В условиях свободного рынка

С начала 1990-х гг. экономика Польши развивается в условиях свободного рынка, в основе которого лежит свобода экономической деятельности любого субъекта, гарантированная Конституцией Республики Польша от 2 апреля 1997 г. и другими законодательными актами. Являясь членом Европейского союза, Польша реализует принципы, основанные на четырех столпах европейского рынка — свободе перемещения товаров, услуг, капитала и людей между государствами — членами ЕС.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Польша занимает 24-е место, что на одну позицию выше по сравнению с 2016 г.

В последние 25 лет Польша стала страной, привлекательной для иностранных инвесторов. За этот период прямые иностранные инвестиции в польскую экономику составили более 713 млрд польских злотых. Инвесторы не боятся вкладывать в Польшу, которая является экономически и политически стабильной страной.

Формы ведения предпринимательской деятельности в Польше приближены к принятым в других европейских странах.

Самые распространенные из них:

  1. индивидуальная предпринимательская деятельность физического лица;
  2. торговые общества, среди которых выделяются:
  • общества (полное общество, партнерское, коммандитное, коммандитно-акционерное);
  • акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество);
  1. отдел зарубежного предпринимателя;
  2. представительство зарубежного предпринимателя.

В Польше действует обязательный принцип свободы ведения экономической деятельности. Это значит, что у всех есть равное право вести экономическую деятельность на свой выбор. Однако этот принцип не является абсолютным, так как основное значение имеют ограничения:

субъектные (касающиеся того, кто может вести экономическую деятельность);

предметные (касающиеся условий, которые должны быть выполнены для ведения данной деятельности).

Внесенные в последнее время изменения в законодательство, регулирующее трудоустройство иностранцев в Республике Польша, направлены на открытие для иностранцев рынка труда. Это прежде всего расширение круга лиц, которые могут работать без разрешения, а также упрощение самой процедуры получения разрешения на работу для граждан стран, не являющихся членами ЕС.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы работы иностранцев на территории Республики Польша, является Закон от 12 декабря 2013 г. «Об иностранцах». В соответствии с ним осуществляется так называемая единая процедура получения разрешения на временное пребывание для работы в Польше. Это означает, что иностранцы в рамках одной процедуры имеют возможность получить единое разрешение как на пребывание, так и на работу.

Разрешение на работу выдается на определенное время, но не более чем на три года, и может быть продлено.

Покупка иностранцем права собственности или права вечного пользования недвижимостью, а также покупка иностранцем долей или акций в торговых обществах на территории Польши или вступление во владение ими требуют разрешения министра внутренних дел.

Этот принцип не применяется по отношению к гражданам и предпринимателям, которые имеют месторасположение или офис на территории Европейского экономического пространства.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимные права и обязанности сторон трудовых отношений, является Трудовой кодекс от 26 июня 1974 г. Кроме того, права и обязанности работодателя и работника регулируются действующими положениями других законов, распоряжений, а также (в рамках определенных предприятий) постановлениями коллективных договоров и трудовых регламентов, регламентов оплаты труда.

Основной формой трудоустройства работников является трудовой договор. Существуют три типа трудовых договоров: на испытательный срок, на неопределенное время и на определенное время. Подтипом трудового договора на определенное время является договор замещения, заключаемый на период отсутствия штатного работника.

Минимальная заработная плата в Польше в 2017 г. составляет 2 000 злотых (около 470 евро) брутто (т. е. до уплаты обязательных взносов и налога). Взносы на социальное страхование уплачивают работник и работодатель по частям. Если работник имеет минимальную заработную плату, то после уплаты взносов и налога он фактически получит около 1 460 злотых. Взносы, дополнительно обременяющие работодателя, составляют при этом 412,2 злотых (около 100 евро).

Согласно данным доклада Paying Taxes 2017, Польша занимает 47-е место в мире с точки зрения сложности налоговой системы. По сравнению с 2016 г. Польша поднялась на 11 позиций. В этом же рейтинге Беларусь занимает 99-ю строчку.

Налоги в Польше делятся на прямые и косвенные. К наиболее важным прямым налогам относятся:

  • подоходный налог с физических лиц (PIT);
  • подоходный налог с юридических лиц (CIT);
  • налог на гражданско-правовые действия (PCC).
  • К косвенным налогам относятся:
  • налог на товары и услуги (НДС);
  • акцизный налог.

Между Польшей и Беларусью заключен Договор об избежании двойного налогообложения от 18 ноября 1992 г. Данный документ регулирует те ситуации, которые могли бы привести к двойному начислению подоходного налога в обеих странах.

Судебную власть в Польше осуществляют: Верховный суд, суды общей юрисдикции, административные суды и военные суды.

Общая судебная система трехступенчатая и состоит из районных, окружных и апелляционных судов. Судопроизводство является как минимум двухинстанционным, т. е. решения, вынесенные судом первой инстанции, можно обжаловать в суде высшей инстанции (например, решения районного суда возможно обжаловать в окружном суде, окружного суда — в апелляционном суде). Суды общей юрисдикции выносят постановления и решения по уголовным и гражданским делам, по делам в области трудового, хозяйственного и семейного права. Верховный суд — это суд, который ведет надзорное производство в отношении вступивших в законную силу решений в особо сложных делах с высокой стоимостью предмета спора.

Возбуждение гражданского дела связано с уплатой пошлины, как правило, обусловленной стоимостью предмета спора и составляющей 5 % этой стоимости (не более чем 100 000 злотых). В некоторых делах, в том числе реестровых, пошлина фиксированная (например, государственная пошлина за регистрацию общества составляет 500 злотых).

Полную версию статьи можно найти в журнале «Конъюнктура рынков» (печатной или электронной версии), который распространяется по подписке.