Германия

Герб
 Флаг
 

Герб: представляет собой золотой щит с чёрным, обращённым вправо (геральдически) орлом с распростёртыми крыльями и опущенным оперением, с червлеными клювом, языком, лапами и когтями.

Установление о федеральном гербе и федеральном орле ФРГ было принято 20 января 1950 г., но оно содержит лишь описание. Сам же рисунок герба был принят 4 июля 1952 г. и полностью повторяет рисунок герба Германии образца 1928 г.

Орёл может изображаться без щита, тогда он называется федеральным орлом и имеет несколько другие очертания.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 3:5, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — чёрного, средней — красного и нижней — золотистого цвета.

Был утверждён 23 мая 1949 г.

 
  • Гимн: государственный гимн Германии утверждён в 1991 г. Гимн представляет собой музыку Йозефа Гайдна в сочетании со стихами Гоффманна фон Фаллерслебена. Изначально мелодия Гайдна, сочинённая ещё в 1797 г., называлась «Песнь кайзера» (Kaiserlied) и посвящалась австрийскому императору Францу II. Фаллерслебен написал стихи «Германия превыше всего» в 1841 г. В 1952 г. третий куплет «Песни немцев» (исполнялся без слов) был принят в качестве национального гимна ФРГ. В образовашейся параллельно ГДР гимном стала песня «Возрождённая из руин» Ханнса Айслера на стихи Йоганнеса Бехера. После объединения двух германских государств третий куплет «Песни немцев» стал официальным гимном объединённой Германии.
  • Государственный язык: немецкий.
  • Географическое положение: Германия расположена в Центральной Европе, граничит с девятью странами (Данией, Нидерландами, Бельгией, Францией, Люксембургом, Швейцарией, Австрией, Чехией, Польшей). Ни у одной другой европейской страны нет большего количества соседей. На севере Германия имеет выход к Балтийскому и Северному морям. На юге она ограничена Альпами. Территория: 357 тысяч кв. км (четвертая по размерам страна ЕС после Франции, Испании и Швеции).
  • Административно-территориальное деление: на первом уровне деления находятся 16 земель, среди которых и 3 крупнейших немецких города: Бавария, Баден-Вюртембург, Берлин (город), Бранденбург, Бремен (город), Гамбург (город), Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн. Второй уровень представлен 429 районами, которые в землях Бавария, Баден-Вюртембург, Гессен, Саксония и Северный Рейн-Вестфалия объединены в 22 административных округа. Наконец, на третьем низшем уровне находится 12 141 община. В землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн часть общин объединены в амты, осуществляющие управление всеми входящими в их состав общинами. Таким образом, в этих землях часть общин управляется непосредственно районами, а часть управляется амтами.
  • Столица: г. Берлин. Крупнейшие города: Берлин (3,613 тысяч человек), Гамбург (1,830 тысяч человек), Мюнхен (1,456 тысяч человек), Кёльн (1,080 тысяч человек), Франкфурт-на-Майне (746 тысяч человек), Штутгарт (632 тысячи человек), Дюссельдорф (617 тысяч человек), Дортмунд (586 тысяч человек), Эссен (583 тысячи человек), Лейпциг (581 тысяча человек), Бремен (568 тысяч человек), Дрезден (551 тысяча человек), Ганновер (535 тысяч человек), Нюрнберг (515 тысяч человек), Дуйсбург (498 тысяч человек), Бохум (365 тысяч человек), Вупперталь (353 тысячи человек), Билефельд (332 тысячи человек), Бонн (325 тысяч человек), Мюнстер (313 тысяч человек), и др.
  • Государственное и политическое устройство: Федеративная Республика Германия — федеративная парламентская республика. Действует Основной закон (Конституция) от 23 мая 1949 г. Ряд поправок был внесен в 1994 г. вследствие объединения Германии. Глава государства — Федеральный президент, который избирается на 5 лет Федеральным собранием (состоит поровну из членов Бундестага и делегатов от парламентов земель). Выполняет представительские функции. 19 марта 2017 г. избран Франк-Вальтер Штайнмайер. Законодательная власть принадлежит Бундестагу, который избирается на 4 года. Половина депутатов избирается напрямую в избирательных округах, другая половина — по земельным партийным спискам. Последний состав Бундестага избран в 2017 г. Председатель с 24 октября 2017 г. — Вольфганг Шойбле. Функции верхней палаты парламента исполняет представительство земель — Бундесрат. Пост председателя занимают главы правительств земель поочередно, сроком на один год. С 1 ноября 2018 г. — Даниэль Гюнтер (Премьер-министр Федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн). Высший орган исполнительной власти — Федеральное правительство, возглавляемое Федеральным канцлером. В состав кабинета входят глава правительства и 15 министров. Федеральный канцлер Германии с ноября 2005 г. — Ангела Меркель (переизбрана в октябре 2009 г., сентябре 2013 г. и октябре 2017 г.).
  • Население: 83 миллиона человек, из них 10,6 миллиона человек — иностранцы. Этнический состав: подавляющее большинство населения Германии — немцы (89%). Также на территории Германии проживают выходцы из стран ЕС — 4,8%, других европейских стран — 3,1%, Азии — 2,2%, Африки — 0,5%, Америки — 0,3%, Австралии — 0,02%. Самые многочисленные диаспоры: турки (1,8%), поляки (1%), сирийцы (0,9%), итальянцы (0,8%), румыны (0,7%), хорваты (0,5%), греки (0,4%), болгары (04%), афганцы (0,3%), русские (0,3%). 
  • Религия: католики (29% населения), протестанты (26,7%), мусульмане (5,5%), православные (2,2), буддисты (0,3%), иудеи (0,2%). 34,5% населения не принадлежит ни к какому вероисповеданию.
  • Национальная валюта: евро (EUR, код 978).
  • Часовой пояс: UTC +1, летом UTC +2.
  • Телефонный код: +49.
  • Штрих-код: 400 — 440.
Государственные праздники:
  • 1 января — Новый год;
  • 6 января — День трёх королей (волхвов, в православной традиции);
  • 1 мая — День труда;
  • 3 октября — День германского единства;
  • 6 декабря — День святого Николая;
  • 25 — 26 декабря — Рождество.

Содержание:.

Германия находится в умеренном климатическом поясе. Северная часть представляет собой сформировавшуюся во время ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность). В центральной части к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы. Самая высокая точка Германии — гора Цугшпитце высотой 2 962 м — находится в Баварии. Самая низкая точка страны расположена на 3,54 метра ниже уровня моря в земле Шлезвиг-Гольштейн.

Почти треть площади страны покрыта лесами. Запасы леса в Германии составляют 3,4 миллиарда куб. м (это больше, чем в Финляндии или Швеции).

Более двух процентов территории занимают озера, реки и другие водоемы. Самая длинная река Германии — Рейн. На юго-западе она образует границу между Германией и Францией, дальше на север по ее берегам расположены города Бонн, Кельн и Дюссельдорф. Эльба, вторая по длине водная артерия, соединяет Дрезден, Магдебург и Гамбург и впадает в Северное море.

По территории протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.

Реки соединены каналами, наиболее известный из них — Кильский, соединяющий Балтийское и Северное моря. Самое крупное озеро — Боденское озеро, площадь которого составляет 540 кв. км, а глубина — 250 м.

Самой населенной землей является Северный Рейн-Вестфалия, где проживают 17,9 миллиона жителей.

Бавария, занимающая территорию 70,55 тысяч кв. км — самая большая федеральная земля в ФРГ.

Берлин, столица Германии, имеет самую большую плотность населения: 4 009 жителей на квадратный километр.

Из 16 субъектов федерации в Германии статус федеральных земель имеют в т.ч. три города: Берлин, Бремен и Гамбург. При этом самая маленькая федеральная земля, Бремен, имеет площадь 419 кв. км и насчитывает 678 тысяч жителей.

К числу наиболее развитых и мощных в экономическом отношении земель относятся Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, Бавария и Баден-Вюртемберг.

Федеральная земля Саар после Второй мировой войны находилась под протекторатом Франции и вошла в состав Германии лишь 1 января 1957 г. Шесть так называемых «новых федеральных земель», образованных на территории бывшей ГДР, вошли в состав ФРГ после объединения Германии в 1990 г.

Внешняя политика

Германия является страной-учредителем Европейского союза, членом валютного союза ЕС — еврозоны, членом ООН, ОЭСР, ОБСЕ, НАТО, «Большой семерки» и «Большой двадцатки».

Стратегические приоритеты — обеспечение лидерства ФРГ в ЕС и повышение ее роли на международной арене, укрепление европейского единства и трансатлантического партнерства, безопасности в Европе, поддержка демократии и прав человека.

К содержанию

Сведения об экономике страны

Экономическое положение (2018 г.): 

  • ВВП — 3 338,2 миллиарда евро (+1,5%);
  • ВВП на душу населения — 40,9 тысяч евро;
  • валовый внешний долг (III квартал) — 4 886 миллиарда евро, 146% ВВП, Федерального правительства — 32,3% ВВП;
  • государственный долг: 2 036,3 миллиарда евро, 60,1% ВВП;
  • инфляция — 1,9%;
  • экспорт — 1 595,6 миллиарда евро;
  • импорт — 1 361,9 миллиарда евро;
  • сальдо — +233,7 миллиарда евро;
  • основные экспортные позиции: автомобили и запчасти к ним, машины, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, электроприборы, медицинская техника, оптика;
  • основные статьи импорта: автомобили и запасные части к ним; компьютерная техника (оборудование для обработки данных, другое электрическое оборудование), машины и оборудование, нефть, газ.

Основные тенденции социально-экономического развития ФРГ в 2018 г.

В 2018 г. Германии удалось достичь рекордных для страны показателей по целому ряду макроэкономических параметров, обеспечить динамичный рост экономики девятый год подряд и тем самым еще более укрепить свои позиции в качестве экономического «локомотива» Евросоюза (доля ФРГ в ВВП Еврозоны достигла 29%, в ВВП всего ЕС27 (без Великобритании) — 25%).

Экономические успехи германской экономики подтверждаются более чем шестикратным увеличением за 70 лет ВВП на душу населения: в 1950 г. данный показатель составлял около 6,3 тысячи евро (в ценах 2018 г.), а в 2018 г. — 40,9 тысячи евро.

По данным Федерального статистического ведомства, в 2018 г. ВВП ФРГ вырос на 1,5% (в 2016 и 2017 гг. — на 2,2%) и достиг 3 388,2 миллиарда евро. Текущий прирост ВВП оказался выше среднего показателя в 1,2% за период 2007 — 2017 гг. Основным драйвером роста стало внутреннее потребление за счет увеличения расходов домашних хозяйств и государства, а также значительного прироста инвестиций.

Рост частных и государственных потребительских расходов замедлился до 1% и 1,1%, соответственно (в 2017 г. — 1,9% и 1,5%), которые составили 52,5% ВВП и 19,6% ВВП. Вместе с тем рост потребления домашних хозяйств оказался значительно ниже, чем реальный располагаемый доход — 1,8%, а норма сбережений германских домохозяйств выросла на 0,4%. 

Частные потребительские расходы в абсолютном значении составили в 2018 г. 1 678,6 миллиарда евро. Их структура выглядит следующим образом: 23,3% — жилье и коммунальные услуги; 17,7% — транспортные расходы и расходы на связь; 14% — продукты питания, напитки, табачные изделия; 9,2% — досуг; 6,8% — предметы интерьера и приборы для домашнего хозяйства; 5,6% — услуги гостиниц и ресторанов; 4,7% — одежда и обувь.

Валовые капиталовложения увеличились на 3,7% и достигли 705,7 миллиарда евро или 20,8% ВВП. Из них 352,6 миллиарда евро или 50% пришлось на строительство; 226 миллиарда евро или 32% — на оборудование; 127,1 миллиарда евро или 18% — на иные инвестиции, прежде всего, исследования, разработку программного обеспечения и баз данных.

Доминирующее положение в структуре ВВП занимает сфера услуг (68,2%). Строительство обеспечило 5,3% ВВП, сельское и лесное хозяйство — 0,7% ВВП. 

Вместе с тем Германия исторически является одной из ведущих индустриальных стран мира. В течение последних двадцати лет удельный вес промышленности в ВВП остается практически неизменным (в 2018 г. — 25,8%).

В 2018 г. прирост валовой добавленной стоимости был обеспечен ростом информационно-коммуникационной отрасли — 103,7%; строительной сферы — 103,6%; торговли, транспорта, гостиничного и ресторанного дела — 102,1%; деловых услуг — 101,7%; государственных услуг, здравоохранения и образования — 101,2%; операций с недвижимостью — 101,1%; производства продукции промышленности — 101%. Сельское и лесное хозяйство продемонстрировало отрицательную динамику — 98,5%. 

Сектор автомобилестроения и производства автомобильных запчастей является крупнейшей отраслью промышленности Германии с точки зрения создания добавленной стоимости. Кроме того, данный сектор является основным «потребителем» многих промежуточных продуктов, производимых в других отраслях и сфере услуг. В этой связи изменения в автомобильной промышленности имеют макроэкономическое значение для страны.

Замедление роста германской и мировой экономики в целом отразилось на снижении темпов прироста как экспорта (+2,4% с учетом корректировки на изменение цен), так и импорта (+3,4%) товаров и услуг. Традиционно положительное сальдо внешней торговли составило 233,7 миллиарда евро, однако впервые с 2009 г. сократилось в сравнении с предыдущим годом. 

Среднегодовое количество занятых в экономике Германии достигло рекордных 44,8 миллиона человек, что является самым высоким показателем с момента объединения страны. Уровень безработицы снизился до 5,2% или 2,34 миллиона человек.

Федеральное правительство в 2018 г. жестко следовало провозглашенной политике последовательного сокращения долговых обязательств государства. Пятый год подряд в ФРГ обеспечен профицит государственного бюджета, который в 2018 г. составил 59,2 миллиарда евро или 1,7% номинального ВВП (в 2017 г. — 1%). Соотношение госдолга к ВВП, начиная с 2012 г., продолжает снижаться и в 2018 г. достигло значения в 60,1%, тем самым вплотную приблизившись к пороговому значению в 60% в соответствии с Маастрихтскими критериями. Валютные резервы Федерального банка составили 173,1 миллиарда евро.

Показатели германской экономики за 2017 — 2018 гг. и прогноз Федерального правительства по развитию экономики страны в 2019 г., в %

Показатели

2017

2018

2019

изменение по сравнению с предыдущим годом 

ВВП (с учетом корректировки на изменение цен)

2,2

1,5

1

Потребительские расходы частных хозяйств (с учетом корректировки на изменение цен)

1,9

1,0

1,3

Потребительские расходы государства (с учетом корректировки на изменение цен)

1,5

1,1

2,1

Инвестиции всего (капиталовложения, с учетом корректировки на изменение цен)

3,3

3,7

3,6

из них: на оборудование

4,0

4,5

2,3

в строительство

2,7

3,0

2,9

Экспорт (с учетом корректировки на изменение цен)

4,6

2,4

2,7

Импорт (с учетом корректировки на изменение цен)

5,8

3,4

4,0

Индекс потребительских цен

1,8

1,9

2,0

Количество работающих (в миллионах человек)

44,3

44,8

45,2

Количество безработных (в миллионах человек)

2,53

2,34

2,24

Деловой климат. Инвестиционная политика

Деловой климат Германии характеризуется развитостью внутреннего промышленного и потребительского рынка, практикой налоговых дисконтов и преференций компаниям, которые работают с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также невмешательством государства во внутренние дела частных компаний.

Одним из главных преимуществ немецкого рынка эксперты называют также ставку на частный бизнес, главным образом, на малые и средние предприятия. Экономика Германии обладает большим инновационным потенциалом, страна производит высокотехнологичные товары, которые пользуются спросом как на локальном, так и на мировом рынке.

Экономическая стабильность Германии является главным фактором для привлечения инвестиций. Так, по данным Bundesbank, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Германии за 2016 г. составил 686 миллиардов евро.  Жесткая правовая система и прозрачная схема проведения сделок защищают иностранные инвестиции от рисков махинаций при смене прав собственности. Имея крупный внутренний рынок и свободный доступ к растущим рынкам ЕС, страна привлекает масштабные инвестиции в свою экономику.

О внешней торговле Германии в 2018 г.

Германская экономика имеет экспортоориентированный характер. По данным Федерального статистического ведомства, каждое четвертое рабочее место зависит от экспорта. Одновременно ФРГ, как не очень богатая на сырьевые ресурсы страна, также зависима от импорта, особенно в энергетической сфере (нефть, природный газ).

В 2018 г. германский экспорт товаров увеличился на 2,6% и составил 1 314,1 миллиарда евро, импорта — на +4,2 % до 1 068,1 миллиарда евро. 

Германия сохранила традиционно положительное сальдо внешней торговли товарами (1952 — 2018 гг.), которое составило в 2018 г. 246,1 миллиарда евро или 7,26% ВВП.

Экспортная квота (с учетом услуг) равна 47,1%, импортная — 40,2%. Экспорт в расчете на душу населения (с учетом услуг) составил 19 247 евро, импорт — 16 428 евро.

Справочно:

В течение 66 лет (1952 — 2018 гг.) Германия имеет положительное сальдо торгового баланса. Особенно быстрыми темпами оно стало увеличиваться с 2000 г. и выросло с 59,1 миллиарда евро до 246,1 миллиарда евро в 2018 г. (в 4,2 раза). Удельный вес сальдо в ВВП увеличился с 2,8% до 7,26%.

В последнее время Германия подвергается определенной критике со стороны МВФ и ЕК за слишком большое положительное сальдо торгового баланса, что, по их мнению, угрожает дисбалансами в развитии мировой и особенно европейской экономики.

Наибольший профицит в торговле товарами у Германии сформировался с США (48,9 миллиарда евро), Великобританией (45,1 миллиарда евро), Францией (40,2 миллиарда евро), Австрией (21,7 миллиарда евро) и Испанией (11,8 миллиарда евро).

Сама Германия имеет наибольшее отрицательное сальдо в торговле с такими странами, как Китай (—13,1 миллиарда евро), Россия (—10,1 миллиарда евро), Нидерланды (—6,9 миллиарда евро), Вьетнам (—5,7 миллиарда евро) и Бангладеш (—5 миллиардов евро).

Первыми пятью важнейшими торговыми партнерами Германии по экспорту являются: США (113,5 миллиарда евро), Франция (105,3 миллиарда евро), Китай (93,1 миллиарда евро), Нидерланды (91,3 миллиарда евро) и Великобритания (82 миллиарда евро). 

В наибольших объемах Германия импортирует из Китая (106,2 миллиарда евро), Нидерландов (98,2 миллиарда евро), Франции (65,2 миллиарда евро), США (64,6 миллиарда евро) и Италии (60,2 миллиарда евро).

Об открытых источниках поиска информации 

Единый таможенный тариф «TARIC» предоставляет данные по применяемым в ЕС ставкам таможенных пошлин при импорте/экспорте товаров из/в Беларусь.

На сайте Федерального статистического ведомства Германии доступны статистические данные по различной тематике, в том числе, по внешнеэкономической деятельности в разрезе импорта/экспорта, стран-партнеров, товарных позиций, федеральных земель.

Таможенная служба Германии позволяет подробно ознакомиться с отдельными аспектами таможенного оформления при импорте/экспорте товаров из Беларуси.

При помощи единого портала сети 79 промышленно-торговых палат ФРГ можно оперативно найти необходимую палату в соответствии с регионом поиска внешнеэкономических контрагентов.

В Германии большая доля немецких промышленных фирм осуществляют сбыт, используя услуги посредников, которые являются членами Центрального объединения германских экономических союзов по торговому посредничеству и сбыту.

Поиск потенциальных партнеров также может осуществляться с помощью специализированных поисковых систем в сети интернет, в частности, www.wlw.de.

Дополнительную информацию о потенциальных внешнеэкономических партнерах можно получить при помощи следующих интернет-порталов:

  • www.handelsregister.de. Единый регистрационный портал федеральных земель Германии является открытым государственным реестром, в котором отражены данные о зарегистрированных в Германии субъектах хозяйствования и их существенных правовых и экономических отношениях. Регистрация на портале бесплатна. Сборы за поиск компаний и просмотр их данных также не взимаются. Оплачивается получение информации за каждую транзакцию портала в соответствии с запросами: текущая справка с кратким изложением всех действительных в настоящее время записей; хронологическая справка со всеми данными с момента перевода регистра в электронную форму; историческая справка со всеми данными, которые были действительны до перевода регистра в электронную форму; документы.
  • www.creditreform.de. Ведущее кредитное справочное агентство «Creditreform» предоставляет информацию относительно компаний и частных лиц с целью хеджирования рисков при принятии отдельных экономических решений и обеспечения оптимального риск-менеджмента в целом. В области корпоративной информации «Creditreform» предоставляет справки о кредитоспособности, финансовой структуре и клиентах компании. Причем спектр услуг компании охватывает широкий круг вопросов: информация из коммерческого реестра, рейтинги компании, интегрированные системные платформы для внутреннего управления рисками, сложные инструменты управления дебиторской задолженностью. 
  • www.firmenwissen.de. Услуги данного интернет-портала также предоставляются группой компаний «Creditreform», при помощи которого можно на возмездной основе получить справочные данные по широкому спектру вопросов, в том числе: подробные данные профиля компании (регистрационные данные, руководители, численность сотрудников и объем продаж, информация о процедуре банкротства), финансовый баланс (финансовые показатели в ретроспективе до 15 лет, финансовый «барометр» для общей оценки, капиталовложения), балансовый профиль (показатели оценки кредитоспособности, управление поставщиками и кредитный контроль), кредитоспособность (кредитные решения по разовым сделкам, периодическая проверка надежности существующих клиентов и поставщиков, контроль договоренностей об оплате, международная кредитная информация), программный интерфейс на основе прикладного программирования (оптимизация продаж, ведение основных данных клиента, бизнес-аналитика).

Белорусско-германские двусторонние отношения

Политические отношения

Первые официальные дипломатические контакты между двумя странами состоялись в 1923 г., когда представитель России в Германии Н. Крестинский, будучи уполномоченным правительством БCCР, вручил верительные грамоты Президенту Германии Ф. Эберту.

Германия одной из первых признала независимость Республики Беларусь в 1992 г. В ходе визита в г. Минск Министра иностранных дел ФРГ Х.-Д. Геншера 13 марта 1992 г. было подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о возобновлении дипломатических отношений и страны обменялись послами: в апреле 1992 г. приступил к работе Р. Краус — первый иностранный Посол в г. Минске. В январе 1993 г. Посол П. Садовский вручил верительные грамоты Президенту Германии Р. фон Вайцзеккеру. Символично, что он стал первым Послом суверенной Беларуси за рубежом. C 2012 г. функционирует также Генеральное консульство Беларуси в г. Мюнхене.

В начале нового этапа в развитии дипломатических отношений между Беларусью и Германией было условлено, что немецкая сторона будет использовать в качестве официального название «Republik Belarus» вместо «Weissrussland» или «Byelorussland», которые не отвечали новым реалиям. МИД Германии разослал соответствующую инструкцию-разъяснение для использования в немецком делопроизводстве. Это было важное политическое и не только филологическое уточнение — проявление уважения к стране и шаг к большему пониманию немцами событий, происходивших на пространстве бывшего СССР.

В 1996 и 1998 гг. состоялись рабочие визиты Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ФРГ.

В феврале 2015 г. г. Минск посетила Федеральный канцлер ФРГ А. Меркель для участия во встрече на высшем уровне в «нормандском формате» по вопросам урегулирования украинского кризиса.

В последние годы двусторонние политические контакты между Беларусью и Германией существенно активизировались.

В ноябре 2015 г. состоялся официальный визит Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В. Макея в ФРГ.

Беларусь дважды посетили Федеральный министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер для участия в переговорах по Украине, а также координатор Федерального правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с Россией, странами Центральной Азии и «Восточного партнерства» Г. Эрлер, который принес официальные извинения от имени Федерального правительства Германии белорусскому народу за преступления, совершенные на территории Беларуси в годы Второй мировой войны.

17 ноября 2017 г. прошел рабочий визит Вице-канцлера, Федерального министра иностранных дел ФРГ З. Габриэля в Республику Беларусь.

9 июня 2018 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит Федерального президента ФРГ Ф.-В. Штайнмайера в Беларусь, в ходе которого глава германского государства принял участие в открытии второй линии мемориального комплекса «Тростенец», а также был принят Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Знаковым международным событием стала прошедшая 31 октября — 1 ноября 2018 г. в г. Минске встреча Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности, в которой приняли участие целый ряд влиятельных германских политиков.

С 2016 г. возобновились также официальные межпарламентские контакты. По приглашению Германско-белорусской парламентской группы Бундестага в ноябре 2018 г. состоялся первый официальный визит в Германию делегации Рабочей группы по сотрудничеству с Парламентом ФРГ Национального собрания Республики Беларусь. 

Все более возрастающую роль в белорусско-германском диалоге приобретает взаимодействие по вопросам устойчивого развития, дигитализации и исторической памяти. В начале 2018 г. состоялся визит в ФРГ белорусской делегации во главе с заместителем Председателя Совета Республики Национального собрания, Национальным координатором по достижению Целей устойчивого развития М.А. Щёткиной. В сентябре 2018 г. в ФРГ посетила делегация белорусских правоохранительных органов во главе с Министром юстиции Республики Беларусь О.Л. Слижевским в целях изучения германского опыта в области защиты персональных данных. В контексте реализации достигнутой между президентами Беларуси и Германии договоренности о создании двусторонней комиссии историков в декабре 2018 г. в г. Гисене прошла первая установочная встреча белорусских и германских ученых.

Договорно-правовая база двусторонних отношений

 

Название документа

Дата подписания

Дата вступления в силу

 

Действующие межгосударственные и межправительственные договоры

 

 

1.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о дипломатических отношениях

13.03.1992

13.03.1992

2.

Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники

02.04.1993

08.11.1993

3.

Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций

02.04.1993

23.09.1996

4.

Совместное заявление Правительства Республики Беларусь и Правительства Земли Бранденбург Федеративной Республики Германия об экономическом сотрудничестве

22.10.1993

22.10.1993

5.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о содействии сотрудничеству в целях смягчения последствий аварии на атомном реакторе в Чернобыле

03.03.1994

03.03.1994

6.

Совместное заявление об основах отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия

25.08.1994

25.08.1994

7.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в решении проблем ликвидации ядерного оружия

28.06.1996

30.09.1996

8.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о международном пассажирском и грузовом автомобильном сообщении

01.10.1996

08.07.1997

9.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о воздушном сообщении

03.12.1997

09.09.2000

10.

Договор об установлении двусторонних орденских отношений между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия

27.05.1997

27.05.1997

11.

Соглашение между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

30.09.2005

31.12.2006

12.

Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия

11.02.2009

11.02.2009

13.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия от 11 февраля 2009 г.

07.09.2009

07.09.2009

14.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях оказания международной технической помощи в модернизации системы физической защиты государственного научного учреждения «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Национальной академии наук Беларуси

26.06.2012

27.06.2012

 

Действующие межведомственные договоры

 

 

15.

Соглашение между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия о сотрудничестве таможенных органов в области подготовки и повышения квалификации таможенных кадров

07.06.1994

07.06.1994

16.

Соглашение между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь Республики Беларусь и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия о сотрудничестве таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотиков

07.06.1994

07.06.1994

17.

Пагадненне аб супрацоўніцтве ў галіне статыстыкі паміж Міністэрствам статыстыкі і аналізу Рэспублікі Беларусь и Федэральным статыстычным упраўленнем Федэратыўнай Рэспублікі Германія

12.05.1995

12.05.1995

18.

Сумесная заява Міністэрства адукацыі і навукі Рэспублікі Беларусь і Федэральнага Міністэрства адукацыі, навукі, даследаванняў і тэхналогій Федэратыўнай Рэспублікі Германія аб арганізацыі навукова-тэхнічнага супрацоўніцтва

18.03.1996

18.03.1996

19.

Пратакол аб супрацоўніцтве паміж Камітэтам па архівах і справаводству пры Савеце Міністраў Рэспублікі Беларусь і Бундэсархівам Германіі

08.07.1996

08.07.1996

20.

Соглашение между Министерством обороны Республики Беларусь и Федеральным Министерством обороны Федеративной Республики Германия об обучении военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь в учебных заведениях бундесвера в рамках программы помощи по военному обучению

01.10.1996

01.10.1996

21.

Соглашение между Министерством обороны Республики Беларусь и Федеральным Министерством обороны Федеративной Республики Германия об организации и условиях приема официальных делегаций и рабочих групп

01.10.1996

01.10.1996

22.

Договор об использовании архивных данных между Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь и Объединением «Саксонские мемориалы» (ФРГ)

15.12.2004

15.12.2004

 

Подписанные, но не вступившие в силу межправительственные договоры

 

 

23.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о культурном сотрудничестве

03.03.1994

 

24.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и иными опасными преступлениями

04.04.1995

 

25.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия об уходе за военными могилами

28.06.1996

 

О белорусско-германском торгово-экономическом сотрудничестве

Германия является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси (входит в пятерку по объему товарооборота).

Относительно высокие цены на энергоносители и обусловленное этим оживление мировой экономической конъюнктуры, а также динамичное развитие экономики Беларуси и Германии способствовали в 2017 2018 гг. существенному приросту объемов белорусско-германской торговли после трехлетнего спада.

В 2017 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Германией составил 2 845,2 миллиона долларов США и вырос по сравнению с 2016 г. на 25,0%, экспорт — 1 118,1 миллиона долларов США (+18,4%), импорт — 1 727,1 миллиона долларов США (+29,6%). Сальдо — минус 609 миллиона долларов США. 

В 2018 г. сохранилась позитивная динамика двусторонней торговли, объем которой вырос как за счет увеличения экспорта, так и импорта. По итогам года товарооборот составил 3 301,4 миллиона долларов США (+16%), при этом экспорт увеличился на 30,2% (1 455,4 миллиона долларов США), а импорт — на 6,9% (1 846 миллиона долларов США).

Динамика товарооборота в 2015 — 2018 гг. (миллионов долларов США)

 

2015

2016

2017

2018

2018 к 2017, в %

Товарооборот

2471,7

2276,9

2845,2

3301,4

116,0

Экспорт

1086,2

944,3

1118,1

1455,4

130,2

Импорт

1385,5

1332,6

1727,1

1846,0

106,9

Сальдо

-299,3

-387,3

-609

-390,6

 

В 2018 г. основу белорусского экспорта в ФРГ составили минеральные продукты (56,3%), продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (14%), недрагоценные металлы и изделия из них (12,8%), машины, оборудование, аппаратура и инструменты (5,5%), продукция химической промышленности (4,2%), текстиль и текстильные изделия (2,4%), продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности (1,9%).

Среди основных статьей импорта Германии, которые соотносятся с экспортными возможностями Беларуси, следует назвать:

  • сырую нефть (импортером белорусской нефти является нефтеперерабатывающий завод «ПСК Раффинери ГмбХ», г. Шведт-на-Одере, нефть экспортируется ГПО «Белоруснефть» по нефтепроводу «Дружба»);
  • изделия из недрагоценных металлов: прутки из нелегированной стали горячекатаные, проволока из нелегированной стали, скрученная проволока из черных металлов, трубы, трубки, профили (реализацией продукции ОАО «БМЗ» на германском рынке успешно занимается ее дилер — фирма «Белашталь ГмбХ»);
  • азотные удобрения, стекловолокно (поставки осуществляют предприятия концерна «Белнефтехим», шины;
  • продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности: лесоматериалы продольно-распиленные, пиломатериалы, ДСП, ДВП, фанера, древесина топливная, тара из древесины, мебель и ее части;
  • продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности: алкоголь, безалкогольные напитки, замороженные и консервированные овощи и фрукты, животные/растительные жиры и масла для технического или промышленного применения, рыбная продукция.

Импорт из ФРГ носит ярко выраженный инвестиционный характер. Германия является для Беларуси одним из ключевых партнеров по поставкам высокотехнологичного оборудования для модернизации производственной базы белорусских предприятий.

Основу импорта в 2018 г. составили машины, оборудование, транспортные средства, аппаратура и инструменты (54,7%), химическая продукция (23,8%), недрагоценные металлы и изделия из них (6,8%), продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности (5,4%), продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности (2,8%), текстиль и текстильные изделия (2,9%).

Важным направлением двустороннего экономического взаимодействия является сфера услуг, где обеспечивается устойчиво положительное сальдо для Беларуси.

В 2018 г. экспорт услуг вырос на 16,5% и достиг 417,1 миллиона долларов США, импорт — на 18,5% и составил 126,6 миллиона долларов США. Положительное сальдо сложилось в размере 290,5 миллиона долларов США. Рост экспорта обеспечен, прежде всего, динамичным ростом компьютерных (+23,9%) и транспортных (+13%) услуг.

Доминирующее положение в экспорте услуг занимают транспортные услуги (66,5%), значителен также удельный вес компьютерных услуг (18,7%).

Германия традиционно входит в число наиболее крупных инвесторов в экономику Республики Беларусь.

Созданы благоприятные рамочные условия для связанного долгосрочного кредитования проектов в Беларуси, реализуемых с использованием странового плафонда по линии «Ойлер Гермес».

Благодаря соблюдению Беларусью кредитно-финансовой дисциплины и переводу страны в 6 группу кредитных рисков по классификации ОЭСР в 2018 г. германской стороной существенно улучшены рамочные условия предоставления страхового покрытия для Беларуси — сняты ограничения по величине плафонда и объему финансирования на один проект.

В Беларуси зарегистрировано 306 предприятий с участием германского капитала. В их уставные фонды с момента регистрации внесено 360,3 миллиона долларов США.

Среди крупнейших германских инвесторов в Беларуси — компании «Henkel AG & Co. KGaA» (участвует в СП «Хенкель Баутехник», производство строительных материалов в г. Заславле), «Linde AG» (владеет «Линде Газ Бел», производство промышленных и медицинских газов в СЭЗ «Брест»), «Remondis AG & Co. KG» (участвует в СП «Ремондис Минск», сбор, транспортировка и переработка вторсырья в г. Минске), «Carl Zeiss AG» (участвует в СП «Цейсс-БелОМО», производство оптики в г. Минске), «Saria Bio-Industries AG & Co KG» (участвует в СП «Сария Био-Индастрис», переработка животного сырья, производство кормовой муки, технического животного жира в Березовском районе), «Fielmann AG» (участвует в СП «Фильманн-БелОМО Минск», производство оптики).

В Беларуси зарегистрировано 90 представительств германских фирм, включая «БАСФ», «Сименс», «Бош», «Байер», «Коммерцбанк», «Бионорика».

В 2017 г. из Германии привлечено инвестиций на сумму 142,1 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 87,5 миллиона долларов США, прямых на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) — 26,5 миллиона долларов США.

В 2018 г. из Германии в Беларусь поступило 363,7 миллиона долларов США инвестиций, в т.ч. прямых — 113,7 миллиона долларов США, прямых на чистой основе — 66,1 миллиона долларов США. 

Германские инвесторы проявляют повышенный интерес к Индустриальному парку «Великий камень». Германские фирмы «ЭнерджиЕвразия ГмбХ» и «Диффенбахер» инвестируют в проект по созданию в парке инновационного производства композитных материалов. В 2018 г. резидентом Парка стала компания «СФ Медикал Продактс» с германским капиталом, которая планирует создать высокотехнологичное производство медицинских изделий (внутрисосудистые катетеры, шприцы трехкомпонентные, иглы инъекционные стерильные и др.). В число акционеров СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» вошел логистический оператор крупнейшего речного порта Европы компания «ДуйсПорт».

Свою деятельность в ФРГ осуществляют 6 представительств белорусских субъектов хозяйствования:

  • «Белашталь Аусенхандель ГмбХ» (БМЗ);
  • «Белимпекс Хандельс ГмбХ» (МТЗ);
  •  НАК «Белавиа»;
  • «БМА — Шпедицион ГмбХ» (ОАО «Белмагистральавтотранс»);
  • ОАО «АСБ «Беларусбанк»;
  • компания «БелАЗ-Европа» (совместное предприятие «БелАЗа» с германским «ITB Ruff Consulting» и эстонским «RTE OU»).

Объем инвестиций из Республики Беларусь в Германию в 2017 г. составил 34,1 миллиона долларов США, в т.ч. прямых — 13,0 миллиона долларов США, в 2018 г. — 38,3 миллиона долларов США, из них прямых — 15,2 миллиона долларов США.

Беларусью и Германией учрежден ряд институциональных механизмов поддержки экономического сотрудничества:

  • Белорусско-германский совет экономического сотрудничества;
  • Белорусско-германская рабочая группа по торговле и инвестициям;
  • Белорусско-германская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству;
  • Белорусско-германская смешанная комиссия по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов;
  • Белорусско-германский энергетический форум;
  • Деловой совет «Беларусь — Саксония»;
  • Белорусско-германский неправительственный совет делового сотрудничества.

В 1992 г. образован Белорусско-германский совет экономического сотрудничества (БГЭС). Его деятельность была приостановлена по инициативе германской стороны в 1996 г. и возобновлена в 2009 г. Последнее заседание Совета состоялось в г. Берлине 8 июля 2010 г. Председателем белорусской части с 2012 г. является Министр иностранных дел Макей В.В. Германская сторона воздерживается от назначения сопредседателя БГЭС на уровне представителя руководства Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ, ссылаясь на отсутствие в настоящее время вопросов, требующих рассмотрения на межгосударственном уровне.

На регулярной основе проходят заседания созданной в рамках БГЭС Белорусско-германской рабочей группы по торговле и инвестициям. За период деятельности Рабочей группы проведено 16 заседаний, последнее из которых состоялось 19 декабря 2018 г. в г. Минске. Председателем белорусской части Рабочей группы является заместитель Министра иностранных дел Шестаков Е.А. 

С 1996 г. функционирует Белорусско-германская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству. Деятельность группы приостанавливалась в 2003 и 2011 гг. Последнее заседание группы проведено 6 октября 2010 г. в г. Минске. В настоящее время между ГКНТ Республики Беларусь и Федеральным министерством образования и научных исследований ФРГ проводятся консультации по активизации взаимодействия и возобновлению деятельности группы.

Функционирует Белорусско-германская смешанная комиссия по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов, последнее заседание которой проведено 6 — 7 ноября 2018 г. в г. Бонне. 

С 2008 г. на регулярной основе проводятся Белорусско-германские энергетические форумы. 8 октября 2018 г. в г. Минске прошел VI Белорусско-германский энергетический форум под председательством заместителя Министра энергетики Республики Беларусь О. Прудниковой и исполнительного директора Германского энергетического агентства (DENA) К. Хаверкамп.

Результатом визита в Республику Беларусь делегации деловых кругов федеральной земли Саксония в марте 2009 г. стало создание в 2010 г. Делового совета «Беларусь — Саксония» (учредители — БелТПП и ТПП г. Лейпцига), последнее заседание которого проведено 24 октября 2017 г. в г. Лейпциге. 

25 мая 2011 г. в г. Берлине состоялось первое заседание Белорусско-германского неправительственного совета делового сотрудничества. В 2013 — 2016 гг. работа Совета была приостановлена. В 2016 г. белорусской и германской сторонами проведена работа по возобновлению деятельности данной структуры. Новыми сопредседателями совета стали генеральный директор белорусской компании СООО «Хенкель Баутехник» С. Новицкий и директор по связям с общественностью по Восточной Европе германского концерна «Ремондис» Ф. Циммерманн. Очередное заседание совета проведено 1 июня 2017 г. в г. Минске.

С 2006 г. реализуется Совместная Белорусско-германская программа подготовки управленческих кадров в соответствии с совместным заявлением о сотрудничестве между министерствами экономики Беларуси и ФРГ. В рамках программы уже прошли подготовку более 400 менеджеров, представляющих белорусские предприятия различных форм собственности.

Значительный вклад в развитие деловых контактов вносят выставочные мероприятия в Беларуси и Германии, в которых участвуют представители бизнеса и органов государственного управления двух стран. 

Ежегодно белорусские делегации посещают такие крупные выставки в Германии, как Международная сельскохозяйственная ярмарка «Зеленая неделя» («Grüne Woche»), «Международная туристическая биржа» («ITB»), Международная общепромышленная выставка «Ганноверская ярмарка» («Hannover Messe»), Выставка бытовой электроники «IFA», Международная мебельная выставка «IMM Cologne», Выставка сельскохозяйственной техники «Agritechnica».

Развивается сотрудничество с рядом федеральных земель ФРГ. Республику Беларусь с визитами посещали делегации под руководством Премьер-министра федеральной земли Бранденбург М. Платцека в 2009 и 2010 гг., заместителя Премьер-министра — Министра экономики и труда федеральной земли Саксония Т. Юрка в 2009 г.. 

Весомый вклад в развитие экономического сотрудничества с регионами Германии вносят Генеральное консульство Республики Беларусь в г. Мюнхене (работает с 1 февраля 2012 г.), почетные консульства в гг. Гамбурге (открыто 23 ноября 2011 г.) и Коттбусе (открыто 26 ноября 2008 г.).

Межрегиональные и побратимские связи

Значимой составной частью белорусско-германских отношений являются прямые контакты с федеральными землями ФРГ, прежде всего, с Бранденбургом, Саксонией, Северным Рейном-Вестфалией, Нижней Саксонией.

Взаимодействие на местном уровне в течение длительного времени являются одной из наиболее успешных форм двустороннего сотрудничества. В этой связи следует особо отметить наличие 20 пар породненных городов, в том числе Минск — Бонн, Могилев — Айзенах, Витебск — Франкфурт-на-Одере, Витебск — Нинбург, Несвиж — Лайхинген, Полоцк — Фридрихсхафен, Кобрин — Ульцен, Светлогорск — Хельмштедт, Чаусы — Губен. Потенциал дальнейшего развития данной формы сотрудничества далеко не исчерпан.

В ноябре 2018 г. в г. Виттенберг (Федеральная земля Саксония-Анхальт) прошла 10-ая встреча городов-побратимов Беларуси и Германии, в которой приняли участие свыше 120 представителей из 33 городов двух стран.

Организаторами встречи городов-побратимов Беларуси и Германии являлись Белорусская общественная организация «Породненные города», Белорусское общество дружбы, фонд «Встречи Запад-Восток», Федеральный союз германских обществ «Запад-Восток», а также Посольство Германии в Республике Беларусь.

Чернобыльская катастрофа 1986 г. вызвала в Германии значительную волну солидарности и готовности оказать поддержку пострадавшим регионам Республики Беларусь. В Германии действуют более 400 чернобыльских инициатив, которые вносят существенный вклад в преодоление последствий Чернобыльской катастрофы. Германия традиционно лидирует среди стран, оказывающих Беларуси содействие в этой сфере. Ежегодно из ФРГ поступает до 20% от общего объема иностранной гуманитарной помощи, около трех тысяч белорусских детей проходят курс оздоровления в Германии.

Важное место в белорусско-германских отношениях занимает работа по примирению и увековечению памяти жертв Второй мировой войны. В этом плане особое значение на данном этапе имеет реализация совместного проекта по созданию в Беларуси мемориального комплекса «Тростенец» на месте одноименного лагеря смерти как европейского символа памяти жертв преступлений национал-социализма.

К содержанию

 

   
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Германии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя