Кыргызстан

Герб
 Флаг
 
Герб: официальный государственный символ Кыргызской Республики; был разработан А. Абдраевым и С. Дубанаевым и утверждён 14 января 1994 г. постановлением Жогорку Кенеша (Верховного совета).

Флаг: представляет собой полотнище красного цвета, в центре которого размещён круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображён тюндюк киргизской юрты. Ширина флага составляет три пятых его длины.

Красная одноцветность флага символизирует доблесть и смелость, золотое Солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет покой и богатство, а тундук — символ отчего дома в широком понимании этого выражения и мира как вселенной. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый Кыргызстан. Тундук символизирует единство народов, проживающих в стране. 

 
  • Гимн: Авторы текста — Ж. Садыков, Ш. Кулуев; авторы музыки — Н. Давлесова, К. Молдобасанова. Гимн утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 18 декабря 1992 г.
  • Государственный язык: кыргызский, русский.
  • Географическое положение: Кыргызская Республика является горной страной без выхода к морским портам и находится на северо-востоке Центральной Азии. Территория страны протянулась с востока на запад вдоль горных цепей Тянь-Шаня и Памиро-Алая. На севере страна граничит с Казахстаном (длина границы — 1 051 км), на юге и юго-востоке — с Китаем (858 км), на юго-западе — с Таджикистаном (870 км), а на западе — с Узбекистаном (1 099 км). Территория: Общая площадь территории Кыргызской Республики — 198, 5 тысяч кв. км. Территория простирается с запада на восток на 900 км и с севера на юг на 410 км и находится примерно между 39° и 43° северной широты. Средняя высота территории над уровнем моря — 2 750 м, наибольшая высота — 7 439 м (пик Победы), наименьшая — 394 м (на юго-западе республики). Горы составляют 94% территории; равнины — 6%; высокие горы — 70%.
  • Административно-территориальное деление: в состав Кыргызстана входят 7 областей, 40 административных районов, 22 города, 429 сельских советов. Области Кыргызстана: Чуйская область; Иссык-Кульская область, г. Каракол — областной центр; Таласская область, г. Талас — областной центр; Нарынская область, г. Нарын — областной центр; Джалал-Абадская область, г. Джалал-Абад — областной центр; Ошская область, г. Ош — областной центр; Баткенская область, г. Баткен — областной центр.
  • Столица: г. Бишкек (свыше 1,2 миллиона жителей). Крупнейшие города: Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Каракол, Токмок.
  • Государственное устройство: государственное устройство Кыргызской Республики определяется Конституцией, которая была принята 27 июня 2010 г. Новая Конституция определяет государственную форму правления Кыргызстана как парламентской республики. Парламент и премьер-министр имеют значительно больше власти и полномочий, чем президент. Кыргызстан — унитарное государство. Однопалатный парламент страны — Жогорку Кенеш. Играет решающую роль в определении политики государства и самых важных для страны вопросов. Состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам. Президент избирается всенародным голосованием сроком на шесть лет, без права переизбрания на второй срок. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местные государственные администрации. Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти Кыргызской Республики. Деятельность Правительства возглавляет Премьер-министр. Правительство состоит из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов. Структура правительства утверждается Жогорку Кенешем. Правительство в своей деятельности ответственно и подотчетно перед Жогорку Кенешем и президентом в пределах, предусмотренных действующей конституцией. Глава правительства — премьер-министр. Назначается парламентом по представлению парламентской фракции большинства (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов). Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. Создание чрезвычайных судов не допускается. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызстана имеют право участвовать в отправлении правосудия. К центральным органам государственной власти Кыргызской Республики относятся: Прокуратура Кыргызской Республики; Национальный банк; Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов; Счетная палата. Контроль за соблюдением свобод и прав человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Омбудсменом (Акыйкатчы).
  • Население: 6.4 миллиона человек (по состоянию на 01.01.2019). Этнический состав: 70,9% кыргызы. 14,3% узбеки, русские 7,7%, уйгуры, таджики, турки, казахи, татары, украинцы, корейцы, немцы. Религия: Подавляющее большинство верующих в Кыргызстане — мусульмане-сунниты. Есть христиане: православные, католики и различные протестантские течения. При этом Кыргызстан является светским государством.
  • Национальная валюта: кыргызский сом.
  • ВВП: 8,1 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +6.
  • Телефонный код: +996.
  • Штрих-код: 470.

Национальные праздники:

  • 21 марта — Народный праздник «Нооруз»;
  • 5 мая — День Конституции Кыргызской Республики;
  • 9 мая — День Победы;
  • 31 августа — День Независимости Кыргызской Республики.

Два мусульманских праздника «Орозо айт» и «Курман айт» определяются ежегодно по лунному календарю и устанавливаются ежегодно отдельными постановлениями Правительства Кыргызстана.

Содержание:

Окружающая среда и природные ресурсы

Кыргызстан не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории страны занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка Кыргызстана (самый северный семитысячник на Земле). Северная граница страны лежит примерно на широте Баку, Рима и Нью-Йорка, южная — на широте Лиссабона и Вашингтона.

Территория Кыргызстана расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, большая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Кыргызстана проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере, северо-западе и юго-западе, в густонаселённых Чуйской, Таласской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам. По оценкам исследователей, 97,8% всех поселений республики расположены в районах с сейсмичностью 8 — 9 баллов.

Вся территория республики лежит выше 401 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1 000 до 3 000 м и примерно треть — на высотах от 3 000 до 4 000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границах с Китаем и Казахстаном) поднимаются пики Победы (7 439 м) и Хан-Тенгри (6 995 м).

На северо-востоке на высоте 1 609 м над уровнем моря находится шестое в мире по глубине озеро, которое входит в группу основных достопримечательностей Кыргызстана — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные пансионаты, санатории и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кюнгёй-Ала-Тоо (с севера).

Климат

Климат Кыргызстана континентальный, сухой. Ввиду сильной пересеченности рельефа территории страны климатические условия довольно неоднородны. Здесь можно выделить 4 климатических пояса, заметно различающихся между собой:

  • долинно-предгорный пояс (от 500 до 1 200 метров) характеризуется жарким летом (до +28 градусов), умеренно прохладной и бесснежной зимой с большим дефицитом осадков. Средняя температура июля — +25 градусов, января — -7 градусов;
  • среднегорный пояс (от 1 200 до 2 200 метров) имеет типичный умеренный климат с теплым летом и умеренно холодной, устойчивой снежной зимой. Средняя температура июля — +19 градусов, января — -8 градусов;
  • высокогорный пояс (от 2 200 до 3 500 метров) отличается прохладным летом и холодной, местами многоснежной зимой. Средняя температура июля — +16 градусов, января — -10 градусов;
  • нивальный пояс (от 3 500 м и выше) характеризуется суровым, очень холодным климатом. Это пояс снежников, скал, ледников. В нижней части средняя температура июля — +7 градусов, января — -22 градуса.

Природные ресурсы

Кыргызстан располагает богатыми природными ресурсами: месторождениями нефти, газа, черных, цветных, драгоценных металлов и других полезных ископаемых.

Биологические ресурсы

Леса занимают лишь 5,61% от общей площади страны (1 116,56 тысяч гектаров на 1 января 2011 г.). Кыргызстан насчитывает более 4 000 видов растений. Редкие леса на высоте 2 000 — 2 500 м имеют различные виды трав и растений, в том числе тянь-шаньские ели, эдельвейсы.

Ресурсы животного мира

Животный мир представлен более чем 500 видами позвоночных животных (из них 335 видов птиц и 49 видов рыб) и 3 000 видов насекомых, многие из которых являются редкими и занесены в Красную книгу. В кипарисовых лесах Тянь-Шаня встречаются стада архаров, маралов и хищные бурые медведи. В горных долинах обитают лисы, волки, суслики и мелкие млекопитающие, такие, как тушканчики и пищухи, горные ручьи богаты форелью. Снежные барсы, обитающие преимущественно в высокогорье, в прошлом населяли большую часть страны, но на сегодняшний день популяция вида ограничена.

Впервые исчезающие виды животных и растений Кыргызстана занесли в Красную книгу СССР в 1978 г. В последующие годы список расширялся, а сведений о находящихся под угрозой исчезновения видах становилось больше, и в 1985 г. была издана Красная книга Киргизской ССР. Затем в 2006 г. она была переиздана в Красную книгу Кыргызстана.

Заповедные природные территории

В Кыргызстана существует 83 особо охраняемые природные территории различного статуса. Площадь, которую они занимают, составляет около 761,3 тысяч миллионов гектаров (около 4,45% от всей территории страны). Охраняемые территории включают в себя восемь государственных заповедников, девять национальных парков и 67 природных парков (10 лесных, 23 ботанических, 18 геологоразведочных, 2 комплексных и 14 животноводческих). Два биосферных заповедника находятся под охраной ЮНЕСКО, из них старейшим и крупнейшим является Иссык-Кульский биосферный заповедник.

К содержанию

Правовая система

Правовая система Кыргызстана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу.

Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Кыргызстана господствовали системы обычного (адат) и в значительно меньшей степени мусульманского права. В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР, и до конца 1980-х гг. официальная правовая система Киргизской ССР просто копировала право других союзных республик.

Правовая система Кыргызстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Провозглашенные общие принципы реформ такие же, как и на всем постсоветском пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.

По темпам правовых реформ Кыргызстан занимает одно из ведущих мест среди бывших советских республик. К 2000 г. здесь был принят практически полный набор новых кодексов: Таможенный (1992 г.), Лесной (1993 г.), Арбитражный процессуальный (1996 г.), Налоговый (1996 г.), Гражданский (1996 — 1998 г.г.), Трудовой (1997 г.), Уголовный (1997 г.), Об административных правонарушениях (1998 г.), Уголовно-процессуальный (1999 г.), Гражданский-процессуальный (1999 г.), Уголовно-исполнительный (1999 г.), Земельный (1999 г.).

Основной источник права в Кыргызстане — законодательство. Иерархия нормативных актов определена Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», принятым 1 июля 1996 г. (с изменениями): Конституция; конституционные законы; законы, постановления Жогорку Кенеша и его палат; указы Президента Кыргызской Республики; постановления Правительства; акты министерств, государственных комитетов, Фонда государственного имущества и административных ведомств; решения местных органов государственного управления и органов самоуправления.

Правовой системе Кыргызстана известен институт делегированного законодательства. Согласно статье 68 Конституции палаты Жогорку Кенеша могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту КР на срок не более одного года. Помимо этого, законодательные полномочия переходят к Президенту в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. В случае роспуска одной из палат Президент осуществляет законодательные полномочия только этой палаты. Законодательные полномочия осуществляются Президентом путем принятия указов, имеющих силу закона.

В отношении международных договоров Закон «О нормативных правовых актах» предусматривает, что если закон или иной нормативный правовой акт Кыргызской Республики не противоречит международному договору, заключенному в установленном порядке, или общепризнанным нормам международного права, то применяются правила и нормы, установленные договором. Порядок заключения, денонсации и исполнения международных договоров регулируется Законом «О международных договорах Кыргызской Республики», принятым 21 июля 1999 г.

С 1990-х гг. в Кыргызстане возрождается авторитет обычного права, применение которого осуществляют суды аксакалов. Тем не менее это право играет достаточно ограниченную и дополнительную по отношению к законодательству роль.

К содержанию

Внешняя политика

Кыргызстан осуществляет внешнюю политику в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права. Международные договоры Кыргызской Республики являются частью ее законодательства.

Кыргызская Республика выстраивает собственный международный курс в зависимости от изменений и тенденций в окружающем мире, исходя из своего потенциала и роли в мировых процессах. В то же время образ Кыргызской Республики в плане готовности соблюдения всех ранее достигнутых договоренностей и обязательств во всех форматах сотрудничества ассоциируется с надежностью и стабильностью.

Внешнеполитическая активность сосредоточена в следующих кругах взаимодействия: региональном, континентальном и глобальном.

Региональный круг взаимодействия

Общие границы с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан исторически обусловили тесные политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи. Формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности и общей безопасности имеет ключевое значение во внешнеполитической деятельности Кыргызстана.

Континентальный круг взаимодействия

Внешняя политика Кыргызстана направлена на выработку мер доверия в структуре многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с основными центрами международной политики континента: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Япония, Республика Индия и Турецкая Республика.

Кыргызстан намерен продолжать активное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в борьбе с международным терроризмом, а также расширять торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество.

Продвижение связей с Европейским Союзом, особенно с Федеративной Республикой Германия как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики страны.

Возрастающая активность Японии в региональных делах выводит ее в число наиболее влиятельных партнеров республики.

Глобальный круг взаимодействия

В условиях глобализации ведущие международные организации и страны-лидеры приобретают все большее значение. Внешняя политика Кыргызстана направлена на укрепление доверия в международном сообществе и максимальном использовании возможностей глобализации.

Ключевым инструментом решения проблем глобального мира и международной безопасности является коллективная воля Организации Объединенных Наций. В целях усиления консолидирующей роли Организации, адаптации ее деятельности к реалиям 21 века Кыргызская Республика поддерживает идею реформирования ее системы, включая Совет безопасности, при неуклонном соблюдении основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций.

Важнейшими приоритетами своей внешней политики в рамках Организации Объединенных Наций Кыргызстан считает сферу разоружения и усиления режима нераспространения оружия массового поражения, Зону, свободную от ядерного оружия в регионе, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми и участие в операциях по поддержанию мира, приобщение к опыту устойчивого развития.

Деловой климат

Бизнес-климат в Кыргызской Республике за последнее время значительно улучшился, но коррупция остается одним из ключевых препятствий в ведении предпринимательской деятельности. Кроме этого, отрицательно на деловой климат влияет политическая нестабильность, низкая квалификация рабочей силы.

Предпринимаемые Правительством Кыргызстана меры находят свое отражение в показателях международных рейтингов. Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017» Кыргызстан занимает 75-е место из 190 стран, что выше предыдущего уровня благодаря вступлению 12 августа 2015 г. в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. С момента присоединения Кыргызстана к ЕАЭС был снят таможенный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы. 18 ноября 2015 г. вступило Решение Совета ЕЭК об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы. В рамках ЕАЭС сторонами обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Инвестиционные преимущества Кыргызстана:

  • инвестиции на территории Кыргызстана пользуются полной и безусловной правовой защитой в соответствии с законом Кыргызстана об инвестициях;
  • иностранным инвесторам предоставлен национальный режим, то есть они приравнены в своих правах с отечественными инвесторами, что создает равноправную конкурентную среду;
  • инвестиции не подлежат экспроприации за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызстана;
  • инвесторы свободны в своих объемах репатриируемого капитала;
  • в стране создан наиболее либеральный налоговый режим. Ставки налога на прибыль и подоходный налог составляют всего 10%, НДС — 12%, что выгодно отличается от других стран Центрально-Азиатского региона;
  • относительно низкая стоимость факторов производства. Затраты на электроэнергию в Кыргызстане составляет всего 3 цента за 1 киловатт в час. Стоимость рабочей силы самая низкая в регионе, среднемесячная заработная плата в 2015 г. составила порядка 200 долларов США.

Инвестиционная политика

Основной объем инвестиций из Казахстана направлен в сферу финансовой деятельности (67,1%) и предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 19,9%. Инвестиции из России, в основном, направлены в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 67,3%, в обрабатывающую промышленность — 14,8%, при этом 98,7% в производство пищевых продуктов, включая напитки, а также табака и сферу финансовой деятельности — 8,9%.

К содержанию

Социально-экономическое развитие

Основные показатели социально-экономического развития Кыргызстана

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), миллиардов долларов США

6,5

7,2

7,4

6,6

6,5

7,2

8,4

в % к предыдущему периоду

99,1

110,5

103,6

103,5

103,8

104,5

103,5

на душу населения, долларов США

1145

1253

1258

1154

1078

1152

1270

Продукция промышленности (в текущих ценах), миллиардов долларов США

2,85

3,4

3,1

2,7

2,8

2,36

3,64

в % к предыдущему периоду

79,8

134,3

98,4

95,6

104,9

111,5

105,4

Продукция сельского хозяйства (в текущих ценах), миллиардов долларов США

3,6

3,6

3,6

3,1

2,7

2,9

3

в % к предыдущему периоду

101,2

102,9

99,4

106,2

103

102,2

102,7

Инвестиции в основной капитал (в текущих ценах), миллиардов долларов США

1,33

1,61

2,0

2,0

1,9

2,0

2,2

в % к предыдущему периоду

121,5

102,3

121,6

108

103,8

106,2

103,3

Золотовалютные резервы (на конец периода), миллионов долларов США

1,85

2,24

2,02

1,78

1,97

2,18

2,16

Внешнеторговый оборот, миллионов долларов США

7,27

8,09

7,61

5,54

4,89

6,25

6,67

в том числе: экспорт6140

1,89

2,02

1,88

1,47

1,27

1,76

1,76

импорт

5,38

6,07

5,73

4,07

3,62

4,49

4,91

Численность населения (на конец периода), тысяч человек

5655

5767

5884

5895

6140

6247

6376

Численность безработных (на конец периода), тысяч человек

60,4

58,4

58,2

56

55,6

58,7

70,9

Уровень официальной безработицы, %

8,4

8,3

8,0

7,6

7,6

8,2

8,5

Среднемесячная номинальная заработная плата,

10,6

11,4

12,4

13,3

14,8

14,8

15,7

долларов США

224,8

235,8

231,8

206

207

216

229

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года), в %

102,8

104,0

110,5

106,5

100,4

103,2

100,5

Источник: Статистический сборник ЕАЭС, Минэкономики КР

По итогам 2018 г. объем ВВП в Кыргызстане сложился в сумме 557,1 миллиарда сомов (неофициально 8,1 миллиарда долларов США, средний курс доллара США 68,84) и реальный темп роста составил 103,5 процента, без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 103,5 процента.

В структуре номинального ВВП доля отраслей, производящих товары, по сравнению с 2017 г. уменьшилась на 0,7% и составила 39,1%. При этом, доля промышленности снизилась на 0,1% и составила 18,6%, сельского хозяйства, соответственно, на 0,7% и 11,7%. Доля строительства увеличилась на 0,2%, составив 8,8%.

Структура ВВП

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

ВВП по секторам, %

в том числе:

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

Производство товаров

43,7

44,0

38,9

38,0

37,8

37,6

39,2

39,8

39,1

промышленность

20,7

22,5

15,7

16,1

15,6

15,3

17,5

18,7

18,6

сельское хозяйство

17,5

16,6

16,7

15,2

14,8

14,0

13,2

12,4

11,7

строительство

5,5

4,9

6,5

6,7

7,4

8,3

8,5

8,6

8,8

Производство услуг

46,1

45,0

48,0

47,7

48,1

50,3

49,8

48,5

46,8

Чистые налоги на продукты

10,2

11,0

13,1

14,3

14,1

12,1

11,0

11,3

14,1

В 2018 г. промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 250 640,1 миллиона сомов, индекс физического объема к 2017 г. составил 105,4 процента, без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» — 148 443,9 миллиона сомов, или 107,3%.

Рост объемов промышленной продукции обусловлен увеличением производства основных металлов и готовых металлических изделий, пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий, резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, очищенных нефтепродуктов, текстильного производства, производства одежды и обуви, кожи, добычи полезных ископаемых, а также обеспечения электроэнергией, газом и паром.

Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в 2018 г. сложился в размере 203 822,6 миллиона сомов, при этом индекс физического объема к 2017 г. составил 102,7%.

В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в 2018 г. продукция животноводства составила 48,2%, растениеводства — 49,2%, лесного хозяйства и рыболовства — 0,2% и услуги — 2,4%.

На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан в общем объеме продукции пришлось 95,8%.

Рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции в 2018 г. обусловлен как увеличением производства продукции растениеводства (на 3,4%), так и продукции животноводства (на 2,2%).

Общий объем валовой продукции строительства в 2018 г. составил 153 256,9 миллиона сомов, что на 7,8% больше, чем в 2017 г. 

Уровень освоения инвестиций в основной капитал в 2018 г. по сравнению с 2017 г. возрос на 3,3% (в сопоставимых ценах) и составил 150 825,9 миллиона сомов.

К содержанию

Внешняя торговля

Объем внешней торговли товарами Кыргызской Республики в 2018 г. составил 6 672,0 миллиона долларов США и по сравнению с 2017 г. увеличился на 6,5 процента.

Экспортные поставки составили 1 764,6 миллиона долларов США (на уровне 2017 г.), импортные поступления по сравнению с 2017 г. возросли на 9,2 процента, составив 4 907,4 миллиона долларов США.

Отрицательное сальдо торгового баланса в 2018 г. составило 3 142,8 миллиона долларов США (в 2017 г. — 2 730,4 миллиона долларов США).

Основными странами-экспортерами из стран вне СНГ являлись Великобритания, Турция, Китай и Литва. Среди стран СНГ наибольшая доля поставок товаров пришлась на Россию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Значительные объемы импортированных товаров из стран вне СНГ пришлись на Китай, Турцию, США и Германию. Из стран СНГ из России и Узбекистана.

Наибольший объем в экспортных поставках пришелся на Великобританию (золото), Россию (одежда, хлопковое волокно, обувь), Казахстан, Турцию и Узбекистан.

Основными странами-партнерами в импортных поступлениях являлись Китай (обувь, ткани синтетические, одежда и одежные принадлежности, электрические машины и оборудование, Россия (нефтепродукты, растительные масла, дорожная и строительная техника, шины для транспортных средств, Казахстан (цемент, уголь каменный, воды, включая минеральную и газированную, мука пшеничная, Турция (одежда и одежные принадлежности, мебель и ее части, обувь, Узбекистан (фрукты и орехи, овощи, одежда мужская трикотажная).

К содержанию

Белорусско-кыргызские двусторонние отношения

Политические отношения

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой установлены 21 января 1993 г. Посольство Беларуси в Кыргызстане открыто в 1999 г., кыргызское диппредставительство в г. Минске — в 1995 г.

В ноябре 2006 г. состоялся официальный визит в Беларусь Президента Кыргызстана. Ответный официальный визит в Кыргызстан Президента Беларуси прошел в октябре 2008 г. 15 — 16 сентября 2016 г. состоялся рабочий визит Президента Беларуси в Кыргызстан для участия в заседании Совета глав государств СНГ. 13 — 14 апреля 2017 г. состоялся рабочий визит Президента Беларуси в Кыргызстан для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в неформальной встрече глав государств-членов ОДКБ.

В октябре 2014 г., сентябре 2016 г. и апреле 2017 г. в рамках проведения заседаний интеграционных органов в г. Минске и г. Бишкеке состоялись двусторонние встречи президентов Беларуси и Кыргызстана. 

В 2001 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Кыргызской Республики в Республику Беларусь. В рамках проведения заседаний Совета глав правительств СНГ (май 2014 г., г. Минск; ноябрь 2014 г., г. Ашхабад; май 2015 г., поселок Бурабай (Республика Казахстан); июнь 2016 г., г. Бишкек) состоялись двусторонние встречи на уровне премьер-министров Беларуси и Кыргызстана, на которых обсуждались вопросы двусторонних торгово-экономических отношений. В марте 2017 г. в г. Бишкеке Премьер-министр Республики Беларусь принял участие в заседании Евразийского межправительственного совета. В ноябре 2018 г. в г. Минске Премьер-министр Кыргызстана принял участие в очередном заседании Евразийского межправительственного совета.

В апреле 2015 г. и в сентябре 2016 г. в г. Бишкеке в рамках заседаний Совета министров иностранных дел СНГ состоялись двусторонние встречи Министра иностранных дел Беларуси Макея В.В. с главой внешнеполитического ведомства Кыргызстана Абдылдаевым Э.Б. В ноябре 2018 г. в г. Астане состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси Макея В.В. с Министра иностранных дел Кыргызстана Айдарбековым Ч.А.

С 2015 г. в двусторонних отношениях отмечается устойчивое развитие позитивной тенденции — активизировались контакты в политической сфере, развивается сотрудничество Беларуси и Кыргызстана на международных площадках.

Договорно-правовая база двусторонних отношений

Договорно-правовую базу двусторонних отношений формируют 50 межгосударственных, межправительственных и межведомственных международных договоров. 

В настоящее прорабатываются следующие проекты двусторонних документов: 

  • Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики о сотрудничестве в области сельского хозяйства и продовольствия;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о реадмиссии;
  • Соглашение между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой о порядке пребывания граждан Республики Беларусь на территории Кыргызской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Республики Беларусь;
  • Соглашение о дружбе и установлении побратимских связей между Баткенской областью Кыргызской Республики и Брестской областью Республики Беларусь;
  • Соглашение между административно-территориальным субъектом Кыргызской Республики (область определяется) и Гродненским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве;
  • Договор о научно-техническом сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Национальной академией наук Кыргызской Республики. 

Двусторонние комиссии

Функционирует Межправительственная Белорусско-Кыргызская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. После семилетнего перерыва в апреле 2015 г. в г. Минске прошло пятое заседание Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

17 октября 2018 г. в г. Бишкеке состоялось восьмое заседание Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству под председательством Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Мурашеа Н.М. и Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Зайца Л.К. По итогам работы Комиссии подписан Протокол восьмого заседания Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в котором закреплены итоговые договоренности.

В Кыргызстане действуют следующие общественные организации, оказывающие содействие развитию двустороннего сотрудничества:

  • Общественное объединение белорусов в Кыргызстане «Світанак»;
  • Белорусское культурное общество «Крыніца»;
  • Объединение «Выпускники белорусских ВУЗов в Кыргызстане»; 
  • Центр белорусского языка, культуры и истории при Бишкекском гуманитарном университете.

Торгово-экономическое сотрудничество

Товарооборот с Кыргызстаном по итогам 2018 г. составил 130,9 миллиона долларов США и по сравнению с 2017 г. увеличился на 0,7 процента. Экспорт составил 120,3 миллиона долларов США и уменьшился на 2,5 процента, импорт увеличился на 60,4 процента и составил 10,6 миллиона долларов США. Сальдо торгового баланса положительное — 109,7 миллиона долларов США.

Динамика итогов торгово-экономического сотрудничества (в тысячах доларов США)

Периоды

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2013

110917

98196

12721

85475

2014

95289

88824

6465

82359

2015

59393

55381

4012

51369

2016

53237

48694

4579

44115

2017

130062

123452

6610

16842

2018

130919,8

120319,7

106600,1

109719,6

2018 к 2017, в %

100,7

97,5

10,6

93,4

Общий оборот услуг между Беларусью и Кыргызстаном в 2018 г.составил 5,25 миллиона долларов США и по сравнению с 2017 г. уменьшился на 6,1 процента. Экспорт услуг уменьшился на 10,5 процентов составил 4,39 миллиона долларов США, импорт увеличился на 24,8 процента и составил 0,86 миллиона долларов США. Сальдо по услугам сложилось положительное в размере 3,53 миллиона долларов США и уменьшилось к уровню 2017 г. на 0,68 миллиона долларов США.

Основу белорусского экспорта в Кыргызстан в 2018 г. составили:

  • молоко и сливки сгущенные и сухие (22,8 миллиона долларов США; рост на 12,5 процента, или на 2,5 миллиона долларов США, физический объем поставок увеличился на 28,7 процента);
  • масло сливочное (17,9 миллиона долларов США; 95,5 процента, уменьшение на 0,8 миллиона долларов США, физический объем поставок увеличился на 2 процента);
  • сыр и творог (15,1 миллиона долларов США; рост на 75,2 процента, или на 6,5 миллиона долларов США);
  • тракторы и седельные тягачи (6,8 миллиона долларов США; рост на 29,9 процента, или на 1,6 миллиона долларов США); 
  • мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (4,4 миллиона долларов США; рост на 44,7 процента, или на 1,4 миллиона долларов США);
  • мебель прочая и ее части (3,4 миллиона долларов США; рост на 21,9 процента, или на 0,6 миллиона долларов США);
  • изделия столярные строительные (3,3 миллиона долларов США; рост на 57,4 процента, или на 1,2 миллиона долларов США);
  • лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи (3,1 миллиона долларов США; рост на 69,7 процента, или на 1,3 миллиона долларов США);
  • обои и аналогичные настенные покрытия (2,8 миллиона долларов США; увеличение на 19,2 процента, или на 0,5 миллиона долларов США);
  • пряжа из синтетических волокон (2,6 миллиона долларов США; увеличение в 2,1 раза, или на 1,4 миллиона долларов США);
  • плиты древесно-стружечные (2,5 миллиона долларов США; уменьшение на 50,7 процента, или на 2,6 миллиона долларов США);
  • ковры и напольные покрытия тафтинговые (2,2 миллиона долларов США; рост на 1,2 процента, или на 0,03 миллиона долларов США);
  • автомобили, предназначенные для перевозки 10 и более человек (2,0 миллиона долларов США; новая позиция);
  • сахар (1,9 миллиона долларов США; уменьшение на 74,6 процента, или минус 3,6 миллиона долларов США).

В 2018 г. поставки осуществлялись по 299 товарным позициям. По 67 товарным позициям, поставки которых осуществлены впервые либо возобновлены, объем экспорта составил 2,5 миллиона долларов США.

Из них:

  • троллейбусы — 1 984,8 тысяч долларов США;
  • емкости для сжатого или сжиженного газа из черных металлов — 122 тысяч долларов США;
  • котлы центрального отопления — 90,6 тысяч долларов США;
  • аппаратура рентгеновская — 70,3 тысяч долларов США;
  • оборудование для сортировки и измельчения грунта — 61,3 тысяч долларов США, и другая продукция. 

Импортные поставки осуществлялись по 70 товарным позициям (в 2017 г. — по 49).

Основу импорта составили:

  • радиаторы для автотракторной и сельскохозяйственной техники — 5,7 миллиона долларов США, увеличение на 14,6 процента к уровню 2017 г.;
  • нефтепродукты (2,2 миллиона долларов США);
  • волокно хлопковое нечесаное (1,4 миллиона долларов США, рост в 9,6 раза);
  • продукты животного происхождения прочие (0,27 миллиона долларов США, снижение на 22,8 процента);
  • овощи бобовые сушеные (0,2 миллиона долларов США, рост на 0,3 процента);
  • сухофрукты (0,14 миллиона долларов США, уменьшение на 43,6 процента);
  • одежда женская (79,6 тысяч долларов США, рост в 2,3 раза).

Полезные ссылки:

К содержанию

Межрегиональные и побратимские связи

Соглашения об установлении межрегиональных и побратимских связей между Республикой Беларусь и Кыргызстаном

Наименование

Дата и место подписания

Дата вступления в силу

Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между государственной администрацией Джалал-Абадской области Кыргызской Республики и Гродненской областью Республики Беларусь (бессрочное)

10.09.1996, г. Джала-Абад

10.09.1996

Соглашение по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству между городами Бишкек (Кыргызская Республика) и Минск (Республика Беларусь) (бессрочное)

01.07.1997, г. Минск

01.07.1997

Соглашение об установлении побратимских связей между городом Минск (Республика Беларусь) и городом Бишкек (Кыргызская Республика) (бессрочное)

11.10.2008, г. Бишкек

11.10.2008

Соглашение о сотрудничестве между Чуйской областной государственной Администрацией Кыргызской Республики и Минским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь

27.11.2009, г. Минск

27.11.2009

Соглашение о сотрудничестве между Могилевской областью Республики Беларусь и Нарынской областью Кыргызской Республики

30.05.2012, г. Могилев

30.05.2012

Договор между городами Могилевом и Нарыном об установлении побратимских связей

31.05.2012, г. Могилев

31.05.2012

К содержанию

Белорусская диаспора в Кыргызстане

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики по состоянию на 31.12.2018 в стране проживал 981 гражданин белорусской национальности, что составляет менее 1 процента от общей численности населения. В настоящее время в Кыргызской Республике в белорусской диаспоре имеются две общественные организации, являющихся членами Ассамблеи народов Кыргызстана (консультативно-совещательный орган по взаимодействию госорганов и этнокультурных центров в вопросах укрепления единства народа Кыргызстана при Государственном агентстве по делам местного самоуправления и межэтнических отношений):

  • Общественное объединение белорусов в Кыргызстане «Світанак» (создано в 1993 г.), председатель Шут А.С.
  • Белорусское культурное общество «Крыніца» (создано в 2001 г.), председатель Миронова Н.А.

В рамках работы по подготовке к открытию сборочного производства тракторов МТЗ и сервисного центра по обслуживанию сельскохозяйственной техники на базе ОсОО «Автомаш-Радиатор», задействовался потенциал и контакты в деловых кругах Общественного объединения белорусов в Кыргызской Республике «Свiтанак». Через объединение проводится работа по организации продаж в Кыргызстане продукции МТЗ.

В рамках подготовки к очередному заседанию Межправительственной белорусско-кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, представители белорусской диаспоры принимали активное участие в процессе налаживания деловых контактов и определения перспективных партнеров на местном рынке.

По рекомендации Посольства в 2016 — 2017 гг. представитель Общественного объединения белорусов в Кыргызской Республике «Свiтанак» Л. Сычевская принимала участие в XIII-м и в XIV-м Гомельском экономическом форуме.

В сентябре 2016 г. в г.Минске председатель общественного объединения белорусов в Кыргызстане «Світанак» Шут А.С. принял участие в четвертом заседании Консультативного совета при МИД Республики Беларусь по делам белорусов зарубежья, в рамках которого провел встречи с представителями министерства и членами белорусских диаспор.

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Кыргызской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Кыргызстана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя