Венесуэла

Герб
 Флаг
 
  • Государственный язык: испанский.
  • Географическое положение:  Венесуэла находится в северной части Южной Америки и граничит на западе с Колумбией, на юге — с Бразилией, на востоке — с Гайаной. Общая площадь территории Венесуэлы составляет 916 445 кв. км. 
  • Административно-территориальное деление: Венесуэла разделена на 23 штата. Один Федеральный округ — район столицы Каракаса. Одно Федеральное владение — острова в Карибском море. Все штаты делятся на 335 муниципальных образований, а те, в свою очередь, разбиты на более мелкие административные единицы — приходы. 
  • Столица: Каракас.
  • Государственное устройство: Боливарианская Республика Венесуэла — демократическое, федеративное, правовое, социальное государство с республиканской формой правления. До 2000 г. в стране действовала Конституция Республики Венесуэла 1961 г. В конце 1999 г. Учредительное собрание одобрило проект новой Конституции, которая была принята на референдуме 15 декабря 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. 
  • Население: 29,3 миллиона человек. В стране проживают лица смешанного испано-индейского происхождения — 67%, белые (испанцы, итальянцы и др.) — 21%, афроамериканцы— 10%, индейцы — 2%. В Венесуэле проживает свыше 3 миллионов иностранцев (в основном, иммигранты из Перу, Колумбии, Доминиканской Республики, Испании, Португалии, Италии).
  • Религия: 93% жителей — католики, 5% — протестанты. Кроме того, имеются религиозные меньшинства: иудеи, православные верующие и мусульмане.
  • Национальная валюта: боливар (BsF).
  • ВВП: 106 миллиардов долларов США (2020).
  • Часовой пояс: GMT -4.
  • Телефонный код: +58.
  • Штрих-код: 759.

Содержание:

Социально-экономическое положение Республики Венесуэла

Внешняя политика Венесуэлы

До прихода к власти Уго Чавеса в 1998 г. внешняя политика Венесуэлы в 20 в. была ориентирована преимущественно на США. Благодаря У. Чавесу Венесуэла отошла от традиционно прозападного курса и начала диверсифицировать свои международные связи. Венесуэла обрела беспрецедентный уровень независимости к середине 2008 г.

Сегодня внешняя политика Венесуэлы реализуется Правительством Н. Мадуро. Исполнительная власть проводит сбалансированную активную многовекторную дружественную внешнюю политику как на двустороннем уровне, так и на уровне многосторонних международных площадок. Венесуэла выступает за усиление интеграционных процессов среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна (АЛБА, СЕЛАК, УНАСУР и др.), за ядерное разоружение, сохранение экологического равновесия.

На формирование внешней политики оказывают влияние объективно складывающиеся сложности в экономике и внешней торговле Венесуэлы. Они предопределили смещение внешнеполитических акцентов. Ранее, при У. Чавесе, политические договоренности служили основной для начала торгово-экономического сотрудничества. Сегодня Правительство Венесуэлы вынуждено проводить более прагматичную внешнюю политику и сближаться с теми иностранными государствами, которые способны инвестировать финансовые ресурсы, технологии, оборудование, привносить извне потенциал для роста и развития венесуэльского производства.

На процесс формирования внешней политики также существенное влияние оказывает наличие идеологических противоречий и противостояния между социалистическим революционным Правительством Н. Мадуро и правой оппозицией, в руках которой находится большинство депутатских мандатов в Национальной Ассамблее Венесуэлы.

В частности, законодательная ветвь власти проводит линию на укрепление внешней коалиции против Правительства Н. Мадуро, в первую очередь, по линии стран Латиноамериканского региона и западных государств (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Перу, США, страны Европы), а также на оказание с ее стороны максимального внешнеполитического давления.

Двусторонние отношения

В настоящее время активную международную поддержку Венесуэле высказывают Боливия, Куба, Никарагуа и Эквадор.

В связи с правым разворотом некоторых стран Латиноамериканского региона, коалиция, поддерживающая Каракас, значительно ослабла. Анти-венесуэльская группа включила в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Перу, т.е., по сути, бόльшую часть Южной Америки. Со стороны данных стран регулярно совершаются попытки оказания давления на руководство Венесуэлы.

Ухудшение отношений Венесуэлы со своим основным торговым партнером США наметилось с приходом к власти У. Чавеса. Отношения продолжили ухудшаться при Администрации Б. Обамы. 9 марта 2015 г. Венесуэла была объявлена США «чрезвычайной и необычной угрозой национальной безопасности». В связи с введенными со стороны США санкциями Президентом Венесуэлы Н. Мадуро принято решение о сокращении штата сотрудников Посольства США в Каракасе (ранее персонал Посольства составлял порядка 700 служащих). Новый виток противостояния между двумя странами связан с избранием в 2017 г. Д. Трампа на пост  Президента США. С августа по ноябрь в отношении Венесуэлы и высшего руководства страны был введен ряд односторонних санкций. ЕС в ноябре 2017 г. также ввел санкции против Венесуэлы, в том числе эмбарго на поставки Венесуэле оружия. 

Венесуэла проводит курс на тесное финансовое, торгово-экономическое сотрудничество и промышленную кооперацию с Китаем. В отсутствии поддержки международных финансовых организаций Китай стал одним из основных кредиторов Венесуэлы. Создана и ведет свою работу Двусторонняя смешанная Венесуэльско-Китайская комиссия высокого уровня, а также многочисленные совместные двусторонние рабочие группы (например, по финансам, промышленности, политике, технологиям и др.).

Стратегическим партнером Венесуэлы также является Российская Федерация. Налаживая сотрудничество с Россией, Венесуэла ожидает получить финансовые и технологические инвестиции в нефтедобывающую и машиностроительную отрасли. Кроме того, Венесуэла проводит политику углубления сотрудничества с Россией в сфере ВПК. Получаемые российские кредиты используются Венесуэлой главным образом для закупки российских вооружений.

Венесуэлой активно поддерживаются контакты с Вьетнамом. Эта азиатская страна интересна Венесуэле прежде всего тем, что в настоящее время со своей открытой экономикой она является участником многочисленных соглашений о зонах свободной торговли. 

Значимым направлением во внешней политике Венесуэлы остается решение пограничного спора с Гайаной по поводу Эссекибо.

Внешнеполитическое руководство Венесуэлы говорит о проводимой против него информационной войне с участием руководства Гайаны, США и транснациональных корпораций, таких как Эксон-Мобил.

Несмотря на диаметральную противоположность позиций, и Венесуэла, и Гайана понимают важность мирного и добрососедского разрешения сложной пограничной ситуации. В ходе переговоров президентов Н. Мадуро и Д. Гранджера с участием генерального секретаря ООН Бан Ки-Муна 28.09.2015 в Нью-Йорке согласованы основные подходы к ее разрешению. Кроме того, принято решение о взаимном возобновлении работы дипломатических миссий.

Международные организации

Одним из приоритетов Венесуэлы является укрепление Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА) с целью формирования в регионе новой модели интеграции. В рамках блока создан Постоянный комитет суверенитета и обороны для координации политики в военной области. Сформированы общая экономическая зона и совместный банк развития.

Большое значение придается развитию Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Объединение в Западном полушарии без участия США и Канады, по планам Каракаса, в перспективе должно заменить Организацию американских государств (ОАГ).

Повышенное внимание Венесуэлой уделяется институционализации Союза южноамериканских государств (УНАСУР), деятельности при нем Южноамериканского совета обороны, а также учрежденного по инициативе Венесуэлы Банка Юга.

В рамках АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК Венесуэла намерена создать альтернативные Западу институты по правам человека. Каракас денонсировал Американскую конвенцию по правам человека и вышел из-под юрисдикции Межамериканского суда по правам человека.

С апреля 2017 г. по политическим мотивам членство Венесуэлы в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР) было приостановлено. Кроме того, в 2017 г. Венесуэла также по политическим мотивам заявила своем выходе из ОАГ.

Венесуэла с ноября 1945 г. является членом ООН.

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с Республикой Венесуэлой

Общая характеристика белорусско-венесуэльских отношений

Несмотря на то что 11 января 1992 г. Венесуэла официально признала независимость Республики Беларусь, в первые годы существования современного белорусского государства с этой латиноамериканской страной на международной арене отношения практически отсутствовали.

Дипломатические отношения были установлены лишь 4 февраля 1997 г. Соглашение подписано в штаб-квартире ООН. Посольство Венесуэлы в Беларуси открыто в декабре 2006 г., Посольство Беларуси в Венесуэле — в октябре 2007 г.

Ситуация изменилась кардинальным образом после визита в 2006 г. в Беларусь Президента Венесуэлы Уго Чавеса. На уровне глав государств были установлены прочные дружественные и доверительные отношения, которые способствовали укреплению и межгосударственных отношений.

Визиты Главы белорусского государства А.Г. Лукашенко в Венесуэлу состоялись 2007 г., 2010 г., 2012 г. В марте 2013 г. Белорусский Президент принял участие в церемонии прощания с Президентом Венесуэлы У. Чавесом.

Президент Венесуэлы У. Чавес пять раз посещал Беларусь (в 2006 — 2010 гг.). Президент Венесуэлы Н. Мадуро нанес официальный визит в Беларусь в июле 2013 г, а также в октябре 2017 г.

Беларусь и Венесуэла плодотворно сотрудничают на двустороннем уровне и в рамках различных международных площадок, в том числе в рамках ООН и Движения неприсоединения.

Важными инструментами расширения политического диалога и торгово-экономического сотрудничества являются Белорусско-Венесуэльская совместная Комиссия высокого уровня и Белорусско-Венесуэльская совместная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

Очередное заседание Белорусско-Венесуэльской совместной Комиссии высокого уровня состоялось в г. Минске 28 — 29 ноября 2017 г.

Стороны активно обмениваются визитами официальных делегаций.

18 — 21 апреля 2013 г. в церемонии инаугурации Президента Венесуэлы Н. Мадуро участвовала делегация Беларуси во главе с Управляющим делами Президента Республики Беларусь Шейманом В.В.

12 по 16 ноября 2015 г. состоялся визит в Венесуэлу официальной белорусской делегации во главе с заместителем Премьер-Министра Республики Беларусь Семашко В.И. В рамках визита прошли переговоры Семашко В.И. и членов делегации с главами ряда венесуэльских министерств и организаций, в т.ч. с Министром жилья и жилой среды М. Кеведо, Министром промышленности Х. Кабельо, Министром сельского хозяйства и земель И. Хилем, Министром экономики и финансов Р. Торресом, Председателем Центрального Банка Венесуэлы Н. Мерентесом, заместителем Министра иностранных дел А. Флемингом, вице-президентом венесуэльской государственной нефтяной компании ПДВСА О. Часином.

Торгово-эконономическое сотрудничество между Республикой Беларусь и Венесуэлой

В декабре 2007 г. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве, заложившее юридическую базу экономического взаимодействия двух стран.

Динамика товарооборота за 2017-2021 гг. (млн. долл.) 

Период

Товарооборот

Экспорт

Темп роста, %

Импорт

Сальдо

2017

10,3

10,0

501,4

0,3

9,7

2018

2,24

2,03

20,3

0,21

1,82

2019

0,43

0,30

14,9

0,13

0,17

2020

1,27

1,06

349,7

0,21

0,85

2021

2,03

1,93

182,3

0,1

1,83

В 2021 году в Венесуэлу поставлено товаров на сумму 1,9 млн. долл. Отмечается существенная товарная диверсификация экспорта – 22 товарные группы (в 2020 г. – 7).

Экспортные позиции:

  • молоко и сливки сгущенные и сухие;
  • печатные книги, брошюры;
  • трубы, трубки, шланги и фитинги из пластмасс;
  • молочная сыворотка;
  • части к двигателям внутреннего сгорания;
  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов;
  • передаточные механизмы машин,
  • оборудования и транспортных средств;
  • прокладки и аналогичные соединительные элементы из листового металла;
  • изделия из вулканизированной резины прочие;
  • насосы воздушные или вакуумные, компрессоры и вентиляторы;
  • электрооборудование для зажигания и пуска двигателей внутреннего сгорания;
  • насосы жидкостные;
  • арматура для трубопроводов;
  • мыло; пружины, рессоры и листы для них из черных металлов;
  • центрифуги, оборудование и устройства для фильтрования жидкостей или газов;
  • центрифуги, оборудование и устройства для фильтрования жидкостей или газов;
  • передаточные механизмы машин, оборудования и транспортных средств;
  • фрикционные материалы и изделия из них; двигатели и силовые установки прочие;
  • части оборудования, не имеющие электрических деталей.

Импорт из Венесуэлы в Беларусь за 2021 год составил 105 тыс. долл. (в 2020 г. – 211 тыс. долл.).

В Беларусь поставлялись товары по 15 наименованиям:

  • обувь с верхом из текстильных материалов;
  • гвозди, кнопки, скобы, винты, болты из меди; изделия из вулканизированной резины прочие;
  • прокладки и аналогичные соединительные элементы из листового металла;
  • обувь с верхом из натуральной кожи;
  • перчатки, рукавицы трикотажные;
  • винты, болты, гайки, заклепки из черных металлов;
  • саквояжи, чемоданы, кейсы, портфели, футляры, дамские сумки;
  • посуда, предметы домашнего обихода из пластмасс;
  • инвентарь и оборудование для занятий спортом;
  • пульты, панели, столы для электрической аппаратуры;
  • крепкие спиртные напитки;
  • инвентарь и оборудование для занятий спортом;
  • фитинги для труб из черных металлов; арматура для трубопроводов.

Взаимный товарооборот в 2021 году составил 2,03 млн. долл. Сальдо положительное – 1,8 млн. долл. В 2021 году экспорт услуг составил 184 тыс. долл. (в области транспорта, здравоохранения, образования и прочие деловые услуги). Действует Белорусско-Венесуэльская совместная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. VII заседание комиссии состоялось 27-28 ноября 2017 г. в г.Минске.

Договорно-правовая база двухстороннего сотрудничества

В качестве приоритетных направлений развития договорно-правовой базы двусторонних отношений будет продолжена работа по подготовке к подписанию Меморандума о взаимопонимании между Министерством юстиции Республики Беларусь и Министерством Народной Власти внутренних дел, юстиции и мира Боливарианской Республики Венесуэла, а также по согласованию следующих проектов международных договоров:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о правовой помощи по гражданским делам;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об экстрадиции.

Белорусско-венесуэльские совместные органы и общественные организации по развитию сотрудничества

Между Республикой Беларусь и Венесуэлой создан ряд совместных структур для содействия развитию и укреплению политического диалога, отношений в торгово-экономической и других сферах.

  • Белорусско-Венесуэльская совместная Комиссия высокого уровня. Пятое заседание состоялось в г. Каракасе 29 — 30 сентября 2011 г.;
  • Белорусско-Венесуэльская совместная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Очередное заседание проведено в г. Минске 28 — 29 ноября 2017 г.

Белорусско-венесуэльские региональные и побратимские связи

Между городом Могилевом, Республика Беларусь, и городом Баринас, Венесуэла, 17 августа 2007 г. установлены побратимские связи.

Регистрация компаний или обществ в Венесуэле

Наиболее распространенной юридической формой ассоциации для ведения бизнеса в Венесуэле является акционерное общество (АО, Compañía Anónima), положения которой в основном регулируются Коммерческим кодексом.

Акционерные общества определены в п. 3 ст. 201 Коммерческого кодекса следующим образом:

«Акционерное общество – общество, в котором социальные обязательства гарантируются определенным капиталом и в котором партнеры не имеют обязательств, кроме размера своей доли».

В рамках этого типа компаний их представителям разрешается заниматься законной формой бизнеса по своему выбору, например: сфера услуг, производство товаров, импорт, экспорт и др.

Законодательством Венесуэлы определено, что базовая структура АО должна включать:

  • двух или более партнеров или акционеров;
  • одного уполномоченного (дипломированный бухгалтер или экономист);
  • одного генерального директора (может быть выбран среди акционеров);
  • одного президента или директора (может быть выбран среди акционеров);
  • уставный капитал – от 10.000 боливаров (около 2320 долл.), которые могут быть внесены наличными на банковский счет компании или в соответствующий перечень активов.
  • адрес головного офиса (указывается в учредительных документах и является основным требованием для регистрации идентификационного номера налогоплательщика).

В Венесуэле компании могут иметь банковские счета в иностранной валюте в соответствии с положениями, содержащимися в Соглашении об обмене № 20 (Convenio Cambiario N°20), подписанном между Национальной исполнительной властью и Центральным банком Венесуэлы (BCV), и Постановлениях BCV № 12-09-01 и № 13-03-01 (Правила, регулирующие счета в иностранной валюте в национальной финансовой системе).

Требования для регистрации или создания компании в Венесуэле:

1. Наличие названия или фирменного наименования компании.

2. Для иностранцев – копия паспорта с соответствующей визой TR-N (transeúnte de negocios, бизнесмен), TR-I (transeúnte inversionista, инвестор), TR-E (transeúnte empresario, предприниматель).

3. Действительная регистрация в Едином реестре инвесторов (RUI).

4. Учредительные документы: необходимо определить, нужны ли специальные разрешения, выдаваемые государственными органами, или же существует конкретное применимое юридическое ограничение. Также необходимо указать географическое и экономическое положение, в котором АО будут вести свой бизнес.

5. Расчет стоимости за регистрацию и платеж в национальное казначейство.

6. Подтверждение об оплате сборов за регистрацию компании.

7. Копия об оглашении торгового реестра в коммерческих газетах.

8. Регистрация в Едином реестре фискальной информации.

9. Выдача и заверение книг бухгалтерского учета.

Регистрация иностранной инвестиционной компании должна соответствовать всем процедурам, указанным выше, а затем необходимо запросить ее регистрацию в Бюро регистрации иностранных инвестиций (la Oficina de Registro de Inversiones Extranjeras  perteneciente al Ministerio del Poder Popular para el Comercio  Exterior e Inversión Internacional), расположенному в Каракасе.

1. Иностранными инвестициями считаются те, основной капитал которых состоит из международных инвестиций (на 50% и более). Этот капитал представлен в национальной или иностранной валюте.

2. Уставный капитал компании может состоять из денежных средств в иностранной валюте (доллары, евро, юани и т.д.), средств производства (машины и оборудование) или потребительских товаров (товары, сырье) и нематериальных товаров, таких как товарные знаки, модели и другие активы интеллектуальной собственности.

3. Основные средства должны быть физически расположены на 100% в Венесуэле.

4. Если в Венесуэле запрашивается финансирование для первоначального капитала, оно не должно превышать 15% от капитала компании.

5. Первоначально требуются минимальные инвестиции в размере 800.000 евро или 6.500.000 юаней или их эквивалента в другой иностранной валюте. Эти цифры относятся к эффективно оплаченному капиталу.

6. Орган по управлению иностранными инвестициями может санкционировать незначительную инвестицию, размер которой не может быть ниже 10% от вышеупомянутых сумм.

7. Иностранные инвестиции должны оставаться в Венесуэле не менее двух лет.

8. Разрешается репатриировать 100% годовой прибыли.

9. Допускается частичная репатриация суммы прибыли сроком до 3 лет.

10. Для всех коммерческих операций необходимо использовать национальную финансовую систему Венесуэлы.

11. Уплата налогов будет производиться в иностранной валюте.

12. Денежные переводы в размере 100% капитала могут быть отправлены за границу путем продажи акций или ликвидации иностранных инвестиций.

13. Регистрация в органе управления аккредитует компанию в качестве иностранного инвестора со всеми обязанностями и правами, предусмотренными законом.

В Венесуэле также могут работать иностранные юридические лица или компании. Когда иностранные компании прибывают в Венесуэлу с целью извлечения выгоды и коммерциализации отрасли, они должны легализовать свой статус и «прописаться» в стране. После регистрации в Торговом реестре эти компании сохраняют свое иностранное подданство, но считаются уже национальными компаниями. Следовательно, они должны соответствовать тем же юридическим, трудовым, административным и налоговым требованиям, что и национальные компании.

Учреждение иностранной компании.

Гражданский кодекс Венесуэлы абсолютно ничего не говорит о национальной принадлежности юридических лиц гражданского характера, в отличие от Торгового кодекса (статья 354), который устанавливает, что:

  1. компании, зарегистрированные в иностранном государстве, которые имеют в Венесуэле основной объект деятельности, торговли или производства, считаются национальными компаниями;
  2. компании, которые зарегистрированы в иностранном государстве, и имеют на территории Венесуэлы только филиалы или хозяйства, которые не являются их основными объектами деятельности, сохраняют свою национальность, но считаются зарегистрированными (имеющими юридический адрес) в Венесуэле.

Из статьи 354 Торгового кодекса видно, что венесуэльский законодатель принял критерий определения венесуэльской национальности по факту наличия у компании в Венесуэле основного объекта деятельности, торговли или промышленность, не принимая во внимание страну ее регистрации.
И наоборот, квалифицирует как иностранные те компании, которые не имеют основных объектов деятельности в Венесуэле.

Оба типа компаний, независимо от того, являются ли они коллективными или коммандитными, должны соответствовать тем же требованиям, которые установлены для национальных компаний; а если они являются акционерными обществами – регистрируются в Торговом реестре по месту, где находится агентство или хозяйство, и опубликуют в местной газете общественный договор и другие документы, необходимые для создания компании, в соответствии с законами своей страны, а также должным образом заверенные копии статей, относящиеся к этим законам.

Требования к учреждению филиала иностранных коммерческих компаний в Венесуэле:

1. Для иностранцев – копия паспорта с соответствующей визой TR-N (transeúnte de negocios, бизнесмен), TR-I (transeúnte inversionista, инвестор), TR-E (transeúnte empresario, предприниматель).

2. Регистрация в Едином реестре инвесторов (RUI).

3. Доверенность, заверенная венесуэльским юристом.

4. Легализованная копия учредительного документа.

5. Легализованная копия оснований страны происхождения коммерческой компании для целей открытия филиала.

Все документы обязаны быть должным образом легализованы, апостилированы и переведены на испанский язык.

Стоимость учреждения компании в Венесуэле:

1. Резервирование названия – 1 петро или 56,62 долл.

2. Устав компании – 1 петро или 56,62 долл. За 1 лист – 0,05 петро или 2,83 долл. Два процента от уставного фонда.

3. Регистрация – 0,5 петро или 28,31 долл.

4. Бухгалтерские книги – 0,1 петро или 5,66 долл.

5. Получение идентификационного номера налогоплательщика.

 Итого стоимость регистрации составляет 5,56 петро или 314,24 долл. + 2% от уставного фонда. В стоимость не включена оплата профессиональных или ускоренных процедур. 

Ограничения для инвестиций в недвижимость иностранцами.

Для иностранцев, законно проживающих в Венесуэле, существуют определенные юридические ограничения на приобретение недвижимости на национальной территории, такие как: пограничная охранная зона, районы, прилегающие к берегам морей, озер, островов и судоходных рек, транспортные коридоры нефтепроводов, газопроводов, многоцелевых трубопроводов, водопроводов и магистральных линий электропередач, районы, прилегающие к военным и государственным объектам, стратегические отрасли и службы жизнеобеспечения, воздушное пространство над военными объектами, основными, стратегическими производствами и службами жизнеобеспечения, районы, прилегающие к воздушным, наземным и водным путям сообщения первого порядка и в любой другой зоне безопасности, которая считается необходимой для обеспечения безопасности и защита нации. Однако эти ограничения являются относительными, поскольку их можно преодолеть после выдачи соответствующих юридических разрешений.

 

К содержанию

Статья подготовлена на основании информации Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики БеларусьПосольства Республики Беларусь в Боливарианской Республике Венесуэла, а также сведений из иных источников. Данный материал не ориентирован на какую-либо определенную аудиторию по отраслевому или иному признаку. В этой связи информация может быть полезной  для тех, кто уже давно работает на рынке Венесуэлы и кто только собирается приходить на данный рынок. В любом случае будем благодарны за вопросы, отзывы и пожелания по дальнейшему развитию данного материала. Все они будут рассмотрены и, по возможности, учтены. Если у Вас есть информация, которая может быть интересна и полезна посетителям данной страницы, напишите нам.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на портал www.export.by. 

С наилучшими пожеланиями,

Администрация портала www.export.by

Вернуться к выбору путеводителя