Таджикистан

Герб
 Флаг
 
 
  • Государственный язык: таджикский.
  • Географическое положение: Республика Таджикистан расположена на юго-востоке Центральной Азии. Государственная граница — 700 километров с запада на восток, 350 километров с севера на юг, на западе и на севере — с республиками Узбекистан (1 332,9 км) и Кыргызстан (примерно 987 км); на юге — с Афганистаном (1 344,15 км); на востоке — с Китаем (494,95 км). Территория: 143 100 кв. км. 
  • Администативно-территориальное деление: Административно-территориальное деление определяется Конституционным Законом РТ от 4 ноября 1995 г. № 101. Республика Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, 17 городов, 62 районов (включая 13 районов республиканского подчинения), 55 поселков и 368 сельских джамоатов. 
  • Столица: Душанбе.
  • Государственное устройство: Таджикистан — президентская республика.
  • Население: 9,538 миллиона человек.
  • Национальная валюта: сомони.
  • ВВП: 8,8 млрд. долларов США (2021 г.).
  • Часовой пояс: GMT +5.
  • Телефонный код: +992.

Содержание:

Социально-экономическое положение Республики Таджикистан

Экономическое положение в 2021 году:

  • ВВП на душу населения – 980 долларов США;
  • экспорт – 2,2 млрд. долларов США;
  • импорт – 4,2 млрд. долларов США;
  • основные статьи экспорта: драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, минеральные продукты, текстильные материалы и сырье, недрагоценные металлы и изделия из них, электроэнергия;
  • основные статьи импорта: минеральные продукты, машины и оборудование, недрагоценные металлы и изделия из них, нефтепродукты, пищевые продукты, транспортные средства.

В 2021 году внешнеторговый оборот Республики Таджикистан составил 6 359,1 млн. долларов США, что на 39,5 процента или на 1 801,3 млн. долларов больше чем в 2020 году. Торговый баланс сложился отрицательный и составил – 2 059,9 млн. долларов. Республика Таджикистан имела внешнеторговые отношения с 120 странами мира, из них 10 стран СНГ и 110 стран дальнего зарубежья.

Внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 3 120,1 млн. долларов, что составляет 49,1 процента в общем объеме внешней торговли страны, со странами дальнего зарубежья 3 239 млн. долларов, 50,9 процента. Дефицит торгового баланса со странами СНГ составил – 1 970,8 млн. долларов.

В целом объем внешнеторгового оборота в 2021 году в сравнении с 2020 годом со странами СНГ увеличился на 32,3 процента или на 762,2 млн. долларов, со странами дальнего зарубежья вырос на 47,2 процента или на 1 039,1 млн. долларов.

Информация о внешней торговле Республики Таджикистан с партнерами 2021 году (тыс. долларов США)

Показатели, стран

Внешне торговый оборот

Темп роста, %

Экспорт

Импорт

ВСЕГО,

в том числе:

6359089,3

139,5

2149594,6

4209494,7

Страны СНГ

3120065,4

132,3

574651,0

2545414,4

Страны дальнего зарубежья

3239023,9

147,2

1574943,6

1664080,3

Европа

1353910,6

137,7

1014521,2

339389,4

Азия

1779746,6

155,4

547353,1

1232393,5

Америка

102909,9

149,1

13051,3

89858,6

Африка

1618,3

92,6

18,0

1600,3

Австралия и Океания

838,5

133,8

838,5

Экспорт товаров в 2021 году составил 2 149,6 млн. долларов, что на 52,8 процента или на 742,7 млн. долларов больше чем в 2020 году.

Основными партнерами по экспорту товаров являлись: Швейцария (41,7 процента от общего объема экспорта товаров), Казахстан (16,8 процента), Турция (10,8 процента), Китай (7,4 процента), Узбекистан (6 процентов), Бельгия (4,1 процента), Афганистан (3,8 процента), Россия (3,4 процента).

Экспорт основных групп товаров Республики Таджикистан в 2021 году

Наименование товаров

Объем экспорта, тыс. долларов США

Темп роста, %

В % к итогу

Всего

2149594,6

152,8

100,0

Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы

896697,2

130,0

41,7

Минеральные продукты

619391,1

в 2,2 раза

28,8

Текстильные материалы и изделия,

279336,5

142,3

13,0

в том числе хлопок-волокно

202571,6

149,0

9,4

Недрагоценные металлы и изделия из них

266042,8

142,2

12,4

Продукты растительного происхождения

39907,8

153,6

1,9

Продукция химической промышленности

12185,5

в 2,1 раза

0,6

Готовые пищевые продукты

7103,8

80,7

0,3

Машины и оборудование

9991,0

в 1,9 раза

0,5

Транспортные средства

8865,8

147,8

0,4

Необработанные шкуры и кожа

4111,0

142,2

0,2

Полимерные материалы, резина и изделия из них

1820,7

в 3,4 раза

0,1

Разные промышленные товары

1340,0

110,7

0,1

Бумага и картон, изделия из них

821,7

127,4

Живые животные; продукты животного происхождения

786,7

в 1,8 раза

Изделия из камня, гипса и цемента

434,4

в 2 раза

Инструменты и аппараты оптические, медицинские, часы

509,5

в 3 раза

Древесина и изделия из нее

199,4

в 2 раза.

Обувь, головные уборы

49,7

в 2,4 раза

Импорт товаров в Республику Таджикистан в 2021 году составил 4 209,5 млн. долларов, что на 33,6 процента или на 1 058,6 млн. долларов больше уровня 2020 года.

Импорт в основном осуществлялся из следующих стран: России (30,4 процента от общего объема импорта), Казахстана (19,4 процента), Китая (16,1 процента), Узбекистана (7,6 процента), Турции (3,8 процента), Индии (2,9 процента), Германии (2,5 процента).

В 2021 году увеличился импорт в Республику Таджикистан машин и оборудования (рост в 1,9 раза или на 318,1 млн. долларов), транспортных средств (в 1,7 раза или на 154,8 млн. долларов), готовых пищевых продуктов (на 32,2 процента или на 95 млн. долларов), недрагоценных металлов и изделий из них (на 19,4 процента или на 65,6 млн. долларов), продуктов растительного происхождения (на 10,3 процента или на 36,3 млн. долларов), минеральных продуктов (на 34,1 процента или на 187,8 млн. долларов), изделий из камня, гипса и цемента (в 1,6 раза или на 34 млн. долларов), жиров и масла животного и растительного происхождения (на 29,3 процента или на 33,6 млн. долларов), древесины и изделий из нее (на 23,9 процента или на 28,9 млн. долларов), бумаги и картона, изделий из них (на 20,7 процента или на 8,3 млн. долларов), инструментов и аппаратов оптических (на 8,6 процента или на 5,8 млн. долларов), продукции химической промышленности (на 8 процентов или на 26,5 млн. долларов), полимерных материалов, резины и изделий из них (на 12,9 процента или на 15 млн. доллар), текстильных материалов и изделий (на 7,9 процента или на 6,5 млн. долларов).

Экспорт основных групп товаров Республики Таджикистан в 2021 году

Наименование товаров

Объем импорта, тыс. долларов США

Темп роста, %

В % к итогу

Всего

4209494,7

133,6

100,0

Минеральные продукты

738936,0

134,1

17,6

Машины и оборудование

657121,3

в 1,9 раза

15,6

Продукция химической промышленности

357483,3

108,0

8,5

Транспортные средства

381559,6

в 1,7 раза

9,1

Недрагоценные металлы и изделия из них

404350,5

119,4

9,6

Продукты растительного происхождения

387517,5

110,3

9,2

Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки

390264,7

132,2

9,3

Жиры и масла животного и растительного происхождения

148004,0

129,3

3,5

Полимерные материалы, резина и изделия из них

131882,8

112,9

3,1

Древесина и изделия из нее

149695,1

123,9

3,6

Изделия из камня, гипса и цемента

94930,2

в 1,6 раза

2,3

Живые животные, продукты животного происхождения

46899,0

82,1

1,1

Текстильные материалы и изделия

89226,8

107,9

2,1

Разные промышленные товары

60381,2

144,0

1,4

Бумага и картон, изделия из них

48642,2

120,7

1,2

Инструменты и аппараты оптические, медицинские, измерительные, часы

73394,1

108,6

1,7

Обувь, головные уборы и др.

12958,7

136,2

0,3

Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы

5258,9

в 2,8 раза

0,1

Кожсырье, кожи, пушнина, мехсырье и изделия из них

1871,6

в 1,6 раза

Другие товары

1060,4

в 26,5 раза

Налоговая система

Согласно Налоговому кодексу Республики Таджикистан налоговая система Таджикистана разделяется на общегосударственные и местные налоги.

К общегосударственным налогам относятся:

  1. Налог на доходы.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. Акцизный налог.
  4. Налоги на природные ресурсы.
  5. Социальный налог.
  6. Налог с продаж (только для алюминия первичного).

К местным налогам относятся налог на имущество.

В целях стимулирования развития национальной экономики за счет оптимизации налоговой системы и снижения финансовой нагрузки на реальный сектор страны 23 декабря 2021 г. в Таджикистане принят новый Налоговый кодекс. Согласно изменениям с 1 января 2022 г. снижены ставки налога на: добавленную стоимость с 18 до 15 процентов; реализацию и переработку сельхозпродукции, а также на гостиничные услуги с 18 до 5 процентов. Ставка социального налога (страхования) для работодателей уменьшена с 25 до 20 процентов, подоходного налога с юридических лиц с 23 до 20 процентов, с физических лиц с 13 до 12 процентов.

К содержанию

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Таджикистан

Беларусь предоставляет национальный режим в отношении товаров из Таджикистана в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

По объему экспорта в 2021 году Таджикистан занял 7-е место среди стран СНГ.

Товарооборот Республики Беларусь с Республикой Таджикистан в 2016-2021 гг. (млн. долларов)

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2016 г.

        20,2

17,6

2,6

15,0

2017 г.

42,9

39,6

3,3

36,3

2018 г.

37,4

33,4

4,0

29,4

2019 г.

36,3

33,2

3,1

30,1

2020 г.

112,0

109,9

2,1

107,8

2021 г.

126,1

122,1

4,0

118,1

2021 год в % 2020 году

112,6

111,1

90,5

 

В 2021 году товарооборот Республики Беларусь с Республикой Таджикистан составил 126,1 млн. долларов и по сравнению с 2020 годом увеличился на 12,6 процента, экспорт – 122,1 млн. долларов (рост на 11,1 процента), импорт – 4 млн. долларов (вырос на 90,5 процента). Сальдо положительное – 118,1 млн. долларов.

Экспорт важнейших товаров из Республики Беларусь в Республику Таджикистан в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)

Товар

2020 год

2021 год

2021 год в % к 2020 году

+                   –

Специфические товары

92 189,1

99 650,5

108,1

Сахар

6 953,8

5 623,7

80,9

Плиты древесно-волокнистые

568,4

1 656,6

291,4

Плиты древесно-стружечные

652,4

1 336,0

204,8

Мука и гранулы из мяса, мясных субпродуктов и рыбы

807,6

1 205,3

149,2

Канцелярские товары из бумаги и картона

715,8

1 199,0

167,5

Обои и аналогичные покрытия

572,3

1 107,0

193,4

Провода изолированные, кабели

737,2

1 034,2

140,3

Холодильники, морозильники и холодильное оборудование

292,3

621,0

в 2,1 раза

Готовые или консервированные продукты из мяса

586,6

новая позиция

Импорт важнейших товаров из Республики Таджикистан в Республику Беларусь в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)

Товар

2020 год

2021 год

2021 год в % к 2020 году

+                   –

Пряжа хлопчатобумажная с содержанием хлопковых волокон 85 мас.% или более

1 319,7

1 876,8

142,2

Волокно хлопковое нечесаное

153,7

1 165,4

в 7,6 раза

Фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов

531,5

720,4

135,5

Одежда мужская текстильная

49,2

80,4

163,4

Основными позициями белорусского экспорта в 2021 году стали специфические товары (в том числе тракторы, нефтепродукты, грузовые автомобили), сахар, продукция деревообработки, мясокостная мука, канцелярские товары, обои, кабельная продукция.

Основу импорта товаров из Таджикистана составили пряжа хлопчатобумажная, волокно хлопковое нечесаное, фрукты сушеные.

В 2021 году оборот взаимной торговли услугами составил 5,6 млн. долларов и по сравнению с 2020 годом увеличился на 34 процента, экспорт – 4,9 млн. долларов (рост на 32,4 процента), импорт – 728 тыс. долларов (вырос на 45,4 процента). Сальдо положительное – 4,2 млн. долларов.

В 2021 году из Таджикистана в экономику Беларуси поступили прямые инвестиции в размере 296 тыс. долларов, рост к уровню 2020 года в 74 раза. Объем накопленных таджикских инвестиций в экономике Беларуси на 1 января 2022 г. составил 273,8 тыс. долларов.

В Таджикистане действует более 20 субъектов товаропроводящей сети белорусских предприятий (без участия субъектов хозяйствования Беларуси в уставном каптале) и одно совместное предприятие – ООО Производство молочной продукции «ВАТАН» (доля ОАО «Минский молочный завод №1» в СП – 10 процентов).

На базе АОЗТ «Агротехсервис» (Гиссарский район) налажена сборка тракторов ОАО «МТЗ», прицепов ОАО «Бобруйскагромаш» и техники ОАО «Гомсельмаш».

Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества с Республикой Таджикистан

  • В направлении дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с Республикой Таджикистан перспективным является:
  • проведение работы по организации поставок для таджикского агропромышленного сектора племенного скота белорусской селекции, а также бычков мясных пород для дальнейшего откорма;
  • наращивание экспорта широкой группы продовольственных товаров, в первую очередь сахара, мясо-молочной продукции и бакалейных товаров;
  • проработка вопроса поставок белорусской пищевой продукции для государственного резерва Таджикистана;
  • развитие сборочного производства белорусской сельскохозяйственной техники на площадке АОЗТ «Агротехсервис», увеличение объемов производства и расширение номенклатуры;
  • ввод в эксплуатацию белорусско-таджикского молочного предприятия – ООО Производство молочной продукции «ВАТАН» и обеспечением его белорусским молочным сырьем (сухие молочные консервы, сливочное масло);
  • реализация новых проектов поставок белорусской техники в рамках подписанного межбанковского соглашения между ОАО «Банк Развития Республики Беларусь» и ОАО «Ориенбанк»;
  • создание сборочного производства лифтов ОАО «Могилевлифтмаш» на площадке ООО «ХуджандТоргМаш».

Информация о наиболее перспективных товарных позициях для экспорта в Республику Таджикистан

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Объем импорта в Республику Таджикистан в 2021 году, долларов США

2710

НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ БИТУМИНОЗНЫХ ПОРОД, КРОМЕ СЫРЫХ;

418 188 977

1001

ПШЕНИЦА И МЕСЛИН

265 938 677

7214

ПРУТКИ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ, БЕЗ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ОБРАБОТКИ

129 087 422

1701

САХАР ТРОСТНИКОВЫЙ ИЛИ СВЕКЛОВИЧНЫЙ И ХИМИЧЕСКИ ЧИСТАЯ САХАРОЗА, В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ

86 229 164

8504

ТРАНСФОРМАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ, СТАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

84 748 967

1512

МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ, САФЛОРОВОЕ ИЛИ ХЛОПКОВОЕ И ИХ ФРАКЦИИ

82 260 448

4407

ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ РАСПИЛОВКОЙ ИЛИ РАСЩЕПЛЕНИЕМ ВДОЛЬ, СТРОГАНИЕМ ИЛИ ЛУЩЕНИЕМ

75 043 981

8704

МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

56 315 804

3004

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

49 871 166

3002

КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ; КРОВЬ ЖИВОТНЫХ, ПРИГОТОВЛЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ИЛИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

47 139 943

8429

БУЛЬДОЗЕРЫ С НЕПОВОРОТНЫМ И ПОВОРОТНЫМ ОТВАЛОМ, ГРЕЙДЕРЫ, ПЛАНИРОВЩИКИ, СКРЕПЕРЫ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ, ЭКСКАВАТОРЫ, ОДНОКОВШОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ, ТРАМБОВОЧНЫЕ МАШИНЫ И ДОРОЖНЫЕ КАТКИ, САМОХОДНЫЕ

46 417 167

7308

МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ (КРОМЕ СБОРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 9406)

42 734 907

1517

МАРГАРИН

36 270 949

2309

ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

36 157 480

4410

ПЛИТЫ ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНЫЕ, ПЛИТЫ С ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРУЖКОЙ (OSB) И АНАЛОГИЧНЫЕ ПЛИТЫ

34 828 456

8705

МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

33 354 094

1806

ШОКОЛАД И ПРОЧИЕ ГОТОВЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ КАКАО

33 328 839

7208

ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ

32 891 157

8537

ПУЛЬТЫ, ПАНЕЛИ, КОНСОЛИ, СТОЛЫ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ ПРОЧИЕ

32 526 828

2202

ВОДЫ, ВКЛЮЧАЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ И ГАЗИРОВАННЫЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ДОБАВКИ САХАРА ИЛИ ДРУГИХ ПОДСЛАЩИВАЮЩИХ ИЛИ ВКУСО-АРОМАТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

31 906 079

1905

ХЛЕБ, МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, ПИРОЖНЫЕ, ПЕЧЕНЬЕ И ПРОЧИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ И МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ИЛИ НЕ СОДЕРЖАЩИЕ КАКАО

30 685 372

3102

УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЕ, АЗОТНЫЕ

29 924 023

2713

КОКС НЕФТЯНОЙ, БИТУМ НЕФТЯНОЙ И ПРОЧИЕ ОСТАТКИ ОТ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ БИТУМИНОЗНЫХ ПОРОД

27 040 982

7210

ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ

23 887 863

1902

МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ПОДВЕРГНУТЫЕ ИЛИ НЕ ПОДВЕРГНУТЫЕ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ

23 310 959

3401

МЫЛО; ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ МЫЛА

22 922 835

8702

МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ 10 ЧЕЛОВЕК ИЛИ БОЛЕЕ, ВКЛЮЧАЯ ВОДИТЕЛЯ

22 483 827

1101

МУКА ПШЕНИЧНАЯ ИЛИ ПШЕНИЧНО-РЖАНАЯ

21 828 951

8418

ХОЛОДИЛЬНИКИ, МОРОЗИЛЬНИКИ И ПРОЧЕЕ ХОЛОДИЛЬНОЕ ИЛИ МОРОЗИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ИЛИ ДРУГИХ ТИПОВ

 

 

21 430 734

4411

ПЛИТЫ ДРЕВЕСНО-ВОЛОКНИСТЫЕ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ИЛИ ДРУГИХ ОДРЕВЕСНЕВШИХ МАТЕРИАЛОВ С ДОБАВЛЕНИЕМ ИЛИ БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ СМОЛ ИЛИ ДРУГИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

21 125 088

6907

ПЛИТЫ ДЛЯ МОЩЕНИЯ, ПЛИТКИ ОБЛИЦОВОЧНЫЕ ДЛЯ ПОЛОВ, ПЕЧЕЙ, КАМИНОВ ИЛИ СТЕН КЕРАМИЧЕСКИЕ НЕГЛАЗУРОВАННЫЕ

20 976 860

8701

ТРАКТОРЫ (КРОМЕ ТРАКТОРОВ ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 8709)

19 881 167

8544

ПРОВОДА ИЗОЛИРОВАННЫЕ

19 678 413

8708

ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МОТОРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЙ 8701 – 8705

18 588 780

7216

УГОЛКИ, ФАСОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ

18 365 107

1514

МАСЛО РАПСОВОЕ (ИЗ РАПСА, ИЛИ КОЛЬЗЫ) ИЛИ ГОРЧИЧНОЕ И ИХ ФРАКЦИИ

18 352 121

3902

ПОЛИМЕРЫ ПРОПИЛЕНА ИЛИ ПРОЧИХ ОЛЕФИНОВ В ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ

18 042 354

3402

ВЕЩЕСТВА ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ (КРОМЕ МЫЛА)

16 965 321

7306

ТРУБЫ, ТРУБКИ И ПРОФИЛИ ПОЛЫЕ ПРОЧИЕ (НАПРИМЕР, С ОТКРЫТЫМ ШВОМ ИЛИ СВАРНЫЕ, КЛЕПАНЫЕ ИЛИ СОЕДИНЕННЫЕ АНАЛОГИЧНЫМ СПОСОБОМ), ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

15 939 971

8516

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВОДОНАГРЕВАТЕЛИ ПРОТОЧНЫЕ ИЛИ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ (ЕМКОСТНЫЕ)

15 780 211

7601

АЛЮМИНИЙ НЕОБРАБОТАННЫЙ

15 396 932

7228

ПРУТКИ ИЗ ПРОЧИХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ ПРОЧИЕ

15 186 772

8535

АППАРАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДЛЯ КОММУТАЦИИ ИЛИ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ИЛИ ДЛЯ ПОДСОЕДИНЕНИЙ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ЦЕПЯМ ИЛИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ

14 502 243

3923

ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ИЛИ УПАКОВКИ ТОВАРОВ, ИЗ ПЛАСТМАСС; ПРОБКИ, КРЫШКИ, КОЛПАКИ И ДРУГИЕ УКУПОРОЧНЫЕ СРЕДСТВА, ИЗ ПЛАСТМАСС

 

14 297 868

1704

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА (ВКЛЮЧАЯ БЕЛЫЙ ШОКОЛАД), НЕ СОДЕРЖАЩИЕ КАКАО

13 679 646

8501

ДВИГАТЕЛИ И ГЕНЕРАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ (КРОМЕ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК)

13 476 301

4814

ОБОИ И АНАЛОГИЧНЫЕ НАСТЕННЫЕ ПОКРЫТИЯ; БУМАГА ПРОЗРАЧНАЯ ДЛЯ ОКОН

13 338 105

8450

МАШИНЫ СТИРАЛЬНЫЕ, БЫТОВЫЕ ИЛИ ДЛЯ ПРАЧЕЧНЫХ, ВКЛЮЧАЯ МАШИНЫ, ОСНАЩЕННЫЕ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ

13 276 824

7209

ПРОКАТ ПЛОСКИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗА ИЛИ НЕЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ШИРИНОЙ 600 ММ ИЛИ БОЛЕЕ

13 226 766

3920

ПЛИТЫ, ЛИСТЫ, ПЛЕНКА И ПОЛОСЫ ИЛИ ЛЕНТЫ, ПРОЧИЕ, ИЗ ПЛАСТМАСС, НЕПОРИСТЫЕ И НЕАРМИРОВАННЫЕ, НЕСЛОИСТЫЕ, БЕЗ ПОДЛОЖКИ И НЕ СОЕДИНЕННЫЕ АНАЛОГИЧНЫМ СПОСОБОМ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ

12 596 364

2106

ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, В ДРУГОМ МЕСТЕ НЕ ПОИМЕНОВАННЫЕ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ

11 860 266

1901

ЭКСТРАКТ СОЛОДОВЫЙ

11 424 409

0207

МЯСО И ПИЩЕВЫЕ СУБПРОДУКТЫ ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ, УКАЗАННОЙ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 0105, СВЕЖИЕ, ОХЛАЖДЕННЫЕ ИЛИ ЗАМОРОЖЕННЫЕ

11 372 083

4011

ШИНЫ И ПОКРЫШКИ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ РЕЗИНОВЫЕ НОВЫЕ

11 370 038

7005

СТЕКЛО ТЕРМИЧЕСКИ ПОЛИРОВАННОЕ И СТЕКЛО СО ШЛИФОВАННОЙ ИЛИ ПОЛИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

11 105 746

7326

ИЗДЕЛИЯ ПРОЧИЕ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

11 037 225

0602

ПРОЧИЕ ЖИВЫЕ РАСТЕНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИХ КОРНИ), ЧЕРЕНКИ И ОТВОДКИ; МИЦЕЛИЙ ГРИБА

10 963 158

8415

УСТАНОВКИ ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА, ОБОРУДОВАННЫЕ ВЕНТИЛЯТОРОМ С ДВИГАТЕЛЕМ И ПРИБОРАМИ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА, ВКЛЮЧАЯ КОНДИЦИОНЕРЫ, В КОТОРЫХ ВЛАЖНОСТЬ НЕ МОЖЕТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ОТДЕЛЬНО

10 602 092

8413

НАСОСЫ ЖИДКОСТНЫЕ С РАСХОДОМЕРАМИ ИЛИ БЕЗ НИХ; ПОДЪЕМНИКИ ЖИДКОСТЕЙ

10 494 831

3105

УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ДВА ИЛИ ТРИ ПИТАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТА

10 433 187

9022

АППАРАТУРА, ОСНОВАННАЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕНТГЕНОВСКОГО, АЛЬФА-, БЕТА- ИЛИ ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЯ

10 401 795

8428

МАШИНЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОДЪЕМА, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, ПОГРУЗКИ ИЛИ РАЗГРУЗКИ (НАПРИМЕР, ЛИФТЫ, ЭСКАЛАТОРЫ, КОНВЕЙЕРЫ, КАНАТНЫЕ ДОРОГИ) ПРОЧИЕ

7 212 609

2208

СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ НЕДЕНАТУРИРОВАННЫЙ С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ СПИРТА МЕНЕЕ 80 ОБ.%; СПИРТОВЫЕ НАСТОЙКИ, ЛИКЕРЫ И ПРОЧИЕ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

6 105 168

4412

ФАНЕРА КЛЕЕНАЯ, ПАНЕЛИ ФАНЕРОВАННЫЕ И АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЛОИСТОЙ ДРЕВЕСИНЫ

5 828 700

0102

КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ ЖИВОЙ

4 974 319

0701

КАРТОФЕЛЬ СВЕЖИЙ ИЛИ ОХЛАЖДЕННЫЙ

4 370 850

8432

МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, САДОВЫЕ ИЛИ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ; КАТКИ ДЛЯ ГАЗОНОВ ИЛИ СПОРТПЛОЩАДОК

2 651 773

0406

СЫРЫ И ТВОРОГ

1 057 914

0402

МОЛОКО И СЛИВКИ, СГУЩЕННЫЕ ИЛИ С ДОБАВЛЕНИЕМ САХАРА ИЛИ ДРУГИХ ПОДСЛАЩИВАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

900 198

0401

МОЛОКО И СЛИВКИ, НЕСГУЩЕННЫЕ И БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ САХАРА ИЛИ ДРУГИХ ПОДСЛАЩИВАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

890 697

0405

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО И ПРОЧИЕ ЖИРЫ И МАСЛА, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ МОЛОКА; МОЛОЧНЫЕ ПАСТЫ

836 738

К содержанию

Условия доступа на рынок Республики Таджикистан

Согласно Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. Республика Таджикистан в двусторонней торговле с Республикой Беларусь не применяет таможенных пошлин и других тарифных и нетарифных мер ограничения экспорта.

Единственным ограничением в двусторонней торговле является введенный в 2020 году таджикской стороной акциз в размере 30 процентов на ковры и аналогичную продукцию, поставляемую не из стран-членов ВТО, в том числе и из Республики Беларусь.

К содержанию

Бизнес-климат Республики Таджикистан

С 2013 года Республика Таджикистан является членом Всемирной торговой организации. В стране принята основополагающая законодательная база, способствующая становлению рыночных механизмов хозяйствования, проведено множество реформ, направленных на создание благоприятной инвестиционной среды.

В Республике Таджикистан также проведены реформы по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрешительной системы, таможенных процедур, получения разрешения на строительство.

Внедрение принципа «единого окна» для регистрации бизнеса, сокращение необходимого числа лицензий и всякого рода разрешений, сокращение количества инспекционных служб и регламентация проверок, совершенствование процедуры банкротства и зашиты миноритарных акционеров находятся в числе тех реформ по улучшению среды для ведения бизнеса, которые были по достоинству оценены на международном уровне.

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business-2020» Республика Таджикистан занял 106-е место. В прошлогоднем рейтинге результат страны была на десять ступени ниже – 116-е место из 190.

В отчете Всемирного банка за 2019 год страна также вошла в топ-10 государств-реформаторов. Как следует из отчета банка, в Таджикистане стало легче вести бизнес благодаря социальной защите, предоставляемой при регистрации компании. Душанбе также расширил доступ к кредитам, создав единый, современный и основанный на уведомлениях реестр залогового имущества, расширив круг активов. В рейтинге также отмечается, что таможенные органы Таджикистана приняли меры для ускорения процедур экспортного оформления скоропортящихся товаров.

С целью обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, управленческого опыта, создания современной и социальной инфраструктуры, решение проблем занятости и формирование новых рабочих мест, а также насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского, производственного назначения и повышения уровня жизни населения, был принят Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» и «Положение о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан». Во исполнение упомянутых законодательных актов в настоящее время на территории страны созданы 4-е Свободные экономические зоны «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим» в которых установлен особый правовой режим таможенного регулирования и налогообложения.

В июне 2021 г. международное рейтинговое агентство «Moody's Investors Service» впервые с 2018 года изменило прогноз по международному кредитному рейтингу Республики Таджикистан с «негативного» на «стабильный» и присвоило кредитный рейтинг «В3» – прогноз «стабильный».

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан прогнозирует рост ВВП страны в 2022 году на 8 процентов, Всемирный банк – на 5,5 процента, Евразийский банка развития – на 6-7 процентов.

К содержанию

Порядок регистрации субъектов хозяйствования в Республике Таджикистан

Вопросы инвестирования, создания и ведения бизнеса в Таджикистане преимущественно регулируют следующие законы: Гражданский кодекс Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства», «Закон об инвестициях».

Согласно национальному законодательству Таджикистана иностранные инвесторы наравне с отечественными могут выбрать между различными типами организационно-правовых форм ведения бизнеса в стране. Иностранные компании также могут осуществлять свою деятельность в Таджикистане через свой филиал или представительство.

С информацией о регистрации субъектов хозяйствования в Таджикистане можно ознакомится на сайте Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан перейдя по ссылке: https://www.andoz.tj/Ravzana/Baqaidgiri?culture=ru-RU.

Государственная регистрация осуществляется налоговым органом Таджикистана по месту нахождения (адресу) юридического лица по принципу «единое окно», без проведения правовой экспертизы представленных документов. В январе 2020 г. отменена государственная пошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Срок регистрации юридического лица – до 5 рабочих дней с момента предоставления необходимых документов, индивидуального предпринимателя – до 3 рабочих дней.

В случае, если по истечении 5 рабочих дней орган, осуществляющий государственную регистрацию, не принял решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации юридического лица, и не выдал документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица, он обязан незамедлительно по истечению вышеуказанного срока внести сведения о создании юридического лица в Единый государственный реестр и выдать Свидетельство о государственной регистрации юридического лица заявителю либо выслать его по адресу, указанному в заявлении.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Таджикистан (http://minfin.tj/downloads/009%20grajd_kodeks_rus.pdf) в стране возможны следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций:

  • индивидуальный предприниматель;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • открытое или закрытое акционерное общество;
  • полное товарищество;
  • товарищество с ограниченной ответственностью;
  • производственный кооператив;
  • филиал иностранной компании;
  • представительство иностранной компании.

Согласно Закону Республики Таджикистан «Об обществах с ограниченной ответственностью» (https://www.andoz.tj/docs/reg/l_%E2%84%9626_LLCs-RT_ru.pdf) для данного типа обществ минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее пятисот сомони (38,5 долларов США по состоянию на 28 марта 2022 г).

Согласно Закону Республики Таджикистана «Об акционерных обществах» (https://www.andoz.tj/docs/reg/l_%E2%84%9621_stock-comp-RT_ru.pdf) минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее пяти тысячи сомони (384,6 долларов США по состоянию на 28 марта 2022 г.), а закрытого акционерного общества не менее одной тысячи сомони (76,9 долларов США по состоянию на 28 марта 2022 г.).

Для других организационно-правовых форм коммерческих организаций Таджикистана не предъявляются требования к минимальному размеру уставного капитал, кроме банковского сектора, на который распространяются особые требования Национального банка Республики Таджикистан.

Порядок регистрации наиболее популярных в Таджикистане коммерческих субъектов хозяйствования.

Индивидуальный предприниматель.

В Таджикистане индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (индивидуальный предприниматель), которое занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и работающее на собственный страх и риск. Индивидуальные предприниматели могут работать на основании патента или свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в орган, осуществляющий государственную регистрацию, представляются следующие документы:

  1. Заявление на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме, утвержденной органом, осуществляющим государственную регистрацию.
  2. Копия документа, удостоверяющего личность физического лица, а также две фотографии размером 4x6.
  3. Копия сертификата права землепользования или копия решения о выделении земельного участка в случае регистрации индивидуального и семейного дехканского (фермерского) хозяйства, список членов дехканского (фермерского) хозяйства, идентификационные номера налогоплательщиков для каждого из них.
  4. Копия документа, на основании которого иностранному физическому лицу разрешено пребывание и осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Таджикистан (виза, регистрационная карта, вид на жительство сроком действия не менее шести месяцев).
  5. Копия документа, удостоверяющего местонахождение (адрес) предпринимательской деятельности физического лица.

Филиал или представительство иностранного юридического лица

Для осуществления государственной регистрации создания филиала или представительства иностранного юридического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию, необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление на государственную регистрацию создания филиала или представительства иностранного юридического лица по форме, утвержденной органом, осуществляющим государственную регистрацию.
  2. Решение уполномоченного органа иностранного юридического лица о создании филиала или представительства на территории Республики Таджикистан и о назначении руководителя филиала или представительства иностранного юридического лица, которые подписываются уполномоченными лицами иностранного юридического лица.
  3. Копия документа, удостоверяющего личность руководителя филиала или представительства иностранного юридического лица в случае, если документы подаются руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица. Копия документа, удостоверяющего личность и доверенность на имя уполномоченного лица в случае, если документы на государственную регистрацию создания филиала или представительства иностранного юридического лица подаются уполномоченным лицом. Если руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица является иностранным гражданином, предоставляется также копия документа, на основании которого физическому иностранному лицу разрешено проживание и осуществление трудовой деятельности на территории Республики Таджикистан (виза, регистрационная карта и вид на жительство на срок действия не менее трех месяцев).
  4. Доверенность, выданная на имя руководителя филиала или представительства.
  5. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию иностранного юридического лица или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего его юридический статус.
  6. Копия документа, удостоверяющего местонахождение (адрес) филиала или представительства иностранного юридического лица на территории Республики Таджикистан.

Документы, перечисленные в пунктах 2, 3, 4 и 5, предоставляемые для целей государственной регистрации создания филиала или представительства иностранного юридического лица, подлежат переводу на государственный язык Республики Таджикистан. Документы, перечисленные в пункте 5, предоставляемые для целей государственной регистрации создания филиала или представительства иностранного юридического лица, подлежат легализации или апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистан.

Перевод документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5, представляемых для целей государственной регистрации создания филиала или представительства иностранного юридического лица, должен быть нотариально заверен. Легализация или апостилирование не требуется для документов, предоставляемых для целей государственной регистрации создания филиала или представительства иностранного юридического лица иностранными физическими или юридическими лицами стран-участниц соответствующих международных договоров и соглашений, признанных Таджикистаном.

Для государственной регистрации учреждения филиала и представительства иностранного юридического лица, зарегистрированного в оффшорной зоне, заявитель обязан предоставить государственному регистрирующему органу сведения об основных владельцах иностранного юридического лица, зарегистрированных на территории оффшорной зоны.

Юридическое лицо

Для осуществления государственной регистрации создания юридического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию, необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление на государственную регистрацию юридического лица по форме, утвержденной органом, осуществляющим государственную регистрацию.
  2. Решение учредителя (протокол собрания учредителей) о создании юридического лица. Решение о создании юридического лица подписывается учредителем (учредителями) юридического лица.
  3. Копия документа, удостоверяющего личность руководителя исполнительного органа создаваемого юридического лица в случае, если документы подаются руководителем исполнительного органа создаваемого юридического лица или копия документа, удостоверяющего личность, и доверенность на имя уполномоченного лица в случае, если документы на государственную регистрацию юридического лица подаются уполномоченным учредителями лицом. Если руководителем исполнительного органа создаваемого юридического лица является иностранный гражданин, также копия документа, на основании которого иностранному физическому лицу разрешено пребывание и осуществление трудовой деятельности на территории Республики Таджикистан (виза, регистрационная карта и вид на жительство на срок действия не менее трех месяцев).
  4. Копия документа, удостоверяющего личность каждого учредителя (физического лица) юридического лица, а также в отношении учредителя – акционерного общества – выписка из реестра акционеров и удостоверяющие документы держателя реестра акционеров и справка налогового органа об отсутствии налоговой задолженности у учредителя – юридического лица.
  5. В случае создания юридического лица на территории свободной экономической зоны, сведения администрации СЭЗ.
  6. Копия документа о государственной регистрации юридического лица либо выписка из реестра юридических лиц иностранного государства (или иной равный по юридической силе документ, доказывающий юридический статус иностранного юридического лица) в случае, если учредителем выступает иностранное юридическое лицо.
  7. Заключение соответствующего органа в случае регистрации средств массовой информации.
  8. Копия документа, подтверждающего местонахождение (адрес) создаваемого юридического лица. Дополнительными документами, представляемыми в случае государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, являются следующие:
  • Решение уполномоченного органа юридического лица о реорганизации с указанием в обязательном порядке формы проводимой реорганизации.
  • Передаточный акт либо разделительный баланс в зависимости от формы реорганизации юридического лица.
  • Заключение государственного антимонопольного органа в случаях, предусмотренных частью первой статьи 15 Закона Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Справочно. Для государственной регистрации юридического лица представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, Устава юридического лица не требуется.

Для целей государственной регистрации документ, подтверждающий формирование уставного капитала, не требуется. Документ, подтверждающий формирование уставного капитала, представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в течение одного года со дня государственной регистрации юридического лица. В случае неформирования минимального размера уставного капитала, юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Орган, осуществивший государственную регистрацию, вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица.

Документы, перечисленные в пунктах 2, 3, 4 и 6, предоставляемые для целей государственной регистрации юридического лица иностранными физическими либо юридическими лицами, подлежат переводу на государственный язык Республики Таджикистан. Документы, перечисленные в пункте 5, предоставляемые для целей государственной регистрации юридического лица иностранными физическими либо юридическими лицами, подлежат легализации или апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистан.

Перевод указанных в пунктах 2, 3, 4 и 6 документов, представляемых для целей государственной регистрации юридического лица иностранными физическими либо юридическими лицами, должен быть нотариально заверен.

Легализация или апостилирование не требуется для документов, предоставляемых для целей государственной регистрации юридического лица иностранными физическими либо юридическими лицами стран-участников соответствующих международных договоров и соглашений, признанных Таджикистаном.

При государственной регистрации учреждения юридического лица, учредитель которого зарегистрирован и выступает на территории оффшорной зоны, заявитель обязан предоставить государственному регистрирующему органу сведения об основных собственниках юридического лица на территории оффшорной зоны.

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Республике Таджикистан, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Таджикистана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя