Российская Федерация

                                        

                                         

Герб: представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья.

Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3
  • Гимн: является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.
  • Государственный язык: русский
  • Географическое положение: Российская Федерация (Россия, РФ) расположена в северном полушарии, на самом крупном материке земного шара — Евразии. Западная граница начинается у побережья Баренцева моря на северо-западе Кольского полуострова, пересекает Балтийское и доходит до Черного моря. Почти на всем протяжении этой границы нет отчетливо выраженных природных рубежей. Западные соседи России - Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь и Украина. Калининградская область, отделенная от основной территории России, граничит с Литвой и Польшей. Южная граница страны проходит от берегов Черного моря до побережья Японского моря. По Большому Кавказскому хребту проходит граница с Грузией и Азербайджаном. Реки Аpгунь, Амур и Уссури разделяют Россию и Монголию, Китай. На юге Россия граничит также с Казахстаном и Кореей. Морская восточная граница России проходит по водам Тихого океана и его морей: Японскому, Охотскому и Беpинговому, здесь ближайшие ее соседи - США и Япония. Неширокий пролив Лаперуза отделяет российские острова Сахалин и Курильские от японского острова Хоккайдо. Японское море и его проливы не замерзают. Непосредственная граница с США проходит по узкому (5 км) проливу между островами Диомида: о. Ратманова (Россия) и о. Кpузенштеpна (США). Территория: 17 075,4 тыс. км2.
  • Административно-территориальное деление: На территории России согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., выделяются 83 субъекта Федерации; 21 республика, девять краев, 46 областей, четыре автономных округа, одна автономная область, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
  • Столица: г. Москва (свыше 12,3 млн. жителей). Крупнейшие города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. 
  • Государственное и политическое устройство: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Высшим законодательным органом страны является Федеральное Собрание Российской Федерации. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент России избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
  • Население: 146 544 710 (по состоянию 1 января 2016 г.)
  • Этнический состав: Большую часть населения составляют русские – более 80%. Остальную часть составляют – татары (3,8%), украинцы – 3%, чуваши - 1,2%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и др.
  • Религия: около половины населения исповедует Православие, 10-15% граждан являются мусульманами. Православная вера как религия большинства была окончательно установлена в результате борьбы с язычеством после Крещения Руси, сыгравшем ключевую роль в формировании российской государственности.
  • Национальная валюта: российский рубль (ISO код RUB, денежный знак), введен в оборот в 1992 г. Официальный знак был утверждён 11 декабря 2013 г.
  • ВВП: 1281 млрд. долларов США
  • Часовой пояс: GMT+2 до +12 (всего 11 часовых поясов)
  • Телефонный код: +7
  • Штрих-код: 460-469.

Национальные праздники:

  • 1-8 января – Новогодние каникулы;
  • 7 января – Рождество Христово;
  • 14 января – Старый Новый год;
  • 23 февраля – День защитника Отечества;
  • 8 марта – Международный женский день;
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая – День Победы;
  • 12 июня – День России;
  • 4 ноября – День народного единства.

Содержание:

  1. Окружающая среда и природные ресурсы
  2. Государственное и политическое устройство
  3. Правовая система. Интернет-ресурсы правовой информации
  4. Внешняя политика
  5. Социально-экономическое развитие
  6. Образование
  7. Культура и искусство
  8. СМИ
  9. Белорусско-российские двусторонние отношения
  10. Беларусь и регионы России

Окружающая среда и природные ресурсы

В основе ландшафта России лежат крупные тектонические структуры – платформы, щиты, складчатые пояса, они выражены разнообразными формами – горами, низменностями, возвышенностями и др.

На территории России есть три обширных равнинных пространства: Восточно-Европейская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина. К востоку от реки Лены располагаются горные массивы мезозойской складчатости – хребты Черского, Верхоянский и Колымское нагорье. На крайнем северо-востоке и востоке страны проходит Тихоокеанский пояс складчатости (Камчатка, о. Сахалин и гряда Курильских островов).

Россия имеет почти все виды полезных ископаемых и занимает одно из первых мест в мире по их запасам (газ, нефть, уголь, известняк, стекольные и строительные пески, мел, гипс и другие минеральные ресурсы, железные руды, медные руды и многое другое). В последнее время в разных районах России приступают к освоению месторождений марганца, титаноциркониевых и хромовых руд.

Сибирь и Дальний Восток – исключительно богатые рудными и нерудными полезными ископаемыми регионы России. В Якутии организована промышленная добыча алмазов.

Особенности климата России определяются географическими факторами: географическим положением, размерами и протяженностью территории с запада на восток и с севера на юг, большим разнообразием рельефа местности и др. Северная часть территории страны заходит далеко за полярный круг, в связи с этим на большей части территории климат суровый. Протяженность страны с севера на юг приводит к изменению поступления суммарной солнечной радиации. Южные районы страны имеют высокие температуры воздуха.

Климат оказывает большое влияние на формирование важнейших отраслей хозяйственной деятельности и условия жизни людей.

В России много природных зон, в связи с этим велико разнообразие животного и растительного мира. Границы зон вытянуты вдоль параллелей, отклонения сравнительно невелики. С севера на юг тянутся природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. Значительны запасы пресных вод России. На территории страны – 2,5 млн. рек и около 3 млн. озер, самое большое в мире озеро – Каспийское, самое глубокое пресное Байкал.

Наибольшую площадь на территории России занимает лесная зона. Земельные ресурсы огромны – это 1/8 часть всей суши планеты (более 17 млн. км2).

Государственное и политическое устройство

Основным законом России является ее Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции. Субъекты России имеют свою конституцию или устав, а также законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, субъекты России обладают всей полнотой государственной власти.

Президент

Основные полномочия Президента России включают:

  • назначение с согласия Государственной Думы Председателя, заместителей Председателя и остальных членов федерального Правительства, а также принятие решение об его отставке;
  • представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда России, а также кандидатуру Генерального прокурора России, внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора России;
  • назначение судей всех других федеральных судов;
  • назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента России;
  • формирование и руководство Советом Безопасности России;
  • утверждение военной доктрины страны;
  • назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил России, являясь их Верховным Главнокомандующим;
  • назначение выборов Государственной Думы и ее роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • внесение законопроектов в Государственную Думу;
  • подписание и опубликование федеральных законов;
  • решение вопросов гражданства России и предоставление политического убежища;
  • осуществление помилования.

Федеральное собрание

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

Совет Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента России о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента России о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории России;
  • назначение выборов Президента России;
  • отрешение Президента России от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда России;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России.

Государственная Дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе. К ведению Государственной думы относятся:

  • дача согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства страны;
  • решение вопроса о доверии Правительству России;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

Правительство

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров. Правительство:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и отчет об его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и пр.

Правовая система. Интернет-ресурсы правовой информации

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента России, постановления и распоряжения Правительства России, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов России, законы субъектов России, акты органов исполнительной власти субъектов России, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции России). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Ключевые правовые нормы Конституции характеризуют следующие черты Российской Федерации:

  • Демократическое государство: источником власти является народ, закрепление принципа разделения властей, идеологического и политического многообразия; гарантированно местного самоуправления.
  • Федеративное устройство: территория состоит из 85 субъектов и каждый находится в равном положении перед федеральной властью.
  • Правовое государство: гарантируются верховенство закона и взаимная ответственность человека и государства. Перед законом все равны и несут одинаковую ответственность за совершённые противоправные действия.
  • Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, чтобы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др.
  • Гуманистичность: высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие.
  • Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а также законодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.
  • Республиканская форма правления: высшие органы власти и должностные лица избираются населением на определённый срок, осуществляют свою власть от имени народа и несут ответственность перед ним.

Также Конституция России разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции России и обладают большей юридической силой, чем федеральные законы. Согласно Конституции, ФКЗ охватывают следующие вопросы:

  • порядок принятия нового субъекта в состав России;
  • изменение статуса субъекта России;
  • установление Государственного флага, герба и гимна России, их описания и порядок официального использования;
  • порядок деятельности Правительства России;
  • установление судебной системы России;
  • полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, арбитражных и военных судов в России;
  • режимы чрезвычайного и военного положения;
  • порядок созыва Конституционного Собрания.

Указы и распоряжения Президента России принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции России). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.

Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента России дано следующее толкование:

  • указ — решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий России, о помиловании;
  • распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента России; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

Акты Правительства России имеют следующую компетенцию:

  • разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считается имеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно статьи 66 Конституции России, существует два вида высших правовых документов субъектов России: конституция республики и устав. Статус республик определяют Конституция России и конституции республик, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией России и уставом соответствующего региона.

Законы субъектов России могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов России, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов России; и не могут противоречить Конституции России, если принимаются по вопросам, отнесённым к ведению исключительно субъектов России.

Региональные подзаконные акты — это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов России в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента России и постановлений Правительства России.

Конституцией России определено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12). В соответствии со ст. 132 Конституции России органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, к вопросам ведения муниципалитетов законами могут передаваться дополнительные полномочия, с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий находится под контролем государства.

Внешняя политика 

В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на выполнение следующих основных задач:
  • обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов;
  • создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения;
  • упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира;
  • укрепление позиций России в системе мирохозяйственных связей, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;
  • дальнейшее продвижение курса на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава Организации Объединенных Наций (Устав ООН), а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) как основной организации, регулирующей международные отношения;
  • формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся очагов напряженности и конфликтов на их территориях и предотвращению возникновения таких очагов и конфликтов;
  • развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России;
  • всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе в различных международных форматах;
  • усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры;
  • укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы;
  • содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций.

Российская Федерация состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • СНГ;
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Деловой климат. Инвестиционная политика

Правительством России поставлены следующие приоритеты:
  • Организация благоприятного режима, в котором проводят свою деятельность инвесторы (отечественные и иностранные).
  • Увеличения прибыльности и минимизация рисков для обеспечения стабильности в экономическом и социальном развитии.
  • Повышение жизненного уровня населения.

Основные направления инвестиционной политики России определяются Министерством экономического развития страны, так же, как и общие её положения. Субъекты федерации также могут вносить свои дополнения и уточнения. Но при этом необходимо наличие некоторых факторов, среди которых основное место занимают транспортная доступность, подготовительные объекты для инвестирования, квалифицированные трудовые ресурсы, преференции и доступная информативная поддержка. Все это должно обеспечивать и контролировать то, что выделенные инвестиционные ресурсы будут использоваться по назначению.

Главные направления инвестиционной политики России:

  • Реализация проектов должна происходить в прямой зависимости от существующих приоритетов. Среди них первые места занимают: социальная сфера и существующая инфраструктура.
  • Разработка оптимального плана государственных затрат, которые предусмотрены для целевых программ, должна происходить с учетом экономического состояния страны. Первыми должны финансироваться ключевые отрасли.
  • Права инвесторов, отчисляющих средства из собственной прибыли, должны расширяться.
  • Государственные инвестиции должны иметь значительную важность. Схема работы правительства в этом направлении – 1 рубль инвестиций государства на 4 частных рубля.
  • Сократить срок возврата средств, тем самым поднять доходность этих вложений. То есть, для проведения инвестиционной политики нужно выбирать быстро окупаемые объекты.

Инвестиционная политика России на современном этапе требует прямого частного инвестирования, причем это должны быть не просто капитальные вложения, а умные инвестиции. Их суть заключается в том, что проводится вложение не финансовых средств, а происходит передача непосредственно технологий, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут хорошо оплачиваться.

Современная инвестиционная политика России своей приоритетной целью ставит развитие долгосрочного отечественного инвестирования. Потому что главным условием большинства иностранных инвесторов, которые готовы вступить в долгосрочный проект, есть участие в нем капитала государства. Именно поэтому возникла необходимость в дополнительных инструментах, с помощью которых можно проводить аккумулирование инвестиционных ресурсов, которые находятся в стране. Для того, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в России, а также оживить её инвестиционную деятельность, необходимо наличие активного воздействия государства на эти процессы.

Социально-экономическое развитие

О социально – экономической ситуации в Российской Федерации

  • ВВП (ППС) на душу населения: 26490 долларов США (2016 г.);
  • Государственный внешний долг: 51,3 млрд долларов США (2016 г.);
  • Экспорт: 285,5 млрд. долларов США (2016 г.);
  • Импорт: 182,3 млрд. долларов США (2016 г.).

По предварительной оценке Росстата, темп роста ВВП за первый квартал 2017 г. составил 100,5%.

По итогам января-марта 2017 г. рост индекса промышленного производства составил 0,1% к аналогичному периоду 2016 г., преодолев отрицательную динамику, февраля т.г.

За первый квартал 2017 г. добыча полезных ископаемых возросла на 1,2% в годовом выражении, в то время как обрабатывающие производства сократились на 0,8%. На снижение темпов роста в обрабатывающей промышленности влияние оказали следующие сектора: металлургическое производство (-8,9%); производство бензина, топлива и мазута (-1,8%); производство прочих транспортных средств, прицепов и полуприцепов (-8,2%).

По итогам января-марта 2017 г. ввод в действие жилых домов сократился на 15,8%.

По итогам первого квартала 2017 г. сохранилась низкая динамика индекса потребительских цен, который к уровню декабря предыдущего года составил 101,0%. Во многом на низкую инфляцию повлияли укрепление российского рубля и падение потребительского спроса, т.к. оборот розничной торговли продолжил снижение и в 2017 г., сократившись в январе-марте на 1,8%

Реальные располагаемые денежные доходы населения России за январь-март 2017 г. по оценке Росстата уменьшились на 0,2%.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в первом квартале 2017 г. составила 37 640 руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. выросла на 1,9%. При этом рост продемонстрировала и реальная зарплата, возросшая на 1,9%.

В марте 2017 г. по предварительным итогам 4,1 млн. человек или 5,4% рабочей силы классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 0,9 млн. человек, в том числе 0,8 млн. человек получали пособие по безработице.

Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности

Виды юридических лиц для осуществления коммерческой деятельности в Российской Федерации схожи с белорусскими. Ключевые акты законодательства: Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для осуществления коммерческой деятельности иностранный инвестор может выбрать одну из следующих организационно-правовых форм:

Товарищества:

  • полные товарищества, участники которых отвечают по всем обязательствам своим личным имуществом;
  • товарищества на вере, где одни участники отвечают всем личным имуществом, а другие – только тем имуществом, которое они внесли в организацию.

  Хозяйственные общества:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО), где участники отвечают по обязательствам только имуществом, вложенным в общество, и получают прибыль пропорционально распределенным в уставном капитале долям; Деятельность ООО регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО), где, кроме долей в уставном капитале, участники отвечают и определенной в уставе частью своего личного имущества;
  • акционерные общества, где ответственность и размер прибыли определяются количеством полученных акций. С 01.09.2014 г. акционерные общества существуют в форме публичного акционерного общества (ПАО) и акционерного общества (АО) (ранее делились на открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество соответственно). Основное отличие АО от ПАО в том, что акции АО распределяются только среди ограниченного числа учредителей.

Уставной капитал ПАО также состоит из ценных бумаг, однако приобрести их в данном случае могут не только учредители акционерного общества, но и любые заинтересованные лица. В дальнейшем акции ПАО можно легко продать или подарить без получения специального согласия других акционеров в отличие от АО.

Существует еще ряд различий, в их числе:

  • Размер уставного фонда АО в 10 раз меньше, чем у ПАО;
  • Количество акционеров АО ограничено и не должно превышать 50 человек. Акционеров ПАО может быть сколько угодно;
  • ПАО в обязательном порядке публично отчитывается о результатах своей деятельности, для АО такое законом не предусмотрено.

Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Производственные кооперативы, предусматривающие личное трудовое участие членов;

Наибольшей популярностью пользуются хозяйственные общества в виде ООО и АО.

Сведения о системе налогообложения России

По данным таможенной статистики в январе-марте 2017 г. внешнеторговый оборот (товарами) России составил 128,6 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился на 32,0%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 38,1 млрд. долларов.

Экспорт России составил 83,3 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился на 35,8%.

Импорт составил 45,2 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился на 25,5%.

Доходы федерального бюджета в январе-марте 2017 г. составили 3 632,3 млрд. рублей, или 26,9% годового значения, расходы – 3 905,8 млрд. рублей, или 24% установленного показателя. Дефицит федерального бюджета составил 273,4 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците в сумме 2 753,2 млрд. рублей.

Доходы Российской Федерации от экспорта нефти в январе-марте 2017 г. выросли на 64,7% по сравнению с январем-мартом 2016 г. до 23,2 млрд. долларов, доходы от экспорта газа выросли на 12,5% до 9,6 млрд. Экспорт нефтепродуктов вырос на 6,7%.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в долларовом эквиваленте) на 1 апреля 2017 г. составил 16,9 млрд. долларов (на 1 апреля 2016 г. составлял 50,6 млрд. долларов), Фонда национального благосостояния – соответственно 73,3 млрд. долларов (на 1 апреля 2016 г. –73,18 млрд. долларов).

Международные резервы Российской Федерации на 1 апреля 2017 г. составили 397,9 млрд. долларов и увеличились по сравнению с состоянием на 1 апреля 2016 г. на 2,8%.

По предварительным данным за январь-март 2017 г., объем государственного долга Российской Федерации увеличился на 48,7 млрд. рублей, или на 0,4%, и по состоянию на 1 апреля 2017 г. составил 11 158,5 млрд. рублей (12,9% утвержденного объема ВВП).

В целом итоги первого квартала 2017 г. продемонстрировали, что несмотря на оптимистичные прогнозы можно предположить, что в 2017 году цены на нефть останутся на достаточно низком уровне, вероятность снятия международных экономических санкций мала и на фоне сохранения структурного кризиса ожидается очередной экономически трудный год.

Образование

Система образования в России включает в себя:
  • образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
  • образовательные программы различных видов, уровней и направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Российское образование подразделяется:

  • на общее образование,
  • на профессиональное образование,
  • на дополнительное образование,
  • на профессиональное обучение.

Культура и искусство

Русская литература отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.

Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Среди признанных в России и за рубежом авторов современной русской литературы: Борис Акунин, Виктор Пелевин.

СМИ

В России зарегистрировано более 93 тыс. СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 % — это «негосударственные СМИ». Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в России.

Российские газеты: «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Известия», «Российская газета», «Независимая газета», «Труд», «Аргументы и Факты».

Регулярное телевизионное вещание началось в СССР 1 октября 1931 г. Передачи оптико-механического телевидения принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске.

На сегодняшний день в России вещают: 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 330. Наиболее популярные из них: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Матч ТВ, Че, Муз-ТВ, OCEAN-TV, MTV, ТВ3, A-ONE, Канал Disney, 2×2, РБК, Звезда, Карусель, Bridge TV, Евроновости, Мир, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов. Самым близким к оппозиции является телеканал «Дождь».

Российские информационные агентства: ТАСС (государственное), Интерфакс, Росбалт и др.

Белорусско-российские двусторонние отношения

Отношения Республики Беларусь и Российской Федерации в целом можно назвать стратегическими и союзническими. Беларусь и Россия  являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза

Двусторонние комиссии

В соответствии с распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 06.02.2007 №14р по состоянию на 2016 г. функционирует 54 совместных рабочих групп (советов делового сотрудничества, совместных комиссий и др.) по развитию отношений Беларуси с регионами России.

Таблица 2. План заседаний Рабочих групп по сотрудничеству Республики Беларусь с регионами Российской Федерации на 2017 год

 

Подготовка и проведение заседаний:

 

1.

Совета делового сотрудничества между Республикой Беларусь и Новосибирской областью

июнь, г. Минск

2.

Совместной комиссии по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству Республики Беларусь и Омской области

июнь (третья декада), г. Брест

3.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Республики Карелия

IV квартал, г. Минск

4.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Архангельской области

II полугодие, г. Минск

5.

Совместной комиссии по развитию сотрудничества Республики Беларусь с Вологодской областью

IV квартал, г. Минск

6.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Мурманской области

I полугодие, г. Мурманск

7.

Совместной комиссии по развитию сотрудничества Республики Беларусь с Ленинградской областью

I полугодие, г. Санкт-Петербург

8.

Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга (с участием Премьер-министра Республики Беларусь)

IV квартал , г. Санкт-Петербург

9.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Новгородской области

I полугодие, г. Великий Новгород

10.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Псковской области

I полугодие, г. Минск

11.

Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью

I полугодие, г. Минск

12.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Курганской области

II полугодие, г. Курган

13.

Совета делового сотрудничества между Республикой Беларусь и Свердловской областью

I полугодие, г. Минск

14.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Тюменской области

I полугодие, г. Минск

15.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь с Челябинской областью

II полугодие, г. Минск

16.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Краснодарского края

I полугодие, г. Минск

17.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Ставропольского края

март, г. Минск

18.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Астраханской области

II полугодие, г. Астрахань

19.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Волгоградской области

II полугодие, г. Волгоград

20.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь с  Ростовской областью

апрель, г. Минск

21.

Совета делового сотрудничества между Республикой Беларусь и Белгородской областью

IV квартал, г. Минск

22.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Брянской области

I квартал, г. Минск

23.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Воронежской области

IV квартал, г. Воронеж

24.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Калужской области

II квартал, г. Калуга

25.

Совместной рабочей группы по развитию сотрудничества Республики Беларусь с Курской областью

III квартал, г. Минск

26.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Липецкой области

II квартал, г. Липецк

27.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Орловской области

III квартал, г. Орел

28.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области

III квартал, г. Смоленск

29.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Тверской области

IV квартал, г. Минск

30.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Тульской области

II квартал, г. Тула

31.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Республики Башкортостан

I полугодие, г. Уфа

32.

Совместной рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Оренбургской области

I полугодие, г. Минск

33.

Совместной рабочей группы по вопросам развития двустороннего сотрудничества между Республикой Беларусь и Самарской областью

II полугодие, г. Минск

34.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Пермского края

II полугодие, г. Минск

35.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Сахалинской области

I полугодие, г. Минск

36.

Рабочей группы по развитию сотрудничества Республики Беларусь и Амурской области

II полугодие, г. Благовещенск

37.

Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Нижегородской области

II квартал, г. Минск

38.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Тамбовской области

II полугодие, г. Тамбов

39.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Костромской области

I полугодие, г. Минск

40.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Владимирской области

I полугодие, г. Владимир

41.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь с Ивановской областью

I полугодие, г. Иваново

42.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Рязанской области

II полугодие, г. Рязань

43.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Республики Мордовия

I полугодие, г. Саранск

44.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Ульяновской области

I квартал, г. Минск

45.

Рабочей группы по развитию и координации сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Чувашской Республикой

II квартал, г. Чебоксары

46.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Республики Татарстан

III квартал, г. Казань

47.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Кировской области

II полугодие, г. Киров

48.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Красноярского края

II полугодие, г. Минск

49.

Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Ярославской области

I квартал, г. Минск

 

Научно-техническое сотрудничество

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в научной сфере осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве, подписанном в 1996 году, а также в рамках разработки и реализации совместных научно-технических и инновационных программ и проектов Союзного государства. Эта работа осуществляется в тесном взаимодействии ГКНТ с Минобрнауки России, НАН Беларуси и РАН на основе согласованной  научно-технической и инновационной политики Беларуси и России.

Представители обеих сторон на постоянной основе принимают участие в рабочих встречах и заседаниях в Исполнительном комитете СНГ (в том числе, по проблематике инновационного сотрудничества), в работе совместной российско-белорусской рабочей группы по подготовке предложений по перечню и содержанию перспективных программ Союзного государства и развитию сотрудничества между организациями и предприятиями Роскосмоса и НАН Беларуси и др.

Сотрудничество в области образования

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере образования осуществляется на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров и межправительственных соглашений, в частности:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 2 июля 1996 г.;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г.;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.;
  • Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности Белорусско-Российского университета от 19 января 2001 г.

Республика Беларусь также является участницей многостороннего Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. и всех международных соглашений в рамках ЕврАзЭС и СНГ в сфере образования и признания документов об образовании, ученых степенях и званиях.

На основе положений, зафиксированных в статье 18 Договора о создании Союзного государства, в сфере образования и воспитания молодежи развивается взаимодействие, по направлениям, отнесенным в Договоре к совместному ведению Союзного государства и государств-участников.

Министерство образования Республики Беларусь и Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с органами управления образованием и образовательными учреждениями обеих стран проводят работу по созданию условий для реализации гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на доступное и качественное образование, формированию в этих целях общего образовательного пространства Союзного государства.

Правовую основу обеспечения равных прав граждан и сотрудничества Беларуси и России в сфере образования составляют более 670 двусторонних договоров и соглашений между учреждения образования Республики Беларусь и образовательными организациями Российской Федерации.

К основным направлениям сотрудничества относятся: обеспечение равного доступа к образованию; обмен опытом учебно-воспитательной работы; разработка содержания, форм и методов подготовки специалистов, осуществление планов стажировки и повышения квалификации педагогических кадров; выполнение совместных научно-исследовательских работ; проведение совместных мероприятий, посвященных памятным датам в истории белорусского и русского народов.

В ходе реализации белорусско-российских соглашений, подписанных на высшем уровне, достигнуты договоренности о регулярных совместных действиях по совершенствованию нормативной базы и созданию механизмов, обеспечивающих доступность и равные права граждан России и Беларуси на получение начального, среднего общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования, на обучение в магистратуре, получение послевузовского образования в аспирантуре, докторантуре, а также в качестве соискателей для подготовки кандидатских и докторских диссертаций на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

Сотрудничество в сфере культуры

Сотрудничество в сфере культуры с Российской Федерацией регулируется Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г. и ежегодными программами сотрудничества между Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством культуры Российской Федерации.

На регулярной основе разрабатываются соглашения, планы и программы мероприятий двухстороннего сотрудничества, в том числе с российскими регионами. В частности, Министерства культуры Беларуси и России подписали Программу сотрудничества на 2015 – 2017 гг.

Кроме этого с различными областями Российской Федерации реализуются программы и соглашения о сотрудничестве.

Учреждениями высшего образования сферы культуры Республики Беларусь заключено более 30 договоров о сотрудничестве с учреждениями образования Российской Федерации, в том числе Московской государственной консерваторией им. П.И.Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А.Римского-Корсакова, Российской академией музыки им. Гнесиных, ГИТИСом, Театральным институтом им. Щукина, ВГИКом, Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства, Московским государственным университетом культуры и другими.

В целом между Беларусью и Россией в сфере культуры достигнут очень высокий уровень сотрудничества,  характеризующийся взаимным интересом, конструктивным диалогом и успешной реализацией ряда совместных культурных проектов.

Сотрудничество в области здравоохранения

Достигнут высокий уровень сотрудничества Беларуси и России в сфере здравоохранения. Правовыми предпосылками успешного взаимодействия Беларуси и России являются нормативные правовые акты, в том числе в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза. Основополагающими среди них являются Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан 1998 г., Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь 2006 г., Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимных поставок лекарственных средств 2007 г., Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (ст. 96-98) и др.

Одним из важнейших достижений двустороннего белорусско-российского сотрудничества в сфере здравоохранения является законодательное закрепление равных прав граждан Беларуси и России, проживающих и работающих на территории России и Беларуси соответственно, на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на равных правах с гражданами государства пребывания.

В рамках Союзного государства осуществляется ряд совместных программ в сфере здравоохранения. На финальной стадии согласования находится союзная программа по разработке новых спинальных систем для лечения детей с повреждениями позвоночника. Также планируется к реализации новая медицинская программа, которую планируют реализовать в Союзном государстве – «ДНК-идентификация».

Инвестиционное сотрудничество

Объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе из Российской Федерации составляет без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги 364,4 млн. долларов США (сокращение на 22,8 % к уровню 2015 года) или 27,6 % от общего объема привлеченных в экономику Беларуси прямых иностранных инвестиций на чистой основе (1,3 млрд. долларов США).

В Беларуси работают около 2,5 тысяч организаций с российским капиталом. В 2016 году в Российскую Федерацию направлено прямых иностранных инвестиций из Беларуси в объеме 2,2 млрд. долларов США.

В январе-сентябре 2016 г. на долю Российской Федерации приходилось 3,07 млрд. долларов или 49,1% от общего объема привлеченных за этот период в Республику Беларусь иностранных инвестиций (6,25 млрд. долларов).

Удельный вес прямых инвестиций из Российской Федерации в общем объеме привлеченных в Республику Беларусь прямых инвестиций составляет 48,4% или 2,47 млрд. долларов (всего в Беларусь привлечено 5,1 млрд. долларов).

 
Торгово-экономическое сотрудничество

Общая характеристика двусторонних экономических отношений по итогам января – декабря 2016 г.

С учетом членства Беларуси и России в ЕАЭС во взаимной торговле обеспечена свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Оборот внешней торговли товарами

По итогам января-апреля 2017 года товарооборот с Россией составил 9,58 млрд. долларов. Темп роста к январю-апрелю 2016 года – 126,6 процента. Экспорт составил 3,83 млрд. долларов (темп роста – 131,7 процента). Импорт из России составил 5,76 млрд. долларов (темп роста 123,4 процентов).

Отрицательное сальдо торгового баланса для Беларуси составило 1,93 млрд. долларов (в январе-апреле 2016 года было минус 1,76 млрд. долларов).

На долю России приходится 52,4 процента всего товарооборота Республики Беларусь (весь товарооборот – 18,3 млрд. долларов), в том числе – 45,7 процента экспорта (весь экспорт – 8,38 млрд. долларов) и 58,0 процента импорта (весь импорт – 9,93 млрд. долларов).

Справочно

По итогам 2016 г. на долю России приходилось 51,2 процента всего товарооборота Республики Беларусь (весь товарооборот – 50,98 млрд. долларов), в том числе – 46,2 процента экспорта (весь экспорт – 23,4 млрд. долларов) и 55,4 процента импорта (весь импорт – 27,57 млрд. долларов).

Экспорт товаров

В Российскую Федерацию поставляется практически вся номенклатура товаров, производимых в Республике Беларусь (см.приложение)

Основными товарными позициями белорусского экспорта в январе-апреле 2017 года являлись:

  • сыры и творог – 262,0 млн. долларов;
  • автомобили грузовые – 219,2 млн. долларов;
  • масло сливочное – 123,1 млн. долларов;
  • молоко и сливки сгущенные – 115,1 млн. долларов;
  • говядина свежая или охлажденная – 108,2 млн. долларов;
  • тракторы и седельные тягачи – 99,9 млн. долларов;
  • молоко и сливки несгущенные – 76,3 млн. долларов;
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов – 73,1 млн. долларов;
  • тара пластмассовая – 70,5 млн. долларов;
  • мясо и субпродукты домашней птицы – 66,7 млн. долларов.

Справочно

В соответствии с информацией об основных статьях импорта в Россию  с экспортными возможностями Беларуси соотносятся следующие позиции: мясо свежее и мороженное, мясо птицы свежее и мороженное, рыба свежая и мороженная, молоко и сливки сгущенные, масло сливочное, изделия и консервы из мяса, сахар белый, нефтепродукты, автомобили легковые, автомобили грузовые, мебель.

Импорт товаров

В январе-апреле 2017 года по сравнению с январем-апрелем 2016 года импорт товаров из Российской Федерации увеличился на 1,09 млрд. долларов, составив 5,56 млрд. долларов.(см.приложение)

Основные объемы импорта составляют:

  • нефть сырая – 1 582,9 млн. долларов;
  • газ природный – 1 094,9 млн. долларов;
  • нефтепродукты – 278,4 млн. долларов;
  • автомобили легковые – 134,1 млн. долларов;
  • специфические товары – 123,1 млн. долларов.

В торговле товарами с Российской Федерацией сохраняется традиционное отрицательное сальдо торгового баланса. В январе-апреле 2017 года отрицательное сальдо торговли товарами по сравнению с январем-апрелем 2016 года увеличилось на 168,5 млн. долларов и составило минус 1,93 млрд. долларов.

Существенное влияние на экспорт в январе-апреле 2017 году оказывали сохраняющиеся ограничения в отношении отдельных белорусских производителей продовольствия.

Сальдо внешней торговли товарами

Отрицательное сальдо торгового баланса в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось на 2,27 млрд. долларов и составило минус 4,48 млрд. долларов.

Существенное влияние (в стоимостном выражении) на экспорт в 2016 году оказало сокращение поставок в Россию ряда товарных позиций промышленной (нефтепродуктам, мебели, пруткам из нелегированной стали горячекатаным, тракторам и седельным тягачам, изделиям из цемента и бетона, шинам) и сельскохозяйственной группы (фруктам, овощам, молоку и сливкам сгущенным, говядине свежей или охлажденной и сахару).

По промышленным товарам ключевую роль сыграло сужение рынка, сокращение субсидирования на уровне регионов, увеличение процентных ставок по кредитам, снижение покупательской способности населения, высокий уровень конкуренции (по ценовому параметру ввиду ослабления российского рубля) с местными производителями отдельных товаров.

Дополнительными факторами, оказавшими негативное влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских товаров по отношению к российским аналогам, и соответственно, вызывавшие замедление продаж в 2016 г., явились следующие:

  • поддержка российских производителей техники (субсидирование, ограничения в доступе иностранных товаров к госзакупкам);
  • ограничения по субсидированию белорусской сельскохозяйственной техники, собираемой в России.

Сельскохозяйственные товары

По остальным товарным позициям (помимо указанных выше) поставки возросли либо сложились практически на уровне 2015 года. В физическом выражении поставки белорусских сельскохозяйственных и продовольственных товаров выросли по всем основным экспортным позициям по отношению к 2015 году. Поставки в физическом выражении сократились фруктам, овощам, по маслу сливочному, молоку и сливкам сгущенным и несгущенным.

В этой связи ключевой фактор оказавший влияние на сокращение стоимостного объема поставок вышеуказанных товарных позиций это курсовая разница.

Кроме того, сдерживающим фактором наращивания физических объемов поставок является сохранение ограничительных мер в отношении ряда белорусских предприятий на поставки в Россию мяса и мясопродукции из свинины, рыбы и рыбопродукции, молочной продукции.

Оборот внешней торговли услугами

Оборот внешней торговли услугами с Россией в 2016 году составил 3,52 млрд. долларов. Темп роста к 2015 году составил 95,4 процента. Экспорт услуг за 2016 год составил 2,36 млрд. долларов (темп роста – 94,8 процента). Импорт услуг из России за 2016 год – 1,16 млрд. долларов (темп роста – 96,7 процента). Положительное сальдо составило 1,2 млрд. долларов.

На долю России приходится 36,4 процента всего оборота внешней торговли услугами Республики Беларусь (весь оборот – 9,68 млрд. долларов), в том числе – 37,9 процента экспорта (весь экспорт – 6,23 млрд. долларов) и 33,7 процента импорта (весь импорт – 3,44 млрд. долларов).

Наибольший удельный вес в структуре экспорта занимают транспортные услуги – 1,5 млрд. долларов (темп роста - 97,4 к 2015 г.), строительные – 271,8 млн. долларов (темп роста - 90,6 к 2015 г.), компьютерные и телекоммуникационные – 160,6 млн. долларов (темп роста - 89,1 к 2015 г.), туристические – 98,6 млн. долларов (темп роста - 103,9 к 2015 г.).

О белорусско-российских органах по развитию сотрудничества в экономической сфере

В соответствии с распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 06.02.2007 №14р по состоянию на 2016 г. функционирует 54 совместных рабочих групп (советов делового сотрудничества, совместных комиссий и др.) по развитию отношений Беларуси с регионами России. (приложение 2.4. – План заседаний рабочих групп по развитию сотрудничества с регионами России на 2017 год.).

Основные товарные позиции импорта из Российской Федерации в Республику Беларусь в январе-декабре 2016 г.  тысяч долларов США                                                          

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Январь-декабрь

2015 г.

Январь-декабрь

2016 г.

Темп, %

Разница

2709

Нефть сырая, включая газовый конденсат

5668227,7

3958245,7

69,8

-1709982

2711

Природный газ

2714813,4

2546916,2

93,8

-167897,2

8703

Автомобили легковые

865122,6

591138,7

68,3

-273983,9

2710

Нефтепродукты

468987

524711,1

111,9

55724,1

9999

Не распределено по товарам

307572,4

333761,6

108,5

26189,2

7204

Отходы и лом черных металлов

291396

252580,8

86,7

-38815,2

2716

Электроэнергия

123448,6

134871,1

109,3

11422,5

7210

Прокат плоский из нелегированной стали плакированный

91959

97427,7

105,9

5468,7

8517

Аппаратура связи и части к ней

93887,8

96311,5

102,6

2423,7

4011

Шины

66162,1

96031,3

145,1

29869,2

3902

Полимеры пропилена

83964,4

94713,3

112,8

10748,9

2711

Сжиженный газ

100752,7

81512,7

80,9

-19240

8544

Провода изолированные, кабели

101120,1

78737,7

77,9

-22382,4

7308

Металлоконструкции из черных металлов

65094,3

78534,4

120,6

13440,1

8419

Оборудование для термической обработки материалов

43780,8

75496,4

172,4

31715,6

7208

Прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный

73055,2

74834,6

102,4

1779,4

8406

Турбины паровые

33957

73932,5

217,7

39975,5

2510

Фосфаты кальция природные

14930,5

72361,4

484,7

57430,9

8708

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов

59539,7

72123,1

121,1

12583,4

8528

Телевизоры, мониторы и проекторы

88314,9

72027,1

81,6

-16287,8

7306

Трубы, трубки и профили сварные или клепаные из черных металлов прочие

78102,5

70960,3

90,9

-7142,2

7214

Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

70639,1

66322,6

93,9

-4316,5

1905

Хлеб и мучные кондитерские изделия

68863,6

65939,9

95,8

-2923,7

1806

Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао

63299,5

65913,7

104,1

2614,2

9619

Предметы личной гигиены для женщин и детей

75800,1

64467,7

85,0

-11332,4

 

Основные товарные позиции белорусского экспорта в Российскую Федерацию в январе-декабре 2016 г. тысяч долларов США                                                          

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Январь-декабрь

2015 г.

Январь-декабрь 2016 г.

Темп, %

Разница

0406

Сыры и творог

629828,4

675801,6

107,3

45973,2

8704

Автомобили грузовые

434685,2

484126,6

111,4

49441,4

0402

Молоко и сливки сгущенные и сухие

459924,9

424544

92,3

-35380,9

0405

Масло сливочное

267398,5

319906,3

119,6

52507,8

0201

Говядина свежая или охлажденная

341518,8

314930,6

92,2

-26588,2

8701

Тракторы и седельные тягачи

226661,3

216804,6

95,7

-9856,7

0207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы

199300,3

200228,4

100,5

928,1

8703

Автомобили легковые

119652,8

194524,4

162,6

74871,6

3923

Тара пластмассовая

181944,2

190583,6

104,7

8639,4

8708

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов

136455,4

186448,6

136,6

49993,2

0401

Молоко и сливки несгущенные

185245,8

180327

97,3

-4918,8

9403

Мебель прочая и ее части

199939,7

160136,6

80,1

-39803,1

8418

Холодильники, морозильники и холодильное оборудование

142367,4

158057,8

111,0

15690,4

0202

Говядина замороженная

104190,4

148498,6

142,5

44308,2

3920

Плиты, листы, пленка из пластмасс непористые, неармированные, неслоистые, без подложки

140828,6

148161,9

105,2

7333,3

1701

Сахар

170785,6

144713,6

84,7

-26072

8433

Машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур

90588,1

121271,2

133,9

30683,1

4011

Шины

130303,1

121173,7

93,0

-9129,4

8544

Провода изолированные, кабели

126700,4

121001

95,5

-5699,4

6403

Обувь с верхом из натуральной кожи

106455,1

117725,6

110,6

11270,5

3901

Полимеры этилена

104438,1

113810,9

109,0

9372,8

3004

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

99426,2

110774,9

111,4

11348,7

1604

Готовая или консервированная рыба, икра

111396,8

110480,7

99,2

-916,1

0305

Рыба сушеная, соленая, копченая, переработанная другим способом

111376,4

105380,7

94,6

-5995,7

4410

Плиты древесностружечные

85955

104984,5

122,1

19029,5

8428

Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки

81417,1

100490,2

123,4

19073,1

2710

Нефтепродукты

372425,3

98685,9

26,5

-273739,4

0403

Пахта, йогурт, кефир

86017,3

91241,2

106,1

5223,9

9013

Устройства на жидких кристаллах, лазеры

80691,8

91101,5

112,9

10409,7

8702

Автомобили предназначенные для перевозки 10 и более человек

49663,2

87366,9

175,9

37703,7

8504

Трансформаторы электрические

74560,9

82010,3

110,0

7449,4

7321

Бытовая аппаратура неэлектрическая для приготовления пищи

77060,9

78358,4

101,7

1297,5

3907

Полиацетали и полиэфиры простые прочие, смолы эпоксидные

57447

76899,4

133,9

19452,4

1601

Колбасы и аналогичные продукты из мяса

58235,1

74406,9

127,8

16171,8

7308

Металлоконструкции из черных металлов

69915,6

74000,6

105,8

4085

6115

Чулочно-носочные изделия

63559,2

73246,3

115,2

9687,1

8516

Бытовые и прочие электронагревательные приборы, электроплиты

41915,6

68288,5

162,9

26372,9

6810

Изделия из цемента, бетона или искусственного камня

75636,9

67330

89,0

-8306,9

0702

Томаты

70703,4

66228,3

93,7

-4475,1

2517

Галька, гравий, щебень

21761,6

59587,3

273,8

37825,7

2523

Цемент

58892,2

59349,2

100,8

457

7214

Прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие

74916,2

56621,4

75,6

-18294,8

8542

Электронные интегральные схемы

60139,8

56313

93,6

-3826,8

6307

Готовые изделия трикотажные или текстильные прочие

3662,5

56312,4

1537,5

52649,9

5402

Нити комплексные синтетические

56171,7

56005,5

99,7

-166,2

7604

Прутки и профили алюминиевые

52542,4

53988,9

102,8

1446,5

0404

Молочная сыворотка

48841

53615

109,8

4774

9503

Игрушки и головоломки

42645

50926,8

119,4

8281,8

8481

Арматура для трубопроводов

41522,2

49230

118,6

7707,8

1901

Экстракт солодовый, готовые пищевые продукты из муки, крупы, крахмала

35872,2

48582,8

135,4

12710,6

Итого по 50 товарным позициям

6 663 582,6

6 904 584,1

103,6

+241 001,5

Удельный вес в общем объеме экспорта

64,1%

63,8%

 

 

 

                                   Основные товарные позиции экспорта из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в январе-декабре 2016 г., по которым произошел рост    тысяч долларов США                                                                                

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Январь-декабрь

2015 г.

Январь-декабрь

2016 г.

Темп, %

Разница

8703

Автомобили легковые

119652,8

194524,4

162,6

74871,6

6307

Готовые изделия трикотажные или текстильные прочие

3662,5

56312,4

1537,5

52649,9

0405

Масло сливочное

267398,5

319906,3

119,6

52507,8

8708

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов

136455,4

186448,6

136,6

49993,2

8704

Автомобили грузовые

434685,2

484126,6

111,4

49441,4

0406

Сыры и творог

629828,4

675801,6

107,3

45973,2

0202

Говядина замороженная

104190,4

148498,6

142,5

44308,2

2517

Галька, гравий, щебень

21761,6

59587,3

273,8

37825,7

8702

Автомобили предназначенные для перевозки 10 и более человек

49663,2

87366,9

175,9

37703,7

8433

Машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур

90588,1

121271,2

133,9

30683,1

8516

Бытовые и прочие электронагревательные приборы, электроплиты

41915,6

68288,5

162,9

26372,9

8528

Телевизоры, мониторы и проекторы

10384,5

31750,3

305,7

21365,8

3907

Полиацетали и полиэфиры простые прочие, смолы эпоксидные

57447

76899,4

133,9

19452,4

8428

Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки

81417,1

100490,2

123,4

19073,1

4410

Плиты древесностружечные

85955

104984,5

122,1

19029,5

1601

Колбасы и аналогичные продукты из мяса

58235,1

74406,9

127,8

16171,8

8418

Холодильники, морозильники и холодильное оборудование

142367,4

158057,8

111,0

15690,4

9406

Сборные строительные конструкции

4640,9

18056,1

389,1

13415,2

1102

Мука из зерна прочих злаков

7574,7

20567,2

271,5

12992,5

1901

Экстракт солодовый, готовые пищевые продукты из муки, крупы, крахмала

35872,2

48582,8

135,4

12710,6

3004

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

99426,2

110774,9

111,4

11348,7

6403

Обувь с верхом из натуральной кожи

106455,1

117725,6

110,6

11270,5

7216

Уголки, фасонные и специальные профили из нелегированной стали

3463,7

14443,1

417,0

10979,4

9405

Осветительное оборудование

19398,7

30097,6

155,2

10698,9

9013

Устройства на жидких кристаллах, лазеры

80691,8

91101,5

112,9

10409,7

В Российскую Федерацию поставляется практически вся номенклатура товаров, производимых в Республике Беларусь.

Основными товарными позициями белорусского экспорта в январе-сентябре 2016 г. являлись:

  • сыры и творог – 491,4 млн. долларов;
  • автомобили грузовые – 330,8 млн. долларов;
  • молоко и сливки сгущенные и сухие – 323,7 млн. долларов;
  • говядина свежая или охлажденная – 230,1 млн. долларов;
  • масло сливочное – 217,9 млн. долларов;
  • тракторы и седельные тягачи – 149,9 млн. долларов;
  • тара пластмассовая – 138,2 млн. долларов;
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов – 134,4 млн. долларов;
  • молоко и сливки несгущенные – 133,5 млн. долларов;
  • холодильники, морозильники и холодильное оборудование – 121,2 млн. долларов;
  • мебель прочая – 113,8 млн. долларов.

В соответствии с информацией об основных статьях импорта в Россию, с экспортными возможностями Беларуси соотносятся следующие позиции: мясо свежее и мороженное, мясо птицы свежее и мороженное, рыба свежая и мороженная, молоко и сливки сгущенные, масло сливочное, изделия и консервы из мяса, сахар белый, нефтепродукты, автомобили легковые, автомобили грузовые, мебель.

Общая информация о Евразийском экономическом союзе

Российская Федерация, как и Республика Беларусь являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С учетом членства Беларуси и России в ЕАЭС во взаимной торговле обеспечена свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), который вступил в силу 01.01.2015.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика (вступила в Союз 12 августа 2015 г.).

В Договоре изложены стратегические цели и задачи ЕАЭС, определена структура и задачи органов ЕАЭС, регламентированы механизмы экономического взаимодействия и функционирования Таможенного союза в рамках Евразийского Беларусь. Путеводитель для бизнеса 14 экономического союза, а также зафиксированы конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции.

Единым постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК), созданная в соответствии с Договором «О Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 года и начавшая функционировать со 2 февраля 2012 года. Основное назначение ЕЭК – обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами государств-участников ЕАЭС, в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС.

Тарифное регулирование в ЕАЭС

Тарифное регулирование при ввозе товаров осуществляется в соответствии с подразделом 2 раздела IX Договора о ЕАЭС, Протоколом о едином таможенно- тарифном регулировании (приложение № 6 к Договору о ЕАЭС), Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о ЕАЭС).

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза

На территории ЕАЭС применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС (далее- «ЕТТ»), утверждаемый ЕЭК.

ЕТТ – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС).

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ являются едиными и, по общему правилу, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, видов сделок и иных обстоятельств (за исключением случаев прямо предусмотренных статьями 35, 36 и 43 Договора о ЕАЭС).

Полномочия по ведению ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС переданы государствами – членами Союза на наднациональный уровень и закреплены за Евразийской экономической комиссией.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных ЕТТ ЕАЭС.

Договором о ЕАЭС также предусмотрено, что государство, присоединившиеся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым ЕЭК на основании международного договора о присоединении Беларусь. Путеводитель для бизнеса 15 такого государства к Союзу. При этом закреплена обязанность государства, присоединившегося к Союзу, обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства – члены Союза без доплаты соответствующей разницы в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров.

С актуальными ставками ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС можно ознакомиться на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.

Косвенное налогообложение в ЕАЭС

Косвенное налогообложение в ЕАЭС регулируется статьями 71 и 72 Договора о ЕАЭС и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказанных услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при экспорте товаров

При экспорте товаров в ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказанных услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС).

Срок представления данных документов – в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Взимание косвенных налогов при импорте товаров

При импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются налоговым органом государства-импортера. При этом ставки косвенных налогов определяются в соответствии с законодательством страны-импортера.

Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - члена ЕАЭС:

  • товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства- члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
  • товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется, по общему правилу, в государстве-члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства- члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг

Белорусская диаспора в России

Согласно переписи населения 2010 г. в России проживает 520 тыс. белорусов. Это – крупнейшая белорусская диаспора в мире.

В целях создания единого представительского органа белорусов в России в 1999 г. при активном участии Посольства Беларуси в Москве была создана Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России». Итоги деятельности автономии подводятся на съезде автономии, который является высшим органом автономии. Последний съезд ФНКА белорусов России прошел в 2015 г. В нем приняли участие представители общественных организаций белорусов из многих регионов Российской Федерации.

На съезде был избран Совет ФНКА во главе с Кандыбовичем Сергеем Львовичем, директором ООО Управляющая компания «Содружество».

Сегодня действует около 70-ти зарегистрированных общественных организаций белорусов. Это землячества, культурно-просветительские общества, культурные центры, национально-культурные объединения, основными задачами которых являются налаживание связей с этнической родиной, сохранение национальных, культурных и духовных традиций. Среди них наиболее активно работают объединения белорусов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Тюмени, Сургуте, Республике Коми.

Сотрудничество с диаспорой расширилось в результате открытия в 2015 г. в Москве Делового и культурного комплекса Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, где проводится целый ряд мероприятий с участием представителей диаспоры, либо инициированных объединениями белорусов.

 

Беларусь и регионы России

 
 
 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на рынке России и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by