Факторы привлекательности

Для ряда белорусских предприятий Польша является одним из приоритетных партнеров. В чем конкурентные преимущества польского рынка, и какие особенности нужно учитывать при выходе на него, рассказывают представители белорусских компаний, успешно работающих на рынке Польши.

ОАО «Лидское пиво»:

— Население Польши составляет 38,5 млн человек, культура потребления в целом схожа с белорусской. Поэтому такой продукт, как квас, там востребован. При этом в Польше нет достаточного количества производителей в этом сегменте.

Основным рынком сбыта для нашей компании остается ЕАЭС, прежде всего Российская Федерация (в силу географических факторов, численности населения и его доходов). Однако Польша является одним из приоритетных рынков после России. При этом надо понимать, что существует определенное количество барьеров для вывода продукции белорусских предприятий на рынки Евросоюза. В частности, есть необходимость адаптации продукта в соответствии с требованиями польского рынка. Последнее подразумевает подготовку этикетки (перевод, проведение лабораторных испытаний на территории страны ввоза, стикеровка продукции на начальном этапе), затраты на продвижение продукции (дегустации, POSM, скидки для партнеров).

Андрей ШЕВЯКОВ, начальник управления маркетинга ОАО «Полоцк-Стекловолокно»:

— Рынок Польши привлекателен по нескольким причинам. Во-первых, географическая близость избавляет от многих проблем с логистикой и транспортировкой. Во-вторых, языковой барьер практически отсутствует, что значительно упрощает коммуникации. Еще один неоспоримый плюс — на рынке Польши наше предприятие работает с конечными переработчиками, мы не нуждаемся в посредниках.

Кроме того, Польша стремится выйти на второе место в Европе после Германии по объему экономики и обогнать страны бывшего Варшавского договора, поэтому поляки заинтересованы в сотрудничестве.

В Польше потребители уделяют особое внимание качеству продукции. Польские бизнесмены ожидают от своих партнеров строгого выполнения всех логистических операций — от получения заказа до поставки продукции клиенту. Для них важна оперативность во всем — это и соблюдение сроков поставки, и ответы на запросы, и реагирование на замечания, если таковые имеются. Чем быстрее решаются все вопросы, тем лучше.

Сергей Кижук, начальник отдела по ВЭД ОАО «Лидапищеконцентраты»:

— На польском рынке представлен широкий ассортимент пищевых концентратов. Рынок продуктов быстрого приготовления очень развит, число людей, старающихся следовать принципам здорового питания, постоянно увеличивается. Удивить польского потребителя сложно. Продукция на рынке разделяется по уровню цен — от дешевых и общедоступных до более дорогих, премиальных продуктов.

Основной тенденцией на рынке пищевых концентратов Польши сейчас является стремление к наибольшему количеству натуральных компонентов в составе продукта. При отсутствии в нем красителей и ароматизаторов существует гораздо больше шансов выйти на рынок Польши и ЕС. При выборе в супермаркете особое внимание покупатель уделяет составу продукта, надписям о пользе для здоровья. Однако погоня за натуральными компонентами не должна привести к ухудшению вкусовых качеств товара.

Одно из основных требований, которые польские заказчики предъявляют к оформлению продукции, — отсутствие надписей на кириллице. Для того чтобы выйти на польский рынок, нам пришлось привести в соответствие дизайн, перевести техническую информацию на польский язык. Мы стали ее согласно нормам и стандартам ЕС.

Полную версию статьи можно найти в журнале «Конъюнктура рынков» (печатной или электронной версии), который распространяется по подписке.