

- Государственный язык: эстонский.
- Географическое положение: государство, расположенное в Северной Европе, на восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. На востоке граничит с Россией, на юге с Латвией. На севере, в Финском заливе, проходит морская граница с Финляндией. На севере и западе омывается водами Балтийского моря. Территория: 45 227 кв. км.
- Административно-территориальное деление: 15 уездов (маакондов), подразделяющихся на 226 местных самоуправлений, в числе которых 33 являются городскими, а 193 волостными.
- Столица: Таллин.
- Государственное устройство: Эстония является независимой демократической парламентской республикой, в которой высшим носителем власти является народ.
- Население: 1,331 миллиона человек.
- Национальная валюта: евро.
- ВВП: 26 834,5 млн. евро (2020).
- Часовой пояс: GMT +2, переход на летнее время GMT +1.
- Телефонный код: +372.
- Штрих-код: 474.
- Социально-экономическое положение Республики Эстонии
- Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Эстонией
- Условия доступа на рынок Эстонии
- Возможности проверки деловой репутации
- Налоговая политика и управление
- Особенности ведения бизнеса в Эстонии
Социально-экономическое положение Республики Эстонии
Ключевые экономические показатели:
- ВВП при нынешних ценах — 30,7 миллиарда евро (2021 г.);
- ВВП на душу населения — 20 193 евро (2020 г.);
- Прямые внешние инвестиции в акции — 9,1 миллиарда евро (2017 г.);
- Безработица: 5,2 % (4 кв. 2021 г.).
Эстония обладает одним из наиболее высоких в регионе международных кредитных рейтингов:
- Standard & Poor’s: AA-/A-1+;
- Fitch: A+;
- Moody’s: A1.
Ключевые аспекты экономического успеха:
- денежная реформа — механизм обеспеченной денежной эмиссии с 1992 г.;
- приватизация — завершена, ряд инфраструктурных предприятий принадлежит государству;
- либеральный режим внешней торговли — рынок открыт для конкуренции;
- современная налоговая система — мотивирующая, прозрачная, простая, нулевая ставка налога на реинвестированную прибыль.
Экспорт эстонских товаров в 2021 г. увеличился по сравнению с 2020 г. на 28% и импорт — на 32%. В 2021 г. из Эстонии экспортировано товаров на 18,2 миллиарда евро и импортировано в Эстонию — на 20,0 миллиарда евро.
Дефицит товарооборота в 2021 г. составил 1,75 миллиарда евро, по сравнению с 2020 г. он увеличился на 880 миллионов евро.
Доля стран Европейского союза в общем экспорте Эстонии составляла в 2021 г. 67% и импорте — 73%. В торговле со странами ЕС экспорт увеличился на 29%, а импорт — на 27%. Со странами, не входящими в ЕС, экспорт увеличился на 25%, а импорт — на 47%.
В 2021 г. из Эстонии экспортировали преимущественно минеральные продукты (17%), электрооборудование (15%), древесину и изделия из древесины (11%). Более всего увеличился экспорт минеральной продукции (в том числе топлива), металлов и изделий из металлов (в том числе металлических отходов).
Крупнейшими партнерами Эстонии по экспорту в 2021 г. стали Финляндия (14% общего объема экспорта из Эстонии), Латвия (10%), США и Швеция (по 9%).
Более всего импортировалось в Эстонию минеральных продуктов (16%), электрооборудования (15%), древесины и изделий из нее (11%), металлов и изделий из них (8%), сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (8%), машин и механизмов (8%). За год наиболее увеличился ввоз минеральной продукции (в т.ч. топлива), металлов и изделий из них, древесины и изделий из нее.
В 2021 г. в Эстонию импортировалось больше всего товаров из Финляндии (14% от общего импорта в Эстонию), России (10%), Германии (10%), Литвы (9%) и Латвии (9%). За год наибольший рост наблюдался при ввозе товаров из Беларуси, России, Финляндии.
Ключевые позиции импорта в Эстонию в 2021 году (в разрезе 4 знаков ТН ВЭД)
Топ-25 импортируемых Эстонией товаров:
ТН ВЭД |
Наименование |
Импорт |
|
млн. евро |
тыс. тонн |
||
2707 |
Масла и другие продукты перегонки каменноугольной смолы |
1 230,6 |
3 797,2 |
8703 |
Легковые автомобили |
1 056,8 |
77,1 |
2710 |
Нефть и нефтепродукты |
992,1 |
2 030,6 |
8517 |
Аппараты телефонные |
694,7 |
7,0 |
2716 |
Электроэнергия |
663,8 |
- |
4407 |
Лесоматериалы |
566,5 |
1 010,0 |
3004 |
Лекарственные средства |
532,7 |
3,4 |
8471 |
ЭВМ |
225,4 |
1,3 |
7118 |
Монеты |
209,2 |
0,2 |
8708 |
Части и принадлежности моторных транспортных средств |
194,6 |
16,7 |
2711 |
Газы |
190,8 |
447,5 |
7210 |
Прокат плоский |
182,4 |
155,8 |
8704 |
Грузовые автомобили |
178,6 |
36,6 |
8542 |
Электронные интегральные схемы |
159,2 |
0,5 |
7108 |
Золото |
158,8 |
0,003 |
8536 |
Электрическая аппаратура |
143,8 |
4,2 |
7208 |
Прокат плоский |
143,5 |
162,2 |
8467 |
Инструменты ручные |
136,2 |
6,0 |
8701 |
Тракторы и седельные тягачи |
128,9 |
12,3 |
8544 |
Провода изолированные, кабели |
124,6 |
15,1 |
8528 |
Телевизоры, мониторы и проекторы |
108,9 |
4,0 |
8504 |
Трансформаторы электрические |
107,3 |
6,1 |
7306 |
Трубы из черных металлов |
106,6 |
102,1 |
4011 |
Шины и покрышки |
101,9 |
25,2 |
3901 |
Полимеры этилена |
98,2 |
63,8 |
в том числе из третьих стран (из-за пределов ЕС):
ТН ВЭД |
Наименование |
Импорт |
|
млн. евро |
тыс. тонн |
||
2707 |
Масла и другие продукты перегонки каменноугольной смолы |
1 209,3 |
3 761,6 |
8517 |
Аппараты телефонные |
558,5 |
5,5 |
8703 |
Легковые автомобили |
477,3 |
37,9 |
2710 |
Нефть и нефтепродукты |
466,6 |
1 056,5 |
4407 |
Лесоматериалы |
338,9 |
640,6 |
8471 |
ЭВМ |
199,7 |
1,1 |
2711 |
Газы |
183,4 |
433,0 |
3004 |
Лекарственные средства |
179,5 |
1,1 |
7108 |
Золото |
156,8 |
0,003 |
7118 |
Монеты |
148,1 |
0,1 |
8542 |
Электронные интегральные схемы |
116,1 |
0,4 |
7208 |
Прокат плоский |
105,0 |
125,1 |
8467 |
Инструменты ручные |
99,7 |
4,4 |
8708 |
Части и принадлежности моторных транспортных средств |
83,3 |
8,9 |
8528 |
Телевизоры, мониторы и проекторы |
77,9 |
2,1 |
7306 |
Трубы из черных металлов |
74,2 |
81,1 |
3102 |
Удобрения азотные |
72,5 |
263,3 |
4011 |
Шины и покрышки |
71,1 |
19,1 |
8536 |
Электрическая аппаратура |
59,0 |
1,5 |
3105 |
Удобрения минеральные или химические, смешанные |
56,7 |
163,9 |
9018 |
Приборы и устройства медицинские |
55,9 |
0,5 |
8504 |
Трансформаторы электрические |
53,4 |
2,1 |
8541 |
Полупроводники |
53,0 |
2,4 |
3002 |
Вакцины, сыворотки из крови, кровь |
52,4 |
0,2 |
8443 |
Оборудование печатное |
51,3 |
1,2 |
Полезные ссылки:
- Банк Эстонии;
- Департамент статистики Эстонии;
- Министерство экономики и инфраструктуры;
- Министерство финансов;
- Фонд развития Эстонии;
- Таллиннская биржа NASDAQ OMX;
- Эстонская торгово-промышленная палата;
- Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS);
- Эстонское агентство по инвестициям и торговле;
- Эстонский экспорт.
Деловая среда
Эстонское законодательство гармонизировано с законодательством ЕС.
Рабочая сила высоко образована и мотивирована.
Относительно хорошая и быстро развивающаяся производственная инфраструктура (порты, дороги, телекоммуникации, складские площади) поддерживает развитие страны.
Эстония обладает высокоразвитыми электронными коммуникациями: хороший доступ к Интернету, ID-карточки, онлайн-проекты.
Эстония является наиболее прозрачным и наименее коррумпированным государством в регионе Центральной и Восточной Европы (индекс восприятия коррупции по данным Transparency International за 2020 г.: 17 место среди 168 стран).
Экономические свободы в Эстонии находятся на одном из первых мест в мире и на первом месте в регионе Центральной и Восточной Европы (Мировой уровень экономической свободы за 2022 г., 7 место из 177).
Нормативная среда способствует открытию и ведению бизнеса в Эстонии (Доклад МВФ о легкости ведения бизнеса за 2019 г.: 18 место из 190).
Эстония предлагает прогрессивную коммерческую среду с эффективной и совместимой инфраструктурой. Эстонские электронные услуги, мобильные коммуникации и интернет-приложения входят в число наиболее передовых в мире. Эстонцы восприимчивы к новым технологиям и охотно ими пользуются.
Деловой климат
Эстония является ведущей страной Центральной и Восточной Европы в плане привлечения прямых внешних инвестиций. В целом деловой климат в Эстонии характеризуется как свободный, а торговля ведется согласно практике ЕС. Многие компании являются дочерними предприятиями европейских (в частности, скандинавских) корпораций. Эстония входит в еврозону с 2011 г., но уровень расходов в экономике до сих пор существенно ниже, чем в соседних скандинавских странах.
В течение всего периода вновь обретенной независимости экономическая и налоговая политика правительства была, в большинстве случаев, направлена на достижение долгосрочного экономического роста. В целом, правительство очень благосклонно относится к иностранному капиталу, особенно в секторах, ориентированных на экспорт, инновационные технологии, а также в областях, поддерживающих региональное развитие. Вся реинвестированная прибыль предприятий в Эстонии облагается подоходным налогом по нулевой ставке.
Эстония является одним из мировых лидеров в области разработки и внедрения электронных решений управления страной и кибербезопасности. 99% населения пользуются интернет-услугами банков и свыше 95% заполняют свои налоговые декларации посредством интернета. На территории Эстонии располагается центр кибербезопасности НАТО, а также Европейского Союза.
С 2015 г. нерезиденты имеют право обратиться с заявлением о предоставлении э-резидентства и получить выдаваемое государством защищенное цифровое удостоверение личности, которое дает возможность цифровой аутентификации и цифровой подписи документов. Целью э-резидентства является стремление облегчить жизнь посредством использования надежных электронных услуг, которые доступны жителям Эстонии уже в течение целого ряда лет.
Международные соглашения
С 1999 г. Эстония является членом ВТО, а с 2004 г. — членом Европейского союза и НАТО. В 2010 г. Эстония стала 34 членом ОЭСР — организации, включающей большинство самых богатых и развитых стран мира. В настоящее время Эстония заключила 56 соглашений об избежании двойного налогообложения.
Правовая среда
С 1990-х гг. Эстония проводила систематические реформы своей правовой системы, причем основное внимание уделялось развитию предпринимательства. Законодатели и правительство неизменно демонстрировали намерение повысить привлекательность деловой среды с тем, чтобы получать больше налогов и путем привлечения иностранных инвесторов способствовать созданию дополнительных рабочих мест.
Эстонская правовая среда благоприятна для предпринимательства и предприимчивых людей. Иностранные инвесторы обладают такими же правами и обязанностями, как и местные предприниматели. Зарубежные инвесторы могут учредить в Эстонии предприятие и вести бизнес точно так же, как и местные инвесторы — в этой связи нет никаких ограничений.
Полезные ссылки:
- Ассоциация логистики и транзита — www.transit.ee;
- Таллиннский аэропорт им. Леннарта Мери — www.tallinn-airport.ee;
- Таллиннский порт — www.ts.ee;
- Порт Силламяэ — www.silport.ee;
- Эстонские железные дороги — www.evr.ee;
- Estonian Railway Services — www.ers.com.ee;
- Железнодорожный вокзал «Balti Jaam» — www.gorail.ee;
- Оператор терминалов Vopak E.O.S. — www.eos.com.ee;
- Harju KEK (Коммерческий, логистический и промышленный парк) — www.harjukek.ee;
- Авиакомпания Nordic Aviation Group — www.nordica.ee.
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Эстонией
Несмотря на сложный политический фон в двусторонних отношениях, Эстония является важным торгово-экономическим партнером Беларуси в регионе Северной Европы.
Динамика товарооборота Республики Беларусь и Эстонской Республики в 2016-2021 гг. (млн. долларов)
Периоды |
Товаро- оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
2016 |
105,6 |
64,4 |
41,2 |
23,2 |
2017 |
112,8 |
84,5 |
28,3 |
56,2 |
2018 |
180 |
144,3 |
35,7 |
108,6 |
2019 |
140,2 |
108 |
32,2 |
75,4 |
2020 |
165,1 |
93,1 |
71,9 |
21,2 |
2021 |
191,5 |
148,1 |
43,5 |
104,6 |
2021 год к 2020 году в процентах |
116,0% |
159,0% |
60,4% |
|
В 2021 г. товарооборот Беларуси и Эстонии составил 191,5 млн. долларов США (116,0% к январю-декабрю 2020 г.). Белорусский экспорт в Эстонию составил 148,1 млн. долларов (159,0%), импорт – 43,5 млн. долларов (60,4%). Внешнеторговое сальдо – положительное в размере 104,6 млн. долларов.
В структуре экспорта в Эстонию преобладали промежуточные товары. В частности, основными статьями белорусского экспорта являлись продукты деревообработки (лесоматериалы, фанера, ДВП, мебель), металлургии (проволока, арматура), перерабатывающей (шрот, рапсовое масло, алкогольные напитки), нефтехимической и легкой промышленности, продукция машиностроения.
Всего в 2021 году экспорт Беларуси в Эстонию осуществлялся по 425 товарным позициям (в разрезе 4 знаков ТН ВЭД).
В товарной структуре импорта из Эстонии наибольший удельный вес занимали поставки какао-пасты, рыбы мороженной, отдельных видов электрической аппаратуры, лекарственных средств, машин и механизмов.
В 2021 г. объем двусторонней торговли услугами достиг 197,8 млн. долларов (144,5% к уровню января-декабря 2020 г.), экспорт - 113,8 млн. долларов (115,5%), импорт – 84,0 млн. долларов (218,9%). Сальдо торговли услугами положительное в размере 29,9 млн. долларов.
Основными видами экспортируемых в Эстонию услуг являются транспортные (52,0% от общего объема экспорта), компьютерные, телекоммуникационные и информационные услуги (доля – 32,9%), прочие деловые услуги (доля – 8,4%).
К перспективным товарным позициям белорусского экспорта на эстонском рынке можно отнести широкую гамму товаров: продукцию нефтехимии (нефтепродукты, масла, и др.); продукцию деревообработки (лесоматериалы, фанера, ДСП, ДВП, мебель, шпалы и др.); продукцию металлообработки (арматура, прокат, проволока и др.); продукцию легкой и пищевой промышленности; машиностроительную продукцию, различные потребительские товары.
Вместе с тем, при работе на эстонском рынке необходимо учитывать предпринимаемые руководством стран «коллективного Запада» (включая Эстонию) недружественные действия, в том числе в виде санкционных запретов и ограничений в отношении белорусских секторов экономики, предприятий и организаций. В части Эстонии меры экономического давления на Республику Беларусь, в основном, регламентируются решениями органов ЕС.
С перечнем санкционных запретов и ограничений можно ознакомиться на сайте https://www.sanctionsmap.eu/#/main
Условия доступа на рынок Эстонии
Основные полномочия в сфере таможенно-тарифного регулирования в странах-членах ЕС (в том числе Эстонии) переданы на наднациональный уровень. В данной связи при изучении условий доступа на эстонский рынок, необходимо, главным образом, руководствоваться соответствующими нормами законодательства Евросоюза.
Информация о таможенных пошлинах, мерах нетарифного регулирования, антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мерах, особых условиях ввоза продукции в Эстонскую Республику размещена на сайте Налогово-таможенного департамента Эстонии (Eesti Tollitariifistik, ETT).
Информация относительно государственных закупок, осуществляемых в Эстонии, публикуется в Регистре государственных закупок. Для входа в базу данных Коммерческого регистра Эстонии требуется регистрация. Предпринимателям, планирующим работу на эстонском рынке, рекомендуем информацию: о ведении бизнеса; об Эстонии; о выставках в Эстонии.
Возможности проверки деловой репутации
Экономическая информация об эстонских предприятиях размещается в Интернете в открытом доступе (https://www.inforegister.ee/, https://www.teatmik.ee/, https://www.e-krediidiinfo.ee). В отдельных случаях детальная коммерческая информация предоставляется на платной основе.
Для отслеживания информации о банкротстве используется сайт www.ametlikudteadaanded.ee.
Налоговая политика и управление
Основные принципы налоговой политики Эстонии: простая налоговая система, широкая налоговая база и низкие ставки. Цель современной налоговой политики Эстонии — перенос налогового бремени с рабочей силы на сферу потребления.
Уникальная система подоходного налога с предприятий с 2000 г.: вся нераспределенная прибыль предприятий не облагается налогом.
Местные налоги играют незначительную роль в налоговой системе Эстонии.
В Эстонии действует система самостоятельного расчета по налогам. Правительство намерено усовершенствовать систему сбора налогов (надежно функционирует электронная система администрирования налогов).
Абсолютное большинство ежегодных деклараций о подоходном налоге с физических лиц представляется в электронном формате.
В Эстонии нет правил тонкой капитализации или касающихся контролируемых иностранных компаний (CFC) правил для налогоплательщиков — юридических лиц.
Законодательство Эстонии, касающееся НДС, основано на директиве EC об общей системе НДС (2006/112/EC).
Стандартная ставка НДС составляет 20% и пониженная ставка — 9%.
В Эстонии применяется расширенный механизм обратного налогообложения. Существует право выбора налогообложения относительно определенных освобожденных от налогов поставок.
В Эстонии сравнительно низкие налоги и простая налоговая система. В настоящее время отсутствует налог на прибыль предприятий (налогом не облагается реинвестированная прибыль), однако подоходным налогом облагаются дивиденды в размере 20/80 от суммы выплаченных дивидендов.
Основные государственные налоги:
- подоходный налог;
- социальный налог: 33% (20% — взнос по социальному страхованию государственной пенсии и 13% — медицинское страхование);
- земельный налог;
- налог с азартных игр;
- налог с оборота или (НДС): 20% (на некоторые товары и услуги — 9%);
- платеж по страхованию от безработицы: 0,8% работодатель + 1,6% работник;
- акцизные налоги (на табачные изделия, алкогольные напитки, топливо, а также на некоторые виды упаковки и электроэнергию);
- налог на тяжеловесные транспортные средства.
Эстонские компании-резиденты и постоянные представительства иностранных юридических лиц (включая филиалы) обязаны платить подоходный налог только на всю распределенную прибыль (как фактическую, так и вмененную), включая:
- прибыль предприятий, распределенную в период налогообложения;
- подарки, пожертвования и представительские расходы;
- расходы и платежи, не связанные с предпринимательской деятельностью.
Дополнительные выплаты подлежат налогообложению на уровне работодателя. Работодатель уплачивает подоходный и социальный налог на дополнительные выплаты.
Вся распределяемая прибыль подлежит обложению подоходным налогом по ставке 20% от суммы подлежащей налогообложению выплаты. Перевод активов постоянного представительства в его головную компанию или в другие компании также рассматривается как распределение прибыли.
Поскольку период налогообложения для юридических лиц составляет один месяц, подоходный налог возвращается и выплачивается ежемесячно к 10 числу следующего месяца.
Закон о налогообложении — это основной закон, на котором базируются все остальные законы о налогах. В нем дается определение системы налогообложения Эстонии, требований к законам о налогах, прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, гарантов и налоговых ведомств, а также процедур решения налоговых споров и основные дефиниции, используемые во всех законах о налогах. Закон о налогообложении содержит точные правила проведения административных процедур налоговых ведомств и способствует укреплению чувства уверенности налогоплательщиков.
Налоговым ведомством, собирающим государственные налоги, является Налогово-таможенный департамент. Это государственное учреждение действует в сфере управления министерства финансов. Налоговые управляющие обязаны подтвердить правильность налоговых платежей, оценить суммы налогов и определить проценты к уплате в установленных законом случаях, взыскивать задолженности по налогам и применять санкции к нарушителям законов о налогах.
Полезные ссылки:
- Налогово-таможенный департамент — www.emta.ee;
- Министерство финансов — www.fin.ee;
- PwC — www.pwc.ee;
- Raidla Leijins & Norcous — www.rln.ee;
- KPMG Baltics — www.kpmg.ee;
- Ernst & Young — www.ey.com/ee;
- Deloitte Eesti — www.deloitte.ee;
- Luiga Mody Hääl Borenius — www.lmh.ee;
- BDO Eesti — www.bdo.ee;
- Rödl & Partner — www.roedl.ee.
Особенности ведения бизнеса в Эстонии
Эстонцы, в целом, весьма сдержанный народ. При деловом общении от эстонцев можно ожидать установления типичного для представителей Северной Европы межличностного пространства — дистанции между собеседниками на расстоянии примерно вытянутой руки, независимо от того, сидят они или стоят. Эстонские шутки носят преимущественно ироничный характер и зачастую заключают в себе скрытый смысл. Убедительно не рекомендуется использовать обобщающий термин «Прибалтика», поскольку эстонцы, латыши и литовцы — это три разные нации, отличающиеся в культурном и историческом плане.
Менталитет эстонцев сочетается с изрядной долей скептицизма. Именно по этой причине эстонским бизнесменам может потребоваться несколько дней на то, чтобы обдумать и проанализировать ту или иную проблему. Эстонец действительно не любит действовать поспешно и не терпит, чтобы его подгоняли. Таким образом, переговоры по поводу заключения соглашения, вероятно, займут больше времени, чем, например, в Западной Европе. Ключом к успешному ведению бизнеса с эстонцами является вежливость в сочетании с компетентностью.
Обмен рукопожатиями является общепринятой практикой.
Эстонские женщины всегда считали себя равными с мужчинами партнерами. Женщины пользуются уважением и обладают равными правами с мужчинами. В Эстонии можно встретить женщин практически любой профессии, и они представлены также и в правительстве страны.
При первой встрече с эстонцем уместно обращение по имени с добавлением его профессионального титула/звания. В повседневном деловом общении использование титулов не принято и не является обязательным. Обращаться к эстонцам следует по фамилии с добавлением слова «господин» или «госпожа». Здесь принято обмениваться визитными карточками со всеми собеседниками, поэтому рекомендуем взять с собой достаточное количество визиток.
У мужчин принято надевать деловой костюм с галстуком, женщины часто носят юбку с блузкой или брючный костюм. Более нарядную одежду эстонцы надевают в ресторан, на концерт, в театр или в гости к друзьям.
Письменное приглашение на деловой обед, как правило, присылается за одну — две недели до мероприятия, частное приглашение на обед обычно следует без предварительного уведомления. Большая часть деловых развлечений проводится в ресторанах.
Очень многие в Эстонии владеют английским, а также финским, русским и немецким языком.
Эстонцы очень ценят свой язык и культуру и всегда очень рады услышать, что иностранцы что-либо знают об этом.
Дополнительно:
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Эстонской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Эстонии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by