Кыргызстан

                                     

                                       

Герб: официальный государственный символ Кыргызской Республики; был разработан А. Абдраевым и С. Дубанаевым и утверждён 14 января 1994 г. постановлением Жогорку Кенеша (Верховного совета).

Флаг: представляет собой полотнище красного цвета, в центре которого размещён круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображён тюндюк киргизской юрты. Ширина флага составляет три пятых его длины.

Красная одноцветность флага символизирует доблесть и смелость, золотое Солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет покой и богатство, а тундук — символ отчего дома в широком понимании этого выражения и мира как вселенной. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый Кыргызстан. Тундук символизирует единство народов, проживающих в стране. 

  • Гимн: Авторы текста — Ж. Садыков, Ш. Кулуев; авторы музыки — Н. Давлесова, К. Молдобасанова. Гимн утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 18 декабря 1992 г.
  • Государственный язык: кыргызский, русский.
  • Географическое положение: Кыргызская Республика является горной страной без выхода к морским портам и находится на северо-востоке Центральной Азии. Территория страны протянулась с востока на запад вдоль горных цепей Тянь-Шаня и Памиро-Алая. На севере страна граничит с Казахстаном (длина границы — 1 051 км), на юге и юго-востоке — с Китаем (858 км), на юго-западе — с Таджикистаном (870 км), а на западе — с Узбекистаном (1 099 км). Территория: Общая площадь территории Кыргызской Республики — 198, 5 тысяч кв. км. Территория простирается с запада на восток на 900 км и с севера на юг на 410 км и находится примерно между 39° и 43° северной широты. Средняя высота территории над уровнем моря — 2 750 м, наибольшая высота — 7 439 м (пик Победы), наименьшая — 394 м (на юго-западе республики). Горы составляют 94% территории; равнины — 6%; высокие горы — 70%.
  • Административно-территориальное деление: в состав Кыргызстана входят 7 областей, 40 административных районов, 22 города, 429 сельских советов. Области Кыргызстана: Чуйская область; Иссык-Кульская область, г. Каракол — областной центр; Таласская область, г. Талас — областной центр; Нарынская область, г. Нарын — областной центр; Джалал-Абадская область, г. Джалал-Абад — областной центр; Ошская область, г. Ош — областной центр; Баткенская область, г. Баткен — областной центр.
  • Столица: г. Бишкек (свыше 1,2 миллиона жителей). Крупнейшие города: Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Каракол, Токмок.
  • Государственное устройство: государственное устройство Кыргызской Республики определяется Конституцией, которая была принята 27 июня 2010 г. Новая Конституция определяет государственную форму правления Кыргызстана как парламентской республики. Парламент и премьер-министр имеют значительно больше власти и полномочий, чем президент. Кыргызстан — унитарное государство. Однопалатный парламент страны — Жогорку Кенеш. Играет решающую роль в определении политики государства и самых важных для страны вопросов. Состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам. Президент избирается всенародным голосованием сроком на шесть лет, без права переизбрания на второй срок. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды.
    Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местные государственные администрации. Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти Кыргызской Республики. Деятельность Правительства возглавляет Премьер-министр. Правительство состоит из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов. Структура правительства утверждается Жогорку Кенешем. Правительство в своей деятельности ответственно и подотчетно перед Жогорку Кенешем и президентом в пределах, предусмотренных действующей конституцией. Глава правительства — премьер-министр. Назначается парламентом по представлению парламентской фракции большинства (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов). Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. Создание чрезвычайных судов не допускается. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызстана имеют право участвовать в отправлении правосудия. К центральным органам государственной власти Кыргызской Республики относятся: Прокуратура Кыргызской Республики; Национальный банк; Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов; Счетная палата. Контроль за соблюдением свобод и прав человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Омбудсменом (Акыйкатчы).
  • Население: 5 727 553 человек (по состоянию на 1 июля 2016 г.). Этнический состав: 70,9% кыргызы. 14,3% узбеки, русские 7,7%, уйгуры, таджики, турки, казахи, татары, украинцы, корейцы, немцы. Религия: Подавляющее большинство верующих в Кыргызстане — мусульмане-сунниты. Есть христиане: православные, католики и различные протестантские течения. При этом Кыргызстан является светским государством. Власти страны наказывают представителей духовенства за исполнение религиозных обрядов, противоречащих законодательству республики. Например, в 2016 г. принят закон, наказывающий в уголовном порядке (от 3 до 6 лет лишения свободы) представителей духовенства, которые участвуют в освящении брака с лицом, не достигшим брачного возраста.
  • Национальная валюта: кыргызский сом.
  • ВВП: 6,6 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +6.
  • Телефонный код: +996.
  • Штрих-код: 470.

Национальные праздники:

  • 21 марта — Народный праздник «Нооруз»;
  • 5 мая — День Конституции Кыргызской Республики;
  • 9 мая — День Победы;
  • 31 августа — День Независимости Кыргызской Республики.

Два мусульманских праздника «Орозо айт» и «Курман айт» определяются ежегодно по лунному календарю и устанавливаются ежегодно отдельными постановлениями Правительства Кыргызстана.

Содержание:

Окружающая среда и природные ресурсы

Кыргызстан не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории страны занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка Кыргызстана (самый северный семитысячник на Земле). Северная граница страны лежит примерно на широте Баку, Рима и Нью-Йорка, южная — на широте Лиссабона и Вашингтона.

Территория Кыргызстана расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, большая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Кыргызстана проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере, северо-западе и юго-западе, в густонаселённых Чуйской, Таласской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам. По оценкам исследователей, 97,8% всех поселений республики расположены в районах с сейсмичностью 8 — 9 баллов.

Вся территория республики лежит выше 401 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1 000 до 3 000 м и примерно треть — на высотах от 3 000 до 4 000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границах с Китаем и Казахстаном) поднимаются пики Победы (7 439 м) и Хан-Тенгри (6 995 м).

На северо-востоке на высоте 1 609 м над уровнем моря находится шестое в мире по глубине озеро, которое входит в группу основных достопримечательностей Кыргызстана — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные пансионаты, санатории и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кюнгёй-Ала-Тоо (с севера).

Климат

Климат Кыргызстана континентальный, сухой. Ввиду сильной пересеченности рельефа территории страны климатические условия довольно неоднородны. Здесь можно выделить 4 климатических пояса, заметно различающихся между собой:

  • долинно-предгорный пояс (от 500 до 1 200 метров) характеризуется жарким летом (до +28 градусов), умеренно прохладной и бесснежной зимой с большим дефицитом осадков. Средняя температура июля — +25 градусов, января — -7 градусов;
  • среднегорный пояс (от 1 200 до 2 200 метров) имеет типичный умеренный климат с теплым летом и умеренно холодной, устойчивой снежной зимой. Средняя температура июля — +19 градусов, января — -8 градусов;
  • высокогорный пояс (от 2 200 до 3 500 метров) отличается прохладным летом и холодной, местами многоснежной зимой. Средняя температура июля — +16 градусов, января — -10 градусов;
  • нивальный пояс (от 3 500 м и выше) характеризуется суровым, очень холодным климатом. Это пояс снежников, скал, ледников. В нижней части средняя температура июля — +7 градусов, января — -22 градуса.

Природные ресурсы

Кыргызстан располагает богатыми природными ресурсами: месторождениями нефти, газа, черных, цветных, драгоценных металлов и других полезных ископаемых.

Биологические ресурсы

Леса занимают лишь 5,61% от общей площади страны (1 116,56 тысяч гектаров на 1 января 2011 г.). Кыргызстан насчитывает более 4 000 видов растений. Редкие леса на высоте 2 000 — 2 500 м имеют различные виды трав и растений, в том числе тянь-шаньские ели, эдельвейсы.

Ресурсы животного мира

Животный мир представлен более, чем 500 видами позвоночных животных (из них 335 видов птиц и 49 видов рыб) и 3 000 видов насекомых, многие из которых являются редкими и занесены в Красную книгу. В кипарисовых лесах Тянь-Шаня встречаются стада архаров, маралов и хищные бурые медведи. В горных долинах обитают лисы, волки, суслики и мелкие млекопитающие, такие, как тушканчики и пищухи, горные ручьи богаты форелью. Снежные барсы, обитающие преимущественно в высокогорье, в прошлом населяли большую часть страны, но на сегодняшний день популяция вида ограничена.

Впервые исчезающие виды животных и растений Кыргызстана занесли в Красную книгу СССР в 1978 г. В последующие годы список расширялся, а сведений о находящихся под угрозой исчезновения видах становилось больше, и в 1985 г. была издана Красная книга Киргизской ССР. Затем в 2006 г. она была переиздана в Красную книгу Кыргызстана.

Заповедные природные территории

В Кыргызстана существует 83 особо охраняемые природные территории различного статуса. Площадь, которую они занимают, составляет около 761,3 тысяч миллионов гектаров (около 4,45% от всей территории страны). Охраняемые территории включают в себя восемь государственных заповедников, девять национальных парков и 67 природных парков (10 лесных, 23 ботанических, 18 геологоразведочных, 2 комплексных и 14 животноводческих). Два биосферных заповедника находятся под охраной ЮНЕСКО, из них старейшим и крупнейшим является Иссык-Кульский биосферный заповедник.

К содержанию

Правовая система

Правовая система Кыргызстана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу.

Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Кыргызстана господствовали системы обычного (адат) и в значительно меньшей степени мусульманского права. В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР, и до конца 1980-х гг. официальная правовая система Киргизской ССР просто копировала право других союзных республик.

Правовая система Кыргызстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Провозглашенные общие принципы реформ такие же, как и на всем постсоветском пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.

По темпам правовых реформ Кыргызстан занимает одно из ведущих мест среди бывших советских республик. К 2000 г. здесь был принят практически полный набор новых кодексов: Таможенный (1992 г.), Лесной (1993 г.), Арбитражный процессуальный (1996 г.), Налоговый (1996 г.), Гражданский (1996 — 1998 г.г.), Трудовой (1997 г.), Уголовный (1997 г.), Об административных правонарушениях (1998 г.), Уголовно-процессуальный (1999 г.), Гражданский-процессуальный (1999 г.), Уголовно-исполнительный (1999 г.), Земельный (1999 г.).

Основной источник права в Кыргызстане — законодательство. Иерархия нормативных актов определена Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», принятым 1 июля 1996 г. (с изменениями): Конституция; конституционные законы; законы, постановления Жогорку Кенеша и его палат; указы Президента Кыргызской Республики; постановления Правительства; акты министерств, государственных комитетов, Фонда государственного имущества и административных ведомств; решения местных органов государственного управления и органов самоуправления.

Правовой системе Кыргызстана известен институт делегированного законодательства. Согласно статье 68 Конституции палаты Жогорку Кенеша могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту КР на срок не более одного года. Помимо этого, законодательные полномочия переходят к Президенту в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. Вслучае роспуска одной из палат Президент осуществляет законодательные полномочия только этой палаты. Законодательные полномочия осуществляются Президентом путем принятия указов, имеющих силу закона.

В отношении международных договоров Закон «О нормативных правовых актах» предусматривает, что если закон или иной нормативный правовой акт Кыргызской Республики не противоречит международному договору, заключенному в установленном порядке, или общепризнанным нормам международного права, то применяются правила и нормы, установленные договором. Порядок заключения, денонсации и исполнения международных договоров регулируется Законом «О международных договорах Кыргызской Республики», принятым 21 июля 1999 г.

С 1990-х гг. в Кыргызстане возрождается авторитет обычного права, применение которого осуществляют суды аксакалов. Тем не менее это право играет достаточно ограниченную и дополнительную по отношению к законодательству роль.

К содержанию

Внешняя политика

Кыргызстан осуществляет внешнюю политику в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права. Международные договоры Кыргызской Республики являются частью ее законодательства.

Кыргызская Республика выстраивает собственный международный курс в зависимости от изменений и тенденций в окружающем мире, исходя из своего потенциала и роли в мировых процессах. В то же время образ Кыргызской Республики в плане готовности соблюдения всех ранее достигнутых договоренностей и обязательств во всех форматах сотрудничества ассоциируется с надежностью и стабильностью.

Внешнеполитическая активность сосредоточена в следующих кругах взаимодействия: региональном, континентальном и глобальном.

Региональный круг взаимодействия

Общие границы с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан исторически обусловили тесные политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи. Формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства на принципах уважения суверенитета, территориальной целостности и общей безопасности имеет ключевое значение во внешнеполитической деятельности Кыргызстана.

Континентальный круг взаимодействия

Внешняя политика Кыргызстана направлена на выработку мер доверия в структуре многопланового и взаимовыгодного сотрудничества с основными центрами международной политики континента: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Япония, Республика Индия и Турецкая Республика.

Кыргызстан намерен продолжать активное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в борьбе с международным терроризмом, а также расширять торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество.

Продвижение связей с Европейским Союзом, особенно с Федеративной Республикой Германия как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики страны.

Возрастающая активность Японии в региональных делах выводит ее в число наиболее влиятельных партнеров республики.

Глобальный круг взаимодействия

В условиях глобализации ведущие международные организации и страны-лидеры приобретают все большее значение. Внешняя политика Кыргызстана направлена на укрепление доверия в международном сообществе и максимальном использовании возможностей глобализации.

Ключевым инструментом решения проблем глобального мира и международной безопасности является коллективная воля Организации Объединенных Наций. В целях усиления консолидирующей роли Организации, адаптации ее деятельности к реалиям 21 века Кыргызская Республика поддерживает идею реформирования ее системы, включая Совет безопасности, при неуклонном соблюдении основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций.

Важнейшими приоритетами своей внешней политики в рамках Организации Объединенных Наций Кыргызстан считает сферу разоружения и усиления режима нераспространения оружия массового поражения, Зону, свободную от ядерного оружия в регионе, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми и участие в операциях по поддержанию мира, приобщение к опыту устойчивого развития.

Деловой климат

Бизнес-климат в Кыргызской Республике за последнее время значительно улучшился, но коррупция остается одним из ключевых препятствий в ведении предпринимательской деятельности. Кроме этого, отрицательно на деловой климат влияет политическая нестабильность, низкая квалификация рабочей силы.

Предпринимаемые Правительством Кыргызстана меры находят свое отражения в показателях международных рейтингов. Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017» Кыргызстан занимает 75-е место из 190 стран, что выше предыдущего уровня, благодаря вступлению 12 августа 2015 г. в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. С момента присоединения Кыргызстана к ЕАЭС был снят таможенный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы. 18 ноября 2015 г. вступило Решение Совета ЕЭК об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы. В рамках ЕАЭС сторонами обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Инвестиционные преимущества Кыргызстана:

  • инвестиции на территории Кыргызстана пользуются полной и безусловной правовой защитой в соответствии с законом Кыргызстана об инвестициях;
  • иностранным инвесторам предоставлен национальный режим, то есть они приравнены в своих правах с отечественными инвесторами, что создает равноправную конкурентную среду;
  • инвестиции не подлежат экспроприации за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызстана;
  • инвесторы свободны в своих объемах репатриируемого капитала;
  • встране создан наиболее либеральный налоговый режим. Ставки налога на прибыль и подоходный налог составляют всего 10%, НДС — 12%, что выгодно отличается от других стран Центрально-Азиатского региона;
  • относительно низкая стоимость факторов производства. Затраты на электроэнергию в Кыргызстане составляет всего 3 цента за 1 киловатт в час. Стоимость рабочей силы самая низкая в регионе, среднемесячная заработная плата в 2015 г. составила порядка 200 долларов США.

Инвестиционная политика

Основной объем инвестиций из Казахстана направлен в сферу финансовой деятельности (67,1%) и предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 19,9%. Инвестиции из России, в основном, направлены в предприятия торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 67,3%, в обрабатывающую промышленность — 14,8%, при этом 98,7% в производство пищевых продуктов, включая напитки, а также табака и сферу финансовой деятельности — 8,9%.

К содержанию

Социально-экономическое развитие

Основные показатели социально-экономического развития Кыргызстана

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015 2016

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), миллиардов долларов США

4,8

5,9

6,5

7,2

7,4

6,6 6,5

в % к предыдущему периоду

99,5

105,7

99,1

110,5

103,6

103,5 103,8

на душу населения, долларов США

876

1063

1145

1253

1258

1154 1078

Продукция промышленности (в текущих ценах), миллиардов долларов США

2,8

3,5

2,85

3,4

3,1

2,7 2,8

в % к предыдущему периоду

110

112

79,8

134,3

98,4

95,6 104,9

Продукция сельского хозяйства (в текущих ценах), миллиардов долларов США

2,4

3,1

3,6

3,6

3,6

3,1 2,7

в % к предыдущему периоду

97,4

102,3

101,2

102,9

99,4

106,2 103,0

Инвестиции в основной капитал (в текущих ценах), миллиардов долларов США

1,0

1,0

1,33

1,61

2,0

2,0 1,9

в % к предыдущему периоду

90

93

121,5

102,3

121,6

108 103,8

Профицит (+) / дефицит (-) государственного бюджета, миллионов долларов США

-149,5

-293,6

-20,2

-2,8

-2,1

-6,5 20,9

Золотовалютные резервы (на конец периода), миллионов долларов США

1719

1831

1854,4

2238,4

2020,0

1778,3 1969,1

Внешнеторговый оборот, миллионов долларов США

4979

6489

7267,7

8089,3

7612,3

5539,1 4889

в том числе: экспорт

1756

2240

1893,8

2019,6

1879,9

1470,2 1268,6

импорт

3223

4249

5379,9

6069,7

5732,4

4069,5 3620,4

Численность населения (на конец периода), тысяч человек

5478

5551

5655

5767

5884

5895,1 6140

Численность безработных (на конец периода), тысяч человек

63,4

61,1

60,4

58,4

58,2

56 55,6

Уровень официальной безработицы, %

2,6

2,5

8,4

8,3

8,0

7,6

Среднемесячная номинальная заработная плата,

6870

8908

10566

11426

12435

13277 14883

долларов США

156,4

202,5

224,8

235,8

231,8

206 207

российских рублей

4746

5935

6997

7517

8820

12525 13780

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года), в %

119

106

102,8

104,0

110,5

106,5 100,4

 

Средний курс национальной валюты,сомов за 1 доллар США

45,96

46,11

47,0

48,44

53,65

64,46 71,9

сомов за 1 российский рубль

1,51

1,57

1,51

1,52

1,41

1,06 1,08

Источник: Статистический сборник ЕАЭС, Минэкономики КР

С начала 2017 г. экономика Кыргызской Республики продолжает демонстрировать положительную динамику экономического роста, который продиктован отчасти эффектом низкой базы соответствующего периода прошлого года, пересмотром ожидаемых объемов производства ЗАО «Кумтор Голд Компани», а также восстановлением мирового цикла, начавшегося с середины 2016 г., который продолжает набирать силу, что также оказывает влияние на национальную экономику через каналы торговли, денежные переводы.

Однако, высокий положительный тренд начиная с апреля 2017 г. носит замедляющий характер.

По итогам января — ноября 2017 г. объем валового внутреннего продукта (ВВП) сложился в сумме 430,1 миллиарда сомов и реальный темп роста составил 104,0% (в январе — ноябре 2016 г. реальный составлял 103,2%). Дефлятор ВВП сложился на уровне 102,8%.

Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный темп роста ВВП составил 103,9%, за соответствующий период 2016 г. аналогичный показатель составлял 103,3%. Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики, где основным драйвером роста явился промышленный сектор, в том числе: в сельском хозяйстве объемы реально возросли на 1,8%, строительстве — на 7,2%, промышленности — на 12,8%, сфере услуг — на 1,1%.

Структура и темпы роста по секторам, формирующим ВВП

Показатели январь — ноябрь 2016 (предварительно факт) январь — ноябрь 2017 (предварительно факт)
миллионов сомов темп роста, % в % к ВВП миллионов сомов темп роста, % в % к ВВП доля вклада в рост ВВП, %
ВВП 402427,3 103,2 100 430128,9 104,0 100 4,0
Промышленность 69348,6 103,0 17,2 79886,1 112,8 18,6 2,20
Сельское хозяйство 58171,5 102,4 14,5 60091,3 101,8 14 0,26
Строительство 32292,0 107,8 8,0 34714,3 107,2 8,1 0,58
Сфера услуг 196846,5 102,8 48,9 207235,0 101,1 48,2 0,54
Чистые налоги на продукты 45768,7 102,7 11,4 48202,2 104,0 11,2 0,46

Вследствие складывающихся тенденций в экономике в структуре номинального ВВП доля отраслей, производящих товары, увеличилась на 1,0 процентных пункта и составила 40,7%, доля отраслей, оказывающих услуги уменьшилась на 0,7 процентных пункта и составила 48,2%.

К содержанию

Внешняя торговля

Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики за январь — октябрь 2017 г. составил 4 929,9 миллиона долларов США и по сравнению с январем — октябрем 2016 г. увеличился на 8,6%. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 27,8%, импорта — 72,2%. Дефицит торгового баланса в январе — октябре 2017 г. составил -2 192,1 миллиона долларов США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 4,5%. Объем взаимной торговли Кыргызской Республики с государствами-членами ЕАЭС составил 1 872,6 миллиона долларов США и по сравнению с январем — октябрем 2016 г. возрос на 8,8% (экспортные поставки повысились на 26,8%, импортные поступления —- на 3,6%).

За январь — октябрь 2017 г. экспорт товаров увеличился по сравнению с январем — октябрем 2016 г. на 12,1% и составил 1 368,9 миллиона долларов США. Увеличение объема экспортных поставок обусловлено увеличением поставок стекла полированного в 2,1 раза, сушеных фруктов — в 1,8 раза, масла сливочного — в 1,6 раза, руды и концентратов драгоценных металлов — на 26,5%.

За январь— октябрь 2017 г. импортные поступления составили 3 561,0 миллион долларов США и увеличилились на 7,3%. Увеличение импортных поступлений обусловлено ростом ввоза тканей синтетических в 6 раз, тканей из искусственных нитей — в 3,2 раза, шин — в 1,6 раза, мучных кондитерских изделий — в 1,5 раза, лекарственных средств — на 39,1%, аппаратуры связи и частей к ней — на 41,6%, азотных удобрений — на 14,6% и нефтепродуктов — на 6,9%. 

Экспресс-информация о состоянии внешней торговли Кыргызской Республики в 2016 г.

Показатели

2015

2016

Темп роста, в % (2016 к 2015)

вес нетто (тысяч тонн)

стоимость

вес нетто (тысяч тонн)

стоимость

по весу

(гр.5/гр.2)

по статистической стоимости

(гр.6/гр.3)

 

миллионов долларов США

миллионов сом

миллионов долларов США

миллионов сом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Внешнеторговый оборот 

5861,4

4651,9

295699,1

2124,6

3533,6

245565,6

36,2%

76,0%

Общий импорт

4515,0

3393,8

215190,6

1087,4

2407,6

167290,5

24,1%

70,9%

Удельный вес во ВО

77,0%

73,0%

72,8%

51,2%

68,1%

68,1%

 

 

Общий импорт из стран СНГ

3698,3

1443,2

88822,8

238,7

132,8

9227,5

6,5%

9,2%

Удельный вес в общем импорте

81,9%

42,5%

41,3%

22,0%

5,5%

5,5%

 

 

Общий импорт из стран вне СНГ

816,7

1950,7

126367,8

848,6

2274,8

158062,9

103,9%

116,6%

Удельный вес в общем импорте

18,1%

57,5%

58,7%

78,0%

94,5%

94,5%

 

 

Экспорт

1346,4

1258,1

80508,5

1037,3

1126,0

78275,2

77,0%

89,5%

Удельный вес во ВО

23,0%

27,0%

27,2%

48,8%

31,9%

31,9%

 

 

Экспорт в страны СНГ

1133,8

352,5

22336,6

741,7

156,6

10857,6

65,4%

44,4%

Удельный вес в общем экспорте

84,2%

28,0%

27,7%

71,5%

13,9%

13,9%

 

 

Экспорт в страны вне СНГ

212,6

905,6

58171,9

295,5

969,4

67417,6

139,0%

107,0%

Удельный вес в общем экспорте

15,8%

72,0%

72,3%

28,5%

86,1%

86,1%

 

 

 

Дополнительно:

Наиболее значимые товарные позиции (по 4 знакам ТН ВЭД) экспорта Кыргызстана в 2016 г.:

  • золото (702 миллиона долларов США);
  • бобовые овощи (44 миллиона долларов США);
  • руды и концентраты цветных металлов (43 миллиона долларов США);
  • летательные аппараты прочие (43 миллиона долларов США);
  • моторные транспортные средства (37 миллионов долларов США);
  • волокно хлопковое (13 миллионов долларов США);
  • сигареты (13 миллионов долларов США);
  • части и принадлежности моторных транспортных средств (10 миллионов долларов США);
  • изделия прочие из черных металлов (9 миллионов долларов США).

К содержанию

Белорусско-кыргызские двусторонние отношения

Политические отношения

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой установлены 21 января 1993 г. Посольство Беларуси в Кыргызстане открыто в 1999 г., кыргызское диппредставительство в г. Минске — в 1995 г.

В ноябре 2006 г. состоялся официальный визит в Беларусь Президента Кыргызстана. Ответный официальный визит в Кыргызстан Президента Беларуси прошел в октябре 2008 г. 15 — 16 сентября 2016 г. состоялся рабочий визит Президента Беларуси в Кыргызстан для участия в заседании Совета глав государств СНГ. 13 — 14 апреля 2017 г. состоялся рабочий визит Президента Беларуси в Кыргызстан для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в неформальной встрече глав государств-членов ОДКБ.

В октябре 2014 г., сентябре 2016 г. и апреле 2017 г. в рамках проведения заседаний интеграционных органов в г. Минске и г. Бишкеке состоялись двусторонние встречи президентов Беларуси и Кыргызстана. 

В 2001 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Кыргызской Республики в Республику Беларусь. В рамках проведения заседаний Совета глав правительств СНГ (май 2014 г., г. Минск; ноябрь 2014 г., г. Ашхабад; май 2015 г., поселок Бурабай (Республика Казахстан); июнь 2016 г., г. Бишкек) состоялись двусторонние встречи на уровне премьер-министров Беларуси и Кыргызстана, на которых обсуждались вопросы двусторонних торгово-экономических отношений. В марте 2017 г. в г. Бишкеке Премьер-министр Республики Беларусь принял участие в заседании Евразийского межправительственного совета.

В апреле 2015 г. и в сентябре 2016 г. в г. Бишкеке в рамках заседаний Совета министров иностранных дел СНГ состоялись двусторонние встречи Министра иностранных дел Беларуси Макея В.В. с главой внешнеполитического ведомства Кыргызстана Абдылдаевым Э.Б.

С 2015 г. в двусторонних отношениях отмечается устойчивое развитие позитивной тенденции — активизировались контакты в политической сфере, развивается сотрудничество Беларуси и Кыргызстана на международных площадках.

Договорно-правовая база двусторонних отношений

Договорно-правовую базу двусторонних отношений формируют 51 межгосударственный, межправительственный и межведомственный международный договор. 

В настоящее прорабатываются следующие проекты двусторонних документов: 

  • Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики о сотрудничестве в области сельского хозяйства и продовольствия;
  • Соглашение о сотрудничестве в области судебной экспертизы между Министерством юстиции Кыргызской Республики и Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о реадмиссии;
  • Соглашение между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой о порядке пребывания граждан Республики Беларусь на территории Кыргызской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Республики Беларусь;
  • Исполнительный протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о порядке пребывания граждан Республики Беларусь на территирии Кыргызской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Республики Беларусь;
  • Соглашение о дружбе и установлении побратимских связей между Баткенской областью Кыргызской Республики и Брестской областью Республики Беларусь;
  • Соглашение между административно-территориальным субъектом Кыргызской Республики (область определяется) и Гродненским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве.

Двусторонние комиссии

Функционирует Межправительственная Белорусско-Кыргызская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. После семилетнего перерыва в апреле 2015 г. в г. Минске прошло пятое заседание Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

5 — 6 июня 2017 г. в г. Минске состоялось седьмое заседание Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству под председательством Министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Мурашеа Н.М. и Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Зайца Л.К. По итогам работы Комиссии подписан Протокол седьмого заседания Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в котором закреплены итоговые договоренности.

В Кыргызстане действуют следующие общественные организации, оказывающие содействие развитию двустороннего сотрудничества:

  • Общественное объединение белорусов в Кыргызстане «Світанак»;
  • Белорусское культурное общество «Крыніца»;
  • Объединение «Выпускники белорусских ВУЗов в Кыргызстане»; 
  • Центр белорусского языка, культуры и истории при Бишкекском гуманитарном университете.

Торгово-экономическое сотрудничество

Товарооборот с Кыргызстаном по итогам 2016 г. составил 53,2 миллиона долларов США и по сравнению с 2015 г. снизился на 10,4 процента. Экспорт составил 48,7 миллиона долларов США, сократился на 12,1 процента, импорт увеличился на 14,1 процента и составил 4,6 миллиона долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 44,1 миллиона долларов США и уменьшилось к уровню 2015 г. на 7,3 миллиона долларов США.

Экспорт белорусских услуг белорусских услуг в Кыргызстан за январь — ноябрь 2016 г. составил 2,9 миллиона долларов США, или 80,5 процента к соответствующему периоду 2015 г. Основной причиной падения экспорта стало снижение объемов транспортных услуг (на 1,1 миллиона долларов США), вместе с тем прочие деловые услуги выросли на 98 процентов и составили 0,3 миллиона долларов США.

В 2016 г. поставки осуществлялись по 247 товарным позициям. По 76 товарным позициям, поставки которых осуществлены впервые либо были возобновлены, объем экспорта составил 1,9 миллиона долларов США, из них:

  • говядина замороженая (160,7 тысяч долларов США);
  • электронные интегральные схемы (106,9 тысяч долларов США);
  • шины бывшие в употреблении (100,1 тысяч долларов США);
  • закупочные и упаковочные принадлежности из недрагоценных металлов (87,9 тысяч долларов США);
  • дорожная и сторительная техника (87,9 тысяч долларов США);
  • санитарно-технические изделия из керамики (73,4 тысячи долларов США);
  • оборудование для термической обработки материалов (64,2 тысяч долларов США);
  • устройства для механотерапии (25,5 тысяч долларов США).

По причине изменения конъюнктуры рынка не осуществлялись поставки по 43 товарным позициям на сумму 662 тысячи долларов США. Прекращение поставок, в том числе пробных, связано с возросшей конкуренцией по ценовой привлекательности на российские товары, импорт которых осуществляется за российские рубли и предоставление отсрочки платежа за поставленную продукцию, а также ввоза отдельной номенклатуры белорусских товаров из Казахстана после присоединения Кыргызстана к ЕАЭС. Не осуществлялись поставки следующих позиций: посуда столовая и кухонная стеклянная (125,6 тысяч долларов США); кремы для обуви, средства чистящие, полирующие (71,4 тысячи долларов США); бечевки, веревки, канаты и тросы (52,6 тысяч долларов США); молочная сыворотка (48,5 тысяч долларов США); подъемники, лебедки, домкраты (33,4 тысячи долларов США); оборудование для сортировки и измельчения грунта (на 32,8 тысяч долларов США), устройство на жидких кристаллах, лазеры (30 тысяч долларов США).

Эффективность диверсификации — количество товарных позиций по сравнению с 2015 г. выросло на 33 позиции (плюс 1,2 миллиона долларов США). 

Основу белорусского экспорта в Кыргызстан в 2016 г. составили:

  • автомобили грузовые (14,9 миллиона долларов США, снижение на 30,3 процента, или на 6,5 миллиона долларов США);
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов (3,0 миллиона долларов США, рост на 25,6 процентов, или на 0,6 миллиона долларов США); 
  • тракторы (2,9 миллиона долларов США, рост в 2,8 раза, или на 1,9 миллиона долларов США);
  • плиты ДСП (2,4 миллиона долларов США, рост в 2,9 раза, или на 1,6 миллиона долларов США);
  • сахар (2,2 миллиона долларов США, снижение на 58 процентов, или на 3 миллиона долларов США);
  • мебель прочая (1,5 миллиона долларов США, рост в 2 раза, или на 0,8 миллиона долларов США);
  • ковры и напольные покрытия тафтинговые (1,5 миллиона долларов США, падение на 0,1 процента, или на 0,1 тысячи долларов США);
  • шины (1,4 миллиона долларов США, падение на 75 процентов, или на 4,3 миллиона долларов США);
  • плиты ДВП (1,2 миллиона долларов США, рост в 2,2 раза, или на 0,7 миллиона долларов США);
  • пряжа из синтетических волокон (1,1 миллиона долларов США, увеличение на 2,8 процента, или на 31 тысячу долларов США);
  • двигатели и силовые установки прочие (1 миллион долларов США, рост в 8 раз, или на 0,2 миллиона долларов США);
  • обои и аналогичные настенные покрытия (0,9 миллиона долларов США).

Импортные поставки осуществлялись по 27 товарным позициям ( в 2015 г. — по 12 товарным позициям). 

Основу белорусского импорта в 2016 г. составили:

  • части и принадлежности для автомобилей (радиаторы для автотракторной и сельскохозяйственной техники) — 2,6 миллиона долларов США, снижение на 0,4 процента к уровню 2015 г.; 
  • оборудование для термической обработки материалов — 1 миллион долларов США, рост в 2 раза;
  • продукты животного происхождения прочие — 0,5 миллиона долларов США, рост в 2 раза;
  • волокно хлопковое нечесаное — 0,2 миллиона долларов США, снижение на 67,3 процентов;
  • овощи бобовые сушенные — 0,1 миллиона долларов США, снижение на 12,4 процента.

В январе — октябре 2017 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой составил 114 129,6 миллиона долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился в 2,7 раза, экспорт — 108 630,2 миллиона долларов США (рост в 2,9 раз), импорт — 5,5 миллиона долларовСША (увеличился на 49,2 процента). Сальдо — +103 130,8 миллиона долларов США. 

Основу белорусского экспорта в январе — октябре 2017 г. составили:

  • молочные продукты;
  • грузовые автомобили;
  • сахар;
  • тракторы и седельные тягачи;
  • древесностружечные плиты;
  • машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур;
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов;
  • мясо и пищевые субпродукты домашней птицы;
  • мебель;
  • обои.

Импортировались из Кыргызской Республики части и принадлежности для автомобилей и тракторов (преимущественно радиаторы), продукты животного происхождения прочие, часы наручные, карманные с корпусом из недрагоценных металлов, оборудование для термической обработки материалов, фрукты сушенные, смеси орехов или сушенных плодов, хлопковое волокно.

Объемы импорта Кыргызской Республики в 2016 г., которые могут быть замещены продукцией белорусских предприятий:

  • прочая обувь — 202 миллиона долларов США;
  • лекарственные средства — 95 миллионов долларов США;
  • ткани — 47 миллионов долларов США;
  • части и принадлежности к моторным транспортным средствам — 38 миллионов долларов США;
  • оборудование для сортировки и грохочения — 37 миллионов долларов США;
  • шины — 23 миллиона долларов США;
  • сахар — 23 миллиона долларов США;
  • двигатели внутреннего сгорания — 18 миллионов долларов США;
  • посуда столовая — 17 миллионов долларов США;
  • металлоконструкции из черных металлов — 14 миллионов долларов США;
  • мясо и пищевые субпродукты домашней птицы — 13 миллионов долларов США; 
  • полицетали — 10 миллионов долларов США;
  • изделия прочие из пластмасс — 9 миллионов долларов США.

Полезные ссылки:

К содержанию

Межрегиональные и побратимские связи

Соглашения об установлении межрегиональных и побратимских связей между Республикой Беларусь и Кыргызстаном

Наименование

Дата и место подписания

Дата вступления в силу

Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между государственной администрацией Джалал-Абадской области Кыргызской Республики и Гродненской областью Республики Беларусь (бессрочное)

10.09.1996, г. Джала-Абад

10.09.1996

Соглашение по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству между городами Бишкек (Кыргызская Республика) и Минск (Республика Беларусь) (бессрочное)

01.07.1997, г. Минск

01.07.1997

Соглашение об установлении побратимских связей между городом Минск (Республика Беларусь) и городом Бишкек (Кыргызская Республика) (бессрочное)

11.10.2008, г. Бишкек

11.10.2008

Соглашение о сотрудничестве между Чуйской областной государственной Администрацией Кыргызской Республики и Минским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь

27.11.2009, г. Минск

27.11.2009

Соглашение о сотрудничестве между Могилевской областью Республики Беларусь и Нарынской областью Кыргызской Республики

30.05.2012, г. Могилев

30.05.2012

Договор между городами Могилевом и Нарыном об установлении побратимских связей

31.05.2012, г. Могилев

31.05.2012

Белорусская диаспора в Кыргызстане

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики по состоянию на 01.01.2016 в стране проживало 944 гражданина белорусской национальности, что составляет 0,016 процента от общей численности населения. В настоящее время в Кыргызской Республике в белорусской диаспоре имеются две общественные организации, являющихся членами Ассамблеи народов Кыргызстана (консультативно-совещательный орган по взаимодействию госорганов и этнокультурных центров в вопросах укрепления единства народа Кыргызстана при Государственном агентстве по делам местного самоуправления и межэтнических отношений):

  • Общественное объединение белорусов в Кыргызстане «Світанак» (создано в 1993 г.), председатель Шут А.С.
  • Белорусское культурное общество «Крыніца» (создано в 2001 г.), председатель Миронова Н.А.

В рамках работы по подготовке к открытию сборочного производства тракторов МТЗ и сервисного центра по обслуживанию сельскохозяйственной техники на базе ОсОО «Автомаш-Радиатор», задействовался потенциал и контакты в деловых кругах Общественного объединения белорусов в Кыргызской Республике «Свiтанак». Через объединение проводится работа по организации продаж в Кыргызстане продукции МТЗ.

В рамках подготовки к очередному заседанию Межправительственной белорусско-кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, представители белорусской диаспоры принимали активное участие в процессе налаживания деловых контактов и определения перспективных партнеров на местном рынке.

По рекомендации Посольства в 2016 — 2017 гг. представитель Общественного объединения белорусов в Кыргызской Республике «Свiтанак» Л. Сычевская принимала участие в XIII-м и в XIV-м Гомельском экономическом форуме.

Совместно с руководством ОО «Свiтанак» проводилась работа по привлечению потенциально заинтересованных представителей бизнеса к участию в Международной специализированной выставке в Кыргызской Республике «Белагро-2017».

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Кыргызской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Кыргызстана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by