Иран

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: персидский.
  • Географическое положение: Исламская Республика Иран (сокр. ИРИ) — государство в Западной Азии. На севере граничит с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном, омывается Каспийским морем, на востоке соседствует с Афганистаном и Пакистаном, на западе — с Ираком и Турцией. На юге располагает широким выходом к Персидскому и Оманскому заливам. Территория: 1 648 000 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: страна разделена на 31 остан (провинцию), которые подразделяются на 402 шахрестана, в свою очередь делящихся на более 900 бахшей.
  • Столица: Тегеран.
  • Государственное устройство: Иран является исламской республикой.
  • Население: 84,1 миллиона человек (декабрь 2021 г.).  Основной этнической группой Ирана являются персы.
  • Национальная валюта: Иранский реал.
  • ВВП: 197,6 миллиарда долларов США (2021 год).
  • Часовой пояс: UTC +3:30.
  • Телефонный код: +98.
  • Штрих-код: 626.

 

Содержание:

 

Социально-экономическое положение Республики Иран

Исламская Республика Иран — экономически развитое государство Юго-Западной Азии, является крупнейшей экономикой региона, уступая в Азии по объему ВВП только Китаю, Японии, Индии, Турции, Индонезии и Южной Корее.

В 2021 году темпы роста ВВП составили 3,1 % (в 2020 году – 3,4 %, в 2019 году – минус 6,8 %). По оценкам Всемирного банка, темпы роста в 2022 и 2023 гг. ожидаются на уровне 2,4 и 2,2 % соответственно.

В 2020 году, по международным данным, экспорт Ирана составил 41,0 млрд. долл. (в 2019 г. – 48,6 млрд.), а импорт – 38,8 млрд. долл. США (в 2019 г. – 44,0 млрд.).

Основные внешнеторговые партнеры Ирана в 2020 году были страны Китай, ОАЭ, Турция, Индия, РФ, ФРГ, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Сингапур.

Основные товары иранского импорта в 2020 году

№ п/п

Наименование товара

Стоимость
(в млн.долл. США)

Удельный вес, в%

1

Аппаратура связи и части к ней

2 973,4

7,7

2

Кукуруза

2 522,1

6,5

3

Специфические товары

1 128,9

3,0

4

Соевые бобы

1 048,4

2,7

5

Рис

932,1

2,4

6

Пшеница

919,3

2,4

7

Отходы, полученные при извлечении соевого масла

793,9

2,0

8

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

779,8

2,0

9

Масло подсолнечное

535,2

1,4

10

Приборы и устройства, применяемые в медицине

510,0

1,3

Итого по десяти товарам:

12104,4

31,4

Основные товары иранского экспорта в 2020 году

№ п/п

Наименование товара

Стоимость (в млн.долл. США)

Удельный вес, в%

1

Нефть сырая, включая газовый конденсат

10 035

24,5

2

Нефтепродукты

6 632,1

16,2

3

Полимеры этилена в первичных формах

3 339,6

8,1

4

Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали

1 658,5

4,0

5

Спирты ациклические, их производные

1 538,6

3,8

6

Орехи прочие

1 408,3

3,4

7

Нелегированная сталь в слитках

940,4

2,3

8

Медь рафинированная и сплавы медные

730,1

1,8

9

Удобрения азотные

705,6

1,7

10

Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

643,0

1,6

Итого по десяти товарам:

27 631,2

67,4

По информации иранских официальных источников, в 2021 году экспорт Ирана составил 44,8 млрд. долларов (рост на 36 процентов), а импорт – 49 млрд. долларов (рост на 27 процентов).

Основными секторами, формирующими иранский экспорт, выступили: нефтехимия и газовый конденсат (22,8 млрд. долларов), горнодобыча и горнодобывающая промышленность (12,0 млрд. долларов), сельское хозяйство и продовольствие (5,6 млрд. долларов), промышленность (4,3 млрд. долларов) и ковры с ремеслами (150 млн. долларов).

В пятерку крупнейших поставщиков товаров в Иран вошли ОАЭ (15 млрд. долларов), Китай (11,3 млрд. долларов), Турция (5,1 млрд. долларов), Германия (1,9 млрд. долларов) и Швейцария (1,6 млрд. долларов).

Иранские товары эскпортировались, в основном в Китай (12,9 млрд. долларов), Ирак (8,3 млрд. долларов), Турцию (4,8 млрд. долларов), ОАЭ (4,79 млрд. долларов) и Афганистан (2,0 млрд. долларов).

По данным иранской стороны, в 2021 году наметилась также тенденция к увеличению товарооборота со странами ЕАЭС. В частности, были достигнуты следующие показатели: Армения – 312 млн. долларов, Беларусь – 30 млн. долларов, Казахстан – 240 млн. долларов, Кыргызстан – 85 млн. долларов, Российская Федерация – 2 052 млн. долларов.

В 2021 году первые за последние 7 лет транзитные перевозки грузов через Иран вернулись к показателю в 12,5 млн. тонн.

Инвестиционная деятельность

Государственным институтом, ответственным за обеспечение процесса иностранного инвестирования в стране, является Организация экономического и технического содействия инвестициям Ирана. В структуре этой организации функционирует Центр по оказанию услуг иностранным инвестициям, задачей которого является содействие иностранным инвесторам на этапах до и после выдачи лицензии на осуществление инвестиционных проектов в стране.

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Иран

Двустороннее торговое сотрудничество характеризуется положительной динамикой. В 2021 году товарооборот составил 33,3 миллиона долларов США (в 2020 году – 24,7 миллиона долларов, в 2019 году - 41,3 миллиона долларов).

Товарооборот в в январе - апреле 2022 года составил 14,8 миллиона долларов.

Основные статьи белорусского экспорта в Иран:

  • сложнотехническая продукция;
  • продукция деревообработки, включая лесоматериалы продольно-распиленные и плиты ДВП;
  • грузовые автомобили;
  • медтехника;
  • бумага газетная в рулонах или листах;
  • устройства на жидких кристаллах;
  • двигатели и генераторы электрические.

Перспективными направлениями с учетом экспорта Беларуси представляются, мясо крупного рогатого скота; растительное масло, сложнотехническая продукция.

Иран поставляет в Беларусь фрукты и сухофрукты, орехи, медицинские приборы и устройства, лекарственные средства.

К содержанию

Особенности ведения бизнеса в Иране

Социокультурные аспекты

Иранское общество, как и любое другое, является неоднородным и представляет собой множество как национальных, так и социальных групп с соответствующими культурными традициями. Многообразие и противоречивость иранской культуры базируется на различиях политических взглядов, социального положения, этнической принадлежности.

Иранцы видят себя уникальной нацией с индоевропейскими корнями, наследниками истории Персидской империи и персидской литературы.

В Иране существует значительное социальное расслоение общества. Однако в течение последних десятилетий стремительно растет число граждан с высшим образованием, увеличивается доля среднего класса и социальный разрыв выравнивается.

За последние три десятилетия Иран достиг существенного прогресса в увеличении доходов на душу населения и повышения качества жизни.

При этом социальные группы с низкими доходами составляют основу иранского общества и систематически получают субсидии и иные выплаты со стороны государства. Политика субсидий и прямой финансовой помощи позволила сократить неравенство в доходах. Однако в период санкционного давления процесс социального выравнивания начал тормозиться.

Деловые коммуникации

Встречи в Иране желательно назначать заблаговременно. При планировании встреч следует учитывать многочисленные иранские праздники. По прибытии в Иран следует подтвердить встречу. Пунктуальность не является отличительной чертой иранцев, но от партнера ожидают пунктуальности.

Не рассчитывайте сразу встретиться с руководителем компании, уровень представительства имеет в Иране существенное значение, иранцы не склонны вести переговоры с менее статусным представителем.

Как правило, в Иране, первая встреча с потенциальными партнерами не будет сфокусирована на обсуждении деталей сделки и этапам ее реализации. Это официальное мероприятие, принимающей стороной рассматривается как знакомство, обсуждение общих вопросов.

Иранцам требуется время, чтобы поближе узнать Вас, до этого отношения будут, как правило, прохладными и формальными. Иранцы предпочитают вести бизнес с теми людьми, которых они знают и кому доверяют. Бизнес строится на личных отношениях, необходимо будет затратить определенные усилия на их установление.

Критически важно развитие социальных связей, расширение контактов и списка потенциальных партнеров. Никогда не следует делать ставку на одного партнера. В случае если иранская сторона понимает это, то условия сделки могут существенно измениться. Компании в Иране иерархичны, поэтому для решения сложных вопросов необходимо выносить решение сложных вопросов на рассмотрение руководства иранской компании.

Устойчивые заблуждения о ведении бизнеса в Иране

  • Низкий уровень конкуренции в Иране

Рынок Ирана следует рассматривать как сформировавшийся и высоко конкурентный. Если компании не удалось реализовать свой потенциал в своей стране, в привычной языковой и культурной среде, создать положительный имидж и узнаваемый бренд, маловероятно, что компания сможет добиться серьезных успехов на рынке Ирана.

  • Санкции явились причиной недостатка ряда товаров в Иране

Компаниям, выходящим на рынок Ирана, следует понимать, что на рынке уже широко представлена продукция китайских, японских, южнокорейских и европейских производителей. Импорт указанной продукции осуществляется реэкспортом из ОАЭ либо напрямую из стран производителей. За свою долю иранского рынка необходимо будет вести сложную конкурентную борьбу в иной культурной и языковой среде.

  • Принципиально важно найти в Иране хорошего партнера, предоставить ему право на продукцию, и он обеспечит успешные продажи

Достаточно часто в ходе обсуждения условий сотрудничества иранские партнеры настаивают на эксклюзивном праве представлять продукцию экспортера на территории Ирана. Однако следует учитывать опыт работы иранского партнера, его финансовые и организационные возможности, какие гарантии он готов предложить за эксклюзивное право. Без адаптированных для Ирана инструментов продвижения, потенциальному партнеру будет крайне сложно обеспечить продажи. Оптимальный формат предоставления эксклюзивного права на реализацию товара может быть реализован на основании договора, ограничивающего указанное право во времени.

  • Тесный контакт с представителями органов власти Ирана обеспечит успех проекта

Не следует переоценивать роль представителей иранских органов власти. В иранском обществе служащие принимают решения как на основании заключений экспертов, так и с учетом интересов местной промышленности в лице многочисленных союзов и объединений. В любом министерстве присутствуют представители различных экономических групп, лоббирующих интересы не только местных производителей, но и зарубежных импортеров.

  • Иран обладает финансовыми ресурсами и высокой платежеспособностью

Длительный период санкций существенно сократил валютные поступления в страну, вызвав недостаток валюты и бюджетный дефицит.

  • Рынок Ирана закрыт, и попасть туда невозможно

Иран достаточно сложен, с точки зрения, «входа на рынок» из-за влияния санкций, относительной финансовой изоляции, определенной информационной закрытости. Тем не менее, при детальной проработке стратегии продвижения, выборе надежных иранских партнеров, издержки в процессе выхода на иранский рынок значительно снижаются.

Особенности таможенно-тарифного регулирования импорта

Импорт товаров в Иран может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, имеющими иранское или иное гражданство.

Ведение внешнеэкономической деятельности в Иране требует наличия соответствующей лицензии, так называемой «торговой карты» (карт-е базаргани). Данная лицензия выдается отделениями Палаты торговли, промышленности, шахт и сельского хозяйства Исламской Республики Иран (ТПП Ирана) в Тегеране либо других городах. Лицензия на ВЭД выдается сроком на 1 год и ежегодно продляется соответствующим отделением ТПП.

Импорт в Иран возможен только после оформления соответствующего разрешения министерства торговли, промышленности и шахт этой страны (сабт-е сефареш).

Оформление разрешения на импорт включает в себя несколько этапов:

  • определение кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, относящегося к импортируемому товару;
  • получение предварительного счета (проформы) от компании продавца импортируемого товара;
  • оформление соответствующего заявления в аппарат Заместителя Министра торговли, промышленности и шахт по вопросам внешней торговли для заполнения формы получения разрешения на импорт;
  • получение разрешения на импорт товара в соответствии с квотами, определенными ответственными министерствами и организациями;
  • обращение в страховую компанию для страхования импортируемого товара;
  • оформление паспорта импортной сделки в обслуживающем банке (составление заявления на открытие аккредитива с прикреплением копии проформы, страхового полиса, разрешения на импорт от Минпромторга Ирана, квитанции об оплате пошлины за разрешение на импорт).

В целях регулирования внутреннего рынка правительство Ирана может взимать с импортируемых товаров дополнительные сборы, так называемый «налог на торговую прибыль» (суд-е базаргани).

Процентная ставка данного сбора и срок действия определяется отдельным постановлением правительства Ирана.

При планировании поездок необходимо учитывать праздники и выходные дни. Не рекомендуется назначать деловой визит в месяц Рамадан, траурные дни Ашура и Тассуа, в период Новруза (21 марта – иранский Новый Год проходит в третьей декаде марта. Вся страна примерно с 21 марта и до конца месяца не работает, путешествует, отмечает праздник).

Свободные и особые экономические зоны (СЭЗ)

Одним важнейших направлений экономической политики руководства Исламской Республики Иран остается развитие свободных и особых экономических зон (СЭЗ) на территории Ирана.

В Иране действуют 8 свободных экономических зон: «Кешм», «Киш», Чабахар», «Бендер-Энзели», «Арас», «Арванд», «Маку» и свободная зона международного аэропорта им. Имама Хомейни.

Помимо свободных экономических зон существует 18 особых экономических зон (ОЭЗ): «Селфчеган», «Сирджан», «Бушер», «Шахид Раджаи» (Бандар-Аббас), «Амирабад», «Серахс», «Арге Джажид», «ОЭЗ Электроэнергетики и электроники в Ширазе», энергетическая ОЭС «Парс» (Ассалуйе), авиатранспортная «Пайам», «Нефтехимическая» (Бандар-Имам Хомейни), «Халидже Фарс» (провинция Хормозган), «Горнорудная и металлургическая» (Бандар-Аббас), «Йазд», «Лорестан», «Ноушахр», «Хоррамшахр», «Хузестан».

Деятельность коммерческих компаний на территории СЭЗ регулируется соответствующими законами и законодательными актами:

- Закон «О создании и управлении свободными экономическими зонами Ирана»;

- Правила инвестирования в СЭЗ Ирана;

- Правила импорта и экспорта в СЭЗ Ирана;

- Правила обращения валюты на территории СЭЗ;

- Закон о регистрации предприятий, имущественных и интеллектуальных прав на территории СЭЗ;

- Правила найма рабочей силы, страхования и социального обеспечения на территории СЭЗ;

- Правила пользования землей и природными ресурсами на территории СЭЗ.

На территории СЭЗ возможна регистрация предприятий со стопроцентным иностранным капиталом, обладающих правом самостоятельного юридического лица, с возможностью создания филиалов на основной территории Ирана.

Предприятия, регистрируемые на территории СЭЗ, обладают равными правами с предприятиями, зарегистрированными на основной территории Ирана. Предприятия на территории СЭЗ можно зарегистрировать в течение двух недель. Этот срок значительно меньше сроков регистрации предприятий на основной территории Ирана. Регистрация филиалов и представительств иностранных предприятий на основной территории Ирана может продлиться до полугода.

Кроме этого, к основным преимуществам коммерческих предприятий, зарегистрированных на территории СЭЗ Ирана, относятся:

- возможность регистрации предприятий со стопроцентным иностранным капиталом;

- упрощенный порядок валютных операций;

- упрощенный порядок инвестирования;

- упрощенный порядок ведения банковских операций;

- упрощенный порядок регистрации предприятий;

- упрощенный порядок экспорта и импорта товаров;

- освобождение от уплаты налогов на 20 лет, с возможностью продления периода «налоговых каникул» до 30 лет;

- упрощенный порядок найма рабочей силы, в т.ч. и иностранной;

- безвизовый режим посещения СЭЗ.

На территории СЭЗ нет ограничений по валютным операциям, можно беспрепятственно ввозить и вывозить любую сумму в любой иностранной валюте. Пошлин и ограничений на ввоз и вывоз валюты с территории СЭЗ не существует.

Согласно правилам налогообложения в СЭЗ, каждое предприятие, зарегистрированное в СЭЗ, освобождается от уплаты всех налогов на срок 20 лет с даты регистрации. Оплате подлежит лишь ряд сборов, определяемых администрацией свободной экономической зоны. Данные сборы имеют фиксированную ставку в риалах и не зависят от суммы получаемых доходов.

Также правилами СЭЗ определены простые требования при найме рабочей силы. Работодатель может сам определять продолжительность рабочего дня работника при условии, что длительность рабочей недели не будет превышать 44 часа. Работодатель может свободно привлекать иностранных специалистов для работы на предприятии при условии, что число иностранных работников не будет превышать 10% от общего числа работников предприятия.

Свободные экономические зоны в Иране имеют свою специализацию. То есть, иностранным предприятиям, желающим инвестировать средства в проекты, являющиеся приоритетными для данной СЭЗ, будут предоставляться дополнительные льготы.

СЭЗ «Киш» специализируется на туризме, инновационных технологиях и банковских операциях. Инвесторам, которые начинают реализацию проектов по одному из указанных направлений предоставляется ряд льгот, в частности, земля под строительство отводится по льготным ставкам со значительными скидками. В развитие туризма на острове привлечено около 48 трлн. риалов частных инвестиций (примерно 1,5 млрд. долларов при курсе 33 тыс. риалов за 1 доллар)

СЭЗ «Кешм» специализируется на проектах по развитию объектов нефтяной промышленности и инфраструктуры бункеровки судов (заправки судов топливом). Руководство Ирана планирует создать на острове Кешм базу для бункеровки судов, проходящих через Ормузский пролив, дешевым топливом иранского производства. В настоящий момент в СЭЗ «Кешм» для реализации данных планов строится нефтеперерабатывающий завод, планируется создание специализированного причала. В 2012 году в целях развития СЭЗ «Кешм» началось строительство моста, который должен обеспечить автомобильное и железнодорожное сообщение между островом и материковой частью Ирана. Протяженность моста составит 2,2 км. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. долл. США. Большую часть инвестиций на условиях «файнанс» должна внести китайская инвестиционная компания.

Деятельность СЭЗ «Чабахар», «Бендер-Анзели», «Арас» и «Арванд» направлена, прежде всего, на развитие транзита грузов и торговли. В соответствии с планами руководства Ирана, СЭЗ «Чабахар» должна стать одним из ключевых звеньев МТК «Север-Юг», а также основным логистическим центром для торговли с Пакистаном, транзита китайских и индийских товаров в Афганистан и страны Средней Азии.

СЭЗ «Арванд» расположена в северо-западной части Персидского залива в точке, где пересекаются два важных международных коридора, по которым ведется активная торговля и осуществляются транзитные перевозки. Речь идет о коридорах «Восток – Запад» и «Север – Юг». Располагает доступом ко всем видам транспорта: железнодорожному, автодорожному, морскому и воздушному.

Свободные и экономические зоны, по взглядам руководства Ирана, должны играть важную роль в привлечении иностранного капитала в Иран. В последнее время наиболее активно начала проводится работа по совершенствованию законодательства Ирана, касающегося свободных и особых экономических зон, создания условий максимального благоприятствования для иностранных инвесторов.

 

Ставки основных налогов в 2022 г:

Виды налогов

Ставка

Комментарии

Налог на доходы физических лиц

0 – 20%

0% – ежемесячный доход до 138 млн риалов

10% – ежемесячный доход в размере 138 – 966 млн риалов

20% – ежемесячный доход в размере свыше 966 млн риалов

Министерство экономики и финансов имеет право раз в два года пересматривать ставки

 

Налог на сделки по купле-продаже недвижимости

5 – 10%

в целях налогообложения используется оценочная стоимость земли

5% – базовая ставка

10% – для объектов, построенных и (или) приобретенных менее, чем за два года до сделки

 

Налог на доходы юридических лиц

25%

налогооблагаемая прибыль, доходы от экономической деятельности, доходы с капитала

 

Налог на добавленную стоимость

9 – 30%

9% – базовая ставка

11% – мазут

15% – табачная продукция

30% – бензин, газойль, керосин (в т.ч. авиационный) всех видов

 

Действующим иранским налоговым законодательством деятельность совместных предприятий особо не выделяется.

Основными источниками права в области налогообложения в Иране являются закон «О прямом налогообложении», принятый 25.02.1988 г. с изменениями и дополнениями от 17.02.2002 г., закон «О налоге на добавленную стоимость», 06.05.2008 г., а также международные двух- и многосторонние договора и соглашения Ирана с другими государствами.

Нетарифные меры и техническое регулирование

Иран довольно широко применяет нетарифные методы регулирования внешней торговли. Существуют различные классификации нетарифных ограничений. Наиболее типичны для Ирана следующие.

Государственное регулирование ценообразования

Исламская Республика Иран, являясь социально ориентированным государством, имеет обширную законодательную базу, направленную на обеспечение социальной защиты широких слоев населения. Одним из нормативно-правовых актов данной категории является Постановление Правительства Ирана №Х24505Т/6954 от 22.02.1380 г.с.х. (12.05.2001 г.) об установлении цен на отдельные категории товаров и услуг.

Согласно данному Постановлению цены на определенные категории товаров устанавливаются в результате согласования между производителем и Организацией защиты прав потребителей и производителей. При установлении цены принимаются во внимание затраты на производство, стоимость использованного сырья и «справедливая» прибыль.

Также правительство устанавливает цены на товары и услуги, произведенные в условиях «отсутствия конкуренции», то есть в случаях, когда производитель пользуется какими-либо существенными льготами от правительства (напраимер, использование льготного валютного курса при импорте, освобождение или льготы по уплате таможенных платежей на импортируемое сырье и т.п.).

Помимо этого в соответствии с данным Постановлением ежегодно уполномоченной межведомственной комиссией устанавливаются единые цены на медицинские услуги, а также лекарственные средства.

В случае если Правительство Ирана примет решение об установлении цены ниже документально обоснованных затрат и «справедливой» прибыли, оно может либо предоставить субсидии производителю, либо дать поручение уполномоченному органу исполнительной власти приобрести необходимый правительству товар.

В соответствии с Инструкциями Правительства Ирана от 12.12.2014 г. в обязательном порядке устанавливаются цены на мясо, пшеницу, муку, хлеб, растительное масло, сахар, сливочное масло, ячмень, соевый шрот, мясо птицы, сухое молоко, свежее молоко, аммиачные, фосфатные и калийные удобрения.

При необходимости могут вводиться ограничения цены на молочные продукты, куриные яйца, ветеринарные вакцины, бумагу, моторные масла, линейный акрилбензол, технический углерод, автомобильные шины, полиэтилен, стальную заготовку, листовую сталь, стальную арматуру, швеллеры, катодную медь, алюминий в слитках, свинец, цемент, керамическую плитку, стекло, легковые автомобили, тракторы и комбайны, холодильники и морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры.

Меры финансового контроля

Мерой, призванной ограничить отток твердой валюты из страны, стал циркуляр центральной таможни Ирана, разосланный в конце ноября 2012 года всем таможням Ирана. Согласно указанному документу, разрешается производить таможенную очистку только тех импортных товаров, которые приобретены следующим образом:

- за валюту, приобретенную по банковским правилам в Иране;

- за валюту, приобретенную в центре обмена валют, т.е. по обменному курсу;

- при бартерной сделке;

- за средства, источником которых являются иностранные инвестиции, подтвержденные Организацией по иностранным инвестициям и экономическому и техническому содействию министерства экономики и финансов Ирана;

- за валютный кредит или за счет иностранных средств, утвержденных Центробанком Ирана.

Регулирование банковского и страхового секторов экономики, биржевой торговли

Согласно закону о банках и денежном обращении Ирана от 27 мая 1960 года государственным регулятором и надзорным органом банковской системы Ирана является Центральный банк (www.cbi.ir).

Президент страны назначает и смещает с должности руководителя Центрального банка.

В 1983 г. Собрание исламского совета (парламент) Ирана принял закон, запрещающий ростовщичество (взимание процента) в банковской сфере страны (http://rc.majlis.ir).

Согласно действующему в 2015 г. банковскому законодательству, в сферу полномочий Центрального банка входит контроль деятельности финансово-кредитных институтов.

В стране зарегистрированы банки, осуществляющие свою деятельность на основе принципов «гарз-оль-хасане» исламского банкинга (банк «Гарз-оль-хасане Мехре Иран»), небанковские финансово-кредитные организации («Кредитная организация развития»), совместный международный банк (банк «Иран-Венесуэла»), филиалы иностранных банков в Иране, финансово-кредитные кооперативы (кассы взаимопомощи).

Центральный банк Ирана законодательно регулирует валютообменные операции через отделения банков и валютообменные конторы, получившие лицензию Центрального банка Ирана, устанавливает официальный курс риала к иностранным валютам.

Котировки Центрального банка Ирана используются в качестве официального расчетного курса для граждан Ирана при выезде за границу в туристические и деловые поездки, на лечение и с целью получения образования в жестко лимитированных объемах, а также для иранских экономических операторов при импорте продукции, внесенной правительством в списки приоритетных товаров и для расчетов с иностранными организациями.

Центр валютного обмена ЦБ Ирана при сотрудничестве с Минпромторгом начал функционировать 22 сентября 2012 года. С 2020 года по апрель 2022 г. официальный курс поддерживался на уровне 42 000 иранских риалов за один доллар США, а курс свободного рынка колебался около значений 260 000-270 000 иранских риалов за один доллар США. В мае 2022 г. правительством Ирана принят ряд мер по отмене социального субсидирования, приостановке ежегодного увеличения зарплат, приуроченного к Новрузу, повышению вдвое государственных закупочных цен на пшеницу и мясо птицы. Перечисленные меры привели к падению курса риала до 310 000 риалов за один доллар США, а также вызвали неудовольствие малообеспеченных слоев населения.

В настоящее время действует запрет на вывоз с территории Ирана:

- иностранной валюты в эквиваленте, суммарно превышающем 5 тыс. долл. США;

- местной валюты общей стоимостью свыше 500 тыс. риалов.

По информации Организации бирж и ценных бумаг Ирана, в стране действует 80 фондов совместного инвестирования и 78 инвестиционных компаний, осуществляющих свою деятельность на основе Закона о рынке ценных бумаг Ирана от 22 ноября 2005 г.

В 2022 году исполнилось 54 года с момента основания Тегеранской фондовой биржи. В 1967 году в листинге биржи насчитывалось только 6 компаний, а в 2021 году – 334.

В сфере страхования государственная Центральная страховая компания является регулятором страхового дела в стране. В секторе доминируют 5 государственных страховых компаний, из числа которых четыре оказывают услуги коммерческого страхования (Iran Insurance Company, Asia Insurance Company, Alborz Insurance Company, Dana Insurance Company), а страховая компания Export and Investment Insurance осуществляет услуги по страхованию внешнеторговых операций. Всего в стране 28 частных страховых компаний.

Система гарантийного кредитования

В Исламской Республике Иран существует система гарантийного кредитования в виде Фонда гарантии инвестиций утвержденного указом №72/108325 президента Ирана Сейед Мохаммада Хатами от 26.12.2004 г. Данный Фонд находится под непосредственным контролем Минпромторга Ирана. Первоначальный капитал Фонда гарантии инвестиций составлял 50 млн. долл. США.

Процесс предоставления кредитных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства состоит из следующих этапов:

1.  Принятие заявки и аккумулирование информации

2.  Систематизирование информации, проведение экспертных исследований проекта и проверка кредитоспособности

3.  Принятие окончательного решения советом директоров Фонда по вопросу предоставления кредитных гарантий

4.  Предоставление кредитной гарантии

5.  Постоянный контроль над ходом выполнения проекта и погашения кредита.

Запреты на импорт, связанные с религиозными и культурными традициями, сопряженными с понятиями общественного порядка или морали

В соответствии с законами шариата, в Иран запрещен импорт свинины и изделий ее содержащих. Кроме того, запрещен ввоз любой иной мясной нехаляльной продукции, т.е. говядины, телятины, баранины и т.д. и изделий из них.

Данное обстоятельство можно было бы расценивать в качестве определенного ограничения для белорусского экспорта в Иран. Однако запрет на ввоз нехалальной продукции признан законным и принят к сведению в подавляющем большинстве немусульманских стран мирового сообщества.

Также в страну запрещен ввоз всех видов алкогольных напитков, видеопродукции эротического и пропагандистского содержания, печатной продукции на иврите, ягод, плодов, клубней и рассады растений, семян, почвы, всех видов диких животных и птиц.

Комплексные/дискриминационные правила в отношении страны происхождения

Законопроект о запрещении импорта израильской продукции был ратифицирован парламентом Ирана в начале июня 2010 года. Закон, предусматривающий полный бойкот товаров израильского производства действует в Иране и в настоящее время.

Требования к качеству, применяемые страной-импортером к стране экспортеру

По указанию правительства Ирана Институтом по стандартизации и промышленным исследованиям к марту 2010 года были проведены исследования всех импортируемых товаров на предмет их соответствия действующим иранским стандартам.

Правительство Ирана в рамках борьбы за соблюдение закона «О правилах экспортно-импортных операций» также пытается защитить внутренних потребителей от импорта некачественных и несоответствующих госстандартам Ирана товаров. С этой целью проводятся регулярные проверки качества импортируемых товаров, применяются административные меры ограничительного характера и публикуются перечни впредь запрещенных к ввозу в страну некачественных грузов. Все эти действия совершаются на основании примечания №4 статьи 9 закона «О внесении изменений в нормативные акты и правила Института по стандартизации и технологическим исследованиям ИРИ».

Согласно иранскому законодательству, при повторном случае ввоза некачественных товаров иранские импортеры могут быть лишены разрешения на коммерческую деятельность, а за злостное нарушение закона, может последовать привлечение к судебной ответственности. По имеющейся информации белорусских товаров в данных запретительных списках нет.

Охрана и защита интеллектуальной собственности в Иране

В современном мире зачастую новейшие технологии и ноу-хау создают конкурентное преимущество перед другими игроками рынка. В этой связи при вхождении на рынок другой страны особенно важно обезопасить себя и свои средства, вложенные в новые разработки, защитить свою интеллектуальную собственность.

Весьма важным является этот аспект и при вхождении на иранский рынок. Иран является страной, имеющей по сравнению с другими государствами региона, развитую научно-техническую базу. Иранское правительство ежегодно вкладывает существенные средства в развитие интеллектуального потенциала страны, рост качества образования в высшей школе, создает инновационные технопарки.

В настоящее время иранские инженерные кадры способны при наличии чуть-более детальных чертежей или схем технологических процессов воссоздать процесс самостоятельно.

В этой связи защита прав интеллектуальной собственности в Иране весьма актуальна при вхождении на рынок этой страны.

Несмотря на то, что Иран присоединился к Парижской конвенции 1883 года (ратифицирована Собранием исламского совета (парламент) национального собрания Ирана 5.03.1959 г., с изменениями, внесенными парламентом Ирана 8.11.1998 г.), Международному Соглашению о взаимодействии в сфере патентного права 1970 года (ратифицировано Парламентом Ирана 16.10.2007 г.), Мадридскому соглашению 1891 года и Мадридскому протоколу 1989 года (вступил в силу в Иране с 2003 г.), а также является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), все же желательно получить патент или зарегистрировать торговую марку на территории Исламской Республики Иран.

Это связано с тем, что иранские суды при рассмотрении спорных вопросов больше склонны применять национальное право, нежели чем обращаться к международным соглашениям.

Регистрацией прав интеллектуальной собственности в Иране занимается Центр интеллектуальной собственности Организации регистрации документов и имущества судебной власти Исламской Республики Иран.

Данная сфера регулируется Законом Исламской Республики Иран о регистрации патентов, промышленных чертежей и торговых марок от 2008 г., а также постановлением правительства Ирана об инструкции по его исполнению.

Основные логистические маршруты

Через Иран проходит два международных транспортных коридора (МТК) – МТК «Север-Юг» и МТК «Трасека».

МТК «Север-Юг» призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран. Основными преимуществами МТК «Север-Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) являются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

МТК «Трасека» - это единственный проект евроазиатского транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию.

Иран располагает 11 крупными и средними портами, 4 из которых находятся в бассейне Каспийского моря – в наиболее географически близком регионе Ирана к Беларуси.

В Каспийском море находятся порты Астара, Анзали, Ноушехр и Амирабад, в бассейне Персидского и Оманского заливов – Шахид Раджаи, Имам Хомейни, Бушер, Шахид Бехешти, Хоррамшахр, Ленге, Шахид Бахонар, Абадан.

Суммарный вес грузов, прошедших через каспийские порты Ирана составил в 2021 году, ориентировочно 4,6 миллиона тонн. Для сравнения, за аналогичный период через два крупнейших порта Персидского залива (порт Имам Хомейни и порт Шахид Раджаи) грузопоток составил 119,2 миллиона тонн.

Пропускная способность северных портов серьезно ограничена следующими факторами: малые глубины акватории (5-6 м), средние возможности для хранения грузов, низкая вариативность для дальнейшего транзита грузов через Иран (железнодорожное сообщение есть только у порта Амирабад).

Для северных и южных портов действуют разные тарифы на портовые и прочие услуги.

В Иране также функционирует международный железнодорожный маршрут Мешхед-Серахс-Теджен (Туркменистан). В 2014 году был введен в эксплуатацию коридор Казахстан-Туркменистан-Иран (Узень- Беркет- Этерек- Инчебурун- Горган) в рамках МТК «Север-Юг», что открывает возможность более быстрой транспортировки грузов по железной дороге. Действует железнодорожное сообщение с г.Астарой, откуда дальше грузы транспортируются автопоездами. Строительство железнодорожной ветки, связывающей г.Астару с г.Тегераном, находится в непосредственной близости от г.Анзали (завершить строительство участка, оставшегося до Анзали, иранские власти планируют к концу 2023 года).

К содержанию

Регистрация иностранных компании в Иране

В Иране возможна регистрация компании со 100% собственностью иностранных физических лиц. Компания может быть зарегистрирована в форме ООО, ЗАО или ОАО.

Открытие представительства

Открытие представительства требует официальной регистрации. Представительство может осуществлять анализ рынка, вести переговоры, осуществлять рекламную и информационную деятельность. Согласно иранскому законодательству, представительство не может вести хозяйственную деятельность и получать средства от иранских физических и юридических лиц и не является плательщиком налогов.

Формат представительства оправдан для экспортеров, продукция которых требует сертификации, защиты товарных знаков и интеллектуальной собственности. В данном случае сертификат будет выдан на имя представительства, а не на иранского импортера. Данный подход позволит экспортеру в перспективе не зависеть от иранского импортера — держателя сертификата или права на товарный знак экспортера на территории Ирана. В перспективе экспортер через представительство сможет осуществлять рекламную деятельность, стимулировать спрос, расширять перечень импортеров и сеть дистрибьюторов.

Открытие филиала экспортера

Открытие филиала компании в Иране потребует перевода учредительных документов материнской компании и предоставления бухгалтерской отчетности. Компания-учредитель несет ответственность по обязательствам филиала.

Совместное предприятие

Совместное предприятие с участием иранских партнеров может быть зарегистрировано в форме ООО, ЗАО или ОАО или путем выкупа части существующего иранского предприятия. Выкуп доли в предприятии целесообразен при условии, что иранская компания занимает прочные позиции на целевом сегменте иранского рынка и обладает портфелем клиентов, контрактов и инфраструктурой.

Иранские банки за пределами Ирана

Иран располагает достаточно разветвленной сетью банков за пределами страны. Учредителями выступают крупнейшие государственные банки: Bank Melli, Bank Mellat, Bank Tejarat. Европейские банки с капиталом иранских государственных банков попали под санкции и их активы были заблокированы. Попавшие под санкции иранские банки продолжали работу в условиях отключения от SWIFT. В тоже время, на ряд иранских банков, подвергшихся санкциям США, санкции ЕС не распространяются.

В СНГ существует ряд иранских банков. В России действует ЗАО «МББ» (Мир бизнес банк), с отделениями в Москве и Астрахани. В Таджикистане работает «Tejarat Iran», «ТК Bank» — в Беларуси, в Армении и Азербайджане функционирует Bank Melli.

Практически весть крупный и средний бизнес Ирана, экспортеры и трейдеры владеют счетами в зарубежных банках. Преимущественно иранские компании имеют счета в ОАЭ, Турции, Ираке, Тайване. Чаще всего счета открываются на компании, зарегистрированные в свободных экономических зонах ОАЭ или Турции.

Проверка деловой репутации

Для получения информации о регистрации, ликвидации юридических лиц и банкротстве индивидуальных предпринимателей необходимо обращаться в организацию State organization for registration of deeds and properties, а также Iran Chamber of commerce, industries, mines and agriculture.

Проверить законность деятельности той или иной организации, осуществляющей свою деятельность на территории ИРИ, возможно на сайте официальной газеты «Рузнамейе Расми» (www.rooznamehrasmi.ir). На данном сайте размещены официальные извещения о регистрации юридических лиц, а также последние изменения в структуре данных юридических лиц.

В соответствии с законодательством, ИРИ в течение одного месяца после регистрации юридического лица Регистрационная палата должна за счет данного лица поместить извещение о регистрации в газете «Рузнамейе Расми». Данное извещение должно содержать следующие сведения: краткое изложение Устава юридического лица; имя полномочного представителя юридического лица на территории Ирана; имена лиц, обладающих правом подписи; имя лица, компетентного для получения всех извещений, касающихся деятельности юридического лица. К сожалению, на сегодняшний день данный сайт оформлен только на персидском языке, однако в будущем планируется разработка версий сайта на английском, арабском и французском языках.

Юридические компании

В случае необходимости отстаивания своих интересов в судебном порядке можно обратитьсяк иранским юридическим компаниями, специализирующимся на работе с иностранными клиентами.

International Law Office Dr.Parviz Savrai and Associates

+98 (21) 2259-0785; еmail: savrai@iran-attorney.com; http://www.iran-attorney.com

Atieh Associates Law Firm

+98 (21) 8872-1112; еmail:info@atiehassociates.com; http://atiehassociates.com

Arjomandi & Arif

+98 (91) 2105-2681; еmail:arjomandi@iranianlawyersoffice.com; http://iranianlawyersoffice.com

Анализ иранского рынка и продвижение продукции

Одним из направлений анализа рынка Ирана является сбор и анализ информации из открытых источников. Предметом анализа являются печатные и интернет СМИ, отраслевые каталоги, онлайн торговые площадки на персидском и английском языках.

Объектом изучения являются отраслевые объединения, союзы производителей и импортеров Ирана, специализированные печатные издания и интернет ресурсы, ключевые иранские производители аналогичной продукции, дилеры и импортеры азиатских и европейских производителей, сервисные, монтажные, подрядные организации.

Получить информацию о ключевых игроках отрасли можно в соответствующих союзах и профессиональных объединениях. В Иране традиционно в рамках одного отраслевого сегмента существует целый ряд союзов и объединений, производителей, экспортеров, импортеров или продавцов как национального, так и регионального масштаба. Данные о членах союзов и объединений, как правило, представлены на официальных сайтах.

Наличие сайта, каталога продукции на фарси позволит экспортеру обеспечить широкий набор инструментов для продвижения продукции на рынке Ирана.

Одним из важнейших инструментов коммуникации является сайт компании. Следует отметить, что целый ряд крупных западных компаний поддерживают сайты специально ориентированные на рынок Ирана. Конкуренция за выдачу в топе поисковых систем на языке фарси относительно не высока. Для большинства ключевых запросов не составит большого труда добиться продвижения сайта в топ Google, Yahoo, Bing и привлечь целевую аудиторию.

Визы в Иран

Для поездки в Иран гражданам стран Беларуси нужна виза. Визу следует оформить заранее, в консульском отделе Посольства Ирана.

С 2019 года в Иране введена электронная система регистрации визовых запросов. Регистрация визовой заявки для получения иранской визы осуществляется через веб-сайт e_visa.mfa.ir посредством заполнения анкеты с указанием адреса электронной почты и загрузки на сайт лицевой страницы паспорта и фотографии заявителя. По окончанию заполнения анкеты визовому запросу присваивается идентификационный номер, с помощью которого на сайте можно проверить его текущий статус.

Визовый запрос рассматривается в течение 10 рабочих дней. При необходимости загранучреждение Ирана может пригласить заявителя для проведения собеседования. Соответствующее приглашение, равно как и иная информация касательно рассмотрения визового запроса направляется на указанный в анкете адрес электронной почты. В случае принятия положительного решения заявителю вместо вклеиваемой в паспорт визовой марки предоставляется номер визы (в формате pdf, размер А 4), который ему необходимо предъявить при пересечении границы.

После получения подтверждения на электронный адрес необходимо связаться с консульским отделом Посольства Ирана в Минске (тел.+375173900004-7) для получения информации о дальнейших действиях (порядке оплаты консульского сбора и приобретении страхового полиса).

По информации МИД Ирана штамп о пересечении границы в паспорт не ставится.

 

Полезные ссылки:

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Исламской Республике Иран, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Ирана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя