Индонезия

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: индонезийский.
  • Географическое положение: государство в Юго-Восточной Азии. Расположена на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. Является крупнейшим островным государством в мире. Территория: 1 904 556 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: подразделяется на 34 административно-территориальные единицы, 32 из которых являются провинциями и 2 — особыми округами, приравненными по статусу к провинциям.
  • Столица: Джакарта.
  • Государственное устройство: унитарная президентская республика. Действует Конституция 1945 года. 
  • Внешняя политика. Основополагающие приоритеты отражены в формуле «4+1»: 1.Экономическая дипломатия; 2.Защита прав граждан; 3.Суверенитет и национальная идентичность; 4.Региональное и мировое лидерство; +1. Развитие дипломатической инфраструктуры.
  • Население: 267 миллионов человек.
  • Национальная валюта: индонезийская рупия.
  • ВВП: 1,058 триллионов долларов США (2020).
  • Часовой пояс: GMT +8; +9.
  • Телефонный код: +62.
  • Штрих-код: 899.

 

Содержание:

 

Социально-экономическое положение Республики Индонезия

Индонезия – индустриально-аграрная страна, динамично развивающееся государство Юго-Восточной Азии.

Является лидером по объему ВВП и численности населения среди стран АСЕАН.

Экономике Индонезии удалось восстановиться после рецессии 2020 г., вызванной пандемией. В 2021 г. ВВП Индонезии увеличился на 3,7%. Рост экономики вызван улучшением эпидемиологической ситуации в стране и мире, повышением мобильности граждан, возобновлением деятельности предприятий, восстановлением инвестиционного климата в стране.

В 2021 году инвестиции в индонезийскую экономику выросли на 9% и составили 62,6 млрд. долл. США. Государственные расходы выросли на 4,2% во многом из-за увеличения расходов, направленных на борьбу с COVID-19, расходы домашних хозяйств – на 2,0%. Оптовая и розничная торговля выросла на 4,7% благодаря оптовым продажам автомобилей, мотоциклов и цемента. Производственные сектора – на 3,4%, в частности наблюдалась положительная динамика в отрасли транспортного машиностроения и в металлургической промышленности (свинец, ферроникель, бокситы).

Индонезийские экономисты ожидают дальнейшего восстановления экономики страны в 2022 г. на фоне роста потребления населения, возвращения уверенности потребителей и инвесторов, эффективного управления ситуацией с COVID-19. В соответствии с официальными прогнозами в 2022 г. ВВП Индонезии увеличится на 5 – 5,2%.

По итогам 2021 года индекс инфляции –1,9 процента, безработицы –6,5 процента, уровень внешнего долга – 36,1 процента ВВП страны.

Экспорт Индонезией товаров по итогам 2021 года составил 231,5 млрд. долларов, увеличившись на 41,9%, импорт – 196,2 млрд. долларов (прирост – на 38,6%), внешнеторговое сальдо положительное – «плюс» 35,3 млрд. долл. Основными торговыми партнерами являются страны АСЕАН, Китай, Япония, США.

Основные статьи экспорта: уголь, пальмовое масло, недрагоценные металлы, натуральный каучук, текстиль.

Основные статьи импорта: нефть и газ, злаки, тростниковый сахар, удобрения, органические химикаты, косметика, молочные продукты.

Детализированная статистическая информация о структуре экспорта и импорта Индонезии за последние 5 лет (до 10 знаков ТНВЭД, в т.ч., в разрезе стран и товаров), об импортерах различных видов продукции, таможенных тарифах, условиях доступа на целевые рынки и т.п. размещена в открытом доступе Международного торгового центра ВТО и ООН (http://www.trademap.org).  

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Индонезия

Динамика двусторонней торговли с Индонезией (2016 – 2021 гг.) (млн. долларов)

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Товарооборот

195,7

158,3

257,7

209,5

181,6

232,3

Экспорт

175,4

134,5

227,3

180,7

143,5

200,4

Импорт

20,3

23,8

30,4

28,8

38,1

31,9

Сальдо

+155,1

+110,7

+196,9

+151,9

+105,3

+168,5

По итогам 2021 года товарооборот с Индонезией составил 232,3 млн. долларов США (темп роста – 127,9 процента). Экспорт белорусских товаров составил 200,4 млн. долларов (темп роста 139,7 процента), импорт – 31,9 млн. долларов (темп роста 83,7 процента). Сальдо двусторонней торговли сложилось положительное (168,5 млн. долларов).

Экспорт важнейших товаров из Республики Беларусь в Республику Индонезию (тыс. долларов)

Товар

2020 год

2021 год

Темп роста, %

Специфические товары

141 248,1

194 255,0

137,5

Молоко и сливки сгущенные и сухие

626,3

2 168,2

346,2

Молочная сыворотка

462,6

2 126,3

459,6

Мука и гранулы из мяса, мясных субпродуктов и рыбы

-

403,9

-

Целлюлоза древесная, натронная или сульфатная

-

327,9

-

Целлюлоза древесная растворимых сортов

-

270,1

-

Фанера клееная

5,6

117,8

2 103,6

Иными перспективными товарами белорусского экспорта в Индонезию являются продукты питания, грузовой и пассажирский транспорт, сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника, лекарственные средства, оптоэлектроника.

Импорт важнейших товаров из Республики Индонезии в Республику Беларусь  (тыс. долларов)

Товар

2020 год

2021 год

Темп роста, %

Масло пальмовое

3 964,5

9 987,4

251,9

Рыба сушеная, соленая, копченая, переработанная другим способом

6 292,3

3 862,3

61,4

Какао-масло, какао-жир

4 374,1

3 328,8

76,1

Специфические товары

2 607,2

1 382,6

53,0

Лекарственные средства

1 198,5

1 366,2

114,0

Специфические товары

-

902,6

-

Олово необработанное

168,9

656,7

388,8

Оборудование печатное

1 094,6

547,2

50,0

Бумага папиросная

0,1

539,8

539 800,0

Продукты для кормления животных

125,9

445,1

353,5

Экспорт белорусских услуг в 2021 г. составил 73,3 млн. долларов, или 229,7 к уровню 2020 года. Импорт – 0,8 млн. долларов (152,3 процента). Сальдо положительное – «+» 72,5 млн. долларов.

Эффективным механизмом двустороннего взаимодействия является Межправительственная Белорусско-Индонезийская комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству, которая проходит с очередностью раз в два года. В 2022 году запланировано проведение седьмого заседания Комиссии.

С индонезийской стороной ведется работа по организации профильных рабочих групп в сфере промышленности и сельского хозяйства.

К содержанию

Условия доступа на рынок Индонезии

Действующий таможенный тариф Индонезии размещен на официальном сайте Национального портала «одного окна» (Indonesia National Single Window, http://eservice.insw.go.id/). 

Пошлина на ввоз большинства товарных позиций сельскохозяйственной продукции на индонезийский рынок составляют 5%, промышленной продукции – 5 – 15%.

Условия доступа белорусской продукции на рынок Индонезии отличаются от условий, применяемых в отношении ряда государств, что обусловливается действующими соглашениями страны о свободной торговле.

Договор о зоне свободной торговли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), членом которой является Индонезия, предусматривает применение льготных таможенных ставок (от 0 до 5%) во взаимной торговле между 10 участниками интеграционного образования. Ассоциация имеет соглашения о свободной торговле с Австралией, Новой Зеландией, Китаем, Индией, Японией, Кореей, обеспечивающие льготные условия доступа продукции этих стран на рынок Индонезии.

Индонезия в 2020 г. стала страной-подписантом крупнейшего в мире торгового договора – Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, ВРЭП между 15 странами (члены АСЕАН, КНР, Австралия, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия).

Правительством активно проводится переговорная работа по заключению новых торговых сделок с партнерами в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, ЕС, что призвано содействовать диверсификации торговли в условиях пандемии.

Прорабатывается вопрос создания зоны свободной торговли государств-членов ЕАЭС с Индонезией.

Бизнес-каталог поставщиков индонезийских товаров доступен по ссылке www.yellowpages.co.id.

Информация о необходимости сертификации и стандартизации поставляемой продукции доступна на сайте Национального агентства по стандартизации http://www.bsn.go.id/.

Вопросами лицензирования субъектов хозяйствования, осуществляющих импортно-экспортные операции, в Индонезии занимается Министерство торговли (http://www.kemendag.go.id/en).

Фитосанитарные и ветеринарные вопросы в отношении импорта продукции находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Индонезии (www.pertanian.go.id).

Информация о поставках в Индонезию продовольственной продукции с учетом особенностей сертификации в соответствии со стандартами «Халяль» размещена на сайте регулятора  www.halal.go.id.

Крупные индонезийские компании работают на универсальных для деловых кругов всего мира принципах. Уровень образования сотрудников большинства крупных компаний позволяет им свободно общаться на английском языке. Не следует надеяться на быстрый прогресс в принятии решений. Местные компании имеют строгую иерархию: пока предложение о сотрудничестве или проект не будут доложены руководству компании – решения о сотрудничестве принято не будет. Рекомендуется активно устанавливать контакты на уровне среднего звена менеджмента. Преимущественно это деловые люди с международным образованием, способные качественно организовать работу.

Заинтересованным в продвижении продукции на рынок Индонезии производителям целесообразно активно принимать участие в выставочных, конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Индонезии, в ходе которых, как показывает практика, устанавливаются прямые контакты, которые непросто наработать путем дистанционного общения.

Перечень наиболее важных международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, планируемых к проведению в Индонезии, доступен по ссылкам: https://expo-asia.ru/selector/indonesia, https://www.eventseye.com/fairs/c1_trade-shows_indonesia.html.

Вопросами организации и регулирования государственных закупок в Индонезии занимается Национальное агентство публичных закупок (www.lkpp.go.id). С учетом законодательства Индонезии и сложившейся коммерческой практики для регистрации индонезийским представителем зарубежного производителя импортной продукции в электронном каталоге продукции для государственных нужд (http://e-katalog.lkpp.go.id) требуется проведение серьезной предварительной совместной работы по организации доступа соответствующей продукции на рынок Индонезии, в т.ч. ее сертификация, получение разрешений, лицензий и др.

При проработке белорусскими производителями вопросов продвижения продукции на рынок Индонезии необходимо придерживаться требований к коммерческим предложениям, размещенных на сайте МИД Беларуси (http://mfa.gov.by/export/offers/).

Помимо Посольства Республики Беларусь (indonesia@mfa.gov.by) развитию белорусско-индонезийских торговых отношений способствует почетный консул Беларуси в г. Сурабая (Индонезия) – генеральный директор индонезийской компании «PT Utomodeck», Дармаван Утомо (darmawanutomo@utomodeck.com).

К содержанию

Особенности ведения бизнеса

Иностранные физические и юридические лица могут вести бизнес на территории Индонезии посредством создания или вхождения в капитал общества с ограниченной ответственностью (Perseroan Terbatas, PT).

Выбор юридического адреса компании и регистрация, его утверждение учредительного договора и устава компании проходит в Министерстве юстиции и прав человека Индонезии.

Получение лицензии на ведение предпринимательской деятельности (Surat Izin Usaha Perdagangan) – в Министерстве по инвестициям Индонезии (BKPM).

Инвестиционные предложения и информация об инвестиционном климате Индонезии доступны на сайте Министерства http://www.bkpm.go.id/. Функционирует портал «InvestInIndonesia» (www.investindonesia.go.id).

Для упрощения процедуры регистрации компании в Индонезии на сайте Министерства функционирует система «единого окна».

Иностранная компания может открыть в Индонезии представительство (Kantor Perwakilan Perusahaan Asing – KPPA).

Представительство зарубежной компании не может заниматься коммерческой деятельностью и создается для представления интересов зарубежной компании в Индонезии (изучение рынка, поиск деловых партнеров, знакомство с потребителями и культурой страны и т.д.).

В Индонезии для 100-процентного участия иностранного капитала (вне зависимости от суммы инвестиций) доступны такие сферы, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, хранение и складирование замороженных продуктов, некоторые сектора энергетики, в том числе возобновляемая энергетика. Кроме того, иностранным инвесторам разрешено владеть от 50 до 100% капитала зарегистрированных здесь предприятий обрабатывающей промышленности.

Законодательно определён перечень секторов экономики, полностью или частично закрытых для иностранных капиталовложений (Negative Investment List). Если сектор частично закрыт для иностранных инвестиций, то в списке указывается максимально допустимая доля участия иностранного капитала. Это означает, что иностранной компании понадобится местный (индонезийский) партнер, чтобы вести бизнес в данном секторе.

К отраслям, полностью закрытым для иностранных инвестиций, относятся: оборонный сектор, охрана окружающей среды, производство алкогольных напитков, игорный бизнес, производство и распространение наркосодержащих препаратов, а также сфера финансовых услуг (банки, страхование и т.д.).

Последние поправки в Список секторов экономики, полностью или частично закрытых для иностранных капиталовложений, внесены Указом Президента Индонезии № 44 от 2016 г.

Кроме того, 2 ноября 2020 г. с целью увеличения конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций, упрощения экспортно-импортных процедур правительством принят Сводный закон о создании рабочих мест (Omnibus law).

Закон призван ускорить процесс лицензирования и упростить ведение бизнеса для малого и среднего бизнеса, открыть доступ к финансированию, снизить долю теневого сектора. Снижение ставки корпоративного налога на прибыль с 25 до 22% в 2021-2022 годах и до 20% в 2023 году, упрощение процедур регистрации бизнеса, платежей в бюджет и возврата НДС должны способствовать улучшению инвестиционного климата. При этом выходные пособия работникам сокращаются до 40%. Внедрение нового закона предполагает комплексную гармонизацию нормативно-правовой базы.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства № 29 от 2021 г., подзаконным актом Сводного закона о создании рабочих мест, Министерству торговли – органу, который выдает лицензии на импортно-экспортную деятельность и осуществляет контроль, необходимо упростить процесс получения бизнес-лицензий добросовестным экспортерам/импортерам. Критерии подлежат дальнейшему регулированию ведомственным постановлением.

Теперь для начала импортно-экспортной деятельности достаточно получить бизнес-идентификационный номер (Business Identification Number, NIB). Получить NIB, который имеет бессрочный статус, можно через систему единой онлайн-подачи (Online Single Submission, OSS).

Разрешение на ведение торговой деятельности, действующее как в отношении экспорта, так и торговли на внутреннем рынке Индонезии, выдается на неограниченный срок.

Ранее предприятиям приходилось подавать заявки на получение одного из трех типов лицензий на импорт: API-U (Генеральная лицензия на импорт); API-P (Лицензия производителя на импорт); API-T (Ограниченная лицензия на импорт).  Теперь данная процедура необходима лишь для некоторых категорий товаров.

Требования к перечню импортной документации стандартные: импортная декларация, предварительная счет-фактура, коммерческая счет-фактура, коносамент и упаковочный лист. Сертификат происхождения товара, страховое свидетельство и другие соответствующие документы могут потребоваться для определенных предметов при определенных условиях.

Как и ранее, импортерам необходимо соблюдать технические требования к импорту, предъявляемые соответствующими органами. Дополнительные сертификаты зачастую необходимо предъявлять техническим агентствам, заинтересованным в содержании и соответствии определенного импортируемого продукта (к примеру, продукты питания, фармацевтические препараты, семена, химикаты).

Полезные ссылки:

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Индонезия, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку .В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Индонезии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя