Польша

Герб
 Флаг
 

Герб: официальный государственный символ Республики Польша. Изображение представляет собой белого орла с золотыми когтями и клювом, в золотой короне, на красном фоне.

Внешний вид герба утверждён конституцией Республики Польша (1997 г.).

Флаг: один из символов Республики Польша и польского народа.

Согласно закону от 31 января 1980 г., символом государства является не сам флаг, а белый и красный цвет, расположенные параллельными горизонтальными полосами равной ширины: верхний — белый, нижний — красный. Цвета являются элементами государственного флага РП.

 
  • Гимн: «Мазурка Домбровского» («Mazurek Dąbrowskiego», также «Марш Домбровского») — гимн Польши, написанный предположительно Юзефом Выбицким в 1797 г.
  • Государственный язык: польский.
  • Географическое положение: Польша — государство в Центральной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Центральной Европы. С севера омывается Балтийским морем и граничит: на западе с Германией — 467 (456) км; на юго-западе с Чехией — 790 (615) км; на юге со Словакией — 539 (420) км; на юго-востоке с Украиной — 529 (428) км; на востоке с Беларусью — 416 (605) км; на северо-востоке с Литвой — 103 (91) км и Россией (Калининградская область) — 206 (210) км. Кроме того, Польша через экономическую зону в Балтийском море граничит с зонами Дании и Швеции. Общая протяжённость границ — 3 582 км, из них — 3 054 (2 888) км сухопутных и 528 (491) морских. Территория: 312 658 (312 683) кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Административно-территориальное деление трехступенчатое: 16 воеводств делятся на повяты (373), повяты — на гмины (2 478).
  • Столица: Варшава. Крупнейшие города: Варшава, Краков, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск. 
  • Население: 38 623 221 человек.
  • Национальная валюта: польский злотый.
  • ВВП: 551,2 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +1.
  • Телефонный код: +48.
  • Штрих-код: 590.

Содержание:

Государственное и политическое устройство

Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости, верховенства народа, унитарного государства, разделения властей, плюрализма и субсидиарности. Парламентская республика. Действует Конституция 1997 г.

Высший орган законодательной власти — Национальное собрание (двухпалатный парламент). Сейм (нижняя палата) состоит из 460 депутатов, сенат (верхняя палата) — из 100 сенаторов. Депутаты и сенаторы избираются на 4 года. Порядок выборов в парламент определяется Законом о выборах в сейм и сенат (2001 г.). Выборы в сейм являются всеобщими, равными и прямыми и проводятся путем тайного голосования. Выборы в сенат всеобщие, прямые и проводятся путем тайного голосования.

Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии и избиратели. При распределении мандатов в избирательных округах учитываются окружные списки кандидатов в депутаты сейма, получившие на выборах не менее 5% голосов по стране, и кандидатов тех блоков, которые получили не менее 8% голосов.

Высшая исполнительная власть представлена президентом и советом министров. Глава государства — президент — избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет на всеобщих прямых выборах не более чем на два срока. Президент — высший представитель Польши на международной арене, гарант преемственности государственной власти, соблюдения Конституции, суверенитета и безопасности страны, верховный главнокомандующий.

Совет министров является главным коллегиальным органом исполнительной власти, он проводит внутреннюю и внешнюю политику, руководит правительственной администрацией, он подотчетен исключительно сейму. В соответствии с Конституцией сейм может выразить недоверие правительству. Выражение вотума недоверия правительству (главе правительства) проходит наряду с выбором нового главы правительства.

Законодательной властью гмины (административно-территориальная единица страны первой ступени) является совет, избираемый на местных выборах. Исполнительной властью в сельских гминах является войт, в малых и средних городах — бургомистр, а в крупных — президент (мэр). Все они с 2002 г. избираются в ходе прямых всеобщих выборов. Руководство повята (единицы второй ступени) представлено советом повята, избираемым на всеобщих выборах, и главой исполнительной власти (старостой).

Руководящими органами воеводства (самой крупной административной единицы) являются сеймик, избираемый на всеобщих выборах, а также правление воеводства. Во главе сеймика и правления стоит маршал воеводства. Представителем центрального правительства в воеводстве является воевода.

В 2002 г. в Польше было зарегистрировано около 130 политических партий. Ведущими являются 7 партий, представленных в сейме. Союз демократических левых сил (СДЛС, 160 тысяч членов) образован в 1999 г. на базе Социал-демократии Республики Польша. В 1991 — 1999 гг. СДЛС был коалицией около 30 партий, профсоюзов и общественных организаций.

Ведущие организации деловых кругов: Совет польского бизнеса, объединяющий крупных предпринимателей, и Business Center Club, в который входят средние и мелкие бизнесмены. В 2002 г. в Польше были зарегистрированы 36,5 тысяч общественных объединений, свыше 5 тысяч фондов. Основными сферами их деятельности являются спорт (36,5% организаций), просвещение, образование (12,4%), здравоохранение, помощь инвалидам (11,6%). Независимый самоуправляемый профессиональный союз «Солидарность», созданный в 1980 г. и восстановленный в 1989 г., насчитывает около 1,2 миллиона членов. Председатель — Януш Шнядек. В 1983 г. образовано Всепольское соглашение профессиональных союзов (ВСПС), объединяющее свыше 100 отраслевых организаций и около 3 миллионов членов.

Внешняя политика Польши

Республика Польша — государство в Центральной Европе, являющееся членом Европейского союза и НАТО. За последние годы Польша значительно расширила свою роль и укрепила позиции в отношениях со странами Европы и Запада, поддерживая и устанавливая дружественные отношения, как с Западным миром, так и с другими европейскими державами.

Евроатлантическая интеграция

В последние время Польша глубоко продвинулась вперед на пути экономической реинтеграции с Западом. Польша являлась активным поборником европейской интеграции.

В 1994 г. Польша добилась статуса ассоциированного члена Европейского союза (ЕС) и его оборонительной подструктуры Западноевропейского союза. В 1996 г. Польша получила статус полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и предоставила предварительную документацию на полное членство в ЕС. В 1997 г. на июльском Саммите НАТО в Мадриде в рамках первой волны политики расширения Польша была приглашена к вступлению в Североатлантический союз. 12 марта 1999 г. Польша официально стала полноправным членом НАТО. Республика продвигала свою кандидатуру путём участия в программе «Партнерство во имя мира» и посредством интенсивного индивидуального диалога с НАТО. В мае 2004 г. Польша вместе с другими членами Вишеградской группы была принята в Европейский союз.

Спецподразделение Войска Польского «ГРОМ» (польск. Wojskowa Formacja Specjalna GROM) принимало участие во вторжении коалиционных сил в марте — апреле 2003 г. в Ирак. Сюда было направлено 2,9 тысяч польских военнослужащих, пятый по численности контингент в составе коалиции. В 2008 г. Польша вывела свои войска из Ирака.

Установление отношений со странами Европы

События 1989 г. полностью изменили карту Центральной Европы, и Польше пришлось устанавливать отношения с семью новыми соседями. Польша достигла хороших взаимоотношений со всеми своими партнерами, подписав соглашения о дружбе и сотрудничестве, которые заменили связи, разорванные с крахом Варшавского договора. Были установлены особые отношения с Литвой и особенно Украиной со стремлением сблизить эти страны с Западом.

Вследствие своего трагического исторического опыта с постоянными примерами неверных союзников и одновременной агрессии более могучих соседей (к примеру, Разделы Польши, Вторая мировая война), польская внешняя политика следует курсу тесного сотрудничества с сильным партнером, способным предоставить достаточно сильную военную поддержку во время критических ситуаций. Это создает предпосылки близких отношений Польши с Соединенными Штатами и их сверхчувствительность в отношениях с главным партнером в Евросоюзе, Германией. В то же время, в равной степени настороженное отношение к России имеет результатом очень напряженные дипломатические отношения, которые постоянно ухудшались со времени прихода к власти Владимира Путина. Это является важным фактором особого внимания, которое Польша уделяет политической переориентации всех своих восточных соседей.

К содержанию

Сведения об экономике страны

Социально-экономическое развитие

По итогам 2018 г. в польской экономике сохраняются умеренные, достаточно стабильные темпы роста. Немного ускорился темп роста промышленного производства (+5,5%), транспортной сферы (+9,2%), отмечены высокие темпы роста в строительно-монтажной отрасли (+17,0%). Динамично развивается внутренний рынок. 

ВВП Польши в 2018 г. составил 551,2 миллиарда долларов США (рост 5,1%, в 2017 г. — 4,8%). Прогноз на 2019 г. — 3,8%, что связано со снижением роста экономик главных партнеров. Средний показатель роста ВВП стран-членов ЕС составляет 2,1%.

За 11 месяцев 2018 г. доходы польского бюджета составили 343,4 миллиарда злотых (80,4 миллиарда евро), расходы — 332,3 миллиарда злотых (77,8 миллиарда евро). Бюджет исполняется с профицитом в 11,1 миллиарда злотых (2,6 миллиарда евро).

Принятый Правительством бюджет Польши на 2019 г. предусматривает рост ВВП на уровне 3,8%. Доходы бюджета составят 386,9 миллиарда злотых (89,9 миллиарда евро), расходы — 415,4 миллиарда злотых (96,6 миллиарда евро). Дефицит составит 28,5 миллиарда злотых (почти 6,7 миллиарда евро). Бюджет на 2019 г. предусматривает увеличение среднегодового фонда заработной платы на 6%, а также предполагает рост внутреннего потребления на уровне не ниже 5,9%.

Расходная часть бюджета предусматривает продолжение реализации флагманских проектов «Семья 500+», «Лекарства 75+», а также реализацию иных долгосрочных программ. На формирование доходной части бюджета в 2019 г. будут оказывать влияние макроэкономическая ситуация и эффективность работы Министерства финансов по герметизации налоговой системы и борьбе с уклонением от уплаты НДС.

Уровень инфляции постепенно снижается и составил в декабре 2018 г. 1,1% (ноябрь — 1,3%, октябрь — 1,8%, сентябрь — 1,9%) (прогноз на 2019 г. — 2,5%, в основном за счет предполагаемого роста цен на энергоносители).

Среднемесячная зарплата в декабре 2018 г. составила 4973 злотых (1164 евро, рост на 6,1% к аналогичному периоду предыдущего года) в частном секторе, в государственном 4681 злотый (1088 евро, рост на 7,6% к аналогичному периоду предыдущего года). Прогноз роста зарплаты на 2019 год — 6,9%.

Рынок труда по итогам 2018 г. характеризуется улучшением ситуации. Число официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2018 г. составило 963,2 тысячи человек (5,8%).

Согласно страновому отчету ЕС о состоянии экономики Республики Польша, экономика данной страны находится в фазе сильного роста. Перспективам экономического роста Польши в долгосрочной перспективе угрожают проблемы структурного характера — главным вызовом является демографический кризис. Поддержание стабильного роста уровня жизни населения страны становится все сложнее в условиях снижения количества трудоспособного населения. Труднее становится добиваться роста производительности труда, поддерживаемого за счет процессов трансформации и экономической интеграции. Эксперты подчеркивают, что все большую роль на рынке труда Польши будет играть трудовая иммиграция. Ключевым моментом в фискальной политике является возврат в ближайшее время к бюджетной консолидации, а также принятие мер по обеспечению долгосрочной стабильности общественных финансов. 

Польша прилагает огромные усилия для увеличения бюджетных доходов, но, тем не менее, не в полной мере использует все возможности. Уровень соблюдения плательщиками норм налогового законодательства, особенно в отношении НДС, значительно ниже среднего значения по ЕС. 

Сильной стороной экономики, по оценкам экспертов, остается стабильный банковский сектор. 

По мнению Еврокомиссии, ограничениями для экономического развития страны выступают также недостаточные возможности польской инфраструктуры, например, длительные сроки реализации проектов в сфере железнодорожной инфраструктуры.

Ключевым вызовом для польской экономики является изменение модели экономического роста, т.е. переход на рост, основанный на высоких технологиях, за счет инновационных решений. Ограничением в данной сфере выступает недостаточная степень коммерциализации научных исследований и слабо налаженное взаимодействие между бизнесом и наукой.

Внешняя торговля

По итогам 2018 г. внешнеторговый оборот Польши составил 500,6 миллиарда долларов США. Объем экспорта составил 247,5 миллиарда долларов США (рост на 6,5%), импорта — 253,1 миллиарда долларов США (рост на 9,3%). Отрицательное сальдо составило 5,6 миллиарда долларов США.

На рынки развитых и развивающихся стран приходится наибольшая часть экспорта (87,1%, в т.ч. страны ЕС 80,4%) и импорта (66,7%, в т.ч. страны ЕС 59,2%). Экспорт Польши в страны Восточной Европы составил 4,6% общего объема, импорт из них — 5,5%. По экспорту основными партнерами Польши являются Германия (27,9%), Чехия (6,4%), Великобритания (6,0%), Франция (5,8%), Италия (4,7%), Нидерланды (4,5%), Швеция (2,8%), Венгрия (2,7%), Россия (2,8%). По импорту — Германия (22,8%), Китай (10,9%), Россия (2,9%), Франция (3,9%), Нидерланды (3,8%), Чехия (3,3%), США (3,1%).

Деловой климат. Инвестиционная политика

Структурная поддержка прямых иностранных инвестиций

Польское агентство иностранных инвестиций (ПАИИ) было образовано польским правительством для более активной поддержки и продвижения инвестиционных планов страны, а также целевого привлечения иностранных инвесторов. Агентство действует в качестве посредника, служа частным и корпоративным иностранным инвесторам. ПАИИ предлагает иностранным фирмам свое «ноу-хау» и помогает им установить связи с правительственными органами и деловым сообществом. Перед ПАИИ ставится тройственная задача:

  • поддержка иностранных капиталовложений в стране;
  • содействие представлению Польши как привлекательного места для инвестирования;
  • внесение предложений в адрес польских властей о необходимых поправках к действующему законодательству, связанному с заграничными инвестициями.

Рамки действий ПАИИ охватывают:

  • предоставление быстрой и индивидуализированной информации по экономическому и юридическому фону Польши;
  • предоставление информации по отдельным областям польской экономики и действующим в стране фирмам;
  • поддержку в нахождении надежных польских партнеров и наиболее приемлемых локализаций для деловой активности;
  • упрощение начальных этапов инвестиционного процесса;
  • поддержку в преодолении формальных процедур путем установления связей с властными структурами центрального и местного уровней;
  • подготовку актуальных публикаций: «Перечень основных иностранных инвесторов в Польше», углубленного анализа отдельных отраслей польской экономики и многих других.

ПАИИ предоставляет потенциальным инвесторам широкий спектр бесплатной информации, консалтинга и вспомогательных услуг.

Приватизация польской экономики, а значит и связь с иностранными инвесторами, находится в ведении двух государственных учреждений. Важнейшим, конечно же, является министерство казны. Затем — Агентство сельскохозяйственной собственности государственной казны. 

Нередко первая встреча потенциальных иностранных инвесторов со страной происходит в польских торгпредствах и экономических отделах польских дипломатических миссий. С их помощью можно легче наладить связь с будущими польскими партнерами, а также получить различную полезную информацию.

В какой-то мере поддержка иностранных инвестиций в Польше производится также Польской торговой палатой и другими отраслевыми и двусторонними палатами.

Общим законодательством оговаривается, что предпринимательская деятельность и занятие бизнесом ничем не ограничены. Однако польским законодательством также предусмотрены некоторые исключения из общего правила. Это значит, что основание предприятия и проведение некоторых видов деятельности ограничены и требуют специального разрешения польских органов власти или регистрации в реестре регламентируемых видов деятельности. Такие виды деятельности можно разделить на четыре основные группы:

  • виды деятельности, для которых не существует никаких ограничений;
  • виды деятельности, которые разрешены для проведения только на основании концессии;
  • виды деятельности, которые подлежат лицензированию или требуют специального разрешения;
  • виды деятельности, которые требуют регистрации в реестре регламентируемых видов деятельности.

7 — 30 ноября 2017 г. Польское агентство инвестиций и торговли (PAIH, аналог белорусского НАИП) при поддержке консалтинговых компаний «HSBC Bank Polska S.A.» и «Grant Thornton», а также при участии Британско-польской торговой палаты (BPCC), Французско-польской экономической палаты (CCIFP) и Объединения украинского бизнеса в Польше провели исследование польского инвестиционного климата в форме электронного анкетирования и интервьюирования 76 иностранных инвесторов, ведущих экономическую деятельность на территории Польши.

По результатам данного исследования, 92% иностранных инвесторов высказали удовлетворение от инвестиционного сотрудничества с Польшей и готовы вновь инвестировать. 70% респондентов ожидает роста доходов в 2018 г., 56% заявило о готовности создать дополнительные рабочие места, 48% опрошенных намерены увеличить инвестиционные расходы. Критически к польскому инвестиционному климату было настроено 4% инвесторов. 

Анкетные данные PAIH, HSBC и Grant Thornton свидетельствуют, что Польша, в первую очередь, ориентируется на предложение иностранным инвесторам востребованных ими в наибольшей степени стабильной макроэкономической конъюнктуры, сопряженной с высоким внутренним спросом и активно действующим бизнес-сообществом.

Показатель «экономическая стабильность» оказался самым высоким, набрав 4,01 пункта из 5 возможных.

Справочно: по методологии Евростата, в 3 квартале 2017 г. темп роста ВВП Польши составил 5% при среднем показателе в аналогичный период по ЕС в 2,5%. 

С положительной стороны на польскую инвестиционную оферту также влияют такие факторы, как ёмкость внутреннего рынка — 3,94 пункта, доступность материалов и компонентов — 3,89 пункта, уровень сотрудничества с местными властями — 3,79 пункта. Последний, как правило, имеет определяющее значение для успешной реализации инвестиционного проекта. 

Одним из преимуществ Польши названа также рабочая сила. Высокую оценку в 3,77 пункта получили такие показатели, как производительность труда, организованность и культура труда, лояльность. С положительной стороны отмечено качество инфраструктуры — 3,74 пункта, которая, по мнению респондентов, является наиболее успешно развивающимся элементом привлекательности инвестиционного климата Польши. 

Эксперты HSBC обращают также внимание на то, что немаловажную роль как в процессе привлечения иностранного инвестора, так и в рамках поддержки польского экспортера и улучшения имиджа страны в целом играет «искусная популяризация польской бизнес-оферты за рубежом».

Среди вызовов, перед которыми окажется польский рынок в ближнесрочной перспективе, инвесторы выделили необходимость улучшения законодательства в сторону его постоянства и предсказуемости (2,75 пункта); налаживания эффективного экономического судопроизводства (2,84 пункта); упрощения формальностей, связанных с налогообложением (2,91 пункта).

По данным PAIiH, в 2017 г. в польскую экономику привлечено иностранных инвестиций на сумму 12,893 миллиарда евро. Количество заявленных иностранными инвесторами к реализации проектов составило 335 (в 2016 г. — 272 проекта), число созданных рабочих мест — 86,743 тысяч. Из общего числа инвестпроектов 95 пришлось на строительную отрасль, 73 было реализовано в IT-сфере, 49 — в автопроме, 47 — в транспортной сфере, 37 — в сфере услуг, 34 — в иных областях. 

Справочно: в 2017 г. объем польских инвестиций за рубежом составил 1,14 миллиарда евро. Польские компании создали 6,5 тысяч рабочих мест.

20 февраля 2018 г. польское правительство завершило работу над законопроектом о специальных экономических зонах (далее СЭЗ), который призван улучшить привлекательность инвестиционного климата в Польше.

В официальном заявлении недавно образованного Министерства предпринимательства и технологий Польши (МПиТ) отмечено, что закон изменит существующую систему функционирования СЭЗ, внедрив новый механизм оказания поддержки предпринимателям, рассматривающим возможность начать реализацию новых инвестиционных проектов в Польше. 

Справочно: в Польше действует 14 СЭЗ, их общая площадь составляет 25 тысяч гектаров или 0,08 % территории страны. 

Согласно нововведениям, налоговые преференции, действующие в границах СЭЗ, станут доступны на территории всей страны, где по законодательству разрешено вести экономическую деятельность, что позволит сделать Польшу более привлекательной для иностранных инвесторов.

По заявлению Министра предпринимательства и технологий Польши Я. Эмилевич (Jadwiga Emilewicz), «мы станем более открыты для малого и среднего бизнеса, который на данный момент в незначительной мере представлен в СЭЗ». 

Как отметил заместитель главы МПиТ Т. Костиньский (Tadeusz Kościński), «налоговые льготы будут зависеть от места реализации инвестиционного проекта, его спецификации, количества создаваемых рабочих мест». По прогнозам польского замминистра, работы над законопроектом в парламенте завершатся к концу 1 квартала 2018 г., чтобы «уже в начале 2 квартала предприниматели могли воспользоваться льготами».

Сообщается, что преференции получат главным образом предприятия, способствующие увеличению конкурентности и инновационности региональных (воеводских) экономик, а впоследствии и развитию экономики Польши в целом. 

Среди изменений, предусмотренных законопроектом, выделены «гибкие периоды освобождения от уплаты налогов» (преференции будут действовать от 10 до 15 лет). Допускается продление срока действия режима СЭЗ (установлен до конца 2026 г.) еще на 15 лет. Законопроектом не предусмотрены какие-либо изменения в пользу уже реализуемых инвестиционных проектов в границах СЭЗ. Нововведения также «укрепят систему управления», т.е. компании-администраторы СЭЗ приобретут статус главного информационного пункта в регионе (в рамках системы обслуживания предпринимателя). Обслуживание инвесторов будет осуществляться при участии районных (повятовых) отделов СЭЗ, а также при поддержке МПиТ и PAIiH. 

Условия предоставления льготного налогообложения будут привязаны к размеру компании, а также зависеть от социально-экономической ситуации в районе ее расположения, в частности — от уровня безработицы, по формуле: чем выше безработица, тем ниже инвестиционные расходы. Поощряться будут инвестиционные проекты, реализуемые в малых городах, «теряющих хозяйственную и социальную функции».

По прогнозам экспертов, в результате реализации предложенных изменений Польша значительно улучшит свои позиции с точки зрения инвестиционного климата по сравнению со странами-соседями. Предлагаемые польским правительством дифференцированные условия инвестирования позволят привлекать инвесторов, готовых реализовывать в стране проекты с более высокой добавленной стоимостью.

Полезные ссылки:

Дополнительно:

К содержанию

Белорусско-польские двусторонние отношения

Политические отношения

После событий августа 1991 г. польский сейм заявил о Беларуси как де-факто суверенной. Официальное признание последовало в марте 1992 г., таким образом, Польша стала вторым после Украины государством, установившем с Беларусью дипломатические отношения. Тогда же, в 1992 г. был подписан Договор о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве.

В начале и середине 1990-х гг. Польша, которая, в отличие от Беларуси, изначально взяла курс на интеграцию в евроатлантические структуры, проявила себя как действенного и инициативного актора на восточном направлении. Тогда же были заложены основы будущей политики польского «патернализма», покровительства Минску. Так, после республиканского референдума 1996 г. по пересмотру Конституции, который Европейским Союзом и Соединенными Штатами был признан недемократическим, именно Варшава пыталась доказать, что большая изоляция республики, её выпадение из русла общеевропейской политики будут прямо способствовать развитию интеграционных процессов СНГ и ОДКБ. Вместе с тем, однако, белорусско-польские отношения в 1990-е гг. не вышли за рамки стандартных межгосударственных договоров и соглашений.

Межрегиональные и побратимские связи

Эффективной формой координации партнерских связей регионов Беларуси и Польши постепенно становятся встречи городов-побратимов двух стран. Так, в 2014 г. в польском городе Белостоке прошла вторая такая встреча, главная цель которой заключалась в восстановлении побратимских связей, ведь до этого наблюдался солидный перерыв в проведении подобных форумов — долгих 12 лет. Третья встреча, состоявшаяся в декабре 2015 г. в белорусском городе Гродно, отличалась уже весьма разнообразной повесткой рассматриваемых тематических направлений: «Роль и значение побратимства в повышении эффективности экономического сотрудничества», «Развитие социальной сферы в Гродно, опыт реализации проектов трансграничного сотрудничества», «Развитие молодежных инициатив в реализации трансграничного сотрудничества, спорта, туризма». Международные связи регионов — это еще и важный вид народной дипломатии, так как каждый город или район обладает своим особым набором экономических и человеческих возможностей, которые во взаимодействии с зарубежными партнерами должны работать только на повышение качества жизни своих граждан.

В Беларуси одним из наиболее активных участников процесса развития побратимских и межрегиональных связей с Польшей является Гродненская область, на территории которой действует 75 организаций с участием польского капитала. Районы Гродненской области развивают взаимодействие с 20 гминами и поветами Польши. В 2015 г. значительно активизировала польский вектор сотрудничества и Могилевская область, в административном центре которой — Могилеве — в ноябре прошел польско-белорусский региональный экономический форум «Торговля, переработка, инвестиции». Он стал фактически первым конкретным шагом в направлении развития экономического сотрудничества между Куявско-Поморским воеводством Польши и Могилевской областью.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество с Республикой Польша осуществляется в соответствии с Договором между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о сотрудничестве в области науки и технологий, подписанным 18 ноября 1992 г.

В соответствии с Договором создана и работает Межправительственная белорусско-польская комиссия по сотрудничеству в области науки и технологий. Среди приоритетных направлений сотрудничества — фундаментальные исследования, новые материалы, материалы для электроники, машиностроения и транспорт, агропромышленные технологии. Белорусские и польские ученые также сотрудничают в рамках 7-й рамочной Программы Европейского союза.

В 2011 г. в г. Беловежа (Подляское воеводство) впервые прошел I Форум белорусских и польских ученых, в котором приняли участие 130 представителей научных кругов Беларуси и Польши.

Осуществляется активное сотрудничество с польскими организациями на уровне институтов и центров Национальной академии наук Беларуси. Примерами такого сотрудничества являются контакты ученых Научно-практического центра по материаловедению НАН Беларуси, Института передовых технологий производства и Института физики Польской Академии наук, Института тепло- и массообмена имени Лыкова с Институтом микромеханики и фотоники Варшавского политехнического института, Института природопользования НАН Беларуси с Польским геологическим институтом.

Беларусь активно участвует в мероприятиях научного характера, проводимых на территории Польши. Так, ученые ежегодно принимают участие в международном форуме «Дни науки и технологий «Польша — Восток» в г. Белостоке, международном форуме и выставке «Лучшее с Востока — для Восточного партнерства» в г. Варшаве, Международной конференции историков «Многонациональный диалог: Белосток — Гродно» в Подляском воеводстве.

Сотрудничество в области образования

Сотрудничество в области образования осуществляется на основании заключенного в 2005 г. Соглашения о сотрудничестве в области образования между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и спорта Республики Польша и Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о признании эквивалентности в высшем образовании, равенства ученых степеней и степеней в области искусства.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве создана совместная консультативная комиссия, которая координирует работу школ для польского меньшинства в Республики Беларусь и белорусского меньшинства в Республике Польша.

Значительно активизирована работа по укреплению прямых связей между учебными заведениями двух стран. Практически все вузы Беларуси в той или иной форме поддерживают контакты с учебными и научными учреждениями Польши. Так, на сегодняшний день более 50 высших учебных заведений Республики Беларусь подписали порядка 155 договоров о сотрудничестве более чем со 130 польскими высшими учебными заведениями.

Активно развивается сотрудничество Белорусского государственного университета, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины с Белостокским, Гданьским, Люблинским, Торуньским, Ягеллонским университетами, Природно-гуманитарным университетом в г. Седльце, Католическим университетом Иоанна Павла II в г. Люблине.

Сотрудничество в области здравоохранения

В данный момент по программе трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина» Брестская областная больница совместно с воеводским госпиталем из польского города Бяла-Подляска планируют реализовать проект, направленный на улучшение качества диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Партнерская инициатива предусматривает закупку современного оборудования для белорусской и польской сторон. Также сотрудники Брестской областной больницы планируют наладить сотрудничество с больницей города Ленчна Люблинского воеводства. Учреждения здравоохранения наметили совместный проект по развитию эндоскопической помощи белорусскому и польскому населению. Во время недавно состоявшейся встречи специалисты сошлись во мнении, что обеим больницам необходимо приобрести аппараты для малоинвазивной хирургии.

Делегация брестских медиков приняла участие во втором белорусско-польском саммите «Щит здоровья — 2016», который состоялся 20 — 21 октября в Бяла-Подляске. Специалисты поднимали темы, связанные с организацией скорой помощи, информатизацией учреждений здравоохранения, обсудили белорусско-польские перспективы развития охраны здоровья. На форуме были подведены итоги предыдущей программы трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина», а также обсуждены перспективы сотрудничества до 2020 г.

Инвестиционное сотрудничество

В Польше нет специального закона об иностранных инвестициях. Иностранные инвесторы действуют на общих правовых основах хозяйственной деятельности, которые установлены Гражданским кодексом (Ustawa z dnia 23 kwietnia 1964 r. Kodeks Cywilny), Кодексом коммерческих обществ (Ustawa z 15 września 2000 r. Kodeks spółek handlowych) и Законом о свободе хозяйственной деятельности от 2 июля 2004 г. (Ustawa z dnia 2 lipca 2004 r. o swobodzie działalności gospodarczej).

Закон о свободе хозяйственной деятельности регулирует условия начала, ведения и ограничения для бизнеса в Польше. Все его положения, в частности, в отношении экономической деятельности, получения лицензий, или получения разрешений на проведение специфических видов деятельности, применимы и действительны на всей территории Польши и применимы как к физическим, так и к юридическим лицам. Однако данный закон проводит различие между инвесторами из ЕС, а также Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), то есть Европейского экономического пространства и прочими инвесторами из других стран. Ведение хозяйственной деятельности инвесторов из стран ЕС/ЕАСТ осуществляется полностью на тех же основаниях, что и польских резидентов — частных лиц и компаний.

Появляются новые инструменты для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, вступил в силу Указ о государственно-частном партнёрстве, который позволяет польским инвесторам реализовывать знаковые проекты.

По итогам 2018 г. от иностранных инвесторов в Беларусь поступило 10,8 миллиарда долларов США (9,73 миллиарда долларов США за аналогичный период 2017 г.).

Польша заняла пятое место (после России, Великобритании, Кипра и Украины) с показателем 445,3 миллиона долларов США (темп роста 137,4%). В том числе ПИИ поступило 431,6 миллиона долларов США (316,9 миллиона долларов США за 2017 г.), на чистой основе — 40,9 миллиона долларов США (38,7 миллиона долларов США), прочих — 13,7 миллиона долларов США (7,3 миллиона долларов США).

Беларусь инвестировала в Польшу в 2018 г. 25,5 миллиона долларов США, в том числе прямых инвестиций — 24,1 миллиона долларов США.

В настоящее время при содействии Посольства Беларуси в Польше осуществляется мониторинг реализации и проработка следующих инвестиционных проектов:

  • строительство в г. Минске теннисного центра «Серебрянка» при участии польской строительной компании «Юнибеп» (стоимость проекта — 33,5 миллиона долларов США);
  • строительство в г. Гродно торгово-развлекательного центра при участии польской строительной компании «Юнибеп» (стоимость проекта — 66 миллионов евро);
  • строительство в н.п. Зельва, Зельвенского район, Гродненской области ветропарка при участии польской строительной компании «Юнибеп» (стоимость проекта — 2,7 миллиона евро);
  • производство на территории Беларуси медпрепаратов польской фирмой «Адамед» (стоимость проекта — 5 — 7 миллионов долларов США);
  • строительство компаниями «Eco Technology System» электростанции и производство электроэнергии из твердых видов топлива;
  • создание в Беларуси производства специальных бетонных конструкций для метро и железной дороги при участии компании «Тинес» (стоимость проекта — 5 миллионов долларов США);
  • создание резидентом СЭЗ «Гомель-Ратон» ООО «ДЕЛКОМ40», дочерней компанией польского производителя мягкой мебели и матрасов «Com40», крупного производства мебельной продукции в г. Гомель;
  • строительство вставки постоянного тока на линии электропередачи 110 кВ «Вулька-Добрыньска — Брест-2» с участием польской компании «Экозон»;
  • создание на территории СЭЗ «Витебск» современного высокотехнологического производства по выпуску торгового оборудования компанией ООО «МОДЕРН-ЭКСПО» (стоимость проекта — 6 миллионов долларов США, к 2019 г. планируется 8 миллионов долларов США.).

11 мая 2017 г. в Витебске на полях VI Международного экономического форума «Инновации. Инвестиции. Перспективы» состоялось официальное открытие завода по производству торгового оборудования международного холдинга «Modern-Expo Group» (ведущий производитель и поставщик торгового оборудования в Центральной и Восточной Европе). Основной продукцией являются торговые и складские стеллажи, кассовые боксы, оборудование из нержавеющей стали, холодильное и POS-оборудование. В перспективе в Витебске планируется производить полный спектр продуктов для торговли из портфеля холдинга. Производство ведется на современном высокотехнологичном оборудовании, вся продукция сертифицирована по международным стандартам безопасности и качества. Запуск завода позволил создать для города более 200 рабочих мест и в перспективе их количество будет увеличиваться до 800.

При содействии Генерального консульства в г. Гданьске — следующих инвестиционных проектов:

  • Компания «Baril Coatings Polska» и ОАО «Лакокраска» (г. Лида) активизировали работу в рамках инвестиционного проекта по производству в Беларуси новых лакокрасочных покрытий. Во 2-м квартале 2017 г. в рамках подписанного с ОАО «Лакокраска» лицензионного договора ведутся переговоры по поставкам польской стороной в Беларусь компонентов для производства высококачественных красок, нарабатывается клиентская база, образцы красок проходят процедуру сертификации и контроля качества. Объем инвестиций по завершению проекта оценивается в 2,5 миллиона евро.;
  • Компания «Domat Eco» продолжает переговоры с Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь по согласованию возникших разногласий в рамках реализации инвестиционного проекта «Переработка коммунальных отходов с возможностью их использования в переработанном виде, как источника энергии». Разногласия возникли вследствие отказа белорусской стороны ввозить пре-РДФ из-за пределов страны, несмотря на то, что такая возможность изначально была оговорена в инвестиционном договоре.;
  • Продолжается работа по продвижению инвестиционного проекта компании «Техносервис». В апреле 2017 г. прошел очередной визит в Минск польской делегации для переговоров с руководством холдинга «Минский электротехнический завод им. Козлова». По итогам визита стороны договорились в июле 2017 г. зарегистрировать в Минске совместное предприятие по производству светодиодных ламп. Объем ожидаемых инвестиций по завершению проекта оценивается в 1,5 миллиона евро.;
  • Компания «DANEX» инвестировала около 400 тысяч евро в приобретение и установку нового холодильного оборудования на предприятии по переработке дикорастущих грибов и ягод в г. Любань (Минская область). Продолжаются пусконаладочные работы на линии производства ягодных наполнителей для йогуртов. Объем инвестиций составит около 1 миллиона евро.;
  • Компания «Emstar S.A.» завершает ввод в эксплуатацию в Новогрудском районе еще одной ветроэнергетической установки. Объем инвестиций оценивается в 4,5 миллиона евро.

Торгово-экономическое сотрудничество

За 2018 г. стоимостный объем белорусско-польского товарооборота составил 2 551,0 миллион долларов США против 2 423,1 миллиона долларов США за 2017 г. (темп роста — 105,3%). Объем белорусского экспорта в Польшу составил 1 344,6 миллиона долларов США (124,0%), импорта из Польши — 1206,4 миллиона долларов США (90,1%). Положительное сальдо составило 138,2 миллиона долларов США (по итогам 2017 г. — «минус» 254,9 миллиона долларов США).

Без учета объемов нефти, нефтепродуктов (ТН ВЭД 2710), газов нефтяных и углеводородов газообразных прочих (ТН ВЭД 2711), калийных (ТН ВЭД 3104) и азотных удобрений (ТН ВЭД 3102) стоимостный объем белорусского экспорта в Польшу по итогам 2018 г. составил 860,3 миллиона долларов США.

В объеме белорусского экспорта продукция химической и нефтехимической отраслей составляет примерно 47,5%, продукция деревообрабатывающей отрасли — 25,2%, металлопродукция — 7,5%, стройматериалы — 5,8%, сложнотехническая продукция — 3,8%, продукция агропромышленного комплекса — 2,6%, одежда и текстиль — 2,5%.

Динамика торговли товарами между Беларусью и Польшей в 2011 — 2018 гг. (в миллионах долларов США)

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Товарооборот

2401,0

2297,8

2363,2

2213,6

1852,1

1999,3

244,2

2551,0

Экспорт

1124,8

948,7

781,8

844,1

766,3

815,4

1083,8

1344,6

Импорт

1276,2

1349,1

1581,5

1533,7

1085,8

1183,8

1338,4

1206,4

Сальдо

-151,4

-400,4

-799,7

-689,6

-319,5

-368,4

-254,6

+138,2

В 2018 г. наиболее значительный прирост экспорта наблюдался по следующим товарным позициям:

  • удобрения калийные (+38,7 миллиона долларов США);
  • мебель для сидения и ее части (+20,0 миллионов долларов США);
  • древесина топливная (+19,2 миллиона долларов США);
  • лесоматериалы продольно-распиленные (+16,6 миллиона долларов США);
  • нефтепродукты (+15,4 миллиона долларов США);
  • удобрения минеральные смешанные (+12,4 миллиона долларов США);
  • прутки из нелегированной стали (+12,2 миллиона долларов США);
  • фанера клееная (+11,4 миллиона долларов США);
  • газы нефтяные и углеводороды газообразные (+10,7 миллиона долларов США);
  • амино-альдегидные, феноло-альдегидные смолы и полиуретаны (+10,3 миллиона долларов США);
  • уголь каменный (+10,2 миллиона долларов США);
  • масло рапсовое (+9,7 миллиона долларов США);
  • плиты древесно-стружечные (+6,4 миллиона долларов США);
  • галька, гравий, щебень (+6,2 миллиона долларов США);
  • проволока из нелегированной стали (+5,8 миллиона долларов США);
  • тракторы и седельные тягачи (+5,6 миллиона долларов США);
  • воски искусственные (+5,3 миллиона долларов США);
  • трубы, трубки и профили сварные (+5,2 миллиона долларов США);
  • прутки горячекатаные в бухтах из нелегированной стали (+5,1 миллиона долларов США);
  • плиты древесно-волокнистые (+4,6 миллиона долларов США).

Сократился в стоимостном выражении экспорт удобрений азотных (-8,4 миллиона долларов США), дубленой кожи из шкур крупного рогатого скота (-6,2 миллиона долларов США), частей подвижного состава (-2,1 миллиона долларов США), свинца необработанного (-1,8 миллиона долларов США), соли (-1,3 миллиона долларов США), казеина (-1,1 миллиона долларов США), меди рафинированной и сплавов медных (-0,9 миллиона долларов США).

По итогам 2018 г. (в сравнении с итогами 2017 г.) количество товарных позиций белорусского экспорта (по четырехзначной номенклатуре ТН ВЭД) увеличилось на 9 позиций до 495, количество позиций импорта из Польши уменьшилось на 6 до 846 позиции.

Продукция с высоким экспортным потенциалом:

  • Стекло

Обладает высоким экспортным потенциалом во многом благодаря спросу на польском рынке на данную продукцию и конкурентоспособности белорусского стекла как по качественным, так и по ценовым параметрам.

В условиях увеличивающегося спроса на флоат-стекло в связи с выделением финансирования ЕС и прогнозируемым строительным бумом в 2017 — 2022 гг. представляется обоснованным открытие собственного торгового дома ОАО «Гомельстекло» на территории Польши. Это позволит осуществлять поставки в адрес конечных потребителей и тем самым увеличить доходность данного бизнеса.

  • Продукция деревообработки

Рост экспортных поставок продукции деревообрабатывающей отрасли (плит ДСП, ДВП, МДФ, фанеры и ИДСП) в январе — апреле 2017 г. обусловлен кризисной ситуацией на российском рынке, расширением поставок данной продукции на польский рынок через дилерскую сеть группы компаний «Кроноспан», а также через зарегистрированный в конце 2015 г. собственный субъект ТПС концерна «Беллесбумпром» в Польше — компанию «BLK Trading».

Позитивные тенденции с поставками в Польшу корпусной мебели и мебели для сидения обусловлены низкой стоимостью исходного сырья и затрат на рабочую силу, высокой концентрацией мебельных предприятий с польским капиталам в СЭЗ и ориентацией их производства на рынки стран ЕС. В связи с изменением условий функционирования таможенного режима СТЗ на территории СЭЗ с января 2017 г. поставки мебели на экспорт в страны ЕС стали экономически более выгодными, нежели на внутренний рынок и в страны ЕАЭС.

  • Цемент, строительные материалы

Со второй половины 2016 г. польским ТПС компании «Красносельскстройматериалы» ведутся переговоры с компанией «Budimex» о поставках белорусского цемента для реализации ряда инфраструктурных проектов на территории Польши. Компания планирует осуществлять закупки белорусского цемента в объемах 150 — 200 тысяч тонн ежегодно, первые поставки могут начаться во втором квартале 2017 г.

В феврале 2017 г. при участии Посольства Беларуси в Польше подписан контракт между ОАО «Красносельскстройматериалы» и «Budimex» на поставку 12 тысяч тонн цемента (с распределением поставки через логистические центры компаний «AIDA» — 80% и «KREKS» — 20% на белорусско-польской границе).

При участии Посольства ведутся переговоры по поставкам в адрес «Budimex» щебня различных фракций производства РУПП «Гранит» для его дальнейшего использования в дорожном строительстве.

На завершающей стадии находятся переговоры между компанией «Kingfisher Sourcing Eastern Europe» и ОАО «Керамин» по поставкам сантехнических изделий для сети магазинов строительных материалов «Касторама» и «Брико Депо» во Франции, Великобритании и Польше. Планируемый годовой объем экспорта санитарной керамики оценивается компанией в 2 миллиона евро. В мае 2017 г. планируется визит представителей компании «Kingfisher Sourcing Eastern Europe» в Беларусь для ознакомления с производством продукции деревообработки и проведения переговоров по ее поставкам в сети европейских строительных гипермаркетов.

  • Продукты питания

В активной стадии находятся переговоры по расширению поставок в адрес торговых сетей «Auchan» и «Carrefour» в Польше продукции СП «Санта Бремор» ООО через польских дилеров белорусской компании. Посольство оказывает активную поддержку при проведении переговоров с торговыми сетями и при выходе компании на сегмент ХОРЕКА.

Перспективные товарные позиции белорусского экспорта в Польшу

Код ТН ВЭД

Наименование товара

1704 — 1806

кондитерские изделия

2522

известь

2523

цемент

3404 — 3406

воски, свечи

40111, 40119

шины

4407 — 4409

доски и иные пиломатериалы

4410 — 4411

плиты ДСП и ДВП

4412

клееная фанера

5309

льняные ткани

5603

нетканые материалы

5402, 5501, 5503, 5506, 5508, 5509

химические нити и волокна

6201 — 6206

текстильные изделия

7005

стекло полированное

7019

стекловолокно

8701

тракторы

9102

часы

9403, 9401

деревянная мебель, мебель для сидения

За 2018 г. экспорт услуг увеличился на 31,2% и составил 252,5 миллиона долларов США. Импорт увеличился на 36,6% и составил 219,1 миллиона долларов США.

В том числе экспорт транспортных услуг увеличился на 21,7% до 142,2 миллиона долларов США, импорт транспортных услуг увеличился на 16,9% и составил 108,8 миллиона долларов США.

Экспорт строительных услуг увеличился на 75,6% и составил 65,1 миллиона долларов США, импорт строительных услуг увеличился в 2 раза и составил 72,2 миллиона долларов США.

Экспорт туристических услуг увеличился на 24,0% и составил 4,2 миллиона долларов США, импорт туристических услуг увеличился на 9,0% и составил 1,7 миллиона долларов США.

Экспорт компьютерных услуг увеличился на 49,1% до 7,7 миллиона долларов США, импорт увеличился в 2 раза и составил 3,2 миллиона долларов США.

Полезные ссылки:

В настоящее время в Польше функционирует 18 субъектов ТПС, представительств и дилеров белорусских предприятий:

  • «БНХ-Ойл Польска» (концерн «Белнефтехим»);
  • «Белойл Польска» (РУП «Белоруснефть» и ЗАО «БНХ»);
  • «Польмарк-Кельце» (дилер «БелАЗа»),;
  • «БМЗ Польска»;
  • «МТЗ Беларус Трактор»;
  • «МАЗ Авто Поланд»;
  • «Орша Польска» (РУП «Оршанский льнокомбинат»);
  •  «КСМ Польска» (импортер продукции «Красносельскстройматериалы»);
  • ООО «Аурепио» и «Хемагротрэйд» (импортеры продукции «БКК»);
  • «Атлант-Сервис» (дилер ЗАО «Атлант»);
  • «Конте-Польска» («Конте-СПА»);
  • представительства «Белорусской железной дороги» и «Белавиа»;
  • ОАО «БПС-Сбербанк»;
  • ОАО «Белинвестбанк»;
  • ООО «BLK Trading» (ГП «Белорусская лесная компания»);
  • COOO «ПП Полесье».

Польский рынок с более чем 38 миллионами потребителей остается для Республики Беларусь одним из самых привилегированных рынков ЕС за счет его высокой платежеспособности и стабильности.

Активные действия польского правительства, направленные на сокращение случаев уклонения от уплаты НДС и борьба с теневым рынком нефтепродуктов будут способствовать усилению позиций белорусских поставщиков нефтепродуктов (дизельное топливо, базовые масла, битумы). Наличие на рынке устойчивого спроса на белорусские нефтепродукты, удобрения, продукты деревообработки позволяет увеличить объемы экспорта.

Большим потенциалом с точки зрения неудовлетворенного спроса обладает польский рынок строительных материалов и строительно-монтажных работ. Для польских строительных компаний характерны ограниченные возможности по реализации собственными силами и с использованием местных материалов инфраструктурных проектов, финансируемых из средств ЕС. Польская сторона сохраняет интерес в привлечении квалифицированной рабочей силы из Беларуси, в наибольшей степени — в строительную отрасль. Своевременная реакция белорусских строительных компаний на запрос польского строительного рынка на выполнение субподрядных работ с использованием белорусских рабочих и техники позволит расширить экспорт строительных услуг. Позитивно можно оценить возможности белорусских производителей по наращиванию экспорта строительных материалов на польский рынок (цемент, стекло, щебень, строительная древесина, металлоконструкции и изделия из металла).

Присутствующий на рынке спрос на продукцию деревообработки позволяет прогнозировать дальнейший рост экспортных поставок продукции данной отрасли (плит ДСП, ДВП, МДФ, фанеры и ИДСП) через дилерскую сеть группы компаний «Кроноспан», а также через зарегистрированный в конце 2015 г. собственный субъект ТПС концерна «Беллесбумпром» в Польше — компанию «BLK Trading».

Польская сторона по-прежнему отказывается от использования белорусско-польских трансграничных электрических соединений как «не вписывающихся в нынешнюю энергетическую стратегию». Беларусь была проинформирована о решении демонтировать соединение «Россь — Белосток» (220 кВ). Использование соединения «Брест 2 — Вулька Добрыньска» (110 кВ) также не представляется польской стороне возможным. Польша видит в импорте электроэнергии из Беларуси, особенно с учетом строительства БелАЭС, угрозу для своей энергетики, базирующейся на собственном угле (порядка 90% электроэнергии в Польше вырабатывается из угля). 

Сохраняется антидемпинговая пошлина на экспорт прутков горячекатаных из легированной стали (ТНВЭД 7227), введенная 20 декабря 2016 г. в размере 12,5% сроком на 6 месяцев. С 16 июня 2017 г. пошлина снизилась до 10,6%, срок действия — 5 лет. С учетом торгового барьера данная экспортная позиция белорусской металлопродукции на польском рынке является неконкурентоспособной по цене.

Белорусская диаспора в Польше

Белорусы в Польше являются одним из крупнейших национальных меньшинств. По данным переписи 2002 г., в Польше проживает 48 737 белорусов, из них около 40,6 тысяч человек пользуются белорусским языком в повседневном общении. Согласно предварительным итогам переписи населения 2011 г. (этой переписью впервые предусматривалась возможность указания двух национальностей одним и тем же респондентом) в Польше насчитывалась 31 тысяча человек, которые указали только белорусскую национальность и никакую другую, 6 тысяч человек указали белорусскую национальность в качестве первой из двух, ещё 10 тысяч указали белорусскую национальность второй из двух возможных. Среди 16 тысяч человек, которые указали белорусскую национальность одной из двух возможных (первой или второй), 15 тысяч другой национальностью указали польскую. По более ранним сведениям, в Польше проживало около 200 тысяч этнических белорусов. Правительства обеих стран подписали несколько соглашений, регулирующие охрану интересов белорусской диаспоры польским правительством.

Абсолютное большинство — 96,6% белорусов — проживают в Подляском воеводстве, являясь автохтонным населением на данной территории. В 12 гминах воеводства (в том числе в городах Хайнувка и Бельск-Подляски) белорусы составляют более 20% от общей численности населения, что позволяет использовать белорусский язык в контактах с администрацией, а также пользоваться двуязычными названиями географических объектов, согласно закону 2005 г. о национальных меньшинствах и региональных языках.

Согласно переписи 1946 г. в Белостокском воеводстве, совпадающем по своим границам с современным Подляским воеводством, проживало 800 тысяч поляков, а также 116 тысяч лиц непольской национальности, в число которых помимо белорусов входили литовцы, украинцы, евреи и другие национальности.

Белорусский язык преподаётся в 23 школах, 14 гимназиях и 2 лицеях, в которых обучается около 8 тысяч человек. В Белостокском университете существует кафедра белорусской культуры, в Варшавском университете — кафедра белорусской филологии. Выходит газета «Ніва», журнал «Czasopis».

Польская диаспора в Беларуси

Поляки в Беларуси либо белорусские поляки — второе по величине национальное меньшинство в Беларуси.

По данным переписи 2009 г., поляками назвали себя 294 549 человек (3% населения). В 1959 г. поляков в БССР насчитывалось 538 881 человек (6,689%), в 1970 г. — 382 600 человек (4,25%), в 1979 г. — 403 169 человек (4,229%), в 1989 г. — 417 720 человек (4,114%), в 1999 г. — 395 712 человек (3,939%). Подавляющее большинство поляков Беларуси белорусифицировано и обрусело: согласно переписи 2009 г. 58% поляков (171 287 человек) родным языком назвали белорусский, 34% (99 819 человек) — русский и только 5% (15 584 человека) — польский. Польский язык почти не используется — по данным переписи 2009 г. на нем разговаривают дома около 1% польского населения (3 837 человек). Большинство (51%) поляков Беларуси дома говорит по-русски (149 904 человека).

Отличием поляков Беларуси от украинского или еврейского меньшинств является значительная доля лиц, которые дома разговаривают по-белорусски — перепись 2009 г. выявила 120 378 таких поляков (41% польского населения республики). На польском языке в Беларуси в 2009 г. вышли 19 книг и брошюр общим тиражом 35,9 тысяч экземпляров.

В историографии распространены два основных взгляда на происхождение и место в обществе белорусских поляков: либо они (как и литовские поляки), являются «ополяченным» в ходе процессов XIV — XX вв. местным населением и потому они ближе к местному населению, чем к полякам Польши, либо они часть польской нации за границами польского государства, все характерные особенности которых объясняются проживанием в более сложных исторических условиях.

В настоящее время большинство поляков Беларуси проживает в Гродненской области и составляет там 24,8% всего населения. Поляки составляют большинство населения в Вороновском районе. От четверти до половины населения поляки составляют в Волковысском, Гродненском, Ивьевском, Зельвенском, Лидском, Щучинском районах Гродненской области, а также в Браславском районе Витебской области.

Проживающие в Беларуси поляки имеют право получить карту поляка, что позволяет им получить ряд прав негражданского характера.

Крупнейшей организацией белорусских поляков является Союз поляков. В 2005 г. в организации произошёл раскол, в результате которого в настоящее время существуют два Союза поляков под руководством Анжелики Борис и Станислава Семашко, признаваемые только Польшей и Белоруссией соответственно.

В Республике Беларусь работают две польскоязычные школы — в Гродно и Волковыске. В этих школах все предметы ведутся на польском языке.

К содержанию


Условия доступа на рынок Польши

Общие положения по доступу на рынок

В Польше все виды предпринимательской деятельности можно разделить на 4 основные группы:

  • виды деятельности, для которых не существует никаких ограничений;
  • виды деятельности, которые разрешены для проведения только на основании концессии;
  • виды деятельности, которые подлежат лицензированию или требуют специального разрешения;
  • виды деятельности, которые требуют регистрации в реестре регламентированных видов деятельности.

Более того, польским законодательством предусматривается то, что некоторые виды деятельности могут выполняться исключительно лицами, имеющими соответствующие дипломы/сертификаты (например, налоговый консалтинг, юриспруденция, недвижимость, оценочные экспертизы, архитектура, бухучет, финансовый консалтинг).

Для выполнения некоторых видов деятельности (например, банковский бизнес, страхование, пенсионные фонды) польским законодательством предусмотрено создание специальных юридических лиц (акционерных компаний).

Лицензии и разрешения

Польским законодательством также предусматривается несколько других видов административных решений, обязательных для выполнения и последующего проведения предпринимательской деятельности. По выполнению предпринимателем обязательных условий, оговоренных правовыми нормами, он может ходатайствовать о принятии административного решения по его вопросу (то есть выдаче лицензии или разрешения).

Польским законодательством предусмотрено почти тридцать видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию или требующих специального разрешения. Ниже приводятся некоторые виды предпринимательской деятельности, которые требуют подобных административных решений:

  • национальные и международные транспортные перевозки;
  • экспедиторские услуги;
  • железнодорожные перевозки;
  • туристический бизнес;
  • частный сыск и детективные услуги;
  • предпринимательская деятельность в особых экономических зонах;
  • банковские услуги, страховой бизнес, брокераж, инвестиционные фонды или фонды пенсионного обеспечения;
  • оптовая торговля и производство алкогольных напитков;
  • казино, лотереи, игровой бизнес.

Регистрация в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности

Такая деятельность может проводиться только после того, как предприниматель выполнил обязательные условия и зарегистрировался в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности. Польским законодательством рассматриваются двадцать видов регламентируемой предпринимательской деятельности. Ниже приведен перечень некоторых видов деятельности, которые подлежат регистрации в реестре регламентируемых видов предпринимательской деятельности:

  • ведение архива наемных работников и персональной документации;
  • предприятия складского цикла;
  • телекоммуникация;
  • производство алкогольных напитков;
  • детективные услуги;
  • агентства по найму (рекрутинговые);
  • организация ипподромных скачек.

Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности

Польский Кодекс коммерческих обществ установил 6 их форм:

  • полное товарищество;
  • товарищество с ограниченной ответственностью;
  • профессиональные объединения (товарищества);
  • акционерные (коммандитные) общества с ограниченной ответственностью;
  • общество с ограниченной ответственностью (ООО);
  • акционерные общества.

Если это не оговорено особо в международном договоре или соглашении, иностранное физическое лицо или компания извне Евросоюза или ЕАСТ могут вести хозяйственную деятельность в Польше в следующих организационных формах:

  • общество с ограниченной ответственностью;
  • акционерное общество.
  • коммандитное общество;
  • акционерно-коммандитное общество;

В указанных формах инвесторы из-за пределов ЕС/ЕАСТ могут вести хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и польские компании. Помимо Кодекса коммерческих обществ, польским законодательством определяются и другие юридические формы ведения хозяйственной деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — наиболее популярная форма ведения бизнеса, том числе и у иностранных инвесторов в Польше. Преимуществами ООО по сравнению с другими юридическими формами, предусмотренными польским законодательством, являются следующие:

  • относительно низкая стоимость создания компании;
  • компания создается путем принятия Устава компании и может приступать к ведению хозяйственной деятельности сразу же по окончанию непродолжительной процедуры регистрации в Реестре субъектов предпринимательской деятельности (KRS);
  • ограниченная ответственность и низкий минимальный акционерный капитал;
  • ясные правила для текущего руководства со стороны правления компании;
  • низкие расходы на содержание компании и выполнения требований польского законодательства.

Открытое акционерное общество по сравнению с ООО должно выполнять дополнительные требования. Это оказывает прямое влияние на стоимость его создания и деятельности. Фактически данная форма ведения бизнеса применяется при выхода компании на фондовый рынок, поиске инвесторов или если данная форма требуется польским законодательством (например, банками, пенсионными фондами, и прочими финансовыми институтами).

Полное товарищество является объединением, по меньшей мере, 2 соучредителей, управляющих товариществом под своими полными юридическими именами/наименованиями, и регистрируется в Реестре предпринимательской деятельности (KRS). Полное товарищество не является отдельным лицом, оно представляет собой организацию с правом приобретать имущественные права, производить задолженности, выступать в роли истца и ответчика. Права и обязанности партнеров отображены в декларации товарищества. Каждый партнер несет неограниченную ответственность по всем обязательствам и задолженности полного товарищества.

В товариществе с ограниченной ответственностью есть главные партнеры, которые несут неограниченную ответственность, и партнеры, чья ответственность сведена (ограничена) до фиксированных долей их паевого участия. Название главного партнера должно быть отражено в названии товарищества. С другой стороны, если название фирмы партнерства с ограниченной ответственностью включает имя партнера с ограниченной ответственностью в названии фирмы партнерства, то партнер с ограниченной ответственностью будет нести неограниченную ответственность, как в случае, когда он является главным партнером. Хотя партнерство само по себе не имеет юридического лица, оно может приобретать права и производить пассивы (задолженности), а также выступать в роли истца или ответчика в суде.

Акционерное общество с ограниченной ответственностью может иметь два типа соучредителей. Оно имеет хотя бы одного соучредителя с неограниченной ответственностью (главный партнер) и хотя бы одного соучредителя, который является акционером. Акционерное общество с ограниченной ответственностью является комбинацией товарищества и открытого акционерного общества. Эта форма деятельности относительно неупотребительна, однако она используется вкладчиками PE/VC в нестандартных типах капиталовложений. Название фирмы открытого акционерного общества должно включить имена одного или более главных партнеров и дополнительное описание («spółka komandytowoakcyjna»). Если наименование соучредителя включено в название товарищества, акционер несет неограниченную ответственность по обязательствам компании. Минимальный акционерный капитал должен составить 50 000 злотых и устав следует подписать у нотариуса. Товарищество вступает в силу после регистрации его в Реестре субъектов предпринимательской деятельности

Профессиональное партнерство — партнерство, созданное, как правило, лицами свободных профессий (адвокатами, врачами, налоговыми консультантами и др.) для осуществления профессиональных услуг. Соучредителем профессионального партнерства может выступать только дипломированный профессионал. Главной отличительной чертой профессионального партнерства является то, что соучредители не несут ответственности за возникшие в результате деятельности других соучредителей обязательства и задолженность.

Гражданское товарищество, управляемое нормами гражданского права, применяется как форма организации предприятий малого бизнеса. Гражданское партнерство не имеет никакой законной личности и рассматривается согласно польскому законодательству как гражданское соглашение между хотя бы 2-мя частными лицами или юридическими лицами. Соучредители гражданского товарищества несут по отдельности и в целом всю полноту ответственности по возникшим задолженностям и обязательствам товарищества. Соучредители (партнеры) регистрируются в Реестре предпринимательской деятельности.

Индивидуальное частное предприятие является самой простой формой осуществления бизнес-деятельности. Оно создается и регистрируется в Реестре субъектов предпринимательской деятельности, который ведется главой муниципального органа управления. Владелец несет неограниченную ответственность по всем обязательствам частного коммерческого предприятия. Данная форма ведения бизнеса используется иностранными управляющими и директорами в качестве платформы для проведения своей деятельности в виде услуг польским компаниям.

Открытие представительств и дочерних организаций

Вместо регистрации юридического лица на территории Польши, иностранная компания может создать филиал/отделение или представительство.

Иностранные предприниматели могут создавать свои дочерние предприятия на территории Польши для проведения того же вида деятельности, что и главная компания-инвестор. С точки зрения закона филиал/отделение является частью зарубежного предприятия и не имеет своего юридического лица. Филиал/отделение подлежит регистрации в Реестре субъектов предпринимательской деятельности и может работать после регистрации. Филиал или отделение имеют определенные ограничения в ведении предпринимательской деятельности. Процесс регистрации близок к регистрации общества с ограниченной ответственностью.

В Польше иностранные предприниматели имеют также право создавать свои представительства. Кроме этого бюро представителей не могут осуществлять никакой экономической деятельности в Польше, их усилия сводятся исключительно к мероприятиям по рекламе и продвижению иностранного инвестора в Польше. Представительство может заниматься исключительно рекламной или маркетинговой деятельностью на пользу материнской компании.

Налогообложение предприятий с иностранным участием

С 1 мая 2004 г., когда Польша присоединилась к Евросоюзу, польские законодатели должны были провести полную гармонизацию внутреннего польского налогового законодательства и с правилами налоговой системы ЕС. Все эти изменения относятся к НДС и акцизам. С указанного момента любое несоответствие или неправильное толкование, идущее вразрез с правилами налогообложения ЕС, всегда интерпретируется в пользу налогоплательщика.

Иностранным инвесторам предлагается возможность выбора юридической формы организации своего бизнеса в Польше. Деятельность может осуществляться в виде товариществ, компании с акционерным капиталом, или в виде филиала (представительства).

Процедура взимания налога на доходы регулируется в соответствии с законом о налоге на доходы (на прибыль) компаний именуемым «CIT» и законом о персональном подоходном налоге (PIT). Каждый конкретный случай регулируется отдельно в соответствии с юридической формой предприятия. В зависимости от юридической формы предприятия взимается налог с дохода всей компании или отдельного акционера, иными словами — CIT в случае, если это компания, являющаяся компанией (обществом) с ограниченной ответственностью или открытое акционерное общество, либо PIT, если это товарищество с ограниченной ответственностью или зарегистрированное товарищество.

Субъектом налогообложения налогом CIT является:

  • юридическое лицо;
  • организационное объединение, не являющееся юридическим лицом, за исключением полных товариществ;
  • объединение капитала.

Субъектом налогообложения налогом PIT является:

  • партнер в товариществе с ограниченной ответственностью или зарегистрированное товарищество;
  • компания, не имеющая юридической личности, которая зарегистрирована по юридическому адресу или совет директоров (правление) в зарубежной стране, в которой, согласно законодательству данной страны, она рассматривается как юридическое лицо, при этом все облагаемые налогом доходы в этой стране, несмотря на то, в какой из двух стран получен этот доход. Налогоплательщики, которые имеют постоянный зарегистрированный юридический адрес (резиденты) на территории Польши или совет директоров (правление) уплачивают подоходный налог с совокупной прибыли, независимо от того, в какой из стран данная прибыль получена. Налогоплательщики, не имеющие постоянного зарегистрированного адреса или совета директоров (правления) на территории Польши (нерезиденты) подлежат уплате подоходного налога только в части прибыли, полученной на территории Польши.

Прибыль и стоимость, полученные в результате деятельности товарищества, облагаются налогом отдельно по каждому из участников пропорционально их долевому участию в товариществе и по установленной налоговой ставке (для физических лиц).

Филиалы (отделения) зарубежных компаний

Филиал или представительство, в общем понятии, рассматривается как субъект налогообложения как польская компания, с учетом ее юридической формы организации головного предприятия. Только полученные на территории Польши доход и стоимость подлежат налогообложению в соответствии с польским налоговым законодательством.

С юридической точки зрения филиал (отделение) не является самостоятельным юридическим лицом, но подразделением зарубежной компании. Таким образом, с головного предприятия не взимается налог на источники дохода.

Трансфертные цены

Все сделки, заключаемые между состоящими во взаимоотношениях физических лиц и/или юридических лиц (компаний) находятся под специальным надзором налоговых органов. Причина — перевод прибыли в страну родственного юридического лица из-за более привлекательной налоговой ставки.

В соответствии с польским законодательством, родственными или такими, что состоят во взаимоотношениях, компаниями (предприятиями) считаются предприятия, когда:

  • предприятие прямо или опосредованно участвует в управлении или контроле другого предприятия или обладает не менее 5% акций в данном другом предприятии (родственные капиталы);
  • имеется семейное родство или иное родство по причине трудовых соглашений между физическими лицами, которые выполняют функции наблюдателя или управляющего в разных компаниях и/или те же самые лица одновременно выступают в роли управляющего или наблюдателя в разных компаниях/предприятиях. При наличии такого рода взаимоотношений одно из родственных предприятий должно подготовить документ о стоимости перевода, в котором должны быть указаны все сделки между родственными предприятиями, а также, кроме всего прочего, включены расценки и указаны риски, которые несет каждая из сторон сделки. Целью такого документального свидетельства является подтвердить, что условия проведения сделки между данными компаниями соответствуют и эквивалентны возможным условиям сделки между неродственными компаниями. В случае требования налоговых контролирующих органов данное документальное подтверждение должно быть предоставлено в течение семи дней со дня запроса.

Если указанные расценки не соответствуют рыночным, налоговые органы имеют право провести оценку стоимости сделок, с применением одного из следующих методов:

  • сравнительного метода оценки неконтролируемых цен;
  • метода оценки стоимости перепродажи;
  • метода определения разумной маржи (наценки);
  • метода определения прибыльности сделки.

Если прибыль или убытки, рассчитанные налоговыми органами соответственно выше или ниже тех, которые предоставило предприятие, взимается 50% налоговая ставка в виде пени.

С 2006 г. польские налогоплательщики получили право ходатайствовать о получении соглашения с Министерством финансов в части расценок на переводы средств. Данное соглашение известно как «Соглашение о повышенных ценах» (Аdvance Рricing Аgreement) и относится не только к сделкам между польскими налогоплательщиками, но также и к взаимоотношениям польских и зарубежных предприятий. Основное преимущество данного Соглашения (АРА) состоит в том, что налоговые органы подтверждают факт правильности калькуляции и применения расценок на перевод средств, избранных налогоплательщиком.

Данное Соглашение (АРА) обязывает налоговые органы принимать представленную методику. АРА охватывает как те сделки, которые будут заключены после предоставления ходатайства о получении АРА, так и те, которые начались ранее и находятся в данный момент в стадии своего развития. Оно не относится к сделкам, которые были начаты перед подачей заявления с ходатайством о получении Соглашения АРА, и на момент заключения АРА подлежали проверке со стороны контролирующих налоговых органов представленные для судебного разбирательства.

Субъектом налогообложения является прибыль вне зависимости от источника дохода. Прибылью считается разница между совокупными поступлениями и подлежащими налогообложению средствами, полученными на протяжении отчетного (фискального) года. Если объем облагаемых налогом средств превышает объем прибыли, разница составляет размер убытков. При условии, что налогоплательщик несет убытки, он может понизить размер прибыли в течение последующих пяти лет на сумму убытков, однако данное понижение не может превышать 50% убытков за год.

При условии участия в прибыли индивидуального коммерческого предприятия или компании (дивиденды), нерезидент получает прибыль в виде т.н. лицензионных сборов (например, проценты по займу, лицензионный гонорар, роялти, арендную плату за технику и проч.), а также в виде нематериальных активов (таких как услуги управления и консалтинга или маркетинговые исследования), субъектом налогообложения в этом случае считается доход, а не прибыль.

Польским законодательством предусмотрено некоторое послабление учета прибылей и приходных средств для налогообложения; т.е. они не учитываются при подсчете совокупного дохода.

Данное правило, например, действует в случае уплаты процентных ставок по займу или кредиту со стороны польского предприятия — компании в пользу своих дочерних компаний (филиалов). Если объем всех обязательств польского предприятия-юридического лица из разных источников (облигаций по займам, кредитам и инвойсам) в пользу собственных филиалов (дочерних компаний), которые владеют не менее 25% всех акций, превышает в три раза стоимость акционерного капитала данной польской компании, проценты по займам или кредитам не учитываются в объем освобожденных от уплаты налогов средств за период, в течение которого заем или кредит превышает трехкратный акционерный капитал. Данное ограничение вступило в силу для избегания так называемой «тонкой капитализации», которая касается финансирования текущей деловой активности через займы и кредиты. Данная сумма может быть легко выплачена кредитору вместо капитала, который может выплачиваться акционерам только в случае роспуска компании.

Участие в государственных закупках в Польше

В целях создания условий для обеспечения роста экспорта белорусских товаров и услуг предприятия города имеют возможность получить информацию о проведении в Польше тендеров на поставку товаров и оказание услуг, финансируемых из государственного бюджета страны и еврофондов в частности сведения о проводимых в стране тендерах, публикуются на интернет-сайте Ведомства по государственным закупкам. Доступ к сайту является открытым и бесплатным, язык интерфейса — польский.

В соответствии с Законом Республики Польша от 29 января 2004 г. «О государственных закупках» Ведомство по государственным закупкам ведет единый реестр всех государственных закупок. В этой связи на сайте ежедневно появляется около 300 новых предложений по закупкам товаров и выполнению работ, которые не ограничивают состав участников тендера.

Кроме этого, информация о проведении государственных закупок в странах Евросоюза дублируется в ежедневном электронном вестнике тендеров Евросоюза — www.ted.europa.eu (имеются версии на всех языках стран ЕС).


Защита прав экспортеров в Польше, проверка деловой репутации партнеров

Способы защиты прав экспортеров в Польше, урегулирования и разрешения коммерческих споров, порядок рассмотрения споров экономического характера

Для защиты прав экспортеров, разрешения коммерческих споров в Польше, как и в большинстве стран, используются два основных пути: посредством судов общей юрисдикции и посредством третейских судов. Функционирование судов общей юрисдикции в Польше регулируется Законом от 27 июля 2001 г. Отделениями судов общей юрисдикции являются хозяйственные суды. Они рассматривают споры в области гражданско-правовых отношений между субъектами, ведущими хозяйственную деятельность.

В Польше функционирует около 20 постоянных третейских судов. Наиболее авторитетный из них, занимающийся, в том числе рассмотрением споров международного характера, действует при Польской хозяйственной палате. Третейские суды функционируют также при Ассоциации польских банков и Польской конфедерации частных работодателей Lewiatan.

Юридические и адвокатские конторы Польши по защите прав экспортеров

В поисках юридических и адвокатских контор, занимающихся защитой прав экспортеров целесообразнее всего обратиться в наиболее авторитетные объединения предпринимателей:

  • Польская хозяйственная палата (Krajowa Izba Gospodarcza, KIG). Является самой крупной организацией деловых кругов в Польше, объединяя более 150 отраслевых хозяйственных (торгово-промышленных) палат. Председатель — Анджей Арендарский. Контакты: Krajowa Izba Gospodarcza, 00-074 Warszawa, ul. Trębacka 4. Тел.: +48 22 630 96 00; Факс: +48 22 827 46 73. Электронная почта: kig@kig.pl. Сайт в Интернете: www.kig.pl;
  • Торгово-промышленная палата зарубежных инвесторов в Польше (Izba Przemysłowo-Handlowa Inwestorów Zagranicznych w Polsce). Палата объединяет бизнесменов из числа зарубежных инвесторов и сотрудничающих с ними польских предпринимателей различных отраслей экономики. Председатель — Лешек Пешчек. Контакты: Izba Przemysłowo-Handlowa Inwestorów Zagranicznych w Polsce, 00-834 Warszawa, ul. Pańska 73 ,тел.: +48 22 314 75 75; факс: +48 22 314 75 76. Эл.почта: biuro@izbainwestorow.pl. Сайт в Интернете: www.izbainwestorow.pl.
  • Организация «Работодатели Республики Польша» (Pracodawcy Rzeczypospolitej Polskiej). Крупнейшая организация польских предпринимателей, представляющих все отрасли польской экономики; объединяет более 12000 работодателей. Президент — Анджей Малиновский. Контакты: Konfederacja Pracodawców Polskich, 03- 973 Warszawa, ul. Brukselska 7 ,тел.: +48 22 518 87 00; факс: + 48 22 828 84 37. Эл.почта: sekretariat@pracodawcyrp.pl. Сайт в Интернете: www.pracodawcyrp.pl
  • Польский Совет бизнеса (Polska Rada Biznesu). Объединяет руководителей и собственников крупнейших польских и международных фирм, действующих в Польше. Председатель — Яцек Швайцовский. Контакты: Polska Rada Biznesu, 00 567 Warszawa, Al. Ujazdowskie, 13 тел.: +48(22) 523 66 11, 523 66 12; факс: +48 22 523 66 14. Эл.почта: rada@prb.pl. Сайт в Интернете: http://www.prb.pl.
  • Восточный Клуб — Общество по поддержке экономического сотрудничества в Востоком (Klub Wschodni — Stowarzyszenie Wspierania Współpracy Gospodarczej ze Wschodem). Целью ассоциации является представление, продвижение и защита экономических интересов с Востоком. Председатель — Феликс Куликовский, контакты: Klub Wschodni, 02-604 Warszawa, ul. Olkuska 7, тел.: +48 22 542 82 43, факс:+48(22) 542 82 44, эл.почта:klubwschodni@ipgroup.pl.

К содержанию

              

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Республике Польша, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Польши и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя