Эстония

                                          

                                     

Герб: государственный герб Эстонии существует в двух формах: большой государственный герб и малый государственный герб. На большом государственном гербе в золотом поле щита три лазоревых леопарда (шествующих смотрящих впрямь льва).

Щит окаймлён венком из двух скрещённых золотых дубовых веток, перекрещивающихся в нижней части щита.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос: верхней — синего, средней — чёрного и нижней — белого цвета.

Стандартный размер флага составляет 105 × 165 см.

  • Гимн: «Mu isamaa, mu õnn ja rõõm» — государственный гимн Эстонской Республики с 1920 г., мелодия которого была написана финским композитором немецкого происхождения Фредриком Пациусом, также являющаяся мелодией гимна Финляндии. 
  • Государственный язык: эстонский.
  • Географическое положение: государство, расположенное в Северной Европе, на восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. На востоке граничит с Россией (протяжённость границы 294 км), на юге с Латвией (339 км). На севере, в Финском заливе, проходит морская граница с Финляндией. На севере и западе омывается водами Балтийского моря. Является членом Европейского союза, Еврозоны, НАТО и участником Шенгенского соглашения. Территория: 45 227 кв. км. В Эстонии умеренный климат, отличающийся теплым летом и относительно суровой зимой. Благодаря близости Балтийского моря погода часто бывает прохладной и сырой. Средняя температура колеблется от 20,9 °C летом (июль обычно самый жаркий месяц) до -8 °C зимой. Несмотря на то, что летом температура воздуха иногда может подниматься до 30 °C и выше или опускаться ниже -23 °C зимой, такие скачки не характерны для данных широт. Основные природные ресурсы: древесина, горючие сланцы, фосфориты, торф, известняк, доломит.
  • Административно-территориальное деление: 15 уездов (маакондов), возглавляемых уездными старейшинами (назначаются сроком на пять лет Правительством Республики по представлению министра по делам регионов) и подразделяющихся на 226 местных самоуправлений, в числе которых 33 являются городскими, а 193 волостными.
  • Столица: Таллинн. Крупнейшие города Таллин (423 420 человек), Тарту (93 687 человек), Нарва (58 204 человека), Пярну (39 828 человек), Кохтла-Ярве (35 928 человек). 
  • Государственное устройство: Эстония является независимой демократической парламентской республикой, в которой высшим носителем власти является народ. Законодательная власть принадлежит Рийгикогу (эст. Riigikogu) — однопалатному парламенту, 101 член. Главой государства является Президент Республики, избираемый на 5 лет, но не более чем на два срока подряд. 
  • Население: 1 315 944 человека. 68,8% населения составляют эстонцы, 25,1% — русские, 1,8% — украинцы, 2% — белорусы и финны. Большинство эстонцев нерелигиозны. В стране достаточно толерантное отношение ко всем религиям, и в целом религиозные убеждения не влияют на деловую жизнь в Эстонии. Формально эстонцы являются преимущественно лютеранами, но религия не имеет существенного влияния на повседневную жизнь. В стране имеется значительная община русской православной церкви, а также небольшие общины баптистов и других религиозных направлений.
  • Национальная валюта: евро.
  • ВВП: 23,1 млрд.долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +2, переход на летнее время GMT +1.
  • Телефонный код: +372.
  • Штрих-код: 474.

 

Общие сведения о стране

Политическая система

Эстония — парламентская республика с однопалатным парламентом. Парламент Эстонии состоит из 101 члена и влияет на управление государством, прежде всего, путем определения доходов и расходов государства (устанавливая налоги и утверждая бюджет). В то же время парламент имеет право выступать с заявлениями, декларациями и обращениями к народу Эстонии, ратифицировать и денонсировать международные договоры с другими государствами. Кроме того, парламент избирает и назначает целый ряд высоких должностных лиц государства, включая Президента Республики.

Парламент предоставляет кандидату в премьер-министры полномочия для формирования правительства Эстонии. Правительство осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, сформированную парламентом; оно направляет и координирует работу правительственных учреждений и несет полную ответственность за все, что происходит в сфере компетенции исполнительной власти.

Эстония последовательно осуществляет развитие э-государства и э-правительства. В ходе всеобщих выборов в Эстонии используется также и система электронного голосования.

Полезные ссылки:

Краткий обзор экономики Эстонии

Ключевые экономические показатели:

  • ВВП при нынешних ценах — 20,5 миллиарда евро (2015 г.);
  • ВВП на душу населения — 15 589 евро (2015 г.);
  • Прямые внешние инвестиции в акции — 17,3 миллиарда евро (2015 г.);
  • Безработица (МОТ): 7,5% (2016 г., III кв.).

Эстония обладает одним из наиболее высоких в регионе международных кредитных рейтингов:

  • Standard & Poor’s: AA-/A-1+;
  • Fitch: A+;
  • Moody’s: A1.

Ключевые аспекты экономического успеха:

  • денежная реформа — механизм обеспеченной денежной эмиссии с 1992 г.;
  • приватизация — завершена, ряд инфраструктурных предприятий принадлежит государству;
  • либеральный режим внешней торговли — рынок открыт для конкуренции;
  • современная налоговая система — мотивирующая, прозрачная, простая, нулевая ставка налога на реинвестированную прибыль.

Полезные ссылки:

Деловая среда

Эстонское законодательство гармонизировано с законодательством ЕС.

Рабочая сила высоко образована и мотивирована.

Относительно хорошая и быстро развивающаяся производственная инфраструктура (порты, дороги, телекоммуникации, складские площади) поддерживает развитие страны.

Эстония обладает высокоразвитыми электронными коммуникациями: хороший доступ к Интернету, ID-карточки, онлайн-проекты.

Эстония является наиболее прозрачным и наименее коррумпированным государством в регионе Центральной и Восточной Европы (индекс восприятия коррупции по данным Transparency International за 2015 г.: 23 место среди 168 стран).

Экономические свободы в Эстонии находятся на одном из первых мест в мире и на первом месте в регионе Центральной и Восточной Европы (Мировой уровень экономической свободы за 2016 г., 9 место из 178).

Нормативная среда способствует открытию и ведению бизнеса в Эстонии (Доклад МВФ о легкости ведения бизнеса за 2016 г.: 12 место из 190).

Эстония предлагает прогрессивную коммерческую среду с эффективной и совместимой инфраструктурой. Эстонские электронные услуги, мобильные коммуникации и интернет-приложения входят в число наиболее передовых в мире. Эстонцы восприимчивы к новым технологиям и охотно ими пользуются.

Деловой климат

Эстония является ведущей страной Центральной и Восточной Европы в плане привлечения прямых внешних инвестиций. В целом деловой климат в Эстонии характеризуется свободный, а торговля ведется согласно практике ЕС. Многие компании являются дочерними предприятиями европейских (в частности, скандинавских) корпораций. Эстония входит в еврозону с 2011 г., но уровень расходов в экономике до сих пор существенно ниже, чем в соседних скандинавских странах.

В течение всего периода вновь обретенной независимости экономическая и налоговая политика правительства была, в большинстве случаев, направлена на достижение долгосрочного экономического роста. В целом, правительство очень благосклонно относится к иностранному капиталу, особенно в секторах, ориентированных на экспорт, инновационные технологии, а также в областях, поддерживающих региональное развитие. Вся реинвестированная прибыль предприятий в Эстонии облагается подоходным налогом по нулевой ставке.

Эстония является одним из мировых лидеров в области разработки и внедрения электронных решений управления страной и кибербезопасности. 99% населения пользуются интернет-услугами банков и свыше 95% заполняют свои налоговые декларации посредством интернета. На территории Эстонии располагается центр кибербезопасности НАТО, а также Европейского Союза. На парламентских выборах 2015 г. 30,5% избирателей голосовали в интернете.

С 2015 г. нерезиденты имеют право обратиться с заявлением о предоставлении э-резидентства и получить выдаваемое государством защищенное цифровое удостоверение личности, которое дает возможность цифровой аутентификации и цифровой подписи документов. Целью э-резидентства является стремление облегчить жизнь посредством использования надежных электронных услуг, которые доступны жителям Эстонии уже в течение целого ряда лет. 

Практика и культура ведения бизнеса

Эстонцы, в целом, весьма сдержанный народ. При деловом общении от эстонцев можно ожидать установления типичного для представителей Северной Европы межличностного пространства — дистанции между собеседниками на расстоянии примерно вытянутой руки, независимо от того сидят они или стоят. Эстонские шутки носят преимущественно ироничный характер и зачастую заключают в себе скрытый смысл. Убедительно не рекомендуется использовать обобщающий термин «Прибалтика», поскольку эстонцы, латыши и литовцы — это три разные нации, отличающиеся в культурном и историческом плане.

Менталитет эстонцев сочетается с изрядной долей скептицизма. Именно по этой причине эстонским бизнесменам может потребоваться несколько дней на то, чтобы обдумать и проанализировать ту или иную проблему. Эстонец действительно не любит действовать поспешно и не терпит, чтобы его подгоняли. Таким образом, переговоры по поводу заключения соглашения, вероятно, займут больше времени, чем, например, в Западной Европе. Ключом к успешному ведению бизнеса с эстонцами является вежливость в сочетании с компетентностью.

Обмен рукопожатиями является общепринятой практикой.

Эстонские женщины всегда считали себя равными с мужчинами партнерами. Женщины пользуются уважением и обладают равными правами с мужчинами. В Эстонии можно встретить женщин практически любой профессии, и они представлены также и в правительстве страны.

При первой встрече с эстонцем уместно обращение по имени с добавлением его профессионального титула/звания. В повседневном деловом общении использование титулов не принято и не является обязательным. Обращаться к эстонцам следует по фамилии с добавлением слова «господин» или «госпожа». Здесь принято обмениваться визитными карточками со всеми собеседниками, поэтому рекомендуем взять с собой достаточное количество визиток.

У мужчин принято надевать деловой костюм с галстуком, женщины часто носят юбку с блузкой или брючный костюм. Более нарядную одежду эстонцы надевают в ресторан, на концерт, в театр или в гости к друзьям. 

Письменное приглашение на деловой обед, как правило, присылается за одну — две недели до мероприятия, частное приглашение на обед обычно следует без предварительного уведомления. Большая часть деловых развлечений проводится в ресторанах.

Очень многие в Эстонии владеют английским, а также финским, русским и немецким языком. Эстонцы очень ценят свой язык и культуру и всегда очень рады услышать, что иностранцы что-либо знают об этом.

Международные соглашения

С 1999 г. Эстония является членом ВТО, а с 2004 г. — членом Европейского союза и НАТО. В 2010 г. Эстония стала 34 членом ОЭСР — организации, включающей большинство самых богатых и развитых стран мира. В настоящее время Эстония заключила 56 соглашений об избежании двойного налогообложения.

Правовая среда

С 1990-х гг. Эстония проводила систематические реформы своей правовой системы, причем основное внимание уделялось развитию предпринимательства. Законодатели и правительство неизменно демонстрировали намерение повысить привлекательность деловой среды с тем, чтобы получать больше налогов и путем привлечения иностранных инвесторов способствовать созданию дополнительных рабочих мест.

Эстонская правовая среда благоприятна для предпринимательства и предприимчивых людей. Иностранные инвесторы обладают такими же правами и обязанностями, как и местные предприниматели. Зарубежные инвесторы могут учредить в Эстонии предприятие и вести бизнес точно так же, как и местные инвесторы — в этой связи нет никаких ограничений.

Расположение, транспорт и логистика

Эстония является географическим центром Северной Европы и, таким образом, представляет собой наилучшее место для расположения дистрибьюторских центров и создания добавочной стоимости. Исторический Шелковый путь — наиболее эффективный торговый путь из Китая в северо-западную Россию и Северную Европу — достигает Эстонии.

Наиболее эффективный железнодорожный оператор Европы, один из самых современных европейских аэропортов и крупнейший порт на Балтийском море расположены в Эстонии. Эстонцы обладают богатым опытом торговли с Россией. Это обеспечивает безопасную и своевременную доставку отправленных грузов. В случае экспедирования грузов по территории Эстонии применяются все стандарты безопасности и требования Европейского союза.

Полезные ссылки:

  • Ассоциация логистики и транзита — www.transit.ee; 
  • Таллиннский аэропорт им. Леннарта Мери — www.tallinn-airport.ee; 
  • Таллиннский порт — www.ts.ee; 
  • Порт Силламяэ — www.silport.ee; 
  • Эстонские железные дороги — www.evr.ee; 
  • Estonian Railway Services — www.ers.com.ee; 
  • Железнодорожный вокзал «Balti Jaam» — www.gorail.ee; 
  • Оператор терминалов Vopak E.O.S. — www.eos.com.ee; 
  • Harju KEK (Коммерческий, логистический и промышленный парк) — www.harjukek.ee; 
  • Авиакомпания Nordic Aviation Group — www.nordica.ee.

О внешней торговле Эстонии

В 2016 г. показатели как экспортных, так и импортных поставок выросли в Эстонии на 3%. Экспорт эстонских товаров в текущих ценах составил 11,9 миллиарда евро, а импорт в Эстонию — 13,5 миллиарда евро. Дефицит торгового баланса Эстонии составил 1,6 миллиарда евро.

В 2016 г. в первую тройку экспортных партнеров Эстонии вошли Швеция, Финляндия и Латвия — на их долю пришлось 18, 16 и 9 процентов всего экспорта соответственно. Наиболее заметно вырос экспорт в Мексику, Германию и Финляндию. А заметнее всего сократился экспорт в Латвию, Швецию и США. Среди всех экспортируемых в 2016 г. товаров 72% имели эстонское происхождение.

Налоговая политика

Основные принципы налоговой политики Эстонии: простая налоговая система, широкая налоговая база и низкие ставки. Цель современной налоговой политики Эстонии — перенос налогового бремени с рабочей силы на сферу потребления. Плоская ставка подоходного налога с 1994 г. (плоская ставка подоходного налога — 20% — применяется как к частным лицам, так и к предприятиям). Уникальная система подоходного налога с предприятий с 2000 г.: вся нераспределенная прибыль предприятий не облагается налогом.

Местные налоги играют незначительную роль в налоговой системе Эстонии. В Эстонии действует система самостоятельного расчета по налогам. Правительство намерено усовершенствовать систему сбора налогов (надежно функционирует электронная система администрирования налогов).

Абсолютное большинство (в 2014 г. — 96%) ежегодных деклараций о подоходном налоге с физических лиц представляется в электронном формате. В Эстонии нет правил тонкой капитализации или касающихся контролируемых иностранных компаний (CFC) правил для налогоплательщиков — юридических лиц. Законодательство Эстонии, касающееся НДС, основано на директиве EC об общей системе НДС (2006/112/EC).

Стандартная ставка НДС составляет 20% и пониженная ставка — 9%.

В Эстонии применяется расширенный механизм обратного налогообложения. Существует право выбора налогообложения относительно определенных освобожденных от налогов поставок.

В Эстонии сравнительно низкие налоги и простая налоговая система. В настоящее время отсутствует налог на прибыль предприятий (налогом не облагается реинвестированная прибыль), однако подоходным налогом облагаются дивиденды в размере 20/80 от суммы выплаченных дивидендов.

Основные ставки государственных налогов:

  • подоходный налог (с предприятий и физических лиц): плоская ставка (20%) для физических лиц;
  • социальный налог: 33% (20% — взнос по социальному страхованию государственной пенсии и 13% — медицинское страхование);
  • земельный налог;
  • налог с азартных игр;
  • налог с оборота или (НДС): 20% (на некоторые товары и услуги — 9%);
  • платеж по страхованию от безработицы: 0,8% работодатель + 1,6% работник;
  • акцизные налоги (на табачные изделия, алкогольные напитки, топливо, а также на некоторые виды упаковки и электроэнергию);
  • налог на тяжеловесные транспортные средства.

Эстонские компании-резиденты и постоянные представительства иностранных юридических лиц (включая филиалы) обязаны платить подоходный налог только на всю распределенную прибыль (как фактическую, так и вмененную), включая:

  • прибыль предприятий, распределенную в период налогообложения;
  • подарки, пожертвования и представительские расходы;
  • расходы и платежи, не связанные с предпринимательской деятельностью.

Дополнительные выплаты подлежат налогообложению на уровне работодателя. Работодатель уплачивает подоходный и социальный налог на дополнительные выплаты.

Вся распределяемая прибыль подлежит обложению подоходным налогом по ставке 20% от суммы подлежащей налогообложению выплаты. Перевод активов постоянного представительства в его головную компанию или в другие компании также рассматривается как распределение прибыли.

Поскольку период налогообложения для юридических лиц составляет один месяц, подоходный налог возвращается и выплачивается ежемесячно к 10 числу следующего месяца.

Закон о налогообложении — это основной закон, на котором базируются все остальные законы о налогах. В нем дается определение системы налогообложения Эстонии, требований к законам о налогах, прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, гарантов и налоговых ведомств, а также процедур решения налоговых споров и основные дефиниции, используемые во всех законах о налогах. Закон о налогообложении содержит точные правила проведения административных процедур налоговых ведомств и способствует укреплению чувства уверенности налогоплательщиков.

Налоговым ведомством, собирающим государственные налоги, является Налогово-таможенный департамент. Это государственное учреждение действует в сфере управления министерства финансов. Налоговые управляющие обязаны подтвердить правильность налоговых платежей, оценить суммы налогов и определить проценты к уплате в установленных законом случаях, взыскивать задолженности по налогам и применять санкции к нарушителям законов о налогах.

Полезные ссылки:

  • Налогово-таможенный департамент — www.emta.ee; 
  • Министерство финансов — www.fin.ee; 
  • PwC — www.pwc.ee; 
  • Raidla Leijins & Norcous — www.rln.ee; 
  • KPMG Baltics — www.kpmg.ee; 
  • Ernst & Young — www.ey.com/ee; 
  • Deloitte Eesti — www.deloitte.ee; 
  • Luiga Mody Hääl Borenius — www.lmh.ee; 
  • BDO Eesti — www.bdo.ee; 
  • Rödl & Partner — www.roedl.ee. 

Рынок труда

Профсоюзы и работодатели, как правило, поддерживают отношения сотрудничества; в Эстонии редко проводятся забастовки.

Взносы по социальному страхованию (33,8%), начисляемые с брутто-доходов работника, платит работодатель.

Работники не осуществляют никаких персональных взносов по социальным налогам. Часть взноса работника по страхованию от безработицы и взносы по обязательной накопительной пенсии удерживаются работодателем из брутто-доходов работника.

Иностранцам, проживающим в Эстонии на основании вида на жительство, как правило, разрешено работать в Эстонии. Отдельные разрешения на работу не выдаются. Трудовая деятельность нерезидентов должна быть зарегистрирована в Департаменте полиции и погранохраны. Нерезидент может действовать в качестве члена правления или совета эстонского юридического лица без регистрации.

Численность населения Эстонии трудоспособного возраста составляет немногим менее одного миллиона человек, из которых работают примерно 600 тысяч. Около одной трети из них имеют высшее образование и 86% взрослых владеют, по меньшей мере, одним иностранным языком. Для поколения старшего возраста основным иностранным языком является русский, а для взрослых более молодого возраста — английский. Эстонские студенты — среди лучших в Европе в части навыков владения английским языком.

Структурная безработица по-прежнему представляет проблему, и ощущается постоянная нехватка способных работников в секторах, где требуются квалифицированные кадры. В то же время 30 тысяч человек зарегистрированы в качестве безработных, и предлагается свыше 3 000 свободных рабочих мест.

Уровень безработицы (ILO): 16,9% (2010), 12,5% (2011), 10,2% (2012), 8,6% (2013), 7,4% (2014), 6,2% (2015), 7,5% (2016 III кв.).

Средняя заработная плата: 792 евро (2010), 839 евро (2011), 887 евро (2012), 949 евро (2013), 1 005 евро (2014), 1 065 евро (2015), 1 119 евро (2016, III кв.). 

Рабочее время: 8 часов в день 5 дней в неделю. Возраст выхода на пенсию: 63 (как для мужчин, так и для женщин), 65 — начиная с 2017 г. Основной отпуск: работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью в 28 календарных дней.

Полезные ссылки:

  • Касса по безработице — www.tootukassa.ee; 
  • Министерство социальных дел — www.sm.ee; 
  • Трудовая инспекция — www.ti.ee. 

Дополнительно:

К содержанию

Сотрудничество Эстонии с Республикой Беларусь

О политическом сотрудничестве

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой установлены 6 апреля 1992 г. В обеих странах открыты посольства.

С 2014 г. наблюдается поступательная активизация белорусско-эстонского диалога. В ходе 22-й встречи СМИД ОБСЕ (3 декабря 2015 г., г. Белград) состоялась рабочая встреча министров иностранных дел Беларуси и Эстонии. 

Регулярно проводятся межмидовские консультации по политическим и торгово-экономическим вопросам, а также по вопросам внешнеполитического анализа и планирования.

В 2016 г. Эстония поддержала отмену Советом ЕС большинства ограничительных мер в отношении Беларуси.

В апреле 2017 г. министры иностранных дел двух стран обменялись поздравительными посланиями по случаю 25-летия установления дипломатических отношений.

5 — 6 октября 2017 г. состоялся визит в Эстонскую Республику белорусской делегации во главе с Первым заместителем Премьер-Министра Матюшевским В.С. Проведена встреча Матюшевского В.С. с премьер-министром Эстонии Ю. Ратасом. Визит Матюшевского В.С. в Эстонскую Республику вывел белорусско-эстонское двустороннее сотрудничество на уровень руководителей правительства, что стало закономерным шагом на пути поступательного развития отношений.

Получили новую динамику межпарламентские контакты. В апреле 2015 г. в Парламенте Эстонии (Рийгикогу) официально зарегистрирована группа по сотрудничеству с Парламентом Беларуси. Эстонские парламентарии трижды посетили Минск с 2015 г. С 29 октября по 1 ноября 2017 г. состоялся визит в Эстонскую Республику депутатов Палаты представителей (членов рабочей группы Национального собрания по сотрудничеству с Рийгикогу).

В период председательства Эстонии в Совете ЕС (второе полугодие 2017 г.) представители Республики Беларусь приняли участие в мероприятиях, организованных эстонской стороной по линии Восточного партнерства. В частности, во встрече министров юстиции стран ЕС и Восточного партнерства (июль 2017 г.), в саммите глав внешнеполитических ведомств стран ЕС и Восточного партнерства (сентябрь 2017 г.), во встрече министров транспортной сферы ЕС и Восточного партнерства, в конференции по электронному партнерству, во второй министерской встрече по цифровой экономике (октябрь 2017 г.), в конференции гражданского общества Восточного партнерства, в девятой ежегодной ассамблее форума гражданского общества Восточного партнерства (октябрь 2017 г.), в четвертом бизнес-форуме Восточного партнерства.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества:

  • Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой (Таллинн, 6 апреля 1992 г.);
  • Соглашение между Банком Эстонии и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов в связи с введением в Эстонской Республике национальной валюты (Минск, 17 сентября 1992 г.);
  • Соглашение о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Эстонской Республики (Минск, 30 ноября 1994 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о международном автомобильном сообщении (Минск, 11 июня 1996 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы (Минск, 21 января 1997 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о воздушном сообщении (Минск, 13 июля 1999 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта (Минск, 2 февраля 2001 г.);
  • Соглашение о торговых и экономических отношениях между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики (Минск, 31 июля 2001 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Минск, 20 сентября 2001 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью (Минск, 11 февраля 2004 г.);
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о внесении изменений в Соглашение о торговых и экономических отношениях между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики (Минск, 30 апреля 2004 г.);
  • Протокол о сотрудничестве в области статистики между Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и Департаментом статистики Эстонской Республики (Таллинн, 20 января 1998 г.);
  • Соглашение между Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством культуры Эстонской Республики о сотрудничестве в области культуры (Таллинн, 24 августа 2004 г.);
  • Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерство сельского хозяйства Эстонской Республики по вопросам сотрудничества в области сельского хозяйства (Минск, 25 ноября 2014 г.);
  • Соглашение между Республикой Беларуси и Эстонской Республикой о некоторых аспектах въезда, пребывания и выезда лиц (Минск, 20 апреля 2016 г.).

Региональные связи

Белорусско-эстонское межрегиональное сотрудничество имеет позитивную динамику. В частности побратимские связи установлены между Фрунзенским районом г. Минска — г. Маарду, г. Борисовом — г. Нарвой, Поставскии районом — Йыхвиской волостью, г. Солигорском — г. Кохтла-Ярве, г. Мстиславлем — г. Силламяэ, Браславским районом — Рапласким уездом, Воложинскимй районом — Йыгеваским уездом, Мостовским районом — волостью Ракке.

8 августа 2016 г. заключено Cоглашение о побратимских отношениях между Партизанским районом города Минска и муниципальным районом Ласнамяэ города Таллинна.

В августе 2017 г. делегация руководства г. Мосты Гродненской области посетила волость Ракке. 

О торгово-экономическом сотрудничестве

В настоящее время белорусско-эстонское двустороннее сотрудничество получило поступательное развитие: активизировалось политическое и парламентское взаимодействие, расширяются туристические, культурные, спортивные связи, растет товарный оборот, сторонами реализуется ряд совместных инвестиционных и иных проектов.

Эстония рассматривается Республикой Беларусь в качестве одного из важных торговых партнеров в регионе Северной Европы.

В 2016 г. товарооборот Беларуси и Эстонии составил 105,7 миллиона долларов США (рост на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.). Белорусский экспорт в Эстонию составил 64,4 миллиона долларов США (84,6% к уровню 2015 г.), импорт — 41,2 миллиона долларов США (164,1%). Внешнеторговое сальдо положительное, в размере 23,2 миллиона долларов США.

В январе — октябре 2017 г. товарооборот Беларуси и Эстонии составил 85,97 миллиона долларов США (рост на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.). Белорусский экспорт в Эстонию составил 63,09 миллиона долларов США (117,2% к уровню 2016 г.), импорт — 22,88 миллиона долларов США (77,7%). Внешнеторговое сальдо положительное в размере 40,21 миллиона долларов США. 

В структуре экспорта преобладали поставки групп товаров:

  • соли;
  • удобрений калийных;
  • красок и лаков;
  • плит, листов и пленки из пластмасс;
  • лесоматериалов;
  • плит древесно-волокнистых;
  • тканей льняных;
  • мягких кровельных материалов;
  • стекла полированного;
  • прутков и проволоки из стали;
  • труб из черных металлов;
  • меди рафинированной;
  • проводов и кабелей;
  • тракторов;
  • автомобилей легковых и грузовых;
  • мебели. 

В товарной структуре импорта из Эстонии наибольший удельный вес занимали поставки групп товаров:

  • крупного рогатого скота;
  • рыбы мороженной;
  • напитков сброженных;
  • ваты, марли и бинтов;
  • замазок и шпатлевок;
  • кожи;
  • шпона деревянного;
  • кранов подъемных;
  • оборудования для сельского хозяйства;
  • трансформаторов электрических;
  • аппаратуры связи;
  • пультов, панелей и столов для электрической аппаратуры.

За январь — октябрь 2017 г. объем двусторонней торговли услугами составил 51,9 миллиона долларов США, увеличился на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Экспорт белорусских услуг в Эстонию составил 31,4 миллиона долларов США или 131,9% к январю — октябрю 2016 г., импорт — 20,5 миллиона долларов США или 110,8%.

В январе — сентябре 2017 г. в экономику Республики Беларусь привлечено эстонских инвестиций в размере 33 миллиона долларов США, из них прямых инвестиций — 20,7 миллиона долларов США. Всего из Эстонии в Беларусь инвестировано 150,8 миллиона долларов США. 

Предприятия Республики Беларусь за январь — сентябрь 2017 г. инвестировали в экономику Эстонии 3,2 миллиона долларов США.

В настоящее время ведется работа по реализации в Беларуси инвестиционного проекта в сфере деревообработки — создано предприятие ИЧУПП «Витебская лесопилка». Руководством ИЧУПП «Витебская лесопилка» продолжено инвестирование в расширение и модернизацию предприятия: запланировано строительство новой котельной, линии распила и сушилки.

Продолжается работа по созданию в г. Березино производства по переработке рыбы с участием эстонского капитала: приобретено здание и земельный участок, разработана проектно-сметная документация, проведены наружные и земляные работы.

На территории СЭЗ «Минск» с привлечением эстонских инвестиций созданы ИООО «Виктория ЛюстПак», производящее многослойные упаковочные материалы и крышки из алюминиевой фольги, ООО «АЛС-Продакшн», производящее электросварные трубы и изделия санитарно-гигиенического назначения из нержавеющей стали, ИООО «Ламифойл», производящее ламинированные упаковочные материалы, СООО «ЛогистикХауз» и ИП «Антропил», занимающиеся созданием транспортно-логистических центров. 

На территории СЭЗ «Витебск» действует ИООО «Союз-кабель» с эстонскими инвестициями, производящее волоконно-оптический кабель. 

На территории СЭЗ «Гродно» с эстонским финансированием созданы СООО «БелГринлайн», производящее гигиенические и чистящие средства, и ООО «ЭстэйтКоммерси», производящее хозяйственные товары.

С июня 2006 г. в Эстонии действует субъект белорусской товаропроводящей сети — компания «Belinor Textile», выполняющая функции представительства РУПТП «Оршанский льнокомбинат» в Балтийском регионе. Доля белорусского капитала в данном зарубежном предприятии составляет 51%. 

С июля 2014 г. руководитель предприятия «Letofin AS» Л. Эйвин (которое неоднократно входило в рейтинг «ТОП 100» лучших предприятий Эстонии) является общественным представителем Белорусской торгово-промышленной палаты в Эстонской Республике. Следует отметить, что его предприятие сотрудничает с подведомственными предприятиями концерна «Белгоспищепром» на протяжении более 20 лет.

Эстония входит в число передовых стран мира по развитию телекоммуникационных и информационных услуг. На сегодняшний день система электронного государства в Эстонии охватывает почти все сферы государственной деятельности, а также обеспечивает предоставление большинства услуг, оказываемых госучреждениями. Опыт развития в Эстонии информационных технологий и создание системы электронного государства имеет высокотехнологичный и комплексный характер и служит объектом для изучения с целью возможной реализации аналогичного проекта в Беларуси.

Сфера услуг в туристической области

В настоящее время между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой отсутствует договорно-правовая база сотрудничества в области туризма. Партнерское взаимодействие между Беларусью и Эстонией в туристической сфере осуществляется на уровне субъектов хозяйствования обеих стран.

На регулярной основе представители Национального агентства по туризму Республики Беларусь и ряда частных компаний принимают участие в ежегодной международной туристической выставке «TOUREST». В рамках выставки традиционно проводятся семинары-презентации туристического потенциала Беларуси, отдельных направлений белорусской туристической отрасли (оздоровительный, охотничий, событийный туризм и т. д.).

Поддерживаются активные связи с представителями мэрии г. Таллинна, курирующими вопросы развития туризма. 

В сентябре 2016 г. эксперты из Беларуси осуществили обучающую поездку в Эстонию «Статистика туризма и ВСТ» в соответствии с договором по поддержке устойчивого развития туризма в Беларуси (проект финансировался по линии Евросоюза).

Образование

Беларусь и Эстония реализуют договоры об академическом и научно-техническом сотрудничестве между Белорусским национальным техническим университетом и Таллиннским технологическим университетом, Белгосуниверситетом и Таллиннским технологическим университетом. В мае 2014 г. подписан договор о сотрудничестве между Витебской государственной академией ветеринарной медицины и Эстонским университетом естественных наук (г. Тарту). Также по линии Тартуского университета осуществляется «точечное» сотрудничество с рядом вузов Беларуси (приглашение профессорско-преподавательского состава для участия в конференциях, проведение лекций).

В октябре 2014 г. в рамках ознакомительной практики Беларусь посетила группа студентов факультета международных отношений Евроакадемии (г. Таллинн), в ходе которой прошли встречи в МИД, Парламенте, БРСМ.

В октябре 2015 г. Эстонию посетила представительная белорусская делегация по линии образования, в которую вошли заместители Министра образования Республики Беларусь, представители Министерства финансов, Национального института образования, управлений образования областных и городских исполнительных комитетов Минска, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева, Барановичей. Цель визита — изучение международного опыта и передовой практики в реформировании механизмов финансирования образования на примере Эстонской Республики. Посещение Эстонии осуществлялось в рамках реализации проекта международной технической помощи по линии Международного банка реконструкции и развития.

С 2010 г. реализуется международный проект долгосрочного сотрудничества «Школы-побратимы» между средней школой № 48 г. Минска и эстонскими средними учебными заведениями (Табасалуская гимназия, Лауласмааская школа).

Культура и искусство

Между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой традиционно активно развиваются контакты в культурной сфере. На регулярной основе проходит обмен гастролями и выступлениями коллективов и артистов на столичных концертных площадках, а также в других городах Эстонии и Беларуси. Ежегодно при поддержке белорусского Посольства организуются выставки художников из Беларуси в ряде городов Эстонии.

Представители Эстонии принимают участие в конкурсах международного фестиваля «Славянский базар в Витебске», кинофестивале «Лістапад», Международном фестивале современной хореографии в Витебске, театральном фестивале «Белая вежа». С 2014 г. Эстония участвует в Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов.

На постоянной основе команды из вузов Беларуси участвуют в Высшей лиге КВН Эстонии.

В 1998 г. при поддержке министерств культуры Беларуси и Эстонии в г. Кивиыли установлен памятный камень с барельефом в честь белорусского писателя Я. Скрыгана.

В 2011 г. в г. Таллинне в рамках празднования 80-летия со дня рождения классика белорусской литературы В.С. Короткевича в Национальной библиотеке прошла презентация нового издания книги «Дикая охота короля Стаха».

В феврале 2013 г. состоялись первые за всю историю установления дипломатических отношений Дни культуры Беларуси в Эстонии. Ответные Дни культуры Эстонии в Беларуси были проведены в ноябре 2016 га.

В 2015 — 2016 гг. в городах Эстонии с успехом прошли гастроли солистов балета Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, молодежного симфонического оркестра Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского. Состоялись выставки «Завуся я толькі — Янка Купала» Государственного литературного музея Янки Купалы, «Беларусь и белорусы» Национального исторического музея Республики Беларусь.

На радиостанции «Радио-4», входящей в состав Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации, в еженедельный эфир выходит белорусская программа «Бацькаўшчына» на белорусском языке.

В кабельных сетях Эстонии осуществляется вещание круглосуточного спутникового телеканала «Беларусь-24».

Белорусская диаспора в Эстонии

Согласно данным национального Департамента статистики, в Эстонии по состоянию на июнь 2016 г. проживает 12 171 этнический белорус. Это третья по численности после русской и украинской диаспора Эстонии. В 2012 г. при поддержке Фонда интеграции при Министерстве культуры Эстонии на эстонском языке издана книга «Народы Эстонии. Белорусы».

В ряде эстонских городов созданы и осуществляют активную деятельность общественные культурные организации белорусов: «Сябры» (г. Нарва), «Лад» (г. Пярну), «Ялінка» (г. Маарду), «Крыніца» (г. Силламяэ), «БЭЗ» (г. Йыхви), «Лёс» (г. Таллинн), Ассоциация белорусов Эстонии (г. Таллинн), воскресная школа «Пралеска» (г. Таллинн). В 2014 г. в г. Табасалу образована новая зонтичная организация белорусских обществ «Радзіма». Белорусские объединения являются постоянными участниками всех мероприятий, проводимых при поддержке эстонских государственных структур, связанных с деятельностью национальных объединений Эстонии («Славянский венок», «Дни старого города», «Дни народов Эстонии», «Дни славянской письменности» и так далее).

Творческие делегации белорусских культурных обществ постоянно принимают участие в Фестивале искусств белорусов зарубежья в Беларуси. В декабре 2014 г. Эстонию с визитом посетила делегация руководителей и представителей национально-культурных общественных объединений Республики Беларусь. В составе делегации Эстонию также посетил и представитель аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь.

В созданный при МИД Беларуси в июле 2015 г. Консультативный совет по делам белорусов зарубежья от белорусской диаспоры входят председатель белорусского общества «Сябры» (г. Нарва) и белорусского культурного общества «Ялінка» (г. Маарду).

На постоянной основе делегаты из Эстонии, члены белорусских диаспорских организаций принимают участие во Всебелорусском народном собрании.      

Эстонская диаспора в Беларуси

По переписи населения 2009 г. в Беларуси проживают 407 эстонцев, з них в г. Минске — около 50 человек. Более 90% семей эстонцев в Беларуси смешанные.

С 1997 г. в г. Минске действует культурно-просветительское общественное объединение «Эстонская община «Ласточка». С начала 2007 г. в школе выходного дня налажено преподавание эстонского языках для детей и взрослых. Главными целями эстонской общины «Ласточка» являются сотрудничество, укрепление доверия и взаимопонимания между народами Беларуси и Эстонии, сохранение исторической памяти, культуры, национального самосознания, языка и обычаев эстонцев, проживающих в Республике Беларусь.

В г. Могилеве создан семейный вокальный ансамбль «Вакси», который выступает на городских мероприятиях и фестивалях национальных культур.

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Эстонской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Эстонии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by