

- Государственный язык: венгерский.
- Географическое положение: Венгерская Республика (Венгрия) — государство в Центральной Европе. Граничит на западе с Австрией, на юго-западе — со Словенией и Хорватией, на юге — с Сербией, на юго-востоке и востоке — с Румынией, на северо-востоке — с Украиной, на севере — со Словакией. Территория: 93 тысячи кв. км.
- Административно-территориальное деление: Столица Венгрии — Будапешт (более 2,6 миллиона жителей с пригородами). Страна подразделяется на 19 областей, Будапешт имеет особый статус.
- Столица: Будапешт.
- Государственное и политическое устройств: Государственное устройство: парламентская республика.
- Внешняя политика: приоритетами являются внешняя экономика; реализация стратегий «Открытие на Восток» и «Открытие на Юг»; развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами; сохранение единства венгров как нации, включая поддержку венгров, живущих за рубежом.
- Население: 9,8 миллиона человек.
- Национальная валюта: венгерский форинт.
- ВВП: 166 миллиард долларов США (2021).
- Часовой пояс: GMT +2.
- Телефонный код: +36.
- Штрих-код: 599.
- Социально-экономическое положение Венгрии
- Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Венгрией
- Условия доступа на рынок Венгрии
- Особенности ведения бизнеса в Венгрии
- Строительный сектор Венгрии
Социально-экономическое положение Венгрии
- ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) – 33,1 тысячи долларов США;
- экспорт товаров – 141,3 миллиарда долларов США;
- импорт товаров – 138,9 миллиарда долларов США;
- инфляция – 5,1 процента;
- безработица – 4,2 процента;
- экспортная составляющая – машины и транспортное оборудование; промышленные товары (медицинская и фармацевтическая продукция); пищевые продукты, напитки и табак; мебель;
- импортная составляющая – минеральное топливо; машины и транспортное оборудование; промышленные товары (медицинская и фармацевтическая продукция, изделия из металла); пищевые продукты, напитки и табак; электрическое оборудование; пластмассы.
ВВП Венгрии в 2021 году увеличился на 7,1 процента (в 2020 году ВВП страны составил 155,8 миллиардов долларов США). Объем производства в промышленности в 2021 году вырос на 9,6 процента, в строительстве – на 13,3 процента, в сельском хозяйстве снизился на 2,1 процента.
Венгрия является страной с открытой экономикой. Традиционно положительное сальдо баланса внешней торговли в 2021 году сложилось в размере 1,9 миллиарда долларов, экспорт товаров вырос на 13,6 процента до 119,3 миллиарда долларов, импорт – на 18,2 процента до 117,4 миллиарда долларов. Основной объем торговли товарами (более 70 процентов) приходится на рынки стран ЕС.
Инфляция в 2021 году составила 5,1 процента. Занятость – 73,6 процента от трудоспособного населения. Безработица – 4,2 процента. Средняя начисленная заработная плата по стране – 1100 евро.
В 2021 году экономика Венгрии продемонстрировала беспрецедентно высокий темп роста (107,1 процента), при этом ВВП на 2,1 процента превысил допандемийный уровень 2019 года. Позитивные результаты достигнуты на фоне проводимой правительством стимулирующей политики в сфере налогообложения, потребительского спроса и инвестиций, а также низкой базы предыдущего периода.
В 2022 году существенное давление на итоговый показатель роста ВВП (прогнозируется на уровне 105,9 процента) могут оказать геополитические факторы, структурные изменения в глобальных и региональных цепочках поставок, рост инфляции.
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Венгрией
За период с 2017 по 2021 гг. товарооборот между Беларусью и Венгрией увеличился на 25 процентов (с 185,5 до 231,5 миллиона долларов), экспорт в Венгрию – на 26 процентов (с 71,2 до 89,8 миллиона долларов), импорт в Беларусь – на 24 процента (с 114,3 до 141,7 миллиона долларов).
В 2021 году экспорт осуществлялся по 174 группам товаров, из которых 40 составили новые позиции. Среди крупнейших товарных групп в белорусском экспорте: продукция деревообработки, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, провода изолированные и кабели, изделия из металлов.
Импортируются из Венгрии товары по следующим наиболее крупным позициям: лекарственные средства, вагоны несамоходные железнодорожные или трамвайные, домашняя птица живая, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, пищевые продукты прочие.
Условия доступа на рынок Венгрии
После вступления Венгрии в Европейский союз в 2004 году условия ее торговли с другими государствами-членами ЕС и с третьими странами регулируются нормативной базой Евросоюза, которую дополняет ряд национальных актов. Основу правового регулирования ВЭД в Венгрии составляют:
- Закон ХХХV от 26 апреля 2004 г. «О вступлении ВР в Евросоюз»;
- Закон CXXVI «О применении таможенного права Евросоюза», принятый Парламентом страны 28 декабря 2003 г., в соответствии с которым на территории Венгрии в полном объёме действует таможенное право Евросоюза, под которым понимается Таможенный кодекс ЕС, директива Европейской Комиссии о его исполнении, директива Совета о системе таможенных преференций, а также директива Совета о таможенной и статистической номенклатуре и Общем таможенном тарифе ЕС. Закон также содержит ряд положений, которые относятся к компетенции национального законодательства, провозглашая при этом приоритет таможенного права ЕС;
- Закон ХХIХ от 2004 г. «О внесении изменений в некоторые законы в связи со вступлением страны в Евросоюз», в соответствии с которым экспорт, импорт, а также транзит товаров, услуг и прав, представляющих материальную ценность, может быть ограничен, причём как в гармонизированных с нормами Евросоюза сферах, так и в негармонизированных;
- Закон CLXIV от 2005 г. «О торговле»;
- Постановление Правительства Венгерской Республики № 110 от 28 апреля 2004 г. «О внешней торговле товарами, услугами и правами, представляющими материальную ценность».
Большинство функций госуправления в сфере ВЭД осуществляется в настоящее время под эгидой Министерства внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии.
В соответствии с действующим национальным законодательством и директивами ЕС экспорт и импорт отдельных видов товаров, услуг и прав, представляющих материальные ценности, в торговле с третьими странами подлежит лицензированию, ограничению либо осуществлению в рамках льготных таможенных контингентов.
Систематизированная информация об условиях доступа на венгерский рынок, включая меры тарифного и нетарифного регулирования, доступна на порталах «Карта доступа на рынки» (Market Access Map) Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО (ICT), TARIC (Объединенный тариф ЕС), WITS (система внешнеторговой информации, ЮНКТАД/Всемирный банк).
Контроль в области лицензирования импорта осуществляется Департаментом коммерческого, военного, экспортного контроля и проверки драгоценных металлов Правительственного офиса Будапешта.
В частности, импортные лицензии при поставках в Венгрию требуются по отдельным позициям промышленных (железо, сталь и алюминий, хлористый калий, текстиль) и сельскохозяйственных товаров, продукции деревообработки. В отношении внешнеторгового оборота радиоактивных и взрывчатых веществ, огнестрельного и холодного оружия, а также военной техники требуется получение специального разрешения. Более подробная информация размещена в английской версии сайта регулирующего ведомства.
По всему кругу вопросов, связанных с защитой внутреннего рынка (включая все виды мониторинга), департамент темно взаимодействует с соответствующим органом ЕС (SIGL).
В сфере налогообложения в Венгрии выделяется четыре основные группы: налоги на доходы, на добавленную стоимость, социальное страхование, другие.
Стандартный НДС в Венгрии по большинству товаров составляет 27 процентов, сниженная ставка в 18 процентов действует на отдельные виды молочной продукции, выпечку, муку и хлебобулочные изделия, 5 процентов – на книги, журналы и другие печатные издания, лекарства, недвижимость, свежее молоко, определенные виды животноводческой продукции, рыбу, ряд услуг (страховые, коммунальные, телекоммуникационные услуги, общественное питание).
Подакцизные товары – табачная продукция, алкоголь и алкогольная продукция, топливо и нефтепродукты.
Сбором налогов и общим контролем данного направления занимается Венгерская налоговая и таможенная администрация, на сайте которой размещена подробная информация о национальной практике налогообложения.
Возможности поиска и проверки деловой репутации венгерских партнеров
Поиск информации о потенциальных деловых партнерах в Венгрии возможен через государственный реестр юридических лиц (доступен на венгерском языке), справочные онлайн-системы (на английском языке, на русском языке), базу данных Венгерской ТПП.
Проверка деловой репутации и финансового положения венгерских контрагентов может осуществляться через сервисы специализированных компаний.
Топ-20 перспективных товарных позиций экспорта
Среди товарных позиций, наиболее перспективных для поставок в Венгрию, можно отметить следующие:
Код ТН ВЭД |
Наименование позиции |
1209 |
Семена для посева |
1514 |
Масло рапсовое |
3006 |
Продукты фармацевтические прочие |
3920 |
Плиты, листы, пленка из пластмасс |
3925 |
Детали строительные из пластмасс |
4811 |
Бумага, картон, вата из целлюлозных волокон |
4819 |
Тара из бумаги и картона |
5402 |
Нити комплексные синтетические |
5703 |
Ковры и прочие текстильные напольные покрытия |
5806 |
Узкие ткани |
6806 |
Шлаковата |
6807 |
Мягкие кровельные материалы |
7005 |
Стекло полированное |
8409 |
Части к двигателям внутреннего сгорания |
8504 |
Трансформаторы электрические |
8538 |
Части аппаратуры для управления электрическим током |
8544 |
Провода изолированные, кабели |
9401 |
Мебель для сидения и ее части |
9403 |
Мебель прочая и ее части |
9406 |
Сборные строительные конструкции |
Особенности ведения бизнеса в Венгрии
Венгрия относится к числу привлекательных стран для ведения бизнеса иностранными компаниями благодаря динамичному экономическому росту и выгодному географическому положению, действующим рамочным условиям. В то же время, по ряду оценок, венгерский рынок является достаточно сложным с точки зрения поиска деловых партнеров, проведения переговоров, действующей системы налогообложения.
Наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются ООО (Kft.) и ЗАО (Zrt., Nyrt.). Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 3 миллиона форинтов, ЗАО – 5 миллионов форинтов. Для регистрации субъекта хозяйствования в Венгрии требуется содействие со стороны консалтинговых фирм и юристов. Новая компания должна быть зарегистрирована в торгово-промышленной палате Венгрии (членство является обязательным).
Правительство Венгрии уделяет серьезное внимание обеспечению благоприятного инвестиционного климата и поддержке инвесторов. Сведения о реализуемых инвестпроектах (в сферах промышленности, энергетики, сельского хозяйства и других) и отраслевые обзоры размещены на сайте Венгерского агентства по привлечению инвестиций.
Объем привлеченных в 2020 году Венгрией прямых иностранных инвестиций составил 5,9 миллиарда евро, крупнейшими государствами-инвесторами стали Великобритания и Бельгия.Строительный рынок Венгрии в условиях дефицита стройматериалов и рабочей силы: перспективы наращивания белорусского экспорта стройматериалов и услуг.
В период с 2015 по 2020 гг. прирост объемов строительства в Венгрии составил 40%, в том числе в строительстве зданий – 58%, гражданской инфраструктуры – 25%.
За последние десять лет число строительных компаний в стране увеличилось на 21% до 80 тыс. предприятий, тогда как количество производителей стройматериалов снизилось почти на 20% до 8 тыс. фирм.
По данным за 2021 год, общий объем строительно-монтажных работ составил порядка 15 млрд евро, в том числе 8,9 млрд евро – в строительстве зданий и 6,1 млрд евро – в гражданской инфраструктуре.
Строительный сектор обеспечивает 5,7% ВВП Венгрии, причем эта доля существенно выросла с 3,6% в 2016 году.
В региональном разрезе строительная деятельность сосредоточена на территории г.Будапешта, области Пешт и региона Южный Альфёльд: в совокупности там обеспечивается до 50% добавленной стоимости и занятых в строительном секторе.
Начиная со второго квартала 2021 года отрасль демонстрирует устойчивый восходящий тренд. По итогам минувшего года темп роста в строительстве составил 113,3%.
За четыре месяца 2022 года строительный сектор показал рост в размере 12,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом ежемесячная динамика в марте-апреле 2022 г. продемонстрировала значительную волатильность. Так, выпуск в строительстве зданий после роста на 18,7% в марте сократился на 1,2% в апреле, в то время как возведение объектов гражданской инфраструктуры последовательно росло в указанные месяцы (на 8,1% и 12,1% соответственно).
Общий портфель заказов в строительстве по итогам января-апреля 2022 г. увеличился на 8%, число новых контрактов в целом по отрасли достигло рекордных показателей, увеличившись в целом на 34%, в том числе в строительстве зданий – на 43,4%, гражданской инфраструктуры – на 25,2%.
Примечательно, что в апреле количество новых заключенных контрактов в сегменте строительства зданий показало отрицательную динамику в годовом выражении (-8,8%). Представляется, что такая просадка стала результатом ситуативной реакции рынка на начало конфликта в Украине и неопределенности субъектов хозяйствования в преддверии венгерских парламентских выборов, которые состоялись 3 апреля т.г.
За три месяца 2022 г. стоимость услуг застройщиков на венгерском рынке выросла на 20,6%, что обусловлено ростом спроса и повышением цен на стройматериалы. Причем данный тренд не является для Венгрии исключительно следствием актуальных изменений на рынке, так как за период 2016-2020 гг. цены в строительстве также выросли на 39,4%, из которых 49,7% составил рост стоимости рабочей силы и 31,1% – стройматериалов.
Перспективы развития строительного рынка Венгрии оцениваются как положительные на фоне стимулирующей государственной политики в области создания и обновления инфраструктуры, а также жилищного строительства.
Кроме того, государство выступает крупнейшим заказчиком в строительном секторе, на соответствующих объектах занято около 60% всех работников отрасли. Объем строительных тендеров в 2021 году составил 7,2 млрд евро, количество заключенных контрактов – 3 тыс. При этом только за четыре месяца 2022 г. подписано почти 900 контрактов на сумму 3,8 млрд евро.
По некоторым оценкам, рост в строительной отрасли Венгрии по итогам 2022 года может составить более 10%.
В числе сдерживающих факторов для строительства в целом можно отметить системные проблемы с дефицитом строительных материалов и рабочей силы, которые отмечаются представителями отрасли и экспертами строительного рынка.
Подтверждением актуальности и системного характера проблемы служит то, что в мае 2022 г. руководитель нового министерства экономического развития Венгрии отметил сектор строительства и производства строительных материалов в числе отраслей, где необходимо укреплять экономическую независимость страны.
В сравнении с другими странами ЕС, где вопрос нехватки рабочей силы в секторе строительства частично решается за счет ее притока из-за рубежа, действующие в Венгрии подходы в меньшей степени благоприятствуют трудовой миграции.
Более 60% венгерских строительных компаний, по данным опросов, отмечают дефицит квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В течение последних десяти лет растет доля вакансий на данном рынке.
На этом фоне в 2021 году венгерское правительство в рамках усилий по поддержке экономики в условиях коронавируса пошло на послабление условий временного приема работников из третьих стран.
2. Оценка параметров венгерского рынка стройматериалов и услуг с точки зрения внутреннего спроса и условий внешней торговли
В Венгрии сохраняются в целом благоприятные условия для обеспечения внутреннего спроса на ресурсы для строительства, включая стройматериалы и рабочую силу.
Продолжается реализация начатой в 2016 году комплексной государственной программы субсидирования покупки либо строительства жилой недвижимости для семей (CSOK). В 2019-2020 гг. предприняты дополнительные шаги, направленные на упрощение доступа к финансированию.
Кредиты, выданные по льготным ставкам, составляют более 50% от общего объема. Растет спрос на заемные средства в рамках программы «зеленого» ипотечного кредитования, реализуемой Нацбанком Венгрии.
В дополнение к этому с 2021 года правительство страны начало предоставлять семьям, воспитывающим или планирующим детей, субсидии на возмещение части расходов по ремонту жилой недвижимости, а также соответствующие льготные кредиты.
Кроме того, с 2016 года в Венгрии действует новая редакция Закона о строительстве зданий, в которой упрощены длительные процедуры получения строительных разрешений. В числе одной из мер допускается возведение жилых домов площадью не более 300 кв. м без предварительного разрешения. Для начала строительства достаточно простого уведомления контролирующего ведомства с подачей заявления на разрешение на более позднем этапе.
В 2021 году число разрешений на строительство в Венгрии значительно увеличилось – на 22,4% по сравнению с предыдущим годом. Как следствие, существенно улучшились финансовые показатели деятельности строительных компаний. Например, доходы одного из крупнейших игроков в сфере дорожного строительства – компании «Duna Aszfalt» – выросли на 45%, до 57 млн евро.
Принимаемые правительством меры в совокупности ощутимо влияют на текущее восстановление рынка строительства в Венгрии и поддержание активного спроса на стройматериалы.
В то же время планируемое поэтапное сворачивание программ кредитной поддержки вместе с ростом процентных ставок в экономике страны и доли просроченной задолженности по кредитам (в апреле 2022 г. выросла на 10,4% в годовом сравнении) могут в дальнейшем создать риски для динамики внутреннего спроса в строительстве.
В пользу определенного запаса устойчивости данного сегмента свидетельствует рост продаж объектов жилой недвижимости в Венгрии на протяжении первого и второго кварталов 2022 г., несмотря на рост стоимости жилья и постепенное повышение ставок по кредитам после длительного тренда на их снижение (ипотечная ставка в период с 2010 по 2020 гг. для займов на срок более 5 лет уменьшилась с 11,5 до 4,5%).
Следствием роста спроса стало увеличение объемов инвестиций в строительном секторе, которые в первом квартале 2022 г. выросли на 10,1%, хотя темп прироста все еще существенно ниже максимальных квартальных уровней 2018-2019 гг., находившихся в диапазоне 18-29%.
За период с 2015 по 2020 гг. инвестиции в венгерском строительном секторе увеличились на 48,1%, в т.ч. на 76,5% в жилищном строительстве и на 40,3% в возведении объектов нежилого фонда и инфраструктуры.
В последние годы в Венгрии стабильно растет объем розничного рынка стройматериалов и санитарного оборудования (с 1,35 млрд. евро в 2015 году до 1,94 млрд. евро в 2021 году), а также доля продаж данной продукции в общем объеме розничной торговли (с 4,5% в 2017 году до 5,2% в 2021 году).
Значимым фактором, который в 2021 году начал существенно влиять на стоимостной объем реализации стройматериалов в Венгрии и сохраняет свою актуальность, является стабильно растущий уровень цен.
По итогам 2022 года в Венгрии ожидается рост стоимости стройматериалов в диапазоне от 15 до 25%. В качестве наиболее значимых факторов при этом остаются российско-украинский конфликт, увеличение цен в энергетическом секторе и продолжающийся тренд на ослабление венгерской валюты.
Государственное регулирование цен в строительстве в Венгрии отсутствует. Согласно закону «О государственных закупках», приобретение товаров и услуг (включая строительные) за счет средств центрального и местных бюджетов осуществляется на тендерной основе.
В соответствии с упомянутым законом при определении оценочной стоимости строительных работ учитывается общий объем работ, который является технически и экономически функциональной единицей.
При планировании бюджетных расходов на строительство нередко используется информация о результатах уже завершенных тендеров на возведение объектов с близким набором характеристик. Некоторые параметры могут уточняться по итогам выборочного опроса строительных и инжиниринговых компаний, мониторинга текущих цен на рынке и изменения статистических цен.
В текущей ситуации высокой волатильности цен на стройматериалы венгерская ассоциация строительной отрасли «Évosz» призывает правительство страны рассмотреть возможность индексации стоимости строительных контрактов в зависимости от изменения стоимости используемых материалов, как местного производства, так и импортируемых.
Значительным фактором спроса в строительстве является реализация в Венгрии государственных инфраструктурных программ. Бюджетом страны предусмотрено дальнейшее выделение средств на продление автомобильных трасс в направлении государственных границ и строительство участков, связывающих региональные центры с сетью высокоскоростных магистралей.
Анализ объемов потребления стройматериалов и услуг
в строительстве по доступным данным за 2018-2019 гг. (Приложение 2) показывает, что по таким ключевым группам товаров, как продукция деревообработки, изделия из металлов, резины и пластмасс, прочие минеральные продукты, венгерская строительная отрасль в значительной степени зависит от импорта, причем данная зависимость в указанный период продемонстрировала тенденцию к росту.
За последние 10 лет по четырем из пяти крупнейших групп стройматериалов зафиксировано существенное увеличение продаж на венгерском рынке:
- металлические конструкции (+356,0%);
- плитка, каменные плиты, кирпичи (+182,3%);
- бетон (+128,8%);
- сборные строительные конструкции (+101,1%).
Более детальное изучение данных внешнеторговой статистики и информации из профильных источников позволяет выделить ряд категорий товаров, наиболее востребованных и перспективных с точки зрения поставок в Венгрию. Сюда следует отнести минеральные продукты (наполнители бетона), строительные детали из пластмасс, изделия из камня и гипса, керамические изделия и стекло. В Приложении 3 представлены статистические данные по импортным поставкам в Венгрию строительных материалов в разрезе 6 знаков ТН ВЭД. Динамика изменения стоимостных объемов и средней цены импорта в 2021 году и за первый квартал 2022 г. демонстрирует наличие положительных тенденций по большинству указанных категорий товаров.
Спрос на строительные услуги зарубежных компаний (импорт услуг) в Венгрии в среднесрочном плане характеризуется устойчивым растущим трендом (Приложение 4). В первом квартале 2022 года отмечается снижение объемов импорта на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, однако эта динамика, как представляется, носит временный характер и будет восстанавливаться по мере ожидаемого роста строительного рынка Венгрии.
Важным фактором спроса на зарубежные строительные услуги выступает дефицит ресурса рабочей силы в строительном секторе Венгрии, обусловленный долгосрочными тенденциями оттока кадров по экономике в целом. Здесь ключевую роль играют процессы смещения возрастной структуры общества, которые могут усилиться в предстоящие 10-15 лет,
а также эмиграция трудоспособного населения – прежде всего, молодежи.
Такая ситуация в совокупности с сокращением числа строительных фирм в Венгрии создает благоприятные предпосылки для оказания строительных услуг белорусскими компаниями.
Следует отметить, что в секторе услуг в целом наблюдается меньшая зависимость Венгрии от импортной составляющей, нежели в поставках стройматериалов. При этом доля импорта строительных услуг в отдельные периоды может демонстрировать существенный рост (см. Приложение 2), что связано в первую очередь с реализацией крупных проектов с участием зарубежных инвесторов.
3. Анализ возможностей для экспорта белорусской продукции и услуг в сфере строительства
Сильные и слабые стороны
Продукция и услуги белорусских предприятий в сфере строительства известны на венгерском рынке благодаря имеющемуся опыту поставок и деловых контактов, сложившейся деловой репутации, что облегчает дальнейшую коммуникацию и поиск новых клиентов.
Белорусские предприятия в сфере строительства отличает высокое качество предоставляемых услуг, что отмечается и зарубежными партнерами.
Поставки белорусской продукции могут осуществляться с использованием ряда дополнительных механизмов поддержки экспорта, включая предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2022 г. № 330 (финансирование экспорта в т.ч. по кодам ТН ВЭД 3925, 6807, 6810 11 900 0, 6907, 7005, 7007).
К числу внутренних факторов, сужающих для белорусских поставщиков продукции и услуг возможности наращивания экспорта, следует отнести работу в ряде случаев по стопроцентной предоплате, снижение ценовой конкурентоспособности продукции на длинном транспортном плече, а также возможные сложности в налаживании контактов с новыми венгерскими партнерами в силу лингвокультурных особенностей.
Возможности и риски
Строительный рынок Венгрии характеризуется положительной динамикой роста, внутренний спрос поддерживается ростом реальных располагаемых доходов населения и реализацией стимулирующих госпрограмм.
Значительную долю в обеспечении внутреннего рынка Венгрии стройматериалами составляют импортные поставки.
Благоприятный ценовой тренд в секторе стройматериалов по-прежнему обеспечивает привлекательность поставок на венгерский рынок.
Реализация длительных программ господдержки в сфере строительства и приобретения жилой недвижимости, развития крупной инфраструктуры, обусловленные этим изменения в моделях потребления, поддерживают дополнительный спрос на необходимые для строительства материалы и услуги.
Благоприятным фактором для роста поставок в Венгрию стройматериалов являются хорошая динамика показателей импорта по большинству позиций (см. Приложение 2) и относительно низкий уровень тарифной защиты в отношении данной продукции:
– диапазон ставок составляет от 0% для наполнителей бетона (код ТН ВЭД 2517), шлаковаты (6806) и мягких кровельных материалов (6807) до 5% для керамической плитки и 6,5% – для строительных деталей из пластмасс (3925);
– ставки ввозной таможенной пошлины в отношении панелей, плит и блоков из растительных волокон, гипса, бетона и пр. (6808-6810) составляют 1,7%, керамических блоков и кирпичей (6904) – 2%, различных видов стекла (7004, 7005, 7007) – 2-3%.
Дополнительные возможности для роста экспорта строительных услуг в Венгрию связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов в промышленности. В частности, автопроизводитель «Audi» планирует строительство нового предприятия по выпуску автомобильных электродвигателей и деталей к ним в г.Дьёр с объемом инвестиций 300 млн евро и началом производства в 2025 году.
В числе первоочередных препятствий для поставок продукции для строительного сектора Венгрии следует отметить наличие трудностей с финансированием, с которым сталкиваются 37% строительных компаний на данном рынке. Этот тренд может усилиться на фоне споров между Венгрией и ЕС о предоставлении доступа к средствам европейских фондов.
Дальнейшее повышение налогов в Венгрии в рамках курса правительства на обеспечение фискального баланса также может сузить финансовые возможности потребителей белорусских стройматериалов.
Имеющиеся планы государства по обеспечению стратегической независимости Венгрии от зарубежных поставок стройматериалов являются в среднесрочной перспективе фактором усиления конкуренции на внутреннем рынке, который на данном этапе почти на 50% обеспечивается за счет импортных поставок. В Венгрии постоянно расширяется сеть компаний в сфере оказания строительных, архитектурных и инжиниринговых услуг. Для дальнейшей координации подходов к развитию отрасли на базе ассоциации «Évosz» создано Управление венгерских производителей стройматериалов.
Наиболее существенным внешним фактором, создающим в текущем периоде барьеры для поставок белорусской продукции в Венгрию, является действие западных ограничительных мер, обусловивших усложнение и удорожание логистики, наличие сложностей с проведением внешнеторговых расчетов, сужение доступного для экспорта ассортимента продукции.
В перспективе в случае роста дисбалансов в венгерской экономике, вызванных развитием ситуации в регионе и реализацией отмеченных выше макроэкономических рисков, нельзя исключать снижения внутреннего спроса на строительство и как следствие – на сопутствующие материалы и услуги. В настоящее время уже фиксируется увеличение сроков платежей по кредитам в строительстве в связи с ростом процентных ставок и стоимости закупаемой продукции. По оценкам аналитиков, общий объем просроченной кредиторской задолженности строительных компаний в Венгрии может составить в 2022 году более 600 млн евро, а доля таких компаний – до 10%.
Выводы и предложения
Строительный рынок Венгрии в настоящее время динамично развивается благодаря ряду макроэкономических факторов и целенаправленных шагов правительства страны.
Это, в свою очередь, обусловливает повышенный спрос на целый ряд строительных материалов и услуг, который в условиях дефицита внутренних ресурсов в значительной степени удовлетворяется за счет импортных поставок. На этом фоне для белорусских производителей стройматериалов и строительных фирм открывается окно возможностей по наращиванию экспорта и поиску новых ниш на венгерском рынке.
В то же время, при планировании соответствующих шагов необходимо учитывать целый ряд аспектов, как внутреннего, так и внешнего по отношению к экспортерам характера, для максимально полного использования имеющихся возможностей и учета сопутствующих рисков.
При проработке выхода белорусской продукции на венгерский рынок, а также целевого взаимодействия с действующими партнерами и новыми клиентами целесообразно активное участие в международных выставочных мероприятиях на территории Венгрии. Ежегодная специализированная выставка строительной отрасли «Construma» пройдет 29 марта – 2 апреля 2023 г. в г.Будапеште.
Кроме того, в Венгрии работает ряд профильных компаний и крупная бизнес-ассоциация строительного сектора «Évosz», через которые возможен поиск новых ниш и возможностей для двустороннего торгового сотрудничества.
Для мониторинга возможностей участия в тендерах на приобретение строительных материалов и услуг целесообразно активно использовать базу данных государственных закупок, которая ведется Управлением государственных закупок Венгрии (https://www.kozbeszerzes.hu), а также электронную систему государственных закупок Венгрии EKR.
База данных с реферативными или текущими ценами на строительные материалы (услуги) в Венгрии отсутствует, поэтому по конкретным позициям требуется проведение дополнительного мониторинга открытых источников и запрос цен у профильных организаций и предприятий.
Объемы потребления (в базовых ценах*) отдельных видов материалов и услуг
в строительной отрасли Венгрии в 2018-2019 гг.
млн евро
Строительство в целом |
||||||||
|
2018 |
2019 |
|
|||||
|
общее потребление |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
общее потребление |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
|
|
Материалы и изделия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция лесного хозяйства |
0,57 |
0,08 |
13,2 |
0,68 |
0,08 |
11,8 |
|
|
Продукция деревообработки, |
284,9 |
131,7 |
46,2 |
342,4 |
158,1 |
46,2 |
|
|
Изделия из резины и пластмасс |
484,2 |
296,1 |
61,2 |
542,2 |
363,5 |
67,0 |
|
|
Прочие минеральные продукты |
1274,9 |
440,8 |
34,6 |
1488,6 |
517,8 |
34,8 |
|
|
Изделия из металлов, |
829,9 |
310,2 |
37,4 |
980,0 |
385,3 |
39,3 |
|
|
Объекты строительства и строительные услуги, в т.ч. |
1259,7 |
27,7 |
2,2 |
1748,2 |
182,8 |
10,5 |
|
|
строительство зданий |
623,9 |
26,4 |
4,2 |
921,7 |
0,0 |
0,0 |
|
|
строительство гражданской инфраструктуры |
450,2 |
0,47 |
0,1 |
610,3 |
177,7 |
29,1 |
|
|
*за вычетом налогов и с учетом субсидий
млн евро
|
Строительство зданий |
Строительство гражданской инфраструктуры |
|||||||||||||
|
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
|||||||||||
|
общ. потр. |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
общ. потр. |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
общ. потр. |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
общ. потр. |
в т.ч. импорт |
доля импорта, в % |
|
||
Материалы и изделия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Продукция лесного хозяйства |
0,31 |
0,04 |
13,0 |
0,36 |
0,04 |
11,9 |
0,19 |
0,03 |
13,1 |
0,24 |
0,03 |
11,5 |
|
||
Продукция деревообработки, |
155,8 |
69,7 |
44,8 |
182,1 |
82,0 |
45,0 |
31,4 |
13,8 |
44,0 |
40,5 |
18,4 |
45,5 |
|
||
Изделия из резины и пластмасс |
178,0 |
107,2 |
60,3 |
197,4 |
130,0 |
65,9 |
120,6 |
80,3 |
66,6 |
129,3 |
92,8 |
71,8 |
|
||
Прочие минеральные продукты |
650,8 |
207,8 |
31,9 |
721,7 |
234,2 |
32,4 |
399,6 |
118,7 |
29,7 |
509,3 |
151,4 |
29,7 |
|
||
Изделия из металлов, |
233,1 |
83,2 |
35,7 |
263,7 |
97,8 |
37,1 |
132,2 |
56,2 |
42,5 |
162,6 |
71,0 |
43,7 |
|
||
Объекты строительства и строительные услуги |
602,2 |
21,1 |
3,5 |
842,3 |
9,3 |
1,1 |
518,4 |
3,1 |
0,6 |
715,6 |
171,6 |
24,0 |
|
||
Данные по импорту наиболее востребованных в Венгрии позиций строительных материалов
по всему кругу торговых партнеров в 2020-2022 гг.
Код ТН ВЭД |
Наименование |
Стоим.объем, млн долл. |
Темп роста, % |
||||||
Стоим. объем |
Средняя цена |
||||||||
2020 |
2021 |
I кв. 2021 |
I кв. 2022 |
2021/2020 |
I кв. 2022/ I кв. 2021 |
2021/2020 |
I кв. 2022/ I кв. 2021 |
||
Минеральные продукты |
|||||||||
251710 |
Галька, гравий, щебень в качестве наполнителей бетона, балласта для шоссейных дорог и ж/д путей и др. |
16,2 |
18,8 |
3,2 |
3,3 |
116,2 |
101,8 |
116,0 |
110,5 |
Детали строительные из пластмасс |
|||||||||
392510 |
Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости объемом более 300 л |
7,8 |
9,7 |
1,9 |
2,4 |
124,7 |
125,4 |
119,0 |
102,2 |
392520 |
Двери, окна и их рамы, пороги для дверей |
28,1 |
39,2 |
7,9 |
11,1 |
139,5 |
141,2 |
104,9 |
126,9 |
392530 |
Ставни, шторы (включая венецианские жалюзи) и аналогичные изделия и их части |
16,1 |
20,4 |
4,9 |
4,7 |
126,5 |
94,5 |
101,7 |
116,9 |
392590 |
Прочие (фитинги и крепежные детали, желоба для электрических цепей) |
66,1 |
88,3 |
20,5 |
23,4 |
133,7 |
114,0 |
95,4 |
110,6 |
Изделия из камня, гипса, цемента и аналогичных материалов |
|||||||||
680610 |
Шлаковата, минеральная силикатная вата и аналогичные минеральные ваты, навалом, в листах или рулонах |
37,5 |
54,6 |
13,3 |
17,0 |
145,6 |
128,1 |
101,0 |
70,3 |
680690 |
Шлаковата прочая |
6,3 |
5,2 |
1,1 |
1,0 |
81,8 |
85,7 |
74,4 |
106,2 |
680710 |
Мягкие кровельные материалы в рулонах |
9,2 |
9,5 |
2,7 |
2,3 |
103,5 |
87,9 |
109,2 |
95,7 |
680790 |
Мягкие кровельные материалы прочие |
19,5 |
23,3 |
4,8 |
6,3 |
119,7 |
132,5 |
112,6 |
135,2 |
680800 |
Панели, плиты, плитка, блоки и изделия из растительных волокон |
5,4 |
6,8 |
1,9 |
1,5 |
126,0 |
77,4 |
108,5 |
117,4 |
680911 |
Плиты, листы, панели, плитки и аналогичные изделия из гипса или смесей на его основе, без орнамента, покрытие или армированные только бумагой или картоном |
18,8 |
23,0 |
6,4 |
7,8 |
122,6 |
122,8 |
104,8 |
114,1 |
681011 |
Строительные блоки и кирпичи из цемента, бетона или искусственного камня |
5,4 |
8,4 |
1,4 |
1,9 |
156,2 |
140,1 |
146,0 |
149,7 |
681091 |
Сборные строительные блоки для строительства, включая жилищное |
10,1 |
11,2 |
2,0 |
2,8 |
110,6 |
137,5 |
122,7 |
78,9 |
Керамические изделия |
|||||||||
690410 |
Кирпичи строительные керамические |
5,0 |
6,6 |
1,3 |
1,3 |
133,6 |
100,0 |
102,2 |
99,0 |
690490 |
Прочие керамические блоки и камни |
1,8 |
2,3 |
0,4 |
0,3 |
133,1 |
77,0 |
122,2 |
79,5 |
690721 |
Плиты для мощения, плитки облицовочные керамические с коэфф. поглощения воды не более 0,5 масс.% |
60,1 |
78,4 |
16,3 |
21,6 |
130,4 |
132,4 |
115,0 |
102,1 |
690722 |
Плиты для мощения, плитки облицовочные керамические с коэфф. поглощения воды более |
9,6 |
9,5 |
2,7 |
3,1 |
98,5 |
116,2 |
132,2 |
124,9 |
690723 |
Плиты для мощения, плитки облицовочные керамические с коэфф. поглощения воды более |
16,7 |
21,7 |
5,1 |
6,7 |
129,6 |
131,8 |
116,6 |
105,6 |
Стекло и изделия из него |
|||||||||
700490 |
Прочее стекло, тянутое и выдувное |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
121,6 |
107,5 |
40,6 |
55,1 |
700510 |
Стекло неармированное, имеющее поглощающий, отражающий или неотражающий слой |
20,5 |
23,3 |
6,1 |
6,9 |
113,5 |
112,2 |
119,6 |
115,9 |
700529 |
Стекло неармированное прочее |
20,5 |
30,8 |
16,9 |
6,9 |
150,0 |
40,6 |
116,9 |
164,3 |
700711 |
Стекло безопасное для использования на средствах транспорта |
36,5 |
39,6 |
11,3 |
9,8 |
108,5 |
87,0 |
95,0 |
89,9 |
700729 |
Стекло многослойное безопасное прочее |
9,8 |
9,2 |
2,3 |
3,1 |
94,6 |
134,5 |
107,7 |
64,6 |
Данные по импорту строительных услуг в Венгрию в 2017-2022 гг.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
I кв. 2021 |
I кв. 2022 |
Стоим.объем, млн долл. |
240,2 |
264,6 |
365,9 |
323,9 |
363,6 |
83,8 |
66,8 |
Темп роста, % |
155,0 |
110,1 |
138,3 |
88,5 |
112,2 |
127,3 |
79,7 |
Полезные ссылки:
Информация о проводимых в Венгрии тендерах (национальная база данных – на венгерском языке, общеевропейский портал TED)
Обзор корпоративных налогов в Венгрии
Календарь проводимых в Венгрии выставочных и иных мероприятий
Дополнительно:
К содержанию
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Венгрии, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Венгрии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by