

- Государственный язык: английский.
- Географическое положение: государство в Северной Америке. Основная территория США (называемая континентальные штаты) расположена на Североамериканском континенте и простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе. На юге США граничат с Мексикой, на севере — с Канадой. Кроме того, в состав США входят ещё 2 штата. На крайнем северо-западе американского континента находится штат Аляска, также граничащий с Канадой. В Тихом океане находится штат Гавайи. США также принадлежит ряд островов в Карибском море (например, Пуэрто-Рико) и в Тихом океане (Американское Самоа, Мидуэй, Гуам и др.). Территория: 9 518 900 кв. км. Разница во времени с Беларусью на восточном побережье (г. Нью-Йорк, г. Вашингтон, г. Майами) составляет 7 часов с марта по ноябрь и 8 часов в зимнее время. На западном побережье (г. Лос-Анжелес, г. Сиэтлл, г. Сан-Франциско) разница во времени составляет 10 и 11 часов в зависимости от времени года.
- Административно-территориальное деление: Соединённые Штаты Америки состоят из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа за исключением пяти округов (боро) в составе города Нью-Йорка.
- Столица: Вашингтон.
- Государственное устройство: по конституции США, принятой в 1787 г., определённые полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определённые для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США. В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.
- Население: 311 400 тысяч человек.
- Национальная валюта: доллар США.
- ВВП: 20,9 триллиона долларов США (2020).
- Часовой пояс: с GMT −10 по GMT −5.
- Телефонный код: +1.
- Штрих-код: 00 — 13.
- Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Соединенными Штатами Америки
- Особенности ведения бизнеса в США
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Соединенными Штатами Америки
США с населением 328 миллионов человек является крупнейшей экономикой мира и лидером по импорту продукции.
Ключевые позиции американского импорта товаров составляют:
- Машины (включая компьютеры и оборудование);
- Электрическое оборудование;
- Транспортные средства и автомобили;
- Полезные ископаемые, топливо и нефть;
- Фармацевтика;
- Медицинское оборудование и расходные материалы;
- Мебель, освещение и вывески;
- Пластмассы;
- Драгоценные камни и драгоценные металлы;
- Органические химические вещества.
Две трети импорта сельскохозяйственных товаров в США составляет продукция садоводства, включая фрукты, овощи, орехи, вино, цветы и хмель. Другие пищевые продукты, такие как сахар, кофе, какао и каучук, составляют около 18% всей сельскохозяйственной продукции, ежегодно ввозимой в Соединенные Штаты.
Рынок США является разнородным в силу проживания на территории страны представителей многих народностей, вероисповеданий и диетических предпочтений. Учитывая, что на территории США проживает несколько миллионов выходцев из постсоветского пространства и стран СНГ, традиционные для Беларуси товары (продукты питания, изделия для дома) имеют устойчивый спрос.
Основные позиции белорусского экспорта в США – продукция деревообработки, медицинское оборудование, мебель, ткани и изделия из нее, продовольственные товары. Удобрения и товары нефтепереработки находятся под санкциями.
Соединенные Штаты являются одним из ведущих инвесторов в экономику Беларуси. В Беларуси зарегистрировано около 400 совместных и иностранных предприятий с американским капиталом, в том числе представительства таких американских компаний, как Microsoft, EPAM Systems, Exadel, Microsoft, Hewlett-Packard, Honeywell, Coca-Cola, McDonald’s.
Перспективы продвижения белорусского экспорта в США
Несмотря на то что американский рынок характеризуется значительной емкостью и наличием спроса практически на все виды продукции, в том числе импортируемой, необходимо отметить наличие высокой конкуренции на всех сегментах рынка США. Необходимо быть готовым к тому, что выход с белорусской продукцией может быть сопряжен со значительными первоначальными издержками, в том числе и по обеспечению обратной связи с конечными потребителями.
Наиболее перспективные направления для белорусских предприятий:
- дальнейшее продвижение экспорта компьютерных услуг в США и продолжение позитивной динамики роста в размере 20 — 30%;
- сохранение объемов поставок белорусских калийных удобрений на рынок США, несмотря на временную неблагоприятную ценовую конъюнктуру по данному виду продукции;
- проработка экспорта перспективных товарных позиций металлопродукции БМЗ, в частности катанки, для восполнения утраченных объемов поставок труб нефтегазового сортамента вследствие кризиса нефтегазовой отрасли США;
- налаживание и увеличение поставок на рынок США стекловолокна, шин, азотных удобрений в условиях приостановления действия санкций в отношении концерна «Белнефтехим» и его предприятий;
- организация поставок карьерных самосвалов и активизация поставок тракторов.
Из года в год в Америке импорт преобладает над экспортом, что создает огромный дефицит торгового баланса (600 — 800 миллиардов долларов США ежегодно) и открывает широкие возможности для поставки белорусских товаров.
В отношении возможностей поставок товаров белорусскими экспортерами, следует отметить наличие ограничений по следующим группам товаров:
- мясная продукция (Беларусь не имеет страновой сертификации для поставок в США);
- молочная продукция (поставки из Беларуси квотируются, поэтому необходим поиск американского покупателя, обладающего квотами);
- арматура металлическая строительная производства БМЗ (применяется антидемпинговая пошлина).
По остальным товарам, производимым в Беларуси, теоретически не имеется юридических ограничений для поставок в США.
Особенности ведения бизнеса в США
Правила регулирования ВЭД
В США правила регулирования торгово-экономической деятельности являются двухуровневыми. Часть правил действует на федеральном уровне (например, тарифное регулирование, таможенное администрирование и т.д.), в то время как большинство нетарифных мер регулирования зависят от конкретного штата (всего 50 штатов и округ Колумбия), в который экспортируется товар.
Служба таможенного и пограничного контроля США (U.S. Customs and Border Protection, CBP) на своем сайте содержит базовую информацию для импортеров, желающих поставлять товары в США, а также предлагает несколько рекомендаций.
Уровень тарифной защиты
Средний уровень таможенных пошлин является одним из самых низких в мире и составляет на промышленные товары около 3 процентов (средневзвешенный тариф – 2 процента). Ставки таможенных пошлин можно смотреть здесь https://dataweb.usitc.gov/tariff/annual. На некоторые виды продовольственных товаров (например, молочная продукция) действуют тарифные квоты.
Техническое регулирование
Уровень технических барьеров (санитарные и фитосанитарные меры, техрегламенты и т.д.) не является заградительным на товары белорусского экспорта (исключение – мясо, птица, яйцо и мясные изделия).
На сайте Национального института стандартов и технологий США размещена вся необходимая информация о применяемых стандартах.
Экспортерам целесообразно ознакомиться с правилами Администрации по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), касающимися еды и напитков, лекарств (Глава 21 Кодекса Федерального регулирования), медицинских устройств и косметики.
Требования к сертификации продукции и импорту можно смотреть здесь.
Информация по разрешениям на работу с продуктами питания содержится на сайте Управления по контролю за продовольствием и медикаментами (Food and Drug Administration, FDA)
Маркировка
Требования к маркировке для потребительских товаров устанавливаются Администрацией по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). Правила маркировки в целом стандартные. Требуется текст на английском языке по форме, установленной законодательством. Существуют особые требования к маркировке продуктов питания, лекарств, косметики и других видов товаров. Необходимо учитывать, что в США используются другие единицы измерения (унции, футы, чашки), а также есть особенности в подаче информации на этикетке о составе продукции и калораже.
Все требования к маркировке размещены на официальном сайте FDA.
Лицензирование и экспортные ограничения
В большинстве случаев лицензия для импорта товаров в США не требуется, но для некоторых импортируемых товаров правительственные агентства могут потребовать лицензию, разрешение, сертификат или другой вид документа. В рекомендациях Службы таможенного и пограничного контроля США (CBP) описаны типы товаров, для которых может потребоваться лицензия или разрешение, а также контактная информация соответствующего агентства.
При этом ввоз некоторых товаров ограничен или запрещен. Ознакомиться со списком запрещенных и ограниченных к ввозу товаров можно на сайте Службы таможенного и пограничного контроля США.
Чтобы узнать требования к импорту и другую информацию о процессе импорта следует посетить сайт местного порта ввоза, который вы будете использовать для ввоза товаров.
Из Беларуси в США нельзя экспортировать мясо, яйцо, птицу и мясные изделия из-за отсутствия страновой аккредитации (процесс получения аккредитации начат Минсельхозпродом Беларуси в ноябре 2020 г.).
Для поставки молочной продукции в большинстве своем (масло, сыр, сгущенное молоко, глазированные сырки и т.д.) не требуются получения ветеринарных разрешений США либо государственных сертификатов. Подробнее о требованиях к разным видам сельскохозяйственной продукции можно прочитать здесь.
Остальные товары могут экспортироваться в США в случае, если на экспортера не распространяются американские санкции.
Учитывая существенное увеличение сроков доставки из-за ситуации в мире и сбоях в производственных и логистических цепочках (может превышать 3 месяца), срок годности продукции, экспортируемой в США, должен составлять не менее 12 месяцев.
Проверка контрагентов
Проверка деловой репутации контрагентов осуществляется через поисковые системы открытых источников информации, включая реестры юридических лиц штатов (например, в штате Нью-Йорк), а также реестр судебных дел.
Коммерческая информация, включая сведения о нахождении юридического лица под процедурой банкротства, финансовом состоянии, не содержится в открытых источниках.
К особенностям ведения бизнеса в США можно отнести ограниченные возможности связываться с компаниями напрямую. Телефоны и электронные адреса, размещаемые на официальных сайтах, в большинстве случаев являются нерабочими либо предназначены для односторонней связи (колл-центры, чат боты и т.д.). По информации бизнеса, лучшими способами установления контактов является участие в выставках, B2B мероприятиях, поиск контрагентов через бизнес-союзы и торговые палаты.
Об участии в госзакупках
Определяющее значение для участия иностранных, в том числе белорусских субъектов хозяйствования в системе государственных закупок США имеет Акт о закупке американских товаров («Buy American Асt»).
В соответствии с этим законом правительство США в рамках осуществления закупок товаров для своих нужд обязано предоставлять преимущество товарам и услугам американского происхождения (включая сырье и материалы). В случае сырья оно должно быть добыто в США, в случае товаров — стоимость его американских компонентов должна составлять более 50% стоимости всех компонентов товара; кроме того, конечное производство (сборка) товара должна осуществляться на территории США. Исключение составляют страны, с которыми у США подписано соглашение о свободной торговле.
Подобные условия существуют и в отношении закупки товаров негосударственными структурами, если такие закупки осуществляются с привлечением средств федерального бюджета.
С учетом неравных условий конкурентной борьбы на американском рынке для белорусских предприятий вариантом участия в тендерах для нужд государственных структур США может быть установление партнерских отношений с американскими компаниями, в том числе получение субконтрактов в рамках госзаказов.
Дополнительно:
- Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности в США;
- Импорт продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в США; Importing Food and Agricultural Products into the United States.
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Соединенных Штатах Америки, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке США и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by