Туркменистан

                                        

                                           

Герб: представляет собой восьмиконечную звезду зелёного цвета с жёлто-золотистой каймой, в который вписаны два круга голубого и красного цветов. Круги разделены между собой жёлто-золотистыми полосами одинаковой ширины. На зелёном фоне восьмигранника вокруг красного круга изображены основные элементы национального богатства и символики государства:

  • в нижней части — семь раскрытых пятистворчатых коробочек белого хлопка с зелёными листьями;
  • в средней части — колосья пшеницы жёлто-золотистого цвета, по два колоса с каждой стороны герба;
  • в верхней части — полумесяц с пятью пятиконечными звёздами белого цвета.

На кольцевой полосе красного круга размером в 2 диаметра голубого круга изображены по ходу часовой стрелки пять основных ковровых гёлей: ахалтеке, салыр, эрсары, човдур, йомут, которые символизируют дружбу и сплочённость туркменского народа.

Флаг: представляет собой прямоугольное зелёное полотнище с вертикально расположенной красно-бордовой полосой и пятью орнаментами у основания флага. Снизу этой полосы изображены оливковые ветви. Рядом с полосой у верхнего края флага — белый полумесяц и пять белых звёзд. Пять ковровых орнаментов (так называемых гёлей) туркменских племён: ахалтеке, йомут, салыр, човдур, эрсары, означают пять областей страны. Каждый из гёлей обрамлен ковровым орнаментом, внешний край которого совмещен с краем полосы.

В нижней части полосы изображены две пересекающиеся у оснований и направленные вверх в разные стороны оливковые ветви. Каждая состоит из десяти уменьшающихся к концам листьев, расположенных попарно, кроме нижнего и верхнего. На зеленой части в левом верхнем углу изображены полумесяц и пять пятиконечных звезд белого цвета. Пропорции ширины полотнища к его длине составляют один к полутора.

  • Гимн: "Государственный гимн независимого, нейтрального Туркменистана" национальный гимн Туркменистана, является одним из главных официальных государственных символов Туркменистана, наряду с флагом и гербом. Мелодия гимна написана в 1997 году туркменским композитором Вели Мухатовым, слова принадлежат первому Президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову. Гимн официально принят 27 сентября 1996 года.
  • Государственный язык: туркменский
  • Географическое положение: Территория Туркменистана вторая по площади (491,21 тысяч км кв.) среди пяти стран Центральной Азии. От своих соседей выгодно отличается тем, что имеет выход к морю (Каспийское). Туркменистан граничит на севере с Республикой Казахстан, на северо-востоке и востоке – с Республикой Узбекистан, на юго-востоке – с Исламской Республикой Афганистан, на юге – с Исламской Республикой Иран, на западе его естественную границу представляет Каспийское море. Протяженность границ: с севера на юг – 650 км, с запада на восток – 1100 км. Территория: 491,2 тыс. кв. км
  • Административно-территориальное деление: Туркменистан по административно-территориальному устройству состоит из велаятов (областей), городов с правами велаята, этрапов (районов), городов с правами этрапа, городов в этрапе, генгешликов (территория одного или нескольких сёл образуют генгешлик). В Туркменистане насчитывается 5 велаятов: Ахалский, Балканский, Дашогузский, Лебапский и Марыйский. Ашхабад приравнен к велаяту и включает в себя семь этрапов.
  • Столица: Ашхабад. Крупнейшие города: Ашхабад, Туркменабат, Дашогуз, Балканабат, Туркменбаши, Мары.
  • Государственное устройство: президентская республика. Глава государства - Президент Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич. Исполнительная власть - Кабинет Министров Туркменистана под председательством Президента страны Бердымухамедова Гурбангулы Мяликгулыевича. Законодательную власть  представляет Меджлис (Парламент) Туркменистана. Меджлис действует на постоянной основе, состоит из 125 депутатов.  Конституция Туркменистана была принята 21 июня 1992 г. (поправки вносились в 1995, 1999, 2003, 2006, 2008 и 2016 годах). 
  • Население:  5,5 млн. чел. Туркменистан относится к странам со средним уровнем урбанизации - доля городского населения составляет около 50 процентов.Этнический состав многообразен, в стране живут граждане примерно 40 национальностей. Туркмены составляют 77% общей численности населения, узбеки — 9,2%, русские — 6,7%, казахи — 2%, другие — 5,1%. В городах кроме туркмен и русских живут украинцы, армяне, азербайджанцы. В южных районах имеются небольшие группы ираноязычных народов — белуджей, курдов. Основным языком для 72% населения является туркменский, для 12% — русский, для 9% — узбекский, для 2% — иной. Русский язык широко используется для межнационального общения. Вероисповеданием большинства населения является ислам суннитского и шиитского толка, также на территории государства представлены христианская православная и католическая церкви, ряд других религиозных конфессий.
  • Религия: Мусульмане (преимущественно суннитского толка) составляют ориентировочно 89% населения страны, христиане (в подавляющей части православные) – 9%, остальные конфессии – 2%.
  • Национальная валюта:  манат
  • ВВП:  29,7 млрд. долларов США
  • Часовой пояс: GMT+5 
  • Телефонный код: +993
  • Штрих-код: 483
 
  1. Внешняя и внутренная политика 
  2. Экономика
  3. Двусторонние отношения с Республикой Беларусь
  4. Природные условия и ресурсы
  5. Достопримечательности

Внешняя и внутренняя политика

Во внешней политике Туркменистан придерживается курса «позитивного нейтралитета», обеспечивающего определенную свободу внешнеполитического маневра, защиту правящего режима от необоснованного вмешательства извне.

В качестве стратегического вектора внешней политики определено взаимодействие с ООН. Статус постоянного нейтралитета Туркменистана закреплен резолюцией Генассамблеи ООН от 12 декабря 1995 г.

Не участвуя в военно-политических блоках и коллективных системах безопасности, Туркменистан, тем не менее, вынужден предпринимать определенные шаги по обеспечению национальной безопасности в связи с ухудшением ситуации в сопредельном Афганистане и повышением риска проникновения на туркменскую территорию боевиков религиозно-экстремистских организаций.

Другим приоритетом внешней политики остается диверсификация маршрутов поставок природного газа, доказанные запасы которого в Туркменистане составляют 25 трлн. куб. метров (4 - е место в мире).

Туркменистан заинтересован в реализации проектов по строительству Транскаспийского газопровода, с целью выхода на европейский рынок, и газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Строительство ТАПИ ведется с декабря 2015 г. Вместе с тем, существует риск для последующей эксплуатации газопровода, связанный с обеспечением безопасности его афганского участка, где сохраняется нестабильность. В отношении строительства Транскаспийского газопровода возражают Россия и Иран, мотивируя свою позицию несогласованностью правового статуса Каспийского моря.

При реализации энергетической политики Туркменистан стремиться ослабить зависимость от Китая, который стал одним из ключевых внешнеполитических партнеров страны. В 2014 г. завершена прокладка третьей ветки газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, что позволило Пекину стать основным покупателем туркменского газа (более 60 процент экспорта газа в 2015 г.), заменив в этом качестве Россию. Активно наращивая экономическое присутствие в стране, Китай предоставляет связанные кредиты под поставку китайского оборудования (свыше 8 млрд. долларов за последние 5 лет), осуществляет проекты по строительству газоперерабатывающих предприятий.

Снижение, а затем полный отказ России от закупок туркменского газа, привели к возобновлению диалога о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности и предотвращения террористических угроз. В отношении украинско-российского конфликта Туркменистан, исходя из нейтрального статуса, придерживается позиции невмешательства.

В двусторонних отношениях как стратегические характеризуются отношения с Турцией, которая является одним из крупнейших торговых партнеров Ашхабада. В Туркменистане зарегистрировано около 600 турецких компаний, работающих в сфере торговли, инвестиций, строительства, энергетики, транспорта, связи, текстильной и перерабатывающей промышленности.

Экономическая целесообразность лежит в основе двусторонних отношений с Ираном, с которым осуществляется сотрудничество в транспортно-коммуникационной и энергетической сферах. Туркменистан и Иран связывают два газопровода мощностью около 14 млрд. куб. метров в год. Однако Иран предпочитает расчеты не в денежной, а в товарной форме, что не устраивает Туркменистан.

Прагматичные отношения налажены Туркменистаном с Японией, Южной Кореей, Индией, Афганистаном, Пакистаном и Казахстаном. Набирает обороты сотрудничество с ОАЭ, Саудовской Аравией и Катаром. Определенные разногласия сохраняются в отношениях с Азербайджаном и Узбекистаном из-за спорных месторождений нефти на шельфе Каспийского моря и месторождений нефти на юге Чарджоуской области.

Внутренняя политика

С приходом в 2008 году к власти Президента Туркменистана Бердымухамедова Г.М. руководством страны был проведен ряд прогрессивных политических преобразований. Внесены изменения в Конституцию страны, введена многопартийность, приняты законы, касающиеся либерализации всех сфер жизни общества - возобновлена деятельность Академии наук, разрешена постановка оперных и балетных спектаклей, восстановлены институт аспирантуры и докторантуры, преподавание иностранных языков, открыта возможность контролируемого доступа в Интернет и т.д.

Вместе с тем, политические реформы направлены в большей степени на изменение имиджа страны. В стране остается жесткая централизованная система власти.

Сохранен визовый режим для всех стран, включая СНГ, а также ограничения на выезд туркменских граждан за рубеж.

Проводимый руководством страны внутриполитический курс объясняется необходимостью сохранения социальной стабильности в государстве и нивелирования межклановых противоречий.

В стране отсутствует государственная религия, но большинство населения является мусульманами-суннитами. Некоторые аспекты мусульманской традиции включены в стратегию развития государства, власть тщательно контролирует все религиозные мероприятия.

Жесткая централизация власти дает свои результаты – позиции действующего Главы государства устойчивы, а внутриполитическая ситуация остается стабильной. Организованной структурированной оппозиции существующему руководству Туркменистана как внутри страны, так и за ее пределами не существует.

К содержанию

Экономика

ВВП Туркменистана в 2015 году составил 29,7 млрд. долларов, (рост 6,7% к 2014г.).

Ключевой отраслью экономики является нефтегазовый комплекс, который определяет общую экономическую ситуацию в стране. Благополучие страны на протяжении многих лет базировалось на доходах, получаемых от экспорта углеводородов, занимающих около 90 процентов в общем объеме туркменского экспорта.

В связи с падением мировых цен на энергоносители уже третий год подряд отмечается снижение объема валютной выручки и сокращение доходов в государственный бюджет. Это вынуждает Туркменистан активно работать над привлечением кредитных и инвестиционных ресурсов.

В настоящее время в стране осуществляется строительство более двух тысяч крупных объектов общей стоимостью свыше 50 млрд. долларов, среди наиболее значимых из них: олимпийский городок в г. Ашхабаде, строящийся к ”Азиаде 2017“ (оценивается в 5 млрд. долларов), международный морской порт в г. Туркменбаши (2 млрд. долларов), автомобильная дорога ”Ашхабад – Туркменбаши“ (2 млрд. долларов), озеро ”Алтын Асыр“ в пустыне Каракумы (истрачено 6,5 млрд. долларов при этом строительство еще далеко от завершения), туристическая зона ”Аваза“ на каспийском побережье и множество других проектов. Введен в эксплуатацию международный аэропорт в г. Ашхабаде (2 млрд. долларов) и ряд других крупных объектов. При этом основная доля строительных работ осуществляется турецкими и французскими компаниями с применением исключительно импортных материалов, что приводит к оттоку валюты из страны.

Руководством Туркменистана предпринимаются шаги по диверсификации экономики, минимизации последствий кризиса на рынке углеводородов. Приняты Государственная программа по наращиванию объемов экспорта и Государственная программа по производству импортозамещающей продукции, которые предусматривают строительство более 100 промышленных предприятий. Однако, полномасштабная реализация указанных программ в период экономического кризиса затруднена.

Дополнительную нагрузку на бюджет Туркменистана оказывает ситуация на туркмено-афганской границе. Вызванное выводом большей части американских войск из Афганистана, нарастание напряженности в результате увеличения численности экстремистов движения ”Талибан“ и ”ИГИЛ“ в северных провинциях страны, регулярные атаки на объекты инфраструктуры, а также попытки выхода на территорию Туркменистана – требуют резкого увеличения военных расходов.

В связи с кризисом рынка углеводородов, поступление валютных средств от экспорта значительно снизилось, что приводит к усугублению финансово-экономических проблем.

В настоящее время в Туркменистане разразился кризис неплатежей, дебиторская задолженность за полученные импортные товары или оказанные услуги достигает нескольких лет из-за проблем с конвертацией валюты для расчетов за импорт. Введен запрет на продажу наличной валюты, курс валют «черного рынка» в 2,5 раза превышает официальный. Указанные обстоятельства необходимо учитывать белорусским экспортерам при определении условий оплаты по внешнеторговым контрактам с туркменскими партнерами.

С учетом сложившейся ситуации, основными направлениями экономической политики Туркменистана в ближайшей перспективе останутся: наращивание объемов экспорта газа как основного источника валютной выручки; поиск новых маршрутов и рынков сбыта газа; товарная диверсификация экспорта; снижение бюджетных расходов; развитие импортозамещающих производств и сокращение импорта.

Показатели внешней торговли

  • Товарооборот – 26,2 млрд. США
  • Экспорт – 12,1 млрд. США
  • Импорт – 14,1 млрд. США
  • Торговый баланс – (-)2 млрд. США

Основные товары экспорта Туркменистана

  • газы нефтяные (79,3%);
  • нефтепродукты (10,1%);
  • волокно хлопковое (2,7%);
  • золото (2,3%);
  • пряжа хлопчатобумажная (1,5%); 
  • полипропилен (0,9%);
  • нефть сырая (0,6%).

Потребители экспорта Туркменистана:

  • Китай (78,3%);
  • Турция (5,8%),;
  • Италия (4,3%); 
  • Великобритания (4%); 
  • Казахстан (1,9%);
  • Россия (1,2%);
  • Украина (0,9%);
  • Болгария (0,6%).

Основные товары импорта Туркменистана:

  • плавучие буровые или эксплуатационные платформы (4,6%);
  • трубы, трубки и профили из черных металлов (4,4%);
  • прутки из железа или нелегированной стали (2,9%);
  • грузовые транспортные средства (2,6%);
  • металлоконструкции из черных металлов (2,6%);
  • изолированные провода и кабели (2,2%);
  • запорная арматура для трубопроводов (2%);
  • электрогенераторные установки (2%);
  • транспортные средства специального назначения (1,7%);
  • распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры (1,6%);
  • трансформаторы (1,5%);
  • бульдозеры, грейдеры, экскаваторы (1,4%);
  • оборудование для очистки жидкостей и газов (1,3%);
  • телефонные аппараты (1,3%);
  • лекарственные средства (1,3%);
  • насосы жидкостные(1,3%);
  • мебель (1,2%).

Поставщики импортных товаров в Туркменистан:

  • Турция (25,3%);
  • Россия (18,4%);
  • Китай (14,7%);
  • Германия (6,9%);
  • Украина (5,1%);
  • Беларусь (4,3%);
  • США (3,4%);
  • Великобритания (3%);
  • Италия (2,3%);
  • Казахстан (2,3%);
  • Франция (2,1%);
  • Южная Корея (1,8%);
  • Венгрия (1,4%)

Условия доступа товаров и услуг на рынок Туркменистана

Основными законодательными актами, регулирующими ввоз иностранных товаров и деятельность импортеров, являются:

  1. Постановление Кабинета Министров Туркменистана от 2008 г. номер 9925 ”Об утверждении перечня экспортируемых и импортируемых в Туркменистан товаров, не подлежащих и подлежащих обложению таможенными пошлинами, а также сумм таможенных пошлин“ с дополнениями.В указанном документе обращает на себя внимание запредельно высокая ставка по промежуточным изделиям из черных металлов, полученным из вторичного сырья. Указанная мера, по сути, сводит к нулю экспортные возможности тех стран, где отсутствуют залежи железной руды и не ведется ее добыча. В целом, перечень товаров, в отношении которых применяются таможенные пошлины, невелик и в настоящее время насчитывает 60 позиций. Вместе с тем, по мере организации импортозамещающих производств данный перечень постоянно расширяется.
  2. Налоговый кодекс Туркменистана. В данном документе, по сути, прописано, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Туркменистана, освобождаются от уплаты НДС (применяемая ставка равна нулю), в то время как хозяйственные общества с участием иностранного капитала облагаются налогом в размере 15%. Так, в настоящее время, до вступления в силу Соглашения о взаимном освобождении от уплаты НДС, ХО ”Белорусско-Туркменский торговый дом“ при осуществлении оптовой или розничной торговли облагается 15%-м налогом по всем группам товаров, исключая продовольственные. Указанное соглашение подписано 11.05.2016 и в настоящее время проходит внутригосударственную процедуру ратификации в Республике Беларусь, а также процедуру согласования Перечней товаров, подлежащих освобождению от НДС.
  3. Постановление Правительства Туркменистана от 2009 г. номер 10281 ”О вопросах организации работы по лицензированию в Туркменистане“.Данный документ является примером нетарифных ограничений. Сумма сбора за получение лицензии составляет около 800 долл. США. Однако, сама административная процедура выдачи лицензий законодательно не ограничена по времени, т.е. лицензия может быть получена заявителем в неопределенный срок.

Помимо указанных регламентирующих документов необходимо учитывать следующие особенности:

  • Все, без исключения товары, ввозимые в Туркменистан, подлежат обязательной сертификации. Стоимость процедуры – 0,2% цены, указанной в контракте.
  • Процедура таможенного оформления также платная. Стоимость составляет 0,2% контрактной цены.
  • Каждый внешнеторговый контракт должен быть зарегистрирован на бирже. Исключение – контракты, заключенные частными туркменскими компаниями, на сумму менее 1 млн. долл. США. Биржевой сбор за указанную процедуру составляет 0,4% контрактной цены.
  • Отдельные группы товаров помимо сертификации подлежат обязательной регистрации в заинтересованном ведомстве (например, медицинские препараты регистрируются Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана). Процедура регистрации – платная.
  • Государственными предприятиями или организациями (ведомствами) при заключении внешнеторговых контрактов перед их подписанием практикуется ”апробация“ импортируемых товаров, т.е. закрытое самостоятельное тестирование полученных на бесплатной основе образцов. Сроки ”апробации“ законодательно не регламентированы, а результаты, по сути, непредсказуемы. При этом ”пробники“ в любом случае потенциальному поставщику не возвращаются.
  • Туркменистан применяет единый таможенный тариф и единые ставки налогов и акцизов при ввозе импортных товаров не зависимо от страны происхождения, преференциальных торговых соглашений не имеет.
  • Несмотря на высокую популярность товаров из Республики Беларусь в Туркменистане, белорусским производителям при заключении экспортных контрактов, необходимо учитывать имеющую место в стране проблему с конвертацией национальных денежных средств в валюту.

Объективные макроэкономические трудности в настоящее время постоянно обостряют проблему недостатка валюты в стране, в результате чего конвертация средств Центральным банком Туркменистана для оплаты за импортные товары может осуществляться более года, не зависимо от суммы контракта.

С целью недопущения проблем с получением оплаты за отгруженные товары белорусским экспортерам рекомендуется заключать контракты на условиях предварительной оплаты или встречных поставок туркменских товаров.

В то же время, основными сдерживающими факторами в расширении белорусского экспорта в Туркменистан, являются объективные макроэкономические трудности и, как следствие, отсутствие финансирования у государственных предприятий и организаций, с одной стороны, а также недоступность банковских кредитов в валюте для частных предпринимателей – с другой. При этом популярность товаров из Республики Беларусь остается традиционно высокой среди туркменских потребителей.

К содержанию

Двусторонние отношения с Республикой Беларусь

Дипломатические отношения c Туркменистаном установлены 21 января 1993 г. С октября 1995 г. в г. Минске функционирует Посольство Туркменистана. С 2002 года в г.Ашхабаде действует Посольство Беларуси в Туркменистане.

В последние годы белорусско-туркменские отношения развиваются особенно динамично. Состоялись 9 взаимных официальных визитов на высшем уровне, в том числе 5 официальных визитов Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Туркменистан (в мае 2002 г.,
июне 2009 г., апреле 2011 г., ноябре 2013 г., декабре 2015 г.) и 4 официальных визита Президента Туркменистана Бердымухамедова Г.М. в Беларусь (в январе 2010 г., апреле 2012 г., октябре 2014 г. и мае 2016 г.).

Интенсивные контакты поддерживаются на уровне правительств, парламентов и органов госуправления, в том числе в рамках Белорусско-Туркменской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

В ходе визитов достигнуты договоренности об участии белорусской стороны в крупных строительных проектах в Туркменистане, поставках белорусской техники, обучении туркменских студентов в высших учебных заведениях Беларуси.

Ежегодно расширяется договорно-правовая база нашего разнопланового взаимодействия. Отношения c Туркменистаном носят стратегический характер.

Сотрудничество на международных площадках

Белорусско-туркменское сотрудничество на международных площадках отличается высоким уровнем взаимопонимания и поддержки. Туркменистан поддерживает инициированные Республикой Беларусь резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с торговлей людьми и конструктивно взаимодействует в рамках правозащитной повестки дня ООН.

Туркменистан, не являясь членом Совета ООН по правам человека (СПЧ), на постоянной основе (20-я, 23-я, 26-я сессии СПЧ) оказывал поддержку Беларуси в ходе диалога со специальным докладчиком СПЧ по вопросу о ситуации с правами человека в Республике Беларусь. Не исключением стала и 32-я сессия СПЧ (июнь 2016 года) в рамках которой Туркменистан выступил в поддержку Беларуси при обсуждении доклада специального докладчика по Беларуси.

Туркменистан входит в состав созданной по инициативе Беларуси в ООН Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми. Туркменистан является постоянным соавтором белорусской резолюции ”Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми“ (принималась консенсусом Генеральной Ассамблее ООН в 2006, 2008, 2009, 2012 и 2013 годах).

Туркменская сторона поддержала Беларусь при избрании в состав Международного комитета ООН по контролю над наркотиками на 2013 – 2017 гг.

В ноябре 2013 г. при поддержке Беларуси Туркменистан избран в состав Исполнительного комитета ЮНЕСКО на 2013 – 2017 годы.

Беларусь поддержала принятие двух инициированных Туркменистаном резолюций ГА ООН ”Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества“ (в 2008 и 2013 гг.).

Беларусь и Туркменистан оказали взаимную поддержку на выборах в состав ЭКОСОС (Беларусь избиралась на период 2012 – 2014 гг., Туркменистан – на период 2013 – 2015 гг.), и договорились о взаимной поддержке Беларуси - на период 2018-2020 гг. и Туркменистана - на период 2019-2021 гг.

В связи с 30-й годовщиной чернобыльской аварии на заседании ГА ООН в сентябре 2016 г. Туркменистан поддержал одобрение новой стратегии ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству на период после 2016 г. и принятие тематической резолюции ГА ООН.

Туркменистан поддержал назначение кандидатуры Республики Беларусь на должность Главы Регионального Центра ОБСЕ в Ашхабаде.

Торгово-экономическое сотрудничество

Торгово-экономические отношения с Туркменистаном характеризуется устойчиво положительным сальдо для Беларуси.

После достижения рекордной отметки в 2013 году (экспорт товаров и услуг - 440 млн. долларов), в последние годы наметилась тенденция снижения взаимного товарооборота. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием закупок белорусской техники ОАО «МАЗ», ОАО «Амкодор» и ОАО «МТЗ» для государственных нужд (в связи с падением цен на энергоносители Туркменистан имеет проблемы с финансовыми средствами, а также ушел от госзакупок сельхозтехники).

В то же время как в 2015 году, так и в текущем году существенное положительное влияние на товарооборот оказывает экспорт белорусских услуг (основные услуги – образование и строительство). Так, в 2015 году экспорт услуг в Туркменистан составил 123,4 млн. долларов, что на
43,5 процентов выше, чем за 2014 год. Новой тенденцией является превышение доли услуг над долей товаров в общем объеме экспорта в Туркменистан (54,7 и 42,6 процента соответственно).

В январе-сентябре 2016 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Туркменистаном составил 95,9 млн. долларов или 141,8 процента к аналогичному периоду 2015 года. Экспорт товаров достиг 89,4 млн. долларов (135,2 процента) при положительном сальдо в 82,9 млн. долларов.

Последовательно наращивается экспорт услуг, объем которых в январе-сентябре 2016 г. составил 131,6 млн. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличился на 20,8 процента.

Крупнейшим совместным проектом является строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината по производству калийных удобрений в Лебапском велаяте Туркменистана. Проектом в составе комбината предусмотрено строительство 138 объектов и подобъектов (111 основных и 27 вспомогательных). Строительство Гарлыкского ГОК ведется силами 14-ти строительных организаций, в том числе 13 белорусских и 1 туркменской. Общая стоимость контракта – 1 млрд. долларов США.

Одним из стратегических и перспективных направлений торгового сотрудничества являются поставки белорусских лифтов для строящихся объектов в Туркменистане, а также в рамках программы замены отработавшего лифтового оборудования.

Расширение кооперационных связей в области строительства, машиностроения, переработки сельскохозяйственной продукции, легкой 

промышленности, увеличение роста торговых операций между нашими странами приведут к дальнейшему росту транспортных услуг. Для этой цели мы готовы максимально задействовать уже имеющиеся транспортные возможности наших стран, в том числе созданные в Республике Беларусь логистические центры.

Значительный потенциал двустороннего взаимодействия мы видим в сельском хозяйстве, здравоохранении, в сфере науки и новых технологий. При этом взаимодействие в сфере информационных технологий является одним из самых перспективных направлений сотрудничества Республики Беларусь и Туркменистана.

Вместе с тем, сдерживающим фактором белорусско-туркменского взаимодействия в торгово-экономическом направлении, являются затруднения с конвертацией валюты, которые имеются у туркменских государственных и частных компаний, а также официальных представителей белорусских предприятий, работающих в Туркменистане.

Проблемы с конвертацией уже создали определенный товарный дефицит на традиционные белорусские товары (шины, тракторы, лифты, сельхозтехника, продукция деревообработки, продовольственные товары), в которых в настоящее время имеется высокая потребность у туркменских потребителей.

Основными перспективными направлениями наращивания белорусского экспорта в Туркменистан являются:

  • Расширение дилерской сети машиностроительных предприятий в Туркменистане, формирование кластера белорусских производителей техники в Ашхабаде (необходимо иметь в виду, что Туркменистан практически ушел от заключения крупных «государственных контрактов»).
  • Увеличение поставок модельного ряда сельскохозяйственной техники в Туркменистан (зерноуборочная, кормоуборочная и хлопкоуборочная техника; прицепная и навесная сельхозтехника). 
  • Наращивание поставок лифтового оборудования с целью комплектации лифтовым оборудованием нового жилья в городах Туркменистана, а также участие в программах замены лифтов, с истекшим сроком эксплуатации, на новые.
  • Проработка поставок дизель-поездов производства ИП «Штадлер-Минск» на железнодорожных маршрутах, соединяющих Ашхабад с центрами велаятов.
  • Увеличение номенклатуры и наращивание объемов поставок продовольственной группы товаров (для ее вхождения на рынок Туркменистана производителям необходимо продолжить работу по увеличению сроков реализации продовольствия).
  • Организация поставок оборудования для нефтегазового комплекса (СЗАО «Фидмаш», ЗАО «Гидродинамика»). 
  • Организация участия белорусских филиалов строительных организаций, созданных для участия в реализации проекта по строительству Гарлыкского ГОК, в субподрядных работах по проектированию и строительству объектов промышленного и гражданского назначения в Туркменистане. 
  • Обеспечение наращивания поставок в Туркменистан лекарственных средств.
  • Поставки в Туркменистан машинокомплектов многофункциональных беспилотных авиационных комплексов и технологического оборудования для осуществления выпуска готовых изделий на созданном сборочном производстве. Проработка возможности поставок новой модели беспилотного авиационного комплекса – «Буревестник МБ».
  • Поставка оборудования и оказание услуг в сфере военно-технического сотрудничества.
  • Продолжение взаимодействия с органами государственного управления и банками Туркменистана с целью оказания услуг по установке программного обеспечения. 
  • Важнейшим фактором, который будет влиять на белорусский экспорт и дальнейшее развитие белорусско-туркменского сотрудничества в целом, является качественная и своевременная реализация проекта по строительству Гарлыкского горно-обогатительного комбината. 

 

   Мероприятия экономического характера, планируемые в 2017 году

     Наименование мероприятия

Сроки и место проведения 

                       Краткое обоснование

Потенциальные участники с белорусской стороны

Визит Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Мясниковича М.В. (ответственный за строительство Гарлыкского ГОК)

г. Ашхабад, Гарлыкский ГОК, в течение года

Проведение переговоров с Президентом Туркменистана, обсуждение направлений двустороннего сотрудничества, решение актуальных вопросов строительства Гарлыкского ГОК, открытие комбината

Представители аппарата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Визит Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь
Калинина А.Н. (председатель белорусской части Межправительственной Белорусско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству)

г. Ашхабад, Гарлыкский ГОК, в течение года

Проведение встреч с руководством Кабинета Министров Туркменистана,

обсуждение направлений двустороннего сотрудничества, решение актуальных вопросов строительства Гарлыкского ГОК, открытие комбината

Руководство Минстройархитектуры, концерна «Белнефтехим», других отраслевых министерств и концернов, ОАО «Беларуськалий», ОАО «Белгорхимпром», предприятий строительного комплекса Беларуси

Проведение очередного заседания Межправительственной Белорусско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству

г. Минск, первое полугодие

Подведение итогов взаимодействия Республики Беларусь и Туркменистана в 2016 году, выработка перспективных точек роста товарооборота, взаимодействие в сферах научно-технического и гуманитарного сотрудничества

Руководство министерств, концернов, предприятий и организаций Республики Беларусь, осуществляющих сотрудничество с Туркменистаном

Проведение очередного заседания Межправительственной Белорусско-Туркменской комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий

г. Ашхабад, второе полугодие

Обсуждение перспективных направлений сотрудничества в сфере научно-технического сотрудничества

Руководство и представители Государственного комитета по науке и технологиям

Организация взаимных визитов деловых кругов

в течение года

Содействие наращиванию экспорта белорусской продукции в Туркменистан

 

Проведение белорусско-туркменского бизнес-форума в г.Ашхабаде

 

г.Ашхабад, первый квартал 2017 г.

 

Налаживание прямых связей между заинтересованными субъектами хозяйствования Республики Беларусь с потенциальными туркменскими партнерами государственных органов госуправления и частного сектора

Перечень участников формируется БелТПП с учетом заявленных интересов белорусских субъектов хозяйствования

Выставка белорусских образовательных услуг «Ярмарка знаний»

г.Ашхабад, март, 2017 г.

Проведение выставки содействует наращиванию экспорта услуг в сфере образования

Высшие учреждения образования Республики Беларусь

Участие белорусских деловых кругов в международных отраслевых выставках и форумах, проводимых в Туркменистане, в том числе:

 

в течение года

Участие в международных выставочных мероприятия, проводимых в Туркменистане, является важным инструментом вхождения и продвижения на рынок Туркменистана белорусских товаров и услуг

Заинтересованные предприятия и организации Республики Беларусь в зависимости от тематики проводимых международных выставочных мероприятий

Международная выставка мебели и домашних бытовых товаров

г.Ашхабад, март 2017 г.

 

 

Международная строительная выставка

г.Ашхабад, апрель 2017 г.

 

 

Международная выставка «Наука техника и инновационные технологии»

г.Ашхабад, июнь 2017 г.

 

 

Международная научная выставка и конференция «Здоровье 2017»

г.Ашхабад, июль 2017 г.

 

 

Международная выставка и научная конференция «Основные направления развития энергетической промышленности Туркменистана»

г.Ашхабад, август 2017 г.

 

 

Международная выставка «Нефть и газ Туркменистана 2017»

г.Ашхабад, ноябрь 2017 г.

 

 

Международная выставка-ярмарка хлопковой продукции Туркменистана

г.Ашхабад, ноябрь 2017 г.

 

 

 

Сотрудничество в гуманитарной сфере

Ключевым направлением двустороннего гуманитарного сотрудничества является взаимодействие в сфере образования. В настоящее время обучение в белорусских учебных заведениях проходят около 9 тыс. граждан Туркменистана.

Ежегодно в г. Ашхабаде проводятся выставки белорусских образовательных услуг «Ярмарка знаний», в которых участвуют крупнейшие белорусские вузы.

Актуальной темой является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих специальностей для работы на Гарлыкском ГОК. В Солигорском государственном горно-химическом колледже обучаются будущие специалисты Гарлыкского ГОК, параллельно организовано обучение рабочим специальностям (около 115 человек) для ввода в эксплуатацию комбината. В настоящее время 10 преподавателей Солигорского государственного горно-химического колледжа проводят обучение будущих рабочих ГОК в Туркменистане.

Делегации Республиканского института профессиональных знаний в текущем году дважды посетила Туркменистан и внесла на рассмотрение проект по созданию в Ашхабаде Ресурсного Центра по подготовке высококвалифицированных специалистов рабочих профессий для строительной отрасли Туркменистана, презентация которого состоялась в рамках Международной конференции «Развитие строительной отрасли Туркменистана» в августе 2016 г.

В июне текущего года впервые организован отдых группы туркменских детей в Национальном детском центре «Зубренок» в Беларуси. Ведется работа по подготовке соглашения об организации отдыха туркменских школьников в Республике Беларусь и белорусских – в курортной зоне «Аваза» в Туркменистане на системной основе.

На высоком уровне поддерживалось взаимодействие Беларуси и Туркменистана в сфере спорта. В 2015 году белорусские и туркменские спортсмены приняли участие в 16 спортивных мероприятиях, проходивших как в Республике Беларусь, так и в Туркменистане (бокс и различные виды борьбы, футбол, хоккей с шайбой, баскетбол, настольный теннис и другие). В январе-ноябре 2016 г. пять команд туркменских спортсменов приняли участие в проводимых в Беларуси соревнованиях по боксу, борьбе и самбо, художественной гимнастике, хоккею.

Традиционно активно развивается сотрудничество в сфере культуры. Ежегодно организуется взаимное проведение Дней культуры Беларуси и Туркменистана. В декабре 2015 г. в период официального визита Президента Республики Беларусь в Туркменистан прошли Дни культуры Республики Беларусь в г. Ашхабаде, в мае 2016 г. в г. Минске прошли Дни культуры Туркменистана. Организовываются взаимные поездки творческих коллективов, в текущем году в Туркменистане выступили Народный вокально-хареографический ансамбль “Белы птах” и Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением В.Бабарикина, фестиваль “Белая вежа” в Беларуси посетил народный коллектив из Туркменистана.

В качестве совместных проектов в здравоохранении можно выделить сотрудничество в сфере пересадки внутренних органов и тканей. В феврале 2015 г. Минск посетил главный хирург Туркменистана, который ознакомился с применяемыми методиками пересадки внутренних органов. Дальнейшим крупным шагом в развитии сотрудничества в данном направлении может стать проведение операции по пересадке печени и почки на базе одного из лечебных учреждений Ашхабада.

Налажено взаимодействие по проведению повышения квалификации и стажировок туркменских медиков в Белорусской медицинской академии последипломного образования и ведущих белорусских учреждениях здравоохранения.

Туркменские специалисты неоднократно проходили стажировки в ведущих белорусских медицинских центрах в области нейрохирургии, пересадки органов и тканей, ортопедии, травматологии, педиатрии и других направлениях медицины.

В апреле и мае 2016 года бригады белорусских медиков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» проводили мастер-классы в области лапароскопических операций в гинекологии, совместные операции, семинары и круглые столы по обсуждению практических вопросов перинатальной медицины в Научно-клиническом центре охраны здоровья матери и ребенка в г.Ашхабаде.

Налажено системное взаимодействие между Научно-клиническим центром онкологии г. Ашхабада и Белорусским республиканским научно-практическим центром онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова.

Туркменистан – страна в Центральной Азии, расположенная в зоне  пустынь, севернее хребта Копетдаг Туркмено-Хорасанской горной системы, между Каспийским морем на западе и рекой Амударья на востоке. Большая часть территории Туркменистана находится в пределах Туранской низменности. В рельефе преобладают плоские или холмистые песчаные пустыни с барханами, занимающие более 80% площади Туркменистана: Центральные, Заунгузские и Юго-Восточные Каракумы. Юг и юго-восток занимают горы. Самая высокая точка страны - Койтендаг (3139 м), самая низкая - впадина Акчакая (-81 м).
 
Проблема пресной воды играет в Туркменистане решающую роль во всех областях жизни. Дефицит воды обусловлен географическим положением и климатом. Густота речной сети наименьшая среди государств Центральной Азии. Самые большие реки: Амударья -1415 км, Теджен - 1150 км, Атрек - 669 км, Мургаб – 530 км. Большая часть озёр солёные: они встречаются на Каспийском побережье и в русле Узбоя (самое крупное из них - Куули). Из пресных озёр выделяются Ясхан и Топиатан в долине Узбоя. В горах - озёра карстового происхождения Коу-Ата (в Бахарденской пещере) и Хорджунли (в Кугитангтау).
 
Для Туркменистана характерен резко континентальный и исключительно сухой климат с большой годовой и суточной амплитудой температур, малой влажностью воздуха, высокой испаряемостью и небольшим количеством осадков. Средняя температура января на севере республики – 4 – 6 градусов мороза, а на юго-западе до +6. В Ашхабаде средняя января - +2,5 градуса, а минимальная когда-либо отмеченная температура – 25,8 градуса мороза. В июле средняя температура в пустыне достигает +32 - +33, и только на побережье Каспия, в дельте Амударья жара ослабевает. Здесь средние температуры достигают +26 - +30, а в верхней части гор Копетдага - +15 - +20. Обилие солнечных лучей открывает большую перспективу для развития гелиотехники в Туркменистане.
 
Климат Туркменистана оказывает большое влияние на развитие сельского хозяйства. Стратегическими отраслями в аграрном секторе являются хлопководство и выращивание зерновых. Климат субтропиков Туркменистана, позволяет выращивать на открытом грунте цитрусовые. Из-за небольшого количества осадков богарное земледелие возможно только в горах (пшеница, бахчевые).
 
На территории Туркменистана преобладают континентальные отложения, залегающие мощным слоем на морских осадках и палеозойском фундаменте. В недрах Туркменистана (включая прилегающий Каспийский шельф) находится ок. 1/3 мировых запасов природного газа (по разным оценкам, от 21 трлн. до 24 трлн. м3) и значительные запасы нефти (от 6,8 млрд. до 12 млрд. т). Наряду с углеводородными ресурсами в стране разведаны месторождения целестина, угля, самородной серы, минеральных солей, каолина, бентонита, озокерита. Туркменистан занимает одно из ведущих мест в мире по запасам гидроминерального сырья: запасы самого крупного в мире месторождения природных солей морского типа в заливе Кара-Богаз-Гол, подземных йодобромных вод, пластовых вод нефтяных, газовых и серных месторождений. Разведаны месторождения серебра, золота, свинца, меди, цинка. С природными ресурсами Каспия тесно связаны такие отрасли народного хозяйства, как нефтедобывающая и рыбная промышленность.
 
Туркменистан - одна из наиболее интересных стран Центральной Азии. Являясь колыбелью многих культур и цивилизаций, важным центром Великого Шелкового пути, территория Туркмении изобилует памятниками истории и культуры. Здесь также находятся уникальные природные комплексы и разнообразные формы ландшафта, от живописных горных хребтов до безжизненных на первый взгляд песков пустыни, от зеленых оазисов до многокилометрового морского побережья.
 
Столица и самый большой город Туркмении - Ашхабад. Несмотря на всю важность, которую город представляет сейчас, Ашхабад не может похвастаться древней богатой историей. Его нельзя сравнить с такими древними памятниками Туркменистана, как Мерв, Куня-Ургенч или Ниса, которые в свое время были важными центрами государств, созданных здесь могущественными династиями правителей. Из современных достопримечательностей города можно назвать Дворец Туркменбаши, Дворец Рухыет, монумент Независимости, Арку Нейтралитета, мемориальные ансамбли “Землетрясение”, Национальный музей, а также стадионы, мечети, фонтаны, парки, высококлассные гостиницы, офисы и бизнес-центры. Однако, все основные достопримечательности города находятся за его пределами.
 
В 12 километрах юго-восточнее Ашхабада лежит археологический участок Анау-Депе (IV-III тыс. лет до н. э.) и крепость Анау (III в. до н. э. - III в. н. э.), а также руины одноименного средневекового города с мечетью.
 
В 18 км западнее Ашхабада лежит уникальный памятник истории - развалины столицы древнего Парфянского государства, известные сейчас как Ниса (Коненусай, III в. до н. э. - III в. н. э.). На небольшой территории древнего города обнаружено огромное количество уникальных предметов прошлого, в том числе 2700 табличек из глины с надписями, руины античной крепости Митридаткерт (площадь около 14 гектар), остатки городских кварталов, храмов, дворцов, архив хозяйственных документов, произведений искусства и др. В 2007 году руины парфянской крепости были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из интереснейших памятников истории древних государств Востока.
 
Лежащая в зеленом ущелье в 30 км юго-западнее Ашхабада охотничья резиденция персидского королевского семейства Фирюза, является популярным горным курортом. А горная пешеходная трасса "Сердаор-Елы" проходит по самым живописным местам Копетдага. Неподалеку расположена знаменитая Бахарденская пещера с огромным подземным озером Коу-Ата ("Отец озер", площадь около 3 тыс. кв. м). Вода в озере круглый год имеет температуру около +36'C и насыщена огромным количеством солей, начиная с сероводорода, и заканчивая бором, марганцем, бромом и др. Кроме озера в пещере находится самая большая колония летучих мышей в странах СНГ. Сейчас Коу-Ата имеет статус национального заповедника.
 
Третий по величине город Туркмении - Мары. Оазис Мерва (40 км восточнее Мары) - одна из самых древних областей Средней Азии. Первые сельскохозяйственные поселения появились в дельте Мургаба в VII тысячелетии до н. э. В 1992 г. раскопки вскрыли огромный некрополь Гонур-Депе. Крупный торговый пункт на Великом шелковом пути между Нишапуром и Мервом, Серахс лежит в центре маленького оазиса, расположенного в верхнем течении реки Теджен. Пещерный город Екедешик, расположенный в районе Тагта-Базар, имеет статус Государственного исторического и архитектурного заповедника.
 
Куня-Ургенч - архитектурный заповедник, лежащий в 480 км к северу от Ашхабада. К культурным и историческим памятникам страны также относятся развалины города Амуль, известного со времен Парфянского царства (недалеко от Чарджоу), древние города Анев, Анау, Тагта, Черкез и Овадан-Депе.
 
Город-порт Туркменбаши (бывший Красноводск) - единственный крупный порт во всей Средней Азии, обеспечивающий связь с европейскими странами. Здесь также расположен целый ряд прибрежных туристических баз отдыха. В Балканском велаяте расположена красивая субтропическая зона страны - Сумбарская долина.
 
Мисрианская равнина - одно из самых необычных мест на территории Туркменистана. Здесь не велось интенсивного строительства, для сельскохозяйственных работ эти земли также малопригодны, поэтому здесь сохранилось множество памятников истории. Самые ранние следы человеческой деятельности на этих, некогда плодородных землях, относятся к середине II тысячелетия до нашей эры. В тот период здесь находились крупнейшие поселения древних цивилизаций - Мадау-Депе, Иззаткули и Тангсыкылджа, и существовала самая мощная ирригационная система во всей Центральной Азии. Эта историческая область, широко известная как Гиркания, процветала при Ахеменидах, в эпоху Парфии, при Сасанидах, а в исламский период достигла наивысшего расцвета. До наших дней сохранились руины блестящих некогда городов Джурджан и Дехистан, но ученые считают, что пески пустыни скрывают в себе еще множество неизведанного.
 
Развалины караван-сарая Ташарват расположены в 38 км от г. Балканабат, административного центра Балканского велаята, у одноименного родника. Караван-сарай представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри расположены развалины жилого строения. Месторасположение караван-сарая на одном из древних караванных путей в районе Большого Балхана дает повод думать, что это, возможно, была одна из многочисленных ветвей Великого Шелкового Пути.
 
Вокруг знаменитой Кушки сосредоточено около двухсот исторических и архитектурных памятников. Среди них особенного внимания заслуживают Абиверд - один из городов Северного Хорасана, единственный зиккурат в стране - крепость Алтын-Депе ("Золотой холм", III-II тысячелетия до н. э.); славящееся своими художественными памятниками древнее поселение Гара-Депе (III тысячелетие до н. э.); а также археологический участок Намазга-Депе (III-II тысячелетия до н. э.) и относящийся к современности, но от этого не менее интересный Бадхызский заповедник.
 
В Туркменистане действуют несколько крупных заповедников: Бадхызский, Репетекский, Красноводский и Кугитанг. А также немалое число курортов: климатические курорты Фирюза и Байрам-Али; бальнеологические - Арчман и Моллакара.
 
Заповедник Кугитанг, расположенный непосредственно на границе с Узбекистаном, на плато Ходжапиль, является гордостью страны - на высоте 2500 м здесь расположено знаменитое "Плато динозавров", на котором обнаружено около полутора сотен следов этих доисторических животных. Предполагается, что 150 миллионов лет назад, в юрский период, плато было дном мелководной лагуны, по которому проходили динозавры, оставляя свои следы, как оказалось, навечно. Кстати, рядом со следами юрских чудовищ обнаружены загадочные следы человека или человекоподобных существ. Здесь же можно увидеть самую высокую точку в Туркмении - пик Айрыбаба (Айра-Баба, 3139 м), грандиозный каньон Ум-Бар-Депе с водопадами высотой 28 м, уникальный термальный источник Кайнар-Баба, каньон Кырк-Гыз и многочисленные карстовые пещеры.
 
В Туркменистане огромное число пещер. Самые известные из них – Карлюкские пещеры (около 60 подземных залов). Они находятся на склоне хребта Кугитангтау и являются уникальными памятниками природы, им нет равных в Евразии, и они по праву включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
К природным достопримечательностям страны относят также залив Кара-Богаз-Гол, древнее русло Узбоя, древний грязевой вулкан Боядаг (13 км от Дахистана), отвесные сбросы Большого Балхана (высота до 900 м), колония пресноводных крабов в источнике Чалсу в Малом Балхане, древние фисташковые леса в Копетдагском заповеднике, Бадхызскую котловину и уникальнуювпадину Ер-Ойлан-Дуз - окруженную 300-метровыми глинистыми обрывами котловину, почти целиком занятую соленым озером и солончаками, среди которых поднимаются невысокие, но колоритные конусы древних вулканов.
 

 

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Туркменистане, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация  может  быть  полезной  для тех, кто уже давно работает на  рынке Туркменистана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by