

- Государственные языки: английский, французский.
- Географическое положение: Канада находится на севере Американского континента и имеет общую площадь 9 976 тысяч кв. км (вторая по площади страна мира). Омывается водами Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Территория: 9 985 000 кв. км.
- Административно-территориальное деление: Канада состоит из 10 провинций и 3 территорий.
- Столица: Оттава.
- Государственное и политическое устройство: Канада является крупнейшим на территории Северной Америки федеративным государством, в котором полномочия регионального звена (провинций) и их органов власти значительно шире, чем в других федеративных государствах мира. В основе политического устройства Канады лежит разделение и независимость трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
- Население: 36 991 981 человек. Канада — одна из самых малозаселенных стран мира. Почти все жители сосредоточены на территории шириной всего в 300 км вдоль границы с США, и около половины из них проживают в 10 крупнейших городах, так что обширные северные районы остаются почти незаселенными.
- Национальная валюта: канадский доллар.
- ВВП: 1,643 триллиона долларов США (2020).
- Часовой пояс: GMT -5.
- Телефонный код: +1.
- Штрих-код: 00 — 13.
- Социально-экономическое положение Канады
- Торгово-эконмическое сотрудничество Республики Беларусь с Канадой
- Условия доступа на рынок Канады
- Таможенный тариф
- Нетарифные меры и техническое регулирование
- Возможность проверки деловой репутации
- Особенности ведения бизнеса в Канаде
Социально-экономическое положение Канады
Канада является одним из самых активных участников ВТО, что в значительной степени предопределяет внешнеторговую политику страны, и при заключении международных соглашений последовательно выступает с позиций устранения барьеров во взаимной торговле, уменьшения количества бюрократических процедур, увеличения прозрачности и улучшения доступа на рынки.
К основным нормативным правовым актам, принятым на федеральном уровне с целью регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Канаде, можно отнести следующие:
- Закон о разрешениях на экспорт и импорт (Export and Import Permits Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/E-19/) — документ, регулирующий сферу экспортно-импортных операций в Канаде;
- Закон о таможне (Customs Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-52.6/) — документ, регулирующий таможенные процедуры;
- Закон о специальных мерах в отношении импорта (Special Import Measures Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/s-15/) — документ, определяющий порядок введения и применения компенсационных и антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка и местных производителей от недобросовестной конкуренции при ввозе продукции в Канаду;
- Закон о продовольствии и лекарственных препаратах (Food and Drugs Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/f-27/) — документ, регламентирующий осуществление ветеринарного, эпидемиологического, санитарного и фитосанитарного контроля при ввозе соответствующей продукции в Канаду;
- Закон об управлении финансами (Financial Administration Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/f-11/) и акт о регулировании государственных контрактов (Government Contracts Regulation, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/sor-87-402/) — документы, устанавливающие процедуру государственных закупок;
- Закон об инвестициях (Investment Canada Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/I-21.8/index.html) — документ, регулирующий вопросы привлечения иностранных инвестиций;
- Закон об авторском праве (Copyright Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-42/), Закон о торговых марках (Trade-marks Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/T-13/index.html), Закон о патентах (Patent Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/p-4/), Закон о топографии интегральных микросхем (Integrated Circuit Topography Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/I-14.6/) и Закон о промышленных образцах (Industrial Design Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/I-9/) — ключевые акты, регулирующие законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности;
- Закон о коммерческих организациях (Canada Business Corporations Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/PDF/C-44.pdf) — документ, регулирующий процедуры регистрации компаний в Канаде.
Торгово-эконмическое сотрудничество Республики Беларусь с Канадой
Из конъюнктуры основных рынков товаров и услуг в Канаде следует, что для белорусских экспортеров при ведении бизнеса на канадском рынке существует ряд сдерживающих факторов, которые можно свести к следующему:
- наличие в Канаде собственной развитой промышленной базы, опирающейся на высокий уровень развития технологий;
- сравнительно небольшая емкость канадского рынка и применение к продукции других стран норм технического регулирования;
- высокая степень зависимости состояния канадского рынка от экономики США и импорта из этой страны;
- значительная транспортная составляющая в цене продукции, доставляемой из Беларуси;
- низкая узнаваемость белорусских брендов (за исключением торговой марки тракторной техники «Беларус») вследствие проведения Канадой в течение длительного времени (2006 — 2017 гг.) курса на сдерживание развития двустороннего экономического сотрудничества, с одной стороны, и отсутствие финансирования для проведения маркетинговой работы белорусскими предприятиями, с другой.
Представляется целесообразным белорусским производителям изучить возможности экспорта следующих востребованных в Канаде товарных позиций:
Перспективные товарные позиции белорусского экспорта в Канаду
№ п/п |
Наименование позиции |
Код ТН ВЭД |
1 |
Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступат. движением поршня, с раб. объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3 |
870323 |
2 |
Прочие моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с полной массой транспортного средства не более 5 т |
870431 |
3 |
Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 |
870324 |
4 |
Прочие части и принадлежности кузовов (включая кабины) |
870829 |
5 |
Прочие части и принадлежности автомобилей товарных позиций 8701 - 8705 |
870899 |
6 |
Тракторы колесные для полуприцепов |
870120 |
7 |
Блоки обработки данных, отличные от описанных в субпозиции 8471 41 или 8471 49, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода |
847150 |
8 |
Пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры на напряжение не более 1000 в |
853710 |
Перспективные высоко- и среднетехнологичные товарные позиции белорусского экспорта в Канаду
Вид товара |
Статистика по импорту/экспорту за 2019 г. (Канада) |
Статистика по экспорту из Беларуси в Канаду за 2019 г. |
Тракторы (ТН ВЭД 8701) |
Импортировано на 4 019,6 миллиона долларов США, экспортировано на 495,8 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 2 640,1 миллиона долларов США (66 % от общего импорта); |
В 2019 г. не поставлялись, дилер с сервисным центром в Канаде имеется. Продукция конкурентоспособна |
Части и принадлежности для автомобилей и тракторов (ТН ВЭД 8708) |
Импортировано на 19 823,8 миллиона долларов США, экспортировано на 10 880,2 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 13 558,1 миллиона долларов США (68 %); |
Экспортировано на 0,07 миллиона долларов США. В случае возобновления продажи белорусских тракторов увеличение экспорта может быть обеспечено за счет регулярных поставок продукции дилеру ОАО «МТЗ» в Канаде. |
Передаточные механизмы машин, оборудования и транспортных средств (ТН ВЭД 8483) |
Импортировано на 3 054,3 миллиона долларов США, экспортировано на 1 265,6 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 1 514,4 миллиона долларов США (50 %); |
Экспортировано на 0,01 миллиона долларов США |
Трансформаторы электрические (ТН ВЭД 8504) |
Импортировано на 2 002,6 миллиона долларов США, экспортировано на 985,5 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 559,7 миллиона долларов США (28 %); |
Частными белорусскими компаниями экспортировано на 0,001 миллиона долларов США |
Осветительное оборудование (ТН ВЭД 9405) |
Импортировано на 1 601,6 миллиона долларов США, экспортировано на 927,4 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: Китай — 895,1 миллиона долларов США (56 %); |
Экспортировано на 0,03 миллиона долларов США |
Удобрения минеральные смешанные (ГН ВЭД 3105) |
Импортировано на 995,8 миллиона долларов США, экспортировано на 72,7 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 850,6 миллиона долларов США (85 %); |
Экспортировано на 2,8 миллиона долларов США |
Волокна синтетические нечесаные (ТН ВЭД 5503) |
Импортировано на 117,6 миллиона долларов США, экспортировано на 2,5 миллиона долларов США Основные страны-импортеры: США — 54,3 миллиона долларов США (46 %); |
ОАО «СветлогорскХимволокно» экспортировано на 0,07 миллиона долларов США |
Кроме того, представляется важным белорусским производителям дополнительно изучить возможности вхождения на рынок / увеличения поставок в Канаду следующих товарных позиций:
Перспективные товарные позиции белорусского экспорта в Канаду
Наименование товара |
Код ТН ВЭД |
Автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья |
870410 |
Тракторы (кроме тракторов позиции 8709), прочие с мощностью двигателя более 37 квт, но не более 75 квт |
870193 |
Лесоматериалы обработанные из сосны |
440711 |
Прочая мебель деревянная |
940360 |
Масло рапсовое сырое |
151411 |
Уголь битуминозный |
270112 |
Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступат. движением поршня, с раб. объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3 |
870323 |
Прочая молочная продукция неароматизированная или ароматизированная, с сахаром или без добавления сахара, с добавлением фруктов или без добавления фруктов, орехов или какао |
040390 |
Прочие отруба крупного рогатого скота, обваленные, мороженые |
020230 |
Плиты из древесины древесно-стружечные |
441011 |
Смеси прочих ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре до 250 градусов цельсия по методу astm d 86 |
270750 |
Тракторы прочие с мощностью двигателя более 75 квт, но не более 130 квт |
870194 |
Молоко и сливки, несгущенные без добавления сахара или других подслащивающих веществ, с содержанием жира более 1 мас.%, но не более 6 мас.% |
040120 |
Филе рыбы, сушеное, соленое или в рассоле, но не копченое, прочее |
030539 |
Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов |
940390 |
Тракторы колесные для полуприцепов |
870120 |
Щепа или стружка древесная из хвойных пород |
440121 |
Плиты из древесины с ориентированной стружкой (OSB) |
441012 |
Дополнительно:
- Экспорт из Беларуси и импорт в Канаду товарных позиций на сумму свыше 80 миллионов долларов США за 2019 г.
- Условия доступа на рынок Канады;
- Информация о рынке мясомолочной продукции Канады;
- Доступ на рынок Канады молочной и мясной продукции;
- Информационно-аналитический обзор рынка Канады;
- Канадская система поддержки экспорта и возможности для ее применения в Республике Беларусь;
- Обзор нормативно-правовой базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Канаде. Рекомендации для белорусских экспортеров по доступу на канадский рынок.
Условия доступа на рынок Канады
Рассматривая возможности организации экспорта продукции в Канаду, следует учитывать, что эта страна признается экономикой среднего размера. Доля Канады в совокупном внутреннем валовом продукте стран-участниц НАФТА / USMCA составляет около 8 %. При этом канадский рынок насыщен продукцией высокого качества и характеризуется достаточно развитой конкуренцией.
Вхождение белорусской продукции на канадский рынок, как правило, связано с высокими рисками, значительными издержками по оценке соответствия и продвижению товаров, а также высокими транспортными расходами.
На начальном этапе для определения возможности и целесообразности вывода своей продукции на канадский рынок белорусским экспортерам рекомендуется выполнить маркетинговое исследование состояния соответствующего рынка в Канаде и ее провинциях (территориях).
Для оценки объемов поставок того или иного товара на канадский рынок удобно использовать статистическую систему Trade Data Online, размещенную на сайте Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады (www.ic.gc.ca/eic/site/tdo-dcd.nsf/eng/Home). Следует отметить, что в Канаде достаточно развит рынок консалтинговых услуг в сфере осуществления маркетинговых исследований. При выборе поставщика таких услуг целесообразно руководствоваться данными соответствующих рейтингов. Одним из авторов таких рейтингов является компания Clutch, разместившая на своем сайте (https://clutch.co/ca/agencies/market-research) список авторитетных компаний, осуществляющих исследования рынка страны пребывания.
При рассмотрении целесообразности поставок товаров из Республики Беларусь необходимо учитывать таможенный режим и импортные пошлины, действующие в Канаде в отношении нашей страны. Таможенный тариф находится в открытом доступе на сайте Агентства пограничных служб Канады (https://www.cbsa-asfc.gc.ca/trade-commerce/tariff-tarif/2020/menu-eng.html).
В области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Канады используется национальная система подтверждения соответствия. Функции по обеспечению функционирования системы стандартизации осуществляет федеральная королевская корпорация Standards Council of Canada (SCC, Канадский совет по стандартизации). Данная корпорация подотчетна Парламенту Канады и по ряду направлений деятельности подконтрольна Министерству инноваций, науки и экономического развития Канады.
Канадский совет по стандартизации является членом таких международных отраслевых организаций, как Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission, IEC), Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, IAF), Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC) и ряда других. Кроме того, корпорация Standards Council of Canada выполняет также функции национального органа по аккредитации.
На сайте Канадского совета по стандартизации (https://www.scc.ca) размещены списки аккредитованных органов, осуществляющих проведение работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции и услуг установленным требованиям, а также списки аккредитованных органов по оценке соответствия систем качества. Дополнительно на сайте указанной королевской корпорации можно оформить заявку на приобретение стандартов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
После проведения исследований и принятия принципиального решения о целесообразности поставок продукции на канадский рынок, необходима активная работа по поиску и привлечению импортеров и дистрибьюторов из Канады. Для поиска потенциальных партнеров целесообразно использовать базы данных Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады (база компаний-импортеров — www.ic.gc.ca/eic/site/cid-dic.nsf/eng/home?Open&src=mm1, база канадских компаний — www.ic.gc.ca/eic/site/icgc.nsf/eng/h_07096.html?Open&src=mm2#companies), а также платные сервисы, предоставляемые специализированными консалтинговыми компаниями.
Следует отметить, что основным инструментом расширения деловых контактов в Канаде остается активное участие отечественных предприятий при содействии Посольства Беларуси в Канаде в международных и национальных отраслевых выставочно-ярмарочных мероприятиях, которые проводятся в стране пребывания на регулярной основе. Участие в подобных мероприятиях позволит быстрее установить личные контакты с потенциальным партнером, провести презентацию своей продукции и, в случае взаимной заинтересованности, обсудить условия сотрудничества.
В течение последних лет Канадой предпринимаются действия, направленные на минимизацию барьеров — например, начиная с 2010 г. правительством страны аннулированы импортные пошлины на ввоз в Канаду промышленного оборудования, использование которого обеспечивает рост производительности труда, устранены тарифы на ряд товаров в рамках Соглашения ВТО по информационно-коммуникационным технологиям, утверждены изменения в правила определения страны происхождения товаров текстильной промышленности и предметов одежды, происходящих с территорий развивающихся стран.
Таможенное регулирование внешней торговли осуществляется
в соответствии с Законом о таможне. В частности, данный закон определяет, что пошлины на ввозимые товары устанавливаются исключительно федеральным правительством Канады. Все коммерческие товары, ввозимые в Канаду, как правило, подлежат обложению таможенными пошлинами, а также федеральным налогом на товары и услуги. Независимо от валюты, в которой оплачивается товар, для определения таможенных пошлин стоимость товара исчисляется
в канадских долларах. Ряд товаров облагается другими налогами и сборами, включая акцизы на предметы роскоши (ювелирные изделия), алкоголь, табачную продукцию и т.п.
Таможенный тариф Канады регулируется соответствующим законом, размещенным на сайте Агентства пограничных служб Канады. Документ разделен на главы в зависимости от специфики товаров, что делает процесс поиска необходимой информации удобным для импортеров. Более того, таможенный тариф Канады основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ВТамО, применяющейся для формирования ТН ВЭД ЕАЭС. При возникновении вопросов относительно классификации товаров импортеру предоставлена возможность обратиться в Агентство пограничной службы Канады через сайт ведомства (https://www.cbsa-asfc.gc.ca/import/ar-da/menu-eng.html).
Ставки таможенного тарифа определяются исходя из режима торговли, который Канада предоставляет стране происхождения товара, и делятся
на следующие категории:
- режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — предоставлен всем странам-участникам ВТО, а также странам, осуществляющим внешнеторговую деятельность по правилам ВТО;
- режим, предусмотренный торговыми соглашениями между Канадой и странами Карибского бассейна — предоставлен странам Карибского бассейна — членам Британского содружества;
- режим в торговле с Австралией;
- режим в торговле с Новой Зеландией;
- режим, предоставляемый странам на основе взаимных уступок в рамках двусторонних/многосторонних соглашений о свободной торговле: США и Мексика (в рамках НАФТА/USMCA), Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария (в рамках ЕАСТ), Чили, Израиль, Колумбия, Коста-Рика, Иордания, Панама и др.);
- режим, предоставленный Канадой наименее развитым странам в одностороннем порядке (преимущественно африканские страны);
- общий преференциальный тариф, который распространяется на развивающиеся страны.
В настоящее время в отношении Беларуси действует режим наибольшего благоприятствования, предоставленный всем странам-участницам ВТО.
Контроль импорта высоко- и среднетехнологичных товаров
Ввоз большинства товаров в Канаду осуществляется без каких-либо специальных разрешений, однако существует ряд позиций, импорт которых ограничивается либо осуществляется на специальных условиях (в частности, огнестрельное оружие, текстильные товары и одежда, а также продукция сталелитейной промышленности; Import Control List).
Данные перечни составляются федеральным правительством Канады в соответствии с Законом о разрешении экспорта и импорта. Импортер товаров, попадающих под действие списков, для получения разрешения на импорт обязан обратиться в Министерство иностранных дел, торговли и развития Канады с просьбой о предоставлении ему разрешения на импорт.
Нетарифные меры и техническое регулирование
Технические барьеры
Канада осуществляет совершенствование национального законодательства в соответствии с нормами, заложенными в Соглашении по техническим барьерам в торговле (Соглашение ТБТ), содействует применению Кодекса добросовестной практики по подготовке, одобрению и применению стандартов, участвует в работе многих международных организаций по стандартам, включая Международную организацию по стандартизации.
При этом количество применяемых нетарифных мер в Канаде остается довольно высоким по сравнению с большинством других стран мира. В Канаде применяются санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, антидемпинговые и компенсационные меры, количественные ограничения, тарифные квоты и экспортные субсидии.
В области технического регулирования такие меры распространяются на пассажирские транспортные средства, медицинское оборудование, строительные материалы, телекоммуникационные товары, электротехническое оборудование и приборы. Основным предназначением действующих стандартов является обеспечение безопасности потребителей и защита окружающей среды. Все стандарты, применяемые в Канаде, можно найти на сайте Совета Канады по стандартам — государственной королевской корпорации, подотчетной Министерству инноваций, науки и экономического развития Канады.
Система санитарного и фитосанитарного контроля Канады ограничивает импорт продукции животного происхождения, в частности, говядины и мяса птицы из ряда стран, которые не прошли проверку их ветеринарной инфраструктуры на предмет соответствия канадским стандартам безопасности продукции. Кроме того, определенные требования предъявляются к импорту молочной продукции, яиц, меда, овощей, фруктов, рыбы и морепродуктов, живых животных и растений. Информацию о требованиях к каждому виду продукции и необходимых разрешительных документах можно найти на сайте Агентства Канады по контролю за качеством продуктов питания.
Импортные квоты
Импортные квоты применяются в Канаде к незначительному количеству видов сельскохозяйственной продукции: говядины, мяса птицы, зерна, ячменя, молочной продукции, яиц, маргарина. Их размеры устанавливаются ежегодно. При этом следует иметь в виду, что сельскохозяйственный год для определенных видов продукции может не совпадать с календарным.
Квоты распределяются по принципу first come, first served. При этом в течение года (или сельскохозяйственного года) Министерство иностранных дел, торговли и развития Канады периодически публикует информацию о размерах неиспользованных квот. Актуальная информация о квотах размещена по ссылке.
Импорт товаров в размере, превышающем установленные квоты, облагается таможенными пошлинами вплоть до 200 — 300% (в отношении отдельных видов продукции).
Специальные защитные меры
Канада как государство с состоявшейся рыночной экономикой применяет весь спектр мер для защиты своего рынка, а именно антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры.
Процедура и правила применения мер защиты рынка от демпингового и субсидированного импорта регулируются Законом о специальных импортных мерах (Special Import Measures Act, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/s-15/), а также соответствующим подзаконным актом (Special Import Measures Regulations, http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/SOR-84-927/). Определение их размера возложено на Агентство пограничных служб Канады и Канадский международный торговый трибунал (Canadian International Trade Tribunal, www.citt.gc.ca), в функции которого входит определение наличия факта нанесения ущерба национальной экономике, связанного с осуществлением субсидированного или демпингового импорта.
Историю инициированных Канадой антидемпинговых и компенсационных расследований можно посмотреть на сайте Агентства пограничных служб Канады (www.cbsa-asfc.gc.ca/sima-lmsi/i-e/menu-eng.html). На данный момент в Канаде действует ряд защитных мер по результатам 40 антидемпинговых и компенсационных расследований (https://www.cbsa-asfc.gc.ca/sima-lmsi/mif-mev/menu-eng.html), направленных в том числе против Беларуси (в части поставок арматурного профиля), а также Китая (лидирует по количеству проводимых расследований в качестве ответчика), США, Южной Кореи, Украины, Казахстана и других стран.
Следует отметить, что чаще всего предметом антидемпинговых и компенсационных расследований является продукция металлургической и металлообрабатывающей отрасли.
Возможность проверки деловой репутации
Согласно действующему в стране законодательству, канадские компании ежегодно размещают информацию о финансово-хозяйственной деятельности в формате публикуемых отчетов на своих сайтах. Вместе с тем соответствующие статистические данные по экспортно-импортным операциям (по отдельным компаниям) являются конфиденциальными и не публикуются.
Правительство Канады через созданный институт развития «Деловая сеть Канады» (www.canadabusiness.ca) предоставляет услуги по проверке достоверности информации о канадских компаниях. В частности, с помощью сервиса «Онлайн база данных канадских корпораций» белорусские компании могут удостовериться в том, что канадская компания действительно существует. Это необходимо во избежание установления деловых контактов с мошенниками.
Кроме того, компаниям-участникам внешнеэкономической деятельности может быть полезен созданный канадским федеральным Министерством инноваций, науки и экономического развития Офис уполномоченного по вопросам банкротства, на сайте которого (www.ic.gc.ca/app/scr/bsf-osb/ins/login.html?lang=eng) доступен платный сервис по получению информации о том, осуществляется ли в отношении конкретного хозяйствующего субъекта процедура банкротства, а также детализированные сведения о данной процедуре.
Государственная корпорация по развитию экспорта Канады (Export Development Canada) (www.edc.ca) наделена полномочиями по обеспечению иностранных компаний информацией относительно деятельности канадских экспортеров. Услугами Корпорации пользуются более 8 тыс. канадских компаний, информация о которых доступна, в том числе, белорусским участникам внешнеэкономической деятельности.
В свою очередь, зарубежным компаниям-экспортерам доступны услуги, предоставляемые Офисом содействия торговле Канады (Canada Trade Facilitation Office, http://www.tfocanada.ca/home.php) — неправительственной некоммерческой организацией, ключевой функцией которой является оказание информационно-консультационной и организационной помощи компаниям-экспортерам, поставляющим товары в Канаду из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В рамках функции по содействию доступу иностранных компаний к канадским рынкам указанная организация предоставляет услуги по обеспечению иностранных экспортеров информацией о канадских компаниях-импортерах.
Следует отметить, что Офис содействия торговле Канады тесно сотрудничает с компанией Dunn & Bradstreet (далее — D&B), которая обеспечивает ведение онлайн бизнес-каталога, размещенного на сайте www.PowerProfiles.com. Данный информационный ресурс содержит подробную информацию о канадских компаниях, прошедших специальную процедуру регистрации в каталоге. D&B на платной основе в рамках услуги BIR (Business Information Report) предоставляет справку о компании, которая содержит подробную официальную и проверенную информацию. Указанный документ включает реквизиты компании, адреса, номера телефонов, сведения о дочерних и материнских компаниях, сведения о регистрации/ликвидации, сфере деятельности, основные финансовые показатели (с динамикой), численность сотрудников, сведения о руководстве, а также рейтинг D&B. Отчет может также содержать Индекс платежной дисциплины (Paydex), рейтинги финансовой состоятельности, кредитный лимит и другую полезную для исследования компании информацию.
Кроме того, белорусские компании имеют возможность получить сведения о потенциальном канадском торговом партнере и у других консалтинговых фирм, осуществляющих деятельность в Канаде.
Перечень наиболее крупных дистрибьюторов различных видов товаров
Распространение товаров на канадском рынке осуществляется как специализированными компаниями-дистрибьюторами, так и сбытовыми подразделениями, функционирующими в составе вертикально-интегрированных компаний-производителей продукции.
Продукция агропромышленного комплекса
Federated Co-operatives Limited |
Brett Young Seeds |
La Coop fédérée |
Adroit Overseas Enterprises Ltd |
Дистрибьюторы продукции металлообрабатывающих предприятий
Price Steel Ltd |
Elma Steel & Equipment Ltd |
Woodbridge Steel Ltd |
B & D Steel |
Нефтепродукты и природный газ
Suncor Energy Inc. |
Husky Energy Inc. |
Imperial Oil |
Cenovus Energy Inc. www.cenovus.com |
Продукция химической отрасли
Agrium Inc. |
Atlantic Potash Corp. |
Nutrien Ltd |
Canada Potash Corp. |
Компании оптовой и розничной торговли
WalMart Canada Corp. |
Rona |
Home Depot Canada |
Hudson’s Bay |
Основными экспортными позициями в экономике Канады являются:
- нефть (19%);
- транспортные средства (14,7%);
- продукция машиностроения (станки, двигатели, насосы и так далее, 7,6%);
- драгоценные камни и металлы (4,7%);
- электроприборы (3,2%);
- изделия из полимерных материалов (3,1%);
- продукция авиастроительной и космической отраслей (3%);
- древесина (2,9%);
- алюминий (2%);
- бумага (1,9%).
Основными импортными позициями в экономике Канады являются:
- транспортные средства (16%);
- продукция машиностроения (станки, двигатели, насосы и так далее, 15,1%);
- электроприборы (9,8%);
- нефть (7,1%);
- изделия из полимерных материалов (3,6%);
- медицинское и техническое оборудование (2,9%);
- фармацевтические товары (2,7%);
- драгоценные камни и металлы (2,6%);
- продукция черной металлургии (2,3%);
- продукция авиастроительной и космической отраслей (2,1%).
Статистическая информация о важнейших социально-экономических показателях Канады, а также данные о международной торговле товарами размещены на интернет-ресурсах Правительства Канады:
Особенности ведения бизнеса в Канаде
Канада является высокоразвитым государством с современными широко распространенными формами ведения деловых отношений.
Приветствие и ведение переговоров
Во всех провинциях Канады нормальной формой делового приветствия является рукопожатие. При этом считается предпочтительным смотреть своему собеседнику в глаза и искренне улыбаться.
В ходе переговоров канадцы склонны уделять все внимание основной теме, а все разговоры на посторонние темы сводить к минимуму. Переговоры проводятся в соответствии с повесткой дня. При этом процесс переговоров должен идти в формальной манере: приветствуется представление участников переговоров с указанием их должностей и сфер компетенций.
Канадцы весьма либерально смотрят на использование в разговоре имен собеседников вместо фамилий, однако вежливым шагом будет сначала узнать, не будет ли контрагент против такого формата общения. Следует отметить, что использование электронной почты и электронных подписей в Канаде является неотъемлемой частью делового процесса. Широко применяется также практика проведения переговоров в формате телеконференций.
Что касается самого переговорного процесса, то для канадцев, работающих в любой отрасли, крайне важным считается получение подробной информации о потенциальных контрагентах, включая их полномочия, а также соблюдение ими законодательных и правовых норм. При этом особое внимание уделяется антикоррупционной составляющей.
В случае поступления приглашения на деловой ланч вежливым считается не проявлять инициативу и уступить право начать деловые переговоры пригласившему партнеру.
Организация и язык переговоров
Канада — весьма бюрократизированная страна, особенно на федеральном уровне. Встречи и переговоры должны назначаться заранее, как правило, за 2 — 3 недели и подтверждаться в письменном виде (чаще всего по электронной почте).
Официальными языками страны являются английский и французский. Английский язык распространен шире, и большинство франкоговорящих граждан Канады владеют им достаточно свободно. Однако при ведении бизнеса с партнерами из провинции Квебек знание французского языка или организация качественного перевода может существенно облегчить переговорный процесс.
Пунктуальность
Пунктуальность является важной составляющей делового этикета Канады. Необходимо прилагать все усилия по ее обеспечению, а в случае заведомого опоздания на переговоры — заранее уведомить партнера об этом. Крайне невежливо отказаться от встречи в последний момент, что может серьезно повредить переговорам и репутации.
Обмен сувенирами
Деловые обычаи Канады не предусматривают одностороннего вручения или обмена сувенирами по итогам переговоров. При этом вручение дорогих подарков с учетом требований канадского законодательства вообще не рекомендуется.
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Канаде, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Канады и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by