Оман

                                           

                            

Герб: состоит из двух скрещённых сабель в ножнах, клинками вниз, с наложенным на них ханджаром в ножнах, с деталями ремней.

Использование этой эмблемы, как государственного символа Омана, известно с середины XVIII века.

Флаг:  состоит из трёх равновеликих горизонтальных полос белого, красного и зелёного цветов, и более широкой вертикальной полосы красного цвета в левой части флага.

В верхнем левом углу флага помещена эмблема Омана — две скрещёные сабли, с наложенным на них ханджаром — традиционным восточным кинжалом.

  • Гимн: Национальный гимн Султаната Оман принят в 1970 году, исправлен 6 ноября 1996 года.
  • Государственный  язык: арабский.
  • Географическое положение: государство в Передней Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией, ОАЭ и Йеменом. Омывается водами Аравийского моря и Оманского залива. Территория: 309 500 кв. км.
  • Административно-территориальное деление: после административной реформы 2011 года Оман делится на 11 мухафаз.
  • Столица: Маскат.
  • Государственное устройство: Султанат Оман — абсолютная монархия. Султан Омана является не только главой государства, но и главой правительства, верховным главнокомандующим, министром обороны, иностранных дел и финансов. Султан также назначает кабинет министров. Пост главы государства передаётся по наследству. В Омане существует три судебных уровня: первичный суд, апелляционный суд, а также Верховный суд в качестве высшей судебной инстанции. Есть административный суд, который рассматривает иски, выдвинутые против правительства.
  • Население: 5 144 129 человек.
  • Национальная валюта: оманский риал.
  • ВВП: 69 831 миллиард долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +4.
  • Телефонный код: +968.

Содержание

Экономика

Экономика Омана в значительной степени зависит от нефтяных ресурсов, которые обеспечивают более 80% доходов бюджета. Экспортируется 788 тысяч баррелей сырой нефти в день (13-е место в мире в 2015 году по данным ОПЕК) и около 160 тысяч баррелей нефтепродуктов.

Разведанные запасы нефти оцениваются в 5,3 миллиарда баррелей. Оман производит 30,9 миллиардов кубометров газа в год, из которых экспортирует 10,2 миллиарда кубометров (21-е место в мире).

Правительство Омана прилагает усилия по диверсификации экономики, расширению и укреплению промышленной базы, приватизации, развитию туризма, логистики, рыболовства и реэкспортной деятельности.

Помимо нефтегазовой промышленности в Омане развиты добыча меди, алюминия, хрома, производство химических удобрений, цемента, этилена и полиэтилена, изделий из стекла. Вместе с тем развитие этих отраслей сознательно сдерживается руководством страны с целью соотнесения энергозатратных производств с наличием необходимых для их функционирования энергетических ресурсов.

Важное внимание уделяется созданию новых индустриальных зон, развитию инфраструктуры и совершенствованию промышленного производства.

Сельское хозяйство в Омане развито слабо (1,7% в общем объеме ВВП). Только 1% земель в Омане пригодны для ведения сельского хозяйства. Выращиваются финики, бананы, овощи, осуществляется разведение верблюдов.

Ведется работа по привлечению инвестиций в данную отрасль, устранению барьеров в работе и увеличению доли туризма в ВВП с 2 до 4,2% в ближайшие годы. Запланированы строительство новых отелей, иной туристической инфраструктуры повышенной комфортности, активизация культурной жизни для увеличения потока туристов.

Одной из важных задач Правительства Омана является развитие портов в различных частях страны, что поможет сделать Оман региональным логистическим центром.

ВВП Султаната Оман в 2016 году составил 59,7 миллиарда долларов США. Темпы роста ВВП снизились с 3,3 процента в 2015 году до 1,8 процента в 2016 году. МВФ в целом положительно оценивает перспективы развития оманской экономики и ожидает экономический рост в 2017 году в 2,6%, а также поступательное сокращение дефицита бюджета до 17,6% в 2017 году и 8,3% к 2021 году. В 2016 году Правительство сократило госрасходы на 3,2% до 14,5 миллиардов долларов США.

Для покрытия бюджетного дефицита запланировано активное привлечение внешних и внутренних ресурсов, продажа части государственных активов резервному фонду Омана, дополнительный выпуск суверенных бондов, совершенствование налогового и инвестиционного законодательства, урезание субсидий населению.

Общий уровень инфляции в Омане по итогам 2016 года вырос до 2 процентов.

Оман является членом ВТО. Объем внешней торговли Омана в 2016 году составил 56,2 миллиарда долларов США. Экспорт товаров снизился до 30,4 млрд. долларов. Импорт товаров оценивается в 25,8 миллиардов долларов США.

Основные статьи импорта

Продукция

Стоимость импорта в миллиардах долларов США

В процентах от общего объема импорта

Оборудование

3,1

13,4

Транспортные средства

2,6

11,2

Минеральное топливо (нефть, уголь, газ, торф, горючие сланцы и другие)

2

8,7

Электроника

1,7

7,4

Металлопродукция

1,2

5,1

Драгоценные металлы

0,9

4

Металлы и сталь

0,9

4

Продукция из пластмассы

0,7

3

Молочные продукты питания

0,6

2,5

Соль, сера, цемент

0,4

2,1

Основными статьями оманского экспорта являются:

  • нефтепродукты;
  • металлопродукция; 
  • рыбная продукция;
  • текстиль;
  • а также реэкспортируемые товары.

Оман импортирует товары из Китая, ОАЭ, Южной Кореи, Саудовской Аравии и Пакистана. Оман, в основном, экспортирует свои товары в ОАЭ, Японию, США, Китай и Индию. С 2009 года между Оманом и США действует соглашение о зоне свободной торговли, в рамках которого отменены тарифы на потребительские товары и промышленную продукцию.

Деятельность государственных организаций, ответственных за выдачу разрешений и лицензий на ведение предпринимательской деятельности, таможенных и надзорных органов характеризуется крайней непрозрачностью, забюрократизированностью и медлительностью в работе. Получение ряда разрешительных документов требует длительных согласований с органами внутренних дел. Процессы «растаможки», отгрузки и доставки товаров могут принимать затяжной характер и требовать значительных «неофициальных» расходов на оплату предоставляемых услуг. Регулирующее законодательство в торгово-экономической, инвестиционной и налоговой сферах характеризуется сложностью и частыми поправками, что вынуждает иностранных экспортеров на регулярной основе обращаться к местным консалтинговым и юридическим компаниям. Ведение предпринимательской деятельности с местными агентами и партнерами требует постоянного контроля за ними со стороны представителей экспортеров «на месте», электронная переписка и телефонное общение являются малоэффективными. Представителям белорусских экспортеров недостаточно владеть английским языком, требуется знание арабского языка или общение через переводчика. Местная рабочая сила отличается слабым профессионализмом и низкой мотивацией.

В Омане активно проводится политика «оманизации», когда предпочтение в работе отдается местным компаниям и гражданам. Тем не менее оманские власти поощряют создание совместных предприятий, в том числе сборочных производств в Омане.

Оман  в международный рейтингах

Полезные ссылки:

 К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество между Беларусью и Оманом

Рынок Омана представляют значительный интерес для белорусских экспортеров. Экономика страны является импорториентированной и в значительной степени зависящей от импортных поставок большинства потребительских, продовольственных, промышленных и других товаров.

Значительная часть ВВП создается частными холдингами и компаниями. С 2009 года основной статьей белорусского экспорта в Оман являлись калийные удобрения.

Динамика торговли Республики Беларусь с Султанатом Оманом (миллионов долларов США)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2012

12,63

10,25

2,38

7,86

2013

11,18

8,65

2,52

6,12

2014

8,62

4,36

4,26

0,1

2015

0,58

0,003

0,58

(-0,58)

2016

0,7

0,47

0,23

0,24

 

Перспективные позиции белорусского экспорта:

  • грузовые автомобили;
  • карьерные самосвалы;
  • дорожно-строительная техника;
  • оборудование для производства стали;
  • станки;
  • моторы;
  • насосы;
  • калийные удобрения;
  • органические и другие химикаты;
  • цемент;
  • мясо-молочная продукция;
  • сухое молоко;
  • мед;
  • куриные яйца.

 

 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Египте, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Омана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by