписывает и опубликовывает законы. Наряду с вице-президентом и министрами президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны. Законодательная власть принадлежит парламенту — Национальному конгрессу. Члены конгресса избираются прямым тайным голосованием. Срок полномочий депутатов — 4 года, сенаторов — 8 лет. Высшие органы правосудия — Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Другие органы судебной власти: Высший суд по трудовым спорам, Высший избирательный суд и Высший военный трибунал, а также региональные федеральные и федеральные суды, суды штатов, местные суды. Принятие решений по уголовным делам является прерогативой суда присяжных.
  • Население: 204 259 812 человек (2016 г.; 5-е место в мире). Несмотря на большую территорию Бразилии, более 80% жителей живет в городских областях. Более чем 50% бразильцев являются иностранцами в первом, втором или третьем поколении. Чуть более половины населения составляют белые, мулатов примерно 40%, остальное население представлено индейцами, неграми и выходцами из Азии. Наряду с португальским языком используются испанский, немецкий, итальянский, японский, украинский, английский и индейские языки.
  • Национальная валюта: бразильский реал.
  • ВВП: 1 775 миллиардов долларов США.
  • Часовой пояс: GMT −5, GMT −4, GMT −3 и GMT −2.
  • Телефонный код: +55.
  • Штрих-код: 789 — 790.

Содержание:

Природные условия и ресурсы

Бразилия имеет большой природно-ресурсный потенциал для создания многоотраслевого хозяйства. В рельефе преобладают равнины: Амазонская низменность, равнина Мату-Гросу, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

Горный пояс Кордильер и Анд представляет собой самую длинную в мире систему хребтов и массивов, протянувшуюся почти меридионально из Северной Америки через Мексику, Центральную Америку и затем вдоль побережья Тихого океана в Южной Америке на 11 тысяч км. Эта система достигает высоты 6 960 м (г. Аконкагуа — высочайшая вершина в западном полушарии).

Речная сеть страны густая. Крупнейшая водная артерия мира — Амазонка (длина — 6,5 тысяч км, из которых 3,6 тысяч км приходится на территорию Бразилии). Крупными речными бассейнами являются Ла-Плата, Сан-Франциско, Токантинс. Гидроэнергетические ресурсы значительны и составляют 180 миллионов кВт, но используются мало.

Страна занимает второе место в мире по запасам лесных ресурсов. Самые большие на Земле территории влажных экваториальных лесов (5 миллионов кв. км) находятся в Амазонии.

Земельные ресурсы Бразилии составляют свыше 750 миллионов гектаров, но сельскохозяйственные угодья занимают менее 1/5 части территории страны. В их структуре преобладают пастбища.

Бразилия обладает большими запасами минерального сырья и является первым в мире производителем железной руды (19% мирового производства), вторым — марганца (13%) и тантала (16%) и фактически монополистом по ниобию (95%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития и магния. Страна замыкает шестерку лидеров по запасам урана (по прогнозным резервам занимает третье место).

Потребности страны в нефти по объемам удовлетворяются практически полностью за счет собственного производства, однако национальная нефтеперерабатывающая промышленность не рассчитана на переработку добываемых тяжелых сортов, в результате чего Бразилия вынуждена импортировать более легкую нефть (помимо этого Бразилия также импортирует значительную часть потребляемого в стране дизельного топлива и природного газа, основным поставщиком которого является Боливия). Более 80% объема бразильской нефти добывается на шельфе, на глубинах до 2 км.

Территория Бразилии находится в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Среднемесячная температура колеблется от +16° до +29 °С. На больших высотах, особенно в штате Сан-Паулу и в южных штатах страны средняя температура не превышает +14° — +18 °С; бывают заморозки, иногда в горах выпадает снег, но лежит недолго. Наибольшее количество осадков — в районе Амазонии: в течение года равномерно выпадает более 2 000 мм осадков.

К содержанию

Экономика

Бразилия — наиболее развитое в экономическом плане государство Латинской Америки. Экономика современной Бразилии характеризуется развитыми сельскохозяйственным и промышленным производством, современной добывающей промышленностью и массивным, а по ряду составляющих передовым, сектором услуг. За счет собственного производства в стране обеспечивается до 90% внутреннего спроса на промышленные товары. На машины и оборудование спрос удовлетворяется более чем на 80%. Целый ряд конкурентоспособных бразильских товаров (воздушные суда, автобусы, автомобили, грузовики, тракторы и дорожно-строительные машины, энергетическое оборудование, электробытовая и электронная техника и др.) поставляется на мировой рынок.

Основные товарные рынки

Основными товарными рынками Бразилии являются рынки промышленной продукции. Крупнейшими из них являются рынки автомобилей, электробытовых приборов, строительных материалов, цемента, коммуникационного оборудования, металла, транспортных средств, готовой одежды и обуви. Одновременно традиционно важными для страны являются рынки сельскохозяйственной продукции, наиболее крупными из которых являются рынки мяса и мясных продуктов, этанола, сахара, сои, кукурузы, молока, риса, удобрений, кожи.

Основные направления внешнеэкономической политики Бразилии

Основными направлениями внешнеэкономической политики Федеративной Республики Бразилии являются, прежде всего, обеспечение лидерства Бразилии на южноамериканском континенте путем повышения роли страны в МЕРКОСУР, а также активное задействование механизмов внешней политики для решения внешнеэкономических задач, в частности, создания благоприятных условий для роста экспорта товаров и услуг, рассматриваемого в качестве одного из локомотивов экономического развития страны.

Регулирование иностранных инвестиций в Бразилии

Основными нормативными документами в области регулирования иностранных инвестиций являются Конституция Федеративной Республики Бразилии от 05.10.1988, законы № 3141 от 03.09.1962 и № 4390 от 29.08.1964. Иностранный капитал, инвестируемый в Бразилии, пользуется национальным режимом, т.е. имеет такой же правовой статус, каким обладает национальный капитал.

Существуют сферы экономической деятельности, в которых участие иностранного капитала ограничено законодательством: разведка, добыча и переработка нефти; коммерческие воздушные перевозки; прибрежное каботажное плавание; средства массовой информации и др. Иностранные инвестиции должны быть зарегистрированы в Центральном банке, после чего инвестор получает сертификат регистрации, дающий право на перевод прибыли за рубеж, реинвестирование прибыли, репатриацию капитала.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем приобретения акций или долей участия в местной компании или учреждения новой компании. Другими формами прямых инвестиций могут быть валютные вложения, а также ввоз машин и оборудования или предоставление торговых марок и патентов в качестве оплаты доли участия иностранного капитала в совместном предприятии.

Портфельные иностранные инвестиции регламентируются распоряжениями № 1289 от 20.08.1987 и № 1048 от 31.07.1991, согласно которым иностранный капитал на фондовых биржах Бразилии пользуется национальным режимом.

Организационно-правовыми формами совместного предприятия с участием иностранного капитала являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Разрешается также открытие филиалов иностранных компаний, для чего требуется разрешение федерального правительства и регистрация по месту нахождения филиала.

Ограничения на перевод прибылей и репатриацию иностранного капитала отсутствуют при условии наличия свидетельства о регистрации иностранных инвестиций в Центральном банке и оплаты 25%.

Создание компании в Бразилии

Для того чтобы в Бразилии основать компанию (открыть представительство), иностранный инвестор обязан назначить доверенное лицо из числа граждан Бразилии, которое будет наделено полномочиями действовать от его (инвестора) имени и в его интересах при осуществлении всех административных и юридически значимых процедур.

Иностранные граждане и организации должны получить регистрацию в Receita Federal (Федеральная Налоговая Служба) для получения номера налогоплательщика юридического лица (CNPJ) или индивидуального регистрационного номера налогоплательщика (CPF).

Локальные нормативные акты или учредительные документы иностранной компании и полномочия представителей должны быть легализованы в ближайшем консульском учреждении Бразилии в иностранном государстве до свидетельствования верности перевода.

Форма, в которой будет сформирован уставный фонда бразильских компаний (товары, наличные денежные средства и права), определяется в локальных актах или учредительных документах.

После свидетельствования верности перевода локальные акты или учредительные документы должны быть зарегистрированы в Registro de Comércio (местном Реестре коммерческих субъектов Бразилии, при этом юрист/ адвокат должен проверить и завизировать локальные нормативные акты или учредительные документы).

После заполнения всех документов компании инвесторы обязаны зарегистрировать иностранный капитал (денежные средства, права, товары, оборудование) в Информационной Системе Центрального Банка Бразилии (SISBACEN) с помощью компьютерной программы RDE-IED (электронная регистрация). Регистрация капитала в системе RDE-IED также необходима для обеспечения получения прибыли, использования прибыли для новых вложений, репатриации капитала в будущем.

До начала данных действий компания должна быть зарегистрирована в соответствующем отделении Налоговой службы штата, Муниципальной налоговой службе и Агентстве социального страхования (INSS).

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами юридических лиц, которые предпочитают иностранные инвесторы для ведения бизнеса в Бразилии — Sociedade Anônima (аналогия акционерного общества) и Sociedade Limitada (аналогия общества с ограниченной ответственностью). Деятельность Sociedade Limitada регулируется нормами Бразильского Гражданского кодекса, организация функционирует на основании учредительных документов и Учредительного договора. Ответственность участников общества ограничена. Ответственность участников общества ограничена размерами долей/инвестиций при условии внесения участником доли в уставный фонд. Уставный фонд разделен на части, выраженные в денежной форме, в форме кредитов, прав или активов, которые акционер внес в уставный фонд организации. Минимальный размер уставного фонда для данного вида юридического лица не установлен. Минимальное требуемое количество участников — 2 (бразильцы или иностранцы).

Деятельность Sociedade Anônima (сходно с акционерным обществом) регулируется Федеральным законом № 6404 от 1976 г., организация функционирует на основании ее локальных нормативных актов. По юридическому определению Sociedade Anônima — это коммерческая организация, созданная с целью получения прибыли, которая распределяется между акционерами. Ее (организации) капитал состоит из стоимости всех эмитированных акций и акций, выпущенных в обращение. Минимальное требуемое количество акционеров — два (бразильцы или иностранцы). Как правило, минимальный размер уставного фонда для данного вида юридического лица не установлен, за исключением некоторых видов деятельности организации, таких, как фирмы, предоставляющие финансовые услуги, банки и т.п.

Бразильская система налогообложения имеет три уровня налогообложения: федеральный, уровень штата и муниципальный.

Размеры налогообложения варьируются в зависимости от вида деятельности компании и места ее расположения (город и штат). Муниципальные и региональные власти имеют полномочия по наделению компаний налоговыми льготами.

Прибыль/дивиденды, полученные бразильскими компаниями от партнеров, находящихся или имеющих резидентство за рубежом, не подлежат начислению налога на доходы с 1996 г. Доходы от прироста капитала облагаются, также как и доходы, налогом по ставке 15 процентов.

Услуги, предоставляемые иностранцами, резидентами или лицами, имеющими постоянное место жительства за рубежом, для физических или юридических лиц в Бразилии подлежат начислению подоходного налога в размере 15% (25% — для приобретения программного обеспечения и технологий или для компаний, зарегистрированных в офшорных зонах), а также муниципального налога на услуги в размере, зависящем от вида услуг и места их оказания.

Выплаты роялти контролирующим компаниям, находящимся за рубежом подлежат налогообложению по ставке в размере 15% налога на доход и 10% специального федерального CIDE-налога (не начисляется при наличии договора об избежании двойного налогообложения). Регулирование сферы трудовых отношений в Бразилии является достаточно сложным.

До того как иностранный инвестор начнет работать и нанимать персонал в Бразилии, он обязан сделать следующее:

  • зарегистрировать компанию в Министерстве труда и занятости Бразилии;
  • зарегистрировать компанию в Обязательном Фонде гарантии срока службы (Fundo de Garantia do Tempo de Serviço — FGTS, оказывает поддержку уволенным без «справедливой причины») для оплаты обязательных взносов, которые подлежат выплате работникам в случае увольнения;
  • зарегистрировать компанию в Национальном институте социального страхования (Instituto Nacional do Seguro Social — INSS) для оплаты самой организацией и работниками отчислений в Фонд социального страхования.

Как и в ряде других стран, бразильское трудовое законодательство в высокой степени направлено на защиту интересов работников. Вне зависимости от вида деятельности компании или принадлежности ее к какой-либо стране, все работодатели в Бразилии обязаны обеспечивать работникам следующее:

  • ежегодную 13-ю зарплату, выплата которой может быть разделена на два очерёдных платежа следующим образом: половина в период между началом февраля и последним днем ноября, вторая часть к 20 декабря;
  • 30-тидневный оплачиваемый отпуск с выплатой трети суммы зарплаты работника;
  • 8-часовая рабочая неделя с возможностью дополнительной занятости на работе не более 2-х часов в день, но не более 44-х часов в неделю;
  • сверхурочное рабочее время оплачивается в размере полуторадневной оплаты труда;
  • сокращение продолжительности работы в ночное время (52 с половиной минуты приравниваются к одному часу работы);
  • работа ночных смен должна вестись в промежуток времени с 20.00 до 06.00;
  • предусмотрены надбавки к заработной плате за опасные для здоровья или жизни условия труда;
  • оплата еженедельного отдыха (Descanso Semanal Remunerado — DSR).

Помимо обеспечения работников данными правами, компании также обязаны соответствовать требованиям законодательства в части здравоохранения и охраны труда, так же как соблюдать квоты для сотрудников с ограниченными возможностями и молодых специалистов, оплачивать все налоги, отчисления и иные обязательные платежи по заработным платам. Кроме того, в зависимости от сферы деятельности для компаний могут применяться прочие специальные требования в зависимости от вида ее деятельности.

В Бразилии существует три уровня регулирования импортных операций:

  • административный (государственные органы Бразилии, в сферу ответственности которых входят вопросы выдачи лицензий на импорт, наблюдение за состоянием здоровья людей, обеспечение контроля качества и т. д.);
  • таможенный (бразильская Федеральная налоговая служба);
  • финансовый (Центральный банк Бразилии).

Все эти виды регулирования объединены в единую контрольную компьютерную систему SISCOMEX.

Только бразильские компании могут получить регистрацию для работ с импортом через систему SISCOMEX (также известную, как RADAR-сертификация), применяемую для регистрации участников международных торговых операций. В связи с этим, если иностранный агент планирует заниматься импортом в Бразилию, ему необходимо либо учредить компанию в Бразилии, либо стать правопреемником какого-либо бразильского партнера (или коммерческой компании) для того, чтобы быть представленным в процедуре работы с импортом.

Выдача лицензий на импорт является одним из видов административного контроля. В Бразилии существует два вида лицензий на импорт:

  • автоматическая лицензия (выдается для большинства продуктов, импортированных в Бразилию);
  • неавтоматическая лицензия. В случае с неавтоматической лицензией необходимо получение разрешения от государственного органа Бразилии, который определяется в зависимости от вида товара, например, Агентство по надзору в области здравоохранения (ANVISA), Агентство по телекоммуникациям Бразилии (ANATEL), Агентство по окружающей среде Бразилии (IBAMA), Национальное агентство по нефтегазовой промышленности Бразилии (ANP).

Действия по осуществлению импорта в Бразилию

Для осуществления импорта товаров в Бразилию должны быть предприняты следующие действия:

  • учреждение компании, занимающейся импортом товаров, и получение RADAR-сертификации (либо поиск пути становления правопреемником бразильской компании, которая будет осуществлять импортные операции);
  • договоренность между импортером и экспортером и наличие предварительного договора международной купли-продажи между сторонами. Существуют некоторые ограничения для данного вида контрактов. Например, условие поставки DDP по Инкотермс запрещено в Бразилии;
  • подготовка предварительного проформы-инвойса и иных товаросопроводительных документов экспортером. Эти документы должны быть направлены импортеру в Бразилии;
  • получение импортером в Бразилии лицензии на импорт (это может потребовать специального утверждения от одного из бразильских регулирующих органов, таких, как ANVISA (продукция, связанная с медициной), ANATEL (телекоммуникационное оборудование) или Inmetro (прочая готовая продукция);
  • составление Договора о сделке с обменом валюты (в случае, если оплата по контракту предусмотрена в иностранной валюте);
  • поставка товаров в страну поставщика. Экспортер будет обязан направить все необходимые документы бразильскому импортеру (например, отгрузочные данные, коммерческий инвойс, сертификат происхождения);
  • таможенная очистка в Бразилии и оплата всех налоговых сборов. Импортер несет ответственность за составление импортной декларации (Declaração de Importação — DI).

В завершении операции импортер получит документ от SISCOMEX, именуемый «Справка о проведении импортной операции», который подтверждает национализацию товаров на территории Бразилии.

Процедуры импорта в Бразилии

В Бразилии существует три вида процедуры импорта. В случае с «прямым импортом» импортер покупает товары за счет собственных денежных средств и является ответственным за таможенную очистку товаров.

Процедура «импорт от имени и в интересах иной стороны» регулируется Нормативными инструкциями Федеральной налоговой службы Бразилии № 225 и № 247 от 2002 г. При такой процедуре услуги по импорту предоставляются сторонней компанией (импортером), которая будет ответственна за таможенную очистку товара, но покупатель является собственником товара. Данная операция является законной только при наличии контракта между импортером и конечным покупателем. И импортер, и покупатель должны быть зарегистрированы в SISCOMEX.

Процедура «Импорт по поручению» регулируется Законом Федеральной налоговой службы Бразилии № 11281 от 2006 г. и Инструкцией № 634 от 2006 г. В данном случае импортер приобретает товары от своего имени и перепродает их конечному покупателю. Эта операция является операцией с переходом права собственности.

Процедура «Импорт от имени и в интересах иной стороны» считается операцией по предоставлению услуг, а процедура «Импорт по поручению» является операцией купли-продажи. В данном случае также необходим контракт между сторонами, причем обе должны быть зарегистрированы в SISCOMEX, но конечный покупатель может иметь регистрацию упрощенной формы.

Во время проведения таможенной очистки сторона контракта, ответственная за таможенную очистку товаров (как правило, покупатель) обязан оплатить все налоги Бразилии:

  • ввозная пошлина — федеральный налог, размер которого зависит от классификации товаров по стандартам Общей номенклатуры (NCM) МЕРКОСУР (Южноамериканского общего рынка) сходно с кодированием Гармонизированной системы (HS code);
  • IPI — федеральный налог на промышленные товары, один из видов НДС;
  • ICMS — налог штата на введение в обращение товаров и услуг, что также является видом НДС;
  • PIS и COFINS — социальные начисления, нацеленные на финансирование системы соцзащиты населения;
  • CIDE — еще один вид федерального налога на определенные виды деятельности (нефть и нефтепродукты, телекоммуникационный сектор, роялти от патентов и лицензий, идущие за рубеж, и др.);
  • AFRMM — налог на товары, импортируемые в Бразилию по морю, идет на восстановление торгового флота Бразилии.

Данные налоги взимаются не за все импортные операции в Бразилии. Например, многие продовольственные товары освобождены от уплаты IPI. Необходимо анализировать код каждого продовольственного товара по NCM для того, чтобы однозначно определить, какими налогами облагается данный товар. Другим примером являются товары, произведенные в странах-членах МЕРКОСУР, которые освобождены от налога AFRMM.

Дополнительно:

Социально-экономическая ситуация в Бразилии в 2018 г.

В 2018 г. правительством М.Темера во внутренней экономической политике продолжен курс на либерализацию экономики с предоставлением большей свободы иностранным корпорациям на национальном рынке, проведением объемной приватизации госкомпаний, реформированием системы налогообложения (в основном, в сторону ограничения налоговых полномочий субъектов) при одновременном сокращении государственных расходов за счет различных мер бюджетной экономии (проведение реформы систем пенсионного и социального обеспечения, лимитирование размеров социальных статей бюджета).

Справочно: администрация М.Темера в 2018 г. внесла предложение в парламент по пенсионному возрасту: 65 лет для мужчин и 65 года для женщин. Вместе с тем, палата депутатов изменила текст предложения, внеся поправку: 65 лет для мужчин и 62 года для женщин.

В рамках курса правительства на либерализацию экономики и привлечения средств для покрытия дефицита бюджета, основными направлениями интересов потенциальных инвесторов в Бразилии стали авиакосмическая отрасль, атомная энергетика, электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, нефтеперерабатывающее производство, железнодорожное и дорожное строительство, развитие портовой инфраструктуры и модернизация аэропортов, военно-промышленный комплекс.

В 2018 г. правительством Бразилии проводилась работа по продаже принадлежащих государству активов, в том числе, пакетов акций аэропортов «Гуарульюс» и «Конгоньяс» в г.Сан-Паулу, аэропорта «Галеао» (международный аэропорт в г. Рио-де-Жанейро), Монетного двора и подразделения государственного банка Caixa Economica Federal (организатора национальной лотереи), активов государственной энергетической компании «Электробрас» и государственной нефтегазовой компании «Петробрас», а также по слиянию национальной авикосмической компании «Эмбраер» с корпорацией «Боинг» (США).

Справочно: проведенные в 2018 г. переговоры между «Эмбраер» с «Боинг» завершились подписанием соглашения, согласно которому предусматривается создание нового предприятия в сфере производства коммерческой авиации, в котором «Боинг» будет иметь 80 процентов акций. При этом «Боинг» обязуется заплатить «Эмбраер» 4,2 миллиарда долларов США. Согласно соглашению, бразильская компания сможет продать «Боингу» свой пакет акций через 5 лет. В этой связи бразильская сторона опасается полной потери контроля над своей компанией.

Вместе с тем, Федеральный суд штата Сан-Паулу принял решение о заморозке сделки по созданию альянса между бразильской компанией «Эмбраер» и корпорацией «Боинг». Судебным решением предписано руководству компаний приостановить работу над созданием совместного предприятия на неопределенное время до отмены данного решения.

Таким образом, правительством М.Темера продолжен взятый в 2017 г. курс на сокращение доли госсектора и снижение числа неэффективных государственных предприятий в рамках получения прибыли от продажи указанных объектов.

В 2018 г. социально-экономическая ситуация в Бразилии в целом продолжала улучшаться. Можно констатировать выход экономики Бразилии из рецессии.

Сельское хозяйство и отрасль добычи полезных ископаемых в Бразилии по-прежнему оставались фактическим локомотивом развития экономики Бразилии, обеспечивая приток валюты в бюджет страны.

С учетом того, что у Бразилии сравнительно небольшой внешний долг, в течение 2018 г. Центробанк Бразилии смог удерживать процентные ставки на низком уровне. Так, по итогам 2018 г. Центральный банк Бразилии понизил базовую процентную ставку SELIC с 7% до 6,50% годовых (для сравнения, в 2016 г. установленная Центробанком процентная ставка составляла 13,75%, в 2017 г. — 7%).

Несмотря на некоторую экономическую стагнацию, инфляция находится под контролем и сохранена на уровне 3,75%, который зафиксирован по итогам 2017 г.

С учетом вышеизложенного не исключается дальнейший рост бразильской экономики в 2019 г.

Избранный в октябре 2018 г. Ж. Болсонару на пост Президента Бразилии пообещал следовать курсом реформ по либерализации экономики, начатых правительством М.Темера в 2017 — 2018 гг. При этом новый бразильский президент предложил в январе 2019 г. изменить предложения администрации М.Темера, внесенные в 2018 г. в парламент по пенсионному возрасту. Ж.Болсонару предложил компромисс по пенсионному возрасту — сделать 62 года для мужчин и 57 лет для женщин вместо предложенного М.Темером единого возраста (65 лет) для мужчин и женщин.

Динамика ВВП

По итогам 2018 г. ВВВ вырос на 1,3% и составил 2,138 триллиона долларов США. По мнению экспертов, негативно на росте ВВП в 2018 г. отразилась забастовка водителей грузовиков в мае 2018 г., которая затронула промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли бразильской экономики. В результате более 10 дней забастовки большинство заправок страны остались без топлива, как и многие аэропорты; в магазинах закончились скоропортящиеся товары, а в сельском хозяйстве имели место случаи гибели крупнорогатого скота из-за нехватки корма. Общий объем ущерба, нанесенного забастовкой экономике страны, был оценен бразильской стороной в 32 млрд. реалов (9 миллиарда долларов США).

Справочно: согласно данным, опубликованным Бразильским институтом географии и статистики (IBGE), в 2017 г. ВВП Бразилии вырос на 1,1% и составил 2,05 триллиона долларов США.

Для сравнения, в 2016 г. ВВП Бразилии составил 1,799 триллиона долларов США.

Ценовая динамика и инфляционные процессы

Данные Бразильского института географии и статистики (IBGE) свидетельствуют о сохранении в 2018 г. инфляции на уровне 2017 г. (3,75%) на фоне укрепления позиций национальной валюты в конце 2018 г., измеряемой Национальным общим индексом цен для потребителя (IPCA) — официальным индексом, используемым Центральным Банком Бразилии для таргетирования инфляции в соответствии с показателями, определяемыми Национальным валютным советом (CMN).

В 2018 г. статистика роста цен выглядела следующим образом: на продукты питания и напитки (4,03%), на жилье (4,72%), на хозяйственные товары (3,76%), одежда (0,60%), транспорт (4,20%), здоровье и средства личной гигиены (2,99%), образование (5,31%), связь (0,08%).

Реальная заработная плата

По данным Центрального банка Бразилии, в 2018 г. выросла средняя заработная плата по стране и составила 2238,00 бразильских реалов или 630,4 доллара США (по состоянию на ноябрь 2018 г.).

Минимальный размер заработной платы на 1 января 2019 г. составил 998,00 бразильских реалов (281,1 доллара США).

Справочно: по итогам 2017 г. средняя заработная плата в Бразилии составила 2108,00 бразильских реалов или 593,8 доллара США.

Внешний долг и международные резервы

По данным Центрального банка Бразилии, по итогам 2018 г. внешний долг уменьшился и составил 297,344 миллиарда долларов США.

В 2018 г. увеличен объем на 3,1 миллиарда долларов США международных резервов Бразилии (запасы золотовалютных резервов и ценные бумаги), объем которых составил 380,1 миллиарда долларов США (по состоянию на ноябрь 2018 г.).

Справочно: согласно данным Центрального банка Бразилии по итогам 2017 г., внешний долг Бразилии (суммарный внешний долг с вычетом долговых обязательств иностранных лиц в объеме 128 миллиардов долларов США) составил 316,0 миллиардов долларов США, государственный долг — 1 396 миллиардов долларов США, запасы золотовалютных резервов, включая ценные бумаги, составили 377,0 миллиардов долларов США.

Внешняя торговля Бразилии

По данным Министерства промышленности, внешней торговли и услуг Бразилии общий внешнеторговый оборот Бразилии в период с января по декабрь 2018 г. составил 421,1 миллиарда долларов США, что на 14,3 процентов больше, чем в 2017 г. (лучший показатель за последние 5 лет).

Согласно статистике, объем бразильского экспорта в 2018 г. составил 239,9 миллиарда долларов США, что на 10,2 процента больше, чем в 2017 г., а импорт — 181,2 миллиарда долларов США (рост на 20,2 процента). Положительное сальдо составило 58,3 миллиарда долларов США.

В число первых 10 крупнейших по стоимостному объему товарных позиций, экспортированных Бразилией в 2018 г., входят:

  • соя;
  • продукты переработки нефти;
  • железная руда и ее концентраты;
  • целлюлоза;
  • отруби и продукты переработки соевого масла;
  • куриное мясо;
  • буровые или разведочные платформы, экскаваторы;
  • говядина;
  • тростниковый сахар-сырец;
  • прочие промышленные товары.

В число первых 10 главных импортных позиций Бразилии в 2018 г. вошли:

  • прочие промышленные товары;
  • платформы для бурения, экскаваторы;
  • лекарственные препараты для медицины и ветеринарии;
  • запчасти и детали к автомобилям и тракторам;
  • топливо;
  • продукты переработки нефти и мазуты;
  • пассажирские автомобили;
  • нафта;
  • гетероциклические соединения и их производные;
  • инсектициды, пестициды, гербициды и прочие подобные.

Внешнеторговый оборот и экспорт Бразилии выросли в 2018 г. благодаря действиям правительства М. Темера, направленным на либерализацию экономики и привлечение иностранных инвестиций, прежде всего из США, в производственный сектор Бразилии.

Рост бразильского экспорта свидетельствует, что в 2018 г. экономика Бразилии вышла из экономического кризиса.

Основными торговыми партнерами Бразилии по-прежнему являются Китай, США, страны Европейского союза (прежде всего, Нидерланды, ФРГ, Испания и Франция), Япония, Республика Корея и страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Аргентина и Чили.

В 2018 г. не достигнуты результаты по итогам многолетних переговоров о заключении соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР. Последнее предложение ЕС: увеличить экспортную квоту на говядину из МЕРКОСУР в ЕС с 70 до 90 — 100 тысяч тонн говядины в год с уменьшением импортных тарифов, а также увеличить экспортную квоту на этанол из МЕРКОСУР в ЕС (600 тысяч тонн в год). В свою очередь, взамен ЕС рассчитывает получить больший доступ на рынки стран-членов МЕРКОСУР для ряда категорий своей продукции, прежде всего, автомобили, молочная продукция, вина, другие напитки и услуги в сфере морских перевозок.

В 2018 г. парламентом Бразилии не был одобрен пакет реформ, подготовленный правительством М.Темера, в том числе, по пенсионной реформе.

Отсутствие поддержки парламента в 2018 г. вновь, как и в 2017 г., не позволило правительству принять соответствующие меры на законодательном уровне для реализации пенсионной и других социальных реформ с целью корректировки структурного фискального дисбаланса и растущего государственного долга.

В 2019 г. ожидается очередное рассмотрение парламентом Бразилии пакета документов по указанным реформам.

2 января 2019 г. состоялась церемония вступления в должность Министра экономики Пауло Роберто Гедеша.

Справочно: в январе 2019 г. министерство экономики создано в результате слияния трех министерств: министерства финансов, министерства планирования, развития и управления и министерства промышленности, внешней торговли и услуг.

В ходе своего выступления министр экономики пообещал осуществить либерализацию экономики страны, сделать ее открытой и снизить налоги, а также провести пенсионную и налоговую реформы.

В своем выступлении министр экономики фактически огласил программу действий правительства Бразилии в сфере экономики для обеспечения устойчивого экономического роста страны в течение ближайших 10 лет, при этом перечислив главные направления деятельности и обозначив социально-экономическую реформу и приватизацию в качестве двух основных приоритетов в деятельности правительства:

  • пенсионная реформа (решение будет приниматься Конгрессом);
  • приватизация государственных предприятий, прежде всего, «Электробрас» — Electrobrás (решение будет приниматься правительством и Конгрессом);
  • налоговая реформа (решение о возможном снижении налоговой нагрузки с 36 до 20 процентов будет приниматься Конгрессом);
  • либерализация экономики, прежде всего, осуществление бюджетной децентрализации и снижение вмешательства государства в дела субъектов хозяйствования с целью создания ее большей открытости для бизнеса (решение будет приниматься правительством и Конгрессом);

Справочно: в случае с Бразилией бюджетная децентрализация означает передачу доходных и расходных полномочий (право устанавливать и собирать налоги, а также самостоятельно определять приоритетные направления расходов) с федерального на региональный (штаты) и местный (муниципалитеты) уровни.

  • привлечение зарубежных инвестиций в бразильскую экономику (сфера компетенции правительства).

По мнению Пауло Роберто Гедеша, пенсионная реформа необходима для контроля над растущим государственным долгом Бразилии и создания пространства для государственных инвестиций, которые необходимы для стимулирования экономики Бразилии.

Внешнеэкономическая деятельность Бразилии в 2018 г.

По данным Министерства экономики Бразилии (на основании данных Министерства промышленности, внешней торговли и услуг Бразилии, включенного с 1 января 2019 г. в состав Министерства экономики), общий внешнеторговый оборот Бразилии в период с января по декабрь 2018 г. составил 421,1 миллиарда долларов США, что на 14,3 процентов больше, чем в 2017 г. (лучший показатель за последние 5 лет).

Согласно статистике, объем бразильского экспорта в 2018 г. составил 239,9 миллиарда долларов США, что на 10,2 процента больше, чем в 2017 г., а импорт — 181,2 миллиарда долларов США (рост на 20,2 процента).

Китай сохранил статус крупнейшего торгового партнера Бразилии, объем двусторонней торговли в 2018 г. превысил 100 миллиардов долларов США, при этом объем бразильского экспорта в КНР увеличился на 32 процента по сравнению с 2017 г.

ЕС и США являются соответственно вторым и третьим торговыми партнерами Бразилии.

Объем экспорта из Бразилии в ЕС достиг 42,1 миллиарда долларов США, импорт из ЕС в Бразилию — 34,8 миллиарда долларов США.

Объем экспорта из Бразилии в США — 28,8 миллиарда долларов США, импорт из США в Бразилию — 28,9 миллиарда долларов США.

Динамика внешнеторгового оборота Бразилии (в миллиардах долларов США)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2013

481,7

242,0

239,7

2,3

2014

454,2

225,1

229,1

-4,0

2015

362,5

191,1

171,4

19,7

2016

322,8

185,2

137,6

47,6

2017

368,4

217,7

150,7

67,0

2018

421,1

239,9

181,2

58,7

к 2013 / к 2017, в %

87,4 / 114,3

99,1 / 110,2

75,6 / 120,2

2552,2 / 87,6

Внешнеторговый оборот и экспорт Бразилии значительно выросли в 2018 г. благодаря действиям правительства, направленным на либерализацию экономики и привлечение иностранных инвестиций, прежде всего из США, в производственный сектор Бразилии:

  • отмена или сокращение государственного регулирования на рынке труда;
  • либерализация рынков (освобождение рыночной экономики от государственных ограничений: отмена государственного контроля за ценами и заработной платой; ликвидация запретов на экспорт; отказ от использования импортных квот; снижение налогов и таможенных пошлин и т.д.);
  • дебюрократизация экономики (снижение роли государства в регулировании экономики до минимума);
  • проведение консервативной бюджетной политики (фискальное равновесие и первичный профицит);
  • проведение приватизации государственных компаний, в том числе в энергетическом секторе.

По росту внешнеторгового обора Бразилии с зарубежными странами и росту бразильского экспорта можно делать вывод, что в 2018 г. имел место окончательный выход экономики Бразилии из экономического кризиса.

В структуре экспорта Бразилии (49 основных позиций в диапазоне от 0,9 до 33,2 миллиарда долларов США) в период с января по декабрь 2018 г., как и в 2017 г., доминировали 16 позиций:

  • соя (33,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 25,7 миллиарда долларов США);
  • продукты переработки нефти (25,1 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 16,6 миллиарда долларов США);
  • железная руда и ее концентраты (20,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 19,2 миллиарда долларов США);
  • целлюлоза (8,3 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 6,3 миллиарда долларов США);
  • отруби и продукты переработки соевого масла (6,7 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,0 миллиардов долларов США);
  • замороженное, свежее, охлажденное мясо курицы (5,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 6,4 миллиарда долларов США);
  • буровые или разведочные платформы, экскаваторы и т.д. (5,7 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 0,9 миллиарда долларов США);
  • замороженное, свежее, охлажденное мясо крупного рогатого скота (5,5 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,1 миллиарда долларов США);
  • тростниковый сахар-сырец (5,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 9,0 миллиардов долларов США);
  • прочие промышленные товары (5,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,4 миллиарда долларов США);
  • пассажирские автомобили (5,1 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 6,7 миллиарда долларов США);
  • полуфабрикаты из железа или стали (5,0 миллиардов долларов США, в 2017 г. — 4,2 миллиарда долларов США)
  • кофе в зернах (4,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,6 миллиарда долларов США);
  • кукуруза в зернах (4,0 миллиардов долларов США, в 2017 г. — 4,6 миллиарда долларов США);
  • самолеты (3,5 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,5 миллиарда долларов США);
  • грузовики (2,3 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 2,8 миллиарда долларов США).

Главным торговым партнерами Бразилии в 2018 г., как и в 2017 г., оставались Китай, США и Аргентина.

Основные торговые партнеры Бразилии по экспорту с января по декабрь 2018 г.:

  • КНР (64,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 47,5 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта увеличилась с 21,81% в 2017 г. до 26,76% в 2018 г.);
  • США (28,8 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 26,9 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 12,34% в 2017 г. до 11,99% в 2018 г.);
  • Аргентина (14,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 17,6 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 8,09% в 2017 г. до 6,23% в 2018 г.);
  • Нидерланды (13,1 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 9,3 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта увеличилась с 4,25% в 2017 г. до 5,45% в 2018 г.);
  • Чили (6,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,0 миллиардов долларов США, доля в общем объеме экспорта увеличилась с 2,31% в 2017 г. до 2,66% в 2018 г.);
  • ФРГ (5,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,9 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 2,26% в 2017 г. до 2,17% в 2018 г.);
  • Испания (5,1 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,8 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта увеличилась с 1,75% в 2017 г. до 2,15% в 2018 г.);
  • Мексика (4,5 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,5 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 2,07% в 2017 г. до 1,88% в 2018 г.);
  • Япония (4,3 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,3 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 2,42% в 2017 г. до 1,81% в 2018 г.);
  • Индия (3,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,7 миллиарда долларов США, доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 2,14% в 2017 г. до 1,63% в 2018 г.).

В структуре импорта Бразилии (41 основная позиция в диапазоне от 1,0 до 21,5 миллиарда долларов США) с января по декабрь 2018 г. доминировали, как и в 2017 г., следующие позиции:

  • прочие промышленные товары (21,5 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 18,6 миллиарда долларов США);
  • платформы для бурения, экскаваторы (9,6 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 1,0 миллиард долларов США);
  • лекарственные препараты для медицины и ветеринарии (6,7 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 6,1 миллиарда долларов США);
  • запчасти и детали к автомобилям и тракторам (5,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,4 миллиарда долларов США);
  • топливо (6,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,6 миллиарда долларов США);
  • продукты переработки нефти и мазуты (5,0 миллиардов долларов США, в 2017 г. — 3,0 миллиардов долларов США);
  • пассажирские автомобили (4,2 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,0 миллиардов долларов США);
  • нафта (3,8 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,7 миллиарда долларов США);
  • гетероциклические соединения, соли и сульфаниламиды (3,6 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 2,8 миллиарда долларов США);
  • инсектициды, пестициды, гербициды и прочие подобные (3,0 миллиардов долларов США, в 2017 г. — 2,5 миллиарда долларов США);
  • грузовики (2,8 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 1,9 миллиарда долларов США).

В период с января по декабрь 2018 г. основными странами-импортерами в Бразилию стали следующие страны:

  • Китай (34,7 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 27,3 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта увеличилась с 18,12% в 2017 г. до 19,16% в 2018 г.);
  • США (29,0 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 24,8 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 16,48% в 2017 г. до 15,98% в 2018 г.);
  • Аргентина (11,0 миллиардов долларов США, в 2017 г. — 9,4 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 6,26% в 2017 г. до 6,10% в 2018 г.);
  • ФРГ (10,6 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 9,2 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 6,12% в 2017 г. до 5,83% в 2018 г.);
  • Республика Корея (5,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 5,2 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 3,48% в 2017 г. до 2,97% в 2018 г.);
  • Мексика (4,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 4,2 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 2,81% в 2017 г. до 2,71% в 2018 г.);
  • Италия (4,5 млрд. США, в 2017 г. — 4,0 миллиардов долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 2,63% в 2017 г. до 2,49% в 2018 г.);
  • Япония (4,4 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,7 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 2,50% в 2017 г. до 2,40% в 2018 г.);
  • Франция (3,9 миллиарда долларов США, в 2017 г. — 3,7 миллиарда долларов США, доля в общем объеме бразильского импорта уменьшилась с 2,47% в 2017 г. до 2,18% в 2018 г.).

Таким образом, основными торговыми партнерами Бразилии по-прежнему являются Китай, США, страны Европейского союза, Япония, Республика Корея и страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Аргентина и Чили.

Относительно небольшой товарооборот между Беларусью и Бразилией в значительной степени обусловлен бразильской таможенно-тарифной политикой, которая благоприятствует существующей следующей товарной структуре белорусского экспорта: удобрения калийные и азотные, топливно-энергетическая, нефтехимическая, текстильная продукция и продукция черной металлургии.

При этом бразильская таможенно-тарифная политика препятствует диверсификации номенклатуры белорусского экспорта, так как с учетом высоких таможенных пошлин белорусская продукция становится неконкурентоспособной на бразильском рынке.                                      

 К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество с Федеративной Республикой Бразилия 

В течение многих лет Бразилия входит в число ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси.

Динамика торговли с Бразилией (в миллионах долларов США)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2013

647,4

518,7

128,6

390,1

2014

865,9

709,6

156,2

553,5

2015

645,8

521,3

124,5

396,7

2016

524,8

442,0

82,8

359,2

2017

513,0

440,4

72,6

367,8

2018

711,0

585,3

125,7

459,6

2018 к 2017, в %

138,6

132,9

173,1

 

Белорусско-бразильский товарооборот по итогам 2018 г. составил 711,0 миллионов долларов США (в 2017 г. товарооборот — 513,0 миллионов долларов США), при этом экспорт — 585,3 миллионов долларов США (в 2017 г. экспорт — 440,4 миллионов долларов США) с учетом нефтепродуктов и азотных удобрений (для сравнения, в 2016 г. экспорт — 442,0 миллиона долларов США), импорт — 125,7 миллиона долларов США (в 2017 г. импорт — 72,6 миллиона долларов (для сравнения, в 2016 г. импорт — 82,8 миллиона долларов США). При этом темп роста экспорта в 2018 г. составил 132,9% по отношению к уровню экспорта 2017 г. (440,4 миллиона долларов США).

Без учета нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений по итогам 2018 г. экспорт составил 5,9 миллиона долларов США (для сравнения, в 2017 г. — 4,3 миллиона долларов США, в 2016 г. — 2,5 миллиона долларов США), что позволило обеспечить темп роста экспорта 135,7% в 2018 г. в сравнении с 2017 г.

По итогам 2018 г. сложилась следующая структура белорусского экспорта в Бразилию: калийные удобрения составили 95,4 процента от общего объема экспорта или 558,7 миллиона долларов США (для сравнения, в 2017 г. — 98,9 процента или 435,4 миллиона долларов США), прочая продукция — 4,6 процента или 26,6 миллиона долларов США (в 2017 г.: 1 процент или 4,4 миллиона долларов США). Очевидно, что доля калийных удобрений в общем объеме экспорта уменьшилась на 3,5 процента (с 98,9 до 95,4 процента).

В указанный период экспорт осуществлялся по 41 позиции (из 50 прошлогодних экспортных позиций ушли незначительных 24 позиции, появилось новых 15 позиций).

Следующие 10 товарных групп играли ведущую роль в белорусском экспорте в течение года в стоимостном выражении:

  • калийные удобрения (558.658,3 тысячи долларов США, в 2017 г. — 434.860,7 тысячи долларов США);
  • азотные удобрения (20.661,1 тысячи долларов США, в 2017 г. — 536,8 тысячи долларов США);
  • кислоты поликарбоновые, их производные (1770,9 тысячи долларов США, в 2017 г. — 640,6 тысячи долларов США);
  • льняные ткани (1038,4 тысячи долларов США, в 2017 г. — 785.1 тысячи долларов США);
  • проволока из нелегированной стали (788,8 тысячи долларов США, в 2017 г. — 708,1 тысячи долларов США);
  • шины (477,5 тысячи долларов США, в 2017 г. — 260,4 тысячи долларов США);
  • инсектициды, гербициды (294,7 тысячи долларов США, в 2017 г. продукция не поставлялась);
  • ткани хлопчатобумажные с плотностью не более 200 г/м² (246,6 тысячи долларов США, в 2017 г. — 98,7 тысячи долларов США);
  • стекловолокно (220,4 тысячи долларов США, в 2017 г. — 183,6 тысячи долларов США);
  • волокна синтетические нечесаные (201,5 тысячи долларов США, в 2017 г. — 24,8 тысячи долларов США).

Фундаментом роста экспортных поставок в 2018 г. стала активизация двустороннего торгово-экономического сотрудничества и выполнение коммерческих контрактов, подписанных в ходе визита Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Калинина А.Н. в ноябре 2017 г. в Бразилию, прежде всего, по поставкам хлопчатобумажных тканей (249,8 процента) и льняных тканей (132,3 процента). При этом увеличены поставки в Бразилию белорусских шин (рост 183,4 процента) поликарбоновых кислот (276,4 процента), проволоки из нелегированной стали (111,4 процента), инсектицидов и гербицидов (в 2017 г. поставки не осуществлялись), стекловолокна (120,0 процента), синтетических волокон (812,5 процента), материала кордного для шин (в 2017 г. поставки не осуществлялись) и печатной продукции (в 2017 г. поставки не осуществлялись).

В отношении внешней торговли услугами полагаем целесообразным отметить, что основным видом транспортных услуг Беларуси на рынках Бразилии по-прежнему остаются услуги морского транспорта.

Темп роста импорта из Бразилии в Беларусь в 2018 г. составил 173,2 процента по сравнению с 2017 г. Импорт вырос на 53,1 миллиона долларов США с 72,6 до 125,7 миллиона долларов США (для сравнения, в 2017 г. импорт составил 72,6 миллиона долларов США, в 2016 г. — 82,8 миллиона долларов США).

В 2018 г. в целом сохранилась номенклатура основных статей бразильского импорта в Беларусь. Основой импорта бразильских товаров в Беларусь вместо сахара (37,2 миллиона долларов США, 51,2 процента от общего объема импорта в 2017 г.) стали три самолета «Эмбраер».

По сравнению с 2017 г. значительно увеличился объем бразильского импорта в Беларусь в 2018 г. (на 53,1 миллиона долларов США или на 173,1 процента). Рост импорта произошел благодаря покупке трех самолетов «Эмбраер».

Из основных позиций импорта из Бразилии в 2018 г. наряду с самолетами (91,0 миллион долларов США) следует выделить следующие позиции:

  • полимеры этилена — 1,6 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 2,4 миллиона долларов США);
  • железы, прочие органы, их экстракты для органотерапии — 1,3 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,9 миллиона долларов США);
  • кофе — 0,9 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,4 миллиона долларов США).
  • кожа, дополнительно обработанная после дубления, из шкур крупного рогатого скота — 0,8 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,8 миллиона долларов США);
  • полимеры пропилена — 0,7 миллиона долларов США (по итогам 2017 г. 1,0 миллион долларов США);
  • финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго свежие или сушеные — 0,7 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,5 миллиона долларов США);
  • канифоль, смоляные кислоты, их производные — 0,7 миллиона долларов США (новая позиция);
  • кишки, пузыри и желудки животных — 0,6 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,8 миллиона долларов США);
  • имбирь, шафран, куркума, чабрец, лавровый лист, прочие пряности — 0,6 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,3 миллиона долларов США);
  • красящие вещества прочие — 0,6 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,8 миллиона долларов США);
  • шерсть и волос животных чесаные — 0,6 миллиона долларов США (новая позиция);
  • машины сельскохозяйственные для подготовки и обработки почвы и их части — 0,6 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,5 миллиона долларов США);
  • оксиды и гирдроксиды алюминия — 0,5 миллиона долларов США (новая позиция);
  • продукты фармацевтические прочие — 0,5 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,6 миллиона долларов США);
  • средства для волос — 0,5 миллиона долларов США (по итогам 2017 г. — 0,2 миллиона долларов США);
  • целлюлоза и ее производные — 0,5 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 1,0 миллион долларов США);
  • инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным двигателем — 0,5 миллиона долларов США (по итогам 2017 г.: 0,4 миллиона долларов США).

К содержанию

Достопримечательности

Бразилия — древнейшая страна с интересной культурой, уникальными природными ландшафтами и очень богатым и разнообразным животным миром. В ней есть пустыни, болота и джунгли, огромные водопады, тысячи островов и природных заповедников. В числе достопримечательных мест страны, привлекающих внимание миллионов туристов, можно назвать национальные парки Амазония и Ленсойс-Мараньенсис, остров Кеймада-Гранди (Змеиный остров), долину Агус Кентес с целебными источниками, Лунную долину (Вале-да-Луа), заповедник Пантанал, водопады Игуасу и другие. 

Река Амазонка — одно из природных чудес планеты. Это самая большая река и самый большой резервуар с пресной водой на Земле. Лишь 30% произрастающих в Амазонии растений и деревьев изучены специалистами. Это место проживания более 200 древнейших индейских племен. До сих пор коренное население Южной Америки живет по своим обычаям, не зная достижений цивилизации.

Водопады Игуасу, находящиеся на границе Бразилии, Аргентины и Парагвая в Национальном парке Игуасу. Их не зря называют чудом света: шум более 250 водопадов слышен за многие километры, а падающая вода и брызги переливаются в солнечном свете, порождая радуги. Одна из главных достопримечательностей парка — ущелье Глотка дьявола: водопады обрушиваются в него с высоты более 70 метров. Также на территории парка Игуасу расположен Птичий парк, где можно увидеть более 900 видов птиц в их естественной среде обитания.

Бразилия также славится богатой историей, архитектурой, культурными памятниками. Самые старинные города, древнейшие монастыри и церкви выстроены здесь на португальский манер. Главное достояние местной архитектуры — город Оуру-Прету, на территории которого почти каждое сооружение является памятником.

Рио-де-Жанейро — второй по величине город в Бразилии и третий по величине город в Латинской Америке. Это город ландшафтных, архитектурных и социальных контрастов. Поскольку некогда Бразилия являлась колонией Португалии, в Рио осталось немало зданий колониальной архитектуры. Кроме того, в городе много картинных галерей, музеев (самые известные — Музей современных искусств и Музей изобразительных искусств), театров и дворцов. Большинство туристических достопримечательностей сосредоточено в южной части города. Среди них — гора Корковадо со знаменитой статуей Христа высотой 38 м, гора Сахарная Голова, пляжи Копакабана, Ипанема и Леблон.

Особое великолепие Рио придает местоположение: город окружен песчаными пляжами, пышными тропическими лесами и захватывающими дух горными пейзажами. В частности, рекомендуется посетить Национальный парк Тижука с площадью 120 кв. км, Ботанический сад, гору Пан-ди-Асукар (Сахарная Голова).

Популярностью город также обязан знаменитому на весь мир карнавалу, проходящему в городе с 1928 г.

Столица Бразилиа — сама по себе архитектурное сокровище. Отправляясь осматривать достопримечательности Бразилиа, стоит посетить Кафедральный собор (Catedral Metropolitana), Святилище Дона Боско (Don Bosco Chapel), площадь «трех властей», вокруг которой расположилась резиденция. Здание Национального совета в Бразилиа соответствует форме храма египетского фараона Рамзеса II.

Национальный парк Бразилиа (Brasília National Park) является одной из главных достопримечательностей столицы государства. Это самая крупная в мире природная территория, расположенная в городе. В парке можно увидеть практически все те растения и деревья, которые произрастают за пределами города, в диких районах Среднего Запада Бразилии. В самом сердце парка находится озеро Санта-Мария, обеспечивающее водой весь город. Кроме того, парк славится минеральными источниками. В нем предусмотрены две основные пешие тропы, пролегающие через густые леса.

Бразилия знаменита своим особым отношением к футболу. Здесь построен самый большой в мире стадион — «Маракана».

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Федеративной Республике Бразилия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Бразилии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя