In conditions of the free market

Since the early 1990s Poland's economy is developing in conditions of a free market, based on the freedom of economic activity of any entity, guaranteed by the Constitution of the Republic of Poland of April 2, 1997 and other legislative acts. As a member of the European Union, Poland implements principles based on the four pillars of the European market - the freedom of movement of goods, services, capital and people between EU member states.

Poland takes the 24th place in the Doing Business 2017 World Bank ranking, which is one position higher than in 2016.

In the past 25 years, Poland has become a country attractive to foreign investors. During this period, foreign direct investment in the Polish economy amounted to more than 713 billion Polish zlotys. Investors are not afraid to invest in Poland, which is an economically and politically stable country.

Forms of doing business in Poland are close to those adopted in other European countries.

The most common ones are:

1.    individual entrepreneurial activity of an individual;
2.    trading companies, among which stand out:

•    companies (full company, partnership, limited partnership, limited joint-stock company);
•    joint-stock company (limited liability company and joint-stock company);

1.    department of a foreign entrepreneur;
2.    Representation of a foreign entrepreneur.

In Poland, the binding principle of freedom of economic activity applies. This means that everyone has an equal right to conduct economic activity of their choice. However, this principle is not absolute, since the following restrictions are of primary importance:

•    subjective (relating to who can conduct economic activity);
•    objective (relating to the conditions that must be met to conduct this activity).

Recent amendments to the legislation governing the employment of foreigners in the Republic of Poland are aimed at opening up a labor market for foreigners. This is primarily the expansion of the circle of people who can work without permission, as well as the simplification of the procedure for obtaining work permits for citizens of countries that are not members of the EU.

The main regulatory act governing the work of foreigners in the territory of the Republic of Poland is the Law of December 12, 2013 “On Foreigners”. In accordance with it, the so-called unified procedure for obtaining a temporary residence permit for work in Poland is carried out. This means that foreigners within the same procedure have the opportunity to obtain a single permit for both stay and work.

A work permit is issued for a specific time, but not more than three years, and can be extended.

The purchase by a foreigner of a right of ownership or the right of perpetual use of real estate, as well as the purchase by a foreigner of shares or stocks in trading companies on the territory of Poland or the acquisition of ownership by them, require the permission of the Minister of Internal Affairs.

This principle does not apply to citizens and entrepreneurs who are located or have an office in the European Economic Area.

The main normative legal act regulating the mutual rights and obligations of the parties to labor relations is the Labor Code of June 26, 1974. In addition, the rights and obligations of the employer and employee are governed by the existing provisions of other laws, orders, and (within certain enterprises) resolutions of collective agreements and labor regulations, as well as wage regulations.

The main form of employment of employees is an employment contract. There are three types of employment contracts: for a trial period, for an indefinite time and for a specific time. A subtype of an employment contract for a specific time is a replacement contract concluded for the period of absence of a full-time employee.

The minimum wage in Poland in 2017 is 2,000 zlotys (about 470 euros) gross (i.e., before the payment of assessed contributions and tax). Social insurance contributions are paid by the employee and employer in installments. If the employee has a minimum wage, then after paying contributions and tax he will actually receive about 1,460 zlotys. Contributions that additionally burden the employer are 412.2 zlotys (about 100 euros).

According to the report of Paying Taxes 2017, Poland ranks 47th in the world in terms of the complexity of the tax system. Compared to 2016, Poland rose by 11 positions. In the same rating, Belarus ranks 99th.

Taxes in Poland are divided into direct and indirect. The most important direct taxes include:

•    personal income tax (PIT);
•    corporate income tax (CIT);
•    civil action tax (PCC).

Indirect taxes include:

•    tax on goods and services (VAT);
•    excise tax.

Poland and Belarus signed the Double Taxation Avoidance Treaty of November 18, 1992. This document regulates those situations that could lead to double taxation of income tax in both countries.

The judicial power in Poland is exercised by: the Supreme Court, the courts of general jurisdiction, administrative courts and military courts.

The general judicial system is three-stage and consists of regional, district courts and appeal courts. Judicial proceedings are at least two-instance, that is, decisions made by a court of first instance can be appealed to a higher court (for example, decisions of a regional court can be appealed to a district court, or a district court to an appeal court). Courts of general jurisdiction issue decisions in criminal and civil cases, in cases in the field of labor, economic and family law. The Supreme Court is a court that conducts supervisory review of decisions that have entered into legal force in particularly complex cases with a high cost of the subject of the dispute.

The initiation of a civil case is related to the payment of a fee, usually due to the value of the subject of the dispute and amounting to 5% of this value (not more than 100,000 zlotys). In some cases, including registry, the fee is fixed (for example, the state fee for registration of a company is 500 zlotys).

Read the full version of the article in the magazine Market conditions. Published issues of the journal can be purchased in the editorial office.

В условиях свободного рынка

С начала 1990-х гг. экономика Польши развивается в условиях свободного рынка, в основе которого лежит свобода экономической деятельности любого субъекта, гарантированная Конституцией Республики Польша от 2 апреля 1997 г. и другими законодательными актами. Являясь членом Европейского союза, Польша реализует принципы, основанные на четырех столпах европейского рынка — свободе перемещения товаров, услуг, капитала и людей между государствами — членами ЕС.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Польша занимает 24-е место, что на одну позицию выше по сравнению с 2016 г.

В последние 25 лет Польша стала страной, привлекательной для иностранных инвесторов. За этот период прямые иностранные инвестиции в польскую экономику составили более 713 млрд польских злотых. Инвесторы не боятся вкладывать в Польшу, которая является экономически и политически стабильной страной.

Формы ведения предпринимательской деятельности в Польше приближены к принятым в других европейских странах.

Самые распространенные из них:

  1. индивидуальная предпринимательская деятельность физического лица;
  2. торговые общества, среди которых выделяются:
  • общества (полное общество, партнерское, коммандитное, коммандитно-акционерное);
  • акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество);
  1. отдел зарубежного предпринимателя;
  2. представительство зарубежного предпринимателя.

В Польше действует обязательный принцип свободы ведения экономической деятельности. Это значит, что у всех есть равное право вести экономическую деятельность на свой выбор. Однако этот принцип не является абсолютным, так как основное значение имеют ограничения:

субъектные (касающиеся того, кто может вести экономическую деятельность);

предметные (касающиеся условий, которые должны быть выполнены для ведения данной деятельности).

Внесенные в последнее время изменения в законодательство, регулирующее трудоустройство иностранцев в Республике Польша, направлены на открытие для иностранцев рынка труда. Это прежде всего расширение круга лиц, которые могут работать без разрешения, а также упрощение самой процедуры получения разрешения на работу для граждан стран, не являющихся членами ЕС.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы работы иностранцев на территории Республики Польша, является Закон от 12 декабря 2013 г. «Об иностранцах». В соответствии с ним осуществляется так называемая единая процедура получения разрешения на временное пребывание для работы в Польше. Это означает, что иностранцы в рамках одной процедуры имеют возможность получить единое разрешение как на пребывание, так и на работу.

Разрешение на работу выдается на определенное время, но не более чем на три года, и может быть продлено.

Покупка иностранцем права собственности или права вечного пользования недвижимостью, а также покупка иностранцем долей или акций в торговых обществах на территории Польши или вступление во владение ими требуют разрешения министра внутренних дел.

Этот принцип не применяется по отношению к гражданам и предпринимателям, которые имеют месторасположение или офис на территории Европейского экономического пространства.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимные права и обязанности сторон трудовых отношений, является Трудовой кодекс от 26 июня 1974 г. Кроме того, права и обязанности работодателя и работника регулируются действующими положениями других законов, распоряжений, а также (в рамках определенных предприятий) постановлениями коллективных договоров и трудовых регламентов, регламентов оплаты труда.

Основной формой трудоустройства работников является трудовой договор. Существуют три типа трудовых договоров: на испытательный срок, на неопределенное время и на определенное время. Подтипом трудового договора на определенное время является договор замещения, заключаемый на период отсутствия штатного работника.

Минимальная заработная плата в Польше в 2017 г. составляет 2 000 злотых (около 470 евро) брутто (т. е. до уплаты обязательных взносов и налога). Взносы на социальное страхование уплачивают работник и работодатель по частям. Если работник имеет минимальную заработную плату, то после уплаты взносов и налога он фактически получит около 1 460 злотых. Взносы, дополнительно обременяющие работодателя, составляют при этом 412,2 злотых (около 100 евро).

Согласно данным доклада Paying Taxes 2017, Польша занимает 47-е место в мире с точки зрения сложности налоговой системы. По сравнению с 2016 г. Польша поднялась на 11 позиций. В этом же рейтинге Беларусь занимает 99-ю строчку.

Налоги в Польше делятся на прямые и косвенные. К наиболее важным прямым налогам относятся:

  • подоходный налог с физических лиц (PIT);
  • подоходный налог с юридических лиц (CIT);
  • налог на гражданско-правовые действия (PCC).
  • К косвенным налогам относятся:
  • налог на товары и услуги (НДС);
  • акцизный налог.

Между Польшей и Беларусью заключен Договор об избежании двойного налогообложения от 18 ноября 1992 г. Данный документ регулирует те ситуации, которые могли бы привести к двойному начислению подоходного налога в обеих странах.

Судебную власть в Польше осуществляют: Верховный суд, суды общей юрисдикции, административные суды и военные суды.

Общая судебная система трехступенчатая и состоит из районных, окружных и апелляционных судов. Судопроизводство является как минимум двухинстанционным, т. е. решения, вынесенные судом первой инстанции, можно обжаловать в суде высшей инстанции (например, решения районного суда возможно обжаловать в окружном суде, окружного суда — в апелляционном суде). Суды общей юрисдикции выносят постановления и решения по уголовным и гражданским делам, по делам в области трудового, хозяйственного и семейного права. Верховный суд — это суд, который ведет надзорное производство в отношении вступивших в законную силу решений в особо сложных делах с высокой стоимостью предмета спора.

Возбуждение гражданского дела связано с уплатой пошлины, как правило, обусловленной стоимостью предмета спора и составляющей 5 % этой стоимости (не более чем 100 000 злотых). В некоторых делах, в том числе реестровых, пошлина фиксированная (например, государственная пошлина за регистрацию общества составляет 500 злотых).

Полную версию статьи можно найти в журнале «Конъюнктура рынков» (печатной или электронной версии), который распространяется по подписке.