Греция

                                     

 

 

                                          

Герб: является государственным символом Греции и состоит и двух основных элементов — лазоревого щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита — лавровый венок.

Щит с крестом символизирует воинскую славу и в то же время главную греческую религию — православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.

Официально герб Греческой Республики изображается в двухцветном варианте с применением лазоревого (визуально голубого) и серебряного (визуально белого) цветов. Герб с золотым лавровым венком используется вооружёнными силами Греции. Многоцветный вариант герба предназначен для гражданского использования.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими чередующимися пятью синими и четырьмя белыми полосами. В крыже помещено изображение прямого (греческого) креста белого цвета.

Ширина флага относится к его длине как 2:3. Современный флаг был принят 27 декабря 1978 г.

В разговорном греческом языке из-за цветовой гаммы его часто называют «κυανόλευκη» ([кианолефки]) или «γαλανόλευκη» ([галанолефки]), что означает «сине-белый».

  • Гимн: «Ύμνος εις την Ελευθερίαν» — поэма, написанная Дионисиосом Соломосом в 1823 г., состоящая из 158 четверостиший. В 1865 г. первые 24 куплета были объявлены гимном Греции.
  • Государственный язык: греческий.
  • Географическое положение: страна расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским (включая Икарийское море) и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией на северо-западе, Македонией и Болгарией — на севере, с Турцией — на северо-востоке. Территория: 131 957 кв. км, в том числе островная часть — 25,1 тысяч кв. км.
  • Административно-территориальное деление: 325 демов, которые объединены в 13 провинций. Особую административную единицу составляет район Святой горы Афон.
  • Столица: Афины.
  • Государственное устройство: парламентская республика. Действует конституция от 11 июня 1975 г. Глава государства — Президент, избирается парламентом открытым голосованием сроком на 5 лет не более 2 раз. С 13 марта 2015 г. — Прокопис Павлопулос. Законодательная власть — однопалатный парламент, состоит из 300 депутатов. Избирается сроком на 4 года. Нынешний состав Парламента избран 20 сентября 2015 г. Президент Парламента — Николаос Вутсис. Исполнительная власть — Президент и Правительство, возглавляемое Премьер-министром (с 21 сентября 2015 г. — Алексис Ципрас). Назначение на пост Премьер-министра осуществляет Президент, пост получает лидер партии, располагающей большинством в парламенте.
  • Население: 11,1 миллиона человек.
  • Национальная валюта: евро.
  • ВВП: 242,2 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +2. 
  • Телефонный код: +30.
  • Штрих-код: 520 —521.

Внешняя политика: приоритетами являются отношения в рамках Европейского союза, укрепление позиций в Балканском регионе.

Экономическое положение (2017 г.): 

  • ВВП — 187,1 миллиарда евро;
  • рост ВВП — 1,4 процента;
  • ВВП на душу населения — 16,85 тысячи евро;
  • инфляция — -0,8 процента;
  • основные статьи экспорта: продукты питания, промышленная продукция, нефтепродукты, продукция химической промышленности, текстильная продукция;
  • основные статьи импорта: нефтепродукты, оборудование и транспортные средства, химическая продукция, продукты питания.

Содержание:

Экономика Греческой Республики

Начиная с 2010 г., Греция переживает глубокий финансово-экономический кризис. Госдолг Греции превысил 320 миллиардов евро (180% ВВП). Для его обслуживания страна получает кредиты в рамках программ помощи от группы международных кредиторов.

За это время страны зоны евро приняли три различные трехлетние программы макрофинансовой помощи Греции в обмен на жесткие меры экономии. 

Первые две из них не были доведены до расчетного завершения. Третья программа должна быть закончена в августе 2018 г., после чего планируется, что Греция сможет вернуться на рынки заемного капитала. 

Для получения средств по третьей программе, правительство Греции обязалось принять ряд структурных законов, включая: реформу налога на добавленную стоимость, уменьшение налоговых льгот для фермеров, сокращение пенсий и упразднение досрочного выхода на пенсию, увеличение налогообложения доходов греческих судоходных компаний, реорганизацию национального статистического агентства и др. Всего порядка 40 структурных реформ.

По разным оценкам, на программы помощи Греции страны зоны евро и МВФ потратили свыше 350 миллиардов евро.

В данных условиях экономика Греции в 2017 г. функционировала под влиянием жестких мер экономии, принимаемых греческим правительством.

По словам главы правительства, страна смогла справиться с семилетним периодом кризиса. Определенным подтверждением этого является тот факт, что по итогам 2017 г. ВВП Греции, впервые за длительный период времени, вырос на 1,4% и составил 187,1 миллиарда евро. В качестве основных драйверов роста выступили государственные расходы и растущий экспорт.

Как отмечалось выше, одним из факторов, оказавших позитивное влияние на экономику Греции оказал растущий объем внешней торговли, в первую очередь экспорта. По итогам 2017 г. греческий экспорт вырос на 13,2%, а импорт — на 13,7%.

В объеме греческого экспорта на долю третьих стран (кроме стран ЕС) приходится 47,2%, а в объеме импорта — 48%. Как следует из данных внешней торговли баланс между странами ЕС и третьими странами практически выровнялся. 

По состоянию на апрель 2018 г. уровень безработицы составил 20,2%, незначительно снизившись по сравнению с концом 2017 г. (21,7%). Количество безработных составило 949 726 человек и сократилось по сравнению с концом 2017 г. более чем на 100 тысяч человек. 

В июне 2018 г. по сравнению с июнем прошлого года в Греции зафиксирована инфляция в размере 1%. В годовом исчислении с июля 2017 по июнь 2018 г. по сравнению с периодом с июля 2016 по июнь 2017 г. средняя величина инфляции составила минус 0,6%.

Государственный долг к концу 2017 г. достиг 318,3 миллиарда евро (178,2% ВВП), по сравнению с 315,03 миллиарда евро, или 180,8% ВВП, в 2016 г. Госдолг в текущем году прогнозируется в размере 332 миллиардов евро (179,8% ВВП), рост составит 1,6 процентных пункта по сравнению с 2017 г.

В государственном бюджете Греции на 2018 г. предусмотрены доходы в размере 54,24 миллиарда евро, расходы — 55,18 миллиарда евро. Дефицит бюджета запланирован в размере 943 миллионов евро. В бюджет заложен рост экономики на 2,5%.

Прогнозы и рейтинги

Международный валютный фонд (МВФ) незначительно снизил прогноз экономического роста в Греции — до 2,6% в 2018 г. Ранее фонд оценивал перспективы Греции чуть более оптимистично, прогнозируя рост в 2,7% в 2018 г. Аналитики Fitch прогнозируют рост реального ВВП Греции на 2,1% в 2018 г.

Правительство Греции прогнозирует рост в размере 2,5%. По мнению Минфина, предпринятые бюджетные усилия, а также устранение экономической неопределенности и значительное улучшение экономического климата являются достаточными факторами для достижения такого роста.

Центральный банк Греции считает, что рост ВВП в 2018 г. составит 2,4%.

Ведущий греческий аналитический центр IOBE прогнозирует темп роста экономики Греции в 2018 — 2%.

Международное рейтинговое агентство Fitch улучшило ряд рейтингов Греции. В частности, долгосрочные рейтинги дефолта (РДЭ) Греции в иностранной и национальной валюте повышены c уровня CCC до В- с позитивным прогнозом. Краткосрочные РДЭ Греции в иностранной и национальной валюте повышены с С до В, а суверенный рейтинг страны улучшен с В- до В. Как отмечает Fitch, экономический сектор Греции постепенно восстанавливается, а политические риски частично сократились.

Ранее к подобным выводам пришло еще одно крупное рейтинговое агентство — Moody’s, повысившее долгосрочный рейтинг Греции с уровня Caa3 до Caa2 с позитивным прогнозом. По оценке этого агентства, улучшению рейтинга страны способствует выполнение Грецией запланированных реформ, что позволит получить очередной транш финансовой помощи для выплаты части долгов.

Рейтинговое агенство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг Греции с «B» до «В+».

Анализ основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое положение Греции, позволяет сделать вывод, что 2017 г., с высокой степенью вероятности, стал годом, когда греческая экономика прошла дно экономического цикла.

К содержанию

Сотрудничество Республики Беларусь с Греческой Республикой

О политическом диалоге

Греческая Республика одной из первых признала суверенитет Республики Беларусь (2 января 1992 г.). Дипломатические отношения между странами установлены 5 марта 1992 г. Двусторонний политический диалог до настоящего времени не получил практического развития. Визиты и встречи на высшем уровне не проводились.

В активе белорусско-греческих отношений — обмен официальными визитами министров иностранных дел (1994 — 1996 гг.), консультации на уровне глав политических департаментов министерств иностранных дел (2011 г.).

Посольство Греции в Беларуси было открыто в 1993 г. По финансовым причинам в 2002 г. приостановило свою деятельность.

В ноябре 2013 г. возобновлена аккредитация в Греции по совместительству Посла Беларуси в Болгарии (первый Посол по совместительству аккредитован в 2011 г.). В мае 2017 г. Посол Греческой Республики в Российской Федерации А. Фриганас аккредитован по совместительству в Республике Беларусь.

Белорусско-греческие отношения характеризуются в целом невысокой динамикой. Контакты между представителями органов госуправления и других государственных организаций Беларуси и Греции осуществляются в основном в рамках мероприятий международного характера.

В двусторонних отношениях Беларусь и Греция также используют институт почетного консула. Офис почетного консула Греческой Республики в Республике Беларусь П. Топузидиса открыт в декабре 2015 г. 

Церемония открытия офиса почетного консула Республики Беларусь в Салониках Б. Музенидиса (назначен в марте 2015 г.) состоялась 19 октября 2016 г.

В настоящий момент актуальным остается вопрос определения дальнейших направлений и механизмов сотрудничества и работа по их практической реализации: проведение первого заседания МПК и бизнес-форума в Минске, ревизии договорно-правовой базы, активизация межмидовского диалога.

В отношениях с Беларусью Греция придерживается в целом взвешенной позиции, в том числе в контексте развития белорусско-европейских отношений.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

В настоящее время договорно-правовая база двустороннего белорусско-греческого сотрудничества насчитывает 1 межгосударственный договор и 3 межправительственных соглашения.

На рассмотрении греческой стороны уже достаточно длительное время находится ряд двусторонних договоров и соглашений:

  • Договор между Республикой Беларусь и Греческой Республикой о правовой помощи по уголовным делам;
  • Договор между Республикой Беларусь и Греческой Республикой о выдаче;
  • Соглашение между Правительством Республикой Беларусь и Правительством Греческой Республики о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций;
  • Соглашение между Правительством Республикой Беларусь и Правительством Греческой Республики об избежание двойного налогообложения;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и спорта и молодежной политики;
  • Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики об условиях оздоровления на основе безвозмездной помощи несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Греческой Республике.

16 июня 2016 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики о международных автомобильных перевозках.

О торгово-экономических отношениях с Грецией

Динамика торговли между Беларусью и Грецией (миллионов долларов США)

Годы

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2013

39,05

2,74

36,31

-33,57

2014

60,69

3,37

57,32

-53,95

2015

31,29

3,94

27,35

-23,41

2016

35

0,68

34,32

-33,64

2017

46,36

2,37

43,99

-41,62

2017 r 2016, в % 132,4 346,2 128,2  

Греческая Республика не входит в число основных торговых партнеров Республики Беларусь. При этом в структуре товарооборота значительно преобладает импорт. Белорусский же экспорт характеризуется монотоварностью (основные объемы приходились на калийные удобрения — 66,6%). 

По итогам 2017 г. товарооборот составил 46,36 миллиона долларов США (132,4% к 2016 г.), экспорт — 2,37 миллиона долларов США (346,2%), импорт — 43,99 миллиона долларов США (128,2 %). Сальдо двусторонней торговли сложилось отрицательным в размере 41,62 миллиона долларов США (-34,32 миллиона долларов США в 2016 г.). 

К основным экспортным позициям относились: 

  • удобрения калийные;
  • фанера клееная;
  • сетки и сети, плетеные из бечевок, веревок, канатов;
  • одежда женская текстильная;
  • мебель прочая и ее части;
  • аккумуляторы электрические;
  • игрушки и головоломки;
  • изделия из пластмасс прочие;
  • антидетонаторы;
  • антиоксиданты;
  • ингибиторы;
  • загустители;
  • тракторы и седельные тягачи и др.

В 2017 г. поставки в Грецию осуществлялись по 64 (в 2016 г. — 42) товарным позициям (на уровне 4 знаков ТН ВЭД), в том числе по 37 новым товарным позициям.

За 2017 г. объем торговли услугами составил 12,05 миллиона долларов США (58,9% к 2016 г.), экспорт — 8,6 миллиона долларов США (71,4%), импорт — 3,45 миллиона долларов США (41,1%).

Основные статьи экспорта:

  • транспортные услуги;
  • компьютерные, телекоммуникационные и информационные услуги.

За 2017 г. объем иностранных инвестиций, поступивших в Беларусь из Греции, составил 0,46 миллиона долларов США (рост в 4,8 раз по сравнению с 2016 г.), в том числе прямых инвестиций 0,39 миллиона долларов США (рост в 20,9 раза).

В части прямых иностранных инвестиций на чистой основе наблюдается отток в размере 0,14 миллиона долларов США.

На 01.01.2018 накопительным итогом объем инвестиций составил 3,26 миллиона долларов США (на 01.01.2017 г. — 3,4 миллиона долларов США).

По состоянию на 01.01.2018 г. в соответствии с Единым государственным регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь действует 24 юридических лиц, созданных юридическими и физическими лицами Греческой Республики (по состоянию на 01.01.2017 — 21).

Основные статьи импорта Греции из стран вне ЕС:

  • нефтепродукты;
  • нефтяные газы;
  • медпрепараты;
  • удобрения;
  • древесина и изделия из нее;
  • пластмассы и изделия из них;
  • продукты органической химии;
  • средства наземного транспорта;
  • бумага и картон;
  • обувь;
  • мебель;
  • полимеры; 
  • изделия из железа и стали;
  • оптические приборы;
  • резина и изделия из нее.

О гуманитарном сотрудничестве

Сотрудничество с Грецией в гуманитарной сфере осуществляется преимущественно на уровне взаимодействия религиозных общин, а также в области образования.

В 2002 г. состоялся обмен визитами митрополитов. Регулярно осуществляются паломнические поездки белорусских верующих на гору Афон, белорусские студенты обучаются на богословских факультетах в г. Афины и г. Салоники. Традиционно тесные контакты поддерживаются в конфессиональной сфере. Осуществляется взаимодействие белорусских монастырей с религиозными общинами Святой горы Афон.

Активное взаимодействие ведется по линии сотрудничества между учебными заведениями Беларуси и Греции в рамках программы Европейского союза «Erasmus+».

Договоренности об обмене студентами и преподавателями имеются и успешно реализуются между Университетом Аристотеля в г. Салониках и пятью белорусскими вузами: Белорусским государственным университетом, Брестским государственным университетом им. А.С. Пушкина, Гродненским государственным университетом им. Янки Купалы, Гомельским государственным медицинским университетом, Белорусским государственным технологическим университетом.

С 1995 г. представители Греции принимают участие в Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске».

При содействии Посольства продукция греческого кинопроизводства в ноябре 2016 г. демонстрировалась в рамках международного кинофестиваля «Лістапад».

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Болгария, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на греческом рынке и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by