

- Государственный язык: арабский.
- Географическое положение: Государство Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), состоящее из семи независимых государств (эмиратов), располагается в восточной части Аравийского полуострова и на многочисленных островах. На севере государство граничит с Катаром, на западе и юге — с Саудовской Аравией, на востоке — с Султанатом Оман, имеет морскую границу с Ираном. На севере омывается Персидским, а на востоке — Оманским заливом Индийского океана. Территория — 83 600 кв. км.
- Административно-территориальное деление: Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоит из семи эмиратов, которые объединились 2 декабря 1971 г.
- Столица: Абу-Даби.
- Государственное устройство: ОАЭ — федерация семи независимых государств с абсолютной монархией, главы которых образуют Высший совет ОАЭ. Принципы государственного управления ОАЭ предусматривают одобрение правителями не менее чем пяти эмиратов предложений, передаваемых для выполнения правительству.
- Население — 9,991 млн. человек (по данным ООН на начало 2021 г.). Наиболее многочисленные группы иммигрантов (expats) составляют индусы (27,5% населения), пакистанцы (12,7%), филиппинцы (5,6%), арабы из других стран (около 25%), европейцы и американцы (около 5%) и др.
- Государственная религия — ислам суннитского направления. Мусульмане составляют 96% верующих .
- Национальная валюта: дирхам.
- ВВП: 421,1 миллиарда долларов США (2019).
- Часовой пояс: GMT +4.
- Телефонный код: +971.
- Штрих-код: 629.
- Социально-экономическое положение ОАЭ
- Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с ОАЭ
- Фискальная политика ОАЭ
- Организационно-правовые формы предприятий в ОАЭ
- Лицензирование деятельности
- Участие в тендерах
- Выставки
Социально-экономическое положение ОАЭ
Объединенные Арабские Эмираты участвуют в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАПП) с 1994 г., а с 1996 г. — входят во Всемирную торговую организацию (ВТО). Также страна является членом Арабской зоны свободной торговли, в которую входят все страны-участницы Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ).
ОАЭ являются наиболее удобным местом для ведения бизнеса в регионе стран Персидского залива с учетом развитой инфраструктуры и инвестиционного климата. За последнее десятилетие ОАЭ обрели статус главного делового центра на Ближнем Востоке.
ОАЭ являются глобальным транспортным центром, соединяющим торговые пути Запада и Востока. Эмираты занимают ведущие позиции в мире по объемам пассажирских и грузовых перевозок. Экономика страны характеризуется высоким уровнем открытости, активным развитием промышленного сектора, ростом внешней торговли. Сохраняется зависимость от нефтяного сектора, но его доля в ВВП поступательно снижается.
Основные отрасли национальной экономики:
- добыча и переработка нефти и газа;
- туризм;
- производство алюминия, цемента, химических удобрений, фармацевтических препаратов, керамики, одежды;
- транспортные услуги.
Основы устойчивого экономического роста были сформированы благодаря доходам от экспорта углеводородного сырья, которые в существенных объемах инвестировались в инфраструктурные и промышленные объекты.
Экономическое развитие отдельных эмиратов в федерации неравномерно. Наибольший вклад в ВВП страны вносят эмираты Абу-Даби (60%) и Дубай (30%). Северные эмираты Фуджейра, Аджман, Рас аль-Хайма и Ум аль-Кувейн наименее развиты. Вместе с тем, Абу-Даби стимулирует экономическое развитие северных эмиратов путем создания новых производств и развития инфраструктуры.
В отраслевом плане Абу-Даби специализируется на нефтяных и энергетических проектах, Дубай — на торговле, финансовых и туристических услугах, информационных технологиях, Шарджа — на легкой промышленности, северные эмираты — на сельскохозяйственном производстве, карьерных разработках, производстве цемента.
Абу-Даби, будучи наиболее богатым эмиратом (контролирует около 94% запасов нефти), доминирует в обеспечении доходной части федерального бюджета и в значительной степени влияет на принятие решений о бюджетных расходах.
Эмират Дубай остается лидером страны в диверсификации экономики, снижении зависимости от нефтяного фактора, а также привлечении иностранных инвестиций. Дубай заслуженно претендует на роль регионального центра торговли услугами — туристическими, информационными, транспортными и коммерческими.
Доминирующим звеном в промышленности в ближайшее время останется металлургия, в первую очередь — производство алюминия, ориентированное на экспорт. Активно развивается промышленное производство товаров. К примеру, промышленная стратегия развития Дубая до 2030 г. включает в себя 75 инициатив, призванных привлечь в экономику эмирата свыше 44 миллиардов долларов США.
Основу стратегии составляют такие задачи, как:
- увеличение производства в обрабатывающем секторе;
- развитие инноваций;
- создание привлекательной для международных компаний производственной базы;
- внедрение энергоэффективного производства;
- создание мирового центра исламского товарного рынка.
В качестве приоритетных в стратегии определяются следующие шесть направлений производства:
- аэрокосмическое;
- морское;
- лекарственные препараты и медицинское оборудование;
- продукты питания;
- машины и оборудование;
- производство алюминия и металлических изделий.
Основные страны-поставщики товаров в ОАЭ — Китай, Индия, США, Германия, Великобритания. Крупнейшие статьи эмиратского импорта — драгоценные камни и металлы, оборудование и машины, электроника, транспортные средства.
Основными страны-импортеры отваров из ОАЭ — Индия, Япония, Китай, Саудовская Аравия, Оман. Основу эмиратского экспорта составляют нефть, нефтепродукты, изделия из алюминия, железа, пластмассы.
С учетом лидирующего положения ОАЭ как регионального центра торговли значительная часть эмиратского товарооборота приходится на реэкспорт. На такие страны, как Индия, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бельгия, Бахрейн, и Оман, на которые приходится 70% экспортных операций.
Важной отраслью национальной экономики остается сфера туристических услуг. В ОАЭ насчитывается более 1 100 гостиниц. В 2019 г. Эмираты посетили 16,73 миллиона иностранных туристов. Эмират Дубай планировал принять 25 миллионов посетителей на ЭКСПО — 2020, из которых 70% ожидались из-за рубежа.
Развитие туристического сектора неразрывно связано с модернизацией и развитием аэропортовой инфраструктуры с целью поступательного увеличения ее пропускной способности — в стране имеется 6 международных аэропортов, с которыми работают более 200 авиакомпаний мира. Международная воздушно-транспортная ассоциация прогнозирует рост авиационного пассажиропотока в странах Ближнего Востока и Северной Африки на 4,9% ежегодно до 2034 г. В ОАЭ также хорошо развиты автомобильный и морской виды транспорта. В стране более двух десятков портов, через которые ежегодно перемещаются более 100 миллионов тонн грузов.
Важную роль в экономике страны играет энергетический сектор. К 2050 г. ОАЭ планируют получать более 75% используемой страной энергии из восстанавливаемых или альтернативных источников. Наиболее перспективным в этом плане видится развитие в регионе солнечной энергетики, а также океанических гидроэлектростанций. Абу-Даби планируют выделить на развитие альтернативных источников энергии порядка 165 миллиардов долларов США в течение следующих 30 лет. В 2020 г. в ОАЭ заработала первая АЭС.
Весомый вклад в экономику ОАЭ вносит банковский сектор. В Банковскую ассоциацию ОАЭ входит 51 банк, (24 местных и 27 иностранных). «Fisrst Abu Dhabi Bank» — крупнейший в ОАЭ и один из крупнейших в регионе Ближнего Востока и Северной Африки с общими активами более 203 миллиардов долларов США.
Повышенное внимание правительство уделяет продовольственной безопасности страны. Доля аграрного сектора в экономике ОАЭ пока невысока, но с 2018 г. реализуется Национальная стратегия по продовольственной безопасности ОАЭ до 2051 г., целью которой является занять ведущее место в мире в рейтинге продовольственной безопасности. Для реализации этой задачи в ОАЭ активными темпами развивается производство продуктов питания с использованием современных технологий, налаживаются новые международные партнерства, предусматривающие бесперебойное снабжение продукцией, которую пока невозможно произвести в ОАЭ.
В постковидную эру правительство в качестве основной задачи видит технологическое развитие страны. Так, ОАЭ первыми из стран арабского мира запустили ракету на Марс для изучения этой планеты, в первую очередь ее климата (ранее в 2019 г. на российском корабле «Союз» совершил полет первый эмиратский космонавт Х. аль-Мансури). Правительство объявило о запуске программы исследований Луны, суть которой заключается в изучении атмосферы и климатических условий на поверхности этой планеты. Правительство ОАЭ также анонсировало, что ОАЭ в течение десяти лет (к 2030 г.) рассчитывают стать мировой столицей в области искусственного интеллекта. На завершающей стадии находится процесс обеспечения всеобщей доступности информационно-коммуникационных технологий формата 5G. Активными темпами развиваются фармацевтика и передовые методы лечения заболеваний.
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с ОАЭ
ОАЭ традиционно является основным торговым партнером Республики Беларусь в странах Залива.
Динамика торговли Беларуси с ОАЭ (млн. долларов США)
Период |
Товарооборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
2017 год |
90,4 |
78,8 |
11,6 |
67,2 |
2018 год |
72,1 |
57,9 |
14,2 |
43,7 |
2019 год |
105 |
85,2 |
19,8 |
65,5 |
2020 год |
110 |
89,1 |
20,9 |
68,2 |
2021 год |
79,7 |
58,7 |
21 |
37,6 |
В 2021 году товарооборот с ОАЭ составил 79,9 млн. долларов США. Основными экспортными позициями в январе-декабре 2021 г. стали нити, ткани и волокна синтетические, антидентонаторы и антиоксиданты, товары продовольственной группы, целлюлоза древесная. Импорт был в основном представлен лекарственными средствами, полимерами пропилена, специфическими товарами, косметическими и гигиеническими средствами и носителями информации.
Инвестиции ОАЭ в экономику Беларуси на чистой основе составили в 2019 году – 49,4 млн. долларов США, в 2020 году – 19,4 млн. долларов (39,2% к 2019 году), в 2021 году – 59,4 млн. долларов (306,4% к 2020 году).
Экспорт услуг в ОАЭ в 2021 году составил 164,5 млн. долларов (162,6% к 2020 году). Основу экспорта составили транспортные услуги (103,4 млн. долларов, темп роста 159,2% к уровню 2020 года).
Вопросы торгово-экономического взаимодействия регулярно рассматриваются в ходе заседаний Совместного комитета по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и Правительством ОАЭ, пятое заседание которого состоялось в режиме видеоконференции в июле 2020 г.
Беларусь приняла участие во Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в г.Дубае (1 октября 2021 г. – 31 марта 2022 г.). Организован национальный павильон. 22 ноября 2021 г. в рамках Дня Беларуси на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» был проведен Белорусский инвестиционный форум, участие в котором приняли свыше 100 бизнесменов из ОАЭ и других стран.
В мае 2014 г. между БелТПП и Федерацией ТПП ОАЭ подписан Меморандум о создании Белорусско-Эмиратского Делового совета, проведены три заседания.
С января 2021 г. для граждан Беларуси действует безвизовый режим, с февраля 2021 г. открыто регулярное авиасообщение между Дубаем и Минском (рейсы авиакомпаний «Белавиа» и «Флай-Дубай»).
Сопоставление мирового импорта ОАЭ и экспорта белорусских товаров позволяет выделить ряд перспективных направлений: нефтехимия, машиностроение, сельхозпродукция, деревообработка, электроника и оборудование.
Преимущества рынков ОАЭ для белорусских экспортеров:
- экономика ОАЭ постоянно растет за счет диверсификации;
- развитая транспортно-логистическая инфраструктуры обеспечивает беспрепятственный доступ на основные рынки стран Ближнего Востока, Азии, Африки, превращая ОАЭ в мощный реэкспортный узел;
- отсутствие подоходного налога и налога на прибыль (по состоянию на 2022 год);
- самая открытая экономика в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (в мировом рейтинге открытости ОАЭ традиционно входят во вторую десятку стран);
- развитая банковская система достаточно хорошо интегрирована в мировую;
- стабильная внутриполитическая ситуация;
- в стране созданы комфортные условия для проживания и работы иностранцев.
Одним из основных преимуществ ОАЭ с точки зрения ведения бизнеса в этой стране является весьма либеральная фискальная политика в отношении доходов физических и юридических лиц. В то же время за совершение государственных административных процедур взимается плата. Лицензия на виды деятельности также является платной.
По состоянию на 2022 год в ОАЭ нет налога на доходы от бизнеса. Как исключение — иностранные компании, занятые в добыче нефти и газа, а также в производстве углеводородного сырья, облагаются налогом в размере порядка 55% от операционной выручки (цифра приблизительна, так как размер налога определяется в соглашениях между компаниями и правительством эмиратов в индивидуальном порядке). Также отделения иностранных банков облагаются налогом — например, в эмиратах Шарджа, Дубай, Абу-Даби и Фуджейра иностранные банки уплачивают налоги в размере 20% от операционной прибыли.
Вместе с тем, впервые в истории ОАЭ с 1 июня 2023 г. (начало нового финансового года) будет введен федеральный налог на прибыль для бизнеса со ставкой 9%. Для компаний с прибылью до 375 000 дирхамов (около $102 000) налоговая ставка останется нулевой. Нововведение не затронет компании, зарегистрированные в свободных зонах. Международные штаб-квартиры будут также освобождены от налога на прирост капитала и дивиденды. Компании, ведущие добычу природных ресурсов, освободят от налога, поскольку они уже облагаются налогом на уровне эмирата.
С 1 января 2018 г. в ОАЭ введен 5% НДС.
Импортные пошлины на ввоз товаров в ОАЭ установлены в размере 0 либо 5%, за исключением отдельных категорий товаров. Пошлина на алкоголь и табачные изделия составляет 50% и 100% соответственно. Грузы, ввозимые в эмиратские СЭЗ для реэкспорта, освобождаются от таможенных пошлин. ОАЭ входят в единое таможенное пространство арабских монархий Персидского залива, что позволяет реализовывать ввезенные в страну товары без уплаты пошлин в других государствах региона — Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия.
Некоторые организационно-правовые формы предприятий
Регистрация фирм в ОАЭ регулируется Федеральным законом о компаниях. В Законе определено 7 типов организационных форм бизнеса (юридических лиц), которые могут быть зарегистрированы в ОАЭ.
Правительство ОАЭ разрешило создавать иностранные компании и их представительства со стопроцентным иностранным капиталом (раньше создание иностранного предприятия допускалось исключительно при наличии эмиратского совладельца). При этом наличие серьезного эмиратского соучредителя, обладающего финансами, связями в правительственном секторе, заслуженной деловой репутацией, может являться серьезным двигателем бизнеса в ОАЭ в результате возможностей выхода на ключевые фигуры в компаниях-партнерах, сокращения времени на решение бюрократических и иных вопросов, вовлечения в реализацию правительственных программ и проектов.
Наиболее приемлемой и широко распространенной формой компании с иностранным участием в ОАЭ является компания с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company — L.L.C.). Статья 218 Федерального закона ОАЭ о Коммерческих Компаниях (№8 от 1984 г. с дополнениями, внесенными Законом №13 от 1988 г.) определяет компанию с ограниченной ответственностью как «компанию, состоящую из не менее двух и не более пятидесяти партнеров, каждый из которых несет ответственность по долгам компании лишь в пределах своей доли в капитале таковой». Компания с ограниченной ответственностью не может осуществлять банковскую, страховую и инвестиционную для третьих лиц виды деятельности (названные виды деятельности являются исключительным правом граждан ОАЭ и компаний, партнерами в которых являются только граждане ОАЭ).
Одним из приоритетов экономической политики государства является стимулирование внутренних и внешних инвестиций и развитие инфраструктуры свободных экономических зон. В ОАЭ функционирует 36 СЭЗ с различной отраслевой специализацией. В компаниях, созданных в СЭЗ, иностранному инвестору может принадлежать 100% капитала компании. При этом необходимо учитывать, что компания, зарегистрированная в СЭЗ, может вести деятельность только в пределах СЭЗ или других странах, и не может напрямую выходить на внутренний рынок ОАЭ. Торговлю на внутреннем рынке ОАЭ компания-резидент СЭЗ может осуществлять только через агента (дистрибьютора) — местную компанию ОАЭ с уплатой таможенной пошлины 5% на продукцию, поставляемую на территории страны.
Компания, зарегистрированная в СЭЗ, наиболее оптимальна для предприятий, не планирующих самостоятельно оказывать услуги, выполнять работы и торговать на территории ОАЭ. Основные преимущества создания компании в СЭЗ: 100% доля иностранного инвестора в предприятии, освобождение от импортных пошлин, беспрепятственный вывоз капитала и прибыли. Дополнительными преимуществами для иностранных инвесторов в пользу начала бизнеса в ОАЭ является упрощенная процедура регистрации компании в СЭЗ (от одних суток) и получения разрешений на строительство (от одной недели). Каждая зона находится в ведении Управления свободной экономической зоны (FZA), которое отвечает за выдачу лицензий СЭЗ и помогает компаниям начать вести деятельность в СЭЗ.
Представительство иностранной компании
Законодательство ОАЭ допускает создание представительств иностранных компаний. Основным отличительным признаком такой структуры является отсутствие права на заключение любых сделок, не связанных напрямую с обеспечением деятельности офиса. Не разрешена также работа методами прямого маркетинга (распространение образцов продукции). В организационном плане соответственно, в отличие от создания любого вида компании отсутствует необходимость получения лицензии на вид деятельности. Сферой деятельности представительств является изучение рынка, продвижение интересов и продукции головного предприятия, установление контактов с организациями и компаниями, представленными в стране и регионе, предконтрактная работа.
Перечень документов для регистрации представительства в целом соответствует перечню для регистрации филиала иностранной компании. Обязательным условием регистрации представительства на территории ОАЭ (в отличие от СЭЗ) является наличие сервисного агента (service agent), в качестве которого должны выступать физическое лицо-гражданин ОАЭ или компания, полностью принадлежащая эмиратскому владельцу. Сервисный агент не несет финансовых или других обязательств перед головной компанией. Как правило, его функции заключаются в обеспечении получения необходимых регистрационных документов в государственных учреждениях ОАЭ и резидентских виз для иностранных работников в соответствии с заключаемым с иностранным партнером соглашением (как правило, предусматривает выплату единовременного вознаграждения агенту).
Для осуществления практической деятельности независимо от места регистрации (территория страны или СЭЗ) компании необходимо получить лицензию, в которой указаны конкретные виды деятельности компании.
Основные виды лицензий:
- торговая — позволяет импортировать, экспортировать, продавать, распространять и хранить все товары, указанные в лицензии. Торговые лицензии подразделяются на специфические и общие;
- промышленная — позволяет импортировать сырье, а также производить и экспортировать окончательный продукт в любую страну. Минимальный уставный капитал — 250 тысяч дирхамов (68,3 тысячи долларов США);
- профессиональная — позволяет оказывать услуги (бухгалтерия, маркетинг, медицина, конструкторские работы и т. п.).
В зависимости от юрисдикции и типа компаний, основными органами, выдающими лицензии, являются соответствующие экономические департаменты в структуре правительств эмиратов, действующие самостоятельно в каждом эмирате, администрации свободных экономических зон.
Все лицензии, которые выданы СЭЗ, являются действительными только в соответствующей свободной экономической зоне.
Прямое участие в тендерах и конкурсах, проводимых в ОАЭ, затруднено рядом законодательных и финансовых ограничений.
Зарубежные компании участвуют в тендерах только через местных агентов (дилеров). Как правило, в тендерах, проводимых в ОАЭ, принимают участие представители ведущих компаний США, ЕС, КНР, Японии, которые имеют местных агентов, работают в соответствии с международными и региональными стандартами, практикуют гибкие схемы снижения цены предложения в условиях жесткой конкуренции.
Иностранная компания может участвовать в тендере, однако она обязана пройти предквалификацию путем подачи заявления на регистрацию в Государственное закупочное управление. При этом должна быть предоставлена информация, которая включает подробную учредительную документацию компании, детальную характеристику имеющегося опыта в соответствующих видах деятельности (экспорт определенных товаров и т. д.), подтверждение оплаты необходимых сборов. Ключевой особенностью является необходимость наличия и предоставления информации о местном партнере (агенте, дилере), через которого в дальнейшем будет осуществляться поставка продукции.
Исключение из данного правила могут составлять военные контракты, контракты на поставку специализированного оборудования для нужд МВД, правящей семьи. Вместе с тем, в качестве дискриминирующего условия в сравнении с национальными производителями можно рассматривать применение ОАЭ в отношении иностранных компаний специального механизма регулирования закупок вооружения через программы компенсаций — так называемые оффсетные программы, суть которых состоит в том, что часть средств, вырученных зарубежной компанией от военного контракта, вкладывается в экономику страны покупателя вооружения путем создания совместных предприятий различной направленности. Реализацию программы осуществляют специальные организации, в ОАЭ — оффсетный комитет.
Детальные сведения о проводимых в стране тендерах (конкурсах) преимущественно предоставляются на коммерческой основе.
С учетом необходимости для белорусских заинтересованных в большинстве случаев поиска местного партнера для участия в тендерах (конкурсах) в ОАЭ, на первоначальном этапе целесообразно сконцентрировать внимание на поиске местных агентов, которые при объявлении в дальнейшем тендеров смогут принять в них участие.
Предварительная информация относительно тендеров, проектов и государственных закупок, которые проводятся на территории ОАЭ, доступна здесь.
В ОАЭ ежегодно проводится значительное количество специализированных международных и региональных выставок различного профиля, соответствующего производственным и экспортным возможностям Беларуси. Крупнейшие выставочные площадки размещены в г. Дубай (Dubai World Trade Centre, www.dwtc.com) и г. Абу-Даби (Abu Dhabi National Exhibition Centre, www.adnec.ae).
Важнейшим фактором для развития торгово-экономического сотрудничества с ОАЭ и другими странами Залива, включая вопросы закрепления на местном рынке, является регулярное участие представителей белорусских предприятий в международных специализированных выставках, проводимых в регионе. С перечнем выставочных мероприятий можно ознакомиться по ссылке.
Полезные ссылки:
- Департамент экономического развития Абу-Даби;
- Департамент экономического развития эмирата Дубай;
- Агентство по развитию экспорта эмирата Дубай;
- Администрации свободных экономических зон ОАЭ (перечень СЭЗ доступен на сайте);
- Региональные торгово-промышленные палаты ОАЭ (в каждом эмирате имеется своя региональная ТПП, перечень доступен на сайте Федерации ТПП ОАЭ).
- Министерство экономики ОАЭ;
- Единый таможенный тариф ССАГПЗ
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Объединенных Арабских Эмиратах, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке ОАЭ и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благ.рны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by