Мозамбик

 

                                         

                                       

Герб: официальный символ государства Мозамбик. Представляет собой оранжевое поле, сверху оканчивающееся в виде зубчатого колеса. В поле помещена стоящая у моря гора, над которой светит солнце. Гора прикрыта белой раскрытой книгой, поверх всего перекрещенные мотыга и автомат Калашникова. Композиция обрамлена стеблями сахарного тростника слева и кукурузы справа, увитыми красной лентой, снизу которой написано название государства на португальском языке. Сверху между стеблями красная пятиконечная звезда. Флаг: государственный символ Республики Мозамбик, современный флаг был принят 1 мая 1983 года. Флаг Мозамбика — единственный в мире флаг, на котором есть изображение современного оружия — автомата Калашникова. Национальный флаг имеет пять цветов: красный, зелёный, чёрный, золотисто-жёлтый и белый. Цвета обозначают: красный — сопротивление колониализму, вооружённую борьбу за независимость и защиту суверенитета; зелёный — растительные богатства страны; чёрный — Африканский континент; золотисто-жёлтый — минеральные богатства страны;
белый — справедливость борьбы мозамбикского народа за мир.
  • Гимн: После обретения Мозамбиком независимости в 1975 и до 2002 его гимном была «Viva, Viva a FRELIMO» («Да здравствует Фронт освобождения Мозамбика»). В 2002 гимн заменен на «Pаtria Amada» («Любимая Родина»).
  • Государственный язык: португальский.
  • Географическое положение: государство в Юго-Восточной Африке, бывшая португальская колония, независимое государство с 1975 года. Мозамбик омывается Индийским океаном на востоке, граничит с Танзанией на севере, Малави и Замбией — на северо-западе, Зимбабве — на западе и Свазилендом и ЮАР — на юге. Территория: 801 590 кв. км.
  • Административно-территориальное  деление: 10 провинций и г.Мапуту, имеющий статус провинции.
  • Столица: Мапуту.
  • Государственное устройство: унитарное государство с президентской формой правления, третья в истории страны Конституция была принята в ноябре 2004 г. Глава государства - Президент, избираемый сроком на 5 лет всеобщим тайным голосованием (может быть переизбран на второй срок). С 15 января 2015 г. Президент Мозамбика — Филипе Ньюси. Законодательная власть: Ассамблея Республики (парламент), состоит из 250 депутатов, избираются всеобщим тайным голосованием. Срок полномочий — 5 лет. Исполнительная  власть осуществляется Правительством во главе с Премьер-министром, который назначается Президентом. С января 2015 г. — Карлос Агустино Росарио.
  • Население: 25 727 911 человек.
  • Национальная валюта: метикал.
  • ВВП: 14,6 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +2.
  • Телефонный код: +258.

Экономическое положение: 

  • инфляция: 3,6 процента;
  • экспорт: 3,6 миллиарда долларов США;
  • импорт: 7,1 миллиарда долларов США; 

Содержание:

Общие сведения

Республика Мозамбик расположена в Юго-Восточной Африке, граничит с ЮАР, Зимбабве, Замбией, Малави, Танзанией и Свазилендом. До 1975 г. — колониальное владение Португалии. Наибольшая протяженность с севера на юг — 1965 км, с запада на восток — 1130 км. Наиболее протяженные реки — Замбези, Ровума, Луриу. Наивысшая точка — гора Бинга (2436 м) в провинции Маника.

Климат — субтропический. Сезон дождей приходится на декабрь-март. Наиболее развитые города — Бейра, Нампула, Келимане, Иньямбане, Пемба, другие провинциальные центры.

Историческая справка

Первые государственные образования появились на территории Мозамбика в XII в. Систематическая оккупация португальцами внутренних районов Мозамбика началась лишь после Берлинской конференции (1884 — 1885 гг.) и завершилась по окончании Первой мировой войны.

Главными формами колониальной эксплуатации страны были поставка мозамбикской рабочей силы в Южную Африку и Южную Родезию, сбор налогов, а с 1930-х гг. — принудительное выращивание африканцами экспортных культур, развитие плантационного хозяйства. Тогда же началось более заметное развитие промышленности, в основном легкой. Важную роль в экономике Мозамбика играла транспортная система — железные дороги и порты, обслуживавшие преимущественно Южную Африку и Родезию.

В середине 60-х гг. стремясь остановить рост национально-освободительного движения и укрепить свои позиции в стране, колониальные власти создали более льготные условия для иностранного капитала, стали улучшать условия жизни и труда некоторых ограниченных групп африканцев, расширять им доступ к образованию, а также в госаппарат, предпринимали меры по созданию прослойки "черной" буржуазии. В эти годы был основан ряд крупных предприятий в промышленности, по уровню развития которой Мозамбик к 1974 г. вышел на 8-е место в Африке. Вплоть до начала 70-х гг. росла численность португальских поселенцев, составившая в 1974 г. около 250 тысяч человек (почти все квалифицированные рабочие и специалисты были европейцами).

Первые националистические группы появились в стране в 20-х гг. Массовые национальные организации — Африканский национальный союз Мозамбика (МАНУ), Африканский союз независимого Мозамбика (УНАМИ), Национальный демократический союз Мозамбика (УДЕНАМО) — были образованы в 1960-1961 гг. На основе слияния этих организаций 25 июня 1962 г. в Танзании был создан Фронт освобождения Мозамбика  (ФРЕЛИМО). Председателем Фронта на первом съезде в сентябре 1962 г. был избран Э. Мондлане, после гибели которого в 1969 г. ФРЕЛИМО возглавил Самора Машел. Начало вооруженной борьбы за национальное освобождение датируется 25 сентября 1964 г.

После свержения режима М. Каэтано в Португалии 25 апреля 1974 г. новое португальское правительство подписало с ФРЕЛИМО в Лусаке соглашение о предоставлении Мозамбику независимости и создании на период до 25 июня 1975 г. переходного правительства в составе представителей ФРЕЛИМО и Португалии. Премьер-министром этого правительства был назначен один из лидеров ФРЕЛИМО Ж. Чиссано.

Независимость Мозамбика была провозглашена 25 июня 1975 г. Полное официальное название страны на тот момент — Народная Республика Мозамбик. Президентом НРМ стал председатель ФРЕЛИМО С. Машел.

Избрав курс социалистической ориентации, правительство С.Машела предприняло радикальную ломку существовавшей в стране политико-государственной и экономической системы, осуществлявшуюся с серьезными перегибами, приведшими в итоге к значительному спаду производства, возникновению серьезных социальных проблем, росту коррупции. Ухудшению ситуации в стране способствовало и резкое обострение отношений с соседними Родезией и ЮАР вследствие поддержки Мозамбиком национально-освободительных движений и присоединения к международным экономическим санкциям против режимов этих стран.

С конца 70-х гг. в Мозамбике началась гражданская война, в которой при поддержке сначала южно-родезийского режима Я.Смита, а затем властей Претории против правительства выступило движение Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО). С середины 80-х гг. мозамбикские власти под давлением различного рода проблем начали пересматривать свою политическую стратегию. Во внешнеполитическом плане это выразилось в некоторой нормализации отношений с ЮАР после подписания в 1984 г. Договора Нкомати, а во внутреннем — в осуществлении так называемой программы экономического восстановления, ознаменовавшей постепенный отход от социалистических методов хозяйствования.

Правительство Ж. Чиссано, сменившего С.Машела на посту президента после гибели последнего в авиакатастрофе в 1986 г., предприняло шаги по прекращению в стране вооруженного конфликта и приступило к переговорам, завершившимся подписанием 4 октября 1992 г. Соглашения о мире. В соответствии с документом в Мозамбике была развернута миротворческая операция ООН (ЮНОМОЗ), создавшая условия для проведения в октябре 1994 г. всеобщих выборов. Победу на выборах одержала правящая партия ФРЕЛИМО. Президентом страны был избран Ж. Чиссано. На всеобщих выборах, состоявшихся 3 — 5 декабря 1999 г., с небольшим разрывом победила ФРЕЛИМО, а Президентом Мозамбика на очередной срок был переизбран Ж.Чиссано. На выборах 2004 г. партия ФРЕЛИМО вновь одержала убедительную победу, проведя в Ассамблею Республики 190 (из 250) депутатов, а ее кандидат А.Гебуза стал Президентом Мозамбика.

В октябре 2014 г. в Мозамбике были проведены всеобщие выборы Президента, парламента и муниципальных собраний. За пост главы государства боролись три кандидата: Ф. Ньюси, А. Длакама и Д. Симангу (МДМ). По результатам выборов победил кандидат от ФРЕЛИМО Ф. Ньюси,  набравший 57% голосов. А. Длакама и Д. Симангу набрали 36% и 7% голосов соответственно. В Ассамблее Республики места распределились следующим образом: 144 депутат от ФРЕЛИМО, 89 — от РЕНАМО и 17 депутатов от МДМ.

Социально-экономическое положение и внешняя торговля

Мозамбик все еще относится к числу наименее развитых государств в мире: по последним официальным данным правительства этой страны, около 55% населения проживает в нищете. Лишь 38% населения Мозамбика имеют доступ к электроэнергии, 30% — к питьевой воде, 6% — к системе канализации. 48% взрослого населения неграмотно, в среднем 11,5% взрослого населения являются ВИЧ-инфицированными, в крупных городах эта цифра достигает 20%, 45% госбюджета формируется за счет донорской помощи.

Между тем в последнее время Мозамбик демонстрирует впечатляющие успехи в экономики. Сегодня это одно из наиболее быстроразвивающихся государств в регионе Юга Африки.

Основные социально-экономические показатели развития Мозамбика

Показатель экономического развития

2013 год

Текущий размер 

Прогноз до 2020 года

размер ВВП (миллиардов долларов США)

14,38

15,32

16,0

среднегодовой рост ВВП (%)

5,3

7

5,5

ВВП на душу населения (долларов США)

416,1

435,7

482

экспорт (миллионов долларов США)

1058,4

1445,0

2120,0

импорт (миллионов долларов США)

2061,4

2431,0

2659,0

текущий счет (миллионов долларов США)

-1685

-3741,1

-6166,0

текущий счет (% от ВВП)

-18,8

-29,1

-40,5

государственный бюджет (% от ВВП)

-3,9

-6,9

-8,3

государственный долг (% от ВВП)

40,4

42,8

44,1

золотой резерв (тонн)

4,2

5,45

5,75

инфляция (%)

3,54

1,98

4,4

безработица (%)

---

17

10,2

население (миллионов человек)

25, 20

25,83

30,11

Для современного положения экономики Мозамбика характерны такие тенденции, как снижение уровня инфляции, стабилизация валютного курса, приватизация государственных предприятий, снижение торговых барьеров. Уровень безработицы остается высоким, однако в среднегодовом измерении отмечается его некоторое снижение.

К числу главных страновых преимуществ, по сравнению с другими государствами Сообщества развития Юга Африки (далее — САДК) относятся большой потенциал развития энергетики (главным образом за счет гидроресурсов, запасов угля, газа и биомассы); тяжелые пески (содержат ильменит, цирконий, рутил, титан); наличие условий для успешного развития сельского хозяйства (водные ресурсы, возможность возделывания разнообразных сельскохозяйственных культур).

Начало функционирования зоны свободной торговли САДК (с 1 января 2008 г.) отразилось на увеличении доходов государства.

Главными статьями экспорта являются: алюминий, электроэнергия, газ, морепродукты, хлопок, древесина, золото; импорта — транспорт, приборы и оборудование, топливо, пищевые продукты и потребительские товары. Основные торговые партнеры: ЮАР, страны ЕС, США, Португалия, Япония, растет товарооборот с КНР, расширяются связи с Индией и Бразилией.

Главный успех интенсивного развития экономики Мозамбика связан с добычей природных ископаемых. Существенная часть мировых запасов угля и природного газа определяет высокую степень доходности и перспективу развития, прежде всего, горнодобывающей отрасли. Доходы от нее приносят более 100 миллионов долларов США ежегодно, их размер постоянно растет. При этом если залежи угля уже активно разрабатываются (страна входит в десятку крупнейших производителей этого ресурса в мире), то запасы природного газа остаются еще не до конца разведанными. Однако именно со значительными резервами газа правительство и население Мозамбика  связывают дальнейший рост национальной экономики.

Справочно: основные залежи газа найдены в 2011 году и обещают вывести страну в десятку крупнейших его производителей. Уже сегодня Мозамбик является одним из крупнейших экспортеров газа в Африке.

По оценочным данным, разведанные запасы природного газа могут составить 3,6 триллиона кубических метров или примерно 50% общих восточноафриканских ресурсов данного сырья.

Ключевой газовый потенциал Мозамбика сосредоточен в бассейне р.Ровума, ресурсы которой оцениваются до 2,2 триллиона кубических метров и в бассейнах реки Мозамбик (3 материковых месторождения с доказанными запасами газа до 95 миллиардов кубических метров и 1 месторождение на шельфе с ресурсами до 56 миллиарда кубических метров).

Данная отрасль Мозамбика является наиболее привлекательной для иностранных инвесторов. Сегодня в разработке и добыче природного газа в Мозамбике в основном заняты компании из США, Италии, Бразилии, однако постепенно к ним добавляются индийские, португальские и даже японские конкуренты (на сегодняшний день в этом секторе трудятся около 40 фирм, включая местных разработчиков, наиболее активно в этот сектор вовлечены международные консорциумы во главе с американской «Анадарко» и итальянской «Эни», интерес проявляют компании «Бритиш Петролеум», «Роял Датч Шелл», «Тоталь»). По оценке итальянской «ENI», ежегодный доход от разработки всех разведанных на текущий момент запасов газа может составить более 10 миллиардов долларов США.

В стране также осваиваются месторождения нефти, бокситов, золота, железной руды.

Рост промышленного производства обеспечивается главным образом за счет 11 крупнейших предприятий, среди которых выделяется алюминиевый завод «Мозал» (основные акционеры: Австралия, ЮАР, Япония), компания по добыче природного газа «Сасол» (ЮАР), и ГЭС «Кабора Басса».

Между тем большинство крупномасштабных проектов находятся на начальной стадии, что объясняет относительно низкие производственные показатели и налоговые платежи по сравнению с десятками миллиардов долларов вложений. Мозамбик все еще очень зависим от иностранной поддержки, хотя она уменьшается в доле совокупного дохода.   

К несырьевым секторам экономики Мозамбика, призванным стимулировать значительный вклад ее развитие, относится сельское хозяйство, где занято около 80% работающего населения.

Развитее аграрного сектора обозначено в качестве одной из важнейших целей нового правительства после всеобщих выборов в октябре 2014 года. В стране, где четверть ВВП формируется за счет сельскохозяйственного производства, а пахотные земли насчитывают около 35 миллионов гектаров, на государственном уровне поставлена задача перейти от мелкого фермерства к крупным сельхозпредприятиям.

Правда, для сельского хозяйства Мозамбика свойственны и такие проблемы, как зависимость от климатических условий, низкий уровень механизации, неразвитость ирригации, недостаток финансовых ресурсов. Это служит главной причиной того, что порядка 90% плодородных земель все еще остаются нетронутыми. Но и в этих условиях производительность сельского хозяйства растет, что, в свою очередь, требует более активного развития агропромышленного комплекса.

В ближайшие пять лет прогноз роста экономики Мозамбика, по оценке многих экспертов, является достаточно надежным, основанным на инвестициях в инфраструктуру, энергетику, транспорт, разработку природных ресурсов, а также на увеличении числа тех проектов, которые либо уже осуществляются, либо будут реализованы в ближайшее время. Инвестиции в добывающий сектор страны, инфраструктурные проекты
и сферу услуг будут основными составляющими успешного развития.

Справочно: через Мозамбик проходит до 70% транзитных грузов всего САДК, имеются транзитные коридоры, соединяющие четыре соседние страны, не имеющие выхода к океану, с глубоководными портами.

Только проекты в транспортной отрасли и в сфере коммуникаций уже привлекли более 510 миллионов долларов США ПИИ. Китай стал вторым по величине инвестором и в ближайшие десять лет планирует вложить более 13 миллиардов долларов США, в основном в инфраструктуру (строительство портов, дорог, энергетических объектов). В свою очередь, бразильские компании планируют инвестировать 4 миллиарда долларов США в течение следующих четырех лет, сосредоточив внимание на сельском хозяйстве, минеральных ресурсах, инфраструктуре и здравоохранении.

В последние годы главными социально-экономическими задачами руководства страны стали борьба с бедностью, уход от сырьевой ориентации в экономике, совершенствование рыночных механизмов, укрепление класса национальных предпринимателей, развитие сельхозпроизводства и создание условий для достижения продовольственной безопасности, привлечение иностранных инвестиций в целях дальнейшего освоения природных ресурсов и начала реализации масштабных инфраструктурных проектов.

В Мозамбике действует стандартный торговый режим — режим наибольшего благоприятствования, поэтому каких-либо льгот, например, для белорусской продукции не предусматривается. Однако, учитывая потребность страны в зарубежных инвестициях и современных технологиях, мозамбикское законодательство предоставляет определенные льготы иностранным компаниям, реализующим в стране крупные проекты в специальных экономических зонах.

Основные статьи экспорта:

  • алюминий;
  • электроэнергия;
  • газ;
  • морепродукты;
  • хлопок;
  • древесина;
  • золото.

Основные статьи импорта: 

  • транспортные средства; 
  • машины и оборудование;
  • топливо;
  • пищевые продукты;
  • потребительские товары.

Внутренняя политика

Состоявшиеся в октябре 2014 г. всеобщие выборы проходили на фоне роста недовольства электората действиями правящей с 1975 года партии «Фронт освобождения Мозамбика» (ФРЕЛИМО). Несмотря на то, что страна стремительно развивается в экономическом плане за счет обнаруженных огромных запасов природного газа, Мозамбик остается одним из самых бедных государств африканского континента. На этом фоне партия ФРЕЛИМО сохранила большинство в парламенте, однако потеряла около 50 депутатских мандатов по сравнению с выборами 2009 года. В то время как РЕНАМО и ДДМ практически удвоили свои результаты по сравнению с прошлыми выборами.

Внутри самой партии ФРЕЛИМО также не все гладко. В результате внутренних противоречий победивший кандидат от правящей партии Ф. Ньюси три месяца после окончания выборов не мог определить состав будущего правительства. Новый кабинет был объявлен лишь 17 января 2015 г. и был сформирован по принципу гармонизации интересов основных групп влияния в стране.

Сохранялось соперничество между Ф. Ньюси и А. Гебузой, предыдущим президентом Мозамбика, за пост главы политбюро ФРЕЛИМО (А. Гебуза вопреки политической традиции Мозамбика попытался сохранить за собой пост главы партии после ухода с президентского поста). В результате  консолидации  сторонников Ф. Ньюси  последнему  (в апреле 2015 г.) удалось занять пост главы партии и сосредоточить значительные административные рычаги власти в своих руках.

С 2014 года партия РЕНАМО продавливает принятие закона, в соответствии с которым 6 из 11 провинций Мозамбика должны быть наделены федеральным статусом, сформированы региональные правительства с широкими полномочиями, обеспечено поступление не менее 50 процентов доходов в местные бюджеты. Указанный законопроект противоречит множеству положений мозамбикской конституции и ставит под сомнение реализацию крупных государственных проектов: трансграничного магистрального газопровода и железной дороги. В мае 2015 г. парламент страны ожидаемо отклонил предложенный РЕНАМО законопроект. Оппозиция в данной связи обещает продолжать дестабилизировать ситуацию и добиваться полного контроля над богатыми минеральными ресурсами областями страны.

Ни правящая ФРЕЛИМО, ни оппозиционная РЕНАМО уже не верят в успешность переговоров (проведено уже более ста рандов) и продолжают консолидировать вокруг себя силы для дальнейшего противостояния. Вместе с тем, пока не имеется очевидных предпосылок к тому, что указанное противоборство перерастет в очередной вооруженный конфликт. Во-первых, обе стороны истощенны, при этом правящая ФРЕЛИМО располагает ресурсом вооруженных сил страны. Во-вторых, на данном этапе не прослеживается готовность внешних сил серьезно раскачивать ситуацию и поддерживать ту либо иную сторону потенциального конфликта.

Внешняя политика

Приоритетное значение придается африканскому вектору внешней политики и, в частности, участию в интеграционных объединениях региона (Африканский союз, САДК и другие) и содействию урегулированию конфликтов. Основной торговый партнер — ЮАР. Особое внимание уделяется развитию отношений с ведущими странами-донорами, в первую очередь, с государствами ЕС, США и Японией. Интенсивно развиваются отношения с Индией, КНР и Бразилией.

Мозамбик — член ООН, Африканского союза (АС), Движения неприсоединения (ДН), Сообщества развития Юга Африки (САДК), Сообщества португалоязычных стран (СПЯС), Организации Исламская Конференция (ОИК), Сообщества португалоговорящих стран Африки (ПАЛОП), Британского Содружества.

Мозамбик стремится к активизации своей деятельности в авторитетных международных организациях, особенно в ООН, выступает против проявлений односторонних подходов в мировых делах. РМ проводит линию на укрепление отношений дружбы и сотрудничества со всеми членами мирового сообщества, содействие международному миру и устойчивому развитию.

Приоритетное значение Мозамбик придает африканскому вектору внешней политики и, в частности, участию в интеграционных объединениях региона и содействию урегулированию конфликтов. РМ активно и последовательно выступает за укрепление роли Африканского союза, продвигает его консолидированные решения на международных форумах.

Главным партнером Мозамбика остается ЮАР, отношения с которой, сохраняют стратегический характер. ЮАР — основной инвестор сферы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и туризма Мозамбика. На нее приходится до 60% внешней торговли страны.

Отношения с внерегиональными державами подчинены, в первую очередь, задаче привлечения в страну инвестиций и обеспечения необходимых объемов внешней помощи. Особое внимание уделяется развитию отношений с ведущими странами-донорами, в первую очередь с государствами Европейского союза, среди  которых наиболее тесные связи поддерживаются с Великобританией, Португалией, Францией, Голландией, Испанией, Италией, ФРГ, а также с США и Японией.

В последнее время активизировалось азиатское и латиноамериканское направления мозамбикской внешней политики. Интенсивно развиваются отношения с Индией, КНР, Бразилией.

К содержанию

Динамика взаимной торговли Беларуси и Мозамбика

Взаимная торговля Беларуси с Мозамбиком не диверсифицирована, поставки носят разовый характер по трем-пяти товарным позициям. Основу белорусского экспорта традиционно составляют калийные удобрения. Имеется опыт поставок в Мозамбик тракторов, седельных тягачей, грузовых автомобилей, полуприцепов, дорожно-строительной техники, другой промышленной продукции. Основа мозамбикского импорта — сельскохозяйственное сырье (табак, орехи, фрукты).                                                                                                                      

Динамика взаимной торговли  тысяч долларов США

Год

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2009

1 411,9

1 162,2

249,7

912,5

2010

766,9

766,9

-766,9

2011

4 670,8

3 754,0

916,8

2 837,2

2012

2 706,2

2 070,4

635,8

1 434,6

2013

9 096,3

8 741,9

354,4

8 387,5

2014

1792,4

1 700,2

92,2

1608,0

2015

1 831,6

1 804,1

27,5

1 776,6

январь-октябрь 2016

625,5

123,1

502,4

-379,3

В 2011 — 2013 годах наблюдался резкий рост и диверсификация торговли Беларуси с Мозамбиком, пик пришелся на 2013 год, когда товарооборот составил 9,1 миллиона долларов США, из них экспорт — 8,7 миллиона долларов США. В 2014 — 2015 годах белорусский экспорт снизился вследствие существенного падения поставок калийных удобрений (составили 100% всего белорусского экспорта) и возникших еще в конце 2013 года проблем в деятельности совместного белорусско-мозамбикского предприятия «БелАфрика», ранее занимавшегося экспортом широкой номенклатуры белорусской техники. Те же обстоятельства продолжают отрицательно влиять на товарооборот в 2016 году (поставки калийных удобрений минимальны).

На основании подписанного в ходе визита Премьер-министра Республики Мозамбик в Беларусь в 2014 году Генерального соглашения о сотрудничестве создана Совместная Белорусско-Мозамбикская комиссия. С белорусской стороны комиссию возглавляет заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Брыло И.В., с мозамбикской — заместитель Министра иностранных дел и сотрудничества Республики Мозамбик Н.Б. Мондлане.

Первое заседание Комиссии состоялось 23 мая 2016 г. в г. Минске. Итоговый протокол отражает основные направления двустороннего сотрудничества, включая проекты поставок белорусской техники для механизации сельскохозяйственной отрасли Мозамбика и развития инфраструктуры этой страны. Особое внимание уделено перспективам совместной реализации в Мозамбике сельскохозяйственных проектов, обсуждение которых должно быть продолжено в ходе визита в эту страну группы белорусских экспертов под руководством Минсельхозпрода. 

В октябре 2012 г. в Мозамбике было зарегистрировано совместное предприятие «БелАфрика» (соучредитель с белорусской стороны — ОАО «Промагролизинг»), которое занялось поставками белорусской техники в Мозамбик. В 2013 году через «БелАфрику» в Мозамбик было поставлено техники МАЗ, Амкодор и МТЗ на 2,2 миллиона долларов США. После смены в августе 2013 г. руководства ОАО «Промагролизинг» между партнерами возникли конфликты и недопонимание. С 2015 года ОАО «Промагролизинг» ведет попытки выхода из состава учредителей СП «БелАфрика», включая возврат или реализацию оставшейся техники.

В сентябре 2013 г. состоялась поездка в г. Минск одного из наиболее влиятельных бизнесменов Мозамбика О. Мутембы (мозамбикский партнер СП «БелАфрика»), в ходе которой были организованы встречи с Первым заместителем Премьер-министра, руководством «МАЗ», «МЗКТ», «МТЗ» и ряда других предприятий. Установлены прямые деловые контакты с белорусскими производителями.

В ноябре 2013 г. Мозамбик посетили представители РУП «МТЗ», которые провели серию предметных переговоров с мозамбикскими заинтересованными по поставкам готовой тракторной техники и условиям открытия в Мозамбике сборочного производства белорусских тракторов. Подписан протокол о намерениях.

В ноябре 2015 г. Беларусь посетила делегация Министерства сельского хозяйства Мозамбика. Определен круг местных партнеров и перечень конкретных проектов. Партнер с мозамбикской стороны — специально созданная компания «Беламоса».

На фоне комплекса внутриполитических проблем в Мозамбике двустороннее взаимодействие в течение 2015 года характеризовалось стремлением белорусской стороны сосредоточиться на выполнении уже имеющихся договоренностей, прежде всего, в экономической сфере.

В апреле 2016 г. Мозамбик посетила делегация ГВПК Беларуси (по приглашению Министерства обороны Мозамбика). Ведется работа по согласованию сроков ответного визита мозамбикских партнеров для ознакомления с техническим потенциалом и производственной базой Беларуси в сфере обороны и вооружений.

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Южно-Африканской Республике, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Мозамбике и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by