Швейцария

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: немецкий (62% населения), французский (23%), итальянский (8%), ретороманский (0,5%).
  • Географическое положение: Швейцария на севере граничит с Германией, на западе – с Францией, на востоке – с Лихтенштейном и Австрией, на юге – с Италией.Территория: 41,3 тыс. кв. км.
  • Административно-территориальное деление: Швейцарская Конфедерация — федеративная парламентская республика, в которой действует Конституция от 1 января 2000 г. Подразделяется на 20 кантонов и 6 полукантонов.
  • Столица: Берн.
  • Внешняя политика: поддержание мира, многосторонняя дипломатия, защита прав человека, внешняя торговля, тесное взаимодействие с ЕС на основе соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Нейтралитет Швейцарии основан на совместимости с членством в международных организациях (ООН, ОБСЕ, СЕ, ВТО и др.).
  • Население: 8,637 миллиона человек (2020).
  • Национальная валюта: Швейцарский франк (CHF).
  • ВВП: 748 миллиардов долларов США (2020).
  • Часовой пояс: UTC +1.
  • Телефонный код: +41.
  • Штрих-код: 76.

Содержание:

Социально-экономическое положение Швейцарии

Экономическое положение (2021 год):

ВВП – 742,8 млрд. швейцарских франков;

  • рост ВВП – 3,7 процента;
  • ВВП на душу населения – 85 тыс. швейцарских франков;
  • инфляция – 0,6 процента;
  • экспорт – 259,5 млрд. швейцарских франков;
  • импорт – 200,8 млрд. швейцарских франков;
  • основные статьи экспорта: продукция химической промышленности и фармацевтики, машины и приборы, часы и точные инструменты;
  • основные статьи импорта: продукция химической промышленности и фармацевтики, машины и приборы, транспортные средства, металлы, текстильные изделия, продукты питания.

Швейцарская Конфедерация является высокоразвитой индустриальной страной с диверсифицированной экспортоориентированной экономикой и интенсивным сельским хозяйством. Она входит в число крупнейших финансовых и банковских центров мира.

В 2020 году вклад финансового сектора в ВВП страны составил около 10%, количество занятых в банках и страховых компаниях – более 200 тыс. человек.

Швейцария занимает первое место среди стран мира в Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index).

Отраслевая структура экономики Швейцарии характерна для экономически высокоразвитых стран, находящихся на постиндустриальном этапе развития. Важнейшая отрасль – сфера услуг (73,3% ВВП в 2020 году). На промышленность приходится около 25%, а на сельское хозяйство – менее 1% ВВП. Ключевые сектора промышленности: химико-фармацевтическая промышленность, машиностроение, электротехника, часовая промышленность.

Швейцария является одной из крупнейших в мире площадок торговли нефтью, металлами, минералами и сельскохозяйственной продукцией. В сфере торговли сырьевыми товарами занято около 35 тыс. человек, а ее доля в ВВП достигает 3,8%. В Швейцарии расположено в общей сложности 550 трейдинговых компаний, включая крупные концерны «Glencore», «Trafigura», «Mercuria», «Gunvor», «Vitol».

Крупнейший торговый партнер Швейцарии – Европейский союз. В страновом разрезе в пятерку ведущих торговых партнеров входят Германия, США, Италия, Китай, Франция (2020 г.).

Значимый фактор конкурентоспособности экономики Швейцарии – развитая транспортная инфраструктура, прежде всего, автомобильный и железнодорожный транспорт, а также сеть передачи энергоресурсов. Швейцария является важной транзитной территорией, через которую проходит значительная часть грузопассажирских и энергетических потоков ЕС.

99,7% зарегистрированных в Швейцарской Конфедерации компаний относятся к малым и средним предприятиям (менее 250 сотрудников), на их долю приходится две трети от числа занятых и более 50% ВВП. МСП являются основой экспортного потенциала Швейцарии.

Основным принципом Швейцарии в сфере внешнеэкономической деятельности является принцип экономической свободы. Законодательство основано на международных принципах и соглашениях (в т.ч. правилах ВТО) в области обмена товарами, услугами и инвестициями.

Согласно ст. 101 Конституции, правительство Швейцарской Конфедерации должно обеспечивать защиту интересов швейцарской экономики за рубежом. В параграфе 2 ст. 101 Конституции указано, что правительство может в особых случаях применять меры по защите внутреннего рынка, отступая от принципов свободной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность Швейцарии регулируется «Законом о мероприятиях в области внешнеэкономической деятельности» от 25 июня 1982 г. (Bundesgesetz über aussenwirtschaftliche Massnahmen). Предусмотрена возможность принятия правительством мер (включая чрезвычайные) в сфере ВЭД в случае, если меры иностранных государств или чрезвычайные ситуации за границей могут нанести существенный ущерб экономическим интересам Швейцарии. При этом имеется в виду установление государственного контроля за внешней торговлей товарами и услугами вплоть до полного запрета их экспорта-импорта и ужесточение контроля за платежами.

С 2002 г. действует «Закон о применении международных санкций» (Bundesgesetz über die Durchsetzung von internationalen Sanktionen, Embargogesetz), который предусматривает возможность приостановления торговли товарами и услугами, финансовых операций, движения капитала и перемещения физических лиц, ограничение научно-технического и культурного обмена. Решение о введении таких мер может быть принято на федеральном уровне для обеспечения соблюдения санкций, введенных ООН, ОБСЕ или основными торговыми партнерами Швейцарии в целях обеспечения соблюдения международного права и прав человека.

Существующие ограничения экспорта из Швейцарии связаны, главным образом, с ее обязательствами по многосторонним соглашениям и касаются, в частности, вооружений, технологий двойного назначения, редких видов животных и растений, а также товаров, которые могут быть применены для изготовления оружия массового поражения.

Швейцарская Конфедерация имеет целую сеть двусторонних соглашений, предусматривающих либерализацию торговли товарами и услугами, свободу передвижения капитала и рабочей силы.

Швейцария активно выступает за сокращение торговых ограничений во всем мире. Так, с 1960 года она является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), с 1966 года – ГАТТ/ВТО. Помимо конвенции ЕАСТ и соглашения о свободной торговле с ЕС, Швейцария в рамках ЕАСТ и на двусторонней основе подписала более 30 соглашений о свободной торговле с другими странами.

В отношении государств-членов ВТО Швейцария применяет режим наибольшего благоприятствования. Кроме того, Швейцария взяла на себя обязательство снижать уровень тарифных и нетарифных торговых барьеров. На сегодняшний день Швейцария не принимает мер таможенно-тарифного характера по защите товаров собственного производства от международной конкуренции, за исключением сельскохозяйственной и пищевой продукции. Антидемпингового закона тоже не существует. Отсутствуют количественные ограничения на ввоз обработанных продуктов.

Благодаря соглашениям о свободной торговле с ЕС и ЕАСТ импорт и экспорт промышленных товаров на европейских рынках освобожден от таможенных пошлин и ограничений. Сегодня между Швейцарией и ЕС ведется свободная торговля во всех областях, за исключением сельскохозяйственных и пищевых продуктов – в этой области действует особое соглашение. Освобождение от таможенных пошлин и ограничений не означает, что товары не проходят таможенного оформления, но оно не является большим препятствием.

По отношению к импорту товаров из стран, не имеющих со Швейцарией соглашений о свободной торговле (третьих стран), применяются таможенные тарифы согласно закону «О таможенных тарифах» от 9 октября 1986 г. (Zolltarifgesetz).

В отличие от большинства стран, где действуют адвалорные ставки таможенных пошлин, в Швейцарии применяется так называемая «специфическая таможенная пошлина», размер которой определяется в зависимости от веса импортируемого товара. Таможенные ставки в Швейцарии в целом ниже, чем в других странах. Таким образом, поощряется ввоз высокотехнологичной продукции, имеющей, как правило, незначительный вес, но высокую стоимость.

Жесткость таможенного режима Швейцарии варьируется в зависимости от вида ввозимой продукции. Примерно по 18% позиций, охватывающих товары, не производимые в стране или производимые в малых количествах, применяются нулевые ставки пошлин, в т. ч. на сырую нефть, природный газ, электроэнергию, руды металлов, изделия из кожи (кроме обуви), некоторые химические и фармацевтические товары.

По мере повышения степени обработки ввозимых товаров ставки увеличиваются. Также имеются различия по отраслям. Низкие пошлины установлены по тем товарным группам, где швейцарские производители занимают прочные позиции на мировом рынке. К ним относятся, прежде всего, продукция машиностроения, электротехническая, химико-фармацевтическая и часовая промышленность.

Продукция отраслей, ориентирующихся в основном на внутренний рынок, защищена таможенными барьерами в гораздо большей степени. Это относится, в частности, к продукции текстильной, швейной, мебельной отраслей промышленности, игрушкам, музыкальным инструментам и ряду других товаров широкого потребления.

Федеральное правительство Швейцарии проводит политику невмешательства в бизнес-процессы, создавая благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвестиций, включая поддержание экономической и политической стабильности, прозрачное и справедливое законодательство, развитую инфраструктуру и высокоэффективные рынки капитала. Кантоны могут проводить собственную инвестиционную политику, многие из них применяют фискальные и иные стимулы для привлечения иностранных инвестиций.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих инвестиции в Швейцарии, является «Швейцарский кодекс обязательств» (Obligationenrecht), позволяющий создавать акционерные компании (AG) и общества с ограниченной ответственностью (GmbH).

Федеральный закон «О финансовых институтах» от 15 июня 2018 г. (Bundesgesetz über die Finanzinstitute или Finanzinstitutsgesetz) регулирует надзор за финансовым рынком.

Федеральный закон «О картелях и других ограничениях конкуренции» от 6 октября 1995 г. (Bundesgesetz über Kartelle und andere Wettbewerbsbeschränkungen или Kartellgesetz) является правовой основой для борьбы с монополизацией рынков в Швейцарии.

Федеральный закон «О противодействии отмыванию денег в финансовом секторе» от 10 октября 1997 г. (Bundesgesetz zur Bekämpfung der Geldwäscherei im Finanzsektor или Geldwäschereigesetz) налагает многочисленные обязательства на банки и иные финансовые институты. В первую очередь, предписывается обязательная идентификация клиента и происхождения денег. В случае обоснованного подозрения в отмывании денег банки обязаны уведомить правоохранительные органы и заблокировать сомнительные средства на счете клиента. Подобные меры могут также применяться в борьбе с финансированием терроризма.

Право иностранных граждан на приобретение земельных участков в Швейцарии законодательно ограничено. Об этом гласит федеральный закон от 16 декабря 1983 г. «Об ограничении прав иностранных лиц на приобретение земельных участков» (Bundesgesetz über den Erwerb von Grundstücken durch Personen im Ausland), который также содержит ограничения на приобретение иностранцами недвижимости.

Однако разрешения на приобретение участков профессионального, коммерческого или промышленного назначения (за исключением участков, служащих для сооружения, торговли или сдачи внаем жилых помещений) не требуется. Понятие «коммерческое назначение» охватывает не только торговлю, промышленность и ремесла, но и финансовый сектор, а также сектор услуг. Оно включает в себя свободные профессии, например, специалистов по информатике или владельцев гостиниц, центры торговли или бытовых услуг, а также промышленное производство.

Швейцария располагает сетью международных соглашений о поощрении и защите капиталовложений. Перечень двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций находится на сайте Государственного секретариата экономики.

В целях привлечения иностранных инвестиций действуют 4 региональные организации экономического содействия, в которых предприятиям оказываются различные виды поддержки: «Greater Geneva Berne area» (кантоны Западной Швейцарии Берн, Фрибур, Женева, Невшатель, Вале, Во), «Greater Zurich Area» (кантоны Цюрих, Цуг, Золотурн, Шаффхаузен, Швиц, Ури, Гларус, Граубюнден, Тичино), «St.GallenBodenseeArea» (кантоны Санкт-Галлен, Тургау, Аппенцелль-Иннерроден, Аппенцелль-Ауссерроден), «BaselArea.swiss» (кантоны Базель-Штадт, Базель-Ланд и Юра). В каждом случае проект компании, претендующей на получение льгот, рассматривается индивидуально.

К содержанию

 

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Швейцарией

Двусторонняя торговля и кредитно-инвестиционное сотрудничество между Беларусью и Швейцарией на протяжении последних лет характеризуются положительной динамикой.

В 2021 году товарооборот составил 321,1 млн. долларов (111,3% к 2020 году), экспорт – 38,2 млн. долларов (110,3%), импорт – 282,8 млн. долларов (111,4%), сальдо – минус 244,6 млн. долларов.

Наиболее значимыми товарными позициями экспорта в 2021 году являлись специфические товары, трансформаторы электрические, изделия из камня или других минеральных веществ, плиты древесно-волокнистые, овощи прочие, гвозди, кнопки, скобы из черных металлов.

Экспорт важнейших товаров из Республики Беларусь в Швейцарскую Конфедерацию в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)

Товар

2020

2021

2021/2020 в % + / –

Специфические товары

20948,7

24397,0

+16,5

Трансформаторы электрические

2877,6

3610,5

+25,5

Изделия из камня или других минеральных веществ прочие

1099,7

1893,0

+72,1

Плиты древесно-волокнистые

23,5

1650,5

Рост в 70,2 раза

Овощи прочие

1421,9

1365,8

-3,9

Гвозди, кнопки, скобы из черных металлов

374,4

667,1

+78,2

Печатные книги, брошюры

407,0

647,8

+59,2

Лесоматериалы продольно-распиленные

697,8

432,4

-38,0

Мебель для сидения и ее части

619,7

346,0

-44,2

В число ключевых позиций импорта по итогам 2021 года входят трансформаторы электрические, части подвижного состава, прутки и профили алюминиевые, специфические товары, провода изолированные, кабели, лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи. Большая доля импорта носит инвестиционный характер.

Импорт важнейших товаров из Швейцарской Конфедерации в Республику Беларусь в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)

Товар

2020

2021

2021/2020 в % + / –

Трансформаторы электрические

46455,5

53570,7

+15,3

Части подвижного состава

28475,6

32492,6

+14,1

Прутки и профили алюминиевые

14208,3

21047,6

+48,1

Специфические товары

17660,5

11834,5

-33,0

Провода изолированные, кабели

9775,5

9012,9

-7,8

Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи

15983,2

8496,3

-46,8

Насосы воздушные или вакуумные, компрессоры и вентиляторы

2275,4

6979,7

Рост
в 3,1 раза

Изделия из алюминия прочие

5062,1

6968,7

+37,7

Прокат плоский из легированной стали, шириной менее 600 мм

3591,9

6363,0

+77,1

В 2021 году оборот услуг со Швейцарией составил 375,2 млн. долларов (128,4% к 2020 году), экспорт услуг – 189,1 млн. долларов (100,5%), импорт услуг – 186 млн. долларов (179,1%). Сальдо сложилось положительное в размере 3,1 млн. долларов.

Основу экспорта в 2021 году составили транспортные услуги (47,8%), компьютерные, телекоммуникационные и информационные услуги (27,3%), прочие деловые услуги (20,2%). Объем экспорта в Швейцарию белорусских IT-услуг (51,6 млн. долларов) превысил общий объем экспорта товаров.

Особое значение для обеспечения роста экспорта белорусских услуг в Швейцарию имеет подписанное в феврале 2014 г. в г. Женеве межправительственное соглашение о международных грузоперевозках на безразрешительной основе.

Швейцария входит в десятку ведущих стран-инвесторов в Беларусь по показателю прямых иностранных инвестиций на чистой основе.

В 2020 году из Швейцарии привлечено инвестиций на сумму 84,8 млн. долларов (111% к 2019 году), в т.ч. прямых – 77,4 млн. долларов (116,7%), прямых на чистой основе – 31,2 млн. долларов (181,1%).

В 2021 году привлечено инвестиций на сумму 94,8 млн. долларов (111,8% к 2020 году), в т.ч. прямых – 89 млн. долларов (115,1%), прямых на чистой основе – 31,9 млн. долларов (102,3%).

Объем инвестиций из Беларуси в Швейцарию составил в 2021 году 63,9 млн. долларов (рост в 2,8 раза к 2020 году), в т.ч. прямых – 30,1 млн. долларов (131,1% к 2020 году).

Важными инструментами развития двусторонних торгово-экономических отношений являются Белорусско-Швейцарский совместный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству и Белорусско-Швейцарский деловой совет.

Действующие ограничения для сотрудничества со Швейцарией

16 марта 2022 г. Федеральный совет Швейцарии принял новую редакцию постановления «О мерах в отношении Беларуси». Тем самым Швейцария в полном объеме присоединилась к рестриктивным мерам ЕС против Беларуси от 2 и 9 марта 2022 г.

Запрещены поставки в Беларусь всех товаров двойного назначения, независимо от цели конечного использования или конечного пользователя. Кроме того, запрещен вывоз товаров, которые могли бы способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию сектора обороны и безопасности. Запрещено оказание технической помощи, посредничество или предоставление средств в связи с этими товарами.

Расширены запреты на экспорт продукции из Беларуси – в перечень запрещенных товаров входят нефть и нефтепродукты, продукты хлорида калия, изделия из древесины, цементная продукция, черные металлы и изделия из них, продукция из резины.

Запрещается предоставлять государственное финансирование или финансовую помощь для целей торговли с Беларусью или инвестиций в Беларуси. Другие финансовые меры касаются ценных бумаг, кредитов и депозитов. Операции с белорусским Национальным банком больше не разрешены. ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Банк Дабрабыт» исключены из международной платежной системы «SWIFT».

Полная информация о санкционных мерах Швейцарии на немецком, французском и итальянском языках содержится на сайте Государственного секретариата экономики.

Перспективные позиции экспорта

В число наиболее перспективных товарных позиций белорусского экспорта в Швейцарию, без учета действующих санкционных ограничений, можно включить следующие позиции:

  • углеродные волокнистые материалы (код ТН ВЭД 6815);
  • плиты древесно-волокнистые (4411);
  • изделия столярные строительные (4418);
  • древесина топливная (4401);
  • тара из древесины (4415);
  • мебель для сидения и ее части (9401);
  • сборные строительные конструкции (9406);
  • дикорастущие грибы и ягоды (0709, 0811);
  • гвозди, кнопки, скобы из черных металлов (7317);
  • винты, болты, гайки, заклепки из черных металлов (7318);
  • прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие (7214);
  • прутки и профили алюминиевые (7604);
  • калийные удобрения (3104);
  • масло рапсовое (1514);
  • аппаратура рентгеновская (9022);
  • прицепы и полуприцепы (8716);
  • бинокли, монокуляры, прочие зрительные трубы и их арматура (9005);
  • печатные книги, брошюры (4901);
  • крепкие спиртные напитки (2208);
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (6302).

К содержанию

Конъюнктура рынка

Одной из проблем, с которыми сталкиваются поставщики при выходе на внутренний рынок Швейцарии, являются относительно высокие тарифные и нетарифные барьеры, в первую очередь, на сельскохозяйственную продукцию.

Доступ на швейцарский рынок затрудняет и высоко конкурентная среда. Для выхода на него необходимо обеспечить высокий уровень качества предлагаемой продукции и соответствие швейцарским стандартам и требованиям. При этом компании стран-членов ЕС, продукция которых не облагается пошлинами при ввозе в Швейцарию, обладают существенными конкурентными преимуществами перед отечественными экспортерами.

Для швейцарских компаний характерен изначально более высокий уровень доверия и готовность к взаимодействию с контрагентами, зарегистрированными и расположенными именно в Швейцарии. Доверие к деловым партнерам или предлагаемым товарам / услугам, как правило, оказывается важнее ценового фактора.

Важнейшим документом при таможенном оформлении является таможенная декларация, к которой должны быть приложены счет с указанием веса и сертификат происхождения товара, выданный экспортером. Сертификат происхождения необходим в случае применения льготного таможенного тарифа или реэкспорта товара.

При ввозе товаров на таможенную территорию Швейцарии взимаются таможенные пошлины, налоги и сборы. Актуальная информация о размере таможенных пошлин содержится на интернет-платформе TARES. Размер налога на импорт (Einfuhrsteuer) совпадает с размером налога на добавленную стоимость, взимаемого в Швейцарии (7,7%, на продукты питания, безалкогольные напитки, лекарства, газеты и журналы – 2,5%). Кроме того, на некоторые группы товаров могут взиматься дополнительные сборы, например, на алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, продукты нефтепереработки, природный газ, уголь и др. – дополнительная информация, включая ставки сборов, содержится на интернет-сайте Федерального ведомства таможен и безопасности границ.

Решением Федерального совета Швейцарской Конфедерации от 1 апреля 2007 г. Республика Беларусь включена в группу стран, пользующихся льготами Генеральной системы преференций (Generalized scheme of preferences), поэтому ввоз товаров белорусского происхождения на таможенную территорию Швейцарии осуществляется по сниженным пошлинам или вообще беспошлинно.

Таможенное оформление в значительной степени автоматизировано и осуществляется с помощью программ «e-dec Import» и «NCTS (New Computerized Transit System) Ausfuhr». Информацию о процедурах таможенной очистки, консультации по вопросам оформления сертификата происхождения, реэкспорта или уплаты НДС при ввозе предоставляет Федеральное ведомство таможен и безопасности границ. Полезным информационным ресурсом для экспортеров является также Global Trade Helpdesk.

Товары, временно ввозимые в Швейцарию, могут быть размещены на таможенных складах и не облагаются таможенными пошлинами и налогами. Товар имеет статус транзитного, пока он транспортируется от границы до таможенного склада. При последующем экспорте таможенная пошлина уплачивается в соответствии с тарифами страны-импортера. Товар в этом случае не должен подвергаться обработке. В противном случае товар облагается таможенной пошлиной в установленном размере.

В целях защиты внутреннего рынка Швейцария применяет нетарифные меры регулирования ввоза товаров. Импортные лицензии (Generaleinfuhrbewilligung) используются, как правило, для учета и контроля цен на такие товары, как мясо, вино, сахар, кофе, рис, растительные масла, средства защиты растений. Лицензируется и ввоз удобрений, оружия, взрывчатых и наркотических веществ. Лицензии выдаются только швейцарским импортерам. В качестве инструмента ограничения импорта используются также квоты.

Дополнительная информация о категориях товаров, ввоз которых в Швейцарию ограничен и запрещен, содержится на интернет-сайте Федерального ведомства таможен и безопасности границ в разделе «Запреты, ограничения и условия».

Сельскохозяйственные и продовольственные товары являются наиболее защищенными в Швейцарии. По этим товарным группам средняя ставка импортного тарифа в пересчете на адвалорные ставки равняется 27-30%. При ввозе овощей и фруктов применяется так называемая система «трех фаз», используемая для ступенчатого регулирования импорта этой продукции в зависимости от сезонного предложения на внутреннем рынке аналогичной продукции местных производителей. По ряду товаров (в частности, некоторые сорта мяса) применяется система разрешения импорта в пропорции к реализации отечественной продукции (количественные ограничения не устанавливаются, но импортер обязуется закупить такой же объем соответствующей швейцарской продукции).

Одним из рычагов, регулирующих поступление продовольствия на внутренний рынок Швейцарии, является правовое обеспечение вопросов, касающихся безопасности и контроля качества продовольственных товаров. Законодательную базу по данной тематике составляют свыше 300 законов, постановлений, предписаний и нормативов. Основополагающими являются Федеральный закон «Об импорте сельскохозяйственных продуктов» от 15 декабря 2017 г. (Bundesgesetz über die Einfuhr von Erzeugnissen aus Landwirtschaftsprodukten) и федеральный закон «О продовольствии и предметах потребления» от 20 июня 2014 г. (Bundesgesetz über Lebensmittel und Gebrauchsgegenstände).

В 2005 году по результатам общенационального референдума в Швейцарской Конфедерации был введен пятилетний мораторий на использование в сельском хозяйстве генетически модифицированных растений и запрет на импорт генетически модифицированных продуктов. Этот мораторий продлен и действует в настоящее время.

Сертификация в соответствии со швейцарскими стандартами применяется из соображений безопасности, охраны здоровья, защиты окружающей среды, соблюдения международных соглашений Швейцарии. Нормативно-правовым документом, определяющим доступ на швейцарский рынок в соответствии с нормами технического регламента, является федеральный закон от 6 октября 1995 г. «О технических торговых барьерах» (Bundesgesetz über die technischen Handelshemmnisse). Без получения сертификата в импорте товара на швейцарский рынок будет отказано. Процедура сертификации применяется в основном в отношении ввоза химически и биологически активных препаратов, лекарственных и косметических средств, электроприборов, машиностроительной продукции, климатических систем и отопительных установок.

Валютное регулирование

Швейцарский франк является одной из самых устойчивых валют в мире, что служит для инвесторов решающим фактором в определении места размещения своих активов. Его высокий обменный курс во многом обусловливает повышенный уровень цен на внутреннем рынке (превышает средний уровень цен по ЕС на 60%).

В Швейцарии отсутствуют ограничения, связанные с движением валютных средств. Однако, согласно постановлению «О контроле трансграничного движения наличной валюты» от 11 февраля 2009 г. (Verordnung über die Kontrolle des grenzüberschreitenden Barmittelverkehrs), ввоз и вывоз наличной валюты (а также акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг) подлежит обязательному декларированию, если сумма превышает 10 тыс. шв. франков.

Поскольку Швейцария окружена странами еврозоны, а ЕС является ее главным торговым партнером, евро играет важную роль в экономике Швейцарии. Как правило, наличные евро принимаются к оплате в торговых заведениях, при этом сдача выдается в шв. франках.

К содержанию

Ведение коммерческой деятельности

Корпоративное законодательство включает следующие основные документы:

Необходимым условием для начала иностранным гражданином предпринимательской деятельности в Швейцарии является наличие у него одной из категорий вида на жительство и разрешения на работу на территории страны. Такое разрешение выдается по запросу иностранного гражданина (либо по запросу его работодателя в Швейцарии) властями кантона после одобрения Государственного секретариата по миграции.

Другим условием при создании предприятия с иностранным участием в форме акционерного общества (Aktiengesellschaft) и общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung) является назначение как минимум одного директора или менеджера с правом подписи, который должен проживать в Швейцарии.

Швейцарские компании могут быть зарегистрированы для торговой или инвестиционной холдинговой деятельности, управленческих и консалтинговых услуг, финансовой и другой деятельности, не запрещенной законодательством Швейцарии. Цели деятельности компании отражаются в меморандуме (учредительном договоре).

Существуют следующие основные формы коммерческой деятельности:

Состоит из одного физического лица и является простейшей правовой формой предпринимательской деятельности. Если ежегодный оборот такого предприятия составляет менее 100 тысяч франков, то при его регистрации не требуется внесения в торговый реестр.

Видоизмененная форма индивидуального предприятия, объединяющая двух и более физических лиц. Общим для обеих правовых форм является то, что процедура их учреждения не формализована (отсутствует специальный учредительный акт). Кроме того, отсутствуют требования по наличию минимального уставного капитала. В отношении таких предприятий законом предусматривается личная и неограниченная имущественная ответственность.

Это общество, объединяющее двух или более физических лиц, создаваемое с целью осуществления коммерческой деятельности. Учредители полного товарищества несут полную солидарную ответственность личным имуществом по обязательствам общества. Создание общества происходит в произвольной форме и не требует минимального уставного капитала. Общество не обязано предоставлять финансовую отчетность, заверенную аудиторами. При этом необходимо внесение записи в торговый реестр и ведение бухгалтерской отчетности. В отличие от простого общества, уставные доли могут перераспределяться между учредителями. По меньшей мере, один назначенный директор должен быть гражданином Швейцарии.

Юридическое лицо, состоящее из одного или более физических или юридических лиц. Ответственность такой компании ограничивается размером ее уставного капитала, который не может быть меньше 20 тысяч шв. франков. Эта форма ведения коммерческой деятельности наиболее подходит для малого и среднего бизнеса, так как административные затраты на содержание компании с ограниченной ответственностью значительно ниже по сравнению с акционерным обществом.

Образуется, как правило, несколькими физическими или юридическими лицами, которые несут ответственность исключительно в рамках имущества компании, включая еще не внесенные доли уставного капитала. Минимальный уставный капитал акционерного общества – 100 тысяч шв. франков, из которых 50 тысяч должны быть выплачены на момент регистрации общества в качестве юридического лица. Компания обязана ежегодно сдавать финансовую отчетность, проверенную аудитором, и вести бухгалтерский учет. Требуется назначение как минимум одного директора, который должен быть гражданином Швейцарии или проживать там.

Акционерное общество является наиболее широко распространенной формой бизнеса в Швейцарии. Иностранные компании предпочитают ее при регистрации своих филиалов или дочерних предприятий.

Процедура открытия предприятия в Швейцарии относительно менее сложная в сравнении с другими экономически развитыми европейскими странами, например, Великобританией, Германией, Францией или Италией. Наиболее подходящими для этих целей регистрационными формами являются акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

В соответствии со швейцарским законодательством, при создании в стране иностранными гражданами и компаниями предприятий различных форм собственности как общее правило применяется уведомительный порядок их регистрации и учреждения. Вместе с тем из этого правила есть целый ряд исключений. Прежде всего, существует ряд отраслей государственной монополии, в которых в принципе не предусматривается создание частных предприятий – как иностранных, так и национальных. Это железнодорожный транспорт, почта, а также распределение энергии.

В ряде секторов сферы услуг действует разрешительный порядок регистрации предприятий, независимо от их национальной принадлежности или доли иностранного участия. Это банковское дело, страхование, деятельность на рынке ценных бумаг, гостиничное дело, содержание ресторанов, медицинская и ветеринарная практика, торговля медицинскими препаратами, юридическая практика, услуги связи и др.

Помимо учреждения компании, иностранное юридическое лицо может открыть швейцарский филиал. Филиалом считается направленное на извлечение экономической выгоды отделение фирмы, которое может самостоятельно заключать договоры, сделки, выступать в суде по месту ведения хозяйственной деятельности в качестве истца или ответчика.

С точки зрения допуска к осуществлению деятельности, регистрации, налогообложения и отчетности филиал рассматривается как швейцарская фирма. Для учреждения филиала иностранной фирмы в Швейцарии требуется уполномоченный представитель, проживающий на ее территории. К числу преимуществ открытия филиала можно отнести:

Возможные недостатки открытия филиала:

  • солидарная ответственность головного предприятия за действия филиала;
  • как правило, необходимость ведения отдельной бухгалтерии.

К содержанию

Налогообложение

Общую информацию о налоговой системе Швейцарии можно получить на сайте Федерального налогового управления Швейцарской Конфедерации (Eidgenössische Steuerverwaltung, ESTV).

Швейцария отличается привлекательной и конкурентоспособной в сравнении с другими промышленными странами системой налогообложения как для корпоративных налогоплательщиков, так и для физических лиц.

В Швейцарии существует трехуровневая налоговая система: федеральный, кантональный и муниципальный уровни. Имеются значительные различия между кантонами и общинами в части налоговой нагрузки.

Основные налоги: налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость.

Компании-резиденты облагаются налогом на их мировой доход, за исключением дохода, полученного от иностранных отделений и иностранного недвижимого имущества, которое освобождено от налогов.

Иностранные компании уплачивают налоги в Швейцарии лишь в том случае, если они имеют доли в коммерческих предприятиях в Швейцарии или владеют производственными площадками либо недвижимостью в Швейцарии, при этом к доходам от недвижимого имущества относится также прибыль от продажи недвижимости.

Федеральный налог с прибыли взимается по пропорциональной ставке и составляет 8,5%. Кантоны и общины применяют свои налоги, введенные и действующие на их территории. Ставки кантональных налогов являются прогрессивными и составляют в среднем от 11,2% до 34,2%. Кроме этого, взимается налог на акционерный капитал с компании на уровне кантонов.

Для новых инвестиционных проектов, отвечающих определенным требованиям, налоговые льготы на срок до 10 лет могут быть предоставлены на кантональном и муниципальном уровнях, а в некоторых регионах и на федеральном уровне. В большинстве кантонов предусмотрена возможность предоставления частичных или полных льгот по уплате кантональных/муниципальных налогов на срок максимум до десяти лет, причем размер и порядок предоставления таких льгот зависят от каждого конкретного случая.

Физические лица облагаются налогами на федеральном и кантональном/муниципальном уровнях, если они имеют постоянное или временное место жительства в Швейцарии. Под временным проживанием (пребыванием) понимается пребывание физического лица в Швейцарии в течение а) не менее 30 дней с целью осуществления трудовой деятельности или б) не менее 90 дней без осуществления трудовой деятельности.

Налог на добавленную стоимость является в Швейцарии косвенным налогом, уплачивается только на федеральном уровне с большинства товаров и услуг и применяется на каждом этапе производства и цепочки поставок. Стандартная налоговая ставка с 1 января 2018 г. составляет 7,7 %. Услуги в сфере гостиничного бизнеса облагаются НДС по пониженной ставке 3,7%. Определенные виды товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных жизненных потребностей (водоснабжение, продукты питания и безалкогольные напитки, скот, птица, рыба, зерновые культуры и семена, корма, удобрения, медикаменты, книги и газеты и др.) облагаются НДС по пониженной ставке 2,5%.

Швейцария подписала соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами мира, в том числе с Республикой Беларусь.

К содержанию

Поиск потенциальных партнеров в Швейцарии

Поиск информации о потенциальных импортерах различных видов продукции в Швейцарии может осуществляться бесплатно через специализированную поисковую систему https://www.wlw.ch. Возможен поиск по конкретным товарам или услугам, а также по предприятиям, предлагающим соответствующие товары или услуги.

Популярным интернет-ресурсом, предоставляющим в т.ч. возможность проверки деловой репутации интересующих швейцарских компаний, является https://www.moneyhouse.ch. Стоимость одного запроса – 19 шв. франков, возможна долгосрочная подписка.

Интернет-ресурсы внешнеторговой информации Швейцарии

  • углеродные волокнистые материалы (код ТН ВЭД 6815);
  • плиты древесно-волокнистые (4411);
  • изделия столярные строительные (4418);
  • древесина топливная (4401);
  • тара из древесины (4415);
  • мебель для сидения и ее части (9401);
  • сборные строительные конструкции (9406);
  • дикорастущие грибы и ягоды (0709, 0811);
  • гвозди, кнопки, скобы из черных металлов (7317);
  • винты, болты, гайки, заклепки из черных металлов (7318);
  • прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие (7214);
  • прутки и профили алюминиевые (7604);
  • калийные удобрения (3104);
  • масло рапсовое (1514);
  • аппаратура рентгеновская (9022);
  • прицепы и полуприцепы (8716);
  • бинокли, монокуляры, прочие зрительные трубы и их арматура (9005);
  • печатные книги, брошюры (4901);
  • крепкие спиртные напитки (2208);
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (6302).
  • Швейцарский кодекс обязательств (Schweizerisches Obligationenrecht);
  • Швейцарский федеральный закон о взимании долгов и банкротстве (Bundesgesetz über Schuldbetreibung und Konkurs);
  • Федеральный закон о прямом налогообложении (Bundesgesetz über die direkte Bundessteuer);
  • Швейцарский федеральный закон о банках и сберегательных кассах (Bundesgesetz über die Banken und Sparkassen);
  • Федеральный закон о коллективных капиталовложениях (Bundesgesetz über die kollektiven Kapitalanlagen);
  • Федеральный закон о частном международном праве (Bundesgesetz über das internationale Privatrecht).
  • индивидуальное предприятие (Einzelunternehmen);
  • простое товарищество (einfache Gesellschaft);
  • полное товарищество (Kollektivgesellschaft);
  • общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung);
  • акционерное общество (Aktiengesellschaft);
  • отсутствие требования по внесению минимального начального капитала;
  • отсутствие 35% налога на источник при перечислении средств головному предприятию;
  • низкую стоимость регистрации в торговом реестре предприятий;
  • освобождение от налогообложения полученной в Швейцарии прибыли в стране нахождения головного предприятия, согласно действующим договорам об избежании двойного налогообложения, и, как правило, с учетом прогрессивной шкалы налогообложения.
  • солидарная ответственность головного предприятия за действия филиала;
  • как правило, необходимость ведения отдельной бухгалтерии.
  • www.admin.ch – сайт правительства Швейцарской Конфедерации; содержит сведения об основных государственных структурах, в т.ч. занимающихся вопросами экономики, финансов и сопутствующей проблематикой (таможенные вопросы, налоги и т.д.);
  • www.seco.admin.ch – сайт Государственного секретариата экономики Швейцарии; содержит разнообразную информацию об экономической политике государства, конъюнктуре рынка, тенденциях развития швейцарской экономики;
  • www.snb.ch – сайт Швейцарского национального банка, дает открытый доступ к обзорной информации о монетарной политике государства, курсах валют и т.д.;
  • https://www.gate.ezv.admin.ch/swissimpex – база данных таможенной статистики о внешней торговле Швейцарии;
  • https://www.simap.ch – официальный интернет-ресурс с информацией о государственных закупках в Швейцарии;
  • https://xtares.admin.ch – официальный интернет-ресурс с информацией о таможенных тарифах;
  • www.search.ch – поисковый сайт, в котором можно по названию найти интересующую компанию и получить минимальные сведения о ней;
  • www.zefix.admin.ch – сайт дает возможность получить информацию о компании, зарегистрированной в любом кантоне Швейцарии;
  • www.swissfirms.ch – сайт дает возможность получить информацию о компаниях, зарегистрированных на территории Швейцарии, их месте нахождения, контактных телефонах, среднем руководящем звене;
  • www.economiesuisse.ch – сайт крупнейшей бизнес-ассоциации Швейцарии, содержит обзор информации о новостях экономики;
  • www.s-ge.com – сайт Швейцарского агентства по содействию торговле и инвестициям «Switzerland Global Enterprise»; содержит качественную актуальную информацию об экономике Швейцарии, ее экспортном потенциале, условиях ведения бизнеса в стране;
  • https://jointchambers.ch – сайт Объединенной торгово-промышленной палаты Швейцария-СНГ (JCC); содержит информацию по различным аспектам двустороннего сотрудничества Швейцарии со странами СНГ и оказанию консультативных услуг;
  • https://www.swissmem.ch – сайт швейцарского Союза предприятий машиностроительной, электротехнической и металлургической отрасли «Swissmem»;
  • https://merkandi.ch – электронная площадка оптовой торговли;
  • https://www.ricardo.ch, https://www.digitec.ch, https://www.galaxus.ch – наиболее популярные электронные торговые площадки Швейцарии.

К содержанию 

              

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Швейцарской Конфедерации, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Швейцарии и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводител