Германия

 

                                                

                                        

Герб: представляет собой золотой щит с чёрным, обращённым вправо (геральдически) орлом с распростёртыми крыльями и опущенным оперением, с червлеными клювом, языком, лапами и когтями.

Установление о федеральном гербе и федеральном орле ФРГ было принято 20 января 1950 г., но оно содержит лишь описание. Сам же рисунок герба был принят 4 июля 1952 г. и полностью повторяет рисунок герба Германии образца 1928 г.

Орёл может изображаться без щита, тогда он называется федеральным орлом и имеет несколько другие очертания.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 3:5, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — чёрного, средней — красного и нижней — золотистого цвета.

Был утверждён 23 мая 1949 г.

  • Гимн: Государственный гимн Германии утверждён в 1991 г. Гимн представляет собой музыку Йозефа Гайдна в сочетании со стихами Гоффманна фон Фаллерслебена. Изначально мелодия Гайдна, сочинённая ещё в 1797 г., называлась «Песнь кайзера» (Kaiserlied) и посвящалась австрийскому императору Францу II. Фаллерслебен написал стихи «Германия превыше всего» в 1841 г. В 1952 г. третий куплет «Песни немцев» (исполнялся без слов) был принят в качестве национального гимна ФРГ. В образовашейся параллельно ГДР гимном стала песня «Возрождённая из руин» Ханнса Айслера на стихи Йоганнеса Бехера. После объединения двух германских государств третий куплет «Песни немцев» стал официальным гимном объединённой Германии.
  • Государственный язык: немецкий.
  • Географическое положение: Германия расположена в Центральной Европе, граничит с девятью странами (Данией, Нидерландами, Бельгией, Францией, Люксембургом, Швейцарией, Австрией, Чехией, Польшей). Ни у одной другой европейской страны нет большего количества соседей. На севере Германия имеет выход к Балтийскому и Северному морям. На юге она ограничена Альпами. Территория: 357,34 тысяч кв. км (четвертая по размерам страна ЕС после Франции, Испании и Швеции).
  • Административно-территориальное деление: на первом уровне деления находятся 16 земель, среди которых и 3 крупнейших немецких города: Бавария, Баден-Вюртембург, Берлин (город), Бранденбург, Бремен (город), Гамбург (город), Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн. Второй уровень представлен 429 районами, которые в землях Бавария, Баден-Вюртембург, Гессен, Саксония и Северный Рейн-Вестфалия объединены в 22 административных округа. Наконец, на третьем низшем уровне находится 12 141 община. В землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн часть общин объединены в амты, осуществляющие управление всеми входящими в их состав общинами. Таким образом, в этих землях часть общин управляется непосредственно районами, а часть управляется амтами.
  • Столица: г. Берлин. Крупнейшие города: Берлин (3,326 тысяч человек), Гамбург (1,718 тысяч человек), Мюнхен (1,365 тысяч человек), Кёльн (1,014 тысяч человек), Франкфурт-на-Майне (677 тысяч человек), Штутгарт (591 тысяча человек), Дюссельдорф (590 тысяч человек), Дортмунд (571 тысяча человек), Бремен (544 тысячи человек), Дрезден (518 тысяч человек), Лейпциг (510 тысяч человек), Ганновер (509 тысяч человек), Нюрнберг (490 тысяч человек), Дуйсбург (487 тысяч человек), Бохум (363 тысячи человек), Билефельд (327 тысяч человек), Бонн (308 тысяч человек) и др.
  • Государственное и политическое устройство: Федеративная Республика Германия — федеративная парламентская республика. Действует Основной закон (Конституция) от 23 мая 1949 г. Ряд поправок был внесен в 1994 г. вследствие объединения Германии. Глава государства — Федеральный президент, который избирается на 5 лет Федеральным собранием (состоит поровну из членов Бундестага и делегатов от парламентов земель). Выполняет представительские функции. 19 марта 2017 г. избран Франк-Вальтер Штайнмайер. Законодательная власть принадлежит Бундестагу, который избирается на 4 года. Половина депутатов избирается напрямую в избирательных округах, другая половина — по земельным партийным спискам. Последний состав Бундестага избран в 2017 г. Председатель с 24 октября 2017 г. — Вольфганг Шойбле. Функции верхней палаты парламента исполняет представительство земель — Бундесрат. Пост председателя занимают главы правительств земель поочередно, сроком на один год. С 1 ноября 2017 г. — Михаель Мюллер (бургомистр г. Берлина). Высший орган исполнительной власти — Федеральное правительство, возглавляемое Федеральным канцлером. В состав кабинета входят глава правительства и 15 министров. Федеральный канцлер Германии с ноября 2005 г. — Ангела Меркель (переизбрана в октябре 2009 г. и сентябре 2013 г., с 24 октября 2017 г. исполняет обязанности канцлер апо формированию нового Правительства).
  • Население: 80,5 миллиона человек, из них 9,1 миллиона человек — иностранцы. Этнический состав: подавляющее большинство населения Германия — немцы (91%). Также на территории страны проживают 2,5% турок, 0,9% граждан бывшей Югославии, 0,7% итальянцев, 0,4% греков, 0,3% поляков, 0,25% боснийцев, 0,2% австрийцев. Кроме того, в составе населения Германии есть датчане, сербы, венгерцы, русские и цыгане.
  • Религия: протестанты (33% населения), католики (33%), мусульмане (4%), иудеи — 108 тысяч человек.
  • Национальная валюта: евро (EUR, код 978).
  • Часовой пояс: UTC +1, летом UTC +2.
  • Телефонный код: +49.
  • Штрих-код: 400 — 440.
Государственные праздники:
  • 1 января — Новый год;
  • 6 января — День трёх королей (волхвов, в православной традиции);
  • 1 мая — День труда;
  • 3 октября — День германского единства;
  • 6 декабря — День святого Николая;
  • 25 — 26 декабря — Рождество.

Содержание:.

Германия находится в умеренном климатическом поясе. Северная часть представляет собой сформировавшуюся во время ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность). В центральной части к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы. Самая высокая точка Германии — гора Цугшпитце высотой 2 962 м — находится в Баварии. Самая низкая точка страны расположена на 3,54 метра ниже уровня моря в земле Шлезвиг-Гольштейн.

Почти треть площади страны покрыта лесами. Запасы леса в Германии составляют 3,4 миллиарда куб. м (это больше, чем в Финляндии или Швеции).

Более двух процентов территории занимают озера, реки и другие водоемы. Самая длинная река Германии — Рейн. На юго-западе она образует границу между Германией и Францией, дальше на север по ее берегам расположены города Бонн, Кельн и Дюссельдорф. Эльба, вторая по длине водная артерия, соединяет Дрезден, Магдебург и Гамбург и впадает в Северное море.

По территории протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.
 
Реки соединены каналами, наиболее известный из них — Кильский, соединяющий Балтийское и Северное моря. Самое крупное озеро — Боденское озеро, площадь которого составляет 540 кв. км, а глубина — 250 м.

Самой населенной землей является Северный Рейн-Вестфалия, где проживают 17,6 миллиона жителей.

Бавария, занимающая территорию 70,55 тысяч кв. км — самая большая федеральная земля в ФРГ.

Берлин, столица Германии, имеет самую большую плотность населения: 3 838 жителей на квадратный километр.

Из 16 субъектов федерации в Германии статус федеральных земель имеют в т.ч. три города: Берлин, Бремен и Гамбург. При этом самая маленькая федеральная земля, Бремен, имеет площадь 419 кв. км и насчитывает 657 тысяч жителей.

К числу наиболее развитых и мощных в экономическом отношении земель относятся Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, Бавария и Баден-Вюртемберг.

Федеральная земля Саар после Второй мировой войны находилась под протекторатом Франции и вошла в состав Германии лишь 1 января 1957 г. Шесть так называемых «новых федеральных земель», образованных на территории бывшей ГДР, вошли в состав ФРГ после объединения Германии в 1990 г.

Внешняя политика

Германия является страной-учредителем Европейского союза, членом валютного союза ЕС — еврозоны, членом ООН, ОЭСР, ОБСЕ, НАТО, «Большой семерки» и «Большой двадцатки».

Стратегические приоритеты — обеспечение лидерства ФРГ в ЕС и повышение ее роли на международной арене, укрепление европейского единства и трансатлантического партнерства, безопасности в Европе, поддержка демократии и прав человека.

К содержанию

Сведения об экономике страны

Экономическое положение (2017 г.): 

  • ВВП — 3 263 миллиарда евро (+2,2%);
  • ВВП на душу населения — 39,5 тысяч евро;
  • инфляция — 1,8%;
  • экспорт — 1 542,6 миллиарда евро;
  • импорт — 1 294,5 миллиарда евро;
  • сальдо — +248,1 миллиарда евро;
  • основные экспортные позиции: автомобили и запчасти к ним, машины, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, электроприборы, медицинская техника, оптика.

Экономика

Экономическая мощь Германии в значительной степени базируется на сильной промышленности и ее способности к инновациям. В промышленности и обрабатывающих отраслях трудятся 7,22 миллиона человек.

Германия обладает многоотраслевой, экспортоориентированной, высокоразвитой промышленностью и в отличие от многих других развитых стран целенаправленно проводит политику на сохранение ее относительно высокого удельного веса в производстве ВВП: в 2016 г. — 25,7% (для сравнения, по данным ОЭСР, в 2014 г. в США — 12,4%, во Франции — 11,2%, в Великобритании — 10,6%, в среднем по ЕС — 15,5%).

Среди наиболее развитых отраслей промышленности следует выделить:

  • автомобилестроение;

Германский автопром с его шестью мировыми автомобильными брендами «Volkswagen», «Audi» и «Porsche» (оба принадлежат «VW»), «BMW», «Daimler», а также «Opel» является одним из ведущих локомотивов глобального автомобилестроения. В целях обеспечения своей конкурентоспособности предприятия инвестируют миллиардные суммы в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Электромобильность, сетевая дигитализация, езда с помощью новейших технологий и самоуправляемые автомобили — таковы мегатренды автомобильного прогресса. В глобальном масштабе германские автоконцерны, имеющие большие рыночные доли автомобилей бизнес-класса и класса люкс, произвели в 2015 г. около 15,1 миллиона легковых автомобилей; экспортная квота германского автопрома превышает 77%.

  • производство промышленного оборудования и машиностроение, специализирующееся на разработке и выпуске комплексной продукции, прежде всего средств производства и инновационных производственных технологий;
  • химическая промышленность;

Например, концерн BASF, работающий на 390 производственных площадках в более чем 80 странах, является крупнейшим химическим концерном в мире.

  • электротехническая и электронная промышленность, которые, например, представляет концерн Siemens, в качестве глобального игрока активно действующий в 190 странах; его прикладные решения — от медицинской техники до возобновляемых источников энергии — признаны высоко инновационными.

Важнейшими экономическими центрами в Германии являются Рурская область, территории Большого Мюнхена и Большого Штутгарта (высокие технологии, автомобилестроение), Рейн-Неккар (химия, ИТ), Франкфурт-на-Майне (финансы), Гамбург (порт, авиастроение, СМИ). В новых землях сформировались небольшие, но эффективные высокотехнологичные центры, прежде всего в таких передовых городах и регионах, как Дрезден, Йена, Лейпциг, Лойна, Берлин-Бранденбург.

Список крупнейших германских предприятий (по обороту в 2015 г.) начинается с автоконцернов, которые и доминируют в нем: «Volkswagen» (1-е место), «Daimler» и «BMW» (2-е и 4-е место), «E.ON» (энергетика) на 3-м месте, «BASF» (химия) на 6-м месте и «Siemens» (электротехника) на 7-м месте. Места 5, 8 и 9 занимают торговые группы. На 10-м месте находится «Deutsche Telekom».

Генератором экономической мощи Германии считается инновационный потенциал промышленности. Так называемая стратегия в области высоких технологий Федерального правительства ФРГ способствовала активизации усилий в области НИОКР с участием как предприятий, так и государства. В целом в 2014 г. (наиболее актуальные из имеющихся в настоящее время данных) федеральное правительство, правительства федеральных земель и экономика (субъекты хозяйствования) вложили в исследования и инновации 84,0 миллиарда евро, что соответствует 2,9% ВВП. При этом две трети выделяемых на исследования средств финансируются субъектами хозяйствования (преимущественно крупными концернами), что является отличительной чертой германской системы финансирования исследований. Среди других стран ОЭСР Германия по этому показателю занимает 5-е место, опережая США и далеко опережая Францию и Великобританию. Среди крупных стран-конкурентов только Южная Корея и Япония имеют более высокие показатели по НИОКР.

Германия считается «чемпионом Европы» по изобретательству. В 2014 г. германские предприятия подали в Европейское патентное ведомство в г.Мюнхене около 32 000 заявок на патенты. В том же году в Германском ведомстве по патентам и товарным знакам (DPMA) были зарегистрированы 65 958 изобретений — новый рекорд. Самыми активными были смежники автопрома Bosch (4 000 заявок) и группа Schaeffler (2 518). В целом в 2014 г. действовали ровно 116 702 немецких патента. Сюда следует добавить 458 042 действующих в Германии патента, заявки на которые были поданы через Европейское патентное ведомство.

Малые и средние предприятия — основа экономики

Несмотря на наличие множества глобальных игроков и крупных экономических флагманов характерной чертой в структуре экономики остаются 3,6 миллиона малых и средних предприятий (МСП). Почти 99,6% количества предприятий страны — это малый и средний бизнес. К этой категории в Германии относятся фирмы с оборотом менее 50 миллионов евро и с менее чем 500 работниками.

Во многих рыночных нишах германские малые и средние предприятия часто выступают в роли «hidden champions» («скрытых чемпионов»), лидеров европейского и мирового рынка с инновационной продукцией. Прочное место в структуре германской экономики занимает креативная сфера. Она, часто в виде небольших предприятий с небольшой капитализацией, играет передовую роль на пути к цифровой, основанной на знаниях экономике и считается важным источником новаторских идей. Международным хотспотом «креативной промышленности» и стартапов является Берлин с его более чем 28 000 предприятий.

Экономика Германии находится на пороге четвертой промышленной революции. Благодаря интернету реальный и виртуальный миры срастаются в «интернет вещей». Одной из стратегических целей федерального правительства в настоящее время является поддержка экономики и науки в реализации идей концепции «Индустрия 4.0», которая призвана сохранить в перспективе лидерство германской промышленности на мировых рынках готовой продукции, обеспечить позиционирование Германии в качестве ведущего поставщика новейших технологий и производственной площадки будущего.

Развитие экономики Германии в 2017 г.

Развитие экономики Германии в 2017 г. характеризовалось устойчивым и динамичным ростом. ВВП увеличился на 2,2% и вырос восьмой год подряд (2016 г. +1,9%), при этом темпы роста были выше средних значений за последние десять лет.

Преодолев впервые в 2015 г. отметку в 3 триллиона евро, в 2017 г. ФРГ удалось «приумножить» успех и ВВП достиг уровня 3 триллиона 263,4 миллиарда евро. Производство ВВП на душу населения выросло по сравнению с 2016 г. на 3,4% и составило 39,5 тысяч евро (при этом численность населения также увеличилось на 0,4%, преимущественно за счет притока мигрантов).

Доминирующее положение в структуре производства ВВП занимает сфера услуг 68,8% (образование, здравоохранение, государственные услуги, торговля, транспорт, промышленные услуги, информационно-коммуникационные услуги, финансовые и страховые услуги). Вторым по значимости крупным сектором экономики является промышленность 25,6%, строительство, сельское и лесное хозяйство занимают в структуре производства ВВП соответственно 4,9% и 0,7%.

Рост ВВП обеспечен за счет роста таких базовых отраслей экономики, как промышленность (+2,5%) и строительство (+2,2%). Еще более успешно развивался сектор услуг, производство ВВП в котором соответственно увеличилось: информационно-коммуникационные услуги на 3,9%, торговля, транспорт, гостиничное хозяйство на 2,9% и государственные услуги, образование, здравоохранение на 2,1%. 

Из-за неблагоприятных погодных условий и падения мировых цен на многие виды сельскохозяйственной продукции объемы производства в сельском и лесном хозяйстве сократились на 0,7%. 

Основным источником благоприятного развития германской экономики в 2017 г., как и в предыдущие годы, все больше становится внутренний спрос, который был обеспечен ростом расходов как домашних хозяйств (+2,0%), так и государства (+1,4%). Однако наибольший вклад внес рост капитальный инвестиций (+3,0%), при этом инвестиции в строительство выросли на 2,6%, а в машины, оборудование, приборы и транспортные средства — на 3,5%, в исследования и развитие — на 3,5%. Общий объем капиталовложений составил порядка 20,3% ВВП. 

Производство ВВП обеспечивали 44,3 миллиона работающих, что является самым высоким показателем с момента объединения страны.

В 2017 г. в экономике страны было занято на 638 тысяч человек или 1,5% больше, чем в 2016 г., что является продолжением более чем десятилетней тенденции роста занятости в стране. Таким образом, рост занятости местного населения и миграция иностранной рабочей силы из стран Восточной Европы-членов ЕС позволяют сгладить негативные демографические процессы.

В течение года в Германии официально безработными (в соответствии с «Кодексом социального права») были зарегистрированы 2,5 миллиона человек, что меньше, чем в 2016 г. на 158 тысяч человек (— 5,9%). Среднегодовая квота безработицы по отношению ко всем занятым снизилась с 6,1% в 2016 г. до 5,7% в 2017 г.

Начавшийся в начале 2017 г. сдержанный рост мировых цен на нефть способствовал также умеренному росту цен на потребительские товары, которые увеличились в Германии по результатам года на 1,8%.

Оживление мировой экономической конъюнктуры и динамичный рост германской промышленности способствовали росту экспорта товаров и услуг, который увеличился в 2017 г. на 4,7% и составил 1 542,6 миллиарда евро. Темпы роста импорта были еще выше (+5,2%), он достиг уровня в 1 294,5 миллиарда евро. 

Германия сохранила традиционно положительное сальдо внешней торговли (1952 — 2017 гг.), которое составило в 2017 г. 248,1 миллиарда евро (при этом в торговле товарами положительное сальдо равно 268 миллиарда евро, а в сфере услуг сложилось отрицательное сальдо в размере 20 миллиардов евро).

Федеральное правительство и в 2017 г. жестко следовало провозглашенной политике сокращения долговых обязательств государства (в период с 1991 по 2013 г. государственный бюджет был дефицитным, а государственный долг достигал в 2010 г. 80,9% ВВП). Предметом особой гордости правительства является обеспечение четвертый год подряд профицита государственного бюджета, который составил в 2017 г. рекордную сумму в 38,4 миллиарда евро или 1,2% ВВП (в 2016 г. — 0,8%). Германии удалось также достичь прогресса в сокращении долговых обязательств государства, накопленных в предыдущие годы. Внутренний государственный долг сократился до 64,8% ВВП (в 2016 г. — 68,1%). 

Выводы:

  • Германии удалось обеспечить динамичный рост ВВП и занятости населения; дальнейшее развитие мощной промышленности (25,6% производства ВВП, что значительно выше среднестатистического показателя по ЕС, которое составляет по данным ОЭСР 15,5%); огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса; профицит государственного бюджета; сокращение государственного долга; самую низкую с 1991 г. квоту безработицы; 
  • в 2017 г. Германия подтвердила курс на укрепление своих позиций в качестве самой крупной экономики ЕС: ВВП Германии составил 29% производства ВВП в еврозоне и 21% производства ВВП всеми странами-членами ЕС (28 стран).

Прогноз развития экономики Германии в 2017 г.

Как следует из осеннего прогноза Федерального правительства на 2017 г., германская экономика находится на устойчивом, «широко развернутом» подъеме. Производственные мощности достаточно хорошо загружены, растет занятость, потребительские цены относительно стабильны. В этой связи правительство прогнозирует, что в текущем году ВВП вырастет на «солидные» 2 % (в 2018 г. — 1,9%).

По словам Федерального министра экономики и энергетики Германии Б. Циприс, «позитивный тренд экономической конъюнктуры в стране обрел широту и динамичность. Эта тенденция сохранится и на ближайшие годы. Наметившийся рост мировой экономики способствовал оживлению экспорта, что, в свою очередь, стимулировало инвестиционную деятельность частных инвесторов. Активно растет занятость: в прошедший легислатурный период количество работающих выросло на 2,5 миллиона человек. Доходы также стабильно растут».

На этом фоне в 2017 г. ожидается рост германского экспорта на 3,5% и в 2018 г. — на 4,0%. В связи с динамичным спросом на внутреннем рынке, по прогнозам правительства, темпы увеличения импорта превысят темпы роста экспорта (в 2017 г. — 4,4%, в 2018 г. — 4,7%). Внешняя торговля по-прежнему сохраняет важной значение для экономической конъюнктуры в стране.

В январе — октябре 2017 г. экспорт составил 1 062,2 миллиарда евро, импорт — 859,0 миллиардов евро. По сравнению с соответствующим периодом 2016 г. экспорт вырос на 6,3%, импорт — на 8,7%. Традиционно положительное сальдо сложилось в размере 203,2 миллиарда евро.

В связи с существенным ростом экспорта и высокой загрузкой мощностей в промышленности ожидается повышение инвестиционной активности предприятий. По прогнозам правительства, в 2017 г. инвестиции в оборудование вырастут на 2,0%, а в 2018 г. «ускорятся» до 3,7%.

Благоприятные рамочные условия складываются и для инвестиций в строительной отрасли. Низкие ставки банковских кредитов и высокий спрос на жилье способствуют росту инвестиций в строительство, которые увеличатся в 2017 г. на 4,3%, в 2018 г. — на 3,4%.

Позитивные тенденции развития экономики способствуют значительному росту занятости: в 2017 г. будет создано 660 тысяч новых рабочих мест, а в 2018 г. на работу будет принято еще 495 тысяч человек. Прогнозируется, что число работающих составит 44,8 миллиона человек. Число безработных (в октябре 2017 г. — 2,6 миллиона человек) сократится в 2017 г. на 155 тысяч человек, а в 2018 г. — на 70 тысяч человек.

Рост занятости и зарплат благоприятствует увеличению потребительских расходов населения, которые, по прогнозам правительства, вырастут в 2017 г. на 1,8%, а в 2018 г. «добавят» еще 1,6%. 

В связи с увеличением цен на энергоносители и продукты питания в 2017 г. несколько вырастут потребительские цены: в текущем году на 1,8% и на 1,6% — в 2018 г. (после 0,5% — в 2016 г.). 

Основные показатели осеннего прогноза Федерального правительства Германии (в %)

Показатели

2016

2017

2018

ВВП

1,9

2,0

1,9

Потребительские расходы частных хозяйств

2,1

1,8

1,6

Потребительские расходы государства

3,7

1,6

1,7

Инвестиции (всего)

3,1

3,5

3,6

из них: на оборудование

2,2

2,0

3,7

в строительство

2,7

4,3

3,4

Экспорт

2,6

3,5

4,0

Импорт

3,9

4,4

4,7

Индекс потребительских цен

0,5

1,8

1,6

Количество работающих (в миллионах человек)

43,6

44,3

44,8

Количество безработных (в миллионах человек)

2,69

2,54

2,47

Деловой климат. Инвестиционная политика

Деловой климат Германии характеризуется развитостью внутреннего промышленного и потребительского рынка, практикой налоговых дисконтов и преференций компаниям, которые работают с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также невмешательством государства во внутренние дела частных компаний.

Одним из главных преимуществ немецкого рынка эксперты называют также ставку на частный бизнес, главным образом на малые и средние предприятия. Экономика Германии обладает большим инновационным потенциалом, страна производит высокотехнологичные товары, которые пользуются спросом как на локальном, так и на мировом рынке.

Экономическая стабильность Германии является главным фактором для привлечения инвестиций. Так, по данным Bundesbank, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Германии в июле 2016 г. равнялся 16 миллиардов евро. С 1971 по 2016 гг. этот показатель составлял в среднем 2,26 миллиарда евро в месяц. Жесткая правовая система и прозрачная схема проведения сделок защищают иностранные инвестиции от рисков махинаций при смене прав собственности. Имея крупный внутренний рынок и свободный доступ к растущим рынкам ЕС, страна привлекает масштабные инвестиции в свою экономику.

О внешней торговле Германии в 2016 г.

Германская экономика является в значительной степени экспортоориентированной. По данным Федерального статистического ведомства, каждое четвертое рабочее место зависит от экспорта. Одновременно Германия, как не очень богатая сырьевыми ресурсами страна, также зависима от импорта, особенно в энергетической сфере (нефть, природный газ).

Сдержанный спрос на внешних рынках, а также угрозы, возникшие в связи с предстоящим выходом Великобритании из ЕС, не способствовали росту объемов внешнеторговых операций. По результатам 2016 г. экспорт товаров вырос на «скромные» 1,1%, а импорт — на 0,6%. Объемы экспорта в 2016 г. составили 1 207,0 миллиардов евро (многие годы страна лидировала в мировом рейтинге, в настоящее время его возглавляет Китай, экспорт которого в 2016 г. составил 2 097,4 миллиарда долларов США), импорта — 954,6 миллиарда евро. Экспортная квота равна 38,5%, импортная — 30,5%. Экспорт в расчете на душу населения составил 14 688 евро, импорт — 11 682 евро.

Характерной особенностью внешней торговли Германии является большое положительное сальдо торгового баланса, которое достигло в 2016 г. очередного рекордного уровня в 252,4 миллиарда евро (8,1% ВВП).

Справочно:

В течение 64 лет (1952 — 2016 гг.) Германия имеет положительное сальдо торгового баланса. Особенно быстрыми темпами оно стало увеличиваться с 2000 г. — 59,1 миллиарда евро до 252,4 миллиарда евро — в 2016 г. или в 4,3 раза. Удельный вес сальдо в ВВП увеличился, соответственно, с 2,8 до 8,1%.

Для сравнения, среди стран ЕС в 2016 г. положительное сальдо внешнеторгового баланса имеют также Нидерланды — 59 миллиардов евро; Италия — 51 миллиард евро; Ирландия — 47 миллиардов евро; Бельгия — 26 миллиардов евро. Одновременно среди стран-членов ЕС есть много государств, имеющих большое отрицательное сальдо: Португалия — 11 миллиардов евро; Греция —19 миллиардов евро; Испания — 20 миллиардов евро; Франция — 65 миллиардов евро; Великобритания — 204 миллиарда евро.

В течение последних лет Германия подвергается критике со стороны МВФ и ЕК за слишком большое положительное сальдо торгового баланса, что, по их мнению, угрожает дисбалансами в развитии мировой и особенно европейской экономики.

Справочно:

В 2016 г. наибольший дефицит в торговле с Германией сформировался у Великобритании — 50,4 миллиарда евро; США — 49,2 миллиарда евро; Франции —35,6 миллиарда евро; Австрии — 21,2 миллиарда евро.

Сама Германия имеет отрицательное сальдо в торговле с такими странами, как Китай — 17,6 миллиарда евро, Россия — 4,9 миллиарда евро, Нидерланды — 4,5 миллиарда евро.

Региональная структура внешней торговли Германии (по континентам) выглядит следующим образом: доминирующее положение занимает торговля с европейскими партнерами, на которые приходится 68% экспорта и 69% импорта; на торговлю со странами Азии, Австралией и Океанией приходится 17,5% экспорта и 20,6% импорта; на американский континент — 12,2% экспорта и 8,7% импорта; наименьшие объемы торговли приходятся на Африку, удельный вес которой в экспорте — 2,0% и импорте — 1,7%.

Первыми пятью важнейшими торговыми партнерами Германии по экспорту являются: США (в 2016 г. — 106,9 миллиарда евро), Франция (101,4 миллиарда евро), Великобритания (86,1 миллиарда евро), Нидерланды (79,1 миллиарда евро) и Китай (76,1 миллиарда евро).

В наибольших объемах Германия импортирует из Китая (93,8 миллиарда евро), Нидерландов (83,6 миллиарда евро), Франции (65,8 миллиарда евро), США (57,8 миллиарда евро) и Италии (51,8 миллиарда евро).

Основные статьи импорта Германии:

В 2016 г. в товарной структуре германского импорта первые три места заняли: автомобили и запасные части к ним; компьютерная техника (оборудование для обработки данных, другое электрическое оборудование); машины и оборудование.

Среди основных статьей импорта Германии, которые соотносятся с экспортными возможностями Беларуси, следует назвать:

  • сырую нефть (импортером белорусской нефти является нефтеперерабатывающий завод «ПСК Раффинери ГмбХ», г. Шведт-на-Одере, нефть экспортируется ГПО «Белоруснефть» по нефтепроводу «Дружба»);
  • изделия из недрагоценных металлов: прутки из нелегированной стали горячекатаные, проволока из нелегированной стали, скрученная проволока из черных металлов, трубы, трубки, профили (реализацией продукции ОАО «БМЗ» на германском рынке успешно занимается ее дилер — фирма «Белашталь» ГмбХ);
  • азотные удобрения, стекловолокно (поставки осуществляют предприятия концерна «Белнефтехим», которые в последние годы снизили объемы поставок на германский рынок);
  • продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности: лесоматериалы продольно-распиленные, пиломатериалы, ДСП, ДВП, фанера, древесина топливная, тара из древесины, мебель и ее части (поскольку Германия располагает самыми крупными в Европе запасами древесины — 3,7 миллиарда куб. м, при этом ежегодный прирост леса составляет более 120 миллионов куб. м, а вырубка — 50 — 53 миллионов куб. м, страна не испытывает недостатка в сырье. По этой причине поставка белорусской продукции возможна только по привлекательным ценам при обеспечении надлежащего качества);
  • текстильные изделия (с учетом больших объемов поставок китайской текстильной продукции на рынок стран ЕС, включая Германию, белорусская продукция может экспортироваться, только выдерживая ценовую конкуренцию при обеспечении необходимого качества) (данные Федерального статистического ведомства Германии в июне 2017 г.).

Белорусско-германские двусторонние отношения

Политические отношения

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия были официально установлены в 1992 г. В том же году в Минске было открыто посольство Германии. Посольство Республики Беларусь располагается в Берлине, действует генеральное консульство в Мюнхене.

Первые официальные дипломатические контакты между двумя странами состоялись в 1923 г., когда представитель России в Германии Н. Крестинский, будучи уполномоченным правительством БCCР, вручил верительные грамоты Президенту Германии Ф. Эберту.

Германия одной из первых признала независимость Республики Беларусь в 1992 г. В этом же году в ходе визита в Минск министра иностранных дел Х.-Д. Геншера было подписано Соглашение о дипломатических отношениях, и в этом же году Беларусь и Германия обменялись послами: в апреле 1992 г. приступил к работе Р. Краус — первый иностранный посол в Минске. В январе 1993 г. посол П. Садовский вручил верительные грамоты президенту Германии Р. фон Вайцзеккеру. Символично, что он стал первым послом суверенной Беларуси за рубежом.

В начале нового этапа в развитии дипломатических отношений между Беларусью и Германией было условлено, что немецкая сторона будет использовать в качестве официального название «Republik Belarus» вместо «Weissrussland» или «Byelorussland», которые не отвечали новым реалиям. МИД Германии разослал соответствующую инструкцию-разъяснение для использования в немецком делопроизводстве. Это было важное политическое и не только филологическое уточнение — проявление уважения к стране и шаг к большему пониманию немцами событий, происходивших на пространстве бывшего СССР.

Важный вклад в развитие двусторонних отношений внесли рабочие визиты Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Германию в 1996 и 1998 гг. Активизации и расширению сфер взаимодействия в значительной степени способствовали регулярные контакты между МИДами, другими министерствами и ведомствами двух стран.

Таким образом, Германия формально является для Беларуси одним из старейших партнеров в области международных отношений. В геополитическом плане германская сторона рассматривает отношения с Беларусью как составной элемент общей восточной политики страны.

В настоящее время белорусско-германское взаимодействие является важным фактором в комплексе отношений между Беларусью и Европейским союзом и занимает значительное место во внешнеполитической стратегии республики. Двусторонние отношения имеют богатую и насыщенную историю развития и обладают значительными возможностями. Потенциальные положительные тенденции в двусторонних отношениях определялись такими условиями, как наличие общей границы у Беларуси с ЕС, накопленный опыт и традиции политического, торгово-экономического, культурного, гуманитарного взаимодействия, существование договорно-правовой базы сотрудничества, наличие общих интересов в сфере энергетической безопасности.

Договорно-правовая база двусторонних отношений

 

Название документа

Дата подписания

Дата вступления в силу

 

Действующие межгосударственные и межправительственные договоры

 

 

1.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о дипломатических отношениях

13.03.1992

13.03.1992

2.

Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники

02.04.1993

08.11.1993

3.

Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций

02.04.1993

23.09.1996

4.

Совместное заявление Правительства Республики Беларусь и Правительства Земли Бранденбург Федеративной Республики Германия об экономическом сотрудничестве

22.10.1993

22.10.1993

5.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о содействии сотрудничеству в целях смягчения последствий аварии на атомном реакторе в Чернобыле

03.03.1994

03.03.1994

6.

Совместное заявление об основах отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия

25.08.1994

25.08.1994

7.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в решении проблем ликвидации ядерного оружия

28.06.1996

30.09.1996

8.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о международном пассажирском и грузовом автомобильном сообщении

01.10.1996

08.07.1997

9.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о воздушном сообщении

03.12.1997

09.09.2000

10.

Договор об установлении двусторонних орденских отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия

27.05.1997

27.05.1997

11.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

30.09.2005

31.12.2006

12.

Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия

11.02.2009

11.02.2009

13.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия от 11 февраля 2009 г.

07.09.2009

07.09.2009

14.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оказания международной технической помощи в модернизации системы физической защиты государственного научного учреждения «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Национальной академии наук Беларуси

26.06.2012

27.06.2012

 

Действующие межведомственные договоры

 

 

15.

Соглашение между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия о сотрудничестве таможенных органов в области подготовки и повышения квалификации таможенных кадров

07.06.1994

07.06.1994

16.

Соглашение между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь Республики Беларусь и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия о сотрудничестве таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотиков

07.06.1994

07.06.1994

17.

Пагадненне аб супрацоўніцтве ў галіне статыстыкі паміж Міністэрствам статыстыкі і аналізу Рэспублікі Беларусь и Федэральным статыстычным упраўленнем Федэратыўнай Рэспублікі Германія

12.05.1995

12.05.1995

18.

Сумесная заява Міністэрства адукацыі і навукі Рэспублікі Беларусь і Федэральнага Міністэрства адукацыі, навукі, даследаванняў і тэхналогій Федэратыўнай Рэспублікі Германія аб арганізацыі навукова-тэхнічнага супрацоўніцтва

18.03.1996

18.03.1996

19.

Пратакол аб супрацоўніцтве паміж Камітэтам па архівах і справаводству пры Савеце Міністраў Рэспублікі Беларусь і Бундэсархівам Германіі

08.07.1996

08.07.1996

20.

Соглашение между Министерством обороны Республики Беларусь и Федеральным Министерством обороны Федеративной Республики Германия об обучении военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь в учебных заведениях бундесвера в рамках программы помощи по военному обучению

01.10.1996

01.10.1996

21.

Соглашение между Министерством обороны Республики Беларусь и Федеральным Министерством обороны Федеративной Республики Германия об организации и условиях приема официальных делегаций и рабочих групп

01.10.1996

01.10.1996

22.

Договор об использовании архивных данных между Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь и Объединением «Саксонские мемориалы» (ФРГ)

15.12.2004

15.12.2004

 

Подписанные, но не вступившие в силу межправительственные договоры

 

 

23.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о культурном сотрудничестве

03.03.1994

 

24.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и иными опасными преступлениями

04.04.1995

 

25.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об уходе за военными могилами

28.06.1996

 

О белорусско-германском торгово-экономическом сотрудничестве

Германия является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси (четвертое место по объему товарооборота после России, Украины и Китая). В 2013 г. товарооборот достиг рекордного в истории двусторонних отношений уровня в 4,8 миллиарда долларов США.

Относительно высокие цены на энергоносители и обусловленное этим оживление мировой экономической конъюнктуры, а также динамичное развитие экономики Беларуси и Германии способствовали в 2017 г. существенному приросту объемов белорусско-германской торговли. После трехлетнего перерыва (спада) 2017г. отмечен значительным ростом двустороннего товарооборота за счет динамичного роста как экспорта, так и импорта.

Динамика товарооборота в 2013 — 2017 гг. (миллионов долларов США)

 

 

2013

 

 

2014

 

 

2015

 

 

2016

 

2017

2017 к 2016, в %

Товарооборот

 4788,0

4119,5

2471,7

2276,3

2846,1

125,0

Экспорт

 1753,5

1654,1

1086,2

944,2

1118,1

118,0

Импорт

 3034,5

2465,4

1385,5

1332,1

1728,0

129,7

Сальдо

-1281,0

-811,3

-299,3

-387,9

-609,9

 

В 2017 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Германией составил 2 846,1 миллиона долларов США и вырос по сравнению с 2016 г. на 25,0%, экспорт — 1 118,1 миллиона долларов США (+18,0%), импорт — 1 728,0 миллиона долларов США (+29,7%). Сальдо — минус 609,9 миллиона долларов США.

Экспорт важнейших товаров в 2016 — 2017 гг. (миллионов долларов США)

Товар

2016

2017

2017 к 2016 в %

Лесоматериалы продольно-распиленные

45,7

62,9

+37,6

Проволока из нелегированной стали 22,6 37,0 +63,0
Прутки из легированной стали 8,7 18,7 рост в 2,1 раза
Мебель и ее части 26,6 35,5 +33,5

Полиамиды

9,0

16,7

рост в 1,9 раза

Наиболее значимыми статьями экспорта в Германию в 2017 г. являлись:

  • минеральные продукты (54,6%);
  • продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (13,2%);
  • недрагоценные металлы и изделия из них (11,7%);
  • машины, оборудование, аппаратура и инструменты (6,6%);
  • продукция химической промышленности (4,8%);
  • текстиль и текстильные изделия (3,0%);
  • продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности (2,4%).

Импорт важнейших товаров в 2016 — 2017 гг. (миллионов долларов США)

Товар

2016

2017

2017 к 2016, в %

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи 50,4 52,1 +3,4

Прицепы и полуприцепы

33,9

51,5

+51,9

Двигатели и генераторы электрические

14,2

51,2

рост в 3,6 раза

Тракторы и седельные тягачи

8,3

47,3

рост в 5,7 раза

Автомобили легковые

15,5

42,2

рост в 2,7 раза

Импорт носит ярко выраженный инвестиционный характер. Германия является для Беларуси партнером номер один по поставкам высокотехнологичного оборудования для модернизации производственной базы белорусских предприятий.

В товарной структуре импорта традиционно преобладают:

  • машины, оборудование, транспортные средства, аппаратура и инструменты (55,3%);
  • химическая продукция (24,3%);
  • недрагоценные металлы и изделия из них (6,9%);
  • продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности (5,6%);
  • продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (2,6%);
  • текстиль и текстильные изделия (2,2%).

Важным направлением двустороннего экономического взаимодействия является сфера услуг, где обеспечивается устойчиво положительное сальдо для Беларуси.

В январе — ноябре 2017 г. экспорт услуг вырос на 18,3% и составил 318,7 миллиона долларов США, импорт — на 17,3% (95,5 миллиона долларов США). Традиционно положительное для Беларуси сальдо составило 223,2 миллиона долларов США, что на одну треть компенсирует отрицательное сальдо в торговле товарами.

В общем объеме экспорта услуг традиционно доминирующее положение занимают транспортные услуги (70%), значителен также удельный вес компьютерных и телекоммуникационных услуг (20%).

Германия традиционно входит в число наиболее крупных инвесторов в экономику Республики Беларусь.

Созданы благоприятные рамочные условия для связанного долгосрочного кредитования проектов в Беларуси, реализуемых с использованием странового плафонда по линии «Ойлер Гермес».

Благодаря соблюдению Беларусью кредитно-финансовой дисциплины лимит страховых поручительств по экспортным кредитам в 2016 — 2017 гг. сохранился на уровне 80 миллионов евро (при ориентировочном объеме финансирования одного проекта до 10 миллионов евро) с возможностью использования при превышении установленного лимита невыбранной в предыдущий период квоты и рассмотрения в каждом конкретном случае возможности увеличения допустимого лимита.

Германской стороной улучшены рамочные условия предоставления страхового покрытия для Беларуси — плафонд выделяется без ограничения по времени (ранее устанавливался на полгода), вопрос об очередном выделении страхового покрытия экспортных сделок может рассматриваться при наличии потребности.

В Беларуси зарегистрировано более 300 предприятий с участием германского капитала. В их уставные фонды с момента регистрации внесено 306,9 миллиона долларов США (по состоянию на 1 января 2017 г.).

Среди крупнейших германских инвесторов в Беларуси — компании «Henkel AG & Co. KGaA» (участвует в СП «Хенкель Баутехник», производство строительных материалов в г. Заславле), «Linde AG» (владеет «Линде Газ Бел», производство промышленных и медицинских газов в СЭЗ «Брест»), «Remondis AG & Co. KG» (участвует в СП «Ремондис Минск», сбор, транспортировка и переработка вторсырья в г. Минске), «Carl Zeiss AG» (участвует в СП «Цейсс-БелОМО», производство оптики в г. Минске), «Saria Bio-Industries AG & Co KG» (участвует в СП «Сария Био-Индастрис», переработка животного сырья, производство кормовой муки, технического животного жира в Березовском районе), «Fielmann AG» (участвует в СП «Фильманн-БелОМО Минск», производство оптики).

Кроме того, в стране зарегистрировано 90 представительств германских фирм. Крупнейшие из них: «БАСФ», «Сименс», «Бош», «Байер», «Коммерцбанк», «Бионорика».

В 2016 г. из Германии привлечено инвестиций на сумму 103,4 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 92,5 миллиона долларов США, прямых на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) — 26,9 миллиона долларов США.

В январе — сентябре 2017 г. привлечено инвестиций на сумму 71,7 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 64,8 миллиона долларов США, прямых на чистой основе — 23,8 миллиона долларов США.

Среди наиболее значимых инвестиционных проектов, реализованных в последнее время совместно с германскими фирмами — строительство немецкой компанией «Юниферм» дрожжевого комбината в г. Слуцке (введен в эксплуатацию в июне 2017 г., общий объем инвестиций — порядка 35 миллионов долларов США).

На данном этапе германские инвесторы проявляют повышенный интерес к Индустриальному парку «Великий камень». В октябре 2017 г. новым резидентом парка стала немецкая компания «Ланц Мануфактур», которая намерена реализовать инвестиционный проект по производству светодиодных элементов. Германская фирма «Диффенбахер» планирует организовать в парке инновационное производство композитных материалов. Ожидается вхождение в число акционеров СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» логистического оператора крупнейшего речного порта Европы компании «Дуйспорт».

Свою деятельность в ФРГ осуществляют 6 представительств белорусских субъектов хозяйствования:

  • «Белашталь Аусенхандель ГмбХ» (БМЗ);
  • «Белимпекс Хандельс ГмбХ» (МТЗ);
  •  НАК «Белавиа»;
  • «БМА — Шпедицион ГмбХ» (ОАО «Белмагистральавтотранс»);
  • ОАО «АСБ «Беларусбанк»;
  • компания «БелАЗ-Европа» (совместное предприятие «БелАЗа» с германским «ITB Ruff Consulting» и эстонским «RTE OU»).

В 2013 г. белорусская компания «Алютех» приобрела крупного германского производителя промышленных ворот — фирму «Guenther-Tore» вместе с ее дочерними сбытовыми предприятиями в Германии, Франции и Австрии. В числе других белорусских инвесторов в ФРГ — компании «Fenox Global Group» (логистический комплекс), «SIS Group International» (логистический центр), «БИТ-Юнион» (транспортно-логистический центр), «Милавица» (сеть магазинов).

Объем инвестиций из Республики Беларусь в Германию в 2016 г. составил 40,9 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 11,2 миллиона долларов США, в первом полугодии 2017 г. — 17,1 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 5,6 миллиона долларов США.

Беларусью и Германией учрежден ряд институциональных механизмов поддержки экономического сотрудничества:

  • Белорусско-германский совет экономического сотрудничества;
  • Белорусско-германская рабочая группа по торговле и инвестициям;
  • Белорусско-германская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству;
  • Белорусско-германская смешанная комиссия по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов;
  • Белорусско-германский энергетический форум;
  • Деловой совет «Беларусь — Саксония»;
  • Белорусско-германский неправительственный совет делового сотрудничества.

В 1992 г. образован Белорусско-германский совет экономического сотрудничества (БГЭС). Его деятельность была приостановлена по инициативе германской стороны в 1996 г. и возобновлена в 2009 г. Последнее заседание Совета состоялось в г. Берлине 8 июля 2010 г. Председателем белорусской части с 2012 г. является Министр иностранных дел Макей В.В. Германская сторона воздерживается от назначения сопредседателя БГЭС на уровне представителя руководства Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ, ссылаясь на отсутствие в настоящее время вопросов, требующих рассмотрения на межгосударственном уровне.

На регулярной основе проходят заседания созданной в рамках БГЭС Белорусско-германской рабочей группы по торговле и инвестициям. За период деятельности Рабочей группы проведено 15 заседаний, последнее из которых состоялось 6 декабря 2017 г. в г. Берлине. Председателем белорусской части Рабочей группы является заместитель Министра иностранных дел Шестаков Е.А. 

С 1996 г. функционирует Белорусско-германская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству. Деятельность группы приостанавливалась по политическим мотивам в 2003 и 2011 гг. Последнее заседание группы проведено 6 октября 2010 г. в г. Минске. В 2014 г. достигнута принципиальная договоренность о возобновлении деятельности группы. В настоящее время между ГКНТ Республики Беларусь и Федеральным министерством образования и научных исследований ФРГ проводятся консультации по подготовке к проведению очередного заседания.

Функционирует Белорусско-германская смешанная комиссия по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов. Проведение очередного заседания комиссии запланировано на 2018 г. 

С 2008 г. на регулярной основе проводятся Белорусско-германские энергетические форумы, последний из которых прошел в октябре 2016 г. в г. Минске.

Результатом визита в Республику Беларусь делегации деловых кругов федеральной земли Саксония в марте 2009 г. стало создание в 2010 г. Делового совета «Беларусь — Саксония» (учредители — БелТПП и ТПП г. Лейпцига), последнее заседание которого проведено 24 октября 2017 г. в г. Лейпциге. 

25 мая 2011 г. в г.Берлине состоялось первое заседание Белорусско-германского неправительственного совета делового сотрудничества. В 2013 — 2016 гг. работа Совета была приостановлена. В 2016 г. белорусской и германской сторонами проведена работа по возобновлению деятельности данной структуры. Новыми сопредседателями совета стали генеральный директор белорусской компании СООО «Хенкель Баутехник» С. Новицкий и директор по связям с общественностью по Восточной Европе германского концерна «Ремондис» Ф. Циммерманн. Очередное заседание совета проведено 1 июня 2017 г. в г. Минске, следующее намечено на 22 февраля 2018 г. в г. Берлине.

С 2006 г. реализуется Совместная Белорусско-германская программа подготовки управленческих кадров в соответствии с совместным заявлением о сотрудничестве между министерствами экономики Беларуси и ФРГ. В рамках программы уже прошли подготовку более 400 менеджеров, представляющих белорусские предприятия различных форм собственности.

В 2017 г. проведены следующие основные двусторонние экономические мероприятия: 

  • 19 — 21 января 2017 г. состоялся визит в ФРГ Первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Маринича Л.А. для участия в 9-м Всемирном саммите министров сельского хозяйства и мероприятиях Международной сельскохозяйственной выставки-ярмарки «Зеленая неделя»;
  • 22 — 25 февраля 2017 г. ФРГ посетил с рабочим визитом заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Кравченко О.И., а также деловая делегация во главе с председателем БелТПП Улаховичем В.Е. и директором «Бремино групп ООО» Дементеем В.И.;
  • 26 — 29 марта 2017 г. состоялся рабочий визит в г. Дуйсбург белорусской делегации в составе Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Снопкова М.П. и Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивака А.А., в ходе которого проведены переговоры с руководством компании «Дуйсбургер Хафен АГ» по вопросам ее вхождения в число акционеров Индустриального парка «Великий камень», а также реализации проектов в сфере логистики, использования транспортного и транзитного потенциала Республики Беларусь;
  • 31 мая 2017 г. — 2 июня 2017 г. по линии Восточного комитета германской экономики организован визит в Беларусь делегации германских деловых кругов. В ходе визита делегация приняла участие в заседании неправительственного Белорусско-германского совета делового сотрудничества, а также посетила Белорусско-китайский Индустриальный парк «Великий камень»;
  • 31 мая 2017 г. — 2 июня 2017 г. в Международном транспортном форуме «International Transport Forum» в ФРГ приняла участие белорусская делегация во главе с заместителем Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Шишко А.А.;
  • 30 июня 2017 г. г. Франкфурт-на-Майне посетила делегация администрации СЗАО «Компания по развитию индустриального парка «Великий камень» для участия в экономическом форуме, в ходе которого проведена презентация Парка для германских компаний, планирующих инвестировать в проекты на территории Беларуси;
  • 10 — 12 октября 2017 г. г. Берлин посетила делегации Брестской области, на базе Посольства проведена презентация инвестиционных возможностей Брестского региона и СЭЗ «Брест», а также контактно-кооперационная биржа германских и белорусских предприятий;
  • 24 октября 2017 г. на базе Промышленно-торговой палаты г. Лейпцига состоялось заседание Делового совета Беларусь-Саксония, в рамках которого был проведен День белорусской экономики. С белорусской стороны в мероприятии в г. Лейпциге приняли участие представители БелТПП, МИД Беларуси, Национального агентства инвестиций и приватизации, Компании по развитию индустриального парка «Великий камень», СЭЗ «Гомель-Ратон»;
  • 26 — 27 октября 2017 г. на базе Университета прикладных наук г. Миттвайда прошел Первый Белорусско-Германский экономический форум, организованный при поддержке Посольства Беларуси в ФРГ, Парламентского форума по связям со странами Центральной и Восточной Европы ландтага Саксонии, фонда им. К. Адэнауэра и Ассоциации саксонских промышленных предприятий. В мероприятии принял участие председатель ландтага Саксонии М. Рёслер, Государственный министр юстиции Саксонии С. Гемков, представители МИД ФРГ, а также более 100 представителей компаний и организаций, высших учебных заведений Беларуси и Германии, депутаты ландтага федеральной земли Саксония. 

Развивается сотрудничество с рядом федеральных земель ФРГ. Республику Беларусь с визитами посещали делегации под руководством Премьер-министра федеральной земли Бранденбург М. Платцека в 2009 и 2010 гг., заместителя Премьер-министра — Министра экономики и труда федеральной земли Саксония Т. Юрка в 2009 г.. 

Весомый вклад в развитие экономического сотрудничества с регионами Германии вносят Генеральное консульство Республики Беларусь в г. Мюнхене (работает с 1 февраля 2012 г.), почетные консульства в гг. Гамбурге (открыто 23 ноября 2011 г.) и Коттбусе (открыто 26 ноября 2008 г.).

Межрегиональные и побратимские связи

Значимой составной частью белорусско-германских отношений являются прямые контакты с федеральными землями ФРГ, прежде всего, с Бранденбургом, Саксонией, Северным Рейном-Вестфалией, Нижней Саксонией.

Взаимодействие на местном уровне в течение длительного времени являются одной из наиболее успешных форм двустороннего сотрудничества. В этой связи следует особо отметить наличие 20 пар породненных городов, в том числе Минск — Бонн, Могилев — Айзенах, Витебск — Франкфурт-на-Одере, Витебск — Нинбург, Несвиж — Лайхинген, Полоцк — Фридрихсхафен, Кобрин — Ульцен, Светлогорск — Хельмштедт, Чаусы — Губен. Потенциал дальнейшего развития данной формы сотрудничества далеко не исчерпан.

24 — 25 июня 2016 г. в г. Несвиже прошла 9-ая встреча городов-побратимов Беларуси и Германии.

Организаторами встречи городов-побратимов Беларуси и Германии являлись Белорусская общественная организация «Породненные города», Белорусское общество дружбы, фонд «Встречи Запад-Восток», Федеральный союз германских обществ «Запад-Восток», Несвижский райисполком, а также Посольство Германии в Республике Беларусь.

Программой 9-й встречи городов-побратимов Беларуси и Германии было предусмотрено проведение секций и круглых столов по тематике развития сотрудничества породненных городов в сферах экономики и инвестиций, культуры, образования, здравоохранения и молодежного движения.

Чернобыльская катастрофа 1986 г. вызвала в Германии значительную волну солидарности и готовности оказать поддержку пострадавшим регионам. По некоторым оценкам, в Германии действуют более 400 чернобыльских инициатив, которые вносят важный вклад в преодоление последствий Чернобыльской катастрофы в Беларуси.

К содержанию

Бранденбургские ворота
Наряду с Рейхстагом и Берлинской стеной, эти ворота — важный исторический объект. Им уже больше 200 лет. Когда-то старый Берлин был окружён стеной с восемнадцатью воротами, но до нашего времени дожили лишь Бранденбургские ворота. Во время Второй мировой часть строения была сильно повреждена. А после того как ворота восстановили, они оказались на разделительной черте между западным и восточным Берлином. После 1989 г. один из символов разделения Германии — Бранденбургские ворота — стали считаться символом её воссоединения.
 
Рейхстаг
Германский парламент — одно из самых заслуженных зданий Берлина. Во время Кайзеровской Германии и Третьего рейха здесь работали немецкие законодатели. Работают они там и сегодня, правда, название сменилось с рейхстага на бундестаг — с «имперского» собрания на «федеральное». Нашим людям рейхстаг известен в первую очередь как место, где была поставлена точка в Великой Отечественной (всем известна знаменитая черно-белая фотография «Знамя Победы над рейхстагом»).
 
Дрезденская галерея
Дрезденская галерея, или Галерея старых мастеров — одно из крупнейших в мире собраний живописи наряду с Лувром, московским музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и галереями Ватикана. Ее первая экспозиция размещалась в здании королевской конюшни (правда, под эти цели ее перестроили). Специальное здание для шедевров построили в середине XIX в. Именно там сегодня выставлена знакомая каждому «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Среди других шедевров Дрезденской галереи: работы Рембрандта, Рубенса, Тициана, Дюрера, Вермеера.
 
Кёльнский собор
Громада Кёльнского собора встречает гостей Кёльна прямо на выходе с железнодорожного вокзала. «Кёльнердом» — один из самых высоких и знаменитых в мире храмов. По замыслу архиепископа города, в 1248 г. заложившего первый камень в основание собора, это сооружение по размаху и красоте должно было затмить все христианские храмы. Ведь в то время Кёльн был одним из самых могущественных городов империи. Честолюбивый замысел удался. Высота собора — 157 метров — практически 50-этажный небоскреб, который двумя колючими башнями буквально протыкает небо. Известно, что на месте собора и раньше существовали христианские церкви, которые всегда превосходили по размеру своих предшественниц. Кёльнский собор строили с 1248 г. по 1880 г.
 
Музейный остров
Главный туристический центр в Берлине, в котором находятся сразу пять крупных музеев: Старый музей, Новый музей, Старая национальная галерея, Музей им. Боде и Пергамский музей (Музей Пергамон). Гордость последнего — знаменитый бюст египетской царицы Нефертити (который Египет безуспешно пытается вернуть себе) и алтарь Зевса, который немцы откопали близ старинного города Пергам в Турции. А по соседству с ними — шедевры искусства XIX в.
 
Собор Святой Богородицы (Фрауенкирхе)
Собор Святой Богородицы (или Фрауенкирхе) возвышается над всеми зданиями Мюнхена, расположен вблизи Мариенплатц. Его начали строить в 1468 г. и, как это часто бывало, строили довольно долго — 57 лет. За первые 20 лет архитектор Гангхофер справился со всем, кроме двух 99-метровых башен со странными нетипичными для готической архитектуры куполами в виде луковиц. Архитектор не дожил до завершения строительства. Его похоронили под одной из башен. В 1525 г. Фрауенкирхе распахнул свои двери прихожанам. Одновременно он может вмещать 20 000 стоящих человек. Самих жителей в то время в городе едва ли набралось 13 000. Внутри Собора можно увидеть хорошо сохранившиеся скамьи хоров, которым скоро стукнет 510 лет, мраморную усыпальницу Людвига IV Баварского. А с 1 мая по 31 октября на вершине одной из башен октября открыта смотровая площадка.
 
Замок Нойшванштайн
Один из самых красивых замков Европы — Нойшванштайн — сегодня входит в списки наиболее фотографируемых замков мира, а очередь из туристов сюда иногда растягивается на километр. Именно поэтому лучше всего посещать Нойшванштайн осенью или зимой. Дополнительный бонус в это время года — окутывающий замок туман, который создает совсем уж нереальный эффект.
              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Германии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by