

- Государственный язык: узбекский.
- Географическое положение: Республика Узбекистан расположена в центре евразийского материка, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Граничит с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Афганистаном. Территория: 447 400 кв. км.
- Административно-территориальное деление: в состав Узбекистана входят Республика Каракалпакстан, 12 областей-вилоятов (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Новоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская), 162 района (тумана), 120 городов, в том числе Ташкент — город республиканского подчинения, 113 пгт, 1 461 сельский сход.
- Столица: Ташкент.
- Государственное и политическое устройство: Республика. Республики Узбекистан — член ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИК, СНГ, ШОС, и ряда других международных и региональных организаций.
- Население: 35,27 миллиона человек.
- Национальная валюта: узбекский сум.
- ВВП: 69,2 млрд. долларов США (2021).
- Часовой пояс: GMT +5.
- Телефонный код: +998.
- Штрих-код: 478.
- Социально-экономическое положение Республики Узбекистан
- Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Узбекистан
- Условия доступа на рынок Узбекистана
- Проверка деловой репутации
- Развитие деловой среды в Узбекистане
- О регистрации компаний в Узбекистане
Социально-экономическое положение Республики Узбекистан
Социально-экономическое развитие Узбекистана в 2021 году:
- ВВП – 69,2 млрд. долларов, рост на 7,4 процента к уровню 2020 года;
- ВВП на душу населения – 1983 доллара;
- Золотовалютные резервы – 35,1 млрд. долларов.
- Государственный внешний долг – 23,6 млрд долларов;
- Прямые иностранные инвестиции – 8,6 млрд. долларов;
- Инфляция – 10 процентов;
- Безработица – 9,6 процента;
- Среднемесячная номинальная заработная – 301 доллар;
- Основная ставка Центрального банка составляет 17 процентов годовых;
- Объем денежных переводов в Узбекистан – 8,1 млрд. долларов.
Экономику Узбекистана формируют: промышленность (27,8 процента), сельское хозяйство (26,9 процента), прочие услуги (24,4 процента), транспорт, хранение, информация и связь (7,2 процента), торговля и общественное питание (7,0 процента), строительство
(6,7 процента).
Внешнеторговый оборот (товары и услуги) в 2021 году составил 42,1 млрд. долларов (рост на 16 процентов к уровню 2020 года), экспорт – 16,6 млрд. долларов (рост на 10 процентов), импорт – 25,5 млрд. долларов (рост на 20,4 процента). Внешнеторговое сальдо сложилось отрицательным в размере «минус» 8,9 млрд. долларов.
Экспорт золота составил 4,1 млрд. долларов (удельный вес золота в совокупном экспорте товаров/услуг – 24,7 процента).
В 2021 г. наибольший объем внешнеторгового оборота Узбекистана зафиксирован с Россией (17,9 процента в общем объеме внешней торговли), КНР (17,7 процента), Казахстаном (9,3 процента), Турцией (8,1 процента), Республикой Корея (4,5 процента).
Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан со странами СНГ (доля во внешнеторговом обороте 37,7 процента) достиг 15,9 млрд. долларов. Из них объем экспорта составил 5,4 млрд. долларов, импорта – 10,5 млрд. долларов.
Внешнеторговый оборот с ЕАЭС (доля во внешнеторговом обороте 30,4 процента) составил 12,8 млрд. долларов, в том числе экспорт – 4,1 млрд. долларов, импорт – 8,7 млрд. долларов.
Основные статьи экспорта: золото, текстильные товары и сырье, цветные и черные металлы, продовольственные товары, услуги.
Основные статьи импорта: машины и оборудование, фармацевтическая и химическая продукция, черные и цветные металлы, продовольственные товары, нефтепродукты, услуги.
Основные статьи импорта Республики Узбекистан за 2021 год, имеющие потенциал для наращивания белорусского экспорта (тыс. долларов США)
Товарная группа ТНВЭД |
Наименование |
2020 |
2021 |
01 |
ЖИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ |
109 627,0 |
178 157,4 |
02 |
МЯСО И ПИЩЕВЫЕ МЯСНЫЕ СУБПРОДУКТЫ. |
97 248,0 |
181 442,2 |
04 |
МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ; ЯЙЦА ПТИЦ; МЕД НАТУРАЛЬНЫЙ; ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, В ДРУГОМ МЕСТЕ НЕ ПОИМЕНОВАННЫЕ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ |
43 066,1 |
62 519,2 |
11 |
ПРОДУКЦИЯ МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; СОЛОД; КРАХМАЛЫ; ИНУЛИН; ПШЕНИЧНАЯ КЛЕЙКОВИНА |
117 199,8 |
130 602,5 |
15 |
ЖИРЫ И МАСЛА ЖИВОТНОГО ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ПРОДУКТЫ ИХ РАСЩЕПЛЕНИЯ; ГОТОВЫЕ ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ; ВОСКИ ЖИВОТНОГО ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ |
332 400,6 |
517 917,0 |
17 |
САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА |
258 922,7 |
365 209,7 |
18 |
КАКАО И ПРОДУКТЫ ИЗ НЕГО |
79 459,6 |
115 111,7 |
19 |
ГОТОВЫЕ ПРОДУКТЫ ИЗ ЗЕРНА ЗЛАКОВ, МУКИ, КРАХМАЛА ИЛИ МОЛОКА; МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
91 031,1 |
121 955,1 |
23 |
ОСТАТКИ И ОТХОДЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; ГОТОВЫЕ КОРМА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ |
147 053,9 |
186 580,1 |
27 |
ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ; БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ВОСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ |
1 106 881,1 |
1 540 980,9 |
29 |
ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ |
158 706,3 |
174 832,7 |
30 |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ |
1 152 912,1 |
1 590 237,8 |
32 |
ЭКСТРАКТЫ ДУБИЛЬНЫЕ ИЛИ КРАСИЛЬНЫЕ; ТАННИНЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ; КРАСИТЕЛИ, ПИГМЕНТЫ И ПРОЧИЕ КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА; КРАСКИ И ЛАКИ; ШПАТЛЕВКИ И ПРОЧИЕ МАСТИКИ; ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ КРАСКА, ЧЕРНИЛА, ТУШЬ |
148 543,8 |
186 362,5 |
33 |
ЭФИРНЫЕ МАСЛА И РЕЗИНОИДЫ; ПАРФЮМЕРНЫЕ, КОСМЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ТУАЛЕТНЫЕ СРЕДСТВА |
155 233,0 |
209 569,1 |
38 |
ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ |
394 172,7 |
395 459,7 |
39 |
ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
704 191,1 |
926 693,1 |
40 |
КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
329 068,5 |
322 465,5 |
44 |
ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ |
566 792,5 |
682 222,1 |
48 |
БУМАГА И КАРТОН; ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАЖНОЙ МАССЫ, БУМАГИ ИЛИ КАРТОНА |
228 024,1 |
300 696,1 |
54 |
ХИМИЧЕСКИЕ НИТИ; ПЛОСКИЕ И АНАЛОГИЧНЫЕ НИТИ ИЗ ХИМИЧЕСКИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
65 700,3 |
117 437,9 |
55 |
ХИМИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА |
64 413,8 |
85 332,9 |
69 |
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
75 554,5 |
83 764,2 |
70 |
СТЕКЛО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО |
80 398,8 |
95 710,5 |
72 |
ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ |
1 238 087,7 |
1 641 098,4 |
73 |
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ |
505 817,0 |
795 361,5 |
76 |
АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО |
245 309,8 |
302 096,5 |
83 |
ПРОЧИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ |
108 233,9 |
112 272,7 |
86 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ ИЛИ МОТОРНЫЕ ВАГОНЫ ТРАМВАЯ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ИХ ЧАСТИ; ПУТЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ИЛИ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ И ИХ ЧАСТИ; МЕХАНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ) СИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВСЕХ ВИДОВ |
133 739,5 |
256 679,9 |
87 |
СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ИЛИ ТРАМВАЙНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, И ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
1 837 959,8 |
2 108 685,1 |
94 |
МЕБЕЛЬ; ПОСТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, МАТРАЦЫ, ПОДУШКИ И АНАЛОГИЧНЫЕ НАБИВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЕБЕЛИ; ЛАМПЫ, ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, В ДР. МЕСТЕ НЕ ПОИМЕНОВАННЫЕ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ; СВЕТОВЫЕ ВЫВЕСКИ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ; СБОРНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ |
374 156,5 |
298 347,4 |
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Узбекистан
В соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., Соглашением между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан о торговых отношениях от 21 января 1993 г. во взаимной торговле ввозные таможенные пошлины не применяются.
Динамика внешней торговли Республики Беларусь с Республикой Узбекистан в 2016-2021 гг. (млн. долларов)
Период |
Товарооборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
2017 г. |
130,9 |
96,1 |
34,8 |
61,3 |
2018 г. |
157,4 |
113,6 |
43,8 |
69,8 |
2019 г. |
239,1 |
188,5 |
50,6 |
137,9 |
2020 г. |
280,1 |
237,5 |
42,6 |
194,9 |
2021 г. |
301,9 |
245,4 |
56,5 |
188,9 |
2021 г. в % к 2020 г. |
107,8 |
103,3 |
132,5 |
|
В 2021 году товарооборот Республики Беларусь с Республикой Узбекистан составил 301,9 млн. долларов и увеличился к уровню 2020 года на 7,8 процента, экспорт – 245,4 млн. долларов (рост на 3,3 процента), импорт – 56,5 млн. долларов (рост на 32,5 процента). Сальдо положительное – 188,9 млн. долларов.
Основными позициями белорусского экспорта в 2021 году стали специфические товары, мясо и мясопродукты, лекарственные средства, полимеры винилхлорида, сухое молоко, реагенты диагностические, вакцины, сыворотки из крови, кровь, плиты древесно-стружечные, сыры и творог.
Основу импорта товаров из Узбекистана составили пряжа хлопчатобумажная, виноград свежий или сушеный, специфические товары, фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов, медный прокат, белье постельное, трикотажные полотна, свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные, вольфрам.
Экспорт важнейших товаров из Республики Беларусь в Республику Узбекистан в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)
Товар |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. в % к 2020 г. + – |
Специфические товары |
88 401,1 |
63 790,2 |
72,2 |
Говядина свежая или охлажденная |
23 649,9 |
59 642,8 |
в 2,5 раза |
Говядина замороженная |
18 306,8 |
14 249,2 |
77,8 |
Лекарственные средства |
8 244,0 |
6 641,1 |
80,6 |
Полимеры винилхлорида |
4 331,4 |
5 931,1 |
136,9 |
Молоко и сливки сгущенные и сухие |
5 119,6 |
4 577,2 |
89,4 |
Реагенты диагностические |
888,1 |
3 979,7 |
в 4,5 раза |
Вакцины, сыворотки из крови, кровь |
7 009,2 |
3 893,8 |
55,6 |
Плиты древесно-стружечные |
550,4 |
3 763,3 |
в 6,8 раза |
Сыры и творог |
1 926,5 |
3 393,1 |
176,1 |
Импорт важнейших товаров из Республики Узбекистан в Республику Беларусь в 2020-2021 гг. (тыс. долларов)
Товар |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. в % к 2020 г. + – |
Пряжа хлопчатобумажная с содержанием хлопковых волокон |
10 932,0 |
14 067,0 |
128,7 |
Виноград, свежий или сушеный |
3 546,2 |
4 271,6 |
120,5 |
Специфические товары |
565,3 |
3 986,7 |
в 7 раз |
Фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов |
3 764,4 |
3 264,2 |
86,7 |
Трубы и трубки медные |
3 205,9 |
3 057,9 |
94,5 |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное |
2 030,5 |
1 858,7 |
91,5 |
Трикотажные полотна шириной более 30 см с эластаном |
1 075,4 |
1 680,2 |
156,2 |
Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные |
466,2 |
1 678,3 |
в 3,6 раза |
Плиты, листы, полосы или ленты медные |
1 242,9 |
1 482,1 |
119,2 |
Вольфрам и изделия из него |
459,6 |
1 286,2 |
в 2,8 раза |
Объем внешней торговли услугами в 2021 году составил 52,6 млн. долларов (156,7 процента к уровню 2020 года), экспорт – 42,3 млн. долларов (151,4 процентов), импорт – 10,3 млн. долларов (183 процента). Сальдо положительное – 32 млн. долларов.
В 2021 году из Узбекистана в экономику Беларуси поступило инвестиций в размере 2,7 млн. долларов (снижение на 24,8 процента к уровню 2020 года), почти все инвестиции прямые.
По состоянию на 1 января 2022 г. объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в Беларусь от инвесторов Узбекистана, составил 7,6 млн. долларов. Белорусские инвестиции в Узбекистан составили 18,9 млн. долларов.
В Узбекистане зарегистрировано 103 организации, учредителями которых являются резиденты Республики Беларусь, а также представительства ООО «Автопромснаб-спедишн», ООО «Софтклуб» ООО «АмантисМед», ОАО «Белвитунифарм».
В Беларуси создано 117 организаций, учредителями которых являются узбекские юридические и физические лица.
На территории Узбекистана создано одно сборочное производство белорусской техники с участием белорусского капитала – СП ООО «AMKODOR-AGROTEXMASH» (учредитель – ОАО «Амкодор»).
Продолжается кооперационное сотрудничество ОАО «МАЗ» и ООО «KRANTAS GROUP», ОАО «МТЗ» и АО «Узавтосаноат», в области производства автотехники и тракторов.
Компания «Марко» осуществляет в Узбекистане совместный проект по производству обуви.
ООО «Светлогорский завод сварочных электродов» реализует в Узбекистане инвестиционный проект по производству сварочных электродов. С этой целью в г.Ташкенте создано ИП ООО «MONOLITH ASIА».
Осуществляется реализация ряда совместных проектов в сфере фармацевтики.
Условия доступа на рынок Узбекистана
В соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан от 31 мая 2013 г., Соглашением между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь о торговых отношениях от 21 января 1993 г. во взаимной торговле Республики Беларусь и Республики Узбекистан ввозные таможенные пошлины не применяются.
В Республике Узбекистан ставки ввозных таможенных пошлин установлены постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 г. № ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» (http://www.lex.uz/ru/docs/3802366).
Импортируемые в Республику Узбекистан сахар белый, нефтепродукты, алкогольная и табачная продукция облагаются акцизным налогом. Размеры налоговых ставок на подакцизные товары установлены ст. 289 Налогового кодекса Республики Узбекистан (https://www.lex.uz/docs/4674893).
Ставка налога на добавленную стоимость в Узбекистане составляет 15 процентов.
Размеры ставок утилизационного сбора установлены Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2020 г. № 347 «О введении утилизационного сбора для колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним» (https://www.lex.uz/ru/docs/4848953).
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 15 мая 1998 г. № 213 «О запрещении ввоза и транзита этилового спирта на таможенную территорию Республики Узбекистан» (http://lex.uz/docs/759479) запрещен ввоз этилового спирта на таможенную территорию Республики Узбекистан за исключением транзита. Производство алкогольной продукции из пищевого спирта иностранного производства, не допускается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 1998 г. № 275 «Об утверждении Положения по учету и контролю за производством, розливом, хранением и оптовой продажей спирта и алкогольной продукции» (http://www.lex.uz/ru/docs/804322).
Правовые основы производства, ввоза и распространения пищевой продукции определены Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1997 г. «О качестве и безопасности пищевой продукции» (https://www.lex.uz/docs/18673).
Общие технические регламенты утверждены постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, перечень которых опубликован Узбекским Агентством по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (https://www.standart.uz/ru/page/view?id=19).
Перечень объектов оценки, соответствие которых подлежит подтверждению, утвержден соответствующим постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2021 г. № 43 (https://www.lex.uz/docs/5249380).
Порядок сертификации продукции регламентирован постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2004 г. № 318 «О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции» (http://www.lex.uz/docs/337775), приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 25 февраля 2005 г. № 59 «Об утверждении Правил сертификации продукции» (http://www.lex.uz/docs/683193).
Перечень отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 мая 2013 г. № 127 «О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан» (http://www.lex.uz/docs/2166788).
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 2014 г. № 22 «О совершенствовании порядка маркирования и таможенного оформления отдельных видов импортируемых потребительских товаров» (http://www.lex.uz/ru/docs/2336047) утверждены правила маркирования и таможенного оформления этих товаров.
Перечень товаров, в отношении которых применяется требование по обязательной цифровой маркировке определен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.11.2020 № 737 (https://www.lex.uz/ru/docs/5118476). Оператором Национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров определено ООО «CRPT TURON» (https://crpt-turon.uz).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 марта 2017 г. № 139 «Об утверждении положений о порядке прохождения разрешительных процедур в системе государственной ветеринарной службы» (http://www.lex.uz/docs/3138116) продукция животного происхождения подлежит ветеринарному контролю.
В соответствии с указанным постановлением, организациям-производителям, осуществляющим экспорт в Республику Узбекистан необходимо быть включенным в «Реестр организаций и лиц (иностранных экспортеров), производящих, обрабатывающих и хранящих товары, подконтрольные государственной ветеринарной службе, ввозимые на территорию Республики Узбекистан» (реестры размещены на официальном портале Государственного комитета ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан https://vetgov.uz/uz/epizotik-kholat/cheklovlar). Уполномоченным органом, осуществляющим работу с ветеринарной службой Узбекистана по включению белорусских предприятий в реестр, является Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Продукция растениеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности подлежит фитосанитарному контролю (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 января 2018 г. № 65 «Об утверждении положений о порядке охраны территории Республики Узбекистан от вредных организмов по карантину растений и прохождения разрешительных процедур в сфере карантина растений» http://www.lex.uz/ru/docs/3540097).
Для получения информации об организации, выступающей в качестве контрагента, необходимо иметь информацию о наименовании и ИНН организации.
Для получения сведений о руководителе и участниках, уставном фонде, соотношении долей участников, дате и адресе регистрации, состоянии активности субъекта хозяйствования нужно воспользоваться услугой предоставляемой Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике на бесплатной основе «Сведения из ЕГРПО» (http://registr.stat.uz/enter_form/ru/index.php).
Для проверки субъектов предпринимательства на факт совершения сомнительных операций и неуплаты налогов можно воспользоваться сервисами Государственного налогового комитета Республики Узбекистан «Должная осмотрительность» (https://soliq.uz/activities/tax-risk-analysis), «Справка об отсутствии налоговой задолженности» (https://my.soliq.uz/certificate/view?lang=ru) прим. необходимо запросить соответствующую справку у контрагента), «Проверка налоговой задолженности контрагента» (https://soliq.uz/activities/debtor).
Для проверки на предмет реорганизации необходимо ввести в Модуле регистрации субъектов предпринимательства ЕПИГУ (https://fo.birdarcha.uz/reorganization/notification/list?lang=ru) наименование и ИНН организации.
Также стоит проверить контрагента в Едином реестре недобросовестных поставщиков (http://xarid.uz/unfairexecutor).
Развитие деловой среды в Узбекистане
Республика Узбекистан богата различными видами полезных ископаемых – добывается золото, уран, медь, молибден, цинк, вольфрам, газ, нефть, уголь, калийные соли, фосфориты, мрамор, гранит, каолин и др.
В области промышленности следует выделить автомобильную и электротехническую отрасли.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Выращиваются зерновые, хлопчатник, овощи, плоды и ягоды, виноград, картофель, бахчевые.
Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется в основном в дехканских (личных подсобных) хозяйствах.
В стране запущены структурные реформы в энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте, дорожном строительстве, сельском и водном хозяйстве, водо- и теплоснабжении.
Приняты меры по развитию цифровой экономики (легализован оборот крипто-активов, предоставлены льготы венчурным фондам, стартапам, внедряется «электронное правительство»). В Ташкенте создан первый IT-парк с современной инфраструктурой.
В качестве негативных факторов экспертами отмечается монополия в отдельных сферах экономики и значительный теневой сектор.
Правительством Узбекистана реализуется курс на улучшение деловой среды и инвестклимата, сокращение госсектора в экономике, снижение безработицы. Приоритетными остаются задачи привлечения инвестиций и импортозамещения – акцент делается на создании СП и сборочных производств на своей территории, рассчитанных на внедрение современных технологий и локализацию производства.
В этой связи реализуются мероприятия по созданию благоприятных правовых, организационных условий для развития активного предпринимательства, внедрению инновационных идей и технологий, совершенствованию правовых гарантий частной собственности и собственности инвесторов, защиты субъектов предпринимательства, сокращению перечня лицензионных видов деятельности. На регулярной основе проводятся международные и региональные инвестиционные форумы.
Осуществляется реализация налоговой реформы, направленной на снижение фискальной нагрузки, сокращение числа налогов и сборов, оптимизации ставок и улучшение налогового администрирования.
В 2019 году ставка НДС снижена с 20 до 15 процентов, в 2023 году планируется ее дальнейшее снижение до 12 процентов.
Упрощены отдельные правила таможенного оформления. Предусматривается сокращение ряда контрольных функций госорганов в предпринимательской сфере, создание таможенных постов «дистанционного электронного декларирования», сокращение сроков таможенного оформления, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Для дополнительного стимулирования внешнеэкономической деятельности узбекским компаниям предоставлено право реализовывать приобретенную за рубежом продукцию напрямую в третьи страны без ее импорта в Узбекистан, а также перерабатывать на территории республики сырьё иностранного происхождения с последующим экспортом без уплаты таможенных платежей.
В целях дальнейшей интеграции национальной экономики Узбекистана в мировую и содействия увеличению экспорта узбекской продукции Узбекистаном проводится работа по вступлению в ВТО, в декабре 2020 г. получен статус государства-наблюдателя в ЕАЭС. Также в 2020 году Узбекистану предоставлении статуса GSP+, а в 2021 году – включен в расширенную схему «GSP Enhanced framework». В марте 2022 года Коалиция Cotton Campaign объявила о снятии глобального бойкота с узбекского хлопка.
О регистрации компаний в Узбекистане
Государственная регистрация субъектов хозяйствования в Республике Узбекистан может осуществляться в явочном порядке через соответствующий регистрирующий орган (центр государственных услуг), или автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (https://fo.birdarcha.uz) с предварительным получением электронной цифровой подписи (https://my.soliq.uz/main/howtoget-eds).
С информацией и инструкциями по регистрации субъектов хозяйствования можно ознакомиться на портале регистрации субъектов предпринимательства ЕПИГУ (https://fo.birdarcha.uz/s/ru_landing).
Согласно Классификатору организационно-правовых форм Республики Узбекистан (прилагается) в стране существует более 20 различных форм ведения хозяйственной деятельности.
Законодательством Республики Узбекистан установлены требования к минимальному размеру уставного фонда субъектов предпринимательства-юридических лиц и размеры государственных пошлин и сборов, взымаемых за государственную регистрацию, перерегистрацию субъектов хозяйствования, выдачу сведений из Единого государственного реестра (информация прилагается), а также сроки государственной регистрации субъектов хозяйствования – не более 30 минут.
Порядок государственной регистрации, перерегистрации, реорганизации субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) в Республике Узбекистан регламентируется постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 г.
№ 2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» (https://lex.uz/ru/docs/3063483), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2017 г. №66 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года № ПП-2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» (https://lex.uz/ru/docs/3111342), Законом Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (https://lex.uz/ru/docs/2006777).
Порядок ликвидации субъектов предпринимательства регулируется Указом Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2019 г. № 5739 «О мерах по упрощению процедуры ликвидации субъектов предпринимательства» (https://lex.uz/docs/4367650) и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 августа 2019 г. «Об утверждении Положения о порядке добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства и исключения из государственного реестра лиц, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность» (https://lex.uz/ru/docs/4483862).
Регулирование отношений в области лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур осуществляется в соответствии с Законом «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» (https://lex.uz/docs/5511900), в приложениях к которому содержатся перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии (49), видов деятельности, для осуществления которых требуется получение документов разрешительного характера (120), видов деятельности, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченных органов (33).
Правовое регулирование в отношении отдельных субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан (https://lex.uz/docs/111181), Законом «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (https://lex.uz/docs/18793), Законом «О частном предприятии» (https://lex.uz/ru/docs/53152), Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (https://lex.uz/ru/docs/2382411).
Иностранные субъекты (инвесторы) имеют возможность создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и иностранным капиталом:
- иностранное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью (ИП ООО) – путем его учреждения иностранным субъектом;
- совместное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью (СП ООО) – путем приобретения иностранным субъектом доли участия в ранее учрежденном предприятии без иностранного капитала.
Для регистрации ИП ООО или СП ООО необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление на государственную регистрацию субъекта предпринимательства-юридического лица;
- документы, удостоверяющие личность учредителя/учредителей;
- учредительные документы (устав и учредительный договор);
- передаточный акт (при слиянии).
При онлайн регистрации предприятий с иностранными инвестициями, предприятий с участием иностранного капитала, иных субъектов предпринимательства-юридических лиц, в составе учредителей которых указываются лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, заявления на регистрацию подписываются электронной цифровой подписью указанных лиц в обязательном порядке.
За государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями взымается пошлина в размере 32 минимальных размеров заработной платы (МРЗП) на день обращения в регистрирующий орган при явочном порядке регистрации и 16 МРЗП при онлайн регистрации.
К предприятиям с иностранными инвестициями предъявляются требования к минимальному размеру уставного фонда в размере 600 млн. узбекских сум, к предприятиям с участием иностранного капитала - не менее размера, установленного для соответствующей организационно-правовой формы (для СП ООО – 40 МРЗП).
Справочно. Правовые основы инвестиционной деятельности регулируются Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» (https://lex.uz/ru/docs/4664144), указами Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 г. № 4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» (https://lex.uz/ru/docs/1994791) и от 28 января 2019 г. №5643 «О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли» (https://lex.uz/ru/docs/4182349), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 августа 2005 г. № 180 «О мерах по реализации указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (https://lex.uz/ru/docs/1137446), постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Министерства экономики «Об утверждении Положения о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции» (https://lex.uz/ru/docs/3020219).
Порядок аккредитации, деятельности на территории Республики Узбекистан иностранных представительств, а также прекращения их деятельности определен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2000 г. № 410 «Об утверждении Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан» (https://lex.uz/ru/docs/382511).
Аккредитация представительств и выдача разрешений на ведение деятельности осуществляется Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.
Для оформления аккредитации необходимы следующие документы:
- письменное заявление с информацией о деятельности иностранного субъекта, деловых и иных связях с предприятиями и организациями Республики Узбекистан, заключенных договорах и соглашениях, выполнению которых будет содействовать представительство, перспективах развития сотрудничества, сроке, на который запрашивается разрешение на открытие представительства;
- учредительные документы компании согласно законодательству государства регистрации;
- документ, подтверждающий официальную регистрацию в стране местонахождения иностранного субъекта, выданный соответствующим государственным органом (свидетельство о государственной регистрации или выписка из торгового реестра);
- доверенность, выданная иностранным субъектом главе представительства, с указанием полных паспортных данных и предоставляемых ему полномочий;
- положение о представительстве, утвержденное руководством иностранного субъекта и скрепленное его печатью;
- гарантийное письмо юридического или физического лица Республики Узбекистан, являющегося собственником нежилого помещения, подтверждающее готовность предоставить в аренду или реализовать представительству данное помещение (с указанием условий и срока аренды или реализации).
За аккредитацию представительства взимается плата в национальной валюте Республики Узбекистан, которая вносится иностранным субъектом на счет аккредитующего органа в размере, установленном Законом «О государственной пошлине» (https://lex.uz/ru/docs/4680955).
Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в Республике Узбекистан, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной для тех, кто уже давно работает на рынке Узбекистана и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.
При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация портала www.export.by