Молдова

Герб
 Флаг
 
 
  • Государственный язык: молдавский.
  • Географическое положение: государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией. Территория: 33 846 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: в административном отношении Молдова разделена на 32 района, 5 муниципиев, 1 автономное территориальное образование, Приднестровье (неподконтрольно властям Молдовы).
  • Столица: Кишинев.
  • Государственное устройство: страна является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 г. с изменениями от 4 марта 2016 г.
  • Внешяя политика: основными приоритетами являются развитие взаимодействия с Евросоюзом и евроинтеграция Молдовы, поддержание прагматичных отношений со странами СНГ с акцентом на двустороннее торгово-экономическое сотрудничество.
  • Население: 3,1 миллиона человек.
  • Национальная валюта: молдавский лей.
  • ВВП: 13,6 миллиарда долларов США (2021).
  • Часовой пояс: GMT +1, GMT +2.
  • Телефонный код: +373.
  • Штрих-код: 484.

Содержание:

Социально-экономическое положение Республики Молдова

Экономические показатели (2021 г.):

  • ВВП — 13,6 миллиарда долларов США;
  • рост ВВП — 13,9% (предварительные данные);
  • ВВП на душу населения — 4,4 тысячи долларов США;
  • инфляция — 13,94%;
  • экспорт — 3,1 миллиарда долларов США;
  • импорт — 7,2 миллиарда долларов США;
  • основные статьи экспорта: овощи, фрукты, запчасти, растительное масло, вина, коньяки, соки, овощные и фруктовые консервы;
  • основные статьи импорта: нефтепродукты, машины и оборудование, пищевая и фармацевтическая продукция, металлы.

Молдова и Беларусь являются участниками Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. С учетом членства Молдовы в ВТО (присоединилась в 2001 г.) общий уровень тарифной защиты молдавского рынка является достаточно низким и составляет 4,6%, из них уровень тарифной защиты сельскохозяйственных товаров — 10,5%, не сельскохозяйственных — 3,7%.

27 июня 2014 г. Молдова подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающее создание зоны свободной торговли с ЕС (ратифицировано парламентом Молдовы 2 июля 2014 г.). Вступило в силу 1 июля 2016 г. после его ратификации всеми государствами-членами ЕС. Важной составной частью данного пакетного документа является Соглашение о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ).

В соглашении о создании УВЗСТ предусмотрено обнуление таможенных пошлин на большинство товаров из ЕС, регулирование торговли услугами, совершенствование таможенных процедур, усиление защиты прав интеллектуальной собственности, улучшение правил государственных закупок и конкуренции, устранение технических барьеров в торговле, переход Молдовы на применение санитарных и фитосанитарных правил ЕС.

Применение соглашения об УВЗСТ затронуло до 25% белорусского экспорта в части роста конкуренции из-за отмены ввозных пошлин на европейские товары (от 1 до 15%).

Одномоментное обнуление пошлин (от 4 до 10%) на европейские аналоги снизило ценовую конкурентоспособность на молдавской рынке белорусских холодильников, стиральных машин, газовых плит, шин, косметической продукции, бумаги и картона, обоев, столярных изделий.

Обнуление пошлин с переходным периодом от 3 до 10 лет затронет поставки продовольственных товаров из Беларуси, в том числе молоко и сливки сгущенные, сыр и творог, продукты из мяса, макаронные и кондитерские изделия, джемы, соки, крепкие спиртные напитки.

Участие Молдовы в соглашении УВЗСТ с ЕС базируется на принципах ВТО и не противоречит Договору о свободной торговле в рамках СНГ.

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Молдова

Беларусь и Молдова предоставляют национальный режим в отношении белорусских и молдавских товаров в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.

С непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой Беларусь развивает сотрудничество только на уровне субъектов хозяйствования в рамках торгово-экономического взаимодействия.

Непризнанный характер Приднестровского региона создает дополнительные риски при защите экономических прав на этой территории. В этой связи для успешной работы в Приднестровье рекомендуется сотрудничать с крупными местными компаниями, имеющими опыт сотрудничества с зарубежными партнёрами.

В 2021 году товарооборот между Беларусью и Молдовой увеличился на 23,5 процентов и составил 252,7 млн. долларов США. Экспорт белорусских товаров в Молдову составил 180,7 млн. долларов (136,2 процента). Ввоз молдавских товаров в Беларусь вырос на 0,8 процента до 72,2 млн. долларов.

Динамика внешней торговли между Республикой Беларусь и Республикой Молдова (миллионов долларов США)

Периоды

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2017 г.

220,5

133,4

87,1

46,3

2018 г.

222,3

147,4

74,9

72,5

2019 г.

225,3

141,5

83,8

57,7

2020 г.

204,1

132,6

71,5

61,1

2021 г.

252,7

180,7

72,1

108,6

2021 к 2020, в %

123,8

136,2

100,8

 

Основные статьи белорусского экспорта в 2021 г.:

  • специфические товары;
  • лесоматериалы продольно-распиленные;
  • лекарственные средства;
  • плиты древено-волокнистые;
  • плиты и пленка из пластмасс;
  • стекло полированное
  • пластмассовая тара;
  • плитка керамическая;
  • сыры и творог;
  • молоко и сливки сгущенные и сухие.

Из Молдовы импортировались вина виноградные, крепкие спиртные напитки, кукуруза, свежие фрукты и овощи, приборы и устройства для автоматического регулирования и управления, овощи замороженные и консервированные, гипс, ковры и напольные покрытия, металлопродукция.

Экспорт важнейших видов товаров из Республики Беларусь в Республику Молдова в 2020 – 2021 гг. (тысяч долларов США)

Товар

2020

2021

2021 к 2021, в %

Специфические товары

44 675,6

65 728,4

147,1

Лесоматериалы продольно-распиленные

8 565,7

8 898,7

103,9

Лекарственные средства, расфасованные

3 275,6

5 149,4

157,2

Плиты древесно-волокнистые

4 105,4

4 508,5

109,8

Плиты, листы, пленка из пластмасс непористые

2 394,0

4 022,1

168,0

Стекло полированное

1 571,0

3 471,3

221,0

Тара пластмассовая

2 359,2

3 078,6

130,5

Плитка керамическая неглазурованная

2 735,7

2 753,2

100,6

Сыры и творог

2 023,4

2 720,9

134,5

Молоко и сливки сгущенные и сухие

2 602,9

2 594,4

99,7

 

Импорт важнейших видов товаров из Республики Молдова в Республику Беларусь в 2020 – 2021 гг. (тысяч долларов США)

 

Товар

2020

2021

2021 к 2021, в %

Вина виноградные натуральные, включая сусло

22 948,2

20 777,1

90,5

Крепкие спиртные напитки

13 365,1

14 811,0

110,8

Кукуруза

6 164,8

5 096,7

82,7

Абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы и терн, свежие

4 080,3

4 912,7

120,4

Виноград, свежий или сушеный

1 873,0

4 022,6

214,8

Приборы и устройства для автоматического регулирования и управления

1 337,5

2 265,2

169,4

Овощи прочие, приготовленные или консервированные без уксуса

3 892,7

2 077,2

53,4

Гипс, ангидрит

1 678,3

1 836,5

109,4

Ковры и напольные покрытия тканые

2 561,5

1 720,8

67,2

Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

547,3

1 577,9

288,3

Экспорт белорусских услуг в Молдову в 2021 году составил 8 млн. долларов или 84,9 процента к аналогичному периоду 2020 года. Импорт услуг – 6 млн. долларов (115,4 процента). Сальдо положительное 2 млн. долларов.

В 2021 году в экономику Беларуси привлечено прямых инвестиций из Молдовы на сумму 699,2 тыс. долларов США (598,8 тыс. долларов за 2020 год).

В Молдове действует более 60 представительств, дочерних предприятий, субъектов ТПС и дистрибьюторов белорусских предприятий, в том числе создано 4 сборочных производства (троллейбусы «Белкоммунмаш», садово-виноградарские тракторы Сморгонского агрегатного завода, тракторы малой и средней мощности Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов, тракторы средней и повышенной мощности Минского тракторного завода).

В Беларуси действует 23 предприятия с молдавским капиталом, в том числе 7 совместных и 16 иностранных организаций.

Основными действующими структурами ТПС с белорусским капиталом в Молдове являются СП ТД «МТЗ-Лидер» (тракторы «Беларус»), СП «Торговая компания «Керамин-Кишинев» (стройматериалы), СП «Санта-Бриз» (продукция СП «Санта-Бремор»).

Проверка деловой репутации компаний-партнеров из Молдовы возможна путем:

  • посещения Молдовы и изучения имеющихся у партнера активов;
  • посещения веб-сайта компании и изучения отзывов о ней в сети Интернет;
  • запроса у копии Устава и иных регистрационных документов;
  • направления запроса в Торгово-промышленную палату Республики Молдова (эл. почта: camera@chamber.md);
  • получения информации у Посольства Республики Беларусь в Молдове (эл. почта: moldova@mfa.gov.by).

На сайте Национального Бюро статистики Республики Молдова размещаются данные о динамике внешней торговли страны по товарным группам и основным странам партнерам.

К содержанию

Условия и порядок регистрации субъектов хозяйствования на территории Республики Молдова

Информация об условиях и порядке регистрации субъектов хозяйствования на территории Республики Молдова размещена на официальном сайте Агентства государственных услуг Республики Молдова: https://www.asp.gov.md/ru/servicii/persoane-juridice/21/211/dn

Общие правила регистрации юридических лиц

Нормативное регулирование: ст. 2, ст. 5, ст. 7-15 Закона 220/2007, ст.171-183 Гражданского кодекса Республики Молдова.

Государственная регистрация юридических лиц и их отделений производится в рабочий день в течение 24-х часов, исчисляемых начиная с рабочего дня, следующего за днем подачи документов, необходимых для регистрации. Государственная регистрация юридических лиц и их отделений по требованию заявителя может быть проведена в срочном порядке в течение 4-х часов.

Для государственной регистрации юридических лиц необходимо представить:

  • удостоверения личности учредителей или их представителей, уполномоченных на основании доверенности, заверенной в установленном законом порядке, а также администратора юридического лица;
  • заявление о регистрации, подписанное учредителем, назначенным согласно решению о создании, или, в соответствующих случаях, подписанное другим лицом, уполномоченным согласно решению о создании. Образец заявления о регистрации , вместе с Инструкцией по заполнению заявления утверждаются органом государственной регистрации и публикуются на его официальном сайте. Если юридическое лицо намеревается осуществлять деятельность в регламентируемой области, в заявлении о регистрации декларируется под собственную ответственность наличие предварительного утверждения/разрешения компетентного органа о его создании;
  • решение о создании и учредительные документы юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы, утвержденные всеми участниками- учредителями (в двух экземплярах);
  • заключение Национальной комиссии по финансовому рынку – для страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, ссудо-сберегательных ассоциаций и, в установленных законодательством случаях, небанковских кредитных организаций;
  • документ, подтверждающий оплату регистрационной пошлины (производится в органе государственной регистрации через Mpay или банковским переводом);
  • информация о выгодоприобретающем собственнике/выгодоприобретающих собственниках в соответствии с Законом № 308/2017 о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Для государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, к заявлению о регистрации дополнительно прилагаются:

  1. Выписка из регистра, в котором зарегистрировано юридическое лицо с иностранными инвестициями, переведенная и нотариально заверенная;
  2. Учредительные документы иностранного юридического лица.

Документы, перечисленные в пунктах 1-2, должны быть представлены в оригинале или в виде переведенных на государственный язык копий, нотариально заверенных и легализованных консульскими учреждениями Республики Молдова за границей.

Иностранные официальные документы, оформленные на территории государств – участников Конвенции об отмене требования о дополнительной легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 05.10.1961 года, участником которой является Республика Молдова, на которые ставится апостиль, с соблюдением условий, предусмотренных настоящей Конвенцией, принимаются для регистрации без дополнительной легализации. Данное положение также применяется и в отношении выписок и копий данных документов.

Исключениями являются только документы, выданные властями стран-членов СНГ, Румынии, Литвы, Латвии, Чехии, Словакии, Азербайджана, Турции, Венгрии, с которыми Республика Молдова заключила договоры в данной области, согласно которым соответствующие официальные документы признаются на территории Республики Молдова без апостилирования и дополнительной легализации.

Документы для государственной регистрации должны быть оформлены на государственном языке и представлены в орган государственной регистрации учредителем или его представителем, уполномоченным на основании доверенности, заверенной в установленном законом порядке.

При внесении в государственный регистр юридических лиц данных о юридическом лице проверяются:

1. Наименование юридического лица;

2. У учредителей - физических лиц:

  • удостоверения личности учредителей или их представителей, уполномоченным на основании доверенности, заверенной в установленном законом порядке;
  • если на его имя ранее были зарегистрированы предприятия, у которых есть задолженности перед национальным государственным бюджетом или которые не действуют и не были ликвидированы в порядке, установленном законом;
  • у иностранных граждан и лиц без гражданства – проездные документы, позволяющие иностранным гражданам пересекать государственную границу Республики Молдова, согласно Приложению № 1 Постановления Правительства № 765/2014 или на основании удостоверяющих личность документов, выданных в соответствии с Законом № 273/1994 об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы.

3. У администраторов - физических лиц:

  • удостоверения личности;
  • у иностранных граждан – проездные документы, позволяющие иностранным гражданам пересекать государственную границу Республики Молдова, согласно Приложению № 1 Постановления Правительства № 765/2014 или на основании удостоверяющих личность документов, выданных в соответствии с Законом № 273/1994 об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы.

4. У учредителей - юридических лиц:

  • при учреждении нового юридического лица – решение учредителей;
  • если на его имя ранее были зарегистрированы предприятия, у которых есть задолженности перед национальным государственным бюджетом или которые не действуют и не были ликвидированы в порядке, установленном законом;

5. У уполномоченных лиц – специальная и нотариально удостоверенная доверенность;

6. Для предмета деятельности – используется «Классификатор видов экономической деятельности Молдовы» (КЭДМ) и Закон № 160 от 22.07.2011 года о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения. Виды деятельности, предусмотренные в части 3 статьи 10 Закона 845/1992, осуществляются исключительно государственными предприятиями.

7. Место нахождения юридического лица – должно быть реальным, что требует наличия недвижимого имущества или четко определенного помещения в недвижимом имуществе, которое законно принадлежит юридическому лицу на правах пользования или собственности; владелец недвижимого имущества должен быть известен и признавать тот факт, что юридическое лицо использует его адрес в качестве места нахождения; данные об адресе места нахождения не должны быть неопределенными и несуществующими;

8. Документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

После внесения записей в Государственный регистр администратору или его уполномоченному лицу выдаются, в зависимости от обстоятельств, следующие документы:

  • решение органа государственной регистрации, или, в соответствующих случаях, мотивированное решение об отказе в регистрации;
  • учредительные документы, или, в соответствующих случаях, дополнительный документ о внесении изменений в учредительный документ;
  • выписка из Государственного регистра, по запросу;
  • печать, по запросу.

Уникальный государственный идентификационный номер (IDNO), присваиваемый юридическому лицу, считается также фискальным кодом.

Юридическое лицо считается зарегистрированным в день принятия решения о регистрации.

*«государственная регистрация» – действие органа государственной регистрации, заключающееся в удостоверении факта учреждения, реорганизации, ликвидации, приостановления или возобновления деятельности юридических лиц, их отделений, а также факта внесения изменений в учредительные документы юридических лиц, внесения данных в Государственный регистр, следствием чего являются приобретение и прекращение правоспособности юридических лиц, приобретение и утрату физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. При государственной регистрации орган государственной регистрации предоставляет сторонам, занимающимся предпринимательской деятельностью, через единый пункт приема, консультации по юридическим формальностям, касающимся учреждения и регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, проверки наименования юридического лица, оформления учредительных документов, государственной регистрации, публикации информации в Электронном бюллетене, а также получает от органов публичной власти информацию, необходимую для регистрации посредством электронных сетей, без участия заявителя регистрации, и представляет органам публичной власти информацию из Государственного регистра юридических лиц и Государственного регистра индивидуальных предпринимателей для постановки на налоговый, статистический, медицинский и социальный учет.

Для государственной регистрации отделений отечественных юридических лиц

Отделением признается обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его нахождения, действующее на постоянной основе, имеющее собственное руководство и необходимое материальное обеспечение для осуществления части или всех видов деятельности юридического лица. Отделение не является юридическим лицом.

Отделения отечественных юридических лиц регистрируются при условии указания в учредительных документах юридического лица сведений об их создании, их наименовании и местонахождении.

Наименование отделения должно содержать слово «отделение», наименование отделения, если оно отличается от наименования юридического лица, и наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы.

Наименование отделения иностранного юридического лица состоит из наименования иностранного юридического лица, решившего создать отделение, за которым следует название зарубежного населенного пункта, в котором находится юридическое лицо, слово «отделение» и название населенного пункта в Республике Молдова, в котором находится отделение. Например: INTER APP SRL PARIS SUCURSALA CHISINAU. В случае учреждения одним иностранным юридическим лицом нескольких отделений в одном и том же населенном пункте, наименование отделения может быть дополнено обозначением, позволяющим различать их.

Для регистрации отделений отечественных юридических лиц представляются следующие документы:

  1. заявление о регистрации, подписанное учредителем, назначенным согласно решению о создании, или, в соответствующих случаях, подписанное другим лицом, уполномоченным согласно решению о создании. Образец заявления о регистрации save_alt вместе с Инструкцией по заполнению заявления save_alt утверждаются органом государственной регистрации и публикуются на его официальном сайте;
  2. решение компетентного органа юридического лица, которое должно содержать сведения о создании отделения, об утверждении его положения и назначении управляющего;
  3. положение об отделении (в двух экземплярах), которое должно содержать следующие данные:
    • местонахождение (почтовый адрес, телефон/факс, электронный адрес) отделения;
    • виды деятельности, осуществляемые отделением;
    • наименование юридического лица и его орга¬низационно-правовая форма, а также наименование отделения, если оно отличается от наименования юридического лица;
    • фамилия и имя лица, осуществляющего функции по управлению отделением;
    • полномочия лица, осуществляющего функции по управлению отделением;
  4. документ, подтверждающий оплату регистрационной пошлины (производится в органе государственной регистрации через Mpay или банковским переводом).

При регистрации отделений ссудо-сберегательных ассоциаций к вышеперечисленным документам, будет также проверяться заключение Национальной комиссии по финансовому рынку.

Для регистрации отделений иностранных юридических лиц

Процедура регистрации отделений иностранных юридических лиц аналогична процедуре регистрации отечественных юридических лиц, с особенностями, предусмотренными Гражданским кодексом.

Для регистрации отделений иностранных юридических лиц представляются следующие документы:

  1. заявление о регистрации, подписанное управляющим отделения назначенным согласно решению о создании, или, в соответствующих случаях, подписанное другим лицом, уполномоченным согласно решению о создании. Образец заявления о регистрации save_alt вместе с Инструкцией по заполнению заявления save_alt утверждаются органом государственной регистрации и публикуются на его официальном сайте;
  2. решение компетентного органа юридического лица, которое должно содержать сведения о создании отделения, об утверждении его положения и назначении управляющего;
  3. положение об отделении, которое должно содержать следующие данные:
    • местонахождение (почтовый адрес, телефон/факс, электронный адрес) отделения;
    • виды деятельности, осуществляемые отделением;
    • отметка о законодательстве государства, под действие которого подпадает иностранное юридическое лицо;
    • организационно-правовая форма иностранного юридического лица, его местонахождение, виды деятельности, а также размер уставного капитала иностранного юридического лица, если данная информация не указана в учредительном документе иностранного юридического лица;
    • наименование иностранного юридического лица и наименование отделения, если оно отличается от наименования иностранного юридического лица;
    • фамилия и имя лица, осуществляющего функции по управлению отделением, а также фамилия и имя администратора иностранного юридического лица;
    • полномочия лица, осуществляющего функции по управлению отделением;
  4. выписка из регистра, в котором зарегистрировано иностранное юридическое лицо, переведенная и нотариально заверенная, а также регистрационный номер иностранного юридического лица;
  5. копия учредительного документа иностранного юридического лица, переведенного на государственный язык, заверенная нотариально;
  6. финансовый отчет иностранного юридического лица за последний период отчетности.
  7. документ, подтверждающий оплату регистрационной пошлины (производится в органе государственной регистрации через Mpay или банковским переводом).

 

Справочно: по существующей в Молдове практике для регистрации компании и решения всех юридических вопросов нанимается юрист. По информации собственника Международного агентства «Доктор Алекс» ООО А.Стурза (моб. +373 78 221 783, эл. почта: doktoralex77@mail.ru) оплата юристу, который полностью проводит регистрацию компании в Молдове, составляет 500-600 долларов США.

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Молдова, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Молдовы и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благ.рны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя