Индия

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: хинди, английский.
  • Географическое положение: Индия расположена на территории Южной Азии. Страна занимает седьмое место в мире по площади и второе место по численности населения. Территория: 3 287 590 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати восьми штатов, девяти союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Все штаты и две союзные территории (Пондичерри и Национальный столичный округ Дели) имеют собственное избираемое правительство.
  • Столица: Нью-Дели (сокращенное название Дели применяется для обозначения только старой части города).
  • Государственное устройство: Индия определяется как суверенная, социалистическая, светская либерально-демократическая республика, имеющая двухпалатный парламент, функционирующий по вестминстерской парламентской модели. Главой государства является президент Индии.
  • Население: 1 миллиард 388 миллиона человек (2022 г.).
  • Национальная валюта: индийская рупия.
  • ВВП: 2 623 миллиарда долларов США (2020).
  • Часовой пояс: GMT +5:30.
  • Телефонный код: +91.
  • Штрих-код: 890.

Содержание:

Социально-экономическое положение Индии

  • ВВП: 2 623 миллиарда долларов США.
  • Внешний долг: 559 млрд. долларов.
  • Инфляция: 6,2 процента (2021 г.).
  • Объем годового экспорта: 275,5 млрд. долларов.
  • Объем годового импорта: 368,0 млрд. долларов.
  • Основные статьи экспорта: швейные и кожаные изделия, драгоценные камни, продукция нефтехимии, фармацевтики, программное обеспечение.
  • Основные статьи импорта: нефть и нефтепродукты, драгоценные камни и металлы, сырье, машины и оборудование.

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Индией

Сотрудничество Беларуси и Индии в торгово-экономической сфере на протяжении последнего десятилетия динамично развивается. Основными приоритетами этого сотрудничества являются производственная кооперация, совместные проекты в областях науки и технологий и фармацевтики, а также инвестиционное сотрудничество.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что белорусско-индийские отношения прошли этап становления и вышли на качественно новый уровень устойчивого долгосрочного взаимовыгодного партнерства, отличающегося открытым, дружественным и доверительным характером сотрудничества по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.

Позитивная динамика двусторонних отношений определяется активным взаимодействием на высшем и высоком уровнях, регулярными контактами органов государственного управления и деловых кругов.

В 2020 году ключевыми мероприятиями торгово-экономической направленности стали проведение в г. Нью-Дели 4 марта первого Белорусско-Индийского инвестиционного форума, в котором приняли участие представители 9 белорусских и более 70 индийских компаний и организаций, а также 5 марта десятого заседания Белорусско-Индийской межправительственной комиссии по сотрудничеству в области торговли, экономики, науки, технологий и культуры. «На полях» заседания Межправкомиссии подписан Протокол об обмене ратификационными грамотами Соглашения об инвестициях. Сформированы совместные рабочие группы по сотрудничеству в текстильной промышленности, фармацевтике, торговле и инвестициям.

В 2021 году представители ОАО «Гомсельмаш» и ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш» участвовали во 2-й международной агропромышленной выставке «AGRI PROGRESS EXPO 2021» 3 – 5 сентября 2021 г. в г.Мохали (штат Пенджаб).

В декабре 2021 г. было подготовлено посещение представительной белорусской делегации деловых кругов из более чем 70 представителей, занимающихся оптовой торговлей продуктами питания, в том числе торговых сетей «Соседи», «Виталюр», компании «Аптекарский сад» и др., одной из крупнейших в Южной Азии выставок в сфере продуктов питания “Indus Food 2022” в г.Нью-Дели.

Динамика торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Республикой Индия (в миллионах долларов США)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2016 год

402,2

268,1

134,1

134,0

2017 год

454,2

307,1

147,1

160,0

2018 год

472,1

304,4

167,7

136,7

2019 год

569,6

394,3

174,0

221,6

2020 год

575,6

403,9

171,7

232,2

2021 год

566,6

375,8

190,8

185,0

2021 год в % к 2020 году

98,4

93,0

111,1

 

Основные товарные позиции индийского импорта в Беларусь:

  • Лекарственные средства
  • Морепродукты
  • Соединения гетероциклические, содержащие атомы азота
  • Части обуви
  • Рис
  • Органические красящие вещества
  • Части и принадлежности для автомобилей и тракторов
  • Экстракты, эссенции, концентраты кофе, чая
  • Арахис
  • Антибиотики
  • Виноград и другие.

Индия — динамично развивающаяся страна, которая реализует масштабные проекты в рамках правительственных программ «Делай в Индии», «Цифровая Индия», «Умные города», «Обучай Индию», во всех сферах национальной экономики. За последние несколько лет в этом направлении уже проведена большая работа. Прорабатываются вопросы организации сборки белорусских тракторов, автобусов, сельхозтехники, оптических приборов.

Перспективы двустороннего белорусско-индийского сотрудничества — проекты, выходящие за рамки обычной торговли: создание новых совместных производств, интенсификация сотрудничества в сфере образования, добычи полезных ископаемых, взаимный экспорт услуг.

Промышленность

Основой промышленной кооперации с Индией является сотрудничество с конечными покупателями посредством задействования зарубежной товаропроводящей сети белорусских предприятий. В настоящее время в Индии присутствуют представительства ОАО «Белорусская калийная компания», совместное предприятие «Белаз-Энрика трэйдс энд сервисиз», СП ООО «Амкодор-Индия», компания «Шри шьям бэарингз» — дилер ОАО «Минский подшипниковый завод». Также расширяется сотрудничество в сфере производственной кооперации, растет число совместных инвестиционных проектов с Республикой Беларусь, в частности, в сфере фармацевтики.

Развивается сотрудничество в горнодобывающей сфере. В мае 2016 г. в г.Нагпуре (штат Махараштра) официально открыт сервисный центр по обслуживанию самосвалов «БелАЗ». 5 карьерных самосвалов «БелАЗ» грузоподъемностью 220 тонн успешно эксплуатируются индийской компанией «Тревени» в рамках реализации проекта «Полаварат» в штате Андхра Прадеш. В январе 2019 г. ОАО «БелАЗ» выиграло тендер на поставку крупной государственной индийской компании «Coal India» 77 карьерных самосвалов грузоподъемностью 136 тонн. Соответствующий контракт был подписан 15 октября 2019 г. В 2020 году вся техника была отгружена покупателю.

Сельское хозяйство

Основной белорусской экспортной позицией в Индию являются поставки калийных удобрений. Наряду с традиционными поставками белорусского хлоркалия, расширяется взаимодействие в области сельского хозяйства за счет поставок азотных удобрений, а также организации сотрудничества в реализации на рынке Индии тракторной техники «МТЗ».

Энергетика

Республика Беларусь и Индия продолжают сотрудничество в сфере развития энергетики. Индийская компания «Бхарат Хэви Электрик Лимитед» успешно провела реконструкцию и ввела в эксплуатацию турбину собственного производства на электростанции в г. Гродно.  

 Наиболее перспективные отрасли индийской экономики для белорусских компаний:

  • горнодобывающая и химическая промышленность;
  • городской электротранспорт;
  • строительство инфраструктурных объектов;
  • водоочистка;
  • информационно-телекоммуникационные технологии;
  • сельскохозяйственное производство и переработка сырья;
  • поставки для локализации и местной сборки сельскохозяйственной техники (кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, тракторов, навесного оборудования), адаптированной под условия эксплуатации в жарком и влажном климате.

К содержанию

Государственные закупки в Индии

С мая 2017 г. в Индии действует новая политика государственных закупок, направленная на стимулирование развития местного производства и обеспечение предпочтения продукции, произведенной в Индии.

В случае осуществления закупок на сумму от 500 тысяч до 5 миллионов индийских рупий (7 — 70 тысяч долларов США) к тендерам допускаются только поставщики местной продукции (с долей локализации не менее 50%), если по оценкам профильного ведомства соответствующая продукция производится в Индии в достаточных объемах.

При закупках на сумму, превышающую 5 миллионов индийских рупий (70 тысяч долларов США), или же на продукцию, которая не производится в Индии или производится в недостаточных объемах, к участию в тендерах допускаются также поставщики иностранных товаров. Однако если предложение поставщика индийской продукции превышает по стоимости аналогичное предложение поставщика импортируемых товаров не более чем на 20%, то компания, продвигающая местную продукцию, объявляется победителем тендера.

Государственные закупки на сумму до 500 тысяч индийских рупий (около 7 тысяч долларов США) не подпадают под действие данной политики.

К содержанию

Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Индии. Рекомендации по выходу на индийский рынок

Индия является одним из лидеров развивающихся государств и входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного и сельскохозяйственного производства, занимает третье место в мире по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности.

По статистике ВТО доля Индии в мировом экспорте товаров составляет 1,6% (19-е место), в импорте – 2,3% (13-е место). Доля Индии в мировом экспорте услуг – 3,3% (8-е место), в импорте – 2,7% (10-е место).

Основные макроэкономические показатели по данным индийской национальной статистики доступны на сайте Министерства финансов Индии: http://finmin.nic.in/national-summary-data-page  

Правительство Индии осуществляет комплекс мер и программ, направленных на стимулирование экономического развития страны, в том числе, в части совершенствования государственного управления и национального законодательства, улучшения делового и инвестиционного климата в стране.

В рамках реализации инициативы «Делай в Индии», направленной на развитие производственного потенциала, внедрена система «одного окна» для согласования проектов. Последовательное реформирование индийского инвестиционного законодательства дало иностранным компаниям возможность инвестировать в такие важные сектора индийской экономики, как военно-промышленный комплекс, строительство, авиаперевозки, железные дороги, страхование и розничная торговля. Важным достижением стало повышение доступности банковских услуг для сельского населения.

Реализуются программы модернизации индийских железных дорог и строительства 9 высокоскоростных магистралей, создания 100 «умных городов», обновления инфраструктуры 500 крупных городов, программа «Доступное жилье для всех», программы очистки рек и развития внутренних водных путей, программа модернизации тепловых электростанций старше 25 лет и другие.

Программа «Цифровая Индия» нацелена на обеспечение повсеместного широкополосного подключения к сети Интернет, создание системы онлайнового «Электронного правительства», подготовку 10 миллионов новых специалистов в области информационных технологий в ближайшие пять лет, развертывание беспроводных сетей во всех городах-миллионниках, подключение удаленных сельских регионов к сети Интернет через систему почтовых отделений связи. В целях развития частного предпринимательства в области инновационных технологий реализуются инициативы «Старт-ап Индия» и «Стэнд-ап Индия».

С начала 1990-х гг. в рамках экономической либерализации Индия проводит активную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями как необходимое условие ускоренного развития индийской экономики.

Исходя из задач, стоящих перед национальной экономикой, правительство Индии определяет на пятилетний срок внешнеторговую политику, в которой выделяются внешнеэкономические приоритеты. С учетом ситуации на внешнем и внутреннем рынках в нее могут вноситься изменения и дополнения.

Основными целями внешнеторговой политики Индии являются:

  • увеличение удельного веса страны в мировой торговле товарами и услугами за счет превращения в мировой центр производства товаров и оказания услуг;         
  • технологическая и инновационная модернизация секторов индийской экономики за счет привлечения иностранных инвестиций и новейших технологий;
  • дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, сокращение бюрократических процедур и создание атмосферы транспарентности и открытости;
  • обеспечение вхождения Индии к 2047 году в число развитых государств мира.

Индия выполняет свои обязательства в ВТО по совершенствованию условий ведения внешней торговли, запустила систему «одного окна» для индийских импортеров, что позволило оптимизировать доступ товаров на индийский рынок.

Правительство Н. Моди сохраняет курс на структурные реформы, включая монетарную сферу, налогообложение, инвестиции, либерализацию ценообразования, развитие инфраструктуры.

Одним из важнейших шагов по улучшению делового климата в стране стала масштабная налоговая реформа. С 1 июля 2017 г. многочисленные косвенные налоги, взимаемые центральным и региональными правительствами, были заменены единым налогом на товары и услуги, действующим на всей территории страны. Данная реформа позволила унифицировать и автоматизировать систему косвенного налогообложения в стране.

Вместе с тем Индия остается страной с низким уровнем ВВП на душу населения, испытывает трудности с обеспечением занятости в связи с нехваткой квалифицированных кадров, неразвитостью инфраструктуры, ухудшающейся экологической обстановкой. Тяжело идут реформы налогового, земельного и трудового законодательства, системы прямых государственных субсидий.

Несмотря на то, что Индия — одна из стран-основателей ВТО, ее внешнеторговая политика носит ярко выраженный протекционистский характер. Помимо различных нетарифных и технических барьеров для доступа иностранных товаров на индийский рынок, активно применяются антидемпинговые, защитные меры, минимальные цены, проводятся компенсационные расследования. В Индии сохраняется относительно высокий уровень ввозных пошлин, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство и автомобилестроение.

Несмотря на проводимые правительством реформы, направленные на облегчение условий ведения бизнеса, Индия остается страной со сложным деловым климатом.

К содержанию

Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в Индии

Нормативными правовыми актами, регулирующими внешнеторговую деятельность в Индии, являются закон о внешней торговле 1992 г. (Foreign Trade (Development and Regulation) Act, 1992) и правила регулирования внешней торговли 1993 г. (Foreign Trade (Regulation) Rules, 1993).

Генеральный директорат внешней торговли, который входит в структуру министерства торговли и промышленности Индии, отвечает за разработку и реализацию внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика на 2015 — 2020 гг. в редакции от 5 декабря 2018 г. регулирует порядок экспорта и импорта товаров и услуг, имеет силу закона и является обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности в Индии.

Внешнеторговая политика определяет свободный характер экспортно-импортных операций за исключением отдельных товаров, отнесенных к категории запрещенных к ввозу, ограниченных в обороте, и товаров, торговля которыми разрешена только государственным предприятиям. Перечень этих товаров содержится в Торговом классификаторе Индии (Indian Trade Classification (Harmonised System) и на сайте генерального директората внешней торговли Министерства торговли и промышленности Индии  (www.dgft.gov.in).

Справочник по внешнеторговым операциям (Hand Book of Procedures) содержит подробные инструкции по осуществлению экспортных и импортных операций.

В сфере таможенно-тарифного регулирования основными нормативными правовыми актами являются закон о таможне 1962 г. (Customs Act, 1962) и закон о таможенном тарифе 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975), которые определяют порядок взимания таможенных пошлин. Данные законы корреспондируются с нормами и правилами ВТО.

Поправки к таможенному тарифу принимаются на ежегодной бюджетной сессии парламента Индии. Правительство Индии своими циркулярами и уведомлениями вносит изменения и дополнения в действующие акты в соответствии с законами, принимаемыми парламентом, главные из которых — бюджет страны и внешнеторговая политика.

Импортная пошлина взимается со всех товаров, ввозимых в страну, включая продукцию для нужд правительственных организаций. Ставки таможенных пошлин ежегодно публикуются в издании «Таможенный тариф Индии» и в сети Интернет.

Размер таможенных пошлин рассчитывается исходя из стоимости товара, заявленной в таможенной декларации. Для определения стоимости импортируемых товаров используются цена, указанная в счете-фактуре, стоимость транспортировки и обработки грузов.

Таможенная пошлина включает три компонента: базовая таможенная пошлина, интегрированный налог на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax, IGST) и социальный сбор (Social Welfare Surcharge, SWS). IGST взимается за каждую торговую сделку по импорту товаров в Индию. В отдельных случаях могут взиматься и другие сборы, такие, как антидемпинговая или компенсационная пошлина.

Порядок расчетов в иностранной валюте определяется законом о валютном регулировании 1999 г. (Foreign Exchange Management Act, 1999) и нормативными актами Резервного банка Индии, на который возложены функции по государственному валютному регулированию и контролю.

Торговля отдельными видами товаров, такими, как чай, кофе, табак, каучук, регулируется специальными законами.

Генеральный директорат внешней торговли министерства торговли и промышленности Индии и департамент доходов министерства финансов Индии устанавливают правила, запреты и ограничения на осуществление внешнеторговых операций, информация о которых размещается на официальных сайтах www.dgft.gov.in  и www.cbic.gov.in  в разделе «Notifications».

Справочно:

  • Базовая таможенная пошлина (Basic Duty of Customs) взимается с импортируемых товаров в соответствии с приложением 1 к закону о таможенном тарифе 1975 г. Ставки пошлин являются стандартными, однако, в случае импорта продукции из определенных стран, могут быть установлены льготные ставки.
  • Эффективная таможенная пошлина (Effective Duty of Customs) устанавливается в соответствии с издаваемыми министерством финансов Индии уведомлениями об исключениях. Если исключения отсутствуют, то размер эффективной пошлины равен размеру базовой таможенной пошлины.
  • Льготная пошлина (Preferential Rate of Duty) применяется в случае импорта из стран, с которыми Индия имеет преференциальные торговые соглашения.
  • Интегрированный налог на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax) взимается центральным правительством за внутренние и импортные поставки товаров и услуг (включая переводы акций).
  • Ставка социального сбора (Social Welfare Surcharge) составляет от 0 до 10%.
  • Компенсационный сбор (Compensation Cess) устанавливается на пятилетний период в целях компенсирования потерь доходов государства, возникающих в связи с внедрением интегрированного налога на товары и услуги. Он взимается за поставки табачных изделий и прохладительных напитков.

В соответствии с разделом 25 закона о таможне правительство Индии может своим решением частично или полностью освободить импорт или экспорт определенной группы товаров от таможенных пошлин. В стране действует ряд программ содействия экспорту, в соответствии с которыми импорт товаров, предназначенных для изготовления продукции, идущей на экспорт, частично или полностью освобождается от таможенных пошлин.

Резервный банк Индии “RBI”, выполняющий функции центробанка страны, в июле 2022 г. объявил о введении механизма международных торговых расчетов по экспорту/импорту в индийских рупиях. Коммерческие банки Индии должны получать предварительное согласие на внедрение данного механизма от департамента валютных операций RBI.

С задействованием механизма   расчетов в национальной индийской валюте экспортные и импортные операции в соответствии с двусторонними соглашениями могут быть выражены в счетах в рупиях. Обменный курс между валютами двух стран-торговых партнеров может являться рыночным.

Расчеты по торговым сделкам в индийских рупиях должны осуществляться в соответствии с определенной процедурой: индийские импортеры могут произвести оплату в индийских рупиях, которая должна будет зачисляться на специальный корреспондентский счет страны-партнера по счетам-фактурам на поставку товаров или услуг от иностранного продавца или поставщика. Индийским экспортерам, осуществляющим экспорт товаров, экспортная выручка будет выплачиваться в рупиях с остатков на специальном счете банка-корреспондента.

Данный шаг позволил банкам Беларуси и Индии интенсифицировать усилия по взаимному открытию корреспондентских счетов и поможет белорусским экспортерам решить проблемы неплатежей за поставки, вызванные западными санкциями, разрешая задействовать механизмы перевода средств в национальных валютах по контрактам вместо долларов или евро в эквиваленте и с учетом возможной банковской комиссии.

Существенную роль во внешнеэкономической деятельности Индии играют свободные экономические зоны (СЭЗ).

Особенностью индийских СЭЗ является то, что экспортное производство в них не подпадает под действие законов и правил, действующих на внутренней таможенной территории страны. Предприятиям, расположенным в свободных экономических зонах, разрешен беспрепятственный импорт оборудования и сырья, свободная продажа и перемещение товарных потоков внутри СЭЗ. Единственное обязательное условие — экспорт 100% произведенной продукции. В отдельных случаях разрешена реализация части продукции на внутреннем рынке, однако такое разрешение дается при уплате всех таможенных и дополнительных пошлин без предоставления каких-либо льгот.

Движение товаров из СЭЗ в порты и обратно осуществляется без ограничений. Сделки на поставку товаров и услуг в СЭЗ с внутренней таможенной территории страны рассматриваются как экспортные. В СЭЗ разрешено открытие отделений зарубежных банков, для которых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, что облегчает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для упрощения бюрократических процедур по созданию и развитию СЭЗ функционирует механизм «одного окна».

Нетарифные барьеры включают обязательную регистрацию участников внешнеэкономических связей, выборочное лицензирование внешнеторговых сделок, жёсткие требования по маркировке товаров, соответствие товаров индийскими стандартами качества, меры по контролю за импортом сельскохозяйственной продукции (получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, семян и продуктов животного происхождения) и т.д.

Согласно требованиям Бюро индийских стандартов, в Индии насчитывается 74 товарных наименования (включая средства консервирования продуктов питания и пищевые добавки, натуральное и порошковое молоко, бутилированную минеральную и питьевую воду, пластиковые бутылки для детского питания, определенные виды цемента, домашние электроприборы, электровыключатели, газовые баллоны, шины и сухие батареи многоцелевого назначения, рентгеновское оборудование, дизельные двигатели и др.), которые подлежат обязательной сертификации перед ввозом в Индию. В настоящее время работает система, в рамках которой иностранная компания может пройти автоматическую сертификацию продукции, произведенной за пределами Индии, при условии, что Бюро индийских стандартов сначала проинспектирует и лицензирует производственное предприятие этой компании за счет производителя.

В Индии действует полный запрет на импорт говядины и пищевых продуктов, содержащих ее компоненты. Исключение составляют коровьи шкуры, импортируемые для дальнейшей обработки. Экспортер пищевых продуктов должен представить документ, подтверждающий отсутствие в них компонентов говядины в любой форме.

В качестве оптимальных путей доставки из/в Индию предлагается следующий логистический маршрут для контейнерных экспортно-импортных перевозок:

  • мультимодальный транспортный коридор «Север-Юг» с использованием российских железных дорог, порта Астрахани, затем по Каспийскому морю до порта Баку (Азербайджан) или порта Бендер-Энзели (Иран), иранских железных дорог, порта Бендер-Аббас (Иран) (либо через иные страны Средней Азии – Казахстан, Туркменистан) и морского транспорта до порта г.Мумбаи Нава-Шева (Порт Джавахарлал Неру, Индия), и наоборот.

Ключевыми этапами работы для продвижения продукции на индийском рынке являются:

  • проведение анализа рынка;
  • участие в специализированных выставках-ярмарках, проводимых на территории Индии, для оценки экспортного потенциала собственной продукции и поиска возможных партнеров;
  • анализ законодательства Индии, в том числе таможенного, корпоративного, налогового, договорного и арбитражного;
  • обеспечение соответствия предполагаемой к экспорту продукции индийским стандартам по качеству, промышленной и продовольственной безопасности, требованиям к маркировке, получение необходимых лицензий и разрешений на экспорт белорусской продукции в Индию;
  • установление и развитие контактов с национальными объединениями предпринимателей (Федерация индийских торгово-промышленных палат (FICCI, www.ficci.com), Конфедерация индийской промышленности (CII, www.cii.in), Ассоциация торгово-промышленных палат Индии (ASSOCHAM, www.assocham.org), отраслевыми ассоциациями с целью презентации предполагаемой к экспорту продукции и оценки ее соответствия критериям рынка;
  • поиск прямых покупателей или дистрибьюторских компаний на местном рынке и заключение с ними соглашений на поставку продукции;
  • открытие в случае необходимости представительства или создание дочерней компании в Индии;
  • участие в международных тендерах, информация о которых размещается на сайтах компаний (заказчиков).

К содержанию

Особенности ведения бизнеса в Индии

Индия - мультикультурная страна, отличающаяся богатым разнообразием языков, религий, национальностей. Самый распространенный язык - хинди, на нем общаются 35% населения, проживающего преимущественно в северной и центральной Индии. Основной язык делового общения - английский, он имеет статус официального и служит для внутренней коммуникации индийцев.

Многие представители делового сообщества и государственных структур получают образование за границей и свободно владеют английским языком. Основной язык деловой переписки также английский.

При знакомстве мужчины обмениваются рукопожатиями. Важно обменяться визитными карточками, которые обязательно должны быть на английском языке. Очень ценятся звания, научные степени, высокопоставленные должности. Индийские бизнесмены свободно держатся, прекрасные хозяева и блестящие собеседники. Индийцы отличаются доброжелательностью и радушием. В Индии считается хорошим тоном поинтересоваться личной жизнью партнера. Однако следует избегать разговоров о политике и уровне социально-экономического развития страны. Не всегда положительно воспринимаются разговоры на религиозные темы.

Стиль руководства - зачастую авторитарный (в бизнесе) и бюрократический (на государственных предприятиях). Индийский бизнесмен долго обсуждает каждый пункт договора. Скоропалительные решения не принимаются. В обсуждении индийцы избегают прямых отрицательных ответов, стараются все разъяснить. В процессе переговоров не следует высказываться чересчур прямо - это может быть воспринято негативно. Индийские бизнесмены могут несколько раз пересматривать уже достигнутые договоренности. Хороший договор и хорошие отношения предполагают частые визиты в Индию.

Несмотря на сильное влияние европейской культуры и распространение английского языка в обществе сохраняются традиционные привычки и обычаи, особенно на религиозной почве. Официально Индия - светское государство, однако в стране сосуществует большое количество вероисповеданий. Основные из них - индуизм, ислам, христианство, джайнизм, сикхизм, буддизм.

Для индусов действует табу на убийство и употреблению в пищу мяса коровы, джайны отвергают любые формы насилия над живыми существами и являются вегетарианцами. В обществе принято спокойное и уважительное отношение к различным религиям и их ответвлениям.

Белорусские субъекты хозяйствования могут проверить надежность потенциальных индийских партнеров на сайте Министерства по корпоративным делам Индии www.mca.gov.in, на котором в открытом доступе имеется большой объем информации относительно различных юридических лиц – государственных предприятий, частных компаний и предпринимателей, официально зарегистрированных на территории Индии. В базе данных сайта имеются сведения о более чем 150 тысячах компаний, а также тексты правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Индии.

Для поиска данных о компании необходимо войти на сайт www.mca.gov.in, затем – в раздел «MCA Services». На развернувшейся странице в колонке в разделе «Master Data» войти в подраздел «View Company or LLP Master Data» (либо из подраздела «Company Services» – в графу «Check Company Name»).

На сайте www.watchoutinvestors.com также осуществляется поиск данных об индийских компаниях без дополнительной регистрации пользователя. На сайте размещена информация о наличии регистрации данной компании соответствующим государственным органом, а также дата принятия решения о регистрации или ликвидации, история регистрационных решений об изменении названия или организационно-правовой формы компании, слияниях и поглощениях, а также действующий статус компании по состоянию на дату запроса (действует, ликвидируется, в состоянии банкротства или уже ликвидирована). На сайте содержится также информация о компаниях, замеченных в невыполнении обязательств и неплатежах, несоблюдении требований законодательства.

Для более полной и всесторонней проверки деловой репутации индийского партнера требуется обращение в специализированные юридические компании, оказывающие платные услуги на коммерческой основе.

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Республике Индия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Индии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

 

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя