Результат налицо

Польша — платежеспособный и емкий рынок для белорусских товаров и услуг, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Польша Александр АВЕРЬЯНОВ. В интервью с ним — об особенностях нынешнего этапа развития двусторонних экономических отношений, практических результатах проводимых экономических мероприятий, сотрудничестве в сфере туризма.

— Александр Казимирович, каковы тенденции и особенности нынешнего этапа развития белорусско-польских экономических отношений? Как Вы оцениваете соотношение экспорта и импорта в наших странах?

— Представляется, что одной из отличительных черт белорусско-польских экономических отношений на данном этапе является большая открытость и взаимная готовность искать решения по имеющимся вопросам.

Несмотря на то, что Польша 13 лет является членом ЕС, а Беларусь избрала модель интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в рамках Евразийского экономического пространства, сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, что и Беларусь, и Польша видят друг в друге надежных бизнес-партнеров.

И если раньше Польша рассматривала Беларусь преимущественно как поставщика сырья, то сегодня в нашей экспортной структуре появляется все больше белорусских товаров с высокой добавленной стоимостью (автомобили, пассажирские автобусы, карьерные самосвалы, металлопродукция, изделия из древесины, химия). Польша — близкий и потому с точки зрения логистики очень выгодный для нас рынок, на котором мы можем получать более высокую доходность от продаж. Иными словами, больше зарабатывать за счет короткого плеча доставки и продажи конечному потребителю. Ведь ни для кого не секрет, что с появлением в цепочке между производителем и потребителем дополнительных звеньев — транзитных стран — автоматически увеличиваются наши расходы и снижается прибыль.

На сегодняшний день о наших торговых отношениях красноречиво свидетельствуют данные экономической статистики. Товарооборот за семь месяцев 2017 г. составил $ 1,4 млрд. При этом белорусский экспорт в Польшу достиг $ 596 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,3 %. Импорт из Польши в нашу страну составил $ 799 млн, что на 11,5 % больше, чем за семь месяцев 2016 г. Польша занимает третье место в числе крупнейших торговых партнеров нашей страны после России и Украины.

Рассматривая Польшу в качестве рынка сбыта белорусских товаров или продвижения услуг, необходимо учитывать, что в последние десятилетия в этой стране стабильно увеличивается ВВП. Согласно прогнозам на 2017 г., рост ВВП ожидается в пределах 3,7—4 %. Следовательно, даже в непростые времена, при неблагоприятной конъюнктуре и снижении спроса в этой стране мы можем реализовывать здесь свои товары и услуги и, что немаловажно, своевременно получать за них деньги. Мы практически не имеем в Польше непогашенной дебиторской задолженности — это платежеспособный и емкий рынок для наших товаров и услуг.

Польша для Беларуси является также важным инвестором. Объем прямых иностранных инвестиций из этой страны только за 2016 г. превысил $ 200 млн. В I полугодии текущего года из Польши в белорусскую экономику привлечено $ 152 млн (темп роста — 139 %).

— Какую долю в белорусском экспорте в Польшу занимают товары с высокой добавленной стоимостью? Существуют ли перспективы увеличения объемов поставки таких товаров?

— Доля белорусских товаров с высокой добавленной стоимостью в нашем экспорте в Польшу пока невысока — около 10 %, но отмечается тенденция к увеличению. Торговая служба посольства прилагает немало усилий, работая как с белорусскими поставщиками, так и с польскими покупателями, помогая налаживать контакты. На базе посольства регулярно проводятся отраслевые информационные семинары. Только в этом году состоялись такие мероприятия, посвященные строительству (включая услуги и материалы), энергетике, деревообработке и производству мебели, переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания и алкогольной продукции. Семинары пользуются популярностью в польских и белорусских деловых кругах, позволяя восполнить дефицит профессиональной информации и установить новые контакты между специалистами наших стран.

Полную версию интервью можно найти в журнале «Конъюнктура рынков» (печатной или электронной версии), который распространяется по подписке.