Швеция

Герб
 Флаг
 

Герб: представляет собой лазоревый щит, разделённый на четыре части золотым крестом, имеющим в середине герб королевского дома.

В первой и четвёртой частях — в лазоревом поле три золотые открытые короны, две над одной; во второй и четвёртой частях, шесть раз скошенных слева на лазурь и серебро, — золотой коронованный лев, с червленым вооружением.

Центральный щиток рассечён. Первая часть имеет герб дома Ваза: на дважды скошенном справа на лазурь, серебро и червлень поле — золотой сноп. Вторая часть имеет герб дома Бернадоттов: на лазоревом поле висячий трёхарочный мост, с двумя зубчатыми башнями, над водой, всё в серебре, с золотым, смотрящим влево, орлом с опущенными крыльями, держащим в лапах золотые перуны, над мостом и золотым созвездием Большой Медведицы над орлом. Щит коронован королевской короной и окружён знаками ордена Серафимов. Щит поддерживают два золотых коронованных стерегущих льва с раздвоенными хвостами и червленым вооружением, стоящие на золотом основании. Фоном для Большого герба служит пурпурная на горностае мантия, с золотой бахромой, шнурами и кистями.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета со скандинавским крестом жёлтого цвета и отношением ширины флага к его длине 5:8.

 

 

 

  • Гимн: «Ты древняя, Ты свободная» (швед. Du gamla, Du fria) — государственный гимн Швеции.
  • Государственный язык: шведский.
  • Географическое положение: государство расположено на Скандинавском полуострове. Омывается водами Балтийского моря. Имеет сухопутную границу с Норвегией и Финляндией. Территория — 450 тысяч кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Швеция разделяется на 21 лен (швед. län), каждый лен, в свою очередь, делится на коммуны (швед. kommun), общее количество которых составляет 290.
  • Столица: Стокгольм.
  • Государственное устройство: конституционная монархия. Действует Конституция от 26 сентября 1810 г. с поправками, внесенными в 1949, 1974, 1975, 1976, 1979 и 1991 гг. Глава государства — Король Карл XVI Густав. Вступил на престол 15 сентября 1973 г.. Законодательная власть — Парламент (Риксдаг) в составе 349 депутатов. Последний состав избран в 2018 г. Исполнительная власть — Правительство во главе с Премьер-министром, назначаемым Спикером Парламента по результатам голосования в Риксдаге. С 2014 г. Премьер-министр — Стефан Лёвен (в 2019 г. переизбран на второй срок). Внешняя политика: нейтралитет и неприсоединение к военным блокам, взаимодействие в рамках Европейского союза, активное сотрудничество с государствами Северной Европы и Балтии (Данией, Норвегией, Финляндией, Исландией, Эстонией, Латвией, Литвой), права человека, помощь развивающимся странам.
  • Население: 10 200 000 человек.
  • Национальная валюта: шведская крона.
  • ВВП: 551,2 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: UTC +1, летом UTC +2.
  • Телефонный код: +46.
  • Штрих-код: 73.

Содержание:

Характеристика делового климата

Экономическое положение (2018): 

  • ВВП — 551,2 миллиарда долларов США;
  • рост ВВП — 2,3%;
  • ВВП на душу населения — 54,2 тысячи долларов США;
  • индекс потребительских цен — 2,2%;
  • экспорт — 165,9 миллиарда долларов США;
  • импорт — 170,0 миллиардов долларов США;
  • основные статьи экспорта: продукция машиностроения и металлообработки, автомобили, целлюлозно-бумажная, химическая, фармацевтическая продукция, древесина, электронное оборудование;
  • основные статьи импорта: продукция машиностроения, нефтехимической промышленности, транспортные средства, железо и сталь, пластмассы, продукты питания.

О социально-экономической ситуации в Королевстве Швеция

Основу экономики Швеции составляют традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах — железной руде и лесе. Активное использование этих природных ресурсов в сочетании с рядом революционных шведских изобретений (паровая турбина, шарикоподшипник, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак») и их дальнейшей модернизацией способствовали тому, что в течение нескольких десятилетий XX в. Швеция из бедной аграрной страны превратилась в одну из богатейших и высокоразвитых индустриальных государств.

В конце 1960-х гг. в обиход было введено понятие «шведская модель» развития, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. В числе других элементов «шведской модели» называются сочетание рыночных отношений и государственного регулирования, а также преобладание частной собственности в сфере производства при обобществлении потребления, что обеспечивает высокий уровень жизни населения. Однако во 2-й половине 1970-х, начале 1990-х и в 2008 — 2009 гг. Швеция пережила серьёзные экономические кризисы, которые способствовали модернизации экономики страны.

В настоящее время по вкладу в ВВП отраслевая структура шведской экономики выглядит следующим образом: сфера услуг — 69%, промышленность — 29%, сельское хозяйство — 2%.

Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. 

В 2016 г. общий объем шведского экспорта составил 141,5 миллиарда долларов США. Основными статьями экспорта являлись: продукция машиностроения, автомобили, электронное оборудование, нефтехимическая продукция, бумага, фармацевтическая продукция, железо и сталь.

В 2017 г. шведская экономика выросла на 2,7%, в 2018 г. — 2,3%. Внешний долг составляет 28,4% ВВП.

Среди факторов, способствующих экономическому росту, экспертами называются повышение потребления домашних хозяйств, растущие инвестиции в строительный сектор, а также благоприятная конъюнктура на внешних рынках, прежде всего в ЕС. Наблюдается рост внешнеэкономических показателей. 

Несмотря на рост экономики, уровень безработицы остается достаточно высоким (6,6%). Это обусловлено значительным числом иммигрантов, испытывающих сложности в поиске работы.

Факторами потенциальных рисков для экономики Швеции, по мнению экспертов, являются протекционистская политика США, «Брекзит» и дисбалансы в европейской банковской системе. Отмечаются также риски, связанные с накоплением долгов домашних хозяйств. В то же время имевшиеся ранее опасения возможного падения на рынке жилья не оправдываются, спрос на жилую недвижимость является высоким и стабильным. При этом указывается на дефицит жилья и недостаточную инфраструктуру в динамично развивающихся регионах.

В перспективе сложности для дальнейшего роста могут быть связаны с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Уже на сегодняшний день многие компании полагают, что доступ к квалифицированным кадрам является проблематичным.

Таким образом, текущая ситуация в экономике Швеции характеризуется как благоприятная. Вместе с тем существует ряд структурных проблем, которые в перспективе могут оказать негативное влияние. Аналитики указывают на необходимость реформ на рынке рабочей силы, в сфере инфраструктуры, а также на рынке жилой недвижимости. Среди основных опасений — сложности с поиском квалифицированной рабочей силы, с одной стороны, и нахождение значительных групп населения за пределами рынка труда, с другой.

Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность

С 1995 г. Швеция является членом Европейского союза (ЕС). Законом о вхождении Швеции в Европейский Союз (SFS 1994:1500) установлено, что все нормативные акты и соглашения ЕС имеют силу на территории Швеции. В связи с этим на Швецию распространяется все нормативное правовое регулирование, установленное в рамках ЕС в отношении внешней торговли товарами и услугами со странами, не являющимися членами ЕС.

Таможенный тариф

Швеция, являясь с 1 января 1995 г. страной-членом ЕС, полностью восприняла внешнеторговый режим Евросоюза, включая его тарифные и нетарифные меры, а также общий таможенный тариф. Таким образом, вопросы размера уплаты таможенных пошлин регулируется на уровне ЕС. Основной документ, регламентирующий торговлю с «третьими» странами, в том числе с Республикой Беларусь, — Таможенный кодекс ЕС (Custom Code). Таможенный союз ЕС имеет Общий таможенный тариф (ОТТ). Таможенный тариф носит сложный дифференцированный характер. Он включает таможенные и специальные антидемпинговые пошлины.

К таможенным пошлинам относятся:

  • конвенциональные пошлины (договорные); 
  • автономные пошлины (принимаемые автономно органами ЕС); 
  • преференциальные (льготные); 
  • адвалорные пошлины (от стоимости товара); 
  • специфические пошлины (с количества, размеров, веса и т.п. товара);
  • уравнительные пошлины (в размере разницы между низкой экспортной ценой поставщика, прежде всего сельскохозяйственных товаров, и более высокой ценой); 
  • специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины (вводимые в качестве защитных мер против поставщиков товаров, обвиняющихся в демпинге и субсидировании своего экспорта).

Действующие таможенные пошлины ЕС на ввоз конкретных товаров приведены на сайте ЕС Taxation and Customs Union на основании десятизначных кодов ТН ВЭД.

При ввозе товаров в Швецию, помимо таможенных пошлин, импортёр выплачивает Шведской государственной таможенной службе (Tullverket) НДС, который составляет для всех товаров 25%, за исключением пищевой продукции (12%) и культурно-просветительской продукции, такой, как книги и газеты (6%). Швеция, будучи полноправным членом ЕС, также является участницей Общей сельскохозяйственной политики, реализуемой Евросоюзом. Основной целью этой политики является обеспечение стабильного развития сельского хозяйства путем увеличения производительности и стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию. Проведение Общей сельскохозяйственной политики в ЕС гарантирует людям, занятым в сельскохозяйственном производстве, достаточно высокий уровень жизни. Для достижения заявленных целей в ЕС создана всеобъемлющая система ценовых гарантий и субсидий. В тоже время сельскохозяйственная продукция, экспортируемая за пределы Европейского союза, получает достаточно большую субсидиарную поддержку со стороны ЕС. Необходимо отметить, что около 45% всех расходов бюджета Европейского союза приходится на реализацию Общей сельскохозяйственной политики.

Законодательство об иностранных инвестициях

Шведское законодательство, с учетом некоторых исключений, не устанавливает ограничений на прямые иностранные инвестиции как в отношении недвижимого имущества, так и других видов собственности. Система шведского права также не предъявляет жестких требований к организационно-правовой форме юридического лица, осуществляющего инвестирование. При этом шведским Законом «О компаниях» (SFS 2005:551) установлены ограничения по регистрации компаний для резидентов третьих стран, в частности:

  • при регистрации единоличной компании или товарищества необходимо назначить управляющим фирмы лицо, постоянно проживающее в Швеции (резидента); 
  • при регистрации акционерного общества или ассоциации исполнительный директор и, по меньшей мере, половина членов правления, должны быть резидентами стран Европейского Экономического Пространства (страны ЕС + Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария). В иных случаях необходимо обращаться за специальным разрешением в Правительство Швеции; 
  • при регистрации отделения иностранной компании в Швеции исполнительный директор и его заместитель должны быть резидентами стран Европейского Экономического Пространства. В ином случае также необходимо обращаться за специальным разрешением в Правительство Швеции. 

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок открытия, функционирования и осуществления предпринимательской деятельности представительств (филиалов) иностранных компаний на территории Швеции, являются Закон «Об иностранных филиалах» (SFS 1992:160) и Постановление Правительства «Об иностранных филиалах» (SFS 1992:308).

Фактически все виды деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством Швеции могут осуществляться шведскими юридическими и физическими лицами, могут также осуществляться и представительствами иностранных компаний. Законом «Об иностранных филиалах» также установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности (банковских и брокерских услуг, страхования, строительства, добычи полезных ископаемых, радио/ТВ, туризма, гостиничного бизнеса и т. д.) представительства иностранных компаний обязаны получить специальное разрешение компетентных шведских властей. При этом иностранные инвесторы могут приобрести уже действующие шведские компании или готовую, зарегистрированную, но еще не действующую компанию (shelf company). 

Иностранные инвестиции — решающий фактор устойчивого развития шведской экономики, обеспечивающий привлечение передовых технологий и повышение конкурентоспособности, стимулирующий занятость и дальнейшее наращивание экспортного потенциала.

Швеция традиционно входит в число первых двадцати стран мира — крупнейших получателей инвестиций с долей 1% от общемировых инвестиционных вложений.

Валютное регулирование

Швеция не имеет каких-либо ограничений по контролю валютных сделок или порядку проведения платежей в иностранной валюте. Иностранные юридические и физические лица обычно осуществляют хозяйственную деятельность в Швеции путем открытия шведского дочернего предприятия, либо филиала компании. Как правило, каких-либо официальных разрешений или лицензий на ведение хозяйственной или предпринимательской деятельности в Швеции не требуется. Однако существуют исключения в отдельных сферах деятельности, как, например, в страховой, банковской и финансовой.

Регулирование свободных экономических зон

Свободные экономические зоны противоречат законодательству ЕС и потому в Швеции не создаются. Государственная политика Швеции в этой области осуществляется путем финансовой поддержки инновационных кластеров в различных отраслях, прежде всего в биотехнологиях, энергетике и информационных технологиях.

Логистические маршруты

Железнодорожная сеть

Совокупная протяженность железных дорог Швеции составляет около 16 500 км. Практически все пути — 99,8% — выдерживают нагрузку на ось в 25 тонн. Максимально допустимая скорость — 250 км/час. Ведущий грузовой оператор — Green Cargo.

Автомобильно-дорожная сеть

Общая протяженность автомобильных дорог (в т. ч. городских улиц), по которым возможен проезд автомобильного транспорта, составляет более 424,4 тысячи км. 

Воздушный транспорт

В Швеции существует 46 аэропортов, одобренных Транспортной администрацией, из них 40 аэропортов обслуживают регулярные и чартерные гражданские авиарейсы. Кроме того, Транспортной администрацией одобрены 22 вертолетные площадки, большая часть из которых используется для оказания экстренной, в том числе, медицинской помощи. 

Морской транспорт

На 52 открытых для коммерческого судоходства порта приходится до 80% всего морского грузооборота Швеции. Статус «стратегических» для развития всей системы грузоперевозок Швеции имеют порты:

  • Гетеборг;
  • Хельсинборг;
  • Треллеборг;
  • Карлсхамн, включая порт Карлскруна;
  • Мальмё;
  • Лулео;
  • Стокгольм (регион);
  • Сундсваль;
  • Евле.

Остальную часть грузооборота выполняют 56 различных по масштабам узкоспециализированных т. н. «промышленных» портов, находящихся в собственности частных компаний. Более 2/3 торгового флота в пересчете на брутто регистровые тонны (БРТ) сосредоточено в портах приписки Стокгольм и Гетеборг. Многие автомагистрали и железнодорожные линии берут начало в крупных морских портах.

Способы защиты прав экспортеров в Швеции

Наиболее распространенным способом разрешения коммерческих споров, как внутренних, так и международных, является арбитраж (третейское разбирательство). Стороны предпочитают этот способ по причине быстрого, конфиденциального и гибкого процесса под руководством высококвалифицированных специалистов, а также широких возможностей принудительного исполнения арбитражных решений. 

Суды общей юрисдикции являются менее дорогостоящей альтернативой, предпочитаемой в случае менее крупных споров, а также споров, в которых участвуют потребители или иные физические лица. Судопроизводство является открытым для общественности, и можно получить доступ ко всем материалам судебных разбирательств, если только нет особых причин для их конфиденциальности (например, наличие промышленной тайны или иной конфиденциальной информации). 

Другим фундаментальным принципом шведского государственного управления, равно как и шведской судебной системы, является принцип гласности в отношении официальной документации (Offentlighetsprincipen), который также закреплен Конституцией. Данный принцип означает, что официальные документы, т.е. документы, которые содержатся в государственном органе, вне зависимости, были ли они получены или подготовлены государственным органом, должны по требованию быть предоставлены всем, кого они интересуют. Это, в свою очередь, означает, что в связи с регистрацией подразделения в Швеции, документы, подаваемые в Шведский Регистрационный комитет, являются, в принципе, общедоступными и могут быть предоставлены общественности. Тем не менее, некоторые документы, доступность которых могла бы нарушить общественные интересы либо законные интересы физического лица, могут по требованию заинтересованной стороны быть исключены из принципа гласности в соответствии с положения Закона «О секретности». 

В Швеции нет формальных требований в отношении представителей сторон в шведском суде, поэтому в данной роли могут выступать и иностранные юристы, при условии, что они владеют шведским языком и в остальных отношениях «подходят» в роли представителя. Однако в большинстве случаев стороны представляют члены Шведского союза адвокатов.

Проверка деловой репутации предприятий Швеции

Деловую репутацию юридических и физических лиц в Швеции можно проверить, воспользовавшись услугами следующих организаций и компаний:

  • Регистрационное управление Швеции (Bolagsverket)

На сайте управления www.bolagsverket.se можно получить базовую информацию о предприятиях и предпринимателях. Данные же об участниках предприятия (акционерах), их месте жительства, размере уставного капитала, финансовой отчетности и т. д. можно получить за дополнительную плату, зарегистрировавшись на сайте управления. Следует отметить, что для регистрации необходимо постоянно проживать на территории Швеции и иметь шведский персональный номер. В базе данных Bolagsverket содержится информация по одному миллиону шведских предприятий. Помимо этой информации за дополнительную плату можно получить доступ к базе данных европейских предприятий (European Business Register) (более 20 миллионов);

  • Allabolag

На сайте www.allabolag.se можно бесплатно получить базовую информацию о предприятиях и предпринимателях, включая финансовую отчетность за прошедшие годы;

  • Ratsit. 

На сайте www.ratsit.se можно бесплатно получить базовую информацию о предприятиях и предпринимателях.

  • Kompass. 

На сайте www.se.kompass.com/en можно бесплатно получить базовую информацию о предприятиях. Для получения информации из бюро кредитных историй также необходимо постоянно проживать на территории Швеции и иметь персональный номер.

Список крупнейших дистрибьюторов Швеции

Крупнейшими дистрибьюторами товаров повседневного спроса являются «Ика» (ICA, www.ica.se), «Куп» (Coop, www.coop.se), «Аксфуд» (Axfood, www.axfood.se), «Бергендальс» (Bergendahls, www.bergendahls.se), «Лидл» (Lidl, www.lidl.se) и «Нетто» (Netto, www.netto.se). 

По данным шведской статистики, в 2017 г. на долю сети магазинов ICA приходилось 50,4% продаж, на долю Coop — 18,2%, Axfood — 17,2%, Bergendahls — 7,5%, Lidl — 4,4%, Netto — 2,2%.

Единственной в стране розничной сетью продаж алкоголя является государственная монополия «Систембула́гет» (www.systembolaget.se). Для продвижения алкогольной продукции в Швеции необходимо устанавливать контакты с одним из многочисленных поставщиков «Систембулагета». 

К числу крупнейших сетей, реализующих строительные материалы, относятся: BAUHAUS (www.bauhaus.se), Bygghemma Sverige AB (www.bygghemma.se), Beijer Byggmaterial AB (www.beijerbygg.se), XL-BYGG (www.xlbygg.se), Woody (www.woody.se), Clas Ohlson AB (www.clasohlson.com), Jula (www.jula.se), Sohlbergs (www.sohlbergs.se), BIGgruppen Sverige (www.big-gruppen.com), Swedol AB (www.swedol.se).

Шведские дистрибьюторы различных товаров и услуг являются членами отраслевых организаций и объединений.

  • организация «Шведская Торговля» (Svensk Handel, www.svenskhandel.se) работает с вопросами, относящимися к бизнесу и трудовым отношениям в рамках оптовой и розничной торговли как на национальном, так и на международном уровне, во имя свободной торговли в мире без торговых барьеров. В организацию входят 13 000 компаний, где около 300 000 человек занято в оптовой и розничной торговле.
  • организация «Альмега» (Almega, www.almega.se) — ведущая шведская ассоциация предприятий сферы услуг, входящая в структуру Конфедерации шведских предприятий Svenskt Näringsliv и представляющая интересы работодателей более 60 различных отраслей. В организацию входят свыше 11 000 предприятий с общим числом занятых более 500 тысяч человек. Членами «Альмеги» являются такие предприятия, как Google, Sodexo, Sats, Svensk Bilprovning, ISS, Capio, Kunskapsskolan, PWC и Manpower. 
  • «Шведская ассоциация мебельных и деревообрабатывающих компаний» (TMF, www.tmf.se) — это отраслевое объединение работодателей в сфере всей деревообрабатывающей и мебельной промышленности в Швеции. В ассоциации состоит около 750 предприятий, совокупно предоставляющих свыше 30 000 рабочих мест. 
  • организация «Фёретагарна» (Företagarna, www.foretagarna.se) представляет интересы шведских предпринимателей. В неё входят около 70 000 предпринимателей, занятых в различных отраслях промышленности.
  • «Шведская строительная ассоциация» (Sveriges Byggindustrier (BI), www.bygg.org) — это отраслевое объединение работодателей в сфере строительства. В ассоциацию входят 3 100 строительных и промышленных предприятий. 
  • Федерация шведских фермеров (The Federation of Swedish Farmers, LRF, www.lrf.se/om-lrf/in-english) — объединяет более чем 90 000 мелких сельскохозяйственных предприятий Швеции. 
  • Ассоциация шведских производителей продовольственных товаров DLF Service AB (Grocery Manufacturers of Sweden, www.dlf.se/english) — это отраслевая торговая ассоциация, в состав которой входит 165 компаний-производителей и импортеров продовольственных товаров, а также компаний, предоставляющих услуги в сфере питания. 
  • «Шведская федерация морской индустрии» (Swedish Marine Industries Federation, SweBoat — «Свебоут») — это отраслевая ассоциация, в состав которой входит более 150 компаний, осуществляющих продажу и ремонт маломерных судов, а также представляющие услуги по хранению лодок.

Особенности менталитета при ведении бизнеса, на которые стоит обратить внимание

При ведении бизнеса в Швеции следует учитывать особенности шведского менталитета, прежде всего, законопослушность и пунктуальность. Встреча, назначенная на «час дня», должна начаться ровно в 13.00, опоздание на 5 — 7 минут уже считается нарушением делового этикета. 

В переписке и телефонных переговорах со шведскими деловыми партнерами необходимо соблюдать все данные обещания. Если вы обещали дать ответ на какой-либо вопрос через два дня, то через два дня необходимо связаться со шведским партнером, даже если у вас пока нет ответа на его вопрос. В этом случае следует сообщить, когда примерно Вы сможете дать такой ответ. 

Следует помнить, что большинство шведских бизнесменов придерживаются так называемого «доброго шведского делового обычая», который подразумевает высокую степень доверия к партнеру и данным им обещаниям, особенно по контрактным вопросам. Поэтому нарушение даже устного обещания воспринимается в Швеции достаточно болезненно и может привести к прекращению деловых отношений. 

Режим работы большинства офисов — с 9 до 18.00, банков — с 10 до 15. Магазины открыты с 10.00 до 20.00 с понедельника по пятницу, в субботу с 11.00 до 17.00, воскресенье — выходной (крупные магазины открыты с 12.00 до 16.00). 

Сезон отпусков в Швеции начинается с Дня летнего солнцестояния (21 июня) и заканчивается в середине августа. В этот период деловая активность практически замирает. 

В Швеции принимается только национальная валюта — шведская крона — поэтому рекомендуется использовать банковские карты, которые принимаются повсеместно, и иметь небольшую сумму наличными в шведских кронах. Крупные суммы наличных денег (в среднем от 1 000 евро) вызывают подозрение и множество вопросов об их происхождении. Будьте готовы к тому, что в ряде магазинов, кафе и музеев Вас откажутся обслужить за наличные, так как принимают оплату только банковскими картами.

Полезные ресурсы

Адрес интернет-сайта

Название или сфера деятельности предприятия/организации

Ресурсы с информацией о закупках и тендерах

www.visma.se

Сервис информации о закупках «Висма»

www.e-avrop.com

Сервис информации о закупках Eavrop

www.offentligaupphandlingar.se

Сервис информации о гос. закупках

www.opic.com

Сервис информации о закупках Opic

www.avropa.se

Информация о закупках

www.ted.europa.eu

Европейский бюллетень с информацией о тендерах

Выставочные и ярмарочные комплексы

www.fairlink.se

Ассоциация выставочных комплексов Северной Европы

www.stockholmsmassan.se

«Стокгольмские выставки»

www.svenskamassan.se

«Шведские выставки» (г. Гётеборг)

www.elmia.se

«Элмия» (г. Йёнчёпинг)

www.nolia.se

«Нолия» (Северная Швеция)

www.kistamassan.se

Выставочный комплекс в г. Чиста

www.malmomassan.se

Выставочный комплекс в г. Мальмё

Торгово-промышленные палаты (в Швеции действует 11 региональных ТПП)

www.jonkoping.cci.se

Торгово-промышленная палата лена Йёнчепинг (Handelskammaren Jönköpings län)

www.handelskammarenmalardalen.se 

Торгово-промышленная палата региона Мелардален (Handelskammaren Mälardalen)

www.mhk.cci.se

Торгово-промышленная палата Центральной Швеции (Mellansvenska Handelskammaren)

www.midchamber.se

Торгово-промышленная палата Средней Швеции (Handelskammaren Mittsverige)

www.north.cci.se

Торгово-промышленная палата региона Норрботтен (Norrbottens Handelskammare)

www.east.cci.se

Торгово-промышленная палата Восточной Швеции (Östsvenska Handelskammaren)

www.chamber.se

Стокгольмская Торгово-промышленная палата (Stockholms Handelskammare

Адрес офиса: Brunnsgatan 2

Почтовый адрес: Box 16050 103 21 Stockholm

Тел.: +46 8-555 100 00

Эл. почта: info@chamber.se

www.handelskammaren.com

Южно-шведская Торгово-промышленная палата (Sydsvenska Industri- och Handelskammaren)

www.handelskammarenvarmland.se

Торгово-промышленная палата региона Вермланд (Handelskammaren Värmland)

www.ac.cci.se

Торгово-промышленная палата региона Вестерботтен (Västerbottens Handelskammare)

www.handelskammaren.net

Торгово-промышленная палата Западной Швеции (Västsvenska Handelskammaren)

К содержанию

Двустороннее сотрудничество Республики Беларусь и Королевства Швеция

С 2018 г. активизировано белорусско-шведское торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.

Динамика торговли товарами между Беларусью и Швецией в 2014 — 2020 гг. (в миллионах долларов США)

Год

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2014

176,9

51,8

125,1

-73,3

2015

126,4

45,5

80,9

-35,4

2016

124,2

33,1

91,1

-58,0

2017

135,3

29,9

105,4

-75,5

2018

171,3

52,1

119,2

-67,0

2019

155,4

44,8

110,6

-65,8

2020

131,1

35,3

95,9

-60,6

В 2020 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Королевством Швеция составил 131,1 миллиона долларов США и к 2019 г. темп роста составил 84,4% (в 2019 г. — 155,4 миллиона долларов США). Экспорт товаров составил 35,3 миллиона долларов США, темп роста — 78,7% к 2019 г. Импорт составил 95,9 миллиона долларов США и снизился на 13,3% к 2019 г. Сальдо сложилось отрицательным в размере -60,6 миллиона долларов США. 

В 2020 г. вырос экспорт следующих видов продукции: лесоматериалы продольно-распиленные, животные или растительные жиры и масла пищевые, контрольные или измерительные приборы, устройства на жидких кристаллах, мебель для сидения и ее части, ткани льняные, шины.

Снизился экспорт по позициям: древесина топливная, мебель прочая и ее части, удобрения калийные, прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие, игрушки и головоломки и др. Прекращены поставки торфа и семян для посева.

Основу белорусского экспорта составили:

  • калийные удобрения;
  • топливная древесина;
  • прочая мебель и ее части;
  • торф;
  • аппаратура связи и части к ней;
  • животные или растительные жиры и масла для технического или промышленного применения;
  • льняные ткани;
  • прутки из нелегированной стали;
  • лесоматериалы продольно-распиленные;
  • соль;
  • мебель для сидения и ее части;
  • семена для посева;
  • устройства на жидких кристаллах;
  • лазеры;
  • прицепы и полуприцепы;
  • игрушки и головоломки.

Основу импорта из Швеции составили:

  • турбореактивные и турбовинтовые двигатели и газовые турбины;
  • оборудование для сельского хозяйства; садоводства, лесоводства;
  • грузовые автомобили;
  • плоский прокат из легированной стали;
  • тракторы и седельные тягачи;
  • искусственные и готовые воски;
  • полимеры этилена;
  • жидкостные насосы;
  • автопогрузчики.

Лидирующие позиции в нем занимают инвестиционные и промежуточные товары, востребованные в процессе модернизации белорусской экономики и необходимые для выпуска конкурентоспособной готовой продукции.

Экспорт услуг в Швецию в 2018 г. составил 20,3 миллиона долларов США (темп роста — 111,9% в сравнении с 2017 г.). Основные позиции в экспорте занимают компьютерные, транспортные и прочие деловые услуги. Импорт услуг — 8,8 миллиона долларов США (92,8%). Сальдо для Беларуси сложилось положительным в размере 11,6 миллиона долларов США (+2,8 миллиона долларов США в сравнении с 2017 г.).

В 2018 г. объем шведских инвестиций в Беларусь составил 39,4 миллиона долларов США (темп роста — 105,4% в сравнении с 2017 г.), из них прямых — 12,7 миллиона долларов США (93,4%), прямых на чистой основе — 6,7 миллиона долларов США (263,1%).

В числе успешных инвестиционных проектов:

  • деятельность белорусско-шведского СП «Бакко-Бисов» (производство биметаллических пил; продукция предприятия экспортируется в 60 стран мира);
  • шведский холдинг «Baltic Beverages Holding AB», который принадлежит датскому концерну «Carlsberg», является акционером белорусского ОАО «Оливария»;
  • прямые шведские инвестиции в сферу биоэнергетики и создание соответствующих производств (приобретение шведской компанией «Rindi Energy AB» 51% акций ЗАО «РиндиБел», созданного на базе Волковысского лесхоза; производство топливной щепы).

К содержанию

 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Швеции и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя