Марокко

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: арабский, тамазигхтский.
  • Географическое положение: Королевство Марокко расположено в Северной Африке, омывается водами Средиземного моря на севере и Атлантического океана на западе, граничит с Алжиром и Западной Сахарой. Территория: 446,6 тысяч кв. км. 
  • Административно-территориальное деление: страна разделяется на 12 областей (с сентября 2015 г.).
  • Столица: Рабат.
  • Государственное устройство: конституционная монархия. Глава государства — Король. Внешняя политика: союзник США в Северной Африке. Ориентируется на сотрудничество с Францией и Испанией, выступает за тесное региональное экономическое взаимодействие, играет активную роль в регионе Западной Африки, в рамках ООН выступает против позиции Алжира по вопросу предоставления независимости Западной Сахаре.
  • Население: 36,91 миллиона человек.
  • Национальная валюта: Марокканский дирхам.
  • ВВП: 112,9 миллиарда долларов США (2020).
  • Часовой пояс: GMT +1.
  • Телефонный код: +212.

Содержание:

Социально-экономическое положение Марокко

В течение последних лет экономика Марокко характеризовалась относительной макроэкономической стабильностью в сочетании с экономическим ростом. Так, в период глобального кризиса в мировой экономике экономический рост Марокко в 2009 г. составил 5,2%, что было обусловлено подъемом сельского хозяйства (на 26%), вызванным благоприятными погодными условиями. 

По объему ВВП Марокко занимает 6-е место среди стран Африканского континента.

Сельское хозяйство, в котором занято более 40% населения, играет важную роль в развитии страны. Его доля в общем объеме ВВП достигает 15%. Среди иных отраслей экономики Марокко следует назвать горную и обрабатывающую промышленность, нефтепереработку, строительство, электро- и водоснабжение, торговлю, туризм, транспорт, коммуникации.

На горнодобывающую промышленность, представленную, главным образом, добычей фосфатов, приходится 2,3% ВВП. Из 50 миллиардов тонн мировых запасов фосфатов в Марокко находится 21 миллиард тонн. Экспорт сырых фосфатов, фосфорной кислоты и удобрений является важнейшим источником доходов страны. Это также является стимулом для развития химической отрасли. Активно развивается производство продуктов питания за счет подъема рыболовецкой отрасли, в модернизацию которой правительством страны вкладываются значительные средства. 

В последнее десятилетие экономическое развитие Марокко определялось принятым Правительством планом Plan d'Emergence, в соответствии с которым страна взяла курс на развитие индустриальной базы и повышение конкурентоспособности как в традиционных отраслях промышленности (химическая, текстильная, пищевая), так и в новых для страны областях (автомобилестроение, производство электротоваров и комплектующих для авиационной техники, сбор и утилизация отходов, телекоммуникации и информационные технологии).

Для достижения указанных целей государство осуществляет активную инвестиционную деятельность. Немалые средства правительство Марокко инвестирует в утилизацию отходов и очистку сточных вод (до 2015 г. — 1,35 миллиарда евро). Значительная часть затрат правительства связана с обеспечением страны питьевой водой. Не меньшее внимание уделяется сфере телекоммуникаций и информационных технологий. Важнейшей целью национальной стратегии является увеличение доступности интернета и рост удельного веса его пользователей в общей численности населения. Осуществляется проект по компьютеризации предприятий и учебных заведений, что открывает новые возможности для стран-поставщиков электронных изделий, компонентов и компьютерных услуг.

Развивается транспортная отрасль, в частности, железнодорожный транспорт. Общая протяженность железных дорог составляет почти 2 200 км, из них половина электрифицированы. Существуют планы по созданию скоростных железнодорожных магистралей. Марокко также обладает одной из лучших в Африке сетью автодорог. В стране имеется 27 аэропортов, имеющих взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием, и 33 аэропорта с грунтовым покрытием. Четыре аэропорта имеют статус международных. Несколько паромных линий связывают Марокко с Испанией, Францией и Италией.

Одним из основных приоритетов социального развития Марокко является сокращение социального неравенства между городским и сельским населением страны. Повышение уровня общей и профессиональной образованности населения также является одной из принципиальных задач развития человеческого потенциала в Марокко. Реформирование сектора образования является приоритетом Национальной программы человеческого развития Марокко (Initiative nationale pour le développement humain) в среднесрочной перспективе.

Внешнеторговый оборот. Международное сотрудничество

Большое значение для Марокко имеет внешняя торговля, доля которой в ВВП составляет 43%. Это отражает высокую степень ориентации страны на внешние рынки. Основными торговыми партнерами Марокко по экспорту являются Испания, Франция, Бразилия, США, Бельгия, Российская Федерация, Италия; по импорту — Франция, Испания, Италия, Китай, Германия, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Молдова. 

Основными товарами экспорта являются фосфаты и удобрения, продукты и напитки, минералы; импорта — полуфабрикаты, промышленные товары и оборудование, продукты и напитки, потребительские товары, горючее.

За счет ввоза из-за границы Марокко удовлетворяет свои потребности в нефти, промышленном оборудовании, продовольствии, вывозя одновременно многие виды минерального и сельскохозяйственного сырья, полуфабрикатов, а в последние годы и готовую продукцию. Почти 2/3 импорта составляют готовые изделия, продовольствие, в том числе, сахар, пшеница, молочные продукты. Главными сферами внешнеэкономического сотрудничества являются морское рыболовство, перерабатывающая промышленность, подготовка специалистов как для этих отраслей, так и для осуществления широкомасштабных структурных преобразований в экономике и системе государственного управления.

Торговые отношения Марокко с рядом государств развиваются в рамках заключенных соглашений о свободной торговле: Соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом с целью вхождения в европейскую зону свободной торговли до 2012 г.; Агадирского соглашения, подписанного с Египтом, Тунисом и Иорданией с целью создания арабской зоны свободной торговли; Соглашения о свободной торговле с ОАЭ; Соглашения о свободной торговле с Турцией.

Королевство Марокко является подписантом Парижской декларации об эффективности международной помощи. Планомерная работа ведется по согласованию деятельности международных фондов развития с национальными приоритетами Королевства. В последние годы Марокко является одним из крупнейших реципиентов финансовой помощи Африканского банка развития и Европейской комиссии на Африканском континенте. Значительная финансовая и организационная поддержка развитию Марокко оказывается по линии иностранных национальных агентств развития, в частности Французским агентством развития (AFD) и Германским агентством по международному сотрудничеству (GIZ). С 2012 г. в Марокко реализуется программа «Довильское партнерство» Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Марокко

За 10 месяцев 2016 г. белорусский экспорт в Марокко увеличился в 5,8 раз по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., достигнув 15 847,7 тысяч долларов США. Марокканский импорт в Беларусь за этот же период составил 15 531,0 тысячу долларов США. Взаимный товарооборот за 10 месяцев 2016 г. составил 31 378,7 тысяч долларов США.

В настоящее время Беларусь и Марокко рассматривают направления активизации двустороннего сотрудничества. Серьезный импульс данному процессу был придан в феврале 2016 г. в ходе визита в Марокко белорусской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Беларуси Валентином Рыбаковым. В рамках визита обсуждены возможности и перспективы участия белорусских предприятий в реализации инфраструктурных проектов в Марокко, а также проведения региональной выставки белорусских товаров в Королевстве. Достигнута договоренность о проработке обмена визитами министров транспорта двух стран и делегаций деловых кругов. Состоялся первый раунд белорусско-марокканских межмидовских консультаций. Рассмотрены вопросы расширения договорно-правовой базы, активизации двустороннего взаимодействия в области экономики и торговли, в том числе создания совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Обсуждены вопросы активизации сотрудничества между бизнес-сообществами двух стран, включая обмен визитами представителей деловых кругов, создание делового совета, организация выставки белорусских товаров в Марокко. Обсуждены возможности использования белорусской техники производства ОАО «БелАЗ» на карьерах компании, включая реализацию уже подписанных и перспективы заключения новых контрактов.

К содержанию

              

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьМинистерства иностранных дел Республики Беларусь, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Марокко и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя