Чехия

                                                

                 

                     

                                          

Герб: представляет собой соединение гербов стран Чешской короны в средневековье. Эмблема Чехии — белый лев с двумя хвостами. Красно-белый орёл на синем поле принадлежит Моравии. Чёрный орёл на золотом фоне представляет Силезию. Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней — белой и нижней — красной, с добавлением у древкового края синего равнобедренного треугольника.
  • Гимн: композиция «Kde domov můj?» («Где дом мой?» или «Где моя родина?»). В качестве гимна Чехии употребляется с 1993 года. 
  • Государственный язык: чешский
  • Географическое положение: государство в Центральной Европе. Граничит с Польшей на севере (длина границы 658 км), Германией — на северо-западе и западе (646 км), Австрией — на юге (362 км) и Словакией — на востоке (214 км). Общая протяжённость границы — 1880 км. Территория: 78 866 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Чехия состоит из столицы и 13 краёв. Края делятся на районы и статутные города, районы делятся на города и общины, статутные города делятся на городские округа.
  • Столица: Прага 
  • Государственное устройство: Согласно Конституции, Чехия является парламентско-президентской (смешанной) республикой. Главой государства является президент, который избирается посредством всенародных прямых выборов. Законодательная власть в Чехии принадлежит Парламенту, который состоит из двух палат: нижней - Палаты депутатов и верхней - Сената. Высший орган исполнительной власти - правительство, которое состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и министров. 
  • Население: 10,561,633 человек
  • Национальная валюта: чешская крона
  • ВВП: 192 млрд. долларов США
  • Часовой пояс: GMT+1, летом GMT+2
  • Телефонный код: +420
  • Штрих-код: 859

Двустороннее сотрудничество Чешской Республики с Республикой Беларусь

Политика

23 декабря 1991 г. Чешская и Словацкая Федеративная Республика признала независимость Республики Беларусь. 30 января 1992 г. между странами были установлены дипломатические отношения путем подписания в г. Праге совместного Протокола.

5 января 1993 г. после разделения Чешской и Словацкой Федеративной Республики на два независимых государства, путем обмена нотами датой установления дипломатических отношений между двумя государствами считается дата признания Чешской Республики Республикой Беларусь, т.е. 5 января 1993 года.

В августе 1994 года Республика Беларусь открыла дипломатическое представительство в г. Праге. В октябре 1994 года Временный Поверенный в делах Чешской Республики Душан Доскочил прибыл в г. Минск.

Внешнеполитическими приоритетами Чешской Республики являются укрепление европейской и евроатлантической интеграции, развитие добрососедских отношений, расширение торгово-экономических связей с крупнейшими странами азиатско-тихоокеанского региона.

Следуя в русле политики Европейского союза по белорусскому вопросу, Чехия выстраивает двусторонний диалог с учетом общих тенденций в белорусско-европейских отношениях.

В течение 21-летней истории двусторонних отношений политический диалог между Беларусью и Чехией развивался неустойчиво, однако в последнее время Чешская Республика демонстрирует прагматичные подходы к выстраиванию отношений с Беларусью, выражает готовность к развитию полномасштабного двустороннего диалога, продвижению интересов Беларуси в европейских институтах.

С мая 2012 года возобновлены регулярные межмидовские консультации по консульским вопросам, которые с тех пор проводятся на ежегодной основе в гг. Минске и Праге.

10 октября 2012 г. состоялось открытие Почетного консульства Чешской Республики в г. Бресте, возглавляемого почетным консулом, гражданином Республики Беларусь Микуличем В.А.

12 апреля 2013 г. в г.Праге прошли политические консультации на уровне заместителя Министра иностранных дел Беларуси Купчиной Е.Н. и Первого заместителя Министра иностранных дел Чешской Республики Й.Шнайдера.

В сентябре 2015 года в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча Министра иностранных дел Республики Беларусь Макея В.В. со своим чешским коллегой Л.Заоралеком. Стороны договорились о дальнейшей активизации конструктивного белорусско-чешского диалога.

3-4 мая 2016 г. Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей посетил с рабочим визитом г. Прагу (Чешская Республика) для участия в ежегодной Конференции министров иностранных дел стран Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) и стран-участниц инициативы ЕС «Восточное партнерство». В рамках визита состоялись переговоры В.В.Макея с Министром иностранных дел Чешской Республики Л.Заоралеком. Стороны рассмотрели возможности расширения белорусско-чешского сотрудничества, а также взаимодействия по линии Беларусь – ЕС.

18-20 мая 2016 г. Министр промышленности и торговли Чешской Республики Я.Младек во главе делегации деловых кругов посетил Республику Беларусь. В рамках визита 19 мая 2016 г состоялись встречи Я.Младека с Помощником Президента Рудым К.В., Министром иностранных дел Макеем В.В., Председателем Нацбанка Каллауром П.В., заместителем Министра промышленности Огородниковым А.С. а 20 мая 2016 г. с заместителем Премьер-министра Семашко В.И.. Я.Младек принял участие в белорусско-чешском экономическом форуме в г.Минске и Гомельском экономическом форуме.

29-30 июня 2016 г. состоялся первый официальный визит в Беларусь Министра иностранных дел Чехии Л.Заоралека. В рамках визита состоялись отдельные встречи главы чешского внешнеполитического ведомства с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Министром иностранных дел Макеем В.В., в ходе которых стороны обсудили состояние белорусско-чешских отношений, пути активизации двустороннего политического и экономического сотрудничества, а также развитие диалога по линии Беларуси – ЕС. По результатам визита чешской стороной был отмечен значительный потенциал двустороннего взаимодействия, в первую очередь, в торгово-экономической сфере, обозначен растущий интерес со стороны чешского бизнеса к сотрудничеству с белорусскими партнерами.

Чехия сохраняет устойчивую заинтересованность в развитии всего спектра двусторонних торгово-экономических отношений и одной из первых государств-членов ЕС заявила о необходимости снятия санкций Европейского союза с Республики Беларусь и поддержала решение СМИД ЕС от 15.02.2016 г.

До 2014 года белорусско-чешский межпарламентский диалог в основном развивался на международных площадках. В 2014-2016 гг. также произошла некоторая активизация межпарламентского сотрудничества Беларуси и Чехии.

Было налажено конструктивное рабочее взаимодействие на площадке ПА ОБСЕ парламентской делегации Беларуси с чешской парламентской делегацией, которая занимала взвешенную позицию по «белорусскому» вопросу в Парламентской ассамблее ОБСЕ.

В парламентах Беларуси и Чехии были сформированы рабочие группы по развитию белорусско-чешского межпарламентского сотрудничества.

В ноябре 2014 года по приглашению Председателя парламента Чешской Республики В.Филипа состоялся рабочий визит в Чехию белорусской парламентской делегации во главе с заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Гуминским В.А. Чешской стороне передано приглашение Председателю Палаты депутатов парламента Чехии Я.Гамачеку посетить Республику Беларусь.

25-29 октября 2015 г. состоялся первый официальный визит делегации Парламента Чешской Республики в Республику Беларусь во главе с руководителем группы Чехия-Беларусь З.Бебаровой-Руйбровой.

22-25 марта 2016 г. состоялся визит в Чешскую Республику белорусской парламентской делегации во главе с заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Гуминским В.А.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

Договорно-правовую базу белорусско-чешского сотрудничества составляют следующие двусторонние документы:

  1. Соглашение между Республикой Беларусь и Чешской Республикой об установлении дипломатических отношений путем обмена нотами (5 января 1992 г.);
  2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики о торгово-экономических связях (8 февраля 1994 г.);
  3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов (29 мая 1996 г.);
  4. Соглашение между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (14 октября 1996 г.);
  5. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (14 октября 1996 г.);
  6. Договор между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о взаимном урегулировании вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств (11 сентября 1997 г.);
  7. Договор между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Чешской Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (7 декабря 1998 г.);
  8. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики о воздушном сообщении (05 мая 1999 г.);
  9. Протокол между Республикой Беларусь и Чешской Республикой об урегулировании вопросов правопреемства в отношении международных договоров между  бывшим Союзом Советских Социалистических Республик и бывшей Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (17 мая 2001 г.);
  10. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (26 апреля 2002 г.);
  11. Соглашение между Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и Управлением по технической стандартизации, метрологии и государственным испытаниям Чешской Республики о сотрудничестве при оценке соответствия взаимопоставляемой продукции                      (15 июня 2004 г.);
  12. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве (22 января 2009 г.);
  13. Протокол к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (11 августа 2010 г.);
  14. Соглашение между Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством лесного хозяйства Чешской Республикой о сотрудничестве в области лесного хозяйства (15 ноября 2012 г.);
  15. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (12 августа 1982 г.).

Белорусско-чешские совместные органы и общественные организации по развитию сотрудничества

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве от 22 января 2009 г. была создана Белорусско-Чешская Смешанная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

Очередное – 8-е заседание Комиссии состоялось 19 мая 2016 г. в г. Минске (предыдущее – 7-е заседание было проведено 11-12 мая 2015 г. в г. Остравице (Чешская Республика).

Сопредседателем с белорусской стороны является заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А., с чешской стороны - заместитель Министра промышленности и торговли Чехии Иржи Колиба.

Функции секретариатов выполняют соответственно Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство промышленности и торговли Чешской Республики.

В рамках Комиссии сторонами создано 6 белорусско-чешских рабочих групп по сотрудничеству в области:

  • энергетики;
  • машиностроения;
  • транспорта;
  • сельского хозяйства и пищевой промышленности;
  • лесного хозяйства;
  • по научно-техническому и инновационному сотрудничеству.

Кроме того, осуществляет свою деятельность Объединенный комитет по вопросам международного автомобильного сообщения, заседания которого проходят поочередно в г. Праге и г. Минске на ежегодной основе.

Основными негосударственными организациями по развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Чешской Республикой являются Белорусская торгово-промышленная палата и Торгово-промышленная палата по странам СНГ Чехии. В конце 2015 года по инициативе представителей белорусской диаспоры в Чехии создана Чешско-Белорусская торгово-промышленная палата.

Региональные и побратимские связи Беларуси и Чехии

В настоящее время партнерские отношения документально закреплены и активно развиваются между 3 регионами Республики Беларусь и Чешской Республики.

Минская область – Край Высочина.

В сентябре 2014 года подписан Меморандум о сотрудничестве между Минской областью Республики Беларусь и Краем Высочина Чешской Республики.

В марте 2016 г подписан Меморандум о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами обоих партнерских регионов.

Могилевская область – Устецкий край.

В ноябре 2014 года подписан Меморандум о сотрудничестве между Могилевской областью Республики Беларусь и Устецким краем Чешской Республики.

Гродненская область – Центрально-Чешский край.

В декабре 2015 года, в ходе которого подписан Меморандум о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами обоих партнерских регионов.

В июне 2016 г. в подписан Меморандум о региональном сотрудничестве между Гродненской областью Беларуси и Центрально-Чешским краем Чехии.

Сельское хозяйство

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Чехией в сфере сельского хозяйства и продовольствия развивается как в рамках деятельности белорусско-чешской рабочей группы по сельскому хозяйству, так и в рамках соглашений между университетами и регионального сотрудничества.

Республика Беларусь поставляет в Чехию трактора и землеобрабатывающую технику различных предприятий Республики Беларусь, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны производства ОАО «Гомсельмаш», калийные, азотные и смешанные удобрения, торфяные грунты, лен-сырец и льноволокно, фрукты замороженные, рапсовое масло и промышленные жиры.

Чешские компании, такие как «Farmtec» и «Bauer Technics», активно участвуют в строительстве и модернизации на территории Республики Беларусь животноводческих ферм, мясо и молокоперерабатывающих предприятий, в рамках которых поставляется технологическое оборудование и живой скот.

Развивается белорусско-чешское сотрудничество в области сельскохозяйственной науки и сотрудничества между университетами сторон, в рамках которого проводятся регулярные стажировки студентов, экспертов, магистрантов в высших учебных учреждениях Чехии и Беларуси. Основу данного сотрудничества заложило Соглашение о сотрудничестве между Учреждением образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» и Южно-Чешским университетом.

В 2016 году Чехию посетила делегация сельхозпредприятий Минской области, которая ознакомилась с системой картофелеводства в Чехии, а также делегация крупнейших рыбхозов Беларуси, которая изучила технологии производства прудовой рыбы на предприятиях различного масштаба Чехии.

Определенные перспективы для увеличения экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции имеет масштабная рекламная компания, проведенная в 2015-2016 годах за счет фондов ЕС, которая привела к увеличению потребления рапсового масла в Чехии на 15%. Также отмечается рост спроса со стороны чехов на морепродукты и морскую рыбу, что может быть использовано белорусскими переработчиками, которые ранее имели опыт поставок на рынок Чехии данной продукции.

Энергетика

Чешская Республика по данным ОЭСР постепенно снижает общее потребление энергоресурсов, однако оно остается довольно высокими составляет около 3 935 кг условного топлива на душу населения в год, что больше всех стран-соседей (Австрия - 3928, Германия - 3874, Венгрия - 2313, Польша - 2551) и больше, чем Республика Беларусь (3223 кг). ВВП на единицу условного топлива в Чехии составляет около 7,1 долл. США (рост с 6,6), что является 4-м показателем в ЕС. Вызвано это традиционно высокой долей машиностроения в ВВП Чехии и длительным отопительным сезоном, который превышает 200 дней в году. С учетом планов по приоритетному развитию машиностроения, как залога экономического роста Чехии в ближайшие годы, прогнозов по изменению данной тенденции не наблюдается.

Доля ископаемого топлива в производстве энергии в Чехии также высока и составляет 74,9%, что выше, чем в Австрии (66%) и Франции (48,2), но ниже, чем в Германии (80,9%, с тенденцией роста) и Республике Беларусь (91%). Доля альтернативных источников энергии и атомной энергетики в Чехии постепенно увеличивается, составляет 20,6% (в 2010 году - 17,2%). Широко развивается направление использования отходов (переработка биомассы и промышленных отходов). С 2010 года по 2013 год их доля выросла с 6% до 7,9%, но пока меньше чем в Германии (8,8%) и Польше (8,3%).

Чехия является нетто-импортером энергии – 28% от общего потребления импортируется. Импорт энергии странами-соседями существенно выше (Польша и Словакия - 61%, Венгрия - 55%, Германия - 62%, Австрия - 63%).

В 2012 году, по данным Минпромторга Чехии, производство электроэнергии осуществлялось на 52 % за счет угольных станций, 20% - атомных, 11% гидроэнергетики, 10% - солнечных, 6% – на природном газу, 1% - ветряных установок. Согласно директиве ЕС 2009/28/EC необходимо к 2020 году достичь доли возобновляемых источников энергии в энергетике в 13%, а в транспорте 10%. Утверждение правительством Чехии 18 мая 2015 г. доработанного проекта энергетической стратегии, определяет направления развития национальной энергетики в ближайшие 25 лет. Планируется, что в 2040 году производство электроэнергии в Чехии будет на 46-58% осуществляться за счет использования ядерной энергетики, на 18-25% –возобновляемых источников, на 11-21% – из угля и на 15% – из ископаемого газа. Новая энергетическая стратегия дорабатывалась с учетом замечаний ЕС о том, что большую поддержку должны получить возобновляемые источники энергии.

Министерством сельского хозяйства Чехии отмечается, что ресурсы для производства биотоплива в Чехии не используются в полном объеме.

Для улучшения динамики замещения биотопливом нефтяного топлива в транспортной сфере Чехии действуют налоговые льготы, которые позволяют снизить себестоимость биотоплива для конечного потребителя. Тем не менее, в связи с улучшением экономических показателей Чехии в 2014-2016 годах отмечается рост потребления нефтяного топлива до 1,6 и 4,4 млн. тонн соответственно. При оптимистичном прогнозе развития экономики, по данным Министерства промышленности и торговли Чехии, потребление бензина к 2020 году вырастет до 1,811 млн. тонн, а дизеля сократится до 4,286 млн. тонн. Общая доля ископаемого топлива в транспортной сфере должна снизиться до 92% к 2020 году и до 78% к 2030 году. Достижение данных целей будет зависеть, прежде всего, от динамики цен на традиционное топливо, так как существуют неиспользуемые по экономическим причинам и производственные и сырьевые ресурсы для наращивания производства биотоплива.

Так, этанол в Чехии могут производить в промышленных масштабах 4 предприятия мощностью до 300 000 тонн ежегодно. Однако реальная загрузка составляет менее 50%. Этанол производится на 63% из сахарной свеклы, 34% из кукурузы, 3% из зерна. Биодизель в Чехии могут производить 5 крупных заводов и несколько мелких с производственными мощностями в районе 400 тыс. тонн, однако их мощности загружены менее, чем на 60%. При этом потребление превысило 300 тыс. тонн. Основное сырье для производства биодизеля – рапсовое масло. Для поощрения использования биодизеля также применяется льгота по акцизу, уменьшающая его размер до 0,02 долл. США за литр топлива марки «В100».

Также в Чешской Республике компанией «Oleo Chemical» осуществляется производство биотоплива из животного жира мощностью до 62 тыс. тонн ежегодно. Вся продукция данного предприятия поставляется на экспорт.

В Чехии использование обычной топливной древесины для отопления жилых домов и малых предприятий является наиболее распространенным способом, и в зависимости от погоды колеблется от 0,5 до 1 млн. тонн сырой биомассы ежегодно или в эквиваленте 10 ПДж энергии. Экологические программы субсидирования перехода на более низкоэмиссионые источники энергии в 90-х годах значительно увеличили количество потребителей газа. Эти же программы уменьшили и количество потребителей угля и щепы среди индивидуальных потребителей, что, впрочем, мало отразилось на крупных промышленных предприятиях, которые за счет масштаба потребления могут снизить издержки на обращение с данными видами топлива и меньше зависят от «комфорта» при сжигании такого топлива.

Использование биогазовых установок имеет большой потенциал в Чешской Республике. Общая установочная мощность составила в 2014 году 392 МВт, производство электроэнергии на них составило 2,243 ГВтч. До 88% биогазовых установок используются в сельском хозяйстве и используют в качестве сырья кукурузный силос, солому, промышленные и бытовые отходы.

Отопление топливными гранулами (пеллетами) пока не пользуется в Чешской Республике большой популярностью в связи с достаточно высокой ценой оборудования, топлива и высокими требованиями к качеству топлива. Тем не менее, производство топливных гранул в Чехии на протяжении нескольких лет демонстрирует устойчивый рост. Так, в 2014 году производство выросло на 23%, данные 2015 года свидетельствуют о возможности увеличения производства еще на 20-25% за счет строительства 4 новых заводов и реконструкции уже существующих. Общий объем производства составляет свыше около 280 тыс. тонн, из которых около 170 тыс. тонн продукции было сертифицировано по стандарту EN ISO 17225-2 (ENplus). В настоящий момент в Чехии действует 12 заводов по производству топливных гранул, имеющих сертификаты ЕС.

До настоящего времени потребление пеллет на внутренним рынке невелико и большинство продукции отправляется на экспорт.

Менее однозначная ситуация в Чехии с использованием собственных запасов угля. В предыдущие годы многие шахты были закрыты в связи с экологическими проблемами и снижением рентабельности использования угольного топлива, но, как отмечалось выше, на угольных электростанциях вырабатывается до 52% электроэнергии в Чехии. Общая добыча бурого угля на текущий момент составляет около 40 млн. тонн в год. При этом только 6 млн. тонн направляется на выработку тепла, а остальные объемы используются при производстве электроэнергии, которая экспортируется за пределы Чехии. Полная переориентация угольных запасов на тепловые станции позволит обеспечить их потребности в рамках существующей добычи на 20-30 лет.

Большие надежды связываются в Чехии со строительством дополнительных энергоблоков на атомных электростанциях «Темелин» и «Дукованы». В настоящий момент установочная мощность действующих АЭС в Чехии составляет 4300 МВт. При этом по данным Минпрома в 2015 году по разным причинам (включая участившиеся остановки блоков из-за поломок) за счет атомных электростанций будет выработано 3150 МВтчас энергии. В период между 2035 и 2040 годами потребуется закрытие 4 энергоблоков на АЭС «Дукованы» в связи с выработкой ими своего ресурса. В соответствии с одобренным Правительством Чехии в июне Национальным планом действий по развитию атомной энергетики планируется построить по 1 новому блоку (а в перспективе по 2) на каждой из АЭС. Это позволит увеличить производство электрической энергии за счет АЭС до 46-58% от общего объема производства в 2035-2045 годах при одновременном сокращении выработки энергии на угольных станциях (с 5,8 ГВтчас в 2015 году до 1,55 ГВтчас в 2045 году для работающих на каменном угле, с 40,4 ГВтчас до 13,5 ГВтчас на бурых углях), почти двукратном увеличении выработки на газовых станциях (с 3,6 до 7,1 ГВтчас) и за счет альтернативных источников энергии (преимущественно солнечной энергии).  В отличие от многих стран Европы, население в Чехии, в принципе, поддерживает развитие атомных электростанций, без строительства энергоблоков невозможно и достижение стратегии ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году и их дальнейшему сокращению до 2050 года.  Тем не менее, существующий уровень цен в размере 32 евро за МВтчас оценивается как достаточно рискованный инвесторами и недостаточно мотивирующим для вложения собственных денежных средств по сравнению с развитием проектов, основанных на традиционных источниках энергии. Эксперты же не прогнозируют сколь либо существенного роста цен на энергию в ближайшие 3-5 лет.

Развитие альтернативных источников энергии приведет к тому, что зависимость от импорта энергоносителей и электроэнергии Чехии сократиться до 65% в 2030 году, а с введением в строй новых энергоблоков снова несколько возрастет до 70% к 2040 году.

Чешская Республика не обладает значительными запасами водных ресурсов, пригодных для использования в гидроэнергетике. В настоящее время резерв водных ресурсов использован на 99% при достаточно развитом производстве чешского гидроэнергетического оборудования. Это требует от чешских компаний активного поиска новых рынков сбыта. Ведутся переговоры с Китаем, Латинской Америкой, сохраняется интерес и к Республике Беларусь.

Ожидается, что продолжится и расширение производства электричества и тепла за счет использования солнечной энергии, так как данная сфера достаточно хорошо поддерживается Правительством Чехии. В связи со снижением стоимости и сложности систем, повышением эффективности и срока службы наибольшую перспективу получили малые солнечные станции мощностью до 10 кВт. Согласно прогнозу до 2040 года доля солнечных электростанций в выработке электроэнергии в Чехии может составить до 18%. Дальнейшее расширение использования данной технологии в промышленных масштабах сдерживается необходимостью выделения крупных участков земли под размещение солнечных панелей и создания необходимой энергетической инфраструктуры.

Говоря о конечной цене электроэнергии для конечных потребителей Чехии, эксперты прогнозируют тенденцию к ее увеличению в связи с необходимостью увеличения затрат на развитие альтернативных источников энергии, завершения работ по созданию стабильного внутреннего энергетического рынка ЕС. При этом отмечается, что достаточно большие денежные средства будут расходоваться на разработку программных продуктов для автоматизации энергетической системы в рамках всего ЕС (от управления домашними электростанциями, до систем анализа и прогнозирования сезонных и суточных колебаний выработки и потребления энергии), что может представлять интерес и для белорусских компаний, специализирующихся в ИТ сфере.

Последние годы энергетический сектор Чехии вслед за машиностроением демонстрирует устойчивый рост по многим показателям. На основании анализа деятельности 78 крупнейших чешских компаний энергетического сектора компания «Bisnode» проинформировала, что с 2011 по 2013 год в данной сфере отмечался рост оборота на 12% до 834,5 млрд. крон, а рост операционной прибыли составил около 25% при одновременном сокращении занятых в отрасли. Это привело и к росту капитализации компаний на 6,7%, что является неплохим показателем для данного сектора. Такая динамика и снижение административных барьеров в энергетике начинают привлекать иностранных инвесторов в традиционно закрытый энергетический сектор. Одна из крупнейших и первых инвестиций Китая в Чешскую Республику осуществлена в июле 2015 года АО «Сианьская энергетическая компания Шэньгу», которой за более чем 50 млн. долларов был продан 75% пакет акций чешского производителя паровых турбин «EKOL spol. s r.o.» (данная компания реализует ряд проектов и в Республике Беларусь). В последующем будут переданы остальные 25% акций.

Определенную поддержку энергетическому сектору может оказать принятие в апреле 2015 года изменений в два закона Чехии – об энергетике и об использовании энергии. Первый вступил в силу с 1 июля 2015 г., второй - с 1 января 2016 г. Согласно данным изменениям все новые здания в Чехии, а также те, в отношении которых совершаются сделки купли-продажи или аренды (за исключением построенных до 1947 года и некоторых объектов культурного наследия) должны будут иметь сертификат энергетической эффективности, что будет являться косвенной мерой стимулирования собственников недвижимости для повышения их энергоэффективности. Кроме того, все потребители тепла должны будут установить индивидуальные приборы учета тепла, за исключением случаев, когда стоимость установки таких приборов превысит стоимость потребляемого тепла. Предприятия, которые не относятся к малым и средним предприятиям и не имеющие системы управления энергии, сертифицированной по стандарту CSN 50001, или системы охраны окружающей среды, соответствующей стандарту CSN 140001 будут проходить раз в 4 года энергетический аудит. С 1 января 2016 г. существенно снижаются административные барьеры для индивидуальных предпринимателей и мелких производителей энергии. Не требуется получение лицензии для электростанций мощностью до 10 кВт, подсоединенных к общим сетям, если производство энергии преимущественно предназначено для собственных нужд. Также отменяется требование о получении государственного разрешение на строительство электростанций с годовой мощностью до 1 МВт (до этого было 100 КВт). Для получения государственной поддержки производители энергии из возобновляемых источников должны иметь поверенные и обслуживаемые государственной службой приборы учета на установки с мощностью свыше 10КВт.

Интерес субъектов хозяйствования Чехии и Беларуси к развитию взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере нашел свое отражение в проведении дважды в год заседаний Белорусско-чешской рабочей группы по энергетике, последнее 14-е заседание которой состоялось 23-24 ноября 2016 г.

Среди наиболее значимых реализованных и реализуемых в настоящее время проектов, в частности, можно назвать:

  • участие чешской компании «Mavel» в реализации ряда гидроэнергетических проектов белорусской энергосистемы (Полоцкая ГЭС, Гродненская ГЭС);
  • совместный проект ГПО «Белтопгаз», АО «Рашелина» и ОАО «Торфпредприятия Глинка» по строительству цеха переработки торфа и производства торфяных субстратов;
  • сотрудничество группы компаний «Vítkovice MG» с ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры» в области совместного производства и других проектов;
  • совместную с чешской компанией «UNIS» реализацию проектов «Реконструкция установки первичной переработки нефти АТ-8», «Реконструкция комплекса «Гидрокрекинг» (увеличение производительности)», «Строительство установкм замедленного коксования нефтяных остатков», «Реконструкция вакуумного блока установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2», «Блок оборотного водоснабжения № 4», «Реконструкция установки аминовой очистки сухих газов и рефлюкса» на ОАО «Нафтан», с привлечением своей дочерней компании ИООО «УНИС нефтепроект» (Беларусь), а также реализацию проектов на ОАО «Гродно АЗОТ», включая разработку архитектурного и строительного проекта для «Воздухо-разделительной установки».

Активно сотрудничают предприятия трубопроводного транспорта. Так, 15-16 ноября 2016 г. в г. Будапеште (Венгрия) состоялось при участии чешской компании «МЕРО ЧР» и РУП «Гомельтранснефть «Дружба» шестое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти, на котором были рассмотрены стратегические аспекты транспортировки нефти и безопасность ее поставок.

В 2016 году были выполнены все пункты договора между УП «МИНГАЗ» и чешской компанией «UniControls» в части проведения консультаций и технической поддержки по созданию системы диспетчерского управления объектами газоснабжения УП «МИНГАЗ».

Такие чешские предприятия как «ARAKO spol s.r.o.», «Mostro», «MSA a.s.», «Sigma Group a.s.», «Armatury Group a.s.», «LAVIMONT BRNO», «LDM», «Sklarny Moravia», «Кrona», «Kavalierglass», «Vitrum s.r.o.», «Preciosa Ornela a.s.» выступают в качестве субпоставщиков оборудования для Белорусской атомной элекстростанции.

Среди новых направлений сотрудничества можно выделить проработку ГПО «Белэнерго» совместно с чешскими компаниями «MAVEL» и «Metrostav» одной из возможных моделей реализации проекта строительства Немновской ГЭС. Сохраняется интерес чешских компаний по оказанию услуг по проектированию объектов энергетики, нефтехимии, строительства мусоросжигательных станций, возобновляемых источников энергии.

В связи со строительством Белорусской атомной электростанции ведутся переговоры по вопросу регулирования напряжения и реактивной мощности в Белорусской энергосистеме между ГПО «Белэнерго» и чешскими компаниями «EGU Praha Engineering» и «UniControls», с компанией «EKOL» по поставкам электрических котлов и строительству пиково-резервных источников.

Торгово-экономическое сотрудничество

Чешская Республика входит в двадцатку основных торговых партнеров Беларуси. В 2016 году среди всех торговых партнеров Республики Беларусь Чешская Республика заняла 17-е место по объему товарооборота, 22-е место по объему экспорта и 13-е место по объему импорта.

Динамика взаимной торговли товарами Беларуси и Чехии  млн. долларов США

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

2016 г. к 2015 г. 
в %

Торговый оборот

571

592

540

398,8

276,9

69,4

Экспорт

130

96

128,7

123,2

84,4

68,5

Импорт

441

496

412

275,7

192,5

69,8

Сальдо

-311

-400

-283

-152,5

-108,1

 

В 2016 году объем белорусского товарного экспорта в Чехию составил 84,4 млн. долл. США (68,5% от уровня 2015 года), объем экспорта без учета нефти, нефтепродуктов и азотных удобрений – 81,7 млн. долл. (93,2% от уровня 2015 г.), импорта – 192,5 млн. долл. (69,8% от уровня 2015 года). Сальдо отрицательное – минус 108,1 млн. долл. Объем товарооборота снизился на 30,6% (121,9 млн. долл.).

Основные экспортные позиции в 2016 году:

  • черные металлы и продукция из них;
  • провода изолированные;
  • кабели;
  • металлоконструкции алюминиевые;
  • удобрения калийные и азотные;
  • мягкие кровельные материалы;
  • лесоматериалы;
  •  части и принадлежности для автомобилей и тракторов;
  •  нити комплексные синтетические;
  • салфетки, полотенца или пеленки из бумаги в рулонах или листах.

Основные позиции по импорту в 2016 году:

  • вычислительные машины для автоматической обработки информации;
  • фольга алюминиевая;
  • насосы жидкостные;
  • пульты;
  • панели;
  • столы для электрической аппаратуры;
  • оборудование для термической обработки материалов;
  • провода изолированные;
  • кабели;
  • материалы кордные для шин;
  •  пищевые продукты;
  • лекарственные средства;
  • центрифуги;
  • оборудование и устройства для фильтрования жидкостей или газов;
  • арматура для трубопроводов.

Оборот услуг с Чехией в 2016 году составил 71,2 млн. долл.(74,2% от уровня 2015 г.), экспорт услуг — 44,9 млн. долл. (85,7%), импорт услуг – 26,3 млн. долл. (60,3%). Сальдо положительное – 18,5 млн. долл. (улучшилось на 9,8 млн. долл.).

Основу белорусского экспорта услуг составляют:

  • транспортные услуги (23,6 млн. долл., 52,5% от всего объема);
  • компьютерные;
  • телекоммуникационные и информационные услуги (12 млн. долл., 26,8%);
  •  прочие деловые услуги (4,8 млн. долл., 10,7%);
  • строительные (3,0 млн. долл., 6,6%) и архитектурные услуги (2,1 млн. долл., 4,6%).

По сравнению с 2015 годом значительно увеличилась доля компьютерных услуг, что вызвано большой интеграцией чешских и белорусских IT-компаний и взаимным ростом оборота.

Доля строительных услуг значительно снизилась на фоне сокращения количества инвестиционных проектов, по которым чешские подрядчики привлекали на субподряд белорусские организации, а также создания полноценных юридических лиц в Республике Беларусь вместо представительств. Тем не менее, архитектурные услуги, в том числе для реализации проектов в третьих странах, демонстрируют рост (154,9%).

Отмечается рост образовательных услуг (в 3,5 раза), услуг в области здравоохранения (на 48,3%), аренды зданий (на 47%). Значительно (на 64%) выросла выручка от реализации объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время в Чехии действует 1 объект ТПС белорусских экспортеров – филиал ОАО «Гомсельмаш». В 2016 году начала активную работу Чешско-Белорусская торгово-промышленная палата.

Белорусскую продукцию на постоянной основе в Чехии реализуют также:

  • компания «Belarus-traktor.cz s.r.o.» (продукция ОАО «МТЗ»);
  • компания «Labara s.r.o.» (продукция кабельных заводов Беларуси);
  • Пражское отделение представительства РУП «БМЗ» в Польше (часть металлургической продукции);
  • компания «ALUTECH Systems s.r.o.» (продукция группы компаний «ALUTECH»).

Чешская Республика, несмотря на отсутствие крупных национальных инвестиционных компаний, является одним из лидеров среди государств ЕС по инвестированию в экономику Республики Беларусь. При этом, в силу особенностей регистрации головных компаний, реальный размер чешских инвестиций составляет существенно большую сумму, так как учитывается в качестве инвестиций из Кипра, Нидерландов, Австрии.

Совокупный объем накопленных инвестиций из Чехии на 01.01.2017 по данным белорусской статистики составил 131 млн. долл., из них прямые – 45,8 млн. долл. По итогам 2016 года в экономику Беларуси поступило 47,2 млн. долл. (101,9% к уровню 2015 г.) инвестиций, из которых 31,6 млн. долл. прямых инвестиций (120% к уровню 2015 г.) и 11,7 млн. долл. на чистой основе (рост 102,6% к уровню 2015 г.).

Объем накопленных инвестиций из Беларуси в Чехию на 01.01.2017 составил 5,2 млн. долл., из них прямые – 5,1 млн. долл.

Совместные и иностранные компании с чешским капиталом создаются в самых различных отраслях экономики – IT, производство средств автоматизации на транспорте, инженерные и строительные услуги, торговля, промышленность и т.д.

Ежегодно представители белорусских организаций принимают участие в международной машиностроительной выставке «MSV» (г. Брно, Чехия). В 2015 году в рамках указанной выставки при поддержке Посольства Беларуси в Чехии, чешской Торговой палаты по сотрудничеству со странами СНГ и Министерства промышленности и торговли Чехии состоялся ставший уже традиционным «Бизнес-день Республики Беларусь».

Активизации сотрудничества способствуют взаимные визиты делегаций должностных лиц и деловых кругов сторон. С целью ознакомления чешских деловых кругов с информацией об экономических и инвестиционных возможностях сотрудничества с Республикой Беларусь Посольством Беларуси в Чехии на постоянной основе проводятся бизнес-презентации, семинары по тематике развития сотрудничества со странами ЕврАзЭС, ЕС, белорусско-чешские «круглые столы».

Межрегиональное сотрудничество осуществляется в рамках связей между городами: Гомель – Чешске-Будеевице, Брестская область – Моравско-Силезская область и Злинская область, Гродненская область — Среднечешский край, Могилевская область — Устецкий край, Минская область — край Высочина, Рогачев – Прахатице.

18-20 мая 2016 г. Министр промышленности и торговли Чешской Республики Я.Младек во главе делегации деловых кругов посетил Республику Беларусь в связи с проведением очередного заседания Белорусско-Чешской Межправкомиссии.

4-7 октября 2016 г. для участия в мероприятиях Бизнес-дня Республики Беларусь в рамках Международной машиностроительной выставки «MSV 2016» в г. Брно состоялся визит белорусской официальной делегации, в состав которой вошли первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Свидерский Г.Б., заместитель Министра иностранных дел Шестаков Е.А., заместитель председателя Минского горисполкома Бирич Ж.Э., представители Нацбанка Беларуси, Белорусской универсальной товарной биржи, Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, предприятий Холдинга «Автокомпоненты», ОАО «Минский моторный завод», Минского отделения БелТПП.

Сотрудничество в сфере науки

Реализация совместных исследований с финансовой поддержкой двух государств сдерживается отсутствием Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области науки и технологий. Работа по заключению проекту Соглашения продолжается.

В рамках деятельности Белорусско-Чешской Межправительственной смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству функционирует рабочая группа по научно-техническому и инновационному сотрудничеству. Данная площадка является хорошей основой для обмена и использования знаниями, презентации инвестиционных проектов, установления и поддержания контактов между научными и научно-производственными организациями двух стран.

Совместно с чешской стороной реализуется ряд проектов, в частности, проект между Белорусским государственным университетом и Университетом Палацкого (г.Оломоуц) по разработке мессбауэровского микроскопа, Белорусским государственным университетом и Высшей химико-технологической школой Института ядерной физики (г.Прага) - по модификации полимеров ионной имплантацией.

В рамках сотрудничества белорусских и чешских научных и деловых кругов с 2012 года ведется регулярный обмен информацией между Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Организацией инновационного предпринимательства Чехии.

Продолжается развитие взаимодействия между Академией наук Беларуси и Академией наук Чешской Республики на основе заключенного в 2003 году Договора. Одной из форм сотрудничества является представление каждой из сторон ежегодных отчетов о результатах деятельности белорусской и чешской Академий наук, обмен научной информацией.

Белорусские ученные участвуют в симпозиумах «Innovation», которык проходят ежегодно в декабре в Праге. В декабре 2015 года в данном мероприятии принимала участие делегация под руководством директора Научно-технологического парка БГУ С.Михновой.

Чешские технологии широко применяются в проектах модернизации нефтехимических производств, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, предприятий машиностроения Республики Беларусь.

Чешские ученые приглашаются для участия в международных конференциях в Республике Беларусь. Так, например, по приглашению Исторического факультета БГУ в рамках Договора о сотрудничестве ученые Западно-чешского университета приняли участие в Первой белорусско-чешской исторической конференции «Чешско-белорусские культурные, общественные и научные связи в 19-20 вв.», которая состоялась 29 сентября 2016 г.

Ученые Высшей химико-технологической школой Института ядерной физики по приглашению Института биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси приняли активное участие в работе 23 конференции по изопреноидам, состоявшейся в Минске в период с 4 по 7 сентября 2016 г.

Происходит регулярный научный обмен в рамках договоров о сотрудничестве между БГУ  и Карловым университетом и Университетом им. Масарика, г. Брно.

Культура и искусство

На современном этапе организациями культуры Беларуси и Чехии реализуются интересные совместные проекты.

Действуют меморандумы о сотрудничестве между Национальным академическим Большим театром оперы и балета Беларуси, Национальным театром Брно и Государственной оперой Праги (подписаны в сентябре 2010 г.).

Действует Соглашение о сотрудничестве между Белорусской государственной академией искусств и Академией искусств в Праге.

Представители Чешской Республики в качестве членов жюри и конкурсантов традиционно принимают участие в ежегодном Международном кинофестивале «Лістапад», а также конкурсе фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік».

Плодотворные партнерские отношения в области международного документообмена связывают Национальную библиотеку Беларуси с Национальной библиотекой Чехии, Славянской библиотекой при Национальной библиотеке Чехии и Масариковским Университетом в г.Брно.

Чешские исполнители принимают участие в гала-концертах и конкурсах в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». В 2016 г. в рамках фестиваля было озвучено приветственное послание Президента Чешской Республики М.Земана.

Юные дарования Чехии также регулярно принимают участие в проводимых в Беларуси молодежных и детских эстрадных и музыкальных конкурсах.

Белорусская диаспора в Чехии

Общее число граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в данный момент на территории Чешской Республики и имеющих разрешение на долговременное пребывание, по статистическим данным Министерства внутренних дел Чехии увеличилось до 4743, из них – 1930 (40,6%) мужчины. Большинство граждан Беларуси стремится закрепиться в стране, получить вид на жительство, а в дальнейшем гражданство Чехии. В 2012 году получили гражданство ЧР 27 белорусов, в 2013 году – 23. В 2014-2015 году количество получивших чешское гражданство выходцев из Беларуси предположительно существенно увеличилось, в связи с тем, что новый «Закон о гражданстве» позволяет иметь помимо чешского гражданства гражданство других государств. Доля находящихся на консульском учете в Посольстве – примерно 10% от среднего числа постоянно проживающих белорусов в Чехии.

С 2014 года выходцы из Беларуси имеют своего представителя в Совете по делам национальных меньшинств при Правительстве Чешской Республики. Проживающие в Чехии белорусы официально не признаны чешской стороной национальным меньшинством. Официальный белорусский представитель имеет возможность участвовать в дискуссиях по разработке законодательства страны пребывания, связанного с проживанием лиц других национальностей в Чешской Республике.

Традиционно, легально проживающие в Чехии граждане Республики Беларусь в большинстве своем заняты в сфере мелкого и среднего бизнеса на различных предприятиях текстильной, обувной, лесной, мясоперерабатывающей промышленности, а также сезонных строительных работах, в сельском хозяйстве.

Основными местами сосредоточения белорусских граждан по-прежнему остается Прага и ее окрестности, города Брно, Кладно, Острава, Пардубице, Плзень, Теплице, Градец Кралов, Злин.

Общей чертой мигрантов белорусского происхождения является разрозненность, отсутствие объединяющей организации, стремление максимально быстро ассимилироваться с коренным населением страны.

Количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Чехии, по разным источникам составляет около 1000 человек. Большинство белорусов обучаются в Карловом университете, Высшей школе экономики, Нью-Йоркском университете (г. Прага), Высшей школе предпринимательства, Техническом университете (г. Острава), а также других учебных заведениях на платной и бесплатной основе.

В настоящее время на территории Чехии функционирует ряд организаций, в состав которых входят представители белорусского этнического меньшинства, в т.ч. ОО «Беларускі Куток» и ОО «Общество чешско-белорусской дружбы» (помимо центральной организации в Праге, имеется отделение в Краловеградецком крае).

Выходцы из Беларуси участвуют в акциях, посвященных памятным датам нашей страны, проведении встреч с представителями различных общественных организаций (прежде всего ветеранских) в целях популяризации Республики Беларусь, организации и проведении мероприятий, направленных на продвижение объективной информации о ситуации в нашей стране.

Тендеры (конкурсы)

Государственное регулирование и администрирование государственных закупок в Чехии осуществляет Министерство регионального развития Чешской Республики. Подробная информация о законодательстве доступна на официальном сайте Министерства только на чешском языке.

В Чешской Республике действует единый электронный портал объявлений о государственных закупках, где публикуется информация обо всех государственных закупках, проводимых в открытой форме, информация из которого для поставщиков доступна без регистрации. Регистрация позволяет настраивать фильтры отображения информации и подписываться на дополнительные сервисы.

Особенностью упомянутого портала является предоставление возможности потенциальному поставщику, который планирует часто принимать участие в тендерах, подать заявку на включение его в перечень квалифицированных поставщиков, представив необходимый перечень документов, подтверждающих финансовое состояние и соответствие определенным квалификационным критериям (членство в ассоциациях, наличие лицензий и т.д.). Это позволяет при участии в тендерах пропускать процедуру предварительного отбора поставщиков по квалификационным критериям.

Тем не менее, в настоящий момент из более двух тысяч квалифицированных поставщиков, большинство составляют чешские компании. Крупнейший торговый партнер Чехии – Германия имеет только 15 зарегистрированных в системе квалифицированных поставщиков, Беларусь и, например, РФ – ни одного.

С 1 июля 2012 года центральные органы государственной власти Чехии и подчиненные им агентства обязаны проводить государственные закупки по утвержденному постановлением правительства Чехии от 15 июня 2011 г. №. 451 перечню товаров и услуг (прилагается) только на электронных торговых площадках. Ожидается, что окончательный переход на электронные механизмы закупок других государственных органов произойдет в 2018 г.

В отличие от портала объявлений, электронная торговая площадка представляет собой веб-приложение, которое позволяет производить электронные закупки в рамках установленных процедур закупок.

В Чешской Республике отсутствует единая электронная торговая площадка для государственных закупок. В рамках государственно-частного партнерства предусмотрена возможность для существования до 5 электронных торговых площадок на принципах концессии. Основные (минимально необходимые для осуществления полного цикла закупки) услуги электронной системы оплачиваются из государственного бюджета, а дополнительные могут оплачиваться сторонами закупок. Регистрация в системе является бесплатной.

Для участия в электронных торгах белорусскому предприятию необходимо:

  1. Получить сертифицированную электронную подпись, подтвержденную, через одобренные МВД Чехии сервисы: «Česká pošta, s.p.», «eIdentity, a.s.», «První certifikační autorita, a.s.». Сертификат электронной цифровой подписи обычно действует на протяжении одного года и в зависимости от пакета дополнительных услуг и предоставляемого оборудования может стоить от 15 до 100 евро. Для получения сертификата необходимо личное присутствие представителя и подача оригиналов или заверенных копий учредительных документов, а также оригинала доверенности на получение сертификата. Учитывая то, что оригиналы (заверенные копии учредительных документов) уже предоставляются в рамках получения сертификата электронной подписи, то при дальнейшей регистрации на электронных торговых площадках достаточно загрузить электронные копии данных документов;
  2. Зарегистрироваться на всех или одной из трех действующих электронных площадок, где юридически могут проводиться государственные закупки в электронной форме:
  • «Czech Market» (на данный момент самая неактивная площадка. Зарегистрировано только 8 подрядчиков и только по одному контракту за все время существования площадки были завершены процедуры. Периодически сайт является недоступным);
  • «e-Tenders» (на портале зарегистрировано более 500 клиентов и заключено около 5 000 контрактов);
  • «Syntaxit» (самый крупный портал, услугами которого пользуются почти 10 000 клиентов, на базе которого заключено около 30 000 контрактов)

Конъюнктура рынков, включая сведения об импортируемых в странах аккредитации товарах и услугах, которые производятся и могли бы поставляться белорусскими предприятиями.

В Чешской Республике информация о конъюнктуре рынков широко не публикуется, а предоставляется специализированными фирмами или отраслевыми ассоциациями на платной основе, так как чешские предприятия предпочитают не раскрывать ценовую информацию.

На регулярной основе на сайте Государственного сельскохозяйственного фонда на безвозмездной основе публикуются подробные обзоры рынка сельскохозяйственной продукции, ежегодные обзоры рынка стекла публикует Ассоциация производителей стекла и керамики Чехии , Ассоциация автомобильной промышленности Чехии  публикует данные об автопарке Чехии, основных производителях и объемах производства, которые также могут быть использованы для подготовки обзоров рынка.

Для подготовки обзоров может быть использован сайт Статистического управления Чехии, на котором доступна база экспортно-импортных операций Чешской Республики, с возможностью сортировок по временным периодам, кодам ТН ВЭД и странам.

Анализ пресс-релизов данного управления о развитии конкретных отраслей экономики и потребительского рынка в целом позволяют также получить представление о динамике на том или ином товарном рынке.

 

Основными статьями импорта Чехии, которые соотносятся с экспортными возможностями Республики Беларусь (без учета нефти, нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений) являются:

Код

ТН ВЭД

Наименование

Стоимость

(тыс. долл. США)

8544

Провода изолированные, кабели

1 560 276

9401

Мебель для сидения и ее части (преимущественно заготовки и механизмы не деревянные)

1 278 381

8536

Аппаратура для управления электрическим током на напряжение не более 1000 В

1 007 174

8501

Двигатели и генераторы электрические

672 651

4011

Шины

535 112

3901

Полимеры этилена

302 767

8532

Конденсаторы электрические

271 301

9403

Мебель прочая и ее части

262 504

7318

Винты, болты, гайки, заклепки из черных металлов

236 947

4016

Изделия из вулканизированной резины прочие (прокладки, шайбы, уплотнители)

226 828

4819

Тара из бумаги и картона

218 965

3920

Плиты, листы, пленка из пластмасс непористые, неармированные, неслоистые, без подложки

153 074

3923

Тара пластмассовая

136 909

9619

Предметы личной гигиены для женщин и детей

103 027

3921

Плиты, листы, пленка из пластмасс прочие

82 504

При этом отмечаем, что, помимо упомянутых выше товарных позиций, в перечень не включены плитные древесные материалы (ДСП, ДВП, фанера), общий объем импорта которых составляет свыше 100 млн. долл. США, а также тара из древесины (около 30 млн. долл.). По данным товарным позициям осуществляются поставки из Беларуси, которые имеют тенденцию к росту.

Об особенностях рынка товаров и услуг, условиях доступа на рынок белорусских предприятий

Особенностью рынка товаров и услуг Чехии является то, что до 85% внешней торговли приходится на чешские предприятия с иностранным капиталом, при этом большая часть внешнеэкономических операций осуществляется в рамках внутрикорпоративной торговли, основывающейся не на оценке экономической эффективности каждой конкретной закупки для отдельного предприятия, а на интересах долгосрочного стабильного развития всей цепочки производителей. Работа данной системы обеспечивается банковским сектором Чехии, который также находится под контролем иностранных компаний. Данный факт существенно ограничивает возможности предложения белорусских товаров и услуг, так как ни цена, ни качество не являются основными критериями при выборе поставщика.

Потенциал работы на потребительском рынке также существенно ограничен тем, что значительная доля всех потребительских товаров реализуется через такие компании как «Kaufland Ceska Republika», «Tesco Stores CR», «Ahold Czech Republic», «Penny Market», «Lidl Ceska Republika», «Billa and Globus CR», «IKEA CR», «KIKA», «JYSK», «BAUMAX», «Electroworld» и другими, находящимися в собственности немецких, британских, голландских и австрийских ТНК.

Широко развита и брендовая торговля, которая, тем не менее, зависит от собственников торговых площадей, которыми часто являются вышеназванные компании.

В указанной ситуации для расширения номенклатуры белорусского экспорта в Чехию необходимо работать с головными компаниями, обеспечивающими весь комплекс логистики для целой сети в разных странах.

Альтернативным вариантом является заключение договоров с крупнооптовыми компаниями, специализирующимися на поставке определенной продукции (продуктов питания, сопутствующих товаров, алкогольной продукции, бытовой техники). Тем не менее, данные компании предпочитают работать в рамках долгосрочных договоров с фиксированными ценами.

Оставшиеся доля рынка Чехии принадлежат мелким субъектам хозяйствования, которые редко работают с иностранными партнерами, особенно из-за пределов ЕС. Так, в Чехии только продажами товаров легкой промышленности занимается более 5 тысяч предприятий, лицензию на реализацию алкогольной продукции имеют 97 тысяч субъектов.

Вместе с тем, 15 производителей и импортеров алкогольной продукции, контролирующие более 80% рынка алкогольной продукции Чехии, объединены в Ассоциацию, что существенно осложняет работу на оптовом рынке.

Запросы же мелких субъектов не всегда находят ответ у белорусских предприятий, так как они, в свою очередь, ориентированы на большие объемы.

Для установления контактов с данными покупателями необходимо активизировать участие белорусских предприятий на отраслевых выставках в Чехии.

Многие белорусские и иностранные компании отмечают, что потенциальные чешские партнеры (особенно малый и средний бизнес) редко реагируют на коммерческие предложения, составленные не на чешском языке, а также достаточно долго изучают репутацию контрагента. Не редки случаи, когда ответное письмо с предложением о сотрудничестве направлялось через 6 и более месяцев.

Хотя большое количество чешских компаний активно используют современные технологии, направление писем и каталогов обычной почтой, телефонные и личные контакты (на выставках, в рамках различных визитов и мероприятий) позволяют ускорить проработку совместных проектов.

Направление предложений через официальные институты  наоборот вызывает настороженность.

Чешское законодательство позволяет белорусским предприятиям открывать на территории Чехии филиалы, которые могут быть использованы для оказания услуг. Тем не менее, жесткое иммиграционное законодательство серьезно ограничивает возможности привлечения белорусской рабочей силы, что является фактическим барьером для тех видов услуг, работы по реализации которых физически должны осуществляться на территории Чехии.

Информация на английском языке о применении Чешской Республикой в отношении импорта товаров мер тарифного и нетарифного регулирования (включая ставки таможенных пошлин, налогов и акцизов), специальных защитных и иных мер, со ссылками на конкретные решения национальных органов и органов ЕС, на перечни стран, затрагиваемые такими решениями, доступна на официальном сайте таможенной службы Чехии.

Что касается сертификации качества, то общедоступные базы данных, содержащие сведения в привязке к кодам ТН ВЭД, отсутствуют. Связано это и с тем, что товары могут содержать составные элементы, которые регулируются отдельными стандартами, а также требованиями ВТО в области технических барьеров.

В странах ЕС, к которым относится и Чехия, существуют общеевропейские гармонизированные стандарты и национальные стандарты. Количество гармонизированных стандартов превысило десять тысяч. Применение гармонизированных стандартов осуществляется на добровольной основе и является своего рода страховкой для производителя и продавца в том, что он выполнил минимальные требования безопасности продукции, содержащиеся в обязательных для исполнения директивах и регламентах ЕС. Перечень таких директив и регламентов для промышленных товаров в удобной для использования форме доступен в рамках совместного проекта органов по стандартизации по адресу: http://www.newapproach.org/Directives/DirectiveList.asp.

Требования к пищевой продукции (со ссылками на документы, информацией о маркировке, добавках и т.д.) подробно раскрыты на сайте: http://ec.europa.eu/food/food/index_en.htm.

Гармонизированные стандарты ЕС доступны по адресу: http://ec.europa.eu/growth/single-market/european-standards/harmonised-standards/index_en.htm.

Учитывая интенсивность работы по разработке новых стандартов, производителям продукции и экспортерам целесообразно учитывать и информацию о проектах гармонизированных стандартов и возражениях на них: http://ec.europa.eu/growth/single-market/european-standards/notification-system/index_en.htm.

Более удобная база поиска доступна на сайте Европейского комитета по стандартизации и на сайте Европейского института по стандартам в области телекоммуникации.

На национальном уровне в Чехии также действует ряд негармонизированных или частично гармонизированных стандартов.

Подробная информация о рынке молока, мяса, зерновых, овощных и фруктовых культур Чехии и некоторых сопредельных стран на чешском языке публикуется по ссылкам:

  1. https://www.szif.cz/irj/portal/szif/cenovy-servis (цены);
  2. https://www.szif.cz/irj/portal/szif/zpravy-o-trhu (общие обзоры).

О запланированных на 2017 год заседаниях двусторонних торгово-экономических комиссий в Чехии, проходящих в период их проведения крупных выставочных мероприятиях и бизнес-форумах

В мае 2017 г. в г.Праге состоится 9-е заседание Белорусско-Чешской смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Одновременно планируется провести заседания рабочих групп по машиностроению, сельскому хозяйству и научно-техническому сотрудничеству. В данный период в г.Праге будет проводится Международная энергетическая выставка «FOR ENERGO Smart».

11 октября 2017 г. в рамках Международной машиностроительной выставки в г.Брно планируется проведение конференции «Бизнес-день Республики Беларусь».

В ноябре 2017 г. в г.Праге состоится традиционное заседание Белорусско-Чешской рабочей группы по сотрудничеству в энергетике. Значимых выставочных мероприятий и бизнес-форумов в данный период в Чехии не проводится.

В декабре 2017 г. в г.Праге состоится заседание Объединенного комитета по международному автомобильному сообщению. Значимых выставочных мероприятий и бизнес-форумов в данный период в Чехии не проводится.

PANORAMA OF THE MANUFACTURING INDUSTRY OF THE CZECH REPUBLIC 2015

Опыт реализации Чехией задачи по диверсификации внешнеэкономических отношений

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Чешской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Чехии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by