Индия

Герб
 Флаг
 

Герб: представляет собой изображение «львиной капители», венчающей колонну Ашоки в Сарнатхе. На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду.

Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений: Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (на изображении видны только Лошадь и Бык). Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни.

Флаг: один из государственных символов (наряду с гербом и гимном) Республики Индия. Он был утверждён в своей современной форме на заседании конституционной ассамблеи 22 июля 1947 г., за 24 дня до провозглашения Индией независимости от Великобритании (15 августа 1947 г.).

Он использовался в качестве государственного флага Индийского союза с 15 августа 1947 г., а с 26 января 1950 г. и по настоящее время — Республикой Индия.

 
  • Гимн: «Джанаганамана». Написанный изначально на сильно санскритизированном бенгальском языке, он является первой из пяти строк стихотворения, написанного нобелевским лауреатом Рабиндранатом Тагором. Джанаганамана впервые была исполнена в 1911 г., а в 1950 г. она была официально принята в качестве государственного гимна Индии.
  • Государственный язык: хинди, английский.
  • Географическое положение: Индия расположена на территории Южной Азии. Страна занимает седьмое место в мире по площади и второе место по численности населения. Территория: 3 287 590 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати девяти штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Все штаты и две союзные территории (Пондичерри и Национальный столичный округ Дели) имеют собственное избираемое правительство. Остальные пять союзных территорий управляются администратором, назначаемым центральной властью, и, следовательно, находятся под прямым управлением президента Индии.
  • Столица: Нью-Дели (сокращенное название Дели применяется для обозначения только старой части города).
  • Государственное устройство: Конституция Индии является самой большой по объёму конституцией в мире. В преамбуле конституции Индия определяется как суверенная, социалистическая, светская либерально-демократическая республика, имеющая двухпалатный парламент, функционирующий по вестминстерской парламентской модели. Главой государства является президент Индии. Законодательной властью Индии является двухпалатный парламент, который состоит из верхней и нижней палат. Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров, возглавляемого премьер-министром. Индия имеет унитарную трёхступенчатую судебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высшего суда и большого количества мелких судов.
  • Население: 1 миллиард 220,8 миллиона человек (2013 г.).
  • Национальная валюта: индийская рупия.
  • ВВП: 1 095 миллиардов долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +5:30.
  • Телефонный код: +91.
  • Штрих-код: 890.

Белорусско-индийское двустороннее сотрудничество

Политика

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Индия установлены 17 апреля 1992 г. С мая 1992 г. в г. Минске функционирует Посольство Индии (Посол Панкадж Саксена назначен 16 июля 2015 г.), с июня 1998 г. в г. Нью-Дели — Посольство Республики Беларусь (Посол Прима В.А. — с октября 2012 г.).

В сентябре 1997 г. и апреле 2007 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко посетил Индию с государственными визитами. 2 — 4 июня 2015 г. проведен визит Президента Республики Индия П. Мукерджи — первый в истории визит на высшем уровне в Республику Беларусь. В мае 1993 г., ноябре 2002 г. и ноябре 2012 г. организованы визиты в Индию премьер-министров Республики Беларусь. 14 — 15 апреля 2015 г. Министр иностранных дел Республики Беларусь Макей В.В. посетил Индию.

10 — 14 мая 2016 г. проведен официальный визит в Индию белорусской парламентской делегации во главе с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Мясниковичем М.В. Достигнута договоренность об ответном визите Спикера Лок Сабхи Парламента Индии С. Махаджан в Республику Беларусь.

Диалог законодательных органов Беларуси и Индии поддерживается как в двустороннем формате, так и в рамках Межпарламентского Союза.

Позиции Беларуси и Индии близки или совпадают по основным вопросам поддержания международного мира и безопасности, подходам к реализации целей и задач Декларации тысячелетия ООН, Целей устойчивого развития, а также решений основных международных саммитов, конференций и других форумов.

Взаимодействие с Индией по правозащитной тематике в ООН носит весьма конструктивный характер. Индия всегда голосует против принятия антибелорусской резолюции.

Индия является членом Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и постоянным соавтором белорусской антитрафикинговой резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». Индия стала соавтором резолюции «Осуществление Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми».

Беларусь и Индия оказывают взаимную поддержку друг другу на выборах в выборные органы системы ООН.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

Договорно-правовая база двусторонних отношений между Беларусью и Индией сформирована, при этом идет ее совершенствование.

Подписаны межгосударственные и межправительственные соглашения, наиболее важными из которых являются соглашения об экономическом сотрудничестве и торговле; о сотрудничестве в области науки и техники; о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций; об избежании двойного налогообложения; об учреждении Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры; договор об оказании правовой помощи по уголовным делам; договор о выдаче; протокол о завершении переговоров о присоединении Беларуси к ВТО.

В мае 2013 г. в ходе визита в Республику Беларусь Спикера Лок Сабхи Парламента Индии Мейры Кумар подписано Соглашение о сотрудничестве между парламентами Беларуси и Индии.

По результатам визита Министра культуры Республики Индия в Беларусь в октябре 2013 г. подписана Программа сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия в области культуры, искусств, образования на 2014 — 2016 гг.

В ходе визита Президента Индии в Беларусь в июне 2015 г. подписано 5 документов по таким направлениям, как налогообложение, ценные бумаги, стандартизация, легкая промышленность, телерадиовещание.

В присутствии глав двух государств принята Дорожная карта Белорусско-Индийского сотрудничества.

В настоящее время договорно-правовая база продолжает актуализироваться, в результате чего в 2015 — 2016 гг. инициировано обсуждение пятнадцати новых документов различного характера.

Региональные и побратимские связи

В 1973 г. установлены побратимские связи между г. Минск и г. Бангалор (штат Карнатака).

Страны заинтересованы в развитии контактов между регионами: Минской областью и штатом Западная Бенгалия, Гомельской областью и штатом Махараштра, Гродненской областью и штатом Андхра Прадеш (Телангана), между г. Жодино и г. Нагпур (штат Махараштра).

Экономика

Сотрудничество Беларуси и Индии в торгово-экономической сфере на протяжении последнего десятилетия динамично развивается. Основными приоритетами этого сотрудничества являются производственная кооперация, совместные проекты в областях науки и технологий и фармацевтики, а также инвестиционное сотрудничество.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что белорусско-индийские отношения прошли этап становления и вышли на качественно новый уровень устойчивого долгосрочного взаимовыгодного партнерства, отличающегося открытым, дружественным и доверительным характером сотрудничества по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.

Позитивная динамика двусторонних отношений определяется активным взаимодействием на высшем и высоком уровнях, регулярными контактами органов государственного управления и деловых кругов.

Активно работает Белорусско-Индийская межправительственная комиссия по сотрудничеству в области торговли, экономики, науки, технологий и культуры. В рамках комиссии работает Совместная рабочая группа по торговле и инвестициям.

Развиваются контакты на уровне министерств и ведомств двух стран.

Динамика торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Республикой Индия (в миллионах долларов США)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2011

500,9

333,0

167,9

165,1

2012

498,6

266,4

232,2

34,3

2013

354,7

173,2

181,5

-8,0

2014

399,8

212,1

187,7

24,4

2015

445,5

317,0

128,5

188,5

2015 к 2014, в %

111,4

149,4

68,5

 

В 2015 г. товарооборот Беларуси и Индии составил 445,5 миллиона долларов США (111,4% к 2014 г.), объем белорусского экспорта — 317 миллионов долларов США (149,4%), импорта — 128,5 миллиона долларов США (68,5%). Сальдо положительное — 188,5 миллиона долларов США.

Основные товарные позиции индийского импорта в Беларусь:

  • лекарственные средства;
  • рыбная продукция;
  • кофе;
  • чай;
  • рис;
  • пищевые продукты;
  • кожаная обувь и другие.

Важнейшие экспортные товары:

  • кислоты поликарбоновые;
  • жгут синтетических нитей;
  • полиамиды;
  • кожа;
  • нити комплексные синтетические,
  • гидразин;
  • оксиды, гидроксиды металлов;
  • проволока из нелегированной стали;
  • носители информации;
  • навигационные приборы и инструменты;
  • материалы кордные для шин;
  • электронные интегральные схемы;
  • стекловолокно;
  • подшипники.

Индия — динамично развивающаяся страна, которая реализует масштабные проекты в рамках правительственных программ «Делай в Индии», «Цифровая Индия», «Умные города», «Обучай Индию», во всех сферах национальной экономики. За последние несколько лет в этом направлении уже проведена большая работа. Прорабатываются вопросы организации сборки белорусских тракторов, автобусов, сельхозтехники, оптических приборов.

Перспективы двустороннего белорусско-индийского сотрудничества — проекты, выходящие за рамки обычной торговли: создание новых совместных производств, интенсификация сотрудничества в сфере образования, добычи полезных ископаемых, взаимный экспорт услуг.

Промышленность

Основой промышленной кооперации с Индией является сотрудничество с конечными покупателями посредством задействования зарубежной товаропроводящей сети белорусских предприятий. В настоящее время в Индии присутствуют представительства ОАО «Белорусская калийная компания», ЗАО «Белтех Оптроникс», совместное предприятие «Белаз-Энрика трэйдс энд сервисиз», СП ООО «Амкодор-Индия», компания «Шри шьям бэарингз» — дилер ОАО «Минский подшипниковый завод». Также расширяется сотрудничество в сфере производственной кооперации, растет число совместных инвестиционных проектов с Республикой Беларусь, в частности, в сфере фармацевтики.

Сельское хозяйство

Основной белорусской экспортной позицией в Индию являются поставки калийных удобрений. Наряду с традиционными поставками белорусского хлоркалия, расширяется взаимодействие в области сельского хозяйства за счет поставок азотных удобрений, а также организации сотрудничества в реализации на рынке Индии тракторной техники «МТЗ».

Энергетика

Республика Беларусь и Индия продолжают сотрудничество в сфере развития энергетики. Индийская компания «Бхарат Хэви Электрик Лимитед» успешно провела реконструкцию и ввела в эксплуатацию турбину собственного производства на электростанции в г. Гродно. В настоящий момент индийские предприятия участвуют в проектах по модернизации и возведению объектов энергетического сектора Республики Беларусь на конкурсной основе. 

Технологии

На основании Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области науки и техники от 14 мая 1993 г. сторонами разрабатываются Исполнительные программы, в которых определяются перспективные направления сотрудничества на очередной период. В рамках актуальной Исполнительной программы от 3 сентября 2012 г. перспективными направлениями развития технологий являются:

  • микроэлектроника;
  • информационные технологии;
  • новые материалы;
  • биоинженерия;
  • медицина, фармацевтика, медицинская инженерия;
  • лазерная оптика и оптоэлектронные технологии;
  • сельскохозяйственное и дорожное машиностроение;
  • энергетика и энергоэффективность.

Наука

Правовую основу взаимодействия Беларуси и Индии в научно-технической сфере составляет заключенное 14 мая 1993 г. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области науки и техники.

В целях обеспечения реализации межправительственного соглашения и мониторинга двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия создана Совместная Белорусско-Индийская комиссия по сотрудничеству в области науки и техники.

27 — 28 апреля 2016 г. в г. Хайдарабаде прошло 7-е заседание Совместной Белорусско-Индийской комиссии по сотрудничеству в области науки и техники.

Изучаются возможности сотрудничества в области возобновляемой энергетики, космических технологий, нетрадиционной и альтернативной медицины, аюрведы, гомеопатии.

Развивается научно-исследовательское взаимодействие в области сельского хозяйства.

Развиваются связи по линии Национальной академии наук Беларуси. В 2000 г. подписан Меморандум о сотрудничестве с Департаментом биотехнологий Министерства исследований и технологий Индии, в 2003 г. — Соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Национальной академией наук Индии.

14 — 16 ноября 2016 г. проведены Дни белорусской науки в Индии. В рамках мероприятия состоялись: преставление посетителям научно-технических разработок на Национальной экспозиции Республики Беларусь, круглый стол на тему «О перспективных направлениях научно-технического и инновационного сотрудничества организаций Беларуси и Индии», встреча с руководством Министерства исследований и технологий Индии, презентации научно-исследовательских и инновационных разработок перед индийскими деловыми кругами, проведение белорусско-индийского научно-практического семинара по кибербезопасности и суперкомпьютерам.

Регулярно проводятся совместные конкурсы научно-исследовательских проектов.

В 2015 г. Индия приняла решение о ежегодном выделении стипендий молодым белорусским ученым.

С января 2012 г. на базе Парка высоких технологий в г. Минске функционирует Белорусско-Индийский учебный центр в области информационных технологий имени Раджива Ганди.

Образование

Правовую основу взаимодействия Беларуси и Индии в сфере образования составляет заключенное 14 ноября 2012 г. Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством развития людских ресурсов Республики Индия о сотрудничестве в области образования.

В целях обеспечения реализации межведомственного соглашения и мониторинга двустороннего сотрудничества в области образования создана Совместная Белорусско-Индийская рабочая группа по сотрудничеству в сфере образования.

23 — 24 февраля 2016 г. в г. Нью-Дели состоялось 1-е заседание Совместной рабочей группы.

Постоянно расширяется сеть прямых контактов между вузами Беларуси и Индии. Изучаются возможности сотрудничества в области профессионально-технической подготовки.

Белорусской стороной активно используются ресурсы Программы технического и экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Индии. Ежегодно до 25 белорусских граждан участвуют в стажировках в Индии по различным направлениям.

Здравоохранение

Правовая основа взаимодействия Беларуси и Индии в сфере здравоохранения находится в стадии формирования. Практическое взаимодействие в сфере здравоохранения осуществляется в рамках образовательного, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

Культура и искусство

Правовую основу взаимодействия Беларуси и Индии в сфере культуры составляет заключенное 14 мая 1993 г. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта и туризма.

В целях практической реализации межправительственного Соглашения разрабатываются трехгодичные Программы сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия в области культуры, искусств, образования.

Между странами осуществляется обмен музыкально-художественными коллективами, взаимное участие в кинофестивалях.

В октябре 2013 г. состоялся визит Министра культуры Республики Индия Чандреша Кумари Каточа в Беларусь.

В августе 2014 г. в Беларуси проведены Дни культуры Республики Индия.

С 2015 г. в Центральном детском парке им. М. Горького в г. Минске ежегодно отмечается Международный день йоги (в рамках инициированной Индией резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении 21 июня Международным днем йоги).

Информация о государственных закупках в Индии

В целях стимулирования дальнейшего развития местного производства 24 мая 2017 г. индийское Правительство официально объявило о новой политике государственных закупок, которая должна обеспечить предпочтение продукции, произведенной в Индии.

В случае осуществления закупок на сумму от 500 тысяч до 5 миллионов индийских рупий (7 — 70 тысяч долларов США) к тендерам будут допускаться только поставщики местной продукции (с долей локализации не менее 50%), если по оценкам профильного ведомства соответствующая продукция производится в Индии в достаточных объемах.

При закупках на сумму, превышающую 5 миллионов индийских рупий (70 тысяч долларов США), или же на продукцию, которая не производится в Индии или производится в недостаточных объемах, к участию в тендерах будут допускаться также поставщики иностранных товаров. Однако если предложение поставщика индийской продукции будет превышать по стоимости аналогичное предложение поставщика импортируемых товаров не более чем на 20%, то компания, продвигающая местную продукцию, будет объявлена победителем тендера.

Государственные закупки на сумму до 500 тысяч индийских рупий (около 7 тысяч долларов США) не подпадают под действие объявленных нововведений.

Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Индии. Рекомендации по выходу на индийский рынок

Современная Индия — динамично развивающаяся страна, имеющая мощную промышленность, значительные трудовые ресурсы, разнообразную минерально-сырьевую базу, растущий научно-технический потенциал и быстро расширяющийся сектор услуг, который включает информационные технологии, электронную торговлю, банковско-финансовое дело, транспорт, строительство.

Индия входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного и сельскохозяйственного производства, занимает третье место в мире по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности.

Правительство Индии осуществляет комплекс мер и программ, направленных на стимулирование экономического развития страны, в том числе, в части совершенствования государственного управления и национального законодательства, улучшения делового и инвестиционного климата в стране.

В рамках реализации инициативы «Делай в Индии», направленной на развитие производственного потенциала, внедрена система «одного окна» для согласования проектов. Последовательное реформирование индийского инвестиционного законодательства дало иностранным компаниям возможность инвестировать в такие важные сектора индийской экономики, как военно-промышленный комплекс, строительство, авиаперевозки, железные дороги, страхование и розничная торговля. Важным достижением стало повышение доступности банковских услуг для сельского населения.

Реализуются программы модернизации индийских железных дорог и строительства 9 высокоскоростных магистралей, создания 100 «умных городов», обновления инфраструктуры 500 крупных городов, программа «Доступное жилье для всех», программы очистки рек и развития внутренних водных путей, программа модернизации тепловых электростанций старше 25 лет и другие.

Программа «Цифровая Индия» нацелена на обеспечение повсеместного широкополосного подключения к сети Интернет, создание системы онлайнового «Электронного правительства», подготовку 10 миллионов новых специалистов в области информационных технологий в ближайшие пять лет, развертывание беспроводных сетей во всех городах-миллионниках, подключение удаленных сельских регионов к сети Интернет через систему почтовых отделений связи. В целях развития частного предпринимательства в области инновационных технологий реализуются инициативы «Старт-ап Индия» и «Стэнд-ап Индия».

С начала 1990-х гг. в рамках экономической либерализации Индия проводит активную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями как необходимое условие ускоренного развития индийской экономики.

Исходя из задач, стоящих перед национальной экономикой, правительство Индии определяет на пятилетний срок внешнеторговую политику, в которой выделяются внешнеэкономические приоритеты. С учетом ситуации на внешнем и внутреннем рынках  в нее могут вноситься изменения и дополнения.

Основными целями внешнеторговой политики Индии на 2015 — 2020 гг. являются:

  • увеличение удельного веса страны в мировой торговле товарами и услугами за счет превращения в мировой центр производства товаров и оказания услуг (суммарный экспорт товаров и услуг должен достичь к 2020 г.показателя в 900 миллиардов долларов США);
  • технологическая и инновационная модернизация секторов индийской экономики за счёт привлечения иностранных инвестиций и новейших технологий;
  • дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, сокращение бюрократических процедур и создание атмосферы транспарентности и открытости.

Индия выполняет свои обязательства в ВТО по совершенствованию условий ведения внешней торговли, запустила систему «одного окна» для индийских импортеров, что позволило оптимизировать доступ товаров на индийский рынок.

Одним из важнейших шагов по улучшению делового климата в стране стала масштабная налоговая реформа. С 1 июля 2017 г. косвенные налоги, взимаемые центральным и региональными правительствами, были заменены единым налогом на товары и услуги, действующим на всей территории страны. Данная реформа позволила унифицировать и автоматизировать систему косвенного налогообложения в стране.

Правительство Н. Моди сохраняет курс на структурные реформы, включая монетарную сферу, налогообложение, инвестиции, либерализацию ценообразования, развитие инфраструктуры.

По статистике ВТО, доля Индии в мировом экспорте товаров составляет 1,6% (19-е место), в импорте — 2,3% (13-е место). Доля Индии в мировом экспорте услуг — 3,3% (8-е место), в импорте — 2,7% (10-е место). Основные макроэкономические показатели доступны на сайте Министерства финансов Индии.

Вместе с тем, Индия остается страной с низким уровнем ВВП на душу населения, испытывает трудности с обеспечением занятости в связи с нехваткой квалифицированных кадров, неразвитостью инфраструктуры, ухудшающейся экологической обстановкой. Тяжело идут реформы налогового, земельного и трудового законодательства, системы прямых государственных субсидий.

Несмотря на то что Индия — одна из стран-основателей ВТО, ее внешнеторговая политика носит ярко выраженный протекционистский характер. Помимо различных нетарифных и технических барьеров для доступа иностранных товаров на индийский рынок, активно применяются антидемпинговые, защитные меры, минимальные цены, проводятся компенсационные расследования. В Индии сохраняется относительно высокий уровень ввозных пошлин, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство и автомобилестроение.

Несмотря на проводимые правительством реформы, направленные на облегчение условий ведения бизнеса, Индия остается страной со сложным деловым климатом (100-е место в рейтинге Всемирного банка «Doing Business»).

Наиболее перспективные отрасли индийской экономики для белорусских компаний:

  • горнодобывающая и химическая промышленность;
  • городской электротранспорт;
  • строительство инфраструктурных объектов;
  • водоочистка;
  • информационно-телекоммуникационные технологии.

Нормативными правовыми актами, регулирующими внешнеторговую деятельность в Индии, являются закон о внешней торговле 1992 г. (Foreign Trade (Development and Regulation) Act, 1992) и правила регулирования внешней торговли 1993 г. (Foreign Trade (Regulation) Rules, 1993).

Генеральный директорат внешней торговли, который входит в структуру министерства торговли и промышленности Индии, отвечает за разработку и реализацию внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика на 2015 — 2020 гг. в редакции от 5 декабря 2018 г. регулирует порядок экспорта и импорта товаров и услуг, имеет силу закона и является обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности в Индии.

Внешнеторговая политика определяет свободный характер экспортно-импортных операций за исключением отдельных товаров, отнесенных к категории запрещенных к ввозу, ограниченных в обороте, и товаров, торговля которыми разрешена только государственным предприятиям. Перечень этих товаров содержится в Торговом классификаторе Индии (Indian Trade Classification (Harmonised System) и на сайте генерального директората внешней торговли Министерства торговли и промышленности Индии.

Уведомлением от 1 апреля 2015 г. № 01/2015-2020 утвержден справочник по внешнеторговым операциям (Hand Book of Procedures), содержащий подробные инструкции по осуществлению экспортных и импортных операций.

В сфере таможенно-тарифного регулирования основными нормативными правовыми актами являются закон о таможне 1962 г. (Customs Act, 1962) и закон о таможенном тарифе 1975 г. (Customs Tariff Act, 1975), которые определяют порядок взимания таможенных пошлин. Данные законы корреспондируются с нормами и правилами ВТО.

Поправки к таможенному тарифу принимаются на ежегодной бюджетной сессии парламента Индии. Правительство Индии своими циркулярами и уведомлениями вносит изменения и дополнения в действующие акты в соответствии с законами, принимаемыми парламентом, главные из которых — бюджет страны и внешнеторговая политика.

Импортная пошлина взимается со всех товаров, ввозимых в страну, включая продукцию для нужд правительственных организаций. Ставки таможенных пошлин ежегодно публикуются в издании «Таможенный тариф Индии» и в сети Интернет.

Размер таможенных пошлин рассчитывается исходя из стоимости товара, заявленной в таможенной декларации. Для определения стоимости импортируемых товаров используются цена, указанная в счете-фактуре, стоимость транспортировки и обработки грузов.

Таможенная пошлина включает три компонента: базовая таможенная пошлина, интегрированный налог на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax, IGST) и социальный сбор (Social Welfare Surcharge, SWS). IGST взимается за каждую торговую сделку по импорту товаров в Индию. В отдельных случаях могут взиматься и другие сборы, такие, как антидемпинговая или компенсационная пошлина.

Порядок расчетов в иностранной валюте определяется законом о валютном регулировании 1999 г. (Foreign Exchange Management Act, 1999) и нормативными актами Резервного банка Индии, на который возложены функции по государственному валютному регулированию и контролю.

Торговля отдельными видами товаров, такими, как чай, кофе, табак, каучук, регулируется специальными законами.

Генеральный директорат внешней торговли министерства торговли и промышленности Индии и департамент доходов министерства финансов Индии устанавливают правила, запреты и ограничения на осуществление внешнеторговых операций, информация о которых размещается на официальных сайтах www.dgft.gov.in и www.cbic.gov.in в разделе «Notifications».

Справочно:

  • Базовая таможенная пошлина (Basic Duty of Customs) взимается с импортируемых товаров в соответствии с приложением 1 к закону о таможенном тарифе 1975 г. Ставки пошлин являются стандартными, однако, в случае импорта продукции из определенных стран, могут быть установлены льготные ставки.
  • Эффективная таможенная пошлина (Effective Duty of Customs) устанавливается в соответствии с издаваемыми министерством финансов Индии уведомлениями об исключениях. Если исключения отсутствуют, то размер эффективной пошлины равен размеру базовой таможенной пошлины.
  • Льготная пошлина (Preferential Rate of Duty) применяется в случае импорта из стран, с которыми Индия имеет преференциальные торговые соглашения.
  • Интегрированный налог на товары и услуги (Integrated Goods and Services Tax) взимается центральным правительством за внутренние и импортные поставки товаров и услуг (включая переводы акций).
  • Ставка социального сбора (Social Welfare Surcharge) составляет от 0 до 10%.
  • Компенсационный сбор (Compensation Cess) устанавливается на пятилетний период в целях компенсирования потерь доходов государства, возникающих в связи с внедрением интегрированного налога на товары и услуги. Он взимается за поставки табачных изделий и прохладительных напитков.

В соответствии с разделом 25 закона о таможне правительство Индии может своим решением частично или полностью освободить импорт или экспорт определенной группы товаров от таможенных пошлин. В стране действует ряд программ содействия экспорту, в соответствии с которыми импорт товаров, предназначенных для изготовления продукции, идущей на экспорт, частично или полностью освобождается от таможенных пошлин.

Существенную роль во внешнеэкономической деятельности Индии играют свободные экономические зоны (СЭЗ).

Особенностью индийских СЭЗ явялется то, что экспортное производство в них не подпадает под действие законов и правил, действующих на внутренней таможенной территории страны. Предприятиям, расположенным в свободных экономических зонах, разрешен беспрепятственный импорт оборудования и сырья, свободная продажа и перемещение товарных потоков внутри СЭЗ. Единственное обязательное условие — экспорт 100% произведенной продукции. В отдельных случаях разрешена реализация части продукции на внутреннем рынке, однако такое разрешение дается при уплате всех таможенных и дополнительных пошлин без предоставления каких-либо льгот. Движение товаров из СЭЗ в порты и обратно осуществляется без ограничений. Сделки на поставку товаров и услуг в СЭЗ с внутренней таможенной территории страны рассматриваются как экспортные. В СЭЗ разрешено открытие отделений зарубежных банков, для которых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, что облегчает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для упрощения бюрократических процедур по созданию и развитию СЭЗ функционирует механизм «одного окна».

Нетарифные барьеры включают обязательную регистрацию участников внешнеэкономических связей, выборочное лицензирование внешнеторговых сделок, жёсткие требования по маркировке товаров, соответствие товаров индийским стандартам качества, меры по контролю за импортом сельскохозяйственной продукции (получение фитосанитарного сертификата и различных видов разрешений для ввоза в страну растений, фруктов, семян и продуктов животного происхождения).

В Индии насчитывается 74 товарных наименования (включая средства консервирования продуктов питания и пищевые добавки, натуральное и порошковое молоко, бутилированную минеральную и питьевую воду, пластиковые бутылки для детского питания, определенные виды цемента, домашние электроприборы, электровыключатели, газовые баллоны, шины и сухие батареи многоцелевого назначения, рентгеновское оборудование, дизельные двигатели и др.), которые подлежат обязательной сертификации перед ввозом в Индию. В настоящее время работает система, в рамках которой иностранная компания может пройти автоматическую сертификацию продукции, произведенной за пределами Индии, при условии, что Бюро индийских стандартов сначала проинспектирует и лицензирует производственное предприятие этой компании за счет производителя.

В Индии действует полный запрет на импорт говядины и пищевых продуктов, содержащих ее компоненты. Исключение составляют коровьи шкуры, импортируемые для дальнейшей обработки. Экспортер пищевых продуктов должен представить документ, подтверждающий отсутствие в них компонентов говядины в любой форме.

Ключевыми этапами работы для продвижения продукции на индийском рынке являются:

  • проведение анализа рынка;
  • участие в специализированных выставках-ярмарках на территории Индии для оценки экспортного потенциала собственной продукции и поиска возможных партнеров;
  • анализ законодательства Индии, в том числе таможенного, корпоративного, налогового, договорного и арбитражного;
  • обеспечение соответствия предполагаемой к экспорту продукции индийским стандартам по качеству, промышленной и продовольственной безопасности, требованиям к маркировке, получение необходимых лицензий и разрешений на экспорт;
  • установление и развитие контактов с национальными объединениями предпринимателей (Федерация индийских торгово-промышленных палат (FICCI, www.ficci.com), Конфедерация индийской промышленности (CII, www.cii.in), Ассоциация торгово-промышленных палат Индии (ASSOCHAM, www.assocham.org), отраслевыми ассоциациями с целью презентации предполагаемой к экспорту продукции и оценки ее соответствия критериям рынка;
  • поиск прямых покупателей или дистрибьюторских компаний на местном рынке и заключение с ними соглашений на поставку продукции;
  • открытие в случае необходимости представительства или создание дочерней компании в Индии;
  • участие в международных тендерах, информация о которых размещается на сайтах компаний (заказчиков).

Белорусские субъекты хозяйствования могут проверить надежность потенциальных индийских партнеров на сайте министерства по корпоративным делам Индии (www.mca.gov.in). В базе данных ведомства имеются сведения о более чем 150 тысячах компаний, а также тексты правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Индии.

Справочно: Для поиска данных о компании необходимо зайти в раздел «MCA Services» на сайте www.mca.gov.in, затем в разделе «Master Data» войти в подраздел «View Company or LLP Master Data» (либо из подраздела «Company Services» — в графу «Check Company Name»).

На сайте www.watchoutinvestors.com осуществляется поиск данных об индийских компаниях без дополнительной регистрации пользователя. На сайте размещена информация о наличии регистрации данной компании соответствующим государственным органом, а также дата принятия решения о регистрации или ликвидации, история регистрационных решений об изменении названия или организационно-правовой формы компании, слияниях и поглощениях, действующий статус компании по состоянию на дату запроса (действует, ликвидируется, в состоянии банкротства или уже ликвидирована). На сайте содержится также информация о компаниях, замеченных в невыполнении обязательств и неплатежах, несоблюдении требований законодательства.

Для более полной и всесторонней проверки деловой репутации индийского партнера требуется обращение в специализированные юридические компании, оказывающие платные услуги на коммерческой основе.

ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ

Конъюнктура рынков

журнал

 

Тематическое специализированное издание, на страницах которого публикуются информационно-аналитические статьи, призванные помочь белорусским экспортерам в освоении новых рынков сбыта продукции (услуг), поиске деловых партнеров за рубежом. Издается с 2016 г.

Основные рубрики:

Обзор рынка — маркетинговая информация, подготовленная специалистами Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен;
Дипмиссия — информация белорусских дипломатических представительств о перспективах расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества;
Поддержка экспорта — материалы организаций, оказывающих всестороннюю поддержку экспортерам (условия получения, пошаговый алгоритм действий и т. п.);
Опыт — материалы об опыте работы на рынке белорусских компаний;
Деловая этика — рекомендации, как вести бизнес на рынке страны;
Календарь — деловые события на рынке страны.
 
Язык — русский.
Выходит в электронном (PDF-версия) и печатном вариантах.
 
              
 
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Республике Индия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Индии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

 

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя