Габон

                                   

                                       

Герб:  представляет собой золотой щит с зелёной главой, обременённой тремя золотыми безантами. В щите на лазоревом основании чёрный корабль, на корме у которого помещён флаг Габона. Щит держат две противопоставленные восстающие смотрящие впрям чёрные пантеры с золотым вооружением и червлёнымязыком. Позади щита золотое древо с зелёной кроной, на корни которого опираются щитодержатели. Выше щита серебряная девизная лента с чёрной надписью Uniti Progredimur, ниже — лазоревая девизная лента с надписью золотыми литерами Union, Travail, Justice. Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище разделённое на три равновеликих горизонтальных полосы зелёного, жёлтого и синего цветов. Дизайн флага отражает географическое положение Габона. Зелёное поле (леса) и синее (Атлантика) разделены жёлтой полосой — символом экватора и Солнца.
  • Гимн: La Concorde — государственный гимн Габона. Написанный Жоржем Алека Дама, он был утверждён в 1960 году после получения страной независимости.
  • Государственный язык: французский.
  • Географическое положение: Расположен на западе Центральной Африки, с запада омывается Гвинейским заливом. Имеет сухопутную границу с Республикой Конго, Камеруном и Экваториальной Гвинеей. Территория: 267 667 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Габон разделен на 9 провинций, которые в свою очередь поделены на 50 департаментов.
  • Столица: Либревиль.
  • Государственное устройство: Габон — республика с президентской формой правления. Исполнительная власть: Глава государства — президент Республики, избираемый населением на 7-летний срок. Законодательная власть: принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Национального собрания и Сената. 
  • Население: 1 608 419 человек
  • Национальная валюта: Франк КФА (XAF).
  • ВВП: 34,41 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +1.
  • Телефонный код: +241.

Содержание:

  1. Общие сведения об экономике
  2. Сведения о торгово-экономическом сотрудничестве Габона с Республикой Беларусь 

Общие сведения об экономике

Габон является одной из наиболее богатых стран Черной Африки в расчете ВВП на душу населения. Страна богата запасами нефти, газа, марганцевой и урановой руды. В 2016 году на нефть приходилось около 80% экспорта Габона, 45% его ВВП и 60% доходов государственного бюджета.

Средний рост ВВП Габона в течение 2010 — 2014 гг. составлял 6%, однако в 2015 — 2016 гг. значительно замедлился из-за падения цен на нефть. Низкие цены на нефть вызвали отрицательное влияние на торговый и текущий баланс. Вместе с тем использование франка КФА, который выступает в качестве буфера против девальвационных рисков, привело к низкому уровню инфляции и сохранению покупательской способности.

Несмотря на обилие природных богатств, чрезмерная зависимость от нефти подавила другие сектора экономики. Политика страны направлена на создание привлекательной среды для иностранных инвестиций.

Экономическая ситуация в стране в целом стабильная, на протяжении последних лет здесь отмечается экономический рост. Страна обладает значительными запасами углеводородов и других полезных ископаемых, лесными и гидроэнергетическими ресурсами. При этом нефтяная отрасль обеспечивает более 50% ВВП, 60% бюджетных поступлений и 80% экспортных доходов. Таможенные поступления  занимает второе место после доходов от добычи нефти, обеспечивая 20% государственного бюджета.

Следует отметить, что основы диверсификации экономики страны были заложены Президентом Бонго Ондимбой несколько лет назад, когда была объявлена Программа стратегических реформ, призванная вывести страну к 2025 году (после истощения основных разведанных нефтяных месторождений) в разряд государств с динамично развивающейся экономикой.

Реформы сегодня ведутся по четырем основным направлениям:

  • «Габон Зеленый» (развитие ресурсосберегающих энергоэффективных технологий);
  • «Габон Индустриальный» (развитие обрабатывающих отраслей промышленности, привлечение инвесторов и современных технологий);
  • «Габон Услуг» (всестороннее развитие сферы услуг, в частности туризма);
  • «Габон Синий» (развитие морского хозяйства и экспорта рыбы и морепродуктов).

В настоящее время на фоне падения цен на нефть выполнение Программы стратегических реформ позволило Габону удержать экономический рост.

В ближайшие годы ожидается ввод в действие ряда крупных по национальным меркам предприятий (в сфере энергетики, горнодобывающей промышленности и др.). Предполагаемый объем инвестиций в экономику страны за 2012 — 2020 гг. — 20 миллиардов долларов США.

Габонским государством практикуется предоставление различного рода льгот крупным иностранным инвесторам при осуществлении экономической деятельности на территории страны. В частности, под масштабные проекты создаются специальные экономические зоны с льготным налоговым режимом.

Характерной особенностью последних лет является стремление государства к усилению своей роли в экономике. Все шире применяются различные меры госрегулирования, наращивается государственное участие в капитале крупнейших предприятий, действующих в стране. Предпринимаются попытки увеличения добавочной стоимости экспортируемой продукции путем повышения степени ее обработки на месте.

В целом политика руководства Габона встречает одобрение и внутри страны, и у иностранных партнеров. В отличие от других стран региона, Габон уже достаточно давно не получает от международных финансовых организаций какой-либо помощи на развитие, поскольку обеспечивает финансирование реализации своих проектов самостоятельно.

Что касается конъюнктуры рынка в разрезе белорусского экспорта, то Габон сегодня заинтересован в импорте продукции машиностроения (грузовые автомобили, дорожно-строительная, погрузочная и специальная техника и др.). Учитывая большое количество реализующихся в стране строительных и инфраструктурных проектов, страна нуждается в такой технике. Однако, принимая во внимание местную специфику, машины должны быть подготовлены к напряженным условиям эксплуатации, их поставка должна сопровождаться созданием складов запасных частей, а также обучением персонала, осуществляющего сервис.

Поставка товаров продовольственной группы. Габон в настоящее время нуждается в замороженных мясных продуктах, молоке, муке, растительном масле, сахаре, кондитерских изделиях. В настоящее время цены на габонском рынке продовольствия (которое практически полностью завозится из Европы морским путем) существенно завышены, таким образом, установление относительно невысокой цены позволило бы беспрепятственному входу на данный рынок.

Строительство социального жилья — один из национальных приоритетов. В настоящее время власти страны ведут работы по созданию во всех основных населенных пунктах комплексов социального жилья, возводимых с использованием блочно-модульных технологий. Государство намерено строить до 5 тысяч объектов социального жилья в год. Здесь активно работают компании из Франции, Турции, Марокко. Однако, на данный момент строительные организации вышли на мощности в 2 тысячи домов в год. Основным сдерживающим фактором является отсутствие технологий производства собственных дешевых материалов для строительства.

Электроэнергетика. В Габоне существует недостаток энергообеспечивающих мощностей, в силу чего государство весьма заинтересовано в строительстве электростанций. В качестве наиболее перспективных здесь рассматриваются гидро- и теплоэлектростанции, в то же время имеется интерес и к объектам возобновляемой энергетики (ветровая, солнечная, приливная и так далее). Такие станции позволят обеспечить электричеством население и действующие (строящиеся) горнодобывающие предприятия, имеющие для Габона стратегическое значение.

Переработка мусора. Проблемы перегруженности городских свалок и загрязнения окружающей среды заставляют местные власти привлекать специалистов для строительства мусороперерабатывающих заводов модульного типа с последующей выработкой электроэнергии.

При вхождении на рынок Габона белорусские экспортеры должны учитывать, что Габон входит в Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС). В соответствии с чем, таможенная стоимость, помимо прочих, обременена специальными налогами Сообщества: интеграционным налогом ЭКОЦАС (TCI) — 1%, налогом на вклад в интеграцию ЭКОЦАС (CCI) — 0,4%, налогом Организации по гармонизации коммерческого права в Африке (OAD) — 0,05%. С дополнительной информацией по таможенным формальностям и ограничениям белорусские заинтересованные могут ознакомиться на официальном сайте таможни Габона.

В настоящее время в Габоне действует программа по оценке соответствия экспорта (PROGEC). Согласно которой, каждая партия поставляемого в Габон товара должна сопровождаться сертификатом соответствия. Данный документ необходим при прохождении таможенной очистки. Несоблюдение этого правила может привести к серьезным задержкам в оформлении товаров и штрафов.

Официально санкционированным органом по выдаче сертификатов соответствия в Габоне является частная компания «Intertek». Регистрация товара в «Intertek» действительна в течение одного года. Поставки зарегистрированных продуктов освобождены от обязательного тестирования качества и могут быть только физически досмотрены.

Двусторонних торгово-экономических комиссий не создано. Экспорт характеризуются в основном поставками удобрений и продукцией металлургии, импорт отсутствует. Однако исходя из вышеизложенного, потенциал для белорусских заинтересованных все же имеется.

Основные институты тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД:

ECCAS — является единым экономическим пространством, которое предназначено для укрепления сотрудничества стран Центральной Африки в области промышленности, транспорта и связи, энергетики, сельского хозяйства, природных ресурсов, торговли, людских ресурсов, туризма, образования, науки и техники, культуры, таможенных и валютно-финансовых вопросов с целью достижения коллективной автономии, повышения уровня жизни, наращивания и поддержания экономической стабильности, а также укрепления взаимоотношений между государствами-членами.

Государства-члены: Ангола, Бурунди, Габон, Камерун, Республика Конго, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея.

CEMAC — является экономической зоной свободного передвижения товаров и людей (в процессе реализации). Государства-члены: Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея. На территории сообщества действует общий внешний тариф, разбивающий импортируемые товары на четыре категории:

  • I категория (0%) — товары первой необходимости;
  • II категория (10%) — сырье и оборудование;
  • III категория (20%) — посреднические и сложотехнические товары;
  • IV категория (30%) — потребительские товары.

Также действуют специфические налоги:

  • налог CEEAC — 0,4%;
  • налог CEMAC — 1%;
  • налог OHADA — 0,05%.

Тарифы на конкретные товарные позиции представлены на сайте Объединенной таможни СЕМАС.

OHADA — является институтом, оказывающим содействиев торговле, привлечении инвестиций, развитии предпринимательской инициативы и предоставляющим гарантии безопасности в правовой и судебной области через созданную единую правовую модель, действующую на территории государств-членов.

Таможня Габона — является регулирующим институтом по доступу товаров на территорию страны посредством тарифного (таможенные тарифы) и нетарифного (таможенные формальности и процедуры, акцизы и ограничения) регулирования.

На сайте таможни представлена информация о необходимых документах для импорта продукции, уплаты соответствующих налогов и пошлин и проведения таможенной очистки.

AGANOR — является государственным административным учреждением, отвечающим за разработку и реализацию государственной политики в области стандартизации и обеспечивающим соблюдение качества и безопасности потребительских товаров на территории страны.

В феврале 2016 г. Агентством была разработана и принята Программа по оценке соответствия импортируемой продукции принятым стандартам, действующим на территории страны (PROGEC). Программа введена для обеспечения соответствия всей импортной продукции техническим регламентам, утвержденным AGANOR и Международной организации по стандартизации.

Основные положения PROGEC:

  • каждая партия импортных товаров, содержащих регулируемые продукты, должна сопровождаться сертификатом соответствия, выданным «Intertek International Ltd.»;
  • проведение предотгрузочной инспекции импортируемых товаров.

Правительство Габона уполномочило осуществлять операции по предотгрузочной инспекции и выдаче сертификатов соответствия компанию «Intertek International Ltd.».

Сертификат соответствия, выданный минским филиалом «Societe Generale de Surveillance» (SGS), обладает той же юридической силой, что и сертификат, выданный компанией «Intertek International Ltd.». В соответствии с чем белорусские экспортеры могут обратится в офис компании SGS в г. Минске.

К содержанию

Сведения о торгово-экономическом сотрудничестве Габона с Республикой Беларусь 

В 2016 году Габон импортировал товаров на сумму 3,002 млрд. долларов США (снижение по сравнению с 2015 г. на 1,9%). При этом основными поставщиками продукции в Габон являются Китай — 642,4 миллионов долларов США (21,4%), Франция — 588,4 миллионов долларов США (19,6%), США — 198,1 миллионов долларов США (6,6%), Бенин — 141,1 миллионов долларов США (4,7%), Нидерланды — 120,1 миллионов долларов США (4%). Поставки товаров в Габон из Республики Беларусь в 2016 году произведены на сумму 204,7 тысяч долларов США, что составило 19,2% к 2015 году. Эффективность диверсификации – «минус» 501,8 тысячу долларов США — в 2016 году начаты поставки по 1 новой товарной позиции на сумму 160 тысяч долларов  США (автомобили грузовые), прекращены поставки по 1 товарной позиции на сумму 661,8 тысяч долларов США (удобрения азотные).

Экспорт Габона в 2016 году составил 4,395 миллиарда долларов США (снижение по сравнению с 2015 г. на 19,9%). Сальдо сложилось «положительным» — 1,393 миллиарда долларов США.

Экспортные позиции Габона в 2016 г.:

  • сырая нефть;
  • древесина;
  • марганец;
  • уран.

Импортные позиции Габона в 2016 г.:

  • машины и оборудование;
  • продукты питания;
  • химикаты;
  • строительные материалы.

Основные торговые партнеры Габона: Китай, Франция, США, Нидерланды, Италия, Тринидад и Тобаго, Австралия, Испания, Южная Корея, Бенин.

Линейка экспортируемых в Габон белорусских товаров достаточно стабильна. На протяжении длительного промежутка времени калийные и азотные удобрения покрывают более 90% стоимостного объема экспорта.

В 2016 году в структуре белорусского экспорта появилась группа  «автомобили грузовые», которые в общем объеме экспорта в 2016 году составили 78,2%  или в стоимостном выражении — 160 тысяч долларов США.

 

Максимальные доли белорусских товаров в основных позициях габонского импорта

Товарная позиция

Наименование товара

Стоимостной объем, тысяч долларов США

Доля Беларуси в габонском импорте, %

8704

Автомобили грузовые

160

0,005

3104

Удобрения калийные

44,7

0,001

 

 

В таблице представлен данные о взаимной торговле Габона и Беларуси:

Год

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2012

1630,7

1630,7

1630,7

2013

1813,8

1813,8

1813,8

2014

55,0

55,0

55,0

2015

1065,9

1065,9

1065,9

январь — сентябрь 2016

204,7

204,7

204,7

Темп, %

19,2

19,2

 

 

Перечень белорусских товаров, по которым имеется экспортный потенциал:

сухое и сгущенное молоко, сыр, йогурт; масло подсолнечное; консервированная рыба (за исключением селедки); кондитерские изделия (конфеты, печенье, зефир); вина виноградные, настойки; хлор для очистки воды; строительные краски, лаки; косметические средства, духи, туалетная вода; детали строительные, покрытия, пленка, трубы, шланги из пластмасс; трубы, трубки, шланги из резины; шины; сумочки дамские, чемоданы; салфетки, полотенца бумажные; канцелярские товары из бумаги и картона; ковры (коврики для молитв); одежда трикотажная; корсетные изделия; белье постельное, столовое, туалетное, кухонное; шторы, занавески; шали; брезенты, навесы, тенты; парики женские; санитарно-технические изделия; емкости для сжатого и сжиженного газа; металлоконструкции алюминиевые; наборы инструментов для розничной торговли; шкафы коммутационные; холодильники, морозильники; дорожная и строительная техника; сельскохозяйственная техника и навесное оборудование; трансформаторы электрические; системы бесперебойного питания; аккумуляторы; генераторы; мотопомпы; микрофоны, громкоговорители, усилители; видеорегистраторы; навигаторы; мониторы, проекторы; провода изолированные, кабели; оптоволоконные кабели; мотоциклы; контрольно-измерительные приборы; детские игрушки.

Основная причина сдерживания экспорта в 2016 году белорусских товаров в Габон — текущая рецессия экономики Габона из-за снижения цен на нефть.

Список ближайших выставок

 

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Федеративной Республике Нигерия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на рынке Габона и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by