Швейцария

Герб
 Флаг
 

Герб: государственный символ Швейцарии, принятый в 1889 г. Представляет собой красный щит с белым крестом, который присутствует и на швейцарском флаге. Наряду с флагом герб используется как символ как на уровне государства, так и на уровне кантонов (вместе с символами самих кантонов), используется во время официальных визитов, мероприятий, украшает здания государственных учреждений и т. д.

На красном щите герба изображён укороченный серебряный крест. Красный и белый цвета символизируют независимость страны, а крест напоминает о том, что суверенитет Швейцарии неприкосновенен. На протяжении многих столетий эта эмблема оставалась практически неизменной.

Флаг: представляет собой красное квадратное полотнище с белым прямым крестом в центре, концы крестовин которого не достигают краёв полотнища. Крестовины равновелики, и при этом длина каждой крестовины на 1/6 больше, чем её ширина. Флаг официально утверждён в качестве государственного символа Швейцарии в 1889 г. (в это же время был утверждён герб).

Государственный флаг Швейцарии в соответствии со стандартами имеет квадратную форму. 

Цвета знамени оставались неизменными со времён Священной Римской империи. Цвет флага был официально утверждён 1 января 2007 г. и соответствует 485-му номеру текстильного пантона.

 
  • Гимн: «Швейцарский псалом» (нем. Schweizerpsalm, фр. Cantique suisse, итал. Salmo svizzero, ромш. Psalm svizzer) — с 1981 г. де-юре государственный гимн Швейцарии.
  • Государственный язык: немецкий (64% населения), французский (20%), итальянский (6,5%), ретороманский (0,5%).
  • Географическое положение: Швейцария на севере граничит с Германией, на западе — с Францией, на востоке — с Лихтенштейном и Австрией, на юге — с Италией. Большая часть северной границы с Германией идет по реке Рейн, хотя Рейн входит на территорию Швейцарии около Шаффхаузена. Восточная граница с Германией и частью Австрии проходит через Боденское озеро (нем. Bodensee). Часть юго-западной границы с Францией проходит через Женевское озеро. Самая протяженная граница — с Италией — 741,3 км, с Францией — 571,8 км, с Германией — 362, 5 км, с Австрией — 165,1 км, с Лихтенштейном — 41 км. На юге в Альпах граница не определена четко. Швейцария не имеет выхода к морю. Территория: 41,3 тысяч кв. км 
  • Административно-территориальное деление: Швейцарская Конфедерация — федеративная парламентская республика, в которой действует Конституция от 1 января 2000 г. Подразделяется на 20 кантонов и 6 полукантонов.
  • Столица: Берн.
  • Государственное и политическое устройство: Глава государства — Президент, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) на 1 год. Выполняет представительские функции. Законодательная власть — двухпалатное Федеральное собрание: Национальный совет, избираемый путем всеобщих выборов на 4 г. — 200 депутатов; Совет кантонов — 46 депутатов. Выборы в Федеральное собрание на период 2016 — 2019 гг. прошли 18 октября 2015 г. Исполнительная власть — на коллегиальной основе — Президент и Федеральный совет, состоящий из семи федеральных советников (руководителей федеральных департаментов), избираемых Федеральным собранием на 4 года. Внешняя политика — приоритеты: развитие многосторонней дипломатии в рамках международных организаций, внешнеторговая деятельность, постепенная интеграция с ЕС путем реализации соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Принцип нейтралитета Швейцарии основывается на совместимости нейтрального государства с членством в международных организациях (ООН, ОБСЕ, СЕ, ОЭСР, ВТО и др.)
  • Население:  8,4 миллиона человек.
  • Национальная валюта: Швейцарский франк (CHF).
  • Часовой пояс: UTC +1.
  • Телефонный код: +41.
  • Штрих-код: 76.

Содержание:

Экономика и деловой климат Швейцарии

Экономическое положение:

  • ВВП — 659,8 миллиарда долларов США;
  • рост ВВП — 1,4 процента;
  • ВВП на душу населения — 79,2 тысяч долларов США;
  • инфляция — -0,43 процента;
  • экспорт — 210,9 миллиарда швейцарских франков;
  • импорт — 177,2 миллиарда швейцарских франков;
  • основные статьи экспорта: продукция химической промышленности и фармацевтики, часы и точные инструменты, машины и приборы;
  • основные статьи импорта: промышленное и электронное оборудование, продукты питания, чугун и сталь, нефтепродукты.

Швейцарская Конфедерация является высокоразвитой индустриальной страной с диверсифицированной экспортоориентированной экономикой и интенсивным сельским хозяйством. Она входит в число пяти крупнейших финансовых и банковских центров мира. Согласно классификации Всемирного экономического форума, Швейцария — страна, основной движущей силой экономического развития которой являются инновации.

Важнейшими экспортоориентированными отраслями экономики Швейцарии являются химическая, фармацевтическая промышленность и машиностроение.

Крупнейшим торговым партнером Швейцарии является Европейский Союз. В страновом разрезе ведущую роль во внешнеторговых связях Швейцарии играют Германия, США, Франция и Италия. 

Отраслевая структура экономики Швейцарии характерна для экономически высокоразвитых стран, находящихся на постиндустриальном этапе развития, с преобладающей долей сферы услуг, в которой создается 70% ВВП страны, в промышленности — около 20%, строительстве — 5,4%, сельском хозяйстве — около 1,0%. Среди отраслей промышленности ключевыми являются: машиностроение, электротехника, химико-фармацевтическая промышленность и часовая промышленность.

Важным фактором конкурентоспособности экономики Швейцарии является развитая транспортная инфраструктура, прежде всего, в областях автомобильного и железнодорожного транспорта, а также передачи энергоресурсов. Швейцария является важной транзитной территорией, через которую проходит значительная часть грузопассажирских и энергетических потоков Европейского союза.

99,8% зарегистрированных в Швейцарской Конфедерации компаний относятся к малым и средним предприятиям, на долю которых приходится две трети от числа занятых и более 60% ВВП. МСП являются основой экспортного потенциала Швейцарии.

Основным принципом Швейцарской Конфедерации в области внешнеэкономической деятельности является принцип экономической свободы. Законодательство Швейцарии в области внешнеэкономической деятельности основано на международных принципах и соглашениях (в т. ч. правилах ВТО) в области обмена товарами, услугами и инвестициями.

Согласно ст. 101 Конституции, Правительство Швейцарской Конфедерации должно обеспечивать защиту интересов швейцарской экономики, включая применение стимулирующих мер (Exportförderungsgesetz). В параграфе 2 ст. 101 Конституции указано, что Правительство может в особых случаях применять меры по защите внутреннего рынка, отступая от принципов свободной торговли.

Деятельность в торгово-экономической сфере Швейцарии регулируется «Законом о мероприятиях в области внешнеэкономической деятельности» от 25 июня 1982 г. (Bundesgesetz über aussenwirtschaftliche Massnahmen). В нем определены полномочия правительства по осуществлению мер в сфере внешнеэкономической деятельности, правовые критерии и ответственность физических и юридических лиц. Кроме того, предусматривается возможность принятия правительством мер (включая чрезвычайные) в сфере ВЭД в случае, если меры иностранных государств или чрезвычайные ситуации за границей могут нанести существенный ущерб экономическим интересам Швейцарии. При этом имеется в виду установление государственного контроля за внешней торговлей товарами и услугами вплоть до полного запрета их экспорта-импорта и ужесточение контроля за платежами. 

С 2002 г. действует «Закон о применении международных санкций» (Bundesgesetz über die Durchsetzung von internationalen Sanktionen), предусматривающий возможность приостановления правительством экспорта товаров и услуг, движения капитала, ограничение научно-технического обмена. Решение о введении вышеупомянутых мер может быть принято на государственном уровне на основании: 

  • нарушений международного права; 
  • нарушений прав человека; 
  • резолюции ООН в отношении данной страны; 
  • решения ОБСЕ; 
  • нарушений принципов партнерства страны со Швейцарией.

Существующие ограничения по экспорту из Швейцарии связаны, главным образом, с ее обязательствами по многосторонним соглашениям и касаются, в частности, вооружений, технологий двойного назначения, редких видов животных и растений, а также товаров, которые могут быть применены для изготовления оружия массового поражения. 

Швейцарская Конфедерация имеет целую сеть двусторонних соглашений, предусматривающих либерализацию торговли товаров, услуг, свободу передвижения капитала и рабочей силы с различными странами.

Швейцария активно выступает за сокращение торговых ограничений во всем мире. Так, с 1960 г. она является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), с 1966 г. — ГАТТ/ВТО. Помимо конвенции ЕАСТ и соглашения о свободной торговле с ЕС, Швейцария в рамках ЕАСТ и на двусторонней основе подписала более 20 соглашений о свободной торговле с другими странами.

В отношении государств-членов ВТО Швейцария применяет режим наибольшего благоприятствования. Кроме того, Швейцария взяла на себя обязательство снижать уровень тарифных и нетарифных торговых барьеров. На сегодняшний день Швейцария не принимает мер таможенно-тарифного характера по защите товаров собственного производства от международной конкуренции, за исключением сельскохозяйственной и пищевой продукции. Антидемпингового закона тоже не существует. Отсутствуют количественные ограничения на ввоз обработанных продуктов. 

Благодаря соглашениям о свободной торговле с ЕС и ЕАСТ импорт и экспорт промышленных товаров на европейских рынках освобожден от таможенных пошлин и ограничений. Сегодня между Швейцарией и ЕС ведется свободная торговля во всех областях, за исключением сельскохозяйственных и пищевых продуктов — в этой области действует особое соглашение Швейцарии с ЕС. Освобождение от таможенных пошлин и ограничений не означает, что товары не проходят таможенного оформления, которое, однако, не является большим препятствием. 

По отношению к импорту товаров из стран, не имеющих соглашения о свободной торговле (третьих стран), применяются таможенные тарифы согласно «Закону о таможенном тарифе» от 9 октября 1986 г. (Zolltarifgesetz). 

В отличие от большинства стран, где действуют адвалорные ставки таможенных пошлин, в Швейцарии применяется так называемая «специфическая таможенная пошлина», размер которой определяется в зависимости от веса импортируемого товара. Таможенные ставки в Швейцарии в целом ниже, чем в других странах. Таким образом, поощряется ввоз высокотехнологичной продукции, имеющей, как правило, незначительный вес, но высокую стоимость.

Жесткость таможенного режима Швейцарии варьируется в зависимости от вида ввозимой продукции (база данных по швейцарским тарифам находится на сайте www.tares.ch). Примерно по 18% позиций, охватывающих товары, не производимые в стране или производимые в малых количествах, применяются нулевые ставки пошлин, в т. ч. на сырую нефть, природный газ, электроэнергию, руды металлов, изделия из кожи (кроме обуви), некоторые химические и фармацевтические товары. 

По мере повышения степени обработки ввозимых товаров ставки увеличиваются. Также имеются различия по отраслям. Низкие пошлины установлены по тем товарным группам, где швейцарские производители занимают прочные позиции на мировом рынке. К ним относятся, прежде всего, продукция машиностроения, электротехническая, химико-фармацевтическая и часовая промышленность. 

Продукция отраслей, ориентирующихся в основном на внутренний рынок, защищена таможенными барьерами в гораздо большей степени. Это относится, в частности, к продукции текстильной, швейной, мебельной отраслей промышленности, игрушкам, музыкальным инструментам и ряду других товаров широкого потребления.

Федеральное правительство Швейцарии проводит политику невмешательства в бизнес, создавая благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвестиций, включая поддержание экономической и политической стабильности, прозрачное и справедливое законодательство, развитую инфраструктуру и высокоэффективные рынки капитала. Кантоны могут проводить собственную инвестиционную политику, многие из них применяют фискальные и иные стимулы для привлечения иностранных инвестиций. 

Одним из основных законодательных актов, регулирующих инвестиции в Швейцарии является «Швейцарский кодекс обязательств» (Obligationenrecht) — законодательство, позволяющее создавать акционерные компании (AG) и общества с ограниченной ответственностью (GmbH). 

Акционерный капитал для AG должен составлять не менее 100 тысяч швейцарских франков, для GmbH — 20 тысяч швейцарских франков. Величина акционерного капитала должна быть помещена в швейцарский банк на специальный счет до начала официального оформления компании. Компания должна иметь по меньшей мере трех акционеров. В случае использования номинальных акционеров реальным владельцем прибыли может быть одно лицо. Требований к резидентству акционеров нет. Акции должны иметь номинальную стоимость. Номинальная стоимость одной акции должна быть не менее 100 швейцарских франков. Акции на предъявителя допускаются только в том случае, если акционерный капитал оплачен полностью. 

Федеральный закон «О биржах и торговле ценными бумагами» от 24 марта 1995 г. (Bundesgesetz über die Börsen und den Effektenhandel, «Börsengesetz») регулирует надзор за финансовым рынком. Федеральный закон «О картелях и других ограничениях конкуренции» от 6 октября 1995 г. (Bundesgesetz über Kartelle und andere Wettbewerbsbeschränkungen или Kartellgesetz) является правовой основой для борьбы с монополизацией рынков в Швейцарии. Федеральный закон «О противодействии отмыванию денег в финансовом секторе» от 10 октября 1997 г. (Bundesgesetz zur Bekämpfung der Geldwäscherei im Finanzsektor или Geldwäschereigesetz) налагает многочисленные обязательства на банки и прочие финансовые институты. В первую очередь, обязательная идентификация клиента и происхождения денег. В случае обоснованного подозрения в отмывании денег банки обязаны уведомить правоохранительные органы и заблокировать сомнительные средства на счете клиента. Подобные меры могут быть также применены и в борьбе с финансированием терроризма. 

Право иностранных граждан на приобретение земельных участков в Швейцарии законодательно ограничено. Об этом гласит Федеральный закон от 16 декабря 1983 г. «Об ограничении прав иностранных лиц на приобретение земельных участков» (Bundesgesetz über den Erwerb von Grundstücken durch Personen im Ausland), который вносит также ограничения на приобретение иностранцами недвижимости. 

Однако разрешения на приобретение участков профессионального, коммерческого или промышленного назначения (за исключением участков, служащих для сооружения, торговли или сдачи внаем жилых помещений) не требуется. Понятие «коммерческое назначение» охватывает не только торговлю, промышленность и ремесла, но и финансовый сектор, а также сектор услуг. Оно включает в себя свободные профессии, например специалистов по информатике или владельцев гостиниц, центры торговли или бытовых услуг, а также промышленное производство. 

Швейцария располагает сетью международных соглашений о поощрении и защите капиталовложений. Список двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Швейцарией и другими странами находится на сайте Федерального департамента иностранных дел Швейцарской Конфедерации www.eda.admin.ch. 

В некоторых регионах Швейцарской Конфедерации предоставляются льготы и преференции отдельным видам бизнеса. Это зависит от необходимости привлечения в регионы тех или иных видов производств или услуг, а также обуславливается необходимостью увеличения доходов местных бюджетов. Отдельные относительно менее развитые в экономическом смысле кантоны Швейцарии имеют статус эколого-экономических регионов. Они специализируются на выпуске экологически чистых продуктов питания и предоставлении рекреационных и финансовых услуг. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными и туристическими возможностями. 

С целью содействия привлечению бизнеса при поддержке государства действуют ряд региональных обществ содействия бизнесу. В кантонах Западной Швейцарии (Берн, Фрибург, Женева, Невшатель, Вале, Во) действует программа экономического развития «Greater Geneva Berne area». Ее целью является привлечение в регион современных технологий, ноу-хау, экологически чистых производств, развития сферы финансов и услуг. Преимущества, предоставляемые организациям, включают льготное налогообложение — до 0% налога на прибыль на срок до 10 лет, льготное кредитование проекта — до 2/3 от стоимости проекта, гранты на НИОКР и обучение персонала. Данная программа особенно подходит для инновационных компаний, которые хотели бы продвинуть свои товары и технологии на зарубежные рынки. Содействие экономическому развитию осуществляется также в региональных экономических кластерах Базеля («BaselArea») и Цюриха («Greater Zurich Area»), где предприятиям оказываются различные виды поддержки. В каждом случае проект компании, претендующей на получение льгот, рассматривается индивидуально. 

Конъюнктура рынка

Одной из проблем, с которыми сталкиваются поставщики при выходе на внутренний рынок Швейцарии, являются относительно высокие тарифные и нетарифные барьеры, что в первую очередь касается сельскохозяйственной продукции. Особенностью швейцарского рынка, затрудняющей доступ на него, является также высоко конкурентная среда. При этом компании стран ЕС, продукция которых не облагается пошлинами при ее ввозе в Швейцарию, обладают существенными конкурентными преимуществами перед отечественными экспортерами. 

Кроме этого, для выхода на швейцарский рынок необходимо обеспечить высокий уровень качества предлагаемой продукции и соответствие швейцарским стандартам и требованиям. 

Важнейшим документом при таможенном оформлении является таможенная декларация, к которой должен быть приложены счет с указанием веса и сертификат происхождения товара, выданный экспортером. Сертификат происхождения необходим в случае применения льготного таможенного тарифа или реэкспорта товара. 

При ввозе товаров на таможенную территорию Швейцарии взимаются налоги и сборы. Товары, временно ввозимые в Швейцарию, могут быть размещены на таможенных складах и не облагаются таможенными пошлинами и налогами. Товар имеет статус транзитного, пока он транспортируется от границы до таможенного склада. При последующем экспорте таможенная пошлина оплачивается в соответствии с тарифами страны-импортера. Товар в этом случае не должен подвергаться обработке. В противном случае товар облагается таможенной пошлиной в установленном размере. 

Благодаря компьютеризации и Интернету таможенное оформление в значительной степени автоматизировано и осуществляется с помощью программ «e-dec Import» и «NCTS (New Computerized Transit System) Ausfuhr». Информацию о процедурах таможенной очистки, консультации по вопросам оформления сертификата происхождения, реэкспорта или уплаты НДС при ввозе предоставляет Таможенное управление Швейцарии.

В целях защиты внутреннего рынка Швейцария применяет нетарифные меры регулирования ввоза товаров. Импортные лицензии используются, как правило, для учета и контроля цен на такие товары как текстиль, чай, кофе, нефтепродукты. Лицензируется также ввоз удобрений, оружия, взрывчатых и наркотических веществ. Лицензии выдаются на срок до одного года и только швейцарским импортерам. В качестве инструмента ограничения импорта используются также квоты, применяемые, в частности, в отношении ввоза пищевого зерна, фуражной продукции, цветов. 

Сельскохозяйственные и продовольственные товары являются наиболее защищенными в Швейцарии. По этим товарным группам средняя ставка импортного тарифа в пересчете на адвалорные ставки равняется 27 — 30%. При ввозе овощей и фруктов применяется, так называемая, система «трех фаз», используемая для ступенчатого регулирования импорта этой продукции в зависимости от сезонного предложения на внутреннем рынке аналогичной продукции местных производителей. По ряду товаров (в частности, некоторые сорта мяса) применяется система разрешения импорта в пропорции к реализации отечественной продукции (количественные ограничения не устанавливаются, но импортер обязуется закупить такой же объем соответствующей швейцарской продукции). 

Одним из рычагов, регулирующих поступление продовольствия на внутренний рынок Швейцарии, является правовое обеспечение вопросов, касающихся безопасности и контроля качества продовольственных товаров. Законодательную базу по данной тематике составляют свыше 300 законов, постановлений, предписаний и нормативов. Основополагающими являются Федеральный закон «Об импорте и экспорте сельскохозяйственных продуктов» от 13 декабря 1974 г. (Bundesgesetz über die Ein- und Ausfuhr von Erzeugnissen aus Landwirtschaftsprodukten) и федеральный закон «О продовольствии и предметах потребления» от 9 октября 1992 г. (Bundesgesetz über Lebensmittel und Gebrauchsgegenstände или Lebensmittelgesetz). 

В 2005 г. по результатам общенационального референдума в Швейцарской Конфедерации был введен пятилетний мораторий на использование в сельском хозяйстве генетически модифицированных растений, также запрещающий импорт генетически модифицированных продуктов. Этот мораторий продлен и действует в настоящее время. 

Из соображений безопасности, охраны здоровья, защиты окружающей среды, соблюдения международных и внутренних стандартов применяются также нетарифные ограничения в отношении ввоза лекарственных и косметических препаратов, электроприборов, отопительных установок. В качестве примера действий правительства Швейцарии по защите внутренних производителей можно привести введенный, несмотря на протесты ряда потребительских организаций, запрет на параллельный импорт медикаментов в страну. 

Сертификация в соответствии со швейцарскими стандартами применяется из соображений безопасности, охраны здоровья, защиты окружающей среды, соблюдения международных соглашений Швейцарии в отношении стандартов и внутренних стандартов страны. Нормативно-правовым документом, определяющим доступ на швейцарский рынок в соответствии с нормами технического регламента, является федеральный закон № 946.51 от 6 октября 1995 г. (в редакции от 01.06.2010) «О технических торговых барьерах» (Bundesgesetz über die technischen Handelshemmnisse). Данные процедуры можно отнести к нетарифным ограничениям, так как без получения сертификата в импорте товара на швейцарский рынок будет отказано. Процедура сертификации применяется в основном в отношении ввоза химически и биологически активных препаратов, лекарственных и косметических средств, электроприборов, машиностроительной продукции, климатических систем и отопительных установок. 

Одной из серьезных внутренних проблем Швейцарии остается высокий уровень цен на внутреннем рынке (в среднем уровень цен в Швейцарии превышает среднеевропейский на 20 — 30%). Причиной этого, в том числе, служит существование в Швейцарии большого количества технических барьеров. Технические предписания установлены в более чем 30 федеральных законах, 160 постановлениях правительства Швейцарии, а также ряде кантональных нормативно-правовых актов. 

Валютное регулирование

Швейцарский франк является одной из самых устойчивых валют в мире, что является для инвесторов решающим фактором в определении места размещения своих активов. 

В Швейцарии отсутствуют ограничения, связанные с движением валютных средств. Однако, согласно Постановлению «О контроле трансграничного движения наличной валюты» от 11 февраля 2009 г. (Verordnung über die Kontrolle des grenzüberschreitenden Barmittelverkehrs), ввоз и вывоз наличной валюты (а также акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг) подлежит обязательному декларированию, если сумма превышает 10 тысяч швейцарских франков. 

Инфраструктура

Так как Швейцария окружена странами еврозоны, а ЕС является ее важнейшим торговым партнером, евро играет важную роль в экономике Швейцарии. Хотя официальной валютой Швейцарии является швейцарский франк, зачастую в приграничных районах к оплате принимается и евро. 

Швейцария является важной транзитной страной на торговом пути между Италией, Францией и Германией. В связи с этим руководство Швейцарской Конфедерации уделяет первостепенное внимание состоянию транспортной сети и рассматривает транспортную логистику в качестве одного из основополагающих факторов повышения экономического потенциала и обеспечения безопасности страны. Кроме того, с учетом особенностей географического положения Конфедерации, другие европейские государства в значительной степени зависят от ее инфраструктуры при осуществлении транзита пассажиров, грузов, энергоносителей и электроэнергии. 

Железные дороги Швейцария отличается самой разветвленной сетью железных дорог в Европе. Их общая протяженность — около 8 000 км, а плотность — 122 км на 1 000 кв. км территории, что в три раза больше, чем в других европейских странах. Электрификация ж/д линий в Конфедерации составляет 100%. Магистрали отличаются сложным профилем и большим количеством искусственных сооружений. Высокое качество железнодорожного полотна в совокупности с автоматизацией управления движением обеспечивают пропускную способность 70 поездов в сутки для однопутных и до 180 (а в некоторых местах и до 220) — для двухколейных дорог. В стране насчитывается 758 ж/д вокзалов, крупнейшими из которых являются: Берн, Базель, Женева, Цюрих, Люцерн, Лозанна и Лугано. 

К основным ж/д магистралям Швейцарии относят следующие линии: 

  • Женева — Лозанна — Берн — Цюрих — Санкт-Галлен; 
  • Базель — Цюрих — Люцерн — Беллинцона; 
  • Базель — Биль — Лозанна — Женева; 
  • Цюрих — Альтдорф — Беллинцона; 
  • Женева — Лозанна — Сьон. 

Железные дороги Конфедерации интегрированы в единую европейскую транспортную сеть. Так, Швейцарию с Францией соединяют 10 дорог, с Германией — 8, с Австрией — 2 и Италией — 3. 

В интересах снижения загруженности автомобильных дорог и с целью улучшения экологической ситуации в стране правительство Швейцарии предполагает перенести основную транспортную нагрузку на железнодорожные магистрали. Так, в настоящее время реализуется концепция развития этого вида транспорта на период до 2030 г. (программа ZEB). 

Автомобильные дороги Швейцарии также отличаются высоким качеством, сложным профилем и наличием большого количества искусственных сооружений. 

Наиболее плотная дорожная сеть находится на северо-западе и в центральной части Швейцарии, в то время как в южной части страны магистралей значительно меньше. В целом на 100 кв. км. территории приходится 182,4 км дорог. Длина автомагистралей федерального значения превышает 1 980 км, что составляет 93% от официально объявленных потребностей страны. Из них семиполосных автобанов — 1,2 км; шестиполосных — 103,2 км; четырехполосных — 1279 км; трехполосных — 2 км; двухполосных — 284 км; магистралей смешанного типа — 111,5 км и пр. 

Основу объектов воздушного транспорта Конфедерации составляют более 60 аэродромов. Крупнейшими центрами гражданской авиации являются Базель, Женева и Цюрих с расположенными в них международными аэропортами. Каждый из них имеет собственный пункт управления воздушным движением. Кроме осуществления диспетчерских функций они решают задачу радиолокационного контроля воздушного пространства страны в интересах гражданских авиаперевозчиков.

В собственности швейцарских авиакомпаний, крупнейшими из которых являются SWISS, EDELWEISS и FARNAIR, находится более 120 самолетов различного типа. 

Ведение коммерческой деятельности

Основное корпоративное законодательство включает следующие документы:

  • Швейцарский кодекс обязательств (Schweizerisches Obligationenrecht);
  • Швейцарский федеральный закон о взимании долгов и банкротстве (Bundesgesetz über Schuldbetreibung und Konkurs);
  • Федеральный закон о прямом налогообложении (Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer);
  • Швейцарский федеральный закон о банках и сберегательных кассах (Bundesgesetz über die Banken und Sparkassen);
  • Федеральный закон об инвестиционных компаниях открытого типа (Bundesgesetz über die Anlagefonds);
  • Федеральный закон о частном международном праве (Bundesgesetz über die internationale Privatrecht).

Необходимым условием для начала иностранным гражданином предпринимательской деятельности в Швейцарии является наличие у него одной из категорий вида на жительство и разрешения на работу на территории страны («WORK AND RESIDENCE PERMIT»). Такое разрешение выдается по запросу иностранного гражданина (либо по запросу его работодателя в Швейцарии) властями кантона после одобрения и регистрации Департаментом регистрации иностранцев. 

Другим условием при создании предприятия с иностранным участием в форме акционерного общества (Aktiengesellschaft) и общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung) является назначение как минимум одного директора или менеджера с правом подписи, который должен проживать в Швейцарии. 

Швейцарские компании могут быть зарегистрированы для торговой или инвестиционной холдинговой деятельности, управленческих и консалтинговых услуг, финансовой и другой деятельности, не запрещенной законодательством Швейцарии. Цели деятельности компании отражаются в Меморандуме (учредительном договоре).

Существуют следующие основные формы коммерческой деятельности:

  • индивидуальное предприятие (Einzelunternehmen);

Состоит из одного физического лица и является простейшей правовой формой предпринимательской деятельности. Если ежегодный оборот такого предприятия составляет менее 100 тысяч франков, то при его регистрации не требуется внесения в Торговый реестр. 

  • простое товарищество (einfache Gesellschaft);

Видоизмененная форма индивидуального предприятия, объединяющая двух и более физических лиц. Общим для обеих указанных правовых форм является то, что процедура их учреждения не формализована (отсутствует специальный учредительный акт). Кроме того, отсутствуют требования по наличию минимального уставного капитала. При этом в отношении подобных предприятий законом предусматривается личная и неограниченная имущественная ответственность. 

  • полное товарищество (Kollektivgesellschaft);

Это общество, объединяющее двух или более физических лиц, создаваемое с целью осуществления коммерческой деятельности. Учредители полного товарищества несут полную солидарную ответственность личным имуществом по обязательствам общества. Создание общества происходит в произвольной форме и не требует минимального уставного капитала. Общество не обязано предоставлять финансовую отчетность, заверенную аудиторами. При этом необходимо внесение записи в Торговый реестр и ведение бухгалтерской отчетности. В отличие от простого общества уставные доли могут перераспределяться между учредителями. По меньшей мере, один назначенный директор должен быть гражданином Швейцарии. 

  • общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung);

Юридическое лицо, состоящее из одного или более физических или юридических лиц. Ответственность такой компании ограничивается размером ее уставного капитала, который не может быть меньше 20 тысяч швейцарских франков. Эта форма ведения коммерческой деятельности наиболее подходит для малого и среднего бизнеса, так как административные затраты на содержание компании с ограниченной ответственностью значительно ниже по сравнению с акционерным обществом. 

  • акционерное общество (Aktiengesellschaft);

Образуется, как правило, несколькими физическими или юридическими лицами, которые несут ответственность исключительно в рамках имущества компании, включая еще не внесенные доли уставного капитала. Минимальный уставный капитал акционерного общества — 100 тысяч швейцарских франков, из которых 50 тысяч должны быть выплачены на момент регистрации общества в качестве юридического лица. Компания обязана ежегодно сдавать финансовую отчетность, проверенную аудитором и вести бухгалтерский учет. Требуется назначение как минимум одного директора, который должен быть гражданином Швейцарии или проживать там. 

Акционерное общество является наиболее широко распространенной формой бизнеса в Швейцарии. Иностранные компании предпочитают эту форму при регистрации своих филиалов или дочерних предприятий. 

Процедура открытия предприятия в Швейцарии относительно менее сложная в сравнении с другими экономически развитыми европейскими странами, например, Англией, Германией, Францией или Италией. Наиболее подходящими для этих целей регистрационными формами являются акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. 

В соответствии со швейцарским законодательством при создании в стране иностранными гражданами и компаниями предприятий различных форм собственности как общее правило применяется уведомительный порядок их регистрации и учреждения. Вместе с тем из этого правила существует целый ряд исключений. Прежде всего, существует ряд отраслей государственной монополии, в которых в принципе не предусматривается создание частных предприятий — как иностранных, так и национальных. Это железнодорожный транспорт, почта, а также распределение энергии. 

В ряде секторов сферы услуг действует разрешительный порядок регистрации предприятий, независимо от их национальной принадлежности или доли иностранного участия. Это банковское дело, страхование, деятельность на рынке ценных бумаг, гостиничное дело, содержание ресторанов, медицинская и ветеринарная практика, торговля медицинскими препаратами, юридическая практика, услуги связи и др.

Кроме открытия компании, иностранное юридическое лицо может открыть швейцарский филиал. Филиалом считается направленное на извлечение экономической выгоды отделение фирмы, которое самостоятельно осуществляет сходную головному предприятию экономическую деятельность. 

Если оценивать деятельность филиала с экономической точки зрения, то он является самостоятельной экономической единицей, способной существовать независимо от головного предприятия и без необходимости вмешательства последнего. С юридической точки зрения филиал является частью головного предприятия, но не является юридическим лицом. Филиал может, помимо ведения экономической деятельности, заключать договора на основании доверенности. 

К преимуществам открытия филиала можно отнести: 

  • отсутствие требования по внесению минимального начального капитала; 
  • отсутствие 35% налога на источник при перечислении средств головному предприятию; 
  • низкую стоимость регистрации в торговом реестре предприятий; 
  • освобождение от налогообложения полученной в Швейцарии прибыли в стране нахождения головного предприятия, согласно действующим договорам об избежании двойного налогообложения, и, как правило, с учетом прогрессивной шкалы налогообложения. 

К недостаткам открытия филиала можно отнести следующее: 

  • солидарную ответственность головного предприятия за действия филиала; 
  • как правило, необходимость ведения отдельной бухгалтерии. 

Налогообложение

Швейцария отличается привлекательной и конкурентоспособной системой налогообложения как для корпоративных налогоплательщиков, так и для физических лиц по сравнению с другими промышленными странами. Общая налоговая ставка, т. е. сумма всех видов налогов и отчислений, подлежащая уплате после налоговых вычетов и льгот составляет 28,9% (для сравнения в Германии — 50,5%, Франции — 65,4%, Италии — 73,3%).

В Швейцарии в настоящее время существует трехуровневая налоговая система: федеральная, кантональная и муниципальная.

Основные налоги: налог на прибыль, имущество и налог на добавленную стоимость.

Общую информацию о налоговой системе, а также консультацию о налоговых режимах можно получить на сайте Федерального налогового управления Швейцарской Конфедерации (Eidgenössische Steuerverwaltung, ESTV). 

Компании-резиденты облагаются налогом на их мировой доход, за исключением дохода, полученного от иностранных отделений и иностранного недвижимого имущества, которое освобождено от налогов. 

В случае компаний-нерезидентов налогом облагается только прибыль из швейцарских источников, т. е. прибыль и доход от прироста стоимости капитала, полученные от коммерческой деятельности, постоянного учреждения (представительства) или недвижимого имущества в Швейцарии, причем к прибыли от недвижимого имущества относится также прибыль от торговли недвижимостью. 

Федеральный налог с прибыли взимается по пропорциональной ставке и составляет 8,5%. Кантоны и общины применяют свои налоги, введенные и действующие на их территории. Ставки кантональных налогов являются прогрессивными и составляют в среднем от 8% до 23%. Кроме этого, взимается налог на акционерный капитал с компании на уровне Конфедерации — 0,825%, а также и на уровне кантонов (например, в Цюрихе — 0,75%). 

В целях стимулирования деловой активности законодательство Швейцарии предусматривает возможность предоставления специальных налоговых льгот. В частности: 

  • налоговые льготы для вновь создающихся фирм, чаще всего предоставляются на кантональном уровне. Большинство кантонов предоставляет частичное или полное освобождение от налогов сроком до 10 лет; 
  • аналогичные льготы могут предоставляться и на федеральном уровне в некоторых ключевых отраслях экономики, имеющих важное значение для федерального правительства; 
  • частичное освобождение предоставляется при реструктуризации компании; 
  • некоторые дополнительные льготы могут быть получены на уровне бухгалтерского учета (переоценка основных средств и т.д.); 
  • в зависимости от целей деятельности корпорациям в Швейцарии может быть предоставлен специальный налоговый режим с полным или частичным освобождением от налогообложения, как на федеральном, так и на кантональном уровне. 

Кроме того, Швейцария подписала соглашение об избежании двойного налогообложения со многими странами мира, в том числе, с Беларусью. При этом, как уже упоминалось выше, многие кантоны предусматривают льготные налоговые ставки для предприятий с определенными видами деятельности. Так, например, для предприятий, которые ведут деятельность преимущественно за пределами Швейцарии, налогообложение значительно сокращается. Льготное налогообложение предусмотрено также для производственных, холдинговых, торговых предприятий, предприятий с долевым участием и некоторых других видов предприятий. 

Ставки налогов, удерживаемых у источника, составляют 35%, однако большинство международных налоговых соглашений предусматривает снижение налога на дивиденды. Сниженная ставка обычно равна 15% для портфельных инвесторов и 0%, 5% или 10% для основных корпоративных собственников. Некоторые соглашения определяют, чтобы доходы из швейцарских источников облагались налогом в стране, для которой получатель является резидентом. В отношении процентных платежей большинство соглашений обычно допускают снижение налоговой ставки до 10%. По некоторым соглашениям предоставляется возврат налога в полном объеме. Однако любое снижение налога возможно только в том случае, если лицо, применяющее соглашение, действительно имеет на это право. 

Наиболее востребованной формой предприятий среди иностранных компаний, открывающих свой бизнес в Швейцарии, является Холдинговое предприятие. Такое предприятие не осуществляет иной деятельности, кроме управления своими финансовыми активами, вложенными в зарубежные или швейцарские компании. 

Хотя конкретное определение холдинговой компании в каждом кантоне свое, в целом оно основывается на федеральном подходе к таким компаниям, т. е. они полностью или частично освобождаются от местных налогов на прибыль (за исключением кантонов Женевы и Ури, где в отличие от всех других с них взимаются кантональный и муниципальный налоги на дивиденды в полном объеме). 

Для холдинговых компаний в Швейцарии существует почти повсеместно принятый критерий «существенного участия». Он предполагает, во-первых, что не менее 75% доходов компании поступает от инвестиций в другие компании (швейцарские или зарубежные) и не менее 75% активов инвестируется в другие компании. При этом холдинговая компания должна участвовать в акционерном капитале дочерней компании не менее чем на 20%, либо ее в нем доля должна составлять как минимум 2 миллиона швейцарских франков. 

«Участвующие» компании — обычные производственные или торговые компании, которые помимо своей основной деятельности владеют акциями или паями других предприятий. Если внешние инвестиции таких компаний соответствуют критерию «существенного участия», доход по ним вычитается из общей суммы прибыли, подлежащей налогообложению на федеральном и местном уровнях. 

Швейцарские компании облагаются ежегодным налогом на чистые активы. Для холдинговых компаний действует льготная ставка, которая в разных кантонах существенно различается и в настоящее время варьируется от 0,001% (например, в кантонах Обвальден и Люцерн) до 0,18% (например, в кантоне Во) от собственного капитала.

Компания, чья деятельность преимущественно связана с координацией, а не с ведением коммерческой деятельности, может подавать прошение о применении к ней статуса «чистой» домицилированной компании. Домицилированная компания является «чистой», если она не имеет офис и персонал. Владение недвижимостью допускается.

Компания может иметь любую цель деятельности. В качестве дополнительной цели она может владеть пакетами акций других компаний. Одним из примеров домицилированной компании может служить зарегистрированная в Швейцарии компания, основной целью которой является защита интеллектуальной собственности. 

Прибыль определяется на основании специального разграничения прибыли: на полученную в Швейцарии и из-за рубежа. 

Существуют различные категории доходов домицилированных компаний: 

  • доходы, полученные от владения квалифицированных акций других компаний, подлежат освобождению от уплаты налога на прибыль на кантональном и муниципальном уровне;
  • прочие доходы, полученные из Швейцарии, подлежат налогообложению по стандартной ставке;
  • прочие доходы, полученные из-за границы, облагаются пропорционально значимости административной деятельности из Швейцарии к общей прибыли компании.

У «чистых» домицилированных компаний прибыль, полученная из-за рубежа, освобождена от уплаты налога на кантональном и муниципальном уровне. У прочих домицилированных компаний ставка налога на прибыль может составлять от 10% до 25% от применяемой стандартной налоговой ставки. Налог на капитал взымается по пониженной ставке. Доходы, полученные от владения недвижимостью в Швейцарии, подлежат налогообложению по стандартному тарифу.

Компании, оперативная деятельность которых ведется преимущественно за границей и которые не ведут коммерческой деятельности на территории Швейцарии, могут подать прошение о снижении кантональных и муниципальных ставок налога на прибыль и налога на капитал.

Чаще всего такую структуру используют компании, осуществляющие зарубежную торговлю. При этом швейцарская компания представляет собой своего рода координационный центр, используемый для закупки товара за рубежом и его продажи в другую зарубежную страну. На федеральном уровне налогообложение не меняется. 

К содержанию

Двустороннее сотрудничество Беларуси и Швейцарии

Политические отношения

Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Швейцарской Конфедерацией подписан 10 февраля 1992 г.

С 1 июля 2007 г. в г. Минске функционирует отделение Посольства Швейцарской Конфедерации в Республике Беларусь. Его официальное открытие состоялось 11 февраля 2008 г.

17 марта 2010 г. открыто почетное консульство Республики Беларусь в г. Цюрихе.

В феврале 2010 г. состоялся визит Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Швейцарию, который внес значимый вклад в формирование атмосферы доверия между Беларусью и Швейцарией и в создание предпосылок для расширения двустороннего политического и торгово-экономического взаимодействия.

Положительное влияние на развитие двусторонних отношений оказали встреча Главы государства с Министром иностранных дел Швейцарии в г. Киеве (февраль 2010 г.), а также встречи руководителей внешнеполитических ведомств двух стран (февраль 2010 г., г. Мюнхен; декабрь 2013 г., г. Киев) и визит Министра иностранных дел Республики Беларусь Макея В.В. в Швейцарию для участия в 21-й встрече СМИД ОБСЕ (декабрь 2014 г., г. Базель).

В мае 2013 г. и октябре 2014 г. состоялись рабочие визиты в Швейцарию заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Гурьянова А.Е. В рамках визита в октябре 2014 г. состоялась рабочая встреча А.Е. Гурьянова с Министром экономики Швейцарии Й. Шнайдером-Амманном.

16 февраля 2016 г. в г. Минске прошли белорусско-швейцарские межмидовские консультации на уровне заместителей министров. Швейцарскую делегацию возглавил заместитель Государственного секретаря Федерального департамента иностранных дел Ж. Мартен.

8 — 10 ноября 2016 г. Швейцарию посетила c рабочим визитом делегация Национального банка Республики Беларусь во главе с заместителем председателя правления Лапко Д.Н.

6 — 8 февраля 2017 г. в г. Берне в рамках визита делегации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в Швейцарию состоялись встречи с вице-директором Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству Федерального департамента иностранных дел, уполномоченным Федерального совета по оказанию гуманитарной помощи, руководителем Швейцарского корпуса гуманитарной помощи М. Бесслером, директором Федеральной службы защиты населения Швейцарской Конфедерации Б. Бюльманном. 

10 февраля 2017 г. в связи с 25-летием со дня установления дипломатических отношений главы государств и руководители внешнеполитических ведомств Беларуси и Швейцарии обменялись поздравительными посланиями.

13 июня 2017 г. состоялся рабочий визит в Швейцарию руководителя рабочей группы Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с Парламентом Швейцарской Конфедерации, председателя Федерации профсоюзов Беларуси Орды М.С. 

11 декабря 2017 г. в Федеральном собрании Швейцарской Конфедерации создана неформальная парламентская группа дружбы Швейцария-Беларусь. Это первая швейцарская парламентская группа дружбы с Беларусью за 25 лет белорусско-швейцарских дипломатических отношений. 

13 декабря 2017 г. состоялся визит в Швейцарию заместителя Министра иностранных дел Беларуси Олега Кравченко для проведения политических консультаций с Федеральным Департаментом иностранных дел Швейцарской Конфедерации. В рамках визита проведена встреча с Федеральным советником, руководителем Федерального Департамента иностранных дел Швейцарской Конфедерации (Министром иностранных дел) Игнацио Кассисом.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

Основу договорно-правовой базы белорусско-швейцарских отношений составляют 9 действующих международных договоров. 

Предметами регулирования данных документов являются вопросы установления дипломатических отношений, избежания двойного налогообложения, торговли и экономического сотрудничества, защиты инвестиций, сотрудничества в случае стихийного бедствия, кризиса или крупной аварии, регулярного воздушного сообщения, международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, условий оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Швейцарской Конфедерации.

Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество

В январе — августе 2018 г. товарооборот составил 111,5 миллиона долларов США (118,6% к аналогичному периоду 2017 г.), экспорт — 21,1 миллиона долларов США (123,4%), импорт — 90,4 миллиона долларов США (117,6%), сальдо  — минус 69,2 миллиона долларов США. Темп роста экспорта без учета объемов нефти, нефтепродуктов, газов нефтяных и углеводородов газообразных прочих, калийных и азотных удобрений составил 129,7% при прогнозном задании 106%.

Динамика торговли товарами между Беларусью и Швейцарской Конфедерацией в 2013 — 2018 гг. (миллионов долларов США)

Год

2013

2014

2015

2016

2017

январь — август 2018

январь — август 2018 к январю — августу 2017, в %

Товарооборот

271,9

514,6

233,0

155,9

159,3

111,5

118,6

Экспорт

9,9

12,4

24,1

5,4

23,9

21,1

123,4

Импорт

262,0

502,2

208,9

150,5

135,5

90,4

117,6

Сальдо

-252,0

-489,8

-184,8

-145,0

-111,6

-69,2

 

Основное место в структуре экспорта Беларуси в Швейцарию занимают продукция приборо- и машиностроения, изделия из черных металлов, продукция пищевой промышленности, печатная продукция.

Основу импорта из Швейцарии составляют вагоны и части подвижного состава, лекарственные средства и медицинское оборудование, машины и приборы.

В январе — июле 2018 г. экспорт услуг составил 85,4 миллиона долларов США (115,9% к аналогичному периоду 2017 г.), импорт услуг — 63,5 миллиона долларов США (127,0%). Сальдо сложилось положительное в размере 21,9 миллиона долларов США. 

Основу экспорта составляют транспортные услуги (51,5%), компьютерные, телекоммуникационные и информационные услуги (22,8%), прочие деловые услуги (21,8%).

Особое значение для обеспечения роста экспорта белорусских услуг в Швейцарию имеет подписанное в феврале 2014 г. в г. Женеве межправительственное соглашение о международных грузоперевозках на безразрешительной основе (ратифицировано в ноябре 2014 г.).

В декабре 2013 г. открыт регулярный рейс Национальной авиакомпании «Белавиа» по маршруту Минск — Женева — Минск.

Одним из главных приоритетов в сотрудничестве со Швейцарией является кредитно-инвестиционное сотрудничество. 

В январе — июне 2018 г. объем прямых инвестиций на чистой основе, поступивших из Швейцарии, составил 17,8 миллиона долларов США (114% к аналогичному периоду 2017 г.). По данному показателю Швейцария входит в 10-ку крупнейших иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь зарегистрировано 118 организаций со швейцарскими инвестициями, в т. ч. 55 совместных, 66 — со стопроцентным швейцарским капиталом, а также 39 представительств швейцарских организаций.

Швейцарский капитал зарегистрирован в уставных фондах четырех белорусских банков.

Швейцарским агентством по страхованию экспортных рисков для Республики Беларусь установлен лимит страхового покрытия по кредитным ресурсам в объеме 300 миллионов швейцарских франков.

30 октября 2014 г. в Швейцарии в рамках Дня белорусской экономики прошел первый белорусско-швейцарский экономический форум, организаторами которого выступили Белорусско-Швейцарский деловой совет и БелТПП.

В 2014 г. состоялись три визита швейцарских делегаций деловых кругов в Республику Беларусь. В мае 2014 г. швейцарская делегация была принята Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В июне 2015 г. в г. Минске состоялось девятое заседание смешанного Белорусско-Швейцарского комитета по торговле и экономическому сотрудничеству.

16 июня 2017 г. в Минске прошло 2-е заседание Белорусско-Швейцарского делового совета при участии заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Кравченко О.И.

Перспективные позиции экспорта

К числу наиболее перспективных товарных позиций относятся:

  • торф (2703);
  • углеводороды ациклические (2901);
  • трубы, трубки, шланги и фитинги из пластмасс (3917);
  • прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие (7214);
  • трубы, трубки и профили бесшовные из черных металлов (7308);
  • гвозди, кнопки, скобы из черных металлов (7317);
  • машины посудомоечные, оборудование для заполнения и закупорки емкостей, упаковки товаров (8422);
  • прицепы и полуприцепы (8716).

Высокотехнологичные товары, имеющие перспективы на швейцарском рынке

Позиция

Код ТНВЭД

Вычислительные машины для автоматической обработки информации

8471

Трансформаторы электрические

8504

Бинокли, монокуляры, прочие зрительные трубы и их арматура

9005

Устройства на жидких кристаллах, лазеры

9013

Приборы и устройства, применяемые в медицине

9018

Аппаратура рентгеновская

9022

Аппаратура для измерения и контроля электрических величин и излучений

9030

Контрольные или измерительные приборы, проекторы профильные

9031

Поиск потенциальных партнеров в Швейцарии

Поиск информации об основных импортерах различных видов продукции в Швейцарии может быть осуществлен напрямую через специализированную поисковую систему www.wlw.ch. Услуги поиска предоставляются платформой бесплатно. Система позволяет осуществлять поиск по конкретным товарам или услугам, а также предприятиям, предлагающим соответствующие товары или услуги. В случае поиска, к примеру, импортеров обойной продукции в Швейцарии критериями фильтрации результатов поиска являются «оптовый продавец» и/или «продавец». Предоставляемая по результатам поиска информация содержит необходимые контактные реквизиты компании.

Интернет-ресурсы внешнеторговой информации Швейцарии

  • www.admin.ch — сайт правительства Швейцарской Конфедерации. Данный информационный ресурс содержит сведения об основных государственных структурах, в том числе занимающихся вопросами экономики, финансов и сопутствующей проблематикой (таможенные вопросы, налоги и т.д.);
  • www.seco.admin.ch — сайт Федерального департамента экономики. Располагает информацией по вопросам экономической политики государства, механизму ее формирования;
  • www.zefix.admin.ch — сайт дает возможность получить информацию о компании, зарегистрированной в любом кантоне Швейцарии;
  • www.sippo.ch — сайт Швейцарской программы содействия импорту. Содержит различную информацию об организации экспорта-импорта различных товарных групп, возможных партнерах и т.п.;
  • www.profil.ch — содержит данные на компании, зарегистрированные в торговом регистре Швейцарии;
  • www.swissfirms.ch — ресурс дает возможность получить информацию о компаниях, зарегистрированных на территории Швейцарии, их месте нахождения, контактных телефонах, среднем руководящем звене. Для получения иных сведений необходимо иметь пароль доступа члена данного интернет-ресурса;
  • www.snb.ch — сайт швейцарского национального банка, дает открытый доступ к обзорной информации по монетарной политике государства;
  • www.osec.ch — Osec Деловая Сеть Швейцарии обеспечивает современную информацию для экспортных компаний в Швейцарии и Княжестве Лихтенштейн. Информация категоризирована по странам, секторам и темам и предоставляется бесплатно;
  • www.ig-gus.ch — интернет-ресурс Швейцарского общества сотрудничества со странами СНГ содержит информацию по различным аспектам двустороннего сотрудничества Швейцарии со странами СНГ и оказанию консультативных услуг;
  • www.kvs.ch — сайт Швейцарского союза пластмассы предлагает различную отраслевую информацию;
  • www.economiesuisse.ch — сайт Союза швейцарских предприятий, содержит обзор информации о новостях экономики;
  • www.directories.ch — дает возможность по названию компании найти минимальную информацию о ее месте нахождения и ознакомиться с рекламными и презентационными материалами;
  • www.bakbasel.ch — на данном сайте можно найти информацию прогнозного характера о развитии различных секторов экономики кантона Базель в привязке к общегосударственной экономике;
  • www.search.ch — поисковый сайт, в котором можно по названию найти интересующую компанию и получить минимальные сведения о ее месте нахождения.

Характерной чертой части указанных Интернет-ресуров является ссылка на необходимость являться подписчиком данного сайта для получения более полной информации об интересуемых субъектах хозяйствования, их официальном статусе и т.п.

К содержанию 

              

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Швейцарской Конфедерации, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Швейцарии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя