Таджикистан

Герб: герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звезд над ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамленного венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена раскрытая книга на подставке. 

В цветном изображении Государственного Герба Республики Таджикистан корона, солнце, горы, колосья, книга и подставка золотые; стебли и листья хлопчатника зеленые, полосы на лентах красная, белая и зеленая; обложка книги красная.

Флаг: отношение общей ширины флага к его длине 1:2. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней полосы красного цвета и равной ей по ширине нижней полосы зеленого цвета, средней белой полосы, составляющей полторы ширины плотных полос.

На белой полосе на расстоянии половины длины полотнища от древка изображена золотом стилизованная корона и полукруг из семи звезд над ней. Корона и звезда вписываются в прямоугольник, стороны которого по вертикали составляют 0,8, а по горизонтали 1,0 ширины белой полосы. Пятиконечные звезды вписываются в окружность диаметром 0,15 и располагаются по дуге радиус 0,5 ширины белой полосы.

Одна из трактовок цветов флага гласит: «Зеленая полоска — это долины, их в республике очень мало — 7% территории. Остальную территорию занимают горы. Белая полоса — это цвет главного богатства республики — хлопка, а также цвет снега и льда в высоких горах. Красный цвет — это цвет единения республики и братства с другими народами мира».

  • Гимн: «Суруди миллии» является одним из главных официальных государственных символов Республики Таджикистан, наряду с государственным флагом и гербом.
  • Государственный язык: таджикский. В соответствии с Законом РТ «О языке» русский язык является языком межнационального общения.
  • Географическое положение: Республика Таджикистан расположена на юго-востоке Центральной Азии. Территория. Границы. Государственная граница — протяженность — 700 километров с запада на восток, 350 километров с севера на юг. На западе и на севере с республиками Узбекистан (1 332,9 км) и Кыргызстан (примерно 987 км); на юге — с Афганистаном (1 344,15 км); на востоке — с Китаем (494,95 км). Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC +5 (+2 часа к белорусскому времени), перевод часов на летнее время не применяется. Территория: 143 100 кв. км. 
  • Администативно-территориальное деление: Административно-территориальное деление определяется Конституционным Законом РТ от 4 ноября 1995 г. № 101 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан». К административно-территориальным единицам Республики Таджикистан относятся Горно-Бадахшанская автономная область, области, города, районы, посёлки и сёла, в которых созданы местные органы государственной власти и самоуправления посёлков и сёл. Для каждой административно-территориальной единицы в целях определения пределов полномочий местных органов государственной власти и самоуправления посёлков и сёл устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы. В настоящее время Республика Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, 17 городов, 62 районов (включая 13 районов республиканского подчинения), 55 поселков и 368 сельских джамоатов. Районы подразделяются на сельские и городские, которые могут находиться в республиканском, областном либо городском подчинении. Населенные пункты Республики Таджикистан подразделяются на городские и сельские поселения. К городским поселениям относятся города и поселки, а к сельским — села, независимо от их административной подчиненности. Города могут быть республиканского, областного и районного значения.
  • Столица: Душанбе.
  • Государственное устройство: Таджикистан — президентская республика. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент — Высшее Собрание Таджикистана. Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства).
  • Население: 8 481 855 человек (2015 г.).
  • Национальная валюта: сомони.
  • ВВП: 7 853 миллионов долларов США (2015 г.).
  • Часовой пояс: GMT +5.
  • Телефонный код: +992.
Государственные праздники:
  • 1 января — Новый год;
  • 8 марта — День матери;
  • 21 — 24 марта — Международный праздник Навруз;
  • 1 мая — День международной солидарности трудящихся;
  • 9 мая — День Победы;
  • 27 июня — День народного единства;
  • 9 сентября — День Независимости;
  • 6 ноября — День Конституции;
  • один день ежегодно по совпадению — Рамазан;
  • один день ежегодно по совпадению — Курбан.
 

Общая характеристика

Природные условия и ресурсы 

Таджикистан — горная страна. Горы, занимающие 93% площади, относятся к системам Памира, Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая. Восточную половину Таджикистана занимает высокогорная система Памира с высочайшими пиками И. Сомони (7 495 м) и Абуали ибн Сина (7 134 м).

Общая протяженность 947 рек превышает 28 500 км. На их долю приходится более 60% гидроресурсов Среднеазиатского региона. В Таджикистане насчитывается более тысячи горных ледников. Крупнейший из них — горно-долинный ледник Федченко длиной 70 км. Большинство озер расположено на Памире и в Гиссаро-Алае. Крупнейшее из них Каракуль (на высоте около 4000 м), значительны по размерам озера Сарезское, Яшилькуль и Искандеркуль. Имеются также крупные искусственные водохранилища, например Кайраккумское на Сырдарье, и оросительные каналы.

Климат Таджикистана резко континентальный, сухой, со значительными колебаниями температуры и осадков в зависимости от абсолютной высоты местности. В низкогорной юго-западной части страны средняя температура января +2 °С, а июля +30 °С. С октября по май в горах бывают жестокие бураны (температура может понижаться до -45 °С.

Примерно четверть территории страны занята сероземами, на которых выращивается большинство наиболее важных культур. Земли, на которых сведены леса, заняты коричневыми почвами и используются под зерновые культуры и для овощеводства. Для Памира характерны непродуктивные каменистые и засоленные почвы.

В долинах распространена в основном травянистая и кустарниковая растительность. Предгорья заняты пустынями и сухими степями, которые выше сменяются арчевниками, зарослями фисташки (на юге) и разреженными (парковыми) орехоплодными лесами. К долинам рек приурочена тугайная растительность (тополь, клен, ясень, береза и ива). Еще более высокие ярусы гор занимают субальпийские высокотравные и альпийские низкотравные остепненные луга. В восточной части Памира встречаются участки, лишенные растительности, высокогорные пустыни. Богат и разнообразен животный мир. В Таджикистане обитает более 80 видов млекопитающих, свыше 365 видов птиц, 49 видов рептилий, около 40 видов рыб, более 10 тысяч видов насекомых. Из хищников встречаются снежные барсы, рыси, медведи, волки, лисицы, куницы, а также олени и архары.

В настоящее время действуют 4 заповедника («Тигровая балка», «Ромит», «Дашти Джум», «Зоркул»), 13 заказников, национальный парк. Общая площадь охраняемых территорий составляет 21% от территории республики.

Весьма богаты недра Таджикистана. В настоящее время разведано более 400 месторождений и эксплуатируются около 100 месторождений, на которых добываются до 40 видов минерального сырья, как топливные, так и рудные (около 10) и нерудные (около 90) ископаемые.

По запасам угля Таджикистан занимает ведущее место в Центральной Азии. Общие геологические запасы составляют около 4,0 миллиардов тонн. 80% угля относится к коксующимся. На территории республики выявлены много месторождений полихимических, редких и благородных металлов: цинк, свинец, висмут, молибден, вольфрам, золото, серебро, сурьма, ртуть, плавиковые шпаты, а также газ и нефть.

Население

По данным Агентства статистики при Президенте Республики Таджикистан от 2014 г., население республики составляет 8,352 миллионов человек. Наблюдается прирост населения (в 1991 г. — 5,506 миллионов, в 2000 г. насчитывалось 6,264 миллионов, в 2007 г. — 7,097 миллионов, в 2013 г. — 8,161 миллионов). Основной фактор роста населения — высокий естественный прирос. Даже несмотря на потери во время войны, снижение рождаемости и массовую эмиграцию, население между 1989 — 2000 гг. выросло на 120,3%. Повлиял фактор молодой возрастной структуры: средний возраст (по медиане) — 19,5, дети до 14 лет — 39%.

Большая доля населения приходится на Хатлонскую область (2,971 миллионов человек). Вторая по численности — Согдийская область (2,455 миллионов человек). В районах республиканского подчинения живет 1,922 миллиона человек В ГБАО только 214,3тысяч человек. В г. Душанбе насчитывается 1,922 миллиона жителей.

На 2014 г. доля городского населения составляла 26,5% (2,215 миллиона человек), доля сельского — 73,5% (6,136 миллионов человек).

В структуре населения до сих пор преобладает молодое население. В общей численности населения доля людей в возрасте моложе трудоспособного — 33,8%, в трудоспособном возрасте — 60,4%, старше трудоспособного — 5,8%.

Этнический состав населения приобрел более однородный характер после гражданской войны. Таджики, согласно переписи 2000 г., составляют 80,0%, узбеки — 15,3%, русские — 1,1%, киргизы — 1%, туркмены — 0,3%, татары — 0,3%, на остальные этнические группы приходится 2%. Согласно переписи 1989 г., таджики составляли 62,3% (в 1970 г. — 56,2%), на долю узбеков приходилось 23,5%, русских — 7,6% (в 1970 г. — 11,9%), татар — 1,5%, киргиз — 1,2%. Остальное население (3,9%) состояло (в убывающем порядке) из украинцев, немцев, туркмен, корейцев, евреев, белорусов, крымских татар, армян, цыган и т. д.

Основная масса населения (свыше 90%) исповедует ислам суннитского толка. Народы Бадахшана относятся к исмаилитам (более 3%).

Правовая система и законодательство

Правовую систему Республики Таджикистан составляют: Конституция Республики Таджикистан, Конституционные законы, законы, кодексы, постановления Маджлиси Оли, указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов, ведомств республики, местных органов государственной власти: Горно-Бадахшанской Автономной области, областей, городов и районов, а также органов самоуправления на селе, отвечающие требованиям Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах». К нормативно-правовым актам Республики Таджикистан также относятся международно-правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

Действующая Конституция (до нее были конституции Таджикской ССР 1931, 1937, 1978 гг.) принята на всенародном референдуме 6 ноября 1994 г. В соответствии с Общим соглашением 1997 г. она была существенно изменена всенародным референдумом 26 сентября 1999 г.: создан двухпалатный профессиональный парламент, увеличен срок президентских полномочий с 4 до 7 лет.

Согласно Конституции 1994 г. Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ст. 1). Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 9). По форме правления Таджикистан — президентская республика.

Высшим представительным и законодательным органом Таджикистана является парламент — Maджлиси Оли, который избирается сроком на 5 лет. Он состоит из 2 палат: Maджлиси милли (верхняя) и Maджлиси намояндагон (нижняя). Maджлиси намояндагон избирается на основе прямых выборов при тайном голосовании и действует на постоянной и профессиональной основе.

3/4 членов Maджлиси милли избираются косвенным путем при тайном голосовании на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). Четвертая часть членов Maджлиси милли назначается Президентом Таджикистана. Член Maджлиси милли не может быть депутатом более чем 2 представительных органов. Член Maджлиси намояндагон не может быть депутатом другого представительного органа, занимать иную должность и заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной и творческой.

Законы принимаются Maджлиси намояндагон большинством голосов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Таджикистана; затем они (за исключением закона о государственном бюджете) представляются в Maджлиси милли для одобрения. В случае, если нижняя палата не согласна с решением верхней, закон считается принятым, если при повторном рассмотрении за него проголосуют не менее 2/3 от общего числа депутатов Maджлиси намояндагон. Конституционные законы принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов нижней палаты и одобряются не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов Maджлиси милли.

Главой государства, а также главой исполнительной власти (Правительства) является Президент Таджикистана. Он избирается путем прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более одного срока подряд, за исключением Лидера нации (полное наименование титула — «Основатель мира и национального единства — Лидер нации»)

Правительство Таджикистана подчиняется Президенту и не ответственно перед парламентом. Оно состоит из Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Местная власть в Таджикистане высокоцентрализована. Органы местной представительной власти — это маджлисы народных депутатов, руководимые председателями. Исполнительная власть на местах осуществляется представителями Президента Таджикистана, который назначает и освобождает председателей всех уровней местной власти.

Внешняя политика

Концепция внешней политики Республики Таджикистан утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 27 января 2015 г. № 33. Общий курс Таджикистана в международных отношениях основан на содействии региональной безопасности для обеспечения независимости Таджикистана, желании защиты отечественных и иностранных инвестиций.

Документ состоит из четырех глав: «Общие положения», «Таджикистан в системе международных отношений», «Внешнеполитические приоритеты Таджикистана», «Разработка и реализация внешней политики Таджикистана».

Внешняя политика Таджикистана определена как независимая многовекторная внешняя политика, которая основывается на безоговорочном уважении международного права и реализуется на объективной и прагматичной основе.

Внешняя политика Республики Таджикистан является политикой «открытых дверей», миролюбивой и бескорыстной и при ее осуществлении Таджикистан готов развивать отношения дружбы и признание обоюдных интересов на основе взаимного уважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества со всеми ближними и дальними странами.

Энергетика

Таджикистан обладает огромными запасами гидроэнергетических ресурсов, которые оцениваются в 527 миллиардов кВт.ч. в год. В техническом плане гидроэнергетические ресурсы Таджикистана имеют хорошие перспективы для развития и состоят из 317 миллиардов кВт.ч в год, из которых до настоящего времени использованы только 4 — 5%. Гидроэнергопотенциал Таджикистана в три раза выше текущего потребления электроэнергии по всей Центральной Азии. При эффективном использовании этих ресурсов, регион может быть обеспечен недорогой и экологически чистой энергией. Основной гидроэнергетический потенциал сосредоточен в бассейнах рек Вахш, Пяндж, Аму-Дарья, Сыр-Дарья и Зеравшан.

Мощность энергосистемы Таджикистана составляет 5 190 МВт, причем на долю гидроэлектростанций приходится 93,9% всей установленной мощности. На долю тепловых станций — 318 МВт, то есть всего около 6,1%. Среднегодовая выработка электроэнергии в таджикской энергосистеме, состоящей в основном из гидроэлектростанций, составляет 16,5 миллиардов кВт.ч. Следует отметить, что более 98% электроэнергии, вырабатываемой в Таджикистане, получают на гидроэлектростанциях, в том числе, 97% на крупных и средних.

Кроме гидроэнергетических ресурсов Таджикистан располагает значительными запасами угля, запасы которого оцениваются в 4,5 миллиарда тонн.

Здравоохранение

Система здравоохранения Таджикистана развивалась на основе советской системы здравоохранения и с немногими структурными изменениями сохранилась и по сию пору. Система здравоохранения Таджикистана претерпевает ряд комплексных перемен, направленных на переход к новой системе здравоохранения, которая включает в себя иные механизмы управления, финансирования и функционирования. На данный момент государство остается основным финансирующим органом и поставщиком услуг здравоохранения в Таджикистане. Однако считается, что частные платежи за счет пациентов являются источником гораздо больших доходов, чем государственное финансирование.

Министерство здравоохранения управляет службами здравоохранения на национальном уровне, в то время как местные власти (на областном и районном уровнях) руководят большей частью региональных областных и периферийных служб здравоохранения. Организация служб здравоохранения совпадает с административной структурой страны, службы организованы в соответствии с горизонтальными ярусами администрирования, а национальные программы администрируются по вертикальной схеме. Управление здравоохранением организовано в соответствии со следующими четырьмя уровнями администрации:

  • республиканский уровень: Министерство здравоохранения;
  • областной и городской уровни (г. Душанбе): управления здравоохранения в областях и при отделах исполнительной власти города Душанбе (хукуматы);
  • районный или городской уровень: центральные, районные или городские больницы, которые также выполняют функции районных или городских отделов здравоохранения;
  • уровень джамоатов (деревни): первичная служба здравоохранения на периферии.

В Таджикистане действует обязательная система финансирования здравоохранения, основанная на налогах, но, как было упомянуто выше, оплата услуг за счет пациентов стала основным источником доходов в системе здравоохранения. Международная помощь по развитию является третьим, самым важным источником финансирования здравоохранения.

В настоящее время Министерство здравоохранения приступило к разработке национальных счетов здравоохранения с целью оценки расходов здравоохранения во всех секторах и из всех источников финансирования. В соответствии с оценками национальных счетов здравоохранения за 2007 г., вклад пациентов составил примерно 72% общего объема расходов на здравоохранение, государственное финансирование — 18% и внешние доноры предоставили 10% (Schneider, 2009 г.). Картина была несколько иной на районном уровне, где пациенты оплатили около 27% общего числа расходов районов на здравоохранение в 2007 г. Это позволяет предположить, что значительная часть платежей за счет пациентов связана со стационарным лечением (включая лекарственные средства) на уровне области и в Душанбе, а не на базовые услуги первичной медицинской помощи, которая предоставляется на районном уровне (Schneider, 2009 г.).

Культура и искусство

Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность. На территории Таджикистана сохранились остатки поселений 6 — 5 вв. до н. э., глинобитных и сырцовых укреплений, найдены художественнее изделия из металла, камня, терракоты I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента обнаружили жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к периоду формирования феодализма (VII — VIII вв). Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана являются мавзолеи ХI — ХIV вв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф, памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе (ХV в).

Наличие мечетей — свидетельство исповедуемой религии — ислама. Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм. Однако все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм таджиками было выбрано первое направление.

Религия таджиков определила их стремление к познанию мира через науку, литературу.

Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое дорогое достояние, хранил свой язык, передавая из поколения к поколению. Во времена арабского ига завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покоренного народа — дари. Однако таджикам удалось вернуть ему былое великолепие. И на нем вновь зазвучали истинные шедевры таджикской классики: художественная литература, песни, научные трактаты и другая письменность.

Но кульминацией культурного развития таджикского народа стал период правления государства Саманидов (874 — 1005 гг. н.э.), особенно время правления Исмаила Сомони. В этот момент пышным цветом расцветает наука, литература, астрономия, математика, естествознание, философия. Исмаил Сомони, являясь образованнейшим человеком, создал в своем государстве благоприятные условия для культурного расцвета. Это время еще называют «Золотым веком таджикской цивилизации». При дворе Исмаила Сомони были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Двери дворца всегда были открыты для гостей, привозящих новости развития мировой культуры.

Имена таких самородков, как Ибн-Сино, Абу-Райхан Беруний, Ал-Хорезмий, Имом Термезий, Фараби, Рудакий, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории современных государств Таджикистана и Узбекистана. Таджики очень уважительно относятся к той эпохе, когда собственно и сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

В стране особенно среди женщин из коренного населения сохраняется ношение традиционной национальной одежды. Швеи и вышивальщицы различных регионов Таджикистана используют современные фабричные ткани и местные рукодельные вышивки для украшения дома и женской одежды. Мужчины в основном носят фабричную одежду европейского стиля. Некоторые мужчины носят верхнюю национальную одежду — джома (тадж. ҷома) и головные уборы — тюбетейки (тадж. тоқи).

Литература

Персидско-таджикская литература — поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874 — 1005 гг.). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзии. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени, как Рудаки, Абуали ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури, Дакики трудились при дворе Саманидов. Персы и таджики тогда были единым народом с общими корнями, поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.

В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объёму и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури, Омар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII в. В XIII в. появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу Кирмани, Камола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV в. — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая её.

Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах. С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887 — 1957 гг.), Садриддина Айни (1878 — 1954 гг.) и Пайрава Сулаймони (1890 — 1933 гг.) связано зарождение таджикской советской литературы, преодолевшей влияние националистических идей пантюркизма.

Октябрьская революция открыла новую страницу в истории таджикской литературы. История этой литературы открывается стихотворением «Марш свободы» (1918 г.), написанным Садриддином Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 1920-х гг: Пайрав Сулаймони (1899 — 1933 гг.), Мухаммеджан Рахими (1901 — 1968 гг.), Джалол Икрами (1909 — 1993 гг.), Сухайли Джавхари-заде (1900 — 1964 гг.), Мухиддин Амин-заде (1904 — 1966 гг.). Заметное место занимает в поэзии 1920-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887 — 1957 гг.), иммигрировавший в 1922 г. в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии.

Садриддин Айни одним из первых принял революцию, положив начало реалистической советской прозе на таджикском языке. 1930-е стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 1930-х годов таджикская литература пополнилась именами Мирзо Турсун-Заде (1911 — 1977 гг.), Абдусалома Дехоти (1911 — 1962 гг.), Рахима Джалила (1909 — 1989 гг.), Хакима Карима (1905 — 1942 гг.), Мирсаида Миршакара (1912 — 1993 гг.), Сатыма Улугзода (1911 — 1997 гг.) Мумин Каноат и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма. За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухиддин Амин-заде, Сухайли Джавхаризаде, Х. Юсуфи, Мирсаид Миршакар, Лютфи, Шанбе-заде, Тилло Пулади, М. Дийори, Мумин Каноат, Бозор Собир, Лоик Шерали и др.; прозаики Рахим Джалил, Джалол Икрами, Хаким Карим-заде, Бахром Фируз, Дододжон Раджаби и др.

Особенность советской таджикской литературы заключалась в том, что темы о преобразованиях в обществе, исторических вехах жизни таджикского народа после Октябрьской революции решались в стиле, напоминающем народные сказания или традиционной для Востока панегирической поэзии. Преобладающим жанром оставались поэтические сборники стихов и особенно поэмы. Включив советскую тематику в набор тем для поэтических импровизаций в персидском стиле, таджикские литераторы сохраняли национальную поэтическую традицию. В советский период литераторы Таджикистана Садриддин Айни, Мирзо Турсун-Заде и Мумин Каноат были лауреатами Государственной премии СССР в области литературы.

После распада Советского Союза в начале 1990-х гг. в Таджикистане происходит ряд преобразований, связанных с установлением независимости, сопровождающихся столкновениями противоборствующих группировок внутри страны. Дальнейшее развитие литературного процесса в Таджикистане находится на перепутье. Происходит возрождение национальной литературы времён досоветского периода в виде публикаций ранее запрещенной советской цензурой литературных произведений.

К содержанию

  • ВВП: 6,9 миллиардов долларов США;
  • ВВП на душу населения: 831 доллар США;
  • внешний долг: 2,2 миллиарда долларов США;
  • инфляция: 5,1%;
  • экспорт: 226,7 миллионов долларов США;
  • импорт: 1,8 миллиарда долларов США;
  • основные статьи экспорта: золото, алюминий, волокно хлопковое, пряжа хлопчатобумажная, руды и концентраты, кожа;
  • основные статьи импорта: нефть и нефтепродукты, пшеница и пшенично-ржаная смесь, газы нефтяные и углеводороды, искусственный корд.

Налоговая система

Согласно налоговому кодексу, принятому ещё в 1991 г., граждане Таджикистана обязаны выплачивать около семнадцати налогов в государственный бюджет. Из них четырнадцать имеют республиканское значение.

В 2016 г. налоговая система Таджикистана разделяется на два таких уровня, как:

  • Налоги общегосударственного значения;
  • Налоги по местности.

Общегосударственные налоги включают в себя:

  • подоходный. Взимается с физических лиц в размере от 10 до 30% от заработной платы;
  • на прибыль. Касается лишь юридических лиц, 30% от прибыли;
  • налог на добавленную стоимость — 30%;
  • акцизный. Его размер напрямую зависит от дифференцированных ставок;
  • социальный взнос. Сумма колеблется от 25 до 30%;
  • налог на землю;
  • налоговый взнос недропользователей;
  • налог на имущество, находящееся в собственности предприятия. Составляет 0,5%;
  • налог за пользование транспортным средством;
  • налоговый платёж с предпринимательской деятельности. Разделяется по виду продаваемого товара. Если предприниматель торгует тканями, он должен отдать в государственный бюджет 23%. Если товаром является алюминий, то сумма налога составляет 3%;
  • налог на пользование дорогами, предназначенными для транспортных средств;
  • налог малых предпринимательств;
  • пошлина в государственный бюджет. Размер платежа от 15 до 30%;
  • платеж на таможню.

Второй уровень включает такие налоги, как:

  • с розничной продажи. Максимальная сумма равна 5%;
  • на имущество, которое относится к категории недвижимое. Сумма до 1%;
  • на пассажирский транспорт, а точнее, на его содержание. Гражданам Таджикистана необходимо ежемесячно отдавать 2% от своей заработной платы.

Конъюктура рынка

В 2016 г. увеличился импорт в Республику Таджикистан изделий из камня, гипса и цемента — на 22,3% или на 18,7 миллионов долларов США, недрагоценных металлов и изделий из них — на 4,1% (на 13,8 миллионов долларов США), текстильных материалов и изделий из них — на 24,0% (на 13,7 миллионов долларов США), бумаги и картона и изделий из них — 33,2% (на 13,6 миллионов долларов США), химической продукции промышленности — на 2,9% (на 9,5 миллионов долларов США), резины и изделий из них — на 11,1% (на 9,1 миллионов долларов США), обуви и головных уборов — на 47,0% (на 5,4 миллионов долларов США).

Уменьшился импорт драгоценных и полудрагоценных камней и металлов на 93,1% или на 94,0 миллионов долларов США, минеральных продуктов — на 15,1% (на 86,3 миллионов долларов США), древесины и изделий из нее — на 36,2% (на 74,2 миллиона долларов США), продуктов растительного происхождения — на 16,9% (на 64,9 миллиона долларов США), машин и оборудования — на 10,5% (на 54,9 миллиона долларов США), готовых пищевых продуктов — на 21,6% (на 52,6 миллиона долларов США), транспортных средств — на 16,0% (на 35,7 миллионов долларов США), продуктов животного происхождения — на 28,2% (на 19,7 миллионов долларов США), жиров и масла животного и растительного происхождения — на 4,1% (на 3,9 миллиона долларов США) и др. Импорта природного газа в Республику Таджикистан в январе — декабре не было.

Общие положения по доступу на рынок

Процесс формирования национального рынка Таджикистана на основе внутренних ресурсов затруднен вследствие недостаточной диверсификации экономики республики. Упрочение тенденций к преобладанию ресурсовоспроизводящих отраслей действует против экономической интеграции Таджикистана со странами СНГ, в экономике многих из которых происходят аналогичные сдвиги, и усиливают его привязку к рынкам дальнего зарубежья.

Республика Таджикистан выступает за самые разнообразные формы сотрудничества в сфере торговли, в том числе и реализацию совместных проектов с участием других государств. В то же время усиливается процесс интеграции страны в рамках региональных и мировых торгово-экономических организаций и объединений.

Законом Республики Таджикистана № 822 от 3 сентября 1999 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления иностранными лицами, права, обязанности и ответственность государственных органов Таджикистана в области внешнеторговой деятельности. Отношения Республики Таджикистан с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров. В целях интеграции экономики Таджикистана в мировую экономику страна участвует в международных договорах о таможенных союзах, свободной торговле, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в соответствии с законами Республики Таджикистан. Внешнеторговая деятельность осуществляется путем применения таможено-тарифного и нетарифного регулирования. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений государственными органами Республики Таджикистан.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного и инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется в соответствии с законами Республики Таджикистан.

В соответствии с законами Республики Таджикистан и международными договорами в Республике Таджикистан могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и импорта товара (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов, включающих:

  • соблюдение общественной морали и правопорядка;
  • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  • сохранение культурного наследия народов Республики Таджикистан;
  • защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
  • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
  • обеспечение национальной безопасности Республики Таджикистан;
  • защиту внешнего и внутреннего финансового положения и поддержание платежного баланса Республики Таджикистан;
  • выполнение международных обязательств Республики Таджикистан.

Ввозимые в Таджикистан товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Республике Таджикистан. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законами Республики Таджикистан.

Данные об экспорте, импорте отдельных товаров в декабре 2016 г. 

 

декабрь 2016 

в % к декабрю 2015

удельный вес, в % к итогу

 

вес, тонн

тысяч долларов США

по весу

по стоимости

Экспорт

х

89311,3

х

102,5

100,0

из него:

 

 

 

 

 

хлопок-волокно

9572,2

14374,3

63,3

71,8

16,1

Импорт

х

285318,9

х

78,8

100,0

из него:

 

 

 

 

 

нефтепродукты

59791,1

34972,3

146,5

142,0

12,3

мука

8567,8

2312,2

83,8

55,7

0,8

пшеница

158842,5

34701,8

166,5

129,4

12,2

 

Экспорт по основным товарным группам за январь — декабрь 2016 г.

Импорт по основным товарным группам за январь — декабрь 2016 г.

Подробные данные о внешней торговле со странами-партнерами в 2016 г. (тысяч долларов США)

 

Внешнеторговый оборот

Январь декабрь 2016 в %

к январю декабрю 2015 

Экспорт

Импорт

ВСЕГО

3929620,4

90,8

898736,8

3030883,6

Страны СНГ

1967864,2

96,2

294403,6

1673460,6

Армения

269,4

133,0

5,0

264,4

Беларусь

21055,2

64,4

2147,0

18908,2

Казахстан

676134,7

96,3

194859,5

481275,2

Кыргызстан

25816,6

76,3

8975,1

16841,5

Молдова

931,5

65,4

261,0

670,5

Азербайджан

13445,0

172,5

35,3

13409,7

Россия

1035991,6

93,7

50602,6

985389,0

Туркменистан

93555,4

85,8

1423,0

92132,4

Узбекистан

69230,9

5,8 р.

35640,0

33590,9

Украина

27929,4

68,8

384,9

27544,5

Свободно-Экономическая зона

3504,5

16,2 раза

70,2

3434,3

Импорт осуществлялся в основном из следующих стран (в%х от объема импорта): России — 32,5%, Китая — 27,7%, Казахстана — 15,9%, Турции — 3,8%, Туркменистана — 3,0%, Ирана — 2,5%, Германии — 1,9%,Узбекистана — 1,1%, Украины — 0,9%, Пакистана, Индии и США — по 0,8%, ОАЭ — 0,7%, Беларусь и Кыргызстана — по 0,6%, Азербайджана, Италии, Франции, Японии и Республика Корея — по 0,4% и других.

Основные импортные позиции Республики Таджикистан

Код ТН ВЭД

Наименование товарной позиции         

2710

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород  

1001

Пшеница и пшенично-ржаная смесь (меслин)                            

2711

Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие                       

2818

Искусственный корунд определенного или неопределенного химического состава; оксид алюминия; гидроксид алюминия                                              

4407

Лесоматериалы продольно распиленные или расколотые, строганые, лущеные, обтесанные или необтесанные, шлифованные или нешлифованные, имеющие или нет соединение в шип, толщиной более 6 мм                              

7108

Золото (включая золото с гальваническим покрытием из платины), необработанное, полуобработанное или в виде порошка

8703

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевоз людей (кроме автомобилей, классифицируемых в 8702)

7214

Прутки прочие из железа и нелегированной стали, без дальнейшей обработки после ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего прессования, включая прутки изогнутые после прокатки                  

1701

Сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза, в твердом состоянии      

1512

Масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения их химического состава             

1101

Мука пшеничная или пшенично-ржаная                                   

8704

Автомобили грузовые                  

7212

Прокат плоский из железа и нелегированной стали шириной менее 600 мм, плакированный, с электролитическим или с другим покрытием          

8504

Трансформаторы электрические, статические электрические преобразователи (например, выпрямители), катушки индуктивности и дроссели                     

0207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или мороженые                                  

Свободные экономические зоны (СЭЗ) Республики Таджикистан

К содержанию

 Сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Таджикистан

Белорусско-таджикские отношения

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан установлены 5 сентября 1996 г. Посольство Республики Таджикистан в г. Минске открыто в феврале 1997 г., с марта 2011 г. в г. Душанбе начало практическую деятельность Посольство Беларуси в Таджикистане.

Официальные визиты Президента Республики Беларусь в Республику Таджикистан состоялись в апреле 2000 г., октябре 2011 г. Официальные визиты Президента Республики Таджикистан в Республику Беларусь осуществлены в июле 2001 г., мае 2014 г. В ходе последнего визита обсуждены состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в экономической, военно-технической и гуманитарной областях.

Рабочие встречи Президентов Беларуси и Таджикистана проходили в рамках заседаний Межгоссовета ЕврАзЭС в г. Минске в июне 2006 г. и ноябре 2009 г., а также сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в г. Душанбе в сентябре 2015 г.

В октябре 2013 г. и октябре 2014 г. Президент Таджикистана принял участие в заседаниях Совета глав государств СНГ, которые проходили в Минске. В 2008, 2009, 2010 и 2015 гг. Республика Беларусь оказывала гуманитарную помощь Республике Таджикистан.

Сотрудничество между Беларусью и Таджикистаном на международной арене носит конструктивный характер.

Беларусь и Таджикистан активно взаимодействуют на площадке ООН. Таджикистан входит в состав созданной по инициативе Беларуси в ООН Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и является постоянным соавтором белорусской резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми».

Таджикистан оказывает Беларуси поддержку в ходе интерактивного диалога со спецдокладчиком Совета ООН по правам человека. В свою очередь, Беларусь придает большое значение вопросам сохранения и рационального использования водных ресурсов, обеспечению населения качественной и безопасной питьевой водой и активно поддерживает водные инициативы Таджикистана, реализуемые в рамках ООН, и считает их важным элементом устойчивого развития региона.

В товарной структуре белорусского экспорта в Таджикистан наиболее значимыми позициями являются трактора и седельные тягачи, сахар, шины, продукты нефтехимии, продовольственные и непродовольственные товары, а импорт из Таджикистана представлен в основном хлопковое нечесаное, фруктами сушеными, смесями орехов или сушеных плодов, пряжей хлопчатобумажной.

Главными преимуществами Беларуси во внешнеторговых отношениях с Таджикистаном являются положительный имидж нашей страны и популярность продукции белорусских машиностроительных предприятий, которая поставляется еще с советских времен.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

Договорно-правовая база белорусско-таджикских отношений насчитывает более 60 документов, которые позволяют успешно развивать и углублять взаимовыгодное сотрудничество в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах.

Основополагающими документами являются Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан (5 апреля 2000 г.), Договор между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан о долгосрочном сотрудничестве на 2011 — 2020 годы (28 октября 2011 г.) и Межгосударственная программа сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан на 2011 — 2020 годы (28 октября 2011 г.).

В мае 2014 г. состоялся официальный визит Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона в Республику Беларусь. Результатом визита стало значительное укрепление договорно-правовой базы двусторонних отношений. Главами государств было принято Совместное заявление; подписан пакет двусторонних документов, включающий соглашения в области строительства и архитектуры, легкой промышленности, теле- и радиовещания, регионального сотрудничества.

Взаимодействие в области образования

За последние годы взаимодействие между Беларусью и Таджикистаном в области образования значительно активизировалось. Cоздана договорно-правовая база, позволяющая осуществлять обучение в вузах Таджикистана и Беларуси на льготных условиях на паритетных принципах. В Беларуси поступательно растет количество студентов из Таджикистана.

В 2015/2016 учебном году в белорусских учреждениях высшего и среднего специального образования обучается 696 граждан Таджикистана. В учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования обучается 6 человек. При этом на совместном факультете информационных технологий БГУ и Таджикского национального университета — 75 человек, на совместном инженерно-техническом факультете БНТУ и Таджикского технического университета им. М.С. Осими — 348 человек. В 2014/2015 учебном году в белорусских учреждениях высшего и среднего специального образования обучалось 503 гражданина Таджикистана, в 2013/2014 учебном году — 245 граждан Таджикистана.

На сегодняшний день в Республике Таджикистан действует три совместных факультета:

  • с 2012/2013 учебного года в г. Душанбе функционирует инженерно-технический факультет Белорусского национального технического университета и Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими;
  • с 2015/2016 учебного года в г. Душанбе функционирует факультет информационных технологий Белорусского государственного университета и Таджикского национального университета;
  • с 2016/2017 учебного года в г. Душанбе функционирует факультет гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации и Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими.

Перспективными направлениями сотрудничества белорусская сторона видит подготовку квалифицированных рабочих для Республики Таджикистан с получением ими соответствующей квалификации в областях строительства, архитектуры, машиностроения, сельского хозяйства, подготовку высококвалифицированных кадров по техническим специальностям, повышение квалификации таджикских преподавателей общеобразовательных учебных заведений, колледжей и лицеев.

Информация о системе образования

Показатели взаимного товарооборота Беларуси и Таджикистан

Основу белорусского экспорта в 2015 г. составили:

  • тракторы и седельные тягачи (2,6 миллиона долларов США);
  • сахар (2,4 миллиона долларов США); 
  • шины (1,8 миллиона долларов США);
  • фториды, фторосиликаты, фтороалюминаты (1,5 миллиона долларов США);
  • осциллоскопы, спектрометры для измерения излучения (1,2 миллиона долларов США);
  • плиты ДСП (1,2 миллиона долларов США);
  • вещества поверхностно-активные, чистящие и моющие средства (1 миллион долларов США); 
  • мебель (0,9 миллиона долларов США);
  • солод (0,8 миллиона долларов США); 
  • полиацетали и полиэфиры; 
  • смолы эпоксидные (0,8 миллиона долларов США).

Импортировались в основном волокно хлопковое нечесаное (1,6 миллиона долларов США), фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов (1,4 миллиона долларов США), пряжа хлопчатобумажная (0,5 миллиона долларов США).

Основные товарные позиции, по которым допущено снижение экспорта в 2015 г.:

  • автомобили грузовые (на 4,4 миллиона долларов США);
  • тракторы (на 4,4 миллиона долларов США);
  • холодильники (на 0,8 миллиона долларов США);
  • плиты ДСП (на 0,7 миллиона долларов США);
  • сахар (на 0,5 миллиона долларов США).

В 2016 г. товарооборот Беларуси и Таджикистана составил 20,2 миллионов долларов США и по сравнению с 2015 г. снизился на 17,6%. Экспорт составил 17,6 миллионов долларов США (уменьшился на 15,4%), импорт — 2,6 миллионов долларов США (сократился на 30,2%). Сальдо положительное — 15,0 миллионов долларов США.

Основу белорусского экспорта в 2016 г. составили поставки сахара, тракторов и седельных тягачей, веществ поверхностно-активных, чистящих и моющих средств, полиацеталий и полиэфиров, простых прочих, смол эпоксидных, солода, ковров и напольных покрытий тафтинговых.

Импортировались в основном фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов (0,8 миллиона долларов США), волокно хлопковое нечесаное (0,8 миллиона долларов США), пряжа хлопчатобумажная (0,7 миллиона долларов США).

В январе — апреле 2017 г. двусторонний товарооборот составил 11,5 миллионов долларов США и по сравнению с январем — апрелем 2016 г. увеличился в 2,5 раза. Экспорт составил 10,2 миллионов долларов США (вырос в 2,6 раза), импорт — 1,3 миллионов долларов США (вырос в 2 раза). Сальдо положительное — 8,9 миллионов долларов США.

Основу белорусского экспорта в январе — апреле 2017 г. составили поставки сахара, тракторов, полиацеталей и полиэфиров простых прочих, смол эпоксидных, ковров и напольных покрытий тафтинговых, нефтепродуктов, холодильников, морозильников и холодильного оборудования, плит древесно-волокнистых, автомобилей грузовых.

Импортировались: пряжа хлопчатобумажная, волокно хлопковое нечесаное, фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов.

Объем внешней торговли услугами в 2016 г. составил 3,7 миллиона долларов США и по сравнению с 2015 г. сократился на 7,2%, экспорт — 3,4 миллиона долларов США, сократился на 3,5%, импорт — 0,3 миллиона долларов США, сократился на 35,2%. Сальдо внешней торговли услугами положительное — 3,1 миллиона долларов США.

Объем внешней торговли услугами в январе — марте 2017 г. составил 740,1 тысяч долларов США и по сравнению с январём — мартом 2016 г. увеличился на 18,8%, экспорт — 690,6 тысяч долларов США увеличился 19,5%, импорт — 49,5 тысяч долларов США, увеличился на 8,1%. Сальдо внешней торговли услугами положительное — 641,7 тысяч долларов США.

В Республике Таджикистан действует порядка 15 субъектов товаропроводящей сети (дилеров) белорусских предприятий. Ведется работа по созданию в г. Гиссаре на базе АОЗТ «Агротехсервис» сборочного производства сельскохозяйственной техники производства ОАО «МТЗ», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Гомсельмаш».

10-е заседание Межправительственной комиссии состоялось 25 — 26 апреля 2016 г. в г. Душанбе. Ведется работа по созданию на территории Таджикистана сборочного производства навесного и прицепного оборудования ОАО «Бобруйскагромаш», находится в проработке проект по созданию производства тракторов МТЗ.

Функционирует Белорусско-Таджикская Межправительственная комиссия по вопросам торгово-экономического сотрудничества. 11-е заседание Межправительственной комиссии состоялось 18 мая 2017 г. в г. Минске.

В 2011 г. создан Белорусско-Таджикский деловой совет, в состав которого вошли ведущие предприятия-экспортеры и бизнес-структуры, заинтересованные в наращивании экономического сотрудничества двух стран. Очередное заседание Совета прошло в г. Минске 18 мая 2017 г. на базе Белорусской торгово-промышленной палаты при участии Торгово-промышленной палаты Таджикистан.

Динамика двусторонней торговли Республики Беларусь с Республикой Таджикистан (миллионов долларов США)

Периоды

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2010

47,6

42,1

5,5

36,6

2011

72,3

50,4

21,9

28,5

2012

57,7

48,4

9,3

39,0

2013

34,6

29,7

4,9

24,8

2014

35

30,6

4,4

26,2

2015

24,6

20,9

3,7

17,2

2016

20,2

17,6

2,6

15,0

январь — апрель 2017.

11,5

10,2

1,3

8,9

январь — апрель 2017 к январю — апрелю 2016, %

в 2,5 раза

в 2,6 раза

в 2 раза

 

Основные статьи импорта Республики Таджикистан по позициям ТН ВЭД

Основные мероприятия на 2017 г.:

  • 11-е заседание Межправительственной Белорусско-Таджикской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества (г. Минск, II квартал 2017 г.);
  • 4-е заседание Таджикско-Белорусского Делового Совета (г. Минск, II квартал 2017 г.);
  • 5-е заседание Смешанной комиссии по международному автомобильному сообщению (г. Душанбе, в течение 2017 г.);
  • Белорусско-таджикские межмидовские консультации (г. Душанбе, г. Минск в течение 2017 г.).

Значимые проекты (контракты) в проработке на 2017 г.:

  • создание на базе АОЗТ «Агротехсервис» в г. Гиссаре сборочного производства сельскохозяйственной и специальной техники ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «МТЗ», ОАО «Амкодор», ОАО «МАЗ»;
  • поставка сельхозтехники, в том числе тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов ОАО «Гомсельмаш», хлопкоуборочных машин ОАО «ГЗЛиН» для нужд предприятий АПК и дехканских хозяйств, через взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Таджикстана, ГУП «Таджикагролизинг» на условиях меджународного лизинга ОАО «Промагролизинг»;
  • поставка грузовой, карьерной, дорожно-строительной техники в рамках реализации инфраструктурных проектов, в том числе строительства Рогунской ГЭС, модернизации Нурекской ГЭС, а также проектов в горнодобывающей промышленности (СТК ООО «Апрелевка», ГУП «Таджик Уголь») и др.;
  • поставка пассажирской техники ОАО «МАЗ» в рамках выделяемых средств Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) для реализации проекта «Развитие общественного транспорта города Худжанда», а также в рамках решения Министерства транспорта Республики Таджикистан и Исполнительного органа государственной власти города Душанбе по замене пассажирских автотранспортных средств, срок эксплуатации которых превышает 8 лет;
  • организация поставок коммунальной техники МАЗ, МТЗ, Амкодор, для нужд г. Душанбе, и других регионов.

Полезные ссылки:

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Таджикистан, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Таджикистана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by