Монголия

            

          

Герб: вписан в круг. Синий фон означает небо, а золотистый узор «тумен насан», который его окружает — единство. В центре расположена фигура, соединяющая в себе национальную эмблему «соёмбо» и драгоценного жеребца. Они означают независимость, суверенность и дух Монголии.

В верхней части герба расположен талисман «чинтамани», который в монгольском фольклоре исполняет желания и означает прошлое, настоящее и будущее. К низу от центра герба изображена горная гряда и буддийское колесо-дхармачакра. Это колесо обвито ритуальным шарфом-хадаком. Основанием герба служит лотос — один из буддийских символов.

Флаг: представляет собой три равновеликие вертикальные полосы красного, синего и красного цвета. В центре красной полосы, примыкающей к древку, изображён государственный символ «соёмбо» жёлтого цвета. Голубой цвет флага Монголии — цвет безоблачного неба страны. Красный — цвет огня, пламени костров в степи, напоминающий о победе национально-освободительной революции в 1921 г.

На красной полосе у древка расположена золотая идеограмма, в верхней части которой находится символ «соёмбо» — солнце, луна и особый знак «анусвара» — точка, из которой, согласно буддийскому учению, начала своё развитие вселенная. Три языка пламени, венчающие «анусвару», олицетворяют прошлое, настоящее и будущее.

  • Гимн: Государственный гимн Монголии (монг. Монгол Улсын төрийн дуулалявляется одним из главных официальных государственных символов Монголии, наряду с флагом и гербом.
  • Государственный язык: монгольский.
  • Географическое положение: граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Территория: 1 564 116 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Монголия делится на 21 аймак, которые, в свою очередь, имеют в своем составе 330 сомонов. Столица Улан-Батор является самостоятельной административной единицей.
  • Столица: Улан-Батор.
  • Государственное устройство: парламентская республика, действует конституция 1992 г. Глава государства — Президент, избираемый прямым тайным голосованием на 4-летний срок, но не более двух раз. Президент — Халтмаагийн Баттулга (избран 7 июля 2017 г. во втором туре). Законодательная власть осуществляется однопалатным Парламентом — Великим Государственным Хуралом (ВГХ) в составе 76 депутатов, избираемых тайным голосованием на 4 года. Последние выборы состоялись 29 июня 2016 г. Председатель ВГХ — Миеэгомбын Энхболд. Исполнительная власть осуществляется Правительством, подотчетным ВГХ. Глава Правительства — Премьер-министр Ухнаагийн Хурэлсух (назначен 4 октября 2017 г.). Внешняя политика: внешняя политика направлена на обеспечение суверенитета страны, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела других стран, решение спорных вопросов мирным путем. Основные интересы — развитие сотрудничества с ближайшими соседями (Россией и Китаем), а также выстраивание равноправных отношений с другими государствами («политика третьего соседа»).
  • Население: 3,2 миллиона человек (2018 г.).
  • Национальная валюта : тугрик.
  • ВВП: около 11,6 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: UTC +7, UTC +8.
  • Телефонный код: +976.
  • Штрих-код: 865.

Экономическое положение (данные за 2017 г.): 

  • ВВП на душу населения — 3 959 долларов США; 
  • внешний долг — около 26 миллиардов долларов США; 
  • инфляция — 6,4 процента;
  • экспорт — 6,2 миллиарда долларов США; 
  • импорт — 4,3 миллиарда долларов США.

Сотрудничество Монголии с Республикой Беларусь

Политические отношения

Монголия — одна из первых стран, признавших суверенитет и независимость Республики Беларусь (декабрь 1991 г.). Дипломатические отношения установлены 24 января 1992 г. Торговое представительство Республики Беларусь в Монголии, действовавшее с 1992 г., было упразднено в августе 2000 г. ввиду незначительного уровня товарооборота.

В 1998 — 2000 гг. и в 2011 — 2013 гг. в Монголии по совместительству были аккредитованы послы Беларуси в КНР. В рамках реализации договоренностей в сфере двусторонних политических отношений 30 июня 2014 г. открыто Посольство Республики Беларусь в Монголии.

Традиционно в Республике Беларусь по совместительству аккредитовывались послы Монголии в Российской Федерации. В декабре 2015 г. на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Монголии в Российской Федерации и по совместительству в Беларуси назначена Б. Дэлгэрмаа, приступившая к выполнению своих обязанностей в России 21 апреля 2016 г.

Визиты на высшем уровне, а также визиты парламентских делегаций Республики Беларусь и Монголии до настоящего времени не осуществлялись.

Прорабатываются визиты в Беларусь на уровне Президента и Премьер-министра Монголии. Приглашения соответствующим должностным лицам направлены в 2017 — 2018 гг.

В январе 1992 г. Монголию посетил Председатель Совета Министров Республики Беларусь, в сентябре 2013 г. — Премьер-министр Республики Беларусь.

В марте 2016 г. Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. посетил Монголию.

Министр иностранных дел Республики Беларусь посетил Монголию в апреле 1996 г., а Министр иностранных дел Монголии осуществил визит в Беларусь в мае 2001 г. Прорабатывается возможность организации в 2018 г. визита Министра иностранных дел Монголии в Республику Беларусь.

Состоялось три раунда белорусско-монгольских межмидовских консультаций (в 2012 г. в г. Улан-Баторе, в 2013 г. в г.Минске и в апреле 2015 г. в г. Улан-Баторе).

Беларусь и Монголия имеют схожие позиции по ключевым вопросам международной повестки дня, выступают против создания однополярного мира и за соблюдение интересов средних и малых государств.

Торгово-экономическое сотрудничество

Основные статьи монгольского экспорта:

  • медь;
  • уголь;
  • продукция животноводства;
  • шерсть;
  • одежда.

Основные статьи монгольского импорта:

  • нефтепродукты;
  • машины и оборудование;
  • промышленные товары;
  • продукты питания.

Традиционно белорусский экспорт в Монголию составляет основу товарооборота и характеризуется достаточной степенью диверсификации. Импорт из Монголии незначителен.

Динамика торговли между Республикой Беларусь и Монголией (в миллионах долларов США)

Год

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2009

10648

10604

44

10560

2010

13161

13161

 

2011

77448

77446

2

77444

2012

111364,6

111364,2

0,4

111363,8

2013

107755,9

107731,2

24,7

107706,5

2014

22404,8

21706,1

698,7

21007,4

2015

23195,3

23149,9

45,4

23104,5

2016

9895,7

9826,9

68,8

9758,1

2017 

13642,7

13517,4

124,7

13392,6

2017 к 2016, в %

137,9

137,6

181,4

 

В 2017 г. белорусский экспорт составил 13,5 миллиона долларов США и (вырос на 37,6%, или 3,7 миллиона долларов США), темп роста без учета нефтепродуктов — 139,0%. Задание на 2017 г. по росту экспорта 110% перевыполнено. Импорт — 124,8 тысячи долларов США, основа — плавиковый шпат (124,0 тысячи долларов США).

Экспорт услуг в 2017 г. — 4,1 миллиона долларов США (темп роста — 214,0%), импорт — 3,9 миллиона долларов США. Впервые сальдо положительное — 163,5 тысячи долларов США (в 2016 г. — «минус» 1,1 миллиона долларов США).

Основа белорусского экспорта:

  • карьерная техника (4,8 миллиона долларов США); 
  • сухое молоко (3,9 миллиона долларов США);
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов (0,8 миллиона долларов США);
  • мучные кондитерские изделия (0,4 миллиона долларов США);
  • лекарственные средства (0,3 миллиона долларов США); 
  • трансформаторы электрические (0,3 миллиона долларов США); 
  • обувь (0,3 миллиона долларов США);
  • волокна синтетические нечесаные (0,2 миллиона долларов США);
  • тара пластмассовая (0,2 миллиона долларов США).

Справочно: по статданным Монголии доля Беларуси в импорте Монголии — 0,6% (22-е место), в том числе по сухому молоку — 33,6% (2-е место после Новой Зеландии), маслу сливочному — 15,6% (3-е место после Новой Зеландии, Франции), грузовым автомобилям — 8,5% (4-е место после КНР, США, Южной Кореи).

Наиболее увеличились к 2016 г. поставки частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 0,55 миллиона долларов США, или в 3,5 раза); автомобилей спецназначения (на 0,55 миллиона долларов США, или в 9,5 раза).

Выросли поставки центрифуг, оборудования и устройств для фильтрования жидкостей или газов (на 115,3 тысячи долларов США, или в 40,8 раза); насосов жидкостных (на 108,7 тысячи долларов США, или в 26,9 раза); трансформаторов электрических (на 95,3 тысячи долларов США, или на 49,4%); обуви (на 62,2 тысячи долларов США, или на 22,5%).

В 2017 г. экспортировалось 106 товарных позиций. Эффективность диверсификации экспорта положительная — «плюс» 4,4 миллиона долларов США.

Основные экспортные позиции, не поставлявшиеся в 2016 г.:

  • сухое молоко;
  • масло сливочное;
  • сахар;
  • прицепы и полуприцепы;
  • мебель;
  • холодильники, морозильники;
  • экстракт солодовый;
  • готовые пищевые продукты из муки, крупы, крахмала.

Основа экспорта услуг — услуги автомобильного (73,2% всего объема) и ж/д транспорта (20,6%). Основа импорта — услуги ж/д транспорта — 93,1%.

С 2013 г. действует Совместная Белорусско-Монгольская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Состоялось четыре заседания (2013 г., 2014 г., 2015 г., 2017 г.). 

IV заседание МПК проведено в г. Минске 19 сентября в рамках визита в Беларусь (16 — 20 сентября) председателя монгольской части Совместной Белорусско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, Министра продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности П. Сэргэлэна. В ходе визита также состоялись встречи и переговоры в Минпроме, МИД, БРРБ. Состоялось посещение ряда белорусских предприятий. Обозначены основные направления взаимодействия, определены практические мероприятия по их наполнению. По итогам визита Правительством Монголии утвержден План мероприятий по реализации Протокола заседания МПК.

Образована Рабочая группа по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства (первое заседание состоялось в марте 2016 г. в г. Улан-Баторе).

Дополнительно:

Пастбищное животноводство по-прежнему является главным видом хозяйственной деятельности в Монголии — одной из ведущих стран мира по поголовью скота на душу населения (72 миллиона голов на 3 миллиона жителей). Животноводство — основа для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Земледелие имеет второстепенное значение. Главная культура — пшеница, выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х гг. существует экспериментальное садоводство и, даже, бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Промышленное производство развито слабо. Монголия — одна из стран-лидеров в Азии по запасам природных ресурсов (медь, золото, уголь, уран, железная руда, цинк, молибден, серебро). Разрабатывается лишь небольшая часть разведанных месторождений.

В 2000-е гг. повышение спроса и рост мировых цен на уголь и руду обусловили резкий скачок экономики Монголии, в результате чего её ВВП в 2011 г. вырос на 17,3 процента и составил почти 12 миллиардов долларов США.

В настоящее время ряд системных проблем сдерживает развитие экономики Монголии. Часть из них характерна для большинства развивающихся стран (низкая диверсификация производства, социальные проблемы, зависимость от внешнего финансирования), но некоторые присущи именно Монголии (отсутствие выхода к морю, зависимость экономики от природно-климатических условий и цен на основные экспортные товары, узость рынка).

Объективные кризисные явления в монгольской экономике наблюдались с первой половины 2014 г. в связи со снижением цен на основные экспортные позиции — уголь и медь, а также замедлением экономики КНР и, соответственно, снижением импорта данного вида сырья.

В 2017 г. стране удалось переломить данную ситуацию — благодаря растущим ценам на медь и уголь на фоне увеличения Китаем импорта угля и запрета его ввоза из КНДР, а также финансовой помощи и кредитам международных финансовых организаций и иностранных государств экономика Монголии в 2017 г. выросла на 3,8%.

По мнению экспертов МВФ и других международных финансовых организаций, в 2018 г. ожидается дальнейший рост монгольской экономики.

Несмотря на усиление экономики Монголии в связи с ростом цен и спроса на медь и уголь, у монгольских потребителей по-прежнему сохраняется дефицит собственных ресурсов для единовременного расчета за поставляемую технику, в том числе в связи с высокой закредитованностью по итогам 2012 — 2016 гг. По мнению экспертов, платежеспособность монгольских компаний стабилизируется не ранее 2020 г.

С учетом специфики рынка представляется целесообразным рекомендовать компаниям, планирующим выход на рынок Монголии, продумывать варианты финансирования экспорта, схему предоставления максимально возможной отсрочки и рассрочки платежа.

Перспективным вариантом продвижения белорусской техники на монгольский рынок является схема, предусмотренная Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». 

Монголия не вводила в отношении Беларуси ограничительные меры на импорт продукции белорусского производства. По большинству товарных позиций, импортируемых Монголией, действует 5% таможенная пошлина и 10% ввозной налог на добавленную стоимость.

При поставке товара в Монголию необходимо предоставление сертификата качества и безопасности, выдаваемого производителем товара. В абсолютном большинстве случаев предъявляемые монгольской стороной требования не отличаются от требований, предъявляемых российской стороной к поставщикам продукции.

Стандартный ветеринарный и/или фито-санитарный контроль осуществляется в отношении следующей продукции:

  • сырье и продукты животного и растительного происхождения;
  • сигареты;
  • лекарственные средства;
  • генно-модифицированное сырье и продукция из него;
  • растения.

Следующие белорусские предприятия имеют дилерские соглашения на поставку продукции с монгольскими партнерами: ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «Бобруйсксельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Лидагропроммаш», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Мозырский машиностроительный завод, ОАО «Могилевлифтмаш», ЗАО «Атлант», Минский электротехнический завода им. Козлова, СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Дополнительно:

Сотрудничество в области науки и образования

В январе 2016 г. в Улан-Баторе прошло первое заседание совместной комиссии двух стран по сотрудничеству в области науки и технологий. Приоритетными направлениями взаимодействия определены: материаловедение и наноматериалы; лазерные и оптоэлектронные технологии; медицина, фармакология и биотехнологии; беспилотные авиационные комплексы, аэрокосмические технологии.

Обсуждены перспективы совместных производств высокотехнологичной продукции, вопросы трансфера технологий и интеллектуальной собственности.

Принята исполнительная программа научно-технического и инновационного сотрудничества на 2017 — 2018 гг. 

Сторонами согласован перечень совместных научных проектов на 2017 — 2018 гг. Начата работа соответствующих институтов двух стран в области разработки жидких полимеров, скрининга лекарственных растений Беларуси и Монголии, проведения системного анализа белков.

В 2017 г. НАН Беларуси вместе с монгольскими партнерами реализовывались 10 научно-исследовательских проектов, согласованных Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований и Монгольским фондом по науке и технологиям.

Справочно. Сферы: получение синтетических топлив из бурых углей; стимуляция иммунной системы сельскохозяйственных животных; повышение приживаемости растений и их устойчивости; зеленое обустройство пустынных территорий; охрана окружающей среды; биоремедиация почв и повышение их плодородия; новые материалы и др.

22 — 26 мая 2017 г. организован первый визит главы Академии наук Монголии Д. Рэгдэла в Беларусь. Прошли переговоры с Председателем Президиума НАН Беларуси В. Гусаковым о перспективных направлениях сотрудничества в области науки и технологий, подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между НАН Беларуси и Академией наук Монголии, Д. Рэгдэл посетил ряд научных учреждений Беларуси.

Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере образования дает возможность ежегодного обучения в вузах сторон на согласованных условиях до трех человек.

В 2015/2016 учебном году Беларусью принято на обучение два монгольских студента на бесплатной основе, в 2016/2017 учебном году — три студента. Белорусские студенты пока не подавали заявок на обучение в вузах Монголии.

В рамках реализации Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между сомоном Даланзадгад аймака Умнуговь и г. Жодино (подписан в 2016 г.) в 2017/2018 учебном году шесть граждан Монголии зачислены для обучения в Филиал БНТУ «Жодинский государственный политехнический колледж» (обучение осуществляется на средства компании-дилера ОАО «БЕЛАЗ» — «United BelAZ Machinery Investment»).

Развитие договорно-правовой базы

В настоящее время договорно-правовая база Беларуси и Монголии насчитывает 22 документа.

Между Республикой Беларусь и Монголией заключены межгосударственное соглашение об установлении дипломатических отношений, межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о содействии осуществлению и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, об отмене виз, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о военно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере образования, о международном автомобильном сообщении, о воздушном сообщении.

Подписаны межведомственные соглашения и меморандумы о военном сотрудничестве, о сотрудничестве по обмену информацией, связанной с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, по вопросам взаимодействия в сферах науки и технологий, культуры, сельского хозяйства, ветеринарии, легкой промышленности, а также стандартизации, метрологии, аккредитации и оценки соответствия. Кроме того, заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между сомоном Даланзадгад аймака Умнуговь и городом Жодино (Республика Беларусь).

Все указанные документы вступили в силу.

Ведется работа по расширению договорно-правовой базы.

В ходе IV заседания Совместной Белорусско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоялось 19 сентября 2017 г. в г. Минске, стороны обсудили готовность к подписанию документов, рассматриваемых сторонами.

Подтверждена взаимная готовность подписать межгосударственные договоры о дружественных отношениях и сотрудничестве, о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о взаимной правовой помощи по гражданским и хозяйственным делам, о выдаче, соглашение об установлении дружественных связей и сотрудничества между Мингорисполкомом и Мэрией г. Улан-Батора, а также межведомственные договоры о сотрудничестве в сфере здравоохранения, о взаимопонимании между министерствами юстиции, МЧС Беларуси и Государственным агентством по чрезвычайным ситуациям Монголии, ведомствами судебных экспертиз.

Прорабатывается возможность заключения межправительственного Соглашения о предоставлении связанного льготного кредита (проект разработан Банком развития Беларуси). Доработанный с учетом предложений Минфина Монголии проект документа находится на рассмотрении монгольской стороны. 

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Монголии, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Монголии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by