Монголия

Герб
 Флаг
 

Герб: вписан в круг. Синий фон означает небо, а золотистый узор «тумен насан», который его окружает — единство. В центре расположена фигура, соединяющая в себе национальную эмблему «соёмбо» и драгоценного жеребца. Они означают независимость, суверенность и дух Монголии.

В верхней части герба расположен талисман «чинтамани», который в монгольском фольклоре исполняет желания и означает прошлое, настоящее и будущее. К низу от центра герба изображена горная гряда и буддийское колесо-дхармачакра. Это колесо обвито ритуальным шарфом-хадаком. Основанием герба служит лотос — один из буддийских символов.

Флаг: представляет собой три равновеликие вертикальные полосы красного, синего и красного цвета. В центре красной полосы, примыкающей к древку, изображён государственный символ «соёмбо» жёлтого цвета. Голубой цвет флага Монголии — цвет безоблачного неба страны. Красный — цвет огня, пламени костров в степи, напоминающий о победе национально-освободительной революции в 1921 г.

На красной полосе у древка расположена золотая идеограмма, в верхней части которой находится символ «соёмбо» — солнце, луна и особый знак «анусвара» — точка, из которой, согласно буддийскому учению, начала своё развитие вселенная. Три языка пламени, венчающие «анусвару», олицетворяют прошлое, настоящее и будущее.

 
  • Гимн: Государственный гимн Монголии (монг. Монгол Улсын төрийн дуулалявляется одним из главных официальных государственных символов Монголии, наряду с флагом и гербом.
  • Государственный язык: монгольский.
  • Географическое положение: граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Территория: 1 564 116 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Монголия делится на 21 аймак, которые, в свою очередь, имеют в своем составе 330 сомонов. Столица Улан-Батор является самостоятельной административной единицей.
  • Столица: Улан-Батор.
  • Государственное устройство: парламентская республика, действует конституция 1992 г. Глава государства — Президент, избираемый прямым тайным голосованием на 4-летний срок, но не более двух раз. Президент — Халтмаагийн Баттулга (избран 7 июля 2017 г. во втором туре). Законодательная власть осуществляется однопалатным Парламентом — Великим Государственным Хуралом (ВГХ) в составе 76 депутатов, избираемых тайным голосованием на 4 года. Последние выборы состоялись 29 июня 2016 г. Председатель ВГХ — Гомбожавын Занданшатар. Исполнительная власть осуществляется Правительством, подотчетным ВГХ. Глава Правительства — Премьер-министр Ухнаагийн Хурэлсух (назначен 4 октября 2017 г.). Внешняя политика внешняя политика направлена на обеспечение суверенитета страны, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела других стран, решение спорных вопросов мирным путем. Основные интересы — развитие сотрудничества с ближайшими соседями (Россией и Китаем), а также выстраивание равноправных отношений с другими государствами («политика третьего соседа»).
  • Население: 3,24 миллиона человек (2019 г.).
  • Национальная валюта: тугрик.
  • ВВП: около 12,4 миллиарда долларов США. (2018 г.)
  • Часовой пояс: UTC +7, UTC +8.
  • Телефонный код: +976.
  • Штрих-код: 865.

Экономическое положение (данные за 2018 г.): 

  • ВВП на душу населения — 3 828 долларов США; 
  • внешний долг — 27,9 миллиардов долларов США; 
  • инфляция — 8,1 процента;
  • экспорт — 7,0 миллиарда долларов США; 
  • импорт — 5,9 миллиарда долларов США.

Основные статьи монгольского экспорта:

  • уголь;
  • медь;
  • сырая нефть;
  • шерсть;
  • железная руда;
  • цинк.

Основные статьи монгольского импорта:

  • нефтепродукты;
  • машины и оборудование;
  • промышленные товары;
  • продукты питания.

Сотрудничество Монголии с Республикой Беларусь

Политические отношения

Беларусь и Монголия имеют схожие позиции по ключевым вопросам международной повестки дня, выступают против создания однополярного мира и за соблюдение интересов средних и малых государств.

Монголия одной из первых признала государственный суверенитет Республики Беларусь в декабре 1991 г. Дипломатические отношения установлены 24 января 1992 г.

В 1998 – 2000 гг. и 2011 – 2014 гг. в Монголии по совместительству были аккредитованы послы Беларуси в КНР.

Посольство Республики Беларусь в Монголии открыто 30 июня 2014 г.

6 августа 2014 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Монголии С.Чепурной вручил верительные грамоты Президенту Монголии Ц.Элбэгдоржу.

Послы Монголии в России традиционно аккредитуются в Беларуси по совместительству. В ноябре 2004 г. открыт консульский пункт Монголии в г. Бресте, в 2012 году пункт перемещен в г. Минск.

Президенты двух стран встречались на полях саммитов ШОС и БРИКС в июле 2015 г. в Уфе (Россия) и саммита ШОС в июне 2018 г. в Циндао (Китай).

Премьер-министры Беларуси посещали Монголию в 1992 и 2013 годах.

В 2016 году Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. посетил Монголию с рабочим визитом.

В 2017 году в рамках заседания СГП ШОС в Сочи состоялась встреча Премьер-министра Беларуси Кобякова А.В. с Вице-премьером Монголии У.Энхтувшином.

Министры иностранных дел Монголии посещали Беларусь с визитами в 2001 и 2018 годах, Министр иностранных дел Беларуси посетил Монголию в 1996 году.

Нынешний Президент Монголии Х.Баттулга посещал Беларусь в 2013 году в качестве Министра промышленности и сельского хозяйства Монголии. В 2014 году Беларусь посетил Министр дорог и транспорта Монголии. Министр промышленности Беларуси Вовк В.М. посетил Монголию в марте 2018 г.

Состоялось три раунда белорусско-монгольских межмидовских консультаций (последний – в апреле 2015 г. в Улан-Баторе).

В Национальном собрании Беларуси создана рабочая группа по сотрудничеству с Парламентом Монголии. При Великом Государственном Хурале Монголии создана Монголо-Белорусская парламентская группа. В июне 2018 г. в ходе своего визита в Беларусь Министр иностранных дел Монголии Д.Цогтбаатар в качестве руководителя парламентской группы встретился с Председателем Палаты представителей Национального собрания Беларуси В.П.Андрейченко.

Торгово-экономическое сотрудничество

Белорусский экспорт в Монголию традиционно составляет основу взаимной торговли. Импорт из Монголии незначителен.

В 2018 г. товарооборот с Монголией увеличился на 142,6 процента по сравнению с 2017 годом до 19,5 млн. долларов. При этом белорусский экспорт в Монголию вырос на 141,4 процента и составил 19,1 млн. долларов, импорт составил 341,8 тыс. долларов.

Динамика двусторонней торговли с Монголией (2014 – 2018 гг.) (в миллионах долларов США)

 

2014

2015

2016

2017

2018

Товарооборот

22,4

23,2

9,9

13,6

19,5

Экспорт

21,7

23,1

9,8

13,5

19,1

Импорт

0,7

0,045

0,069

0,1

0,3

Сальдо

21,0

23,1

9,7

13,4

18,8

Экспорт важнейших товаров из Республики Беларусь в Монголию в 2017/2018 гг. (в тысячах долларов США)

Товар

2017

2018

2018/2017 в %

Молоко и сливки сгущенные и сухие

3910,5

5980,8

152,9

Автомобили грузовые

4206,3

5932,7

141,0

Тара пластмассовая

211,4

996,9

в 4,7 раза

Дорожная и строительная техника

625,0

Масло сливочное

278,2

589,0

в 2,1 раза

Лекарственные средства

328,7

553,5

168,4

Хлеб и мучные кондитерские изделия

368,3

431,0

117,0

Волокна синтетические нечесаные

229,3

358,9

156,5

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов

759,4

350,4

46,1

Сахар

199,4

312,6

156,8

Двигатели и силовые установки прочие

122,3

263,0

в 2,1 раза

Обувь

338,1

252,8

74,8

Импорт товаров из Монголии в Республику Беларусь в 2017/2018 гг. (в тысячах долларов США)

Товар

2017

2018

2018/2017 в %

Плавиковый шпат

124,0

340,6

в 2,7 раза

Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные

0,8

0,3

37,5

Одежда мужская текстильная

0,9

Основа экспорта:

  • сухое молоко (6,0 млн. долларов);
  • карьерные самосвалы (5,9 млн. долларов);
  • тара пластмассовая (1,0 млн. долларов);
  • дорожная и строительная техника (625,0 тыс. долларов);
  • масло сливочное (589,0 тыс. долларов);
  • лекарственные средства (553,5 тыс. долларов);
  • мучные кондитерские изделия (431,0 тыс. долларов);
  • волокна синтетические нечесаные (358,9 тыс. долларов);
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов (350,4 тыс. долларов);
  • сахар (312,6 тыс. долларов).

Справочно: По статданным Монголии доля Беларуси в ее импорте – 0,4% (24-е место), в том числе сухого молока – 50,9% (1-е место, 2 – Новая Зеландия, 3 – Польша), масла сливочного – 40,4% (1-е место, 2  – Франция, 3 – Новая Зеландия).

Наиболее увеличились к 2017 г. поставки: сухого молока (на 2,1 млн. долларов, или на 52,9%); карьерных самосвалов (на 1,7 млн. долларов, или на 41,0%), тары пластмассовой (на 785,5 тыс. долларов, или в 4,7 раза).

Выросли поставки: масла сливочного (на 310,8 тыс. долларов, или в 2,1 раза), лекарственных средств (на 224,8 тыс. долларов, или на 68,4%), мебели (на 172,5 тыс. долларов, или в 3,5 раза), двигателей и силовых установок (на 140,7 тыс. долларов, или в 2,1 раза), волокон синтетических нечесаных (на 129,6 тыс. долларов, или на 56,5%), сахара (на 113,2 тыс. долларов, или на 56,8 %).

В 2018 г. экспортировалось 136 товарных позиций (на 29 больше, чем в 2017 г.), 44 из которых (всего 1,4 млн. долларов) в 2017 г. не поставлялись. Прекращены поставки по 24 позициям (752,2 тыс. долларов). Эффективность диверсификации – «плюс» 644,0 тыс. долларов.

Основные экспортные позиции, не поставлявшиеся в 2017 г.:

  • дорожная и строительная техника;
  • машины и механические устройства специального назначения;
  • аппаратура рентгеновская; металлоконструкции из черных металлов;
  • фанера клееная;
  • изделия столярные строительные;
  • воды, включая минеральные и газированные, с сахаром.

Экспорт услуг в Монголию в 2018 г. – 3,8 млн. долларов (92,3 % к 2017 г.), импорт – 2,5 млн. долларов. Основа экспорта услуг – услуги автомобильного (73,1% всего объема) и ж/д транспорта (18,3 %). Основа импорта – услуги ж/д транспорта – 82,5%. Сальдо положительные – 1,2 млн. долларов (в 2017 г. положительное – 163,4 тыс. долларов).

С 2013 года действует Совместная Белорусско-Монгольская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Состоялось четыре заседания (последнее – в сентябре 2017 г. в Минске). Прорабатывается возможность организации очередного заседания в Улан-Баторе в первом полугодии 2019 года.

В 2015 году создана Совместная Белорусско-Монгольская комиссия по сотрудничеству в области науки и технологий. В январе 2016 г. в Улан-Баторе прошло ее первое заседание. Прорабатывается возможность организации очередного заседания в Минске в 2019 году.

В 2015 году создана двусторонняя межведомственная Рабочая группа по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства (последнее заседание – в июле 2018 г. в Минске).

Экономическая ситуация в Монголии и условия ведения бизнеса

Пастбищное животноводство по-прежнему относится к основным видам хозяйственной деятельности в Монголии – одной из ведущих стран мира по поголовью скота на душу населения (более 60 млн. голов на 3,2 млн. жителей). Животноводство – основа для легкой и пищевой промышленности (40% мирового производства кашемира).

Земледелие имеет второстепенное значение. Главная культура – пшеница, выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство и, даже, бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Промышленное производство развито слабо.

Монголия — одна из стран-лидеров в Азии по запасам природных ресурсов (медь, золото, уголь, уран, железная руда, цинк, молибден, серебро). Разрабатывается лишь небольшая часть разведанных месторождений.

Экономика страны чрезмерно зависит от экспорта сырья. В 2000-е годы повышение спроса и рост мировых цен на уголь и руду обусловили резкий скачок экономики Монголии, в результате чего её ВВП в 2011 году вырос на 17,3 % и составил почти 12 млрд. долларов.

При этом главный потребитель монгольских ресурсов – Китай, недалеко от границы с которым расположены основные месторождения Монголии.

Развитие экономики страны сдерживает ряд системных проблем. Часть из них характерна для многих стран с развивающейся и переходной экономикой (низкая диверсификация, социальные проблемы, зависимость от внешнего финансирования), но некоторые являются специфическими: отсутствие выхода к морю, неразвитость транспортной инфраструктуры, зависимость от природно-климатических условий и цен на основные экспортные товары, узость рынка).

Кризисные явления в монгольской экономике наблюдались с первой половины 2014 г. в связи со снижением цен на основные экспортные позиции — уголь и медь, а также замедлением экономики КНР и, соответственно, снижением импорта сырья этой страной.

Положение экономики резко ухудшилось в середине 2016 г. Рост ВВП в 2016 году составил 1,3 процента, общий внешний долг – 23,5 млрд. долларов (210 процентов ВВП), госдолг – 21,3 трлн. тугриков (78 процентов ВВП). Ситуация усугубилась обесцениванием национальной валюты.

В 2017 году, благодаря растущим ценам на медь и уголь на фоне увеличения Китаем импорта угля, а также финансовой помощи и кредитам международных финансовых организаций и иностранных государств, экономика Монголии выросла на 3,8 процента.

В 2018 году рост экономики Монголии составил 6,9 процента, ПИИ выросли на 32 процента, впервые за 8 лет обеспечен профицит консолидированного бюджета (около 100 млн. долларов).

Внешний товарооборот – 12,9 млрд. долларов (рост к 2017 г. на 22,3 процента), экспорт – 7,0 млрд. (рост на 13,1 процента), импорт – 5,9 млрд. (рост на 35,5 процента). Сальдо: +1,1 млрд. Рост экспорта обеспечили, прежде всего, рекордные поставки угля – 36,5 млн. т., импорта – продукция нефтепереработки, машиностроения, запчасти, электрооборудование, металлы.

Госдолг сократился до 61 процента ВВП. Безработица снизилась до 6,9 процента (самый низкий уровень за последние 3 года), средняя зарплата выросла на 8 процентов к 2017 году.

Международные рейтинговые агентства «Fitch» и «S&P» повысили долгосрочный кредитный рейтинг Монголии с «B-» до «В», прогноз «стабильный». На оценку повлияли повышение мировых цен на сырьевые товары, улучшение бюджетной дисциплины и рост экономики Монголии.

Стабильность цен на природные ресурсы обуславливает положительные прогнозы роста экономики страны в 2019 г.: Минфин Монголии – 5,8 процента, Центробанк – 6,4 процента, Азиатский банк развития – 6,1 процента. Агентство «S&P» считает, что до 2021 г. рост составит, в среднем, 5,6 процента. По последним расчетам МВФ, рост экономики Монголии в 2019 году составит 8 процентов.

Сохраняется интерес монгольских потребителей к поставкам белорусского сухого молока и тары пластмассовой, используемых в производственных целях, а также волокон синтетических, лекарственных средств, продуктов питания, мебели, обуви.

Вместе с тем, несмотря на рост экономики, большинство монгольских потребителей по-прежнему испытывает дефицит собственных ресурсов для единовременного расчета за поставляемую технику. По прогнозам, при сохранении роста экономики, платежеспособность монгольских компаний стабилизируется в 2020-2021 гг.

Кроме того, Правительство Монголии продолжает жесткую экономию бюджетных средств, непростое финансовое положение (после неурожая 2016 и 2017 гг.) остается в аграрном секторе страны.

В этой связи экспорт белорусской техники для бюджетных организаций (пассажирская, коммунальная, специальная техника, лифты) и сельхозпредприятий, как и прежде, возможен, в основном, за счет экспортного кредита Банка развития Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»).

С учетом специфики рынка представляется целесообразным рекомендовать компаниям, планирующим выход на рынок Монголии, продумывать варианты финансирования экспорта, схему предоставления максимально возможной отсрочки и рассрочки платежа.

Монголия не вводила в отношении Беларуси ограничительные меры на импорт продукции белорусского производства. По большинству товарных позиций, импортируемых Монголией, действует 5% таможенная пошлина и 10% ввозной налог на добавленную стоимость.

При поставке товара в Монголию необходимо предоставление сертификата качества и безопасности, выдаваемого производителем товара. В абсолютном большинстве случаев предъявляемые монгольской стороной требования не отличаются от требований, предъявляемых российской стороной к поставщикам продукции.

Стандартный ветеринарный и/или фито-санитарный контроль осуществляется в отношении следующей продукции:

  • сырье и продукты животного и растительного происхождения;
  • сигареты;
  • лекарственные средства;
  • генно-модифицированное сырье и продукция из него;
  • растения.

Следующие белорусские предприятия имеют дилерские соглашения на поставку продукции с монгольскими партнерами: ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Могилевлифтмаш», Минский электротехнический завода им. Козлова, ЗАО «Атлант», СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Дополнительно:

Сотрудничество в области науки и образования

В январе 2016 г. в Улан-Баторе прошло первое заседание совместной комиссии двух стран по сотрудничеству в области науки и технологий. Приоритетными направлениями взаимодействия определены: материаловедение и наноматериалы; лазерные и оптоэлектронные технологии; медицина, фармакология и биотехнологии; беспилотные авиационные комплексы, аэрокосмические технологии.

Обсуждены перспективы совместных производств высокотехнологичной продукции, вопросы трансфера технологий и интеллектуальной собственности.

Сторонами согласован перечень совместных научных проектов на 2017 — 2018 гг. Продолжена работа научных учреждений двух стран по реализации 2 совместных проектов: «Изучение особенностей получения гелеобразных полимерных композиций и эколого-физиологическая оценка их воздействия на динамику роста и развития лесных культур» и «Проведение скрининговых исследований экстрактов лекарственных растений, произрастающих в Монголии и Беларуси, разработка комплексной биологически активной добавки для профилактики и коррекции метаболических нарушений (гипергликемия, инсулинорезистентность, гиперлипидемия)».

Ожидается, что очередное заседание Совместной Белорусско-Монгольской комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий состоится в июле-августе 2019 г. в г. Минске.

22 — 26 мая 2017 г. состоялся первый визит главы Академии наук Монголии Д. Рэгдэла в Беларусь. Прошли переговоры с Председателем Президиума НАН Беларуси В.Гусаковым о перспективных направлениях сотрудничества в области науки и технологий, подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между НАН Беларуси и Академией наук Монголии, Д. Рэгдэл посетил ряд научных учреждений Беларуси.

Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере образования дает возможность ежегодного обучения в вузах сторон на согласованных условиях до трех человек.

В 2015/2016 учебном году Беларусью принято на обучение два монгольских студента на бесплатной основе, в 2016/2017 учебном году — три студента. Белорусские студенты пока не подавали заявок на обучение в вузах Монголии.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь № 232 от 12 июня 2018 г. «О грантах на обучение» Минобразования сформирован план приёма на обучение в 2019/2020 учебном году иностранных граждан, для студентов из Монголии предусмотрено 6 мест.

В рамках реализации Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между сомоном Даланзадгад аймака Умнуговь и г. Жодино (подписан в 2016 г.) в 2018 г. десять граждан Монголии обучались в Филиале БНТУ «Жодинский государственный политехнический колледж» (за счет компании-дилера ОАО «БЕЛАЗ» – «United BelAZ Machinery»).

Развитие договорно-правовой базы

В настоящее время договорно-правовая база Беларуси и Монголии насчитывает 22 документа.

Между Республикой Беларусь и Монголией заключены межгосударственное соглашение об установлении дипломатических отношений, межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о содействии осуществлению и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, об отмене виз, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о военно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере образования, о международном автомобильном сообщении, о воздушном сообщении.

Подписаны межведомственные соглашения и меморандумы о военном сотрудничестве, о сотрудничестве по обмену информацией, связанной с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, по вопросам взаимодействия в сферах науки и технологий, культуры, сельского хозяйства, ветеринарии, легкой промышленности, а также стандартизации, метрологии, аккредитации и оценки соответствия. Кроме того, заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между сомоном Даланзадгад аймака Умнуговь и городом Жодино (Республика Беларусь).

Все указанные документы вступили в силу.

В 2018 г. при содействии Посольства подписаны (4 июня в ходе визита в Беларусь главы МИД Монголии) межгосударственные договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о взаимной правовой помощи по гражданским и хозяйственным делам, о выдаче. Стороны проводят работу по ратификации указанных документов.

Продолжается согласование проектов межгосударственного договора о дружественных отношениях и сотрудничестве, межведомственных договоров о взаимодействии в области здравоохранения и легкой промышленности.

Проект меморандума в сфере судебно-экспертной деятельности согласован и готов к подписанию, стороны согласуют сроки подписания.

К содержанию

              
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Монголии, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Монголии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя